LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 66
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ассоцианизме и др. теориях, изучавших психику в аспекте ощущений, восприятий,
представлений),
уделяют преимущест. внимание динамич. аспектам психики — побудительным мотивам,
влечениям,
интересам, конфликтам личности и т. д. Поведение человека трактуется при этом
как результат
действия внутрипсихич. сил, стремлений и т. д., к-рые понимаются как бессознат.
влечения
(психоанализ и др. направления глубинной психологии), инстинкты (К. Лоренц),
целевые действия
(У. Мак-Дугалл), силы поля (К.Левин) и др. К Д. п. относят также направления в
психологии
личности, к-рые трактуют личность как динамич. саморазвивающуюся систему (Г.
Олпорт, Г. Мёрфи
и др.), отрицая при этом определяющую роль социально-историч. обстоятельств в её
формировании.
ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (???????? ? ????????-????) (неизвестно, из понтийской или
критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до н. э.), др.-греч. естествоиспытатель и
натурфилософ. В 20-х гг.
5 в. до н. э. жил и учил в Афинах — его учение пародировал Аристофан в «Облаках»
в 423. По
свидетельству Деметрия Фалер-ского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее
всего —
судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н. э. Симпликий держал в руках
(утраченный для
нас) трактат Д. А. «О природе», выписал из него неск. ценных цитат (почти все
наши фрагменты);
уже Сим-пликию были недоступны соч. «Против софистов» (т. е. против философов —
словоупотребление 5 в.), «Метеорология» и физиологоанатомич. трактат «О природе
человека». Д. А.
возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением
Анаксагора о космич.
«разуме», к-рый он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное
свойство «воздуха»,
и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой
пустоте, наполненной
анак-сименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и
распадаются бесчисл.
миры, целесообразное устройство к-рых обеспечивается присутствием в них космич.
«разума»
Анаксагора — такова Вселенная Д. А., казавшаяся Теофрасту (и нек-рым совр.
исследователям)
«эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, элейской школы
и
заимствования из космогонии Анаксимандра — и тем не менее, правильнее будет
говорить об
органич. синтезе.
Натурфилософия Д. А.— монистич. реакция на плю-ралистич. системы Эмпедокла,
Анаксагора и
Левкиппа (против к-рых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистич.
реакция на
присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что 4
элемента
Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», т. к. иначе они не могли
бы переходить
друг в друга и взаимодействовать, Д. А. фактически формулирует платоновско-
аристотелевское по-
нятие бескачеств. материи (Аристотель сам сознавал, что Д. А. предвосхитил его
теорию субстрата
противоположностей). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях»
(ключевой
термин у Д. А.) субстанцию с воздухом (к-рый сам по себе лишён качеств), Д. А.
впервые применяет
телеологич. аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к
натурфилософии
Платона и Аристотеля: регулярность космич. циклов и «наилучшее из всех возможных
устройство»
мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью
порождающего его на-
168 ДИОГЕН
чала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслит.
субстанция — это
душа-дыхание-воздух. Воздух — не только генетич., но и управляющий принцип мира:
как таковой
— он «бог», к-рый «правит». В целом философия природы Д. А. ближе всего к
традиции Гераклита и
стоиков. Его влияние чувствуется в стоич. концепции «пневмы» и «провидения».
* Фрагменты: DK II, S. 51—66; lonici. Testimonialize е frammenti, ed. A.
Maddalena, Firenze, 1963, p. 244.
• T h e i l e r W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf
Aristoteles, Z.— Lpz., 1925; Jaeger W. W., The
theology of the early Greek philosophers, Oxf., 1948; Z a-f i r o p u l o J.,
Diogene d'Apollonie, P., 1956.
ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ (???????? ????????) (1-я пол. З в.), автор единственной
сохранившейся
биографич. истории др.-греч. философии, близкой к жанру «преемств» и содержащей
также
доксографич. материал (см. Доксографы). Полное заглавие в Парижском кодексе:
«Жизни и мнения
прославленных философов вместе с сокращенным сводом воззрений каждой философской
школы».
Структура соч. определяется искусств. разделением всех филос. школ на две
цепочки «преемств»:
«ионийскую» (от Анаксимандра до стоицизма, кн. II — VII) и «италийскую» (от
Пифагора до
Эпикура, кн. VIII—X); выпадающие из этой схемы Гераклит и Ксенофан трактуются
как «спорадич.»
философы (кн. IX, гл. 1—2). «Жизни и мнения» — компиляция, сотканная из цитат
многочисл.
предшественников Д. Л., часто вставленных одна в другую и нарушающих связность
изложения или
даже ошибочно приписывающих взгляды одних философов другим. Д. Л. цитирует
(часто из вторых
и третьих рук) св. 200 авторов и 300 произв. Исто-рич. ценность компиляции
неравномерна;
содержащие много доброкачеств. материала жизнеописания Пифагора, Эмпедокла,
Платона,
Аристотеля и стоиков контрастируют с карикатурной биографией Гераклита,
уникальная своими
аутентичными письмами и фрагментами Эпикура X книга несравнима со стоич.
адаптацией учения
Аристотеля (кн. V) или подложными письмами досократиков. Возможно, что сам Д. Л.
был фи-
лософски индифферентен: судя по его эпиграммам на смерть философов, он мыслил
свой труд как
произв. изящной словесности (ср. повышенный интерес к анекдотам, скандальной
хронике и
пикантным историям). Соч. Д. Л. — один из важнейших источников информации о
греч. философах.
• Diogenis Laertii Vitae philosophorum, v. 1—2, Oxf., 1964; в рус. пер.— О
жизни, учениях и изречениях знаменитых
философов, М., 1979.
• Лосев А. Ф., Диоген Лаэрций — историк античной философии, М., 1981; Hope R.,
The book of
Diogenes Laer-tius; itsspiritand its methods, N. Y., 1930; M e i e r J.,
Diogenes Laertius and his Hellenistic
Background, Wiesbaden, 1978 (лит.). ДИОГЕН СИНОПСКИЙ (???????? ????????) (ум.
ок. 330—320
до н. э.), др.-греч. моралист. Прибыв в Афины и познакомившись с этич. учением
Антисфена, стал
осуществлять его в своей жизни. Своими противниками Д. С. был прозван собакой, а
его
последователи—киниками (от греч. ???? — собака). До нас не дошли соч. Д. С.
(приписанные ему
письма были созданы позднее), и неизвестно, излагал ли он вообще своё учение в
письм. форме.
Д. С. отвергал всякое знание, лишённое этич. направленности (Диоген Лаэртий VI
103; Элиан,
Пёстрые рассказы X, 11). Он жил в бочке (пифосе), сведя до минимума свои
потребности и
существуя на подаяние; достигнутая таким способом независимость от внеш. влияний
была, по
утверждению Д. С., доблестью и высшим счастьем, уподобляющим киника божеству
(Дион
Xpиcocтом VIII 27—35;VI l, 7,31,35). Д. С. жестоко высмеивал всех тех, кто
дорожил традиц.
формами жизни, он не признавал отечества, единств. законом для себя считал закон
природы и
объявлял себя «гражданином мира» (Диоген Лаэртий VI 24—29, 32, 38, 63; Лукиан,
Распродажа
жизней 8; Арриан, Беседы с Эпик-тетом III 22, 24, 27, 60). Диоген отвергал брак,
идеализировал
жизнь животных и первобытных людей. Ра-
зум и воспитание должны, по мнению Д. С., помочь человеку вернуться к природе.
* Finley ?. I., Aspects ol antiquity. Discoveries and
controversies, L., 1968, p. 89—101; см. также лит. к ст.
Киники.
ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ, см. Псевдо-Дионисий Ареопагит.
ДИОНИСИЙСКОЕ, см. Аполлоновское и дионисийское.
ДИСКРЕТНОСТЬ (от лат. discretus — разделённый, прерывистый), прерывность;
противопоставляется непрерывности. Напр., дискретное изменение к.-л. величины во
времени — это
изменение, происходящее через определ. промежутки времени (скачками). Д.
означает также
зернистость строения материи, её атомистичность. См. Непрерывность и
прерывность.
ДИСКУРСИВНЫЙ (позднелат. discursivus, от dis-cursus — рассуждение, довод,
аргумент),
рассудочный, понятийный, логический, опосредствованный (в отличие от
чувственного,
созерцательного, интуитивного, непосредственного).
ДИСТАНЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (лат. distantia — расстояние), степень ощущаемого отличия
собственной социальной группы от той, к к-рой принадлежат др. участники
взаимодействия. В
социальной психологии термин «Д. с.» используется для сравнит. описания
психологич. близости
между людьми; при этом различают интимную, личностную и публичную дистанции как
вариации
расстояния, к-рое предпочитает удерживать индивид между собой и партнёром по
общению.
Минимальная Д. с. выражается в полноте и дозволенности проявления чувств.
непосредственности,
открытости индивида в отношениях с партнёром. Но чем больше Д. с., тем сильнее
замкнутость,
недоверие к представителям иной группы, желание свести к минимуму необходимое
общение.
Д. с. возникает на основе реальных экономич., по-литич., культурных,
национальных, возрастных
различий между социальными группами, к к-рым принадлежат взаимодействующие
индивиды.
Однако эти различия специфически преломляются в обществ. психологии, причём
значимость той
или иной характеристики обусловливается её причастностью к доминирующим в
группах ценностям.
Это создаёт предпосылки для оценочного (с т. зр. выше—ниже) отношения к своей и
чужой группе,
порождая в антагонистич. обществе множество предрассудков и социальных
стереотипов мышления,
приписывающих группе «мы» всяческие добродетели, а группе «они» — лишь пороки и
недостатки.
Поэтому любая система дискриминации людей (по имущественному, национальному,
региональному, религиозному и др. признакам), с одной стороны, апеллирует к
сложившимся
предрассудкам, а с другой — способствует их укоренению. Д. с. в этих условиях
выступает как
уровень антипатии и неприязни, выражаемых членами одной социальной группы по
отношению к
другой. Так, изучая рабочих, Ф. Энгельс отметил, что «для них каждый человек —
человек, между
тем, как для буржуа рабочий не вполне человек» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
2, с. 357).
В социалистич. обществе отсутствуют основания для к.-л. социальной
дискриминации. Однако
существующие различия между людьми, напр. по месту в системе совместной
деятельности, по роли
в её организации и т. п., делают функционально необходимой определ. Д. с.
(напр., для поддержания
отношений ответственной взаимозависимости, для исключения круговой поруки,
панибратства и т.
д.). При этом Д. с. становится подвижной, в значит. степени изменяющейся в
зависимости от
особенностей ситуации и личностных качеств участников.
* Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, Л., 1965; Бодалев A.A.,
Восприятие человека человеком, Л., 1965;
Шибутани Т., Социальная психология, пер. с англ., М., 1969; Кон И. С.,
Психология предрассудка, «Новый мир», 1966,
М 9; е г о ж е, К проблеме нац. характера, в кн.: История и психология, М.,
1971; Л еонтьев A.A., Психология общения,
Тарту, 1974; Ольшанский В. Б.,
Социальная дистанция, в кн.: Социальная психология. Краткий очерк, М., 1975;
Поршне в Б. Ф., Социальная психология
и история, M., 19792.
ДИСТИНКЦИЯ (от лат. distinctio — различение), термин, обозначающий
познавательный акт, в
процессе к-рого фиксируется различие между предметами и явлениями
действительности или между
элементами сознания. В совр. формальной логике под Д. подразумевается один из
ло.гич. приёмов,
заменяющих определение.
ДИСФУНКЦИЯ (от греч. ???-, лат. dis- — приставка, обозначающая затруднение,
нарушение,
расстройство, и лат. functio — осуществление, исполнение, деятельность),
понятие, характеризующее
такой тип отношений, когда последствия нек-рого явления, события, действия или
процесса
оказываются неблагоприятными для данного объекта. Термин «Д.» предложен амер.
социологом
Мертоном в работе «Социальная теория и социальная структура» («The social theory
and social
structure», 1957), подвергшим критике нек-рые постулаты функционализма в бурж.
социологии и со-
циальной антропологии. В частности, он выступил против универсализации точки
зрения, согласно
к-рой всякий воспроизводящийся в социальной системе элемент культуры (ритуал,
обряд и т. п.)
способствует поддержанию существования этой системы. Согласно Мертону, при
изучении каждого
элемента необходимо устанавливать «чистый баланс функциональных последствий»,
учитывая не
только благоприятные, но также и нейтральные и неблагоприятные последствия.
Понятие Д.
позволяет фиксировать нек-рые противоречия социальных систем, однако оно не
вскрывает причины
и механизмы изменения и развития общества.
• Юдин В. Г., Системные представления в функциональном подходе, в кн.: Системные
исследования. Ежегодник 1973,
М., 1973, с. 108—26.
ДИСЦИПЛИНА (лат. disciplina) общественная, определ. порядок поведения людей,
отвечающий
сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям к.-л. орг-ции. Д.
является необхо-
димым условием нормального существования общества; благодаря Д. поведение людей
принимает
упорядоченный характер, что обеспечивает коллективную деятельность и
функционирование
социальных организаций. В обществе всегда существует общеобязат. Д. и спец. Д. —
обязательная
только для членов определ. орг-ции (трудовая, партийная, воинская и т. д.). Д.
всегда определяется
господствующими обществ., классовыми отношениями и служит для их поддержания.
Различают
внутр. Д., или самодисциплину, Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению.
Внутр. Д.
предполагает глубокое усвоение (интериоризацию) членами общества норм,
регулирующих
поведение людей. Такая Д. поддерживается без внеш. санкций и принудит.
мер. «...Подчинение может, при идеальной сознательности и дисциплинированности
участников
общей работы, напоминать больше мягкое руководство дирижера» (Ленин В. И., ПСС,
т. 36, с. 200).
Дисципли-ниров. человек испытывает внутр. потребность следовать принятым нормам
поведения и в
случае их несоблюдения испытывает угрызение совести, чувство вины и т. д. В
отличие от внутр. Д.,
Д. из соображений выгоды и Д. по принуждению опираются на внеш. санкции —
положительные или
отрицательные. В конечном счёте Д. определяется степенью совпадения личных
интересов членов
общества, их потребностей и выполняемых ими социально обусловленных норм
поведения. Если эти
нормы не становятся внутр. пружинами действий индивидов, возникают разного рода
отклонения в
поведении, к-рые либо регулируются с помощью механизмов социального контроля,
либо могут
привести к изменениям и ломке существующих норм и институтов. Однако общественно
вредной
может оказаться и чрез-
ДИСЦИПЛИНА 169
мерно жёсткая Д., т. к. в этих условиях члены общества лишаются творч.
инициативы, а
общественная система утрачивает необходимую гибкость.
В различных обществ. системах ни один из видов Д. не встречается в изолированном
виде; речь
может идти лишь об удельном весе того или иного вида Д. В обществах, основанных
гл. обр. на
традициях, в периоды их устойчивого существования преобладало морально-религ.
регулирование
поведения людей, дополняемое принудительной (личная зависимость) Д. Роль
материальных
интересов и Д. из соображений выгоды преобладают в бурж. обществе с его
отношениями «голого
чистогана» и господством индивидуалистич. морали. В качестве регулятивного
механизма выступает
также нормативная Д. в форме «деловой этики», «профессионального долга» и т. п.
Вместе с тем
господствующий класс широко прибегает к принуждению и насилию для подавления
«отклонений»
от норм бурж. общества со стороны трудящихся.
В социалистич. обществе постепенно утверждается сознательная Д. трудящихся. В.
И. Ленин
характеризовал социалистич. Д. как «... дисциплину товарищескую, дисциплину
всяческого
уважения, дисциплину самостоятельности и инициативы в борьбе» (там же, с. 500).
Социалистич. Д.
развивается в процессе сознательного строительства новых обществ. отношений, в
результате
процесса коммунистич. воспитания. Важным средством её укрепления является
социальный
контроль, материальное и моральное стимулирование.
На совр. этапе социалистич. и коммунистич. строительства усложнившаяся
организация общества и
науч.-технич. революция предъявляют повышенные требования к Д.,
организованности,
ответственности, сознательности каждого члена общества. Нормы Д. периода
коммунистич.
строительства сформулированы в моральном кодексе строителя коммунизма, в
Конституции СССР.
• Энгельс Ф., Об авторитете, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 18; Л е н и н В.
И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; его же,
Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же, Как организовать
соревнование?, там же, т. 35; его же, Великий
почин, там же, т. 39; Программа КПСС (Принята XXII съездом), М., 1976; Материалы
XXV съезда КПСС, М., 1976;
Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Макаренко, А. С., Соч., т. 5, M., 19582,
с. 36—43, 130—44; М а н е ш и н В. С.,
Д. в свете понятий историч. материализма, М., 1980.
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, изучающая индивидуальные и
типологич. различия между людьми. Предпосылкой возникновения Д. п. на рубеже 19—
20 вв.
явилось введение в психологию эксперимента, а также генетич. и математич.
методов. Пионером
разработки Д. п. был Ф. Гальтон, к-рый изобрёл ряд приёмов и приборов для
изучения
индивидуальных различий. В. Штерн (Германия) ввёл самый термин «Д. п.» (1900).
Первыми
крупными представителями Д. п. были А. Бине (Франция), А. Ф. Ла-зурский
(Россия), Дж. Кеттел
(США) и др.
В Д.п. широко применяются теста — как индивидуальные, так и групповые: они
используются для
определения умств. различий, а с изобретением т. н. проективных тестов — для
определения
интересов, установок, эмоциональных реакций. С помощью тестов методами
факторного анализа
выявляются факторы, характеризующие нек-рые общие свойства (параметры,
измерения) интеллекта
или личности. На этом основании определяются количеств. вариации в психологич.
свойствах отд.
индивидов.
Вопрос о причинах психологич. различий явился предметом острейших дискуссий на
протяжении
всей истории Д. п. и прежде всего — проблема соотношения биологич.и социально-
культурных
факторов в формировании индивидуальных особенностей человека. В 50— 70-х гг. 20
в. для Д. п.
характерно интенсивное разви-
170 ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ
тие новых подходов и методов — как экспериментальных, так и математических.
Совершенствуется
техника статистич. анализа тестов (Дж. Гилфорд, США; Р. Кет-тел,
Великобритания), изучается роль
ценностных ориентации личности, детально выявляются психологич. аспекты
возрастных и половых
различий. Наряду с различиями между индивидами в умств. отношении широко
исследуются
различия в творч. и организаторских способностях, общей структуре личности,
сфере мотивации.
Изучаются корреляции между психологич. свойствами, с одной стороны, и
физиологическими — с
другой (У. Шелдон, Г. Айзенк — Великобритания, Б. М. Теплов — СССР).

<< Пред. стр.

страница 66
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign