LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 64
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

к жизни
существ. изменения в трактовке большинства категорий Д. и. — материи,
пространства и времени,
сознания, причинности, части и целого и др. Усложнение предмета науч. познания
резко усложнило
и саму процедуру, приёмы познават. деятельности. Прогресс науки не только ставит
перед Д. м.
новые вопросы, но и обращает внимание филос. мысли на нек-рые стороны старых
проблем. Одной
из важнейших тенденций совр. науч. познания является превращение ряда спец.
понятий в обще-
науч. и филос. категории. К их числу относятся вероятность, структура, система.
Принципы, законы
и категории Д. м. активно участвуют в синтезе новых науч. представления,
находясь в тесной связи с
эмпирич. и теоретич. представлениями соответствующей науки. Многообразнее
проявляется
эвристич. роль Д. м. в синтезе совр. науч. картины мира.
Разработка материалистич. диалектики как всестороннего учения о развитии
невозможна без
исследования актуальных проблем совр. обществ. развития. Филос. обобщение
многообразной
социальной практики, постижение общих законов социальной сферы обогащает и
углубляет
разработку проблем методологии науч. познания. Исследования в области Д. м.
касаются
фундаментальных основ марксистско-ленинского мировоззрения. Реализация
диалектико-
материалистич. философией своей мировоззренч. функции связана с осмыслением
таких коренных
проблем, как смысл и цель жизни человека, роль и место человека в природном и
социальном мире,
социально-нравств. идеал человека и человечества. Образцом решения этих
сложнейших проблем
служат классич. произведения Маркса, Энгельса и Ленина, представляющие собой
филос., диа-
лектич. синтез разнообразных явлений развития природы, общества и мышления.
Д. м. развивается в борьбе против различных направлений совр. бурж. философии.
Бурж. идеологи,
усматривая в Д. м. осн. преграду для распространения своих взглядов, всё чаще
выступают с
критикой Д. м., искагкая при этом его существо. Нек-рые бурж. идеологи стремятся
лишить
материалистич. диалектику ре-волюц. содержания и в таком виде приспособить её к
своим нуждам.
Большинство совр. бурж. критиков Д. м. пытается истолковать его как
разновидность религ. веры,
отрицать его науч. характер, найти общие черты между Д. м. и католич. философией

неотомизмом. Эти и др. «аргументы» бурж. критиков используются и различными
представителями
совр. ревизионизма в их попытках пересмотреть и «исправить» отд. положения Д. м.
В своей борьбе как против бурж. философии, так и против совр. ревизионизма и
догматизма
марксизм-ленинизм последовательно проводит принцип партийности, рассматривая
философию
диалектич. и историч. материализма как науч. оружие в руках рабочего класса и
трудящихся масс,
борющихся за своё освобождение от капитализма, за победу коммунизма.
См. также Марксизм-ленинизм, Исторический материализм. Научный коммунизм,
Философия, Мате-
риализм, Мировоззрение, Диалектика, Методология, Теория познания.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Тезисы о
Фейербахе, там же; его ж е, Нищета философии,
там же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; е г о же, Диалектика
природы, там же; Ленин В. И., Материализм и
эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Три источника и три составных части
марксизма, там же, т. 23; его же, Филос.
тетради, там же, т. 29; его ж е, О значении воинствующего материализма, там же,
т. 45; К е д ? о в Б. М., Единство
диалектики, логики и теории познания, М., 1963; Совр. проблемы теории познания
Д. м., т. 1—2, М.. 1970; К о п-нин П.
В., Диалектика, логика, наука, М., 1973; О и в е р-ман Т. И., Формирование
философии марксизма, ?., 19742; его ж е, Д.
м. и история философии, М., 1979; Д. м., М., 1975; Критика совр. бурж. философии
в курсе Д. м., ?., 1975; Марк-
•систско-ленинская философия, ч. 1— Д. м., М., 1976«; Ильичёв Л. Ф., Философия и
науч. прогресс, М., 1977;
Федосеев П, Н., Марксизм в 2Q в., М., 19772; его ш е, Диалекти-

ка совр. эпохи, М., 19788; Диалектика науч. познания. Очерк диалектич. логики,
М., 1978; Марксистская философия в 19
в., кн. 1—2, М., 1979; Основы марксистско-ленинской философии,
?., 19805; Матерналистич. диалектика. Краткий очерк теории' М., 1980;
Материалистич. диалектика, т. 1, М., 1981; т. 2,
М., 1982—; Материалистич. диалектика как общая теория развития т. 1-2, М., 1982-
. А. Г.
Спиркин. ДИАЛОГ, см. Философский диалог.
ДИАХРОНИЯ И СИНХРОНИЯ (от греч. ??? — через и ?????? — время; ????????? —
одновременный), понятия, характеризующие историч. последовательность развития
явлений в нек-
рой области действительности (диахрония) и сосуществование, состояние этих
явлений в определ.
момент времени (синхрония). Понятия Д. и с. были введены применительно к языку
Ф. де Сос-
сюром, резко разграничившим диахронич. и синхронич. лингвистику. Первая из них
изучает
отношения, к-рые связывают элементы, следующие друг за другом во времени, не
воспринимаемые
одним и тем же коллективным сознанием и не образующие систему. Вторая занимается
отношениями, которые связывают сосуществующие элементы и образуют систему; эти
отношения
воспринимаются одним и тем же коллективным сознанием.
С развитием структурализма и распространением его методов на др. области
гуманитарного и
естеств.-науч. знания сфера применения понятий Д. и с. существенно расширилась.
Дихотомию Д. и
с. (наряду с такими, как развитие и функционирование, эволюция и организация,
история и
структура) используют в исследовании сложноорганизованных развивающихся
объектов, когда сам
процесс развития выступает как формирование и преобразование структуры объекта.
Нек-рые
представители структурализма неправомерно резко противопоставляли Д. и с.,
считая, что только
синхрония может изучаться объективными науч. методами, однако впоследствии это
противопоставление стало проводиться более умеренно.
Существуют познават. задачи, для решения к-рых достаточны методы диахронич. либо
синхронич.
исследования. Вместе с тем при построении теории, претендующей на сколько-нибудь
полное
описание и объяснение развивающейся системы, любой из этих подходов сам по себе
оказывается
недостаточным. Законы Д. и с. не являются абсолютно независимыми друг от друга,
т. к. состояние
системы в нек-рый данный момент времени и свойственная ей структура накладывают
существ.
ограничения на диапазон возможных преобразований системы.
В области познания социальных явлений идею орга-нич. сочетания диахронич.
(историч.) и синхронич.
(структурного) методов впервые выдвинул К. Маркс, «Капитал» к-рого — образец как
историч., так и струк-
турного анализа капиталистич. формации. • Грецкий М. Н., Франц. структурализм,
М., 1971; Принцип историзма
в познании социальных явлений, ?., 1972; Б л а у б е ? г И. В., Юдин Э. Г.,
Становление и сущность системного
подхода, М., 1973; Фуко М., Слава и вещи, пер. с франц., М., 1977; Соссюр Ф. д
е, Труды по языкознанию, пер. с
франц., М., 1977; Levi-Strauss С., Anthropologie structurale, P., [19731.
ДИГНАГА (480—540 или неск. позднее), инд. философ-буддист, представитель школы
йогачара,
основатель буддийской логики. Обобщил учение «Праджнапара-мита-сутр», автор
комм. к соч.
Васубандху. Гл. труд по логике — «Праманасамуччага» («Составление средств
правильного
познания»). Д. отделил теорию познания и логику от философии и совершенно
переработал учение о
восприятии и силлогизме. Учение Д. подверглось критике со стороны сторонников
брахманистской
логики; его защищал Дхармакирти — ученик Д. * см. к ст. Йогачара.
ДИДРО (Diderot) Дени (5.10.1713, Лангр, — 31.7. 1784, Париж), франц. философ-
материалист,
представитель Просвещения 18 в., писатель, теоретик иск-ва,
ДИДРО 163
организатор и редактор франц. «Энциклопедии» 18 в. Д. был убеждённым врагом
феод. строя,
абсолютизма, церкви, феод.-клерикального мировоззрения. В первых соч. «Филос.
мысли», «Аллеи,
или Прогулка скеп-тика» (1747) с позиций деизма выступил с разоблачением христ.
религии и
церкви, в «Письме о слепых в назидание зрячим» (1749) твёрдо стал на позиции
материализма и
атеизма. В 1749 за распространение «опасных мыслей» Д. был арестован и заточён в
Венсенский за-
мок; после освобождения продолжал борьбу против реакц. порядков и идей.
В соч. «Мысли об объяснении природы», «Разговор Д'Аламбера с Дидро», «Сон
Д'Аламбера»,
«Филос. принципы материи и движения», «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак
фаталист и его
хозяин» и др. отстаивал идеи о материальности мира, о единой, вечной,
несотворённой материи как
объективной реальности, существующей вне и независимо от человеч. сознания,
рассматривал все
явления как конкретные формы её существования. Отвергая дуализм, он считал
материю единств.
субстанцией, а причину её существования считал заключённой в ней самой. Д.
утверждал единство
материи и движения, отвергал существование абс. покоя, старался преодолеть
механицизм, возражая
против сведения движения к пространств. перемещению тел и утверждая, что и
неподвижное тело
находится в движении, т. е. развивается, изменяется. Вся природа, согласно Д.,
находится в вечном
движении и развитии, сущее погибает в одной форме и возникает в другой. Ближе
других
домарксовских материалистов Д. подошёл к идее самодвижения материи, считая её
самым убедит.
доводом против существования бога. Д. высказал ряд глубоких диалектич. догадок:
активность
материи, её самодвижение он пытался объяснить её внутр. противоречивостью, а
также её
гетерогенностью (разнородностью). По Д., материя состоит из бесчисл. количества
элементов,
причём каждому из них присуще особое качество. Движение и изменение форм материи
обусловлено
столкновением разнокачеств. элементов. Пытаясь распространить принцип
непрерывности развития
и изменения на природу, Д. предвосхитил нек-рые положения эволюц. учения: он
писал, что человек
как биологич. вид подобно всем другим живым существам имеет свою историю
становления.
Выступая против утверждения о божеств. происхождении сознания, Д. отстаивал т.
зр. единства
материи и сознания. Он высказал мысль, что потенциально ощущение свойственно
всей материи,
сознание же как свойство высокоорганизованной материи возникает по мере
усложнения орга-нич.
материи.
В своих теоретико-познават. взглядах Д. следовал за Локком и исходил из
сенсуализма, критиковал
агностицизм и утверждал познаваемость мира. Он считал материю причиной ощущений
и
решительно отвергал философию Беркли, сделавшего из сенсуализма Локка
субъективно-
идеалистич. выводы. Отвергал Д. и объективный идеализм, в частности учение
Платона, согласно к-
рому мир вещей есть отражение мира идей. Из ма-териалистич. решения осн. вопроса
философии Д.
сделал последоват. атеистич. выводы, отрицая сотворение мира, бессмертие души,
загробное
воздаяние, сверхъес-теств. явления и т. п.
Опираясь на теорию «общественного договора», Д. разоблачал вымыслы о божеств.
происхождении
королев, власти и феод. сословного неравенства. Будучи решит, противником
деспотич. формы
правления, он высказывался за конституц. монархию и надеялся на появление
«просвещённого
государя». Д. склонялся к идее респ. формы правления, сомневаясь, однако, в её
пригодности для
больших гос-в. Он не шёл дальше требования смягчения чрезмерного неравенства в
распределении
материальных благ.
164 ДИЗЪЮНКЦИЯ
Феод.-религ. этике Д. противопоставил утилитаристскую этику. Он считал себялюбие
важнейшим
мотивом поведения людей, но не разделял стремления Гельвеция свести все чувства
к эгоистич.
началу. Представления людей о прекрасном Д. считал выражением их специфич.
отношения к
реальной действительности, отстаивая иск-во, способное правдиво отразить
существ. проблемы
жизни.
Д. развил и обогатил домарксовский материализм, был вождём франц. материализма и
атеизма 18 в.
• Oeuvres completes, t. l—20, P.,1875—77; Oeuvres philosophi-ques, P., 1956;
Oeuvres, ed. par A. Billy, P., 1957; в рус.
пер.— Избр. соч., т. 1—2, М.— Л., 1926; Собр. соч., т. 1 — 10, М.— Л., 1935—47;
Избр. филос. произв., М., 1941; Избр.
произв., М.— Л., 1951; Избр. атеистич. произв., М., 1956.
• Маркс К., [Письмо) Ф. Энгельсу 15 апр. 1869 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 32, с. 240—43; Маркс К. иЭнгельс Ф.,
Святое семейство, там же, т. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В.
И., Материализм и
эмпириокритицизм, ПСС, т. 18, с. 28—32, 39—43, 113—27; Плеханов Г. В., Очерки по
истории материализма, Избр.
филос. произв., т. 2, М., 1958; М о p л е й Дж., Д. и энциклопедисты, пер. с
англ., М., 1882; Л у ? ? о л И. К., Де-ни Д., ?.,
19342; Г а ч е в Д., Эстетич. взгляды Д., ?., 19612; Момджян X. Н., Диалектика в
мировоззрении Д., в кн.: Век
Просвещения, М. — Париж, 1970; Длугач Т. Б., Де-ни Д., M., 1975;W i l so n A.
M., Diderot. The testing yeares. 1713—
1759, N. Y., 1957 (лит.); Proust J., Diderot et PEncyc-lopedie, P., 1962; Morn
et D., Diderot, nouv. ed., P., 1966; G o r n у L. ?.,
Diderot; un grand Europeen, P., 1971.
X. H. Момджян.
ДИЗЪЮНКЦИЯ (от лат. disjunctio — разобщение, обособление), в широком смысле —
сложное
высказывание, образованное из двух или более предложений с помощью союза «или»,
выражающего
альтернативность, или выбор. В символич. логике Д. наз. логич. связку (операцию,
функцию),
образующую из предложений А и В сложное высказывание, обозначаемое обычно как А
V В, к-рое
является истинным при истинности по крайней мере одного из двух дизъюнктивных
членов: А или В.
В классич. логике Д. вместе с отрицанием образует функционально-полную систему
пропозициональных связок, что позволяет определить через них др.
пропозициональные связки.
Традиционно принято отличать рассмотренную (нестрогую) Д. от строгой
(разделительной) Д., для к-
рой характерно то, что соответствующее высказывание истинно при условии, когда
истинен один и
только один дизъюнктивный член.
• см. к ст. Логика высказываний.
ДИКЕ (греч. ????), правосудие, судебный процесс, судебное наказание
(компенсация), а также
богиня Правда, персонификация правосудия, у Гесиода — одна из Ор (времён года)
(«Теогония»,
902), доносящая Зевсу о человеч. прегрешениях («Труды и дни», 256 слл.). Д.
занимает существ.
место в социоморфной модели космоса у досократиков (космос как гос-во). В самой
ранней
формулировке закона сохранения вещества у Анаксимандра (DK, фр. В 1)
индивидуальные вещи,
погибая, «выплачивают компенсацию» тем элементам, из к-рых они возникли.
Классич. выражение
идеи кос-мич. правосудия — фрагмент В 94 Гераклита: «Гелиос (Солнце) не
преступит меры, а не то
Эриннии, союзницы Д., разыщут его». Эпич. пониманию Д. как мира (напр., у
Гесиода и Солона)
Гераклит противопоставляет концепцию Д.-распри (фр. В 80 — вероятно, обыгрывая
значение Д.-
тяжба) и всеобщей войны противоположностей как естеств. и справедливого
состояния вещей.
Филос. поэма Парменида построена как откровение, получаемое им из уст богини Д.
— хранитель-
ницы ключей от небесных врат дня и ночи. Греч. идея Д. как космич.
справедливости типологически
сопоставима с др.-егип. понятием «Маат» (персонификация правды, дочь солнечного
бога Ра,
супруга То-та) и ведич. (см. Веды) понятием космич. закона — «рта».
Анализу образованного от ???? термина ?????????? — справедливость, имеющему уже
более этич.,
нежели юридич. смысл, посвящено «Государство» Платона и 5-я кн. «Никомаховой
этики»
Аристотеля.
• Hirzel В., Themis, Dike und Verwandtes, Ьрг., 1907; G u ё r i n P., L'iuie de
Justice dans la conception de l'Univers
chez les premiers philosophes grecs, Strasbourg, 1934; Isonomia, hrsg. v. J. Mau
und E. G. Schmidt, B., 1964: V l a s t o
s G., Equality and Justice in Early Greek cosmologies, в кн.: Studies in
presocratic philosophy, ed. D. J, Furley and R. E.
Alien, v. 1, b.—N. Y., 1970, p. 56—91.
ДИКЕАРХ (??????????) из Мессены (2-я пол. 4 в. до н. э.), др.-греч, философ,
представитель перипа-
тетической школы, ученик Аристотеля, друг Аристок-сена. Соч. Д. (гл. обр.
историч., историко-
культурного, биография., историко-лит., географич. и этико-антропо-логич.
характера), оказавшие
влияние н-а мн. позднейших авторов (Эратосфен, Варрон, Цицерон, Иосиф Флавий,
Плутарх), не
сохранились: фрагменты изданы с комментариями в собрании Ф. Верли (F. Wehrli,
Die Schule des
Aristoteles, Heft I: Dikaiarchos, 19672). Своей «Жизнью Эллады» (фр. 47—66) Д.
дал одну из первых
историй культуры: смена трёх ступеней х-ва — собирательства, пастушеской жизни,
земледелия
(идеализация первой из них, соответствующей золотому веку Гесиода);
происхождение социально-
по-литич. институтов, различные изобретения культуры; влияние вавилонян и
египтян. Отказ от
спекулятивной философии у Д. связан с перенесением ценностного примата на
практич. (активную)
жизнь (???? ?????????, vita activa) — в сознат. противопоставлении идеалу теоре-
тич.
(созерцательной) жизни (???? ??????????, vita contemplativa) у Аристотеля и
Теофраста. В диалоге «О
душе» (в 6 кн.) доказывалась смертность души (псю-хе), понимаемой как «гармония»
4 элементов
(фр. 9— 12), что не мешало Д. признавать профетич. способности души,
проявляющиеся во время
сна и состояний одержимости («О гадании»). «Жизнеописания» Д. важны как один из
ранних
источников свидетельств о Пифагоре (фр. 33—37).
• W е h r l i F.], Dikaiarchos, в кн.: RE, SuppJ. XI, 1968, col. 526 sq.
ДИКТАТУРА (лат. dictatura — неограниченная власть), 1) система политич.
господства к.-л. класса,
составляющая содержание любой формы иолитич. власти в обществе с антагонистич.
классами; 2)
способ осуществления гос. власти путём непосредств. применения вооруж. силы в
чрезвычайных
условиях, при обострении классовой борьбы. Социально-экономич. основой Д. в
эксплуататорском
обществе является частная собственность и эксплуатация, существование
противоположных
обществ. классов, их борьба за свои классовые интересы и цели.
Как система политич. господства определ. класса Д. — закономерное явление
классового общества,
имеющее место независимо от формы прав-ления'(монархия или республика), от
способов осущест-
вления власти (диктаторских, формально-демократических или демократических). В
обществе с
классовыми антагонизмами историч. развитие осуществляется при подчинении с
помощью Д.
деятельности всего населения интересам господствующего класса, являющегося
носителем и
защитником данного историч. типа производства. Последовательное осуществление Д.
того класса,
к-рый на данном историч. этапе служит выразителем нового, представляет собой
одно из важнейших
условий обществ. прогресса. При определ. стечении обстоятельств, напр. при
переходе от одной
формации к другой, временно может существовать Д. неск. выступающих в союзе
классов. Д. как
политич. господство в обществе одной его части может быть Д. меньшинства над
большинством или
Д. гигантского большинства народа над кучкой угнетателей. Такой Д. является
диктатура
пролетариата, т. е. власть рабочего класса, руководимого марксистско-ленинской
партией, ус-
танавливаемая в результате социалистич. революции и имеющая целью построение
социализма.
Д. как особый способ осуществления власти чаще всего возникает в периоды
крайнего обострения
классовой борьбы, сужения социальной опоры существующей власти, а также в
условиях
ворруж. насилия при занене одной классовой Д. другой в ходе революции или
контрреволюции.
«Всякое временное государственное устройство, — писал К. Маркс, — после
революции требует

<< Пред. стр.

страница 64
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign