LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 63
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

в борьбе против
извращений этого мировоззрения, а также в претворении его в практику рабочего
движения, в
строительство социализма и коммунизма большое значение имеет теоретич. и
практич. деятельность
коммунистич. и рабочих партий. На совр. этапе Д. м. представляет собой результат
творч.
деятельности марксистов мн. стран.
Материя и сознание. Как ни многообразны филос. учения, все они, явно или неявно,
имеют в
качестве своего отправного теоретич. пункта вопрос об отношении сознания к
материи, мышления к
бытию. Этот вопрос является осн. вопросом любой философии, в т. ч. и Д. м. (см.
Основной вопрос
философии). Материализм исходит из признания первичности материи и производ-
ности сознания.
Д. м., исходящий из принципа материалистич. монизма, считает, что мир есть
движущаяся материя.
Материя как объективная реальность несотво-рима, вечна и бесконечна. Материи
свойственны такие
всеобщие формы её существования, как движение, пространство и время. Движение —
это универс.
способ существования материи. Нет материи вне движения, а движение не может
существовать вне
материи.
Мир представляет собой картину неисчерпаемого многообразия: неорганич. и
органич. природа,
механич., физич. и химич. явления, жизнь растений и животных, человек и его
сознание, жизнь
общества. Но при всём качеств. многообразии составляющих мир вещей и процессов —
мир един,
поскольку всё, что входит в его состав, — лишь различные формы, виды и
разновидности
движущейся материи, подчинённые нек-рым всеобщим законам.
Все составные части материального мира имеют историю своего развития, в ходе к-
рого, напр. в
пределах планеты Земля, совершился переход от неорганич. к органич. материи (в
виде растит. и
животного мира) и, наконец, к человеку и обществу.
Материя существовала до появления сознания, обладая в своём «фундаменте» лишь
свойством,
сходным с ощущением, свойством отражения. На уровне живой организации материя
обладает
способностью раздражимости, ощущения, восприятия и элементарным интеллектом
высших
животных. С воаникновением человеч. общества возникает обществ. форма движения
материи,
носителем к-рой является человек; как субъект обществ. практики он обладает
сознанием и
самосознанием. Достигнув в своём развитии высокой организации, мир сохраняет
своё материальное
единство. Сознание неотделимо от материи. Психика, сознание составляют особое
свойство
высокоорганизованной материи, выступают как высшее, качественно новое звено в
ряду различных
свойств материального мира.
Согласно Д. м., сознание есть функция мозга, отражение объективного мира.
Процесс осознания
мира и психич. деятельность вообще возникают и развиваются из реального
взаимодействия
человека с миром через его обществ. отношения. Т. о., за пределами гносеологии
сознание не
противостоит материи и «различие идеального от материального... не безусловно,
не uberschwenglich
(чрезмерно. — Ред.)» (Ленин В. И., там же, т. 29, с. 104). Предметы, их свойства
и отношения, будучи
отражёнными в мозгу, существуют в нём в форме образов — идеально. Идеальное же —
это не
особая субстанция, а продукт деятельности мозга, субъективный образ объективного
мира.
В противоположность агностицизму Д. м. исходит из того, что мир познаваем и
наука всё более
глубоко проникает в законы бытия. Возможность познания мира безгранична при
условии
бесконечности самого процесса познания.
Теория познания. Исходными моментами теории познания Д. м. являются
материалистич. решение
вопроса об отношении мышления к бытию и признание основой процесса познания
обществ.
практики, представляющей собой взаимодействие человека с окружающим миром
в конкретно-историч. условиях обществ. жизни. Практика — основа формирования и
источник
знания, осн. стимул и цель познания, сфера применения знания, критерий
истинности результатов
процесса познания и «... определитель связи предмета с тем, что нужно человеку»
(там же, т. 42, с.
290).
Процесс познания начинается с ощущений и восприятий, т. е. с чувств. ступени, и
поднимается на
уровень абстрактного логич. мышления. Переход от чувств. познания к логич.
мышлению является
скачком от знания об единичном, случайном и внешнем к обобщённому знанию о
существенном,
закономерном. Будучи качественно различными уровнями познания мира, чувств.
отражение и
мышление неразрывно связаны между собой, образуя последовательно восходящие
звенья единого
познават. процесса.
Человеч. мышление, будучи историч. явлением, предполагает преемственность
приобретаемых от
поколения к поколению знаний и возможность их фиксации средствами языка, с к-рым
мышление
находится в неразрывной связи. Познание мира отд. человеком всесторонне
опосредствовано
развитием познания мира всем человечеством. Мышление совр. человека есть, т. о.,
продукт
обществ.-историч. процесса. Из историчности человеч. познания и прежде всего
историчности
объекта познания вытекает необходимость историч. метода, к-рый находится в
диалектич. единстве с
логич. методом (см. Историзм, Историческое и логическое).
Необходимыми приёмами познания являются сравнение, анализ, синтез, обобщение,
абстракция,
индукция и дедукция, к-рые по-разному выявляются на различных уровнях познания.
Результаты
процесса познания, поскольку они являются адекватным отражением вещей, их
свойств и
отношений, всегда имеют объективное содержание и составляют объективную истину.
Человеч. познание не может сразу полностью воспроизвести и исчерпать содержание
объекта. Всякая
теория обусловлена исторически и поэтому заключает в себе не абс., а относит.
истину. Но человеч.
мышление может существовать только как мышление прошлых, настоящих и будущих
поколений, и
в этом смысле возможности познания безграничны. Познание есть развитие истины, а
последняя
выступает как выражение исторически определ. ступени бесконечного процесса
познания, из
относит. истины складывается абс. истина. Признавая относительность знания в
смысле историч.
условности пределов приближения к полному знанию, Д. м. вместе с тем отвергает
релятивизм.
Каждый объект наряду с общими чертами имеет и свои неповторимые особенности,
каждое обществ.
явление обусловлено специфич. обстоятельствами места и времени. Поэтому наряду с
обобщённым
необходим конкретный подход к объекту познания, что выражается в принципе:
отвлечённой истины
нет, истина конкретна. Конкретность истины предполагает прежде всего
всесторонность и цельность
рассмотрения объекта, учёт того, что он постоянно изменяется и в силу этого не
может быть
правильно отражён в неподвижных категориях. Предупреждая против ошибок,
связанных с некон-
кретным подходом к истине, Ленин писал, что «... всякую истину, если ее сделать
"чрезмерной" ...,
если ее преувеличить, если ее распространить за пределы ее действительной
применимости, можно
довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, предращается в
абсурд» (там же,
т. 41, с. 46). Категории и законы Д. м. Категории — наиболее общие, осн. понятия
и вместе с тем
существ.опредедения форм бытия и отношений вещей; категории обобщённо ,
выражают универс.
формы бытия и познания. В них аккумулирован весь предшествующий познават. опыт
человечества,
прошедший испытание обществ. практикой. В анализе категорий Д. м. основывается
на прин-ципах
марксистско-ленинской теории отражения и диалектики. В системе материалистич.
диалектики
каждая категория занимает определ. место, являясь
обобщённым выражением соответствующей ступени развития знания о мире. В основу
исторически
развивающейся системы материалистич. диалектики должна быть положена такая
категория, к-рая не
нуждается ни в каких предпосылках и сама составляет исходную предпосылку к
развёртыванию всех
остальных категорий. Таковой является категория материи; с ней неразрывно
связаны осн. формы
существования материи: движение, пространство и время.
Исследование бесконечного многообразия форм материи начинается с вычленения
объекта,
констатации его бытия, т. е. существования, и имеет целью раскрыть свойства и
отношения объекта.
Каждый объект предстаёт перед практически действующим человеком своей качеств.
стороной.
Качество есть специфика данного предмета, его своеобразие, отличие от др.
предметов. Осознание
качества служит предпосылкой познания количества. Любой объект представляет
собой единство
количества и качества, т. е. количественно определ. качество, или меру.
Раскрывая качеств. и
количеств. определённость вещей, человек вместе с тем устанавливает их различие
и тождество.
Все объекты обладают внеш. сторонами, непосредственно постигаемыми в ощущении и
восприятии,
и внутренними, знания о к-рых достигаются опосредствованно, путём отвлечённого
мышления. Это
различие ступеней познания выражается в категориях внешнего и
внутреннего. Формирование этих категорий в сознании человека предваряет
осмысление
причинности или отношений причины и следствия. Отношение причины и следствия
может быть
рассмотрено как взаимодействие, т. е. как универс. связь вещей и процессов,
выражающаяся в их
взаимном изменении. Взаимодействие предметов между собой и различных сторон,
моментов внутри
предмета, выражающееся в борьбе противоположностей, представляет собой
коренящуюся в природе
вещей универс. причину их изменения и развития, к-рые совершаются не вследствие
внеш. толчка
как одностороннего действия, а в силу взаимодействия и противоречия. Внутр.
противоречивость
любого объекта состоит в том, что в одном предмете в одно и то же время имеет
место и
взаимопроникновение и взаимоисключение противоположностей. Развитие есть
одновременно и
непрерывный и прерывный процесс, и эволюционный, и революционный
(скачкообразный).
Всякое возникающее звено в цепи явлений включает в себя собств. отрицание, т. е.
возможность
перехода в новую форму бытия. Т. о. выявляется, что бытие вещей не
ограничивается их наличным
бытием, что вещи заключают в себе скрытое, потенциальное, или «будущее бытие»,
т. е.
возможность, к-рая до своего превращения в наличное бытие существует в природе
вещей в качестве
тенденции их развития. При этом оказывается, что в действительности заключены
различные воз-
можности, но в наличное бытие превращаются лишь те, для реализации к-рых имеются
необходимые
условия.
Углублённое осознание связи внешнего и внутреннего раскрывается в категориях
содержания и
формы. Практич. взаимодействие людей с множеством сходных и различных вещей
послужило
основой для выработки категорий единичного, особенного и общего. Постоянное
наблюдение
предметов и явлений в природе и произ-. водств. деятельности подводило людей к
уяснению того,
что одни связи носят устойчивый, постоянно повторяющийся характер, а другие
выступают
нерегулярно. Это послужило основой формирования категорий необходимости и
случайности.
Постижение сущности, а на более высокой ступени развития — раскрытие порядка
сущностей
означает раскрытие заключённого в объекте внутр. основания всех происходящих с
ним изменений
при взаимодействии с др. объектами. Познание явлений означает раскрытие того,
как обнаружи-
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ 161
вается сущность. Сущность и явление обнаруживаются как моменты действительности,
к-рая
представляет собой результат возникновения наличного бытия из реальной
возможности.
Действительность богаче, конкретнее возможности, т. е. последняя составляет
только один из
моментов действительности, к-рая является единством осуществлённой возможности и
источником
новых возможностей. Реальная возможность имеет условия своего возникновения в
действительности и сама есть часть действительности.
С т. зр. Д. м. формы мышления, категории являются отражением в сознании всеобщих
форм
предметной деятельности обществ. человека, преобразующего действительность. Д.
м. исходит из
утверждения единства законов бытия и мышления. «... Наше субъективное мышление и
объективный
мир подчинены одним и тем же законам...» (Энгельс Ф., Диалектика природы, см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., т. 20, с. 581). Всякий уни-верс. закон развития материального и
духовного мира в
определ. смысле является вместе с тем и законом познания: любой закон, отражая
то, что есть в
действительности, указывает также на то, как следует правильно мыслить о
соответствующей
области действительности.
Последовательность развития логич. категорий в составе Д. м. диктуется прежде
всего объективной
последовательностью развития знания. Каждая категория — обобщённое отражение
объективной
реальности, результат вековой общественно-историч. практики. Логич. категории
«... суть ступеньки
выделения, т. е. познания мира, узловые пункты в сети (природных явлений,
природы. — Ред.),
помогающие познавать ее и овладевать ею» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 85). Любая
из логич.
категорий определяется лишь путём систематич. прослеживания её связи со всеми
другими, лишь
внутри системы категорий и посредством неё. Разъясняя это положение, Ленин
намечает общую пос-
ледовательность развития логич. категории: «Сначала мелькают впечатления, затем
выделяется н е ч-
т о, — потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и
количества. Затем
изучение и размышление направляют мысль к познанию тождества — различия — основы

сущности versus (по отношению к ... — Ред.) явления, — причинности etc. Все эти
моменты (таги,
ступени, процессы) познания направляются от субъекта к объекту, проверяясь
практикой и приходя
через эту проверку к истине...» (там же, с. 301).
Категории диалектики находятся в неразрывной свя-зи с её законами. Каждая
область природы,
общества и мышления имеет свои законы развития. Но вследствие материального
единства мира в
нём существуют нек-рые общие законы развития. Их действие распространяется на
все области
бытия и мышления, по-разному развиваясь в каждой из них. Диалектика как раз и
изучает законы
всякого развития. Наиболее общими законами материалистич. диалектики являются:
переход коли-
чественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей,
отрицанния
отрицания закон. Эти законы выражают универс. формы движения и развития
материального мира и
его познания и составляют основу всеобщего метода диалектич. мышления. Закон
единства и борьбы
противоположностей состоит в том, что развитие объективного мира и познания
осуществляется
путём раздвоения единого на взаимоисключающие противоположные моменты, стороны,
тенденции;
их взаимоотношения, «борьба» и разрешение противоречий, с одной стороны,
характеризует ту или
иную систему как нечто целое, качественно определённое, а с другой — составляет
внутр. импульс
её изменения, развития, превращения в новое качество. Закон взаимного перехода
количеств.
изменений в качественные
162 ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ
вскрывает наиболее общий механизм развития: изменение качества объекта
происходит тогда, когда
накопление количеств. изменений достигает определ. предела, происходит скачок,
т. е. смена одного
качества другим. Закон отрицания отрицания характеризует направление развития.
Его осн.
содержание выражается в единстве поступательности, прогрессивности и
преемственности в
развитии, возникновении нового и относит. повторяемости в итоге нек-рых
элементов,
существовавших прежде.
Знание всеобщих законов служит руководящей основой изучения специфич. законов. В
свою
очередь, всеобщие законы развития мира и познания и конкретные формы их
проявления можно
изучать лишь на основе и в тесной связи с изучением и обобщением частных
законов. Это
взаимоотношение общих и специфич. законов составляет объективное основание
взаимной связи Д.
м. и конкретных наук. Будучи самостоят. филос. наукой, Д. м. даёт единственно
науч. метод
познания, адекватный закономерностям объективного мира. Таким методом является
материалистич.
диалектика, «... ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения
для
происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для
переходов от одной
области исследования к другой» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
20, с. 367).
Д. м. и конкретные науки. Историч. миссия Д. м. состоит в творч. развитии науч.
мировоззрения и
обще-методологич. принципов исследования в области ес-теств. и обществ. наук, в
правильной
теоретич. ориентации практич. борьбы прогрессивных обществ. сил. Он опирается на
прочный
фундамент всей науки и обществ. практики. Д. м., как отмечал Энгельс, есть «...
мировоззрение,
которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке
наук, а в
реальных науках» (там же, с. 142). Каждая наука исследует качественно определ.
систему законо-
мерностей в мире. Однако ни одна спец. наука не изучает закономерности, общие
для бытия и
мышления. Эти всеобщие закономерности являются предметом филос. познания. Д. м.
преодолел
искусств. разрыв между учением о бытии (онтологией), теорией познания
(гносеологией) и логикой.
Д. м. отличается от спец. наук качеств. своеобразием своего предмета, его
универсальным,
всеобъемлющим характером. В пределах каждой спец. науки имеются различные уровни
обобщения.
В Д. м. обобщению подвергаются сами обобщения спец. наук. Филос. обобщения
поднимаются, т. о.,
на самые верхние «этажи» интегрирующей работы чет ловеч. разума. Д.м. сводит в
единое целое
результаты исследований во всех областях науки, создавая тем самым синтез знания
универс.
законов бытия и мышления. Предмет науч. познания определяет и характер
применяемых в подходе
к нему методов. Осн. орудием филос. познания является теоретич. мышление,
опирающееся на
совокупный опыт человечества, на достижения всех наук и культуры в целом.
В различных областях науч. познания постоянно в чем дальше, тем всё больше
возникает внутр.
потребность в рассмотрении логич. аппарата познават. деятельности, характера
теории и способов её
построения, анализа эмпирич. и теоретич. уровней познания, исходных понятий
науки и методов
постижения истины. Всё это является задачей филос. исследования. Решение этих
проблем
предполагает объединение усилий представителен спец. наук и философии.
В совр. мире революция в науке превратилась в науч.-технич. революцию. В этих
условиях особенно
актуальны слова Энгельса, воспроизведённые Лениным в «Материализме и
эмпириокритицизме»,
что «... „с каждым, составляющим эпоху, открытием даже в естест-
венноисторической области ...
материализм неизбежно должен изменять свою форму" ...» (ПСС, т. 18, с. 265).
Преобразования в
совр. науке столь глубоки, что они
касаются самих её теоретико-познават. основ. Потребности развития науки вызывали

<< Пред. стр.

страница 63
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign