LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 58
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ленинская общая теория гос-ва и права.
Осн. институты и понятия, М., 1970; Г и н д е в П., Д. и обществ. прогресс, пер.
с болг., М., 1972; Шахназаров Г. X., Со-
циалистич. Д. Нек-рые вопросы теории, ?., 19742; ?ули-ев В. Е., Кузьмин Э. Л.,
Гос-во и Д. Критика антимарксистских
теорий, М., 1975; Денисов А. И., Общая система социалистич. Д., М., 1975;
Социализм и Д., М., 1976; Д. и право в
развитом социалистич. обществе, М., 1979; Советская Д. в период развитого
социализма, M., 19792; Революция и Д.
Между-иар. дискуссия марксистов, Прага, 1980; Социалистич. Д.: конституционные
основы, М., 1980; К е p и м о в Д.
А., Д. развитого социализма, М., 1980. Г. X.
Шахназаров.
ДЕМОКРИТ (??????????) из А б д е ? (ок. 460 до н. э.— г. смерти неизв.; по век-
рым сообщениям,
прожил св. ста лет), др.-греч. философ-атомист и учёный-энциклопедист. Согласно
сведениям,
сообщаемым доксо-графами, учился у Левкиппа, а также, возможно, у пифагорейцев,
совершил ряд
поездок по странам Востока; позднее находился в дружеских отношениях с
Гиппократом. Д. был
многосторонним учёным и плодовитым автором: каталог его соч. у Диогена Лаэртия
содержит до 70
назв., обнимающих все области знания того времени. Большинство соч. Д. было
утеряно в
ДЕМОКРИТ 147
первых веках н. э.; до нас дошли лишь короткие цитаты (ок. 300), взятые гл. обр.
из его этич.
трактатов.
Философия Д. является прототипом последовательно материалистич. учения,
оказавшим в
дальнейшем огромное влияние на развитие европ. филос. и естеств.-науч. мысли.
Важнейшие
положения своей атомистич. доктрины Д. заимствовал у Левкиппа, развив их и
построив на их
основе универсальную филос. систему. У Д. впервые в истории философии появляется
развёрнутая
теория познания, основанная на различении чувств. и рассудочного знания. Чувств.
опыт — исход-
ный пункт познания, однако сам по себе он может дать лишь «тёмное», т. е.
неполное и
недостоверное знание, т. к. истинная «природа» вещей (атомы) недоступна чувству
и постигается
лишь с помощью мышления. Чувств, восприятия объяснялись Д., как и Эм-педоклом,
истечениями,
попадающими в органы чувств (у Д.— потоки атомов, отделяющихся от
воспринимаемого тела).
Имеются указания на то, что Д. распространил атомистич. представления на
пространство и время,
построив своеобразную атомистич. геометрию.
Развивая представления Левкиппа о необходимости и закономерности всего
совершающегося, Д.
приблизился к механистич. миропониманию, рассматривая необходимость как
движение,
сопротивление и соударение атомов. Случайность в смысле беспричинности им
отвергалась:
случайными кажутся те события, причин к-рых мы не знаем. Всякое познание
сводится к
установлению причин происходящего; известно высказывание Д., что он предпочитает
найти одно
причинное объяснение, чем получить царскую власть над персами.
Д. принял концепцию Левкиппа о космич. вихрях, порождающих бесчисл. миры,
изменив в ней лишь
нек-рые детали. Миры, по Д., различны по величине и структуре: в нек-рых мирах
нет ни Солнца, ни
Луны, в других Солнце и Луна больше наших, в третьих имеется большее число
аналогичных светил.
Расстояния между мирами неравны, причём одни миры только возникают, другие
находятся в
расцвете, третьи погибают, сталкиваясь друг с другом. Нек-рые миры лишены жизни
и не имеют
влаги. Различные типы живых существ — птицы, наземные животные, рыбы —
различаются
характером атомов, из к-рых они построены. Всё живое отличается от неживого
наличием души,
состоящей из сферич. подвижных атомов, подобных атомам огня. Человек отличается
от животного
особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела. Проводя аналогию
между
устройством человеч. организма и космосом, Д. впервые употребил термин
«микрокосм». Душу Д.
считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в
пространстве. Боги,
по Д.,— это особые соединения круглых, огненных атомов; они нелегко разрушаются,
но всё же не
вечны. Они способны благотворно или зловредно воздействовать на человека, а
также подавать
людям те или иные знаки.
Большое место в учении Д. занимали этич. и социальные проблемы. Наилучшей формой
гос.
устройства Д. считал демократич. полис. Необходимым условием сохранения
демократии являются
нравств. качества граждан, создающиеся воспитанием и обучением. Целью жизни Д.
считал хорошее
расположение духа — эвтю-мию, к-рая не тождественна с чувств. наслаждением и
означает
безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен действию страстей
и страха.
Наивысшая добродетель, по Д.,— безмятежная мудрость.
• Фрагменты: DK II, S. 81—229; Лурье С. Я., Д. Тексты, пер., иссл., Л., 1970.
• Маковельский А. О., Др.-греч. атомисты, Баку, 1946; Лурье С. Я., Очерки по
истории антич. науки, М.- Л., 1947; Bailey
С., The Greek atomists and Epicurus, Oxf., 1928;
148 ДЕМОНСТРАЦИЯ
Mau J., Zum Problem des Infinitesimalen hei den antiken Atomisten, B., 19572;
Fur ley D. J., Two studies in the Greek atomists,
Princeton, 1967; G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2,
Camh., 1971. И. Д. Рожанский.
ДЕМОНСТРАЦИЯ (от лат. demonstratio — показывание) в логике, форма рассуждения в
доказа-
тельстве (состав умозаключении и их связь друг с другом), посредством к-рой
доказываемое
положение — тезис выводится из его оснований. См. Доказательство. ДЕМПФ (Dempf)
Алоиз
(2.1.1891, Альтомюнстер, ок. Мюнхена), нем. католич. философ. Разрабатывал
проблемы философии
культуры, философии истории и социологии знания. Сочетая общие принципы католич.
уни-
версализма с влияниями Гегеля, Шпенглера и М. Ве-бера, Д. стремился выйти к
общей «критике
историч. разума», к филос. антропологии и к «философии философии», в к-рой все
частные т. зр. и
стоящие за ними жизненные потенции (напр., принципы «гос-ва», «духа» и т. д.)
оказались бы
осмыслены, сбалансированы и сняты во имя «целого». Автор многочисл. работ по
истории культуры.
• Selbstkritik der Philosophie und vergleichende Philosophiegeschichte im Umri?,
W., 1947; Christliche Philosophie, Bonn,
19522; Kritik der historischen Vernunft, W., 1957; Sacrum Imperium. Geschichts-
und Staatsphilosophie des Mittelalters und der
politischen Renaissance, Munch.— В., 19623; Die Geistesgeschihte der
altchristlichen Kultur, Stuttg., 1964.
ДЕНОТАТ (от лат. denoto — обозначаю), д е с и гна т, предметное значение (в
логике и семантике),
предмет, обозначаемый собств. именем нек-рого языка (в формализованном языке —
константой,
постоянным термом), или класс предметов, обозначаемых общим (нарицательным)
именем (в
формализованном языке — предметной переменной). В обоих этих смыслах Д. есть
объём
(экстенсионал) нек-рого понятия. Если имя есть предложение, высказывание (т. е.
запись нек-рого
суждения), то его Д. служит истинностное значение этого предложения
(высказывания, суждения), т.
е. «истина» или «ложь». См. Имя.
ДЕОНТОЛОГИЯ (от греч. ????, род. падеж ??????? — нужное, должное и ????? —
слово, понятие,
учение), раздел этики, в к-ром рассматриваются проблемы долга и должного. Термин
введен англ.
философом-утилитаристом Бентамом, к-рый употребил его для обозначения теории
нравственности в
целом («Д., или Наука о морали», «Deontology or The science of morality», v. 1-
2, 1834).
ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 15.7.1930, Эль-Биар, Алжир), франц. философ. Испытал
влияние идей
Гуссерля и Хайдеггера. Приобрёл известность своей критикой метафизичности всех
форм европ.
сознания и культуры, связанной, согласно Д., с господством принципа «бытия как
присутствия»,
абсолютизирующего настоящее время. Такие явления европ. культуры, как религ.
философия,
социально-моралистич. учения и т. п., определяются, по Д., «логоцентристскими»
установками, т. е.
опорой на звучащее слово («голос-логос»), а также на фонетич. письмо с
характерной для него
расчленённостью знаковой формы и содержания (запредельного означаемого). Условие
преодоления
европ. метафизики Д. видит в отыскании её историч. истоков посредством аналитич.
расчленения
(«деконструкции») самых различных текстов гуманитарной культуры, выявления в них
опорных
понятий (прежде всего — понятия бытия), а также слоя метафор, в к-рых
запечатлены следы
предшествовавших культурных эпох. Т. о., место метафизики бытия в концепции Д.
занимает работа
с языком, с текстами; её конечная цель — обнаружение за тем, что кажется
непосредственно данным,
«письма», «письменности». Суть «письма» (науку о письме Д. называет «грамма-
тологией») не
может быть выражена в строгих понятиях, поскольку, по Д., «письмо» не
подчиняется принципу
«бытия как присутствия», но воплощает принцип различия, «рассеивания»,
неданности, инаковости
(понимание «письма» у Д. во многом обусловлено практикой
совр. литературного авангарда). В ряде пунктов своей концепции Д. близок к
структурализму, хотя
он и критикует последний как одно из проявлений «логоцент-ризма». Подобная
непоследовательность наряду с отсутствием позитивной программы существенно
обедняет критич.
пафос Д. и не позволяет ему выйти за рамки метафизич. традиции.
• La voix et le phenomene, P., 1967; De la grammatologie, P., 1967; L'icriture
et la difierence, P., 1967; Marges de la
Philosophie, P., 1972; La verite" en peinture, P., 1978; Eperons: Les styles de
Nietzsche, P., 1978.
* Автономова Н. С., Филос. проблемы структурного анализа в гуманитарных науках,
М., 1977; Филиппов Л.,
Грамматология Ж. Д., «ВФ», 1978, JV5 1; Ecarts. Quatre essais a propos de
Jacques Derrida, P., 1973; «L'Arc», 1973, № 54;
Politi-ques de la Philosophie. Chatelet, Derrida, Foucault, Lyotard, Ser-res,
ed. D. Grisoni, P., 1976.
ДЕ РУА (De Roy), Л e p у a (Le Roy) Хендрик [лати-низиров. Региус (Regius)]
(29.6.1598, Утрехт,—
17.2. 1679, там же), голл. философ-материалист, физиолог и педагог; врач. С 1634
проф. Утрехтского
ун-та. По словам Маркса, Де Р. был основателем того материалис-тич. направления
в картезианстве,
к-рое отправлялось в своём учении о человеке от физики Декарта (см. К. Маркс и
Ф. Энгельс, Соч., т.
2, с. 140). Будучи сторонником физики и физиологии Декарта, Де Р. отверг его
дуалистич.
метафизику. В соч. «Основания физики» («Fundamente physicae», 1646) и
«Разъяснение о чело-веч.
уме» («Explicatio mentis humanae...», 1647) Де P. признал единств. субстанцией
материю и объявил
душу модусом (свойством) тела. Выступал против учения о врождённых идеях и
рационалистич.
теории познания, противопоставив им сенсуалистич. учение о чувственном (опытном)
происхождении знания. Отверг декартовское доказательство существования бога, а
также
подчинение философии религ. догме и обоснование религ. веры с помощью философии.
В
систематич. курсе «Естеств. философии» («Philosophia naturalis», 1654) Де Р.
выдвинул на первый
план физику, к-рая у него, в отличие от Декарта, предшествует психологии и
теории познания.
• Быковский Б., Принципы философии Г. Де-Р., «Под знаменем марксизма», 1932, №
5—6; U г i J е г M. I. A. de, Hen-
ricus Regius..., s'Gravenhage, 1917.
ДЕСКРИПЦИЯ (от лат. descriptio — описание), описательное определение
(характеристика)
единичных объектов посредством общих понятий (имён, свойств и отношений),
выполняющее ту же
функцию, что и называние собств. именем. Употребление Д. в логике аналогично
употреблению
артиклей или заменяющих артикли выражений типа «тот, который» (напр., «тот,
который словом
скор, тот в работе редко спор») в естеств. языках. Однако логич. Д. отличается
от описат. форм выра-
жений естеств. языка определённостью экстенсионального (см. Экстенсиональность)
контекста:
объект логич. Д. обязательно существует и всегда единствен. Именно это и
составляет, как правило,
достаточное условие для введения Д. в язык той или иной формальной системы или
исчисления, что
обогащает их выразит, возможности. Возникающее при этом расширение систем
(классических или
интуиционистских) несущественно в силу того, что всегда возможно устранение Д.
(дескриптивных
выражений), введённых при этом условии.
• Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 1959, §7, 8; Гильберт
Д., Б е p н а и с П., Основания математики,
пер. с нем., т. 1, М., 1979, гл. 8.
ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino — определяю), филос. учение об объективной
закономерной
взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира.
Центральным
ядром Д. служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи
явлений, в к-рой одно
явление (причина) при вполне определ. условиях с необходимостью порождает,
производит другое
явление (следствие).
Совр. Д. предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм
взаимосвязи
явлений, многие из к-рых выражаются в виде соотношений, не имеющих
непосредственно
причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения,
произ-
водства одного другим. Сюда входят пространств. и врем. корреляции,
функциональные
зависимости, отношения симметрии и т. п. Особенно важаыми в совр. науке
оказываются
вероятностные соотношения, формулируемые на языке статистич. распределений и
ста-тистич.
законов. Однако все формы реальных взаимосвязей явлений в конечном счёте
складываются на ос-
нове всеобще действующей причинности, вне к-рой не существует ни одно явление
действительности, в т. ч. и такие события (называемые случайными), в
совокупности к-рых
выявляются статистич. законы.
Принципиальным недостатком прежнего (домарксистского) Д. было то, что он
ограничивался одной
непосредственно действующей причинностью, к тому же трактуемой чисто
механистически; в нём
отрицалась объективная природа случайности, вероятность выводилась за пределы
Д., статистич.
связи принципиально противопоставлялись материальной детерминации явлений.
Связанный с
метафизич. материализмом прежний Д. не мог быть последовательно реализован в
ряде важных
отраслей науки о природе, в особенности биологии, и оказывался бессильным в
объяснении
социальной жизни и явлений сознания. Эффективное проведение идей Д. здесь стало
возможным
только благодаря диа-лектич. и историч. материализму.
Ядром марксистской концепции социального Д. является признание закономерного
характера
обществ. жизни. Это, однако, не означает, что ход истории предопределён заранее
и осуществляется
с фатальной необходимостью. Законы общества, определяя осн. линию историч.
развития, вместе с
тем не предопределяют многообразия деятельности каждого отдельного индивида. В
обществ. жизни
постоянно складываются различные возможности, осуществление к-рых во многом
зависит от
сознательной деятельности людей. Д., т. о., не только не отрицает свободы, но,
напротив,
предполагает способность человека к выбору мотивов и целей деятельности.
Д. противостоит индетерминизм, отказывающийся от признания причинности вообще
или по
крайней мере её всеобщности. Другой формой отрицания Д. является идеалистич.
телеология,
провозглашающая, будто течение всех процессов предопределяется действием
нематериального
«целеполагающего начала». Стимулом для оживления индетерминистич. воззрений в 1-
й четв. 20 в.
послужил факт возрастания в физике роли статистич. закономерностей, наличие к-
рых было
объявлено опровергающим причинность. Однако диа-лектико-материалистич. трактовка
соотношения случайности и необходимости, категорий причинности и закона,
развитие квантовой
механики, раскрывшей новые виды объективной причинной связи явлений в микромире,
показали
несостоятельность попыток использовать наличие вероятностных процессов в
фундаменте
микромира для отрицания Д.
Эволюц. теория Дарвина, давшая материалистич. объяснение относит.
целесообразности в живой
природе, развитие кибернетики, создавшей учение о саморегулирующихся системах,
нанесли
сокрушит. удар по идеалистич. телеологии, фатализму, учениям о предопределении и
подтвердили
правильность всех принципиальных посылок совр. диалектико-материа-листич. Д.
Принцип Д. служит руководящим началом во всех областях науч. знания, эффективным
орудием
постижения истины.
• см. к статьям Причинность, Причина и следствие, Статистические и динамические
закономерности. ,
«ДЕТСКАЯ БОЛЕЗНЬ „ЛЕВИЗНЫ" В КОММУНИЗМЕ», произв. В. И. Ленина, посвящённое
теоретич. обоснованию стратегии и тактики междунар. комму-нистич. движения.
Написанная в
апреле — мае 1920,
ДЕТСКАЯ 149
работа вышла в свет в июне, перед открытием II конгресса Коминтерна, и имела
историч. значение
для формирования коммунистич. партий всех стран, для ознакомления их с
богатейшим политич.
опытом рус. коммунистов, для выработки интернац. коммунистич. тактики.
«Детской болезнью „левизны"» Ленин назвал тактич. линию той части членов молодых
коммунистич. партий Запада, к-рая, не имея достаточно политич. опыта,
недооценивала работу с
массами, не понимала значения партии пролетариата в политич. борьбе, отвергала
всякие
компромиссы, отрицала междунар. значение большевизма.
В работе Ленина обобщён опыт Коммунистич. партии как в период борьбы за
диктатуру
пролетариата, так и в первые годы после революции. Ленин показал, что богатейший
опыт рус.
марксистов имеет не только национальное, но и междунар. значение: «...русский
образец показывает
всем странам кое-что, и весьма существенное, из их неизбежного и недалекого
будущего» (ПСС, т.
41, с. 4).
Ленин вскрыл реакционность сектантской тактики, показал, что «левый коммунизм
есть проявление
„мелкобуржуазной революционности"», с к-рым надо решительно бороться, не
прекращая борьбы с
осн. врагом внутри рабочего движения — правым оппортунизмом. Такая борьба —
важная часть
политич. опыта партии большевиков.
Анализируя этот историч. опыт, Ленин показал, благодаря каким особенностям
тактики партия
большевиков смогла сплотить вокруг себя массы в борьбе за победу социалистич.
революции. Одно
из осн. условий успеха большевиков Ленин видел в сознательной, твёрдой, революц.
дисциплине, без
к-рой партия не может объединить пролет. авангард, увлечь за собой массы
трудящихся.
Ленин учил, что коммунисты могут стать партией в подлинном смысле слова лишь в
том случае,
если они тесно связаны с массами и пользуются их поддержкой. Для этого есть
только один путь —
убедить массы в том, что партия правильно выражает и защищает их интересы,
убедить не словами, а
делами, своей политикой, инициативой. Ленин показал, что коммунисты должны
работать в любых
массовых орг-циях, в любых, даже реакционных, профсоюзах, ибо именно профсоюзы
должны стать
той школой, где пролетариат готовится к осуществлению своей диктатуры, учится
управлению х-вом
страны, учится коммунизму. «Ибо вся задача коммунистов — уметь убедить отсталых,
уметь
работать среди них, а не отгораживаться от них выдуманными ребячески-"ле-выми"
лозунгами» (там
же, с. 38). Пролетариат должен быть представлен в бурж. парламенте депутатами
своей партии, к-рой
следует сочетать нелегальную борьбу с легальной деятельностью. Партия
пролетариата, указывал
Ленин, не может обойтись без компромиссов. Используя противоречия между
различными группами
буржуазии, она должна искать (и уметь находить) подходящие формы для облегчающих

<< Пред. стр.

страница 58
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign