LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 68
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

явлениям, к-рые за-
держивают и искажают прогрессивное развитие личности и общества.
К. Маркс ставил Д. как писателя «наравне с Лессин-гом и Дидро» (Маркс К. и Э н т
е л ь с Ф., Соч., т.
33, с. 266), а Ф. Энгельс считал его, наряду с Чернышевским, одним из «...двух
социалистических
Лес-сингов...» (там же, т. 18, с. 522), т. е. просветителем, взгляды к-рого
приняли социалистич.
форму. Обществ. идеал Д. — идеал эпохи, когда, по словам В. И. Ленина,
демократизм сливался ещё
с социализмом, не разошёлся с ним (см. ПСС, т. 1, с. 280, 299).
* Собр. соч., т. 1 — 9, М.—Л., 1961—64. * Плеханов Г. В., Д. и Островский, в
кн.: Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958;
Полянский В. [Лебедев П. И.], Н. А. Д. Мировоззрение и лит.-критич.
деятельность, М., 1933; Наумова ?. ?.,
Социологии., филос. и эстетич. взгляды.Н. А. Д., М., 1960; Соловьев Г. А.,
Эстетич. воззрения Чернышевского и Д., М.,
1974; Кружков В. С., Н. А. Д. Жизнь, деятельность, мировоззрение, M., 1976.
В. Ф. Пустарнаков.
ДОГМА (от греч. ????? — мнение, решение, учение, постановление), доктрина или
отд. её
положения, принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и
практич.
проверки, а лишь на основе рели г. веры или слепого подчинения авторитету. Д.
рассматриваются их
приверженцами как незыблемые независимо от конкретной реальности, условий места
и времени.
Так, основу любых религий составляют принимаемые на веру, обязательные для всех
верующих
догматы, к-рые не могут подвергаться сомнению и критике. В науке форму Д.
нередко обретают те
или иные устаревшие положения, поддерживаемые и защищаемые консервативно
мыслящими
учёными. Марксизм-ленинизм — решит. противник любых Д. Его основоположники
подчёркивали,
что они рассматривают своё учение не в качестве Д., а как отражение непрерывно
развивающейся
действительности и как руководство к действию.
ДОГМАТИЗМ, антиисторич. недиалектич. схема-тически-окостеневший тип мышления,
при к-ром
ана-лиз и оценка теоретич. и практич. проблем и положений производится без учёта
конкретной
реальности, условий места и времени. Термин «Д.» введён др.-греч. скептиками
Пирроном и
Зеноном, отрицавшими возможность истинного знания и обвинявшими в Д. философов,
делавших к.-
л. утвердит. выводы о субстанции вещей, В дальнейшем содержание термина
эволюционировало.
Кант считал Д. всякое познание, не основанное на предварит. исследовании его
возможностей и
предпосылок. Для Гегеля Д. — это метафизич., рассудочное мышление.
Гносеологич. основа Д. — одностороннее отношение к истине, признание в ней абс.
момента при
одновременном игнорировании её относительности. Психологически Д. покоится на
слепой
приверженности к однажды выработанным или усвоенным приёмам и способам познания
и
деятельности. Социальные истоки Д. связаны с классовой, групповой, а подчас и
индивидуальной
заинтересованностью в отстаивании, сохранении и упрочении определ. положений и
представлений,
обеспечивающих стабильное положение субъекта. Непременным признаком Д. является
отрыв тео-
рии от практики. В. И. Ленин подчёркивал: «Не мо-
жет быть догматизма там, где верховным и единствен-ным критерием доктрины
становится —
соответствие ее действительным процессам общественно-экономического развития»
(ПСС, т. 1, с.
309). Абстрактно-догма-тич. мышлению материалистич. диалектика противопоставляет
положение о
том, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Это предполагает
всесторонний учёт
диалектич. взаимосвязей исследуемого объекта, учёт тенденций его развития (см.
Истина).
Д. в междунар. коммунистич. и рабочем движении присущ как правому, так и
«левому»
оппортунизму. Решит. борьба с Д. — важнейшая предпосылка творч. развития теории
и успешной
практической деятельности.
• Ленин В. И., Против Д., сектантства, «левого» оппортунизма. [Сб.], ?., 19713;
Программные документы борьбы за мир,
демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих
партий. Документы и материалы,
М., 1969; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Парамонов Н. 3.,
Критика Д., скептицизма и реля-
тивизма, М., 1973; 3 а б о т и н П. С., Преодоление заблуждения в науч.
познании, М., 1979.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО в логике, процесс (метод) установления истины, обоснование
истинности
суждения. Термин «Д.» допускает ряд пониманий, отличающихся друг от друга по
степеням
общности. Однако во всех модификациях понятия Д. отчётливо прослеживаются две
противоположные тенденции. Первая обусловлена относительностью и содержат.
характером
понятия истины, поскольку оно означает соответствие (более или менее точное и
полное) нек-рой
части реальной действительности. Вторая связана с тем, что Д. должно
гарантировать истинность
тезиса — именно в этом состоит специфика понятия Д., выделяющая его из более
широкого класса
процедур, к-рые являются подтверждениями тезисов и могут обладать большей или
меньшей
степенью убедительности. Понятие Д. должно служить полным подтверждением
истинности
доказываемого предложения, а потому носить дедуктивный (см. Дедукция) характер;
отсюда тенден-
ция ко всё большей формализации понятия Д.
Противопоставление содержат. и формального аспектов понятия Д. проявляется
прежде всего в
различии широкого и узкого понимания этого термина.
Д. в широком смысле — это любая процедура установления истинности к.-л. суждения
(наз. тезисом,
или заключением, данного Д.) как при помощи нек-рых логич. рассуждений, так и
посредством
чувств. восприятия нек-рых физич. предметов и явлений. Именно такой характер
имеют Д.,
обоснования большей части утверждений гуманитарных наук, а в ещё более
отчётливой форме —
эмпирич. (экспериментальные или основанные на данных наблюдений) Д. в естеств.
науках. Хотя все
такие Д. включают в качестве составных частей дедуктивные фрагменты —
умозаключения,
связывающие ссылки на опыт с доказываемым тезисом, их можно считать
индуктивными, т. к. здесь
имеет место переход от частных посылок к общим заключениям (индукция),
совершаемый (в неявной
форме) по правилам индуктивной логики.
Д. в узком смысле, слова, характерные для дедуктивных наук (логики, математики и
построенных по
их образцу и на их основе разделов теоретич. физики), представляют собой цепочки
правильных
умозаключений, ведущих от истинных посылок (исходных для данною Д. суждений) к
доказываемым (заключит.) тезисам. Истинность посылок не должна обосновываться в
самом Д., а
должна к.-л. образом устанавливаться заранее.
Последоват. развитие этой традиц. (идущей от Аристотеля) концепции Д., связанное
с
аксиоматическим методом, потребовало существ. её уточнения и даже пересмотра.
Однако
произведённый Гильбертом пере-
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО 173
смотр понятия Д. на рубеже 19—20 вв. не был до конца последовательным. В связи с
обострившимися проблемами непротиворечивости науч. теорий Гильберт выдвинул
программу
формализации Д. дедуктивных . теорий, предполагающую не только явное указание
всех исходных
понятий и исходных предложений (аксиом) каждой данной теории, но л такое же
явное указание всех
используемых в выводах (в частности, в Д.) этой теории логич. средств. При такой
постановке во-
проса проблема убедительности (правильности) Д. получает объективный характер.
Оказалось
возможным представить науч. теорию в виде исчисления, или формальной системы,
состоящей из
формул, получающихся из формул нек-рого исходного запаса (аксиом) посредством
чисто механич.
применения правил вывода.
Последоват. формализация понятия Д. открывает возможность передачи нек-рых
функций человека
электронным вычислит. машинам. Однако из этого не следует заключение о
возможности сведения
всех содержат.
аспектов понятия Д. к формальным: правила вывода, хотя они и имеют дело с
формальными объ-
ектами (формулами), формулируются на содержат. языке, а все проблемы, касающиеся
природы
формальных исчислений в целом, ставятся и решаются чисто содержат. средствами
(см.
Метатеория). Именно эти содержат. рассуждения (и содержат. Д.) составляют
предмет самой теории
Д.
Более того, было доказано, что задача полной и одновременно непротиворечивой
формализации даже
таких относительно простых математич. теорий, как арифметика (теория чисел), в
принципе
неосуществима, так что в них всегда имеется нек-рый «неформализуе-мый остаток»
(К. Гёдель,
1931). Наконец, никакая формализация дедуктивных теорий не снимает проблемы их
интерпретации, т. е. соотнесения с нек-рой описываемой ею и внешней для неё
реальности, адекват-
ность к-рого только и может быть в конечном счёте обоснованием истинности теории
в целом. См.
также Интуиционизм, Конструктивное направление.
• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, M a p к с К. и Э н г е л ь с ?., Соч., т. 20; Ленин
В. И., Материализм и змпириокритицизм,
ПСС, т. 18; Гильберт Д., Основания геометрии, пер. с нем., М.—Л., 1948; Тарский
А., Введение в логику и методологию
дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; А с-м у с В. Ф., Учение логики о Д. и
опровержении, [M.], 1954; Клини С. К.,
Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957; ? о и а Д., Математика и
правдоподобные рассуждения, пер. с англ.,
?., 19752; Т а к е у т и Г., Теория Д., пер. с англ., М., 1978; Д ? а г а л и н
А. Г., Математич. интуиционизм. Введение в
теорию Д., М., 1979; Крайзель Г., Исследования по теории Д., пер. с англ., М.,
1981.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ОТ ПРОТИВНОГО (лат. reduc-tio ad absurdum), вид доказательства,
при к-
ром «доказывание» нек-рого суждения (тезиса доказательства) осуществляется через
опровержение
противоречащего ему суждения — антитезиса. Опровержение антитезиса при этом
достигается
установлением факта его несовместимости с к.-л. заведомо истинным суждением.
Этой форме Д. от
п. соответствует след. схема доказательства: если В истинно и из А следует
ложность В, то А —
ложно. Другая, более общая форма Д. от п. — это доказательство путём
опровержения (обоснования
ложности) антитезиса по правилу: допустив А, вывели противоречие, следовательно
— не-А. Здесь А
может быть как утвердительным, так и отрицательным суждением. В последнем случае
Д. от п.
опирается на двузначности принцип и закон двойного отрицания. Помимо указанных
выше,
существует «парадоксальная» форма Д. от п., применявшаяся уже в «Началах»
Евклида: суждение А
можно считать доказанным, если удастся показать, что А следует даже из допущения
ложности А.
• Слупецкий Е., Борковский Л., Элементы математич. логики и теория множеств,
пер. с польск., М., 1965.
174 ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ДОКСОГРАФЫ [новолат. Doxographi, от греч. ???? (мн. ч. ?????) — мнение,
воззрение и ????? —
описываю], термин, введённый в сер. 19 в. Г. Узенером для обозначения древних
авторов,
работавших не в жанре «жизнеописаний» (биографы), а в жанре «взглядоопи-саний»
философов, и
закрепившийся в науке благодаря классич. труду Г. Дильса «Греческие Д.»
(Berolini, 1879), в к-ром
сохранившиеся (в основном фрагментарно) образцы доксографич. лит-ры были впервые
собраны и
критически изданы. Д. в собств. смысле называют только авторов сборников типа
????? (лат. Placita),
в к-рых «мнения» философов группировались но тематич. рубрикам и излагались в
проблемно-систе-
матич. порядке, противопоставляя их прежде всего авторам «Преемств» (греч.
????????, лат.
Successiones), т. е. историй филос. школ, дававших наряду с биографиями
целостные описания отд.
филос. систем. Но поскольку авторы «Преемств» пользовались источниками Д., такие
описания
также называют «доксографией». Термин «доксография» шире, чем термин «Д.»:
напр., можно
говорить о «доксографии» у Аристотеля, но неправильно называть его
«доксографом». Наконец, док-
сографию как описание взглядов к.-л. философа (часто в терминах др. филос.
системы)
противопоставляют дословным цитатам из его соч. — фрагментам, вместе они
составляют два осн.
класса источников для реконструкции учений тех философов, соч. к-рых утрачены.
Термин
«свидетельства» (testimonia) часто употребляется для обозначения косвенных
свидетельств —
совокупности доксографич. и биографич. сообщений, и в этом смысле
противопоставляется
фрагментам.
Систематич. доксография зародилась в 4 в. до н. э. в Ликее (так же, как и
биография — Аристоксен);
её теоретич. основой было методологич. требование Аристотеля предпосылать
собств. исследованию
предмета изложение и критику «мнений предшественников». Теофраст составил первый
доксографич. компендий — «Физич. мнения», или, иначе, «Историю физики», в 18
кн.,
охватывавший период от Фалеса до Платона включительно. «Физич. мнения» были если
не единст-
венным (вопреки Дильсу), то всё же осн. источником по досократовской мысли для
последующих Д.
В 1 в. до н. э. материал Теофраста был использован в «Мнениях философов»
(Placita philosophorum, т.
н. Аэтий) — единственном (не считая зависящей от него «Истории философии»
Псевдо-Галена)
сохранившемся доксографич. компендии. Помимо фрагментов «Физич. мнений»
Теофраста и
компендия т. н. Аэтия в корпус «Греч. Д.» входят: эксцерпты из 1-й кн. «О
природе богов» и 1-й кн.
«О благочестии» Филодема; 1-я кн. «Опровержения всех ересей» («Философумены», до
сер. 19 в.
неправильно приписывалась Оригену) епископа Ипполита Римского (170—236);
сохранённый
Евсевием отрывок из «Стромат» Псевдо-Плутарха (ок. 150), и др.
Доксография имеет огромное значение для реконструкции досократовской, в меньшей
мере —
эллинистич., философии (напр., милетская школа известна только из доксографии).
Часто это не
просто описание, а перевод на язык той филос. школы, к к-рой принадлежат Д.
• D i e l s H., Doxographi Graeci, В., 1929 (на рус. яз. краткое изложение
теории Дильса— в кн.: Т а н н е p и П., Первые
шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, с. 19—30); Маковель-ский А. О., Досократовская
философия, ч. 1 — Обзор источ-
ников, Казань, 1918; M с D i а г m i d J. В., Theophrastus on the presocratic
causes, «Harvard Studies in Classical Philology»,
1953, v. 61, p. 85 — 156; G i u s t a M., I dossografi di etica, Torino, 1964.
ДОКТРИНА (лат. doctrina — учение), нек-рое систематизированное учение (обычно
философское,
политическое или идеологическое), связная концепция, совокупность принципов.
Термин «Д.» (в
отличие от почти синонимичных ему «учение», «концепция», «теория») чаще
встречается при
обозначении взглядов с оттенком схоластичности и догматизма (откуда выражения:
«доктринёр» об
упорном защитнике устаревших Д., «доктринёрский», «доктринёрство»).
ДОЛГ, категория этики, в к-рой выражается нравств. задача отд. индивида, группы
лиц, класса,
народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них
внутренне
принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия
должного,
обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм).
В истории
нравств, сознания человечества содержание Д. толковалось различно, сообразно
общесоциальному
или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху;
оно всегда
было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. По своему
общечеловеч.
содержанию понятие Д. включает в себя выполнение ряда исторически выработанных
«простейших
правил человеч. общежития». Что касается природы Д., то данная проблема всегда
была ареной
столкновения различных школ и направлений фи-лос. этики. Основания Д.
связывались с той или
иной формой толкования нравств. необходимости (исполнения божеств. велений, к.-
л. космич. или
потусторонних законов, офиц. или неофиц. обществ. установлений,
самоосуществления внутр.
потенций личности и т. д.). В марксистской этике моральный Д. рассматривается
как конкретизация
общих требований морали, имеющих историч. происхождение, применительно к
возникшим
обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, к-рые
определяют условия и
меру его личной ответственности и составляют содержание его мотивов и совести. В
Д., т. о.,
выражается нравств. специфика социально-идейной позиции личности во отношению к
создавшейся
обществ. ситуации, конфликту и расстановке классовых сил и т. п., внутр.
убеждений и способов их
реализации.
В коммунистической нравственности Д. человека осмысляется прежде всего в плане
борьбы за
уничтожение эксплуатации и построение социализма и коммунизма.
M a p к с К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, с. 235—36; Ленин В. И.,
Гос-во и революция, ПСС, т. 33, гл. 5; е г о
ж е, Задачи союзов молодежи, там же, т. 41; А р-хангельский Л. М., Курс лекций
по марксистско-ленинской этике, М.,
1974.
ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Ргё-socratiques; англ. Presocratics),
новоевроп. термин
для обозначения ранних греч. философов 6—5 вв. до н. э., а также их ближайших
преемников в 4 в.
до н. э., не затронутых влиянием аттической «сократич.» традиции. Термин
укрепился в междунар.
историко-фи-лос. практике гл. обр. благодаря классич. труду нем. филолога Г.
Дильса (1848—1922)
«Фрагменты досокра-тиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker», 1903), в к-ром
впервые были с науч.
полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших ан-
тич. авторов
фрагменты из утраченных соч. Д., а также доксографич. (см. Доксографы) я
биографич. свидетель-
ства о них. Собрание Дильса объединяет св. 400 имён (большая часть их остаётся
голыми именами),
в т. ч. софистов, к-рых, однако, не принято называть «Д.» (поэтому нек-рые
авторы предпочитают
говорить о «дософистич.», а не «досократич.» философии), а также фрагменты
предфилос.
теокосмогоний (см. Орфизм, Ферекид).
Дильс исходил из антич., широкого значения термина «философия», поэтому
«Фрагменты Д.» вклю-
чают много материала, к-рый относится к истории математики, медицины и т. д.
(вплоть до
кулинарного иск-ва).
Философия Д. развивалась на Востоке — в ионийских городах М. Азии и на Западе —
в греч.
колониях Юж. Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на
«ионийскую»
(милетская школа и её последователи) и «италийскую» (пифагореизм и элейская
школа) ветви. В
целом для вост., ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к
конкретному
многообразию чувств. мира, преимуществ, ориентация на материально-веществ.
аспект мира, от-
теснённость антропологич. и этич. проблематики (исключение — Гераклит с его
пафосом религ.-
нравств. реформатора); для зап., италийской, традиции — примат рационально-
логич. начала над
чувственным, преимуществ, интерес к формальному, числовому и вообще структурному
аспекту
вещей, первая постановка гно-сеологич. и онтологич. проблем в чистом виде,
нередко религ.-
эсхатологич. интересы. В центре внимания всей философии Д. — космос, .
понимаемый — с
помощью доминирующего у Д. метода аналогии — либо биоморф-но (см. Гилазоизм],
либо
техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (см. Дике), либо — у пифагорейцев —
на основе
числовых моделей; существ. роль у Д. продолжают играть унаследованные из донауч.
картины мира
бинарные оппозиции. Уникальное место среди Д. в этом смысле занимают Парменид и
его школа,
впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологич. наследства — двоичных

<< Пред. стр.

страница 68
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign