LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 60
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

прагматизмом Д. в понимании опыта «ничтожными и десятистепенными» (см. ПСС, т.
18, с. 363,
прим.).
В психологии Д. выступил против ассоцианизма, развив, в противовес ему, свою
концепцию «потока
сознания» — непрерывно сменяющих друг друга целостных и индивидуальных психич.
состояний, к-
рые отражают физиологич. процессы в организме. Д. выдвинул на первый план
принцип активности
психич. жизни и примат в ней воли и интереса. Психика, по Д., обладает
жизненной,
«функциональной» ценностью, будучи орудием биологич. выживания индивида.
Разработанная Д.
концепция физиологич. природы эмоций послужила одним из истоков бихевиоризма. С
позиций
прагматизма Д. защищал религию: «истинность»
религии и веры в бога проистекает, по Д., из её полезности, «выгодности». По
своим политпч. убеждениям Д. был
представителем бурж. либерализма. * Principles of psychology, v. 1—2, N. ?.,
1890; The meaning of truth, N. Y., 1909;
Essays in radical empiricism, N. Y., 1912; в рус. пер.— Науч. основы
психологии, СПБ, 1902; Зависимость веры от
воли, СПБ, 1904; Многообразие религ. опыта, М., 1910; Прагматизм, СПБ, 1910;
Вселенная с плюралистич. точки
зрения, М., 1911.
* Быховский Б. Э., Прагматизм и «радикальный эмпиризм» У. Д., в сб.: В. И. Левин
и вопросы марксистской филосо-
фии, М., 1960; Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974, гл. 3;
Бурж. философия кануна и начала им-
периализма, М., 1977, гл. 8; ? е г г у R. В., Thought and character of Vf.
James, v. 1—2, Boston, 1935; Morris L. R., W. James
N. ?., 1950; Wild J., The radical empiricism of W. James, N. Y., 1969; The
philosophy of W. James, Hamb., 1976; см. также
лит. к ст. Прагматизм.
ДЖЕНТИЛЕ (Gentile) Джованни (30.5.1875, Кастель-ветрано,— 15.4.1944, Флоренция),
итал.
философ-неогегельянец, один из идеологов фашизма. Филос. система Д., актуализм,—
субъективно-
идеалистич. вариант неогегельянства. Учение Гегеля Д. «реформировал» с позиций,
близких к
фихтеанским, сводя реальность к текущему мыслит. процессу — к «акту мысли», к
«мысли
мыслящей», причём последняя в качестве действит. реальности противопоставлялась
не только всему
объективному миру, но и прошлой мысли («мысли помысленной») как «окаменевшему»,
материализованному (и потому переставшему быть диалектическим) мыслит. процессу.
Вступив в сотрудничество с фаш. пр-вом, Д. стал апологетом тоталитарного гос-ва
как якобы
воплощения нравств. духа; призывал к «тотальному» подчинению личности гос.
целому и
«растворению» индивида в политич. истории.
* Opere complete, ?. 1—16, Firenze, 1935—46. * Эфи?ов С. А., Итал. бурж.
философия 20 в., М., 1968,
гл. 2.
ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson) Томас (13.4.1743, Албемарл,— 4.7.1826, Монтиселло), амер.
просветитель, философ и гос. деятель. Как социальный мыслитель сформировался в
период Амер.
бурж. революции 18 в., в ходе к-рой Д. выступил радикальным идеологом и политич.
лидером её
левого демократич. крыла. После завоевания США независимости занимал ключевые
гос. посты, был
третьим президентом США (1801—09).
Исходя из гуманистич. идеала европ. Просвещения, а также под влиянием
интуитивизма Ф.
Хатчесона и Э. Шефтсбери, Д. признавал врождённое моральное чувство
справедливого и
несправедливого, присущее каждому человеку. Историч. процесс представлялся Д. в
виде
противоборства врождённого нравств. начала и человеч. эгоизма, закрепляемого в
социальных и гос.
формах, худшими из к-рых он считал монархию и тиранию. Однако в отличие от
франц.
просветителей Д. отрицал строгий социальный детерминизм и вслед за Юмом полагал,
что великие
историч. события порой возникают вследствие стечения непредсказуемых
обстоятельств,
закономерная связь к-рых непознаваема. В ряде произв. высказывал материалистич.
взгляды, к-рые,
однако, не получили у Д. филос. обоснования.
Близкий в целом к локковскому пониманию теории естеств. права, Д. вместе с тем
рассматривал
право собственности лишь в качестве права гражданского, а не естественного. В
Декларации
независимости США 1776 — выдающемся документе демократич. социально-филос. мысли
18 в.—
он заявлял, что «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим
создателем
<прирожденными и неотчуждаемыми> очевидны-ми правами, к числу которых
принадлежит жизнь,
свобода и стремление к счастью» (см. в кн.: «Амер. просветители», т. 2, 1969, с.
27). Гарантия
сохранения демократии, по Д., заключается в праве народа периодически поднимать
восстания
против узурпаторов свободы. Мирный путь сохранения народоправия Д. связывал с
принципами
макс. уравновешивания и рассредоточения власти. Отрицательно относясь к пром. и
урбанистич.
пути развития США, Д. предлагал ввес-
ти равное разделение зем. собственности и сделать класс мелких фермеров
социально-экономич.
основой гос. строя США.
Д. активно выступал против партии «федералистов» _ объединения крупных магнатов
и
финансистов, отличавшихся воинств, антидемократич. устремлениями. Однако собств.
политич.
линия Д. порой отличалась либеральной неустойчивостью и непоследовательностью
(напр., по
вопросу о негритянском рабстве).
На протяжении всей истории США теоретич. наследие Д. находилось и находится ныне
в центре
идейной и политич. борьбы по проблемам демократии, прав человека и гражд.
свобод.
• Papers, ed. J. P. Boyd, v. l—fl9j, Princeton, 1950—[74]· в рус. пер.— Амер.
просветители. Избр. произв., т. 2, М. 1969
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 16, с. 17; ?птекер Г., О природе демократии,
свободы и революции пер с англ., М.,
1970; Каримский А. М., Революция 1776 г и становление амер. философии, М., 1976;
White M. G., The philosophy of the
American Revolution, Oxf., 1978; Two centuries of philosophy in America, ed. by
P. Caws, Oxf., 1980.
ДЖИВА (санскр., букв.— живущий, живой), живое существо, душа; понятие инд.
философии,
прежде всего джайнизма, где Д.— одна из осн. сущностей или субстанций. Д.
присущи сознание,
вечность (несотворён-ность и неразрушимость), способность к деятельности.
Потенциально Д.
обладает нравств. содержанием, знанием, верой, неограниченной энергией (силой) и
бесконечным
блаженством. Д. может находиться в двух состояниях бытия: несовершенном и
совершенном. В со-
стоянии несовершенного бытия Д., занятая неадекватной деятельностью, соединена с
материей,
образующей тело Д. Деятельность Д. выражается в вибрации образующих её частичек,
благодаря к-
рой материя, имеющаяся в теле Д., поглощается и непрерывно принимается новая
материя; под
влиянием ее Д. перерождается, теряет свою силу (и др. потенциальные качества) и
повергается в
состояние страдания. В состоянии совершенного бытия Д., обратившись к адекватной
деятельности,
освобождается от материи, вступает в обладание потенциальными качествами и
освобождается
благодаря этому от страдания.
В зависимости от способности к адекватной деятельности или, что то же самое, от
соотношения
духовного и телесного элементов Д. образуют своего рода лестницу: на низшей её
ступени
располагаются Д., имеющие форму неорганич. веществ и растений, далее идут Д.,
имеющие форму
животных, людей, богов, на верхней ступени — «освобожденные» Д., т. е.
совершенно свободные от
материи, имеющие форму человеч. существа. * см. к ст. Джайнизм,
ДЖНЯНА (санскр.— знание), понятие инд. философии, означающее высшее полное
знание,
достигаемое при медитации. Д.— это знание само по себе безотносительно к
объекту, знание того
высшего уровня, когда объект полностью растворён в субъекте, когда снимается
противопоставление
знания истинного и неистинного, становятся безразличными способы достижения
знания, его
характер и т. п. Д.— это знание сущности, к-рое как бы охватывает и все др. виды
знания, не
совпадая ни с одним из них и не являясь их суммой. Д., как и карма, ведёт к
подлинному спасению
(ср. Д.-марга — «путь Д.», напр. в «Бхагавадгите»). В йоге к Д. и карме
прибавляется третий путь к
спасению — бхакти. Трактовка Д. как знания самого себя у последователей
Прабхакары (школа
миманса; знание обнаруживает свой субъект, свой объект и самого себя — Д.)
перекликается с
пониманием софии (мудрости) у Прокла. Во многих школах инд. философии Д.
противостоит
незнанию, неведению (аджняна), понимаемому не столько как простое отсутствие Д.,
сколько как
ложное знание, заблуждение (моха). Д. не следует смешивать с абхиджней —
сверхзнанием, и с
праджней — мудростью. В. ?.
?оп???в.
ДЖНЯНА 153
ДЗЭН, япон. название школы буддизма махаяны, сформировавшейся в ср.-век. Китае
(см. Чанъ).
Практика Д. появилась в Японии ещё в 7 в., но распространение Д. как самостоят.
направления япон.
буддизма начинается в кон. 12 в. Первым проповедником Д. был Эйсай — буддийский
монах, к-рый
после пребывания в Китае основал в Японии школу Риндзай. В 1-й пол. 13 в. Догэн,
также
обучавшийся в Китае, основал школу Сото. Риндзай и Сото были наиболее влият.
школами Д.-
буддизма и сохранились до наших дней. О социальной их ориентации в ср.-век.
Японии можно
судить по бытовавшей в те времена поговорке: «Риндзай для самураев, Сото — для
простолюдинов».
Наивысшего расцвета Д. достиг в период Муромати (14—16 вв.), когда дзэнские
монастыри
превращаются в центры религ., политич. и культурной жизни и происходит процесс
секуляризации и
демократизации Д,-буддизма. В результате этого Д. превращается в своеобразную
«философию
жизни», оказывавшую существенное влияние на стиль мышления, образ жизни и
деятельности ср.-
век. японцев. Складываются традиц. «искусства Д.», пришедшие с дзэнскими
монахами из Китая и
окончательно оформившиеся под влиянием япон. культурных традиций. При сохранении
осн. поло-
жений философии чань в япон. Д.-буддизме несколько смещаются акценты, в
частности усиливаются
секуля-ризаторские тенденции — один из патриархов Д. даже утверждал, что самурай
может достичь
яросветления быстрее монаха, а воинское иск-во — более прямой и быстрый путь к
совершенству,
чем традиц. практика медитации, и что мирянин вообще выше монаха. Происходит
более жёсткая
канонизация и регламентация практики Д.
В 20 в. религ.-филос. учение Д. получило известность в странах Запада, в
частности благодаря
популяризаторской деятельности Д. Т. Судзуки (1870—1966), принадлежащего к школе
Риндзай.
• Николаева Н. С., Япон. сады, М.. 1975; Григорье-в а Т., И «еще» раз о Востоке
и Западе, «Иностр. лит-ра», 1975, Яв 7;
S u z u k i D. T., Essais sur le Bouddhisme Zen, v. 1—3, P., 1940—44; его же,
Manual of Zen Buddhism, ?. ?., 1960.
ДИАДА (греч. ???? — двоица), термин пифагорейско-платонич. философии для
обозначения
принципа неопределённости, неоформленности, множества и материальной текучести в
противоположность монаде («единице») как принципу единства, стабильности и
формы. В поздней
доксографии (Диоген Лаэртий 8, 25; «Мнения философов»—Plac. l, 3, 8; Секст
Эмпирик, Adv. Math.
10, 261, 276 и др.) учение о монаде и Д. как высших принципах бытия
приписывается Пифагору, но,
как показывает источниковедч. анализ, оно сложилось (на пифагорейской основе) и
терминологически оформилось в Древней Академии. В «неписанном учении» Платона,
отражённом в
лекции «О благе» (Аристотель, fr. 27—31 ROSS), «неопределённая двоица»
(называемая также
«болыпое-и-малое», или «большее-и-меньшее», или «неравное») — интеллигибельная
материя идей-
чисел, к-рые порождаются из неё активным и формообразующим принципом — «единым»
(??). Спев-
сипп, заменивший идеи и идеальные числа Платона математич. числами, подставил на
место
«двоицы» — «множество», что отразилось в отредактированной Спевсиппом
«пифагорейской»
таблице десяти противоположностей (Аристотель, Метафизика 986 а 23 слл.).
Ксенократ в целом
восстановил платоновское учение о «неопределённой двоице» (фр. 26—28 Heinze), но
при этом
говорил также о персонифицированной Д.— женском божестве, мировой душе и «матери
богов», т.
е. «светил» и «космоса», противопоставляя ей монаду как мужской принцип,
отождествляемый с
Зевсом, умом (нусом) и «нечетом» (фр. 15 Heinze). Оппозиция монады — Д.
сохраняет своё значение
в среднем платонизме (Плутарх), неопифагореизме (особенно у Нуме-
154 ДЗЭН
ния), подчас с монистич. тенденцией подчинить Д. монаде как низший принцип, а
также в кругу идей
гностицизма и герметизма, но отходит на задний план у Плотина (Д.— первая
эманация единого).
• Gaiser K., Platons ungeschriebene Lehre, Stuttg., 1963; T h e i l e r W.,
Einheit und unbegrenzte Zweiheit von Plato bis Plotin,
в кн.; Isonomia, hrsg. v. J. Mau und E. G. Schmidt B 1964, S. 89—109; Bur k er t
W., Lore and science in ancient
Pytliagoreanism, Camb. [Mass.], 1972; см. также лит. к статьям Пифагореизм,
Платон, Герметизм.
ДИАЛЕКТИКА [греч. ?????????? (?????)— искусство вести беседу, спор, от
?????????? — веду
беседу, спор], учение о наиболее общих закономерных связях и ста-, новлении,
развитии бытия и
познания и основанный на | этом учении метод творчески познающего мышления. Д.
есть филос.
теория, метод и методология науч. .познания и творчества вообще.
Теоретич. принципы Д.
составляют существ. содержание мировоззрения. Т. о., Д. выполняет
теоретич., мировоззренч. и
методо-логич. функции. Осн. принципы Д., составляющие' её стержень,—
всеобщая связь,
становление и развитие, к-рые осмысливаются с помощью всей исторически
сложившейся
системы категорий и законов.
Диалектич. мышление как реальный познавательно-творч. процесс возникло вместе с
человеком и
обществом. Мера диалектичности человеч. мышления определяется уровнем развития
обществ.
практики и соответственно степенью познания Д. бытия, адекватное отражение к-
рого является
необходимым условием разумной ориентации человека в мире и преобразования его в
интересах
людей. Осмысление этого реального познават. процесса восходит к древней культуре
Востока,
достигнув своей более зрелой формы в античности, создавшей непреходящие образцы
пластичности
диалектич. мышления.
История Д. Само слово «Д.» впервые применил Сок-рат, обозначивший им иск-во
вести
эффективный спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение
проблемы с целью
достижения истины путём противоборства мнений. Вслед за своим учителем Сократом
Платон
понимал под Д. именно диалог как логич. операции расчленения и связывания
понятий,
осуществляемые посредством вопросов и ответов и ведущие к истинному определению
понятий. В
смысле, близком к современному, понятие Д. впервые употребляется Гегелем,
трактовавшим её как
умение отыскивать противоположности в самой действительности.
Уже древние мыслители исходили из представления о космосе как мировом
завершённом целом,
пребывающем в покое; внутри этого целого вечно совершаются непрерывные процессы
изменения,
движения, становления. Космос мыслился как совмещающий в себе противоположности
покоящегося и изменчивого. Всеобщая изменчивость бытия представлялась как
превращение одного
первоначала в другое — земли в воду, воды в воздух, воздуха в огонь, огня в эфир
и обратно.
Наиболее яркое проявление антич. Д. получила у Гераклита, согласно к-рому мир,
находящийся в
постоянном потоке, внутренне противоречив и мыслится в вечном становлении,
движении, в
единстве противоположностей. Если у Гераклита речь идёт о Д. действительности в
целом, то Зенон
Элейский впервые выдвинул противоречивость понятий движения и вообще отд. форм
бытия.
Именно элейская школа резко противопоставила мысленный и чувств. мир, единство и
мно-
жественность. Стихийно-диалектич. идеи сильно выражены у атомистов (Левкипп,
Демокрит,
Эпикур, Лукреций): появление любой вещи из атома есть диалектич. «скачок»,
поскольку каждая
вещь несёт в себе новое качество в сравнении с составляющими её атомами.
На основе философии Гераклита и элеатов возникла отрицат. Д. софистов, к-рые,
отойдя от Д. бытия
натурфилософов, привели в бурное движение человеч. мысль с её противоречиями,
неустанным
исканием истины в атмосфере постоянных споров. Однако, гипертрофи-
руя относительность человеч. знания, они дошли до релятивизма, доведя Д. до
крайнего
скептицизма. В ис-торич. смысле учение софистов было лишь моментом в развитии
теории положит.
знания, к-рую развивал уже Сократ. Именно он, исследуя противоречия жизни,
требовал искать
также и положит. стороны чело-веч. мысли, стремился осмыслить диалектич.
противоречия как путь
к абс. истине. Этот дух эристики (споров) и вопросно-ответной, разговорной
теории Д., внесённый
Сократом, стал пронизывать всю антич. философию и свойственную ей Д.
Продолжая мысль Сократа и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоят.
действительность, Платон понимал под Д. не только расчленение понятий на чётко
обособленные
роды и не только искание истины с помощью вопросов и ответов, но и знание
относительно сущего и
истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых
частностей в
цельное и общее. Свои многочисл. труды Платон написал именно в форме диалогов,
заключающих в
себе замечат. образцы антич. Д. в её идеалис-тич. интерпретации. У Платона
даётся Д. таких кате-
горий, как движение, покой, различие, тождество, бытие. А само бытие трактуется
как активно
самопротиворечивая координированная раздельность. Каждая вещь является
тождественной сама с
собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно
всего иного.
Аристотель превратил платоновские идеи (доведённые в их абсолютизированном
обобщении до
автономных сущностей) в единич. формы вещей и присоединил учение о потенции и
энергии идей.
Он развил Д. дальше — в направлений познания реально существующего космоса. В
своём учении о
четырёх причинах (материальной, формальной, движущей и целевой) Аристотель
утверждал, что все
они существуют в каждой вещи совершенно неразличимо и тождественно с самой
вещью.
Аристотель считал необходимым обобщение единичных форм самодвижущихся вещей в
общее
самодвижение всей действительности, к-рое он и назвал перводвигателем, мыслящим
самого же себя,
т. е. являющегося и субъектом, и объектом. С др. стороны, признавая
обязательность единичных
форм вещей, но учитывая их текучесть, Аристотель трактовал Д. не просто как абс.
знание,
выражаемое путём формальной силлогистики, но и как знание только ещё возможного,
или
вероятного. Стоики Зенон из Китиона, Клеан, Хрисипп (см. Стоицизм), углубили
трактовку Д. на
основе тщательного анализа не только мыслит., но и языковых категорий. Своё
учение о слове они
проецировали на действительность, к-рая мыслилась ими досократовским первоогнём,
или словом,
логосом, порождающим из себя всё бесконечное разнообразие космоса и человека как
его часть.
Признавая всё существующее как систему тел, стоики в известном смысле оказались
большими
материалистами, чем все предшествующие мыслители.
В неоплатонизме (Плотин, Прокл и др.) диалектически трактуется осн. иерархия
бытия: единое, его
числовая раздельность; качеств. наполненность этих первочисел, или мир идей;
переход этих идей в
становление, т. е. возникновение мировой души и космоса. Были развиты концепции

<< Пред. стр.

страница 60
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign