LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 65
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

диктатуры, и притом энергичной диктатуры» (Маркс К. и Э-н-г е л ь с Ф., Соч., т.
5, с. 431). В. И.
Ленин отмечал, что «во время гражданской войны всякая победившая власть может
быть только
диктатурой» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 12, с. 288). Д. как особый способ
осуществления гос. власти
бывает двух видов. Одним из них является Д., направленная на выполнение задач
революции и
осуществляемая представителями прогрессивных ре-волюц. классов (напр.,
якобинская Д. 1793—94
во Франции, пролет. Д. после Окт. революции 1917 в России). Другим видом
является реакц.,
контрреволюц. Д., направленная на подавление революц. сил и осуществляемая
представителями
реакц. классов (напр., диктатура Кавеньяка во Франции в 1848, фаш. диктатура в
Германии, Италии,
Испании, Португалии, диктаторские режимы в нек-рых лат.-амер. странах).
Д. как особая форма или способ осуществления классового господства отличается от
демократии как
иной формы господства. Однако содержанием как той, так и другой формы или
способа
осуществления власти при наличии антагонистич. классов всегда является политич.
господство
определ. класса или классов. Поэтому нельзя противопоставлять, разрывать Д. как
содержание и
демократию как одну из её форм. Такой разрыв характерен для бурж., социал-
реформистских и реви-
зионистских идеологов, фальсифицирующих марксистско-ленинское учение о Д.
* Маркс К., Кризис и контрреволюция, Маркс К. и нгельс Ф., Соч., т. 5; е г о же,
Классовая борьба во Франции с
1848 по 1850 г., там же, т. 7; е г о ж е, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта,
там же, т. 8; Л е н и н В. И.,
Победа кадетов и задачи рабочей партии, ПСС, т. 12; его же, Гос-во и революция,
там же, т. 33; его же, Марксизм
о гос-ве, там же; его ж е, О «демократии» и Д., там же, т. 37; его ж е, О гос-
ве, там же, т. 39; см. также лит. к
статьям Государство, Демократия, Диктатура пролетариата, Право.
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА, власть рабочего класса, устанавливаемая в результате
социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход
общества к
строительству коммунизма. Эта власть наз. пролетарской потому, что руководящее
положение в
обществе и гос-ве занимает рабочий класс во главе с марксистско-ленинской
партией, выступающий
в союзе с крестьянством и др. демократич. слоями общества. Эта власть наз.
диктатурой потому, что
она, осуществляя самую широкую демократию для. трудящихся, использует силу,
когда это
необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения
деятельности
враждебных социализму элементов.
Учение о Д. п. с неизбежностью вытекает из марксистско-ленинской теории классов
и классовой
борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс выступили против мелкобурж. течений, стремившихся
к примирению
и затушёвыванию классовых противоречий, а также против анархистов, призывавших к
немедленному разрушению всякой государственности. В противоположность этому К.
Маркс и Ф.
Энгельс обосновали необходимость завоевания политич. власти пролетариатом для
построения
нового общества. Власть нужна пролетариату для того, чтобы «... вырвать у
буржуазии шаг за шагом
весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е.
пролетариата,
организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить
сумму
производительных сил» [«Манифест Коммунистич. партии» (1848), см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч.,
т. 4, с. 446].
Обобщение опыта Революции 1848 во Франции и Парижской Коммуны 1871 позволило
Марксу и
Энгельсу сделать важный вывод о необходимости слома бурж.
ДИКТАТУРА 165
гос. машины, а также выявить осн. черты и особенности пролет. власти. Маркс
впервые употребляет
термин «диктатура пролетариата» в работе «Классовая борьба во Франции с 1848 по
1850 г.» (см. там
же, т. 7, с. 31, 91). Впоследствии, опираясь на опыт междунар. рабочего
движения, Маркс
сформулировал ч «Критике Готской программы), (1875) след. вывод: «Между
капиталистическим и
коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во
второе.
Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство
этого периода не
может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата» (там же,
т. 19, с. 27).
Дальнейшее развитие учение о Д. п. применительно к эпохе империализма и пролет.
революций
получило в трудах В. И. Ленина. Ленин подчеркнул, что Д. п. означает особую
форму его союза с
крестьянством и др. эксплуатируемыми массами, вскрыл глубоко демократич.
характер Д. п. как
власти трудящихся, т. е. большинства общества, над эксплуататорами,
составляющими незначит.
меньшинство. Ленин открыл Советы как новую форму гос-ва рабочего класса,
разработал вопрос о
системе орг-ций Д. п. и руководящей роли ком-мунистич. партии в этой системе, о
многообразии
форм Д. п. в различных странах. Положение о необходимости установления Д. п.
было впервые
закреплено в Программе РСДРП, принятой на 2-м съезде партии (1903).
Марксистско-ленинское учение о Д. п. блестяще подтвердилось на примере первой
страны
социализма — Сов. Союза, опыт к-рого обогатил теорию Д. п. новыми идеями и
выводами. Новая
полоса в развитии теории Д. п. наступила после 2-й мировой войны, когда рабочий
класс в союзе с
широкими демократич. силами одержал победу в ряде стран Европы, Азии, Лат.
Америки. Этот опыт
обобщён в решениях 20—26-го съездов КПСС, в документах братских коммунистич. и
рабочих пар-
тий.
Марксистско-ленинское учение о Д. п. складывалось и развивалось в ожесточённой
борьбе против
правого и «левого» оппортунизма. Борясь против реформистов и правых
ревизионистов,
отрицающих необходимость Д. п. для перехода от капитализма к социализму,
марксисты-ленинцы
исходят из того, что без Д. п. строительство социализма невозможно. Вместе с тем
марксизм-
ленинизм ведёт решит. борьбу против догматич., вульгаризаторского толкования Д.
п., стремления
увековечить её, преувеличения роли насилия при переходе к социализму и
коммунизму, недооценки
необходимости развития социалистич. демократии.
Характер и черты Д. п. определяются задачами построения социализма. Одним из
первых шагов Д. и.
является экспроприация собственности крупной буржуазии и помещиков. Опыт
показал, что
экспроприация, как правило, вызывает ожесточённое сопротивление эксплуататорских
классов.
Сопротивление свергнутой буржуазии тем опаснее, что она непосредственно после
социалистич.
переворота располагает ещё большой силой. Парализовать силу буржуазии и подавить
её сопротив-
ление способна только сильная и решит. власть. Сила, к-рую рабочий класс
вынужден использовать
против реакционеров, носит глубоко демократич. характер как по своим целям,
выражающим волю
подавляющего большинства народа, так и по своим методам, применяемым самим
народом.
Сущность и высший принцип пролет. власти состоит в союзе рабочего класса со
всеми трудящимися
и др. демократич. силами. Рабочий класс не в силах в одиночку, без союзников,
решить грандиозные
задачи социалистич. строительства. Он исторически призван не только повести всех
трудящихся на
свержение ка-питалистич. строя, но и возглавить их в строительстве
166 ДИКТАТУРА
соцпалистич. общества. Широта союза рабочего класса с др. демократич. силами
зависит от
конкретно-историч. условий, а также от гибкой политики пролет. гос-ва.
Власть рабочего класса и всех трудящихся на практике воплощается в системе
политич. и обществ.
орг-ций, к числу к-рых относятся: органы гос-ва, политич. партии, профсоюзы,
кооп. объединения,
молодёжные орг-ции и др. Руководящей силой в системе Д. п. является марксистско-
ленинская
партия рабочего класса. Она играет особую роль в политич. системе стран
социализма. Партия
руководит всеми гос. и обществ. орг-циями, но не подменяет их. Она добивается
осуществления
своей политики, действуя через членов партии, работающих в гос. аппарате и в
обществ. орг-циях.
Для всех соцпалистич. стран характерно возрастание роли масс в общественно-
политич. и хоз.
жизни. Этому способствуют принципы устройства всех орг-ций Д. п. на основе
демократического
централизма. Диктатура рабочего класса порождает исторически новый тип
демократизма — пролет.
демократию, направляемую и руководимую рабочим классом, к-рая служит классам и
группам
населения, строящим социализм, т. е. интересам подавляющего большинства
общества.
Власть рабочего класса вырастает из конкретных условий освободит. борьбы каждого
народа.
Поэтому в разных странах она не может не приобретать различных форм. «Все нации
придут к
социализму, — писал Ленин, — это неизбежно, но все придут не совсем одинаково,
каждая внесет
своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность
диктатуры
пролетариата, в тот или иной теми социалистических преобразований разных сторон
общественной
жизни» (ПСС, т. 30, с. 123).
Разнообразие форм Д. п. объясняется тем, что на форму пролет. власти, наряду с
определяющим
влиянием её классовой сущности, оказывают воздействие и др. факторы, к числу к-
рых относятся:
уровень экономич. и политич. развития страны, расстановка классовых сил в ней и
соотношение сил
социализма и капитализма на мировой арене, мирный или немирный путь развития
социалистич.
революции, уровень политич. сознания народа, нац. традиции.
Исторически первой формой власти рабочего класса была Парижская Коммуна 1871.
Советы были
формой Д. п., рождённой революц. опытом рабочего класса, нар. масс России и
утвердившейся в
результате Великой ???. социалистич. революции. В ходе дальнейших революций
после 2-й мировой
войны родилась новая форма Д. п. — народная демократия. Развитие революц.
движения
убедительно показало наличие общих черт власти рабочего класса для всех стран,
осуществляющих
переход к социализму. Опыт стран нар. демократии свидетельствует, что при
благоприятной внутр. и
внеш. обстановке есть возможность перехода от демократич. этапа революции к
социалистическому
и установления власти рабочего класса без гражд. войны. Слом старой гос. машины
в этих условиях
может быть осуществлён постепенно посредством отсечения наиболее реакц. частей
её,
преобразования и использования традиционных демократич. форм. Переход народов
др. стран к
социализму породит новые формы власти рабочего класса. Однако каждый народ,
встающий на путь
социализма, неизбежно должен будет в той или иной форме осуществить социалистич.
революцию и
установить политич. власть рабочего класса и всех трудящихся.
Построение социализма вызывает изменение характера, задач, функций, форм и
методов
деятельности власти рабочего класса. В связи с ликвидацией эксплуататорских
классов в той или
иной стране отмирает функция подавления их сопротивления. На этой основе
начинается процесс
перерастания гос-ва Д. п. во всенародную орг-цию тружеников соццалистич.
общества. В СССР гос-
во Д. п. превратилось в общенар. социалистич. гос-во, пролет. демократия — во
все-
нар. социалистич. демократию. «Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское
государство
стало общенародным», — говорится в Конституции СССР.
* M a p к с К. и ЭнгельсФ., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета
философии, там же, т. 4, гл. 2, § 5; е г о же,
Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.; там же, т. 7; е г о же,
Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т.
8; е г о же, Гражд. война во Франции, там же, т. 17; е г о же, [Письмо] И.
Вейдемейеру 5 марта 1862 г., там же, т. 28;
Ленин В. И., О задачах пролетариата в данной революции, ПСС, т. 31; е г о ж е,
Гос-во и революция, там же, т. 33; его ж
е, Пролет. революция и ренегат Каутский, там же, т. 37; его ж е, О «демократии»
и диктатуре, там же; его же, О гос-ве,
там же, т. 39; е г о ж е, О диктатуре пролетариата, там же; его же, Экономика и
политика в эпоху диктатуры
пролетариата, там же; Программные документы борьбы за мир, демократию и
социализм, М., 1961; Междунар.
совещание ком-мунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1989:
Материалы XXV съезда КПСС, М.,
1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; К 100-летию со дня рождения В. И.
Ленина. Тезисы ЦК КПСС, M.,
19В9; Науч. коммунизм. M., 19815.
Ф. М.
Бурлацкий.
ДИЛЕММА (греч. ???????, от ??? — дважды и ????? — лемма, предположение,
посылка), форма
умозаключения (логич. вывода), посылки (исходные допущения) которого имеют
гипотетич.
(условную) и дизъюнктивную (разделительную) структуру. Если прописными лат.
буквами
обозначать высказывания (суждения), а выражения «не», «или» и «если..., то ...»
понимать
соответственно как логич. отрицание, дизъюнкцию и импликацию (см. Логические
операции), то т. н.
конструктивная (утверждающая) Д. имеет вид: «если А, то В; если С, то Д; А или
С; следовательно, В
или Д» (сложная конструктивная Д.) или «если А, то В; если С, то В;
следовательно, В» (простая
конструктивная Д.). Сложная и простая деструктивные (отрицающие) Д. имеют
соответственно вид:
«если А, то ?; если С то Д; не В или не Д; следовательно, не А или не С» и «если
А, то В; если А, то С;
не В или не С; следовательно, не А».
Все эти виды Д. доказуемы (или являются аксиомами) в совр. формальной
(математич.) логике (см.
Исчисление высказываний, Логика высказываний), а содержательные их формулировки
используются
как орудия дискуссий и споров (напр., распространённым инструментом логич.
опровержения
служит простая деструктивная Д.). В расширит. смысле под Д. понимают затруднит.
ситуацию
выбора между двумя равно неприятными возможностями.
ДЙЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (19.11.1833, Бибрих-на-Рейне,— 1.10.1911, Зайс),
нем. историк
культуры и философ-идеалист. Представитель философии жизни; основоположник
понимающей
психологии и школы «истории духа» (истории идей) в нем. истории культуры 20 в.
Филос. воззрения
Д. формировались под влиянием, с одной стороны, нем. идеализма и романтизма
(внимание к миру
субъекта и интерес к культуре и истории), с другой — англо-франц. позитивизма
(Дж. С. Милль,
Огюст Конт; антиметафизич. установка и метод психологизма как анализ
непосредственных данных
сознания). Влияние на Д. оказало также неокантианство баденской школы
(противопоставление ес-
теств.-науч. и культурно-историч. познания).
Центральным у Д. является понятие жизни как способа бытия человека, культурно-
историч.
реальности. Человек, по Д., не имеет истории, но сам ость история, к-рая только
и раскрывает, что он
такое. От человеч. мира истории Д. резко отделяет мир природы. Задача философии
(как «науки о
духе»), по -Д., — понять «жизнь» исходя из неё самой. В связи с этим Д.
выдвигает метод
«понимания» как непосредств. постижения нек-рой духовной целостности (целостного
пережи-
вания). Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, Д.
противопоставляет
методу «объяснения», применимому в «науках о природе», имеющему дело с внеш.
опытом и
связанному с конструирующей деятельностью рассудка. Понимание собств. внутр.
мира достигается
с помощью интроспекции (самонаблюдения), понимание чужою мира — путём «вжива-
ния», «сопереживания», «вчувствования», по отношению к культуре прошлою
понимание выступает
как метод интерпретации, названный Д. герменевтикой: истолкование отд. явлений
как моментов
целостной душевно-духовной жизни реконструируемой эпохи.
В более поздних работах Д. отказывается от интроспекции как психологич. способа
«понимания»,
сосредоточиваясь на рассмотрении культуры прошлого как продуктов «объективного
духа». Здесь Д.
во многом предвосхищает неогегельянство. -Однако он отрицательно относился к
панлогизму; в
противоположность Гегелю, у Д. всегда сохраняется романтич. склонность к
признанию «последней
тайны» жизни, к к-рой интерпретатор может только приближаться, но не постигать
её до конца.
Вслед за романтиками Д. рассматривает целостность историч. образований через
призму целостности
человеч. личности — его осн. историч. исследования построены по принципу
соединения множества
биографий. При этом определяющей чертой историзма Д. является релятивизм, к-рый
характеризует
также и его учение о трёх осн. типах мировоззрения, понимаемого как выражение
единой
личностной установки: натурализме, идеализме свободы и объективном идеализме. Д.
оказал
большое влияние на развитие бурж. философии 20 в., особенно на экзистенциализм.
• Gesammelte
Schriften, Bd 1—18—, Gott., 1950—77—; в рус. пер.— Описат. психология, М., 1924;
Типы
мировоззрения и обнаружение их в метафизич. системах, в сб.: Новые идеи в
философии, М 1, СПБ,
1912.
? Совр. бурж. философия, М., 1978, с. 131—42; Spranger E., W. Dilthey, Lpz.,
1912; Hodges H. ?., The
philosophy of W. Dilthey, L., 1952; Bollnow О. Р., Dilthey Stuttg., 19552;
Ermarth M., W. Dilthey: the
critique of historical reason, Chi.—L., 1978 (библ.). ДИНАМИКА И СТАТИКА
СОЦИАЛЬНЫЕ,
введённые О. Контом понятия, обозначавшие различный подход к изучению обществ.
явлений.
Социальная динамика осн. внимание уделяла изучению процесса изменений социальных
явлений,
его обусловленности, направленности и последствий. В её рамках изучались
факторы, влияющие на
эти изменения, закономерности приспособления индивидуума к системе обществ.
отношений или
общества к новым условиям, разрабатывалась теория прогресса и т. д. Предмет
социальной статики
— устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как
социального целого. В
социальной статике рассматривались типология социальных структур, закономерности
их
взаимодей-' ствия, типология социальных институтов и их функционального
соответствия. Проблемы
Д. и с. с. изучат ли Г. Спенсер, А. Шеффле, Л. Уорд, А. Смолл, Ч. Кули, У.
Самнер, Э. Дюркгейм, Л.
Визе, Б. Малиновский.
Уже Конт подчёркивал условность разделения Д. и с. с. Однако в истории
социологии это
противопоставление привело к осознанию специфики методов исследования процессов
функционирования и процессов развития общества и его институтов. Термины Д. и с.
с. сохранили
свой смысл лишь в исследованиях по истории социологии.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ, см. Статистические и динамические закономерности.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, совокупное обозначение различных направлений в совр.
психологии, для к-рых характерно изучение мотивов в качестве гл. регуляторов
психики как
целостного внутр. процесса. Термин впервые применён в 1918 амер. психологом Р.
Вудвортсом для
обозначения нового направления в психологии, возникшего под влиянием волюнтари-
стич.
концепции Джемса. Сторонники этого направления (Вудвортс, Т. Мур, Дж. Мак-Карди)
стали
рассматривать реакции организма на внеш. стимул не как изолированный акт типа
механич. толчка, а
как сложный процесс, проистекающий в конечном счёте из внутр. активности
организма и
определяющийся прежде всего
ДИНАМИЧЕСКАЯ 167
его потребностью, которая делает организм чувствительным к одним раздражителям и
безразличным
к другим.
В дальнейшем термин «Д. п.» стал употребляться в широком смысле для обозначения
разнообразных
психо-логич. концепций, к-рые, в противоположность статическому подходу к
психике (напр., в

<< Пред. стр.

страница 65
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign