LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 57
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В теории и политике идеологи «Д. с.» определяют свою позицию как промежуточную —
между «диктатурой», с
к-рой они отождествляют реальный социализм, и капитализмом. Однако их
утверждения о неприятии
капитализма в история, перспективе не согласуются теоретически с осн. идейно-
политич. постулатом «Д. с.»—
приверженностью к бурж. демократии. По своему классовому содержанию «Д. с.»
выступает как прокапита-
листич. теория, противостоящая науч. социализму. • Ленин В. И., Империализм, как
высшая стадия капитализма,
ПСС, т. 27; е г о ж е, Грозящая катастрофа и как с ней бороться, там же, т. 34;
Программные документы борьбы
за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание ком-мунистич. и
рабочих партий. Документы и
материалы, М., 1969; Ш а р к и Л. Л., Социализм в Австралии. Точка зрения
коммунистов на «Д. с.», [пер. с
англ.], М., 1958; Критика совр. бурж., реформистских и ревизионистских экономич.
теорий, М., 1960; Идеология
совр. реформизма, М., 1970; Что такое «Д. с.»?, M., 19792; Thomas N., Democratic
socialism, N. ?., 1953; ' S t г а с h
е у J., Contemporary capitalism, L., 1956; Crosland С. A. R., The future of
socialism, L., 1957; Sozialdemokratie in
Europa, Hrsg. H. Wehner, Hannover, 1966; Eichler W , Zur Einfuhrung in den
demokratischen Sozialismus, Bonn —
Bad Godeaberg. 1972.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, важнейший принцип организац. строения и
деятельности комму-нистич. и рабочих партий, а в социалистич. гос-вах — также
принцип гос.
устройства, строения и деятельности органов гос. власти, обществ. орг-ций
трудящихся, системы
управления нар. х-вом. Суть Д. ц состоит в сочетании демократизма, т. е.
полновластия, само-
деятельности и инициативы трудящихся, выборности руководящих органов снизу
доверху, их
подотчётности массам, с централизацией — руководством из одного центра,
подчинением
меньшинства большинству, дисциплиной, обязательностью решений высших органов для
низших,
подчинением частных интересов интересам общим. Принцип Д. ц. вытекает из
демократич. сущности
пролет. движения и социалистич. преобразования общества; является составной
частью марксистско-
ленинского учения о партии рабочего класса и об устройстве социалистич. гос-ва.
Если в классово-
антаго-нистич. обществах демократия и централизм взаимно противоположны и
конкретно-
исторически их борьба разрешается путём большего или меньшего преобладания в
обществ. и гос.
устройстве того или иного начала, превращаясь в бюрократич. централизм или
анархистское
своеволие, то в условиях социализма централизм и демократизм составляют
диалектич. единство.
Д. ц. как основополагающий принцип организации и деятельности революц. партий
впервые был
выдвинут К. Марксом и Ф. Энгельсом и практически воплощён в основанном в 1847
Союзе
коммунистов (см. Устав Союза коммунистов, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
4, с. 524—29). На
основе Д. ц. протекала деятельность и 1-го Интернационала: входившим в него
партиям была
предоставлена широкая автономия, но в то же время предъявлялись требования
признания одной
программы и устава, подчинения низших орг-ций высшим, соблюдения парт.
дисциплины. Принцип
Д. ц. основоположники науч. коммунизма предполагали использовать также и при
строительстве
пролет. гос-ва.
Дальнейшую разработку принцип Д.ц.получил в ряде работ В. И. Ленина. Уже в
принятом 2-м
съездом РСДРП (1903) Уставе партии были закреплены ленинские нормы парт. жизни,
а в Уставе,
принятом 4-м съездом партии (1906), было непосредственно записано: «Все
организации партии
строятся на началах демократического централизма...» («КПСС в резолюциях...», т.
l, 19708, е. 182).
Против Д. ц. в первые годы Сов. власти выступали различные антипарт.
группировки, пытаясь под
видом развития демократизма узаконить в партии фракционность. Эти попытки
встретили решит,
отпор. 10-й съезд РКП (б) (1921) принял предложенную Лениным резолюцию «О
единстве партии»,
подтвердил незыблемость принципов Д. ц.
Согласно Уставу КПСС, Д. ц. означает: «... а) выборность всех руководящих
органов партии снизу
доверху; б) периодическую отчетность партийных органов перед своими партийными
организациями
и перед вышестоящими органами; в) строгую партийную дисциплину и подчинение
меньшинства
большинству; г) безусловную обязательность решений высших органов для низших»
(1976, с. 22).
После ???. революции 1917 по инициативе Ленина Д. ц. стал основой гос.
строительства.
Выборность всех органов гос. власти в центре и на местах; подотчётность
депутатов избирателям и
право последних отозвать депутата; формирование органов гос. управления
представит.
(избираемыми) органами; образование единой системы органов гос. власти и гос.
управления, в к-рой
нижестоящие органы подчинены руководству и контролю вышестоящих органов, и ряд
др. положе-
ний стали конкретным воплощением Д. ц. в организации и деятельности первого
социалистич. гос-
ва. На
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ 145
основе Д.ц. путем создания единой Сов. федерации был
решен и нац. вопрос. Именно Д.ц. позвволил, с одной
стороны, отказаться от сепаратизма, а с другой - сохранить
необходимую автономию. «... Демократический
централизм, — писал Ленин, — нисколько не исключает автономию, а напротив —
предполагает ее
необходимость» (ПСС, т. 36, с. 151).
Важным этапом развития Д. ц, была разработка Лениным вопросов хоз. руководства и
управления.
«Наша задача теперь, — подчёркивал Ленин, — провести именно демократический
централизм в
области хозяйства, обеспечить абсолютную стройность и единение в
функционировании таких
экономических предприятий, как железные дороги, почта, телеграф и прочие
средства транспорта и
т. п., а в то же самое время централизм, понятый в действительно демократическом
смысле,
предполагает в первый раз историей созданную возможность полного и
беспрепятственного развития
не только местных особенностей, но и местного почина, местной инициативы,
разнообразия путей,
приемов и средств движения к общей цели» (там же, с. 152).
Д. ц. противостоит как бюрократич. централизму, так и анархо-синдикализму.
Первый ведёт к
сковыванию инициативы и хоз. самостоятельности, к игнорированию местных условий,
потребностей и возможностей хозяйствования, второй подрывает единое плановое
начало, влечёт за
собой диспропорции в хоз. деятельности. «Мы стоим за демократический централизм,
— указывал
Ленин. — И надо ясно понять, как далеко отличается демократический централизм, с
одной стороны,
от централизма бюрократического, с другой стороны — от анархизма» (там же, с.
151).
Качественно новый этап развития и конкретизации Д. ц. определяется совр.
тенденциями развития
всей политич. системы социализма, такими, как повышение роли представит. органов
власти;
расширение возможностей и рост активности обществ. орг-ций; углубление
производств. демократии
при обязат. сохранении цент-рализов. планирования и руководства нар. х-вом;
укрепление
законности и усиление нар. контроля. Соответственно решения 24, 26-го съездов
КПСС, ряд поло-
жений Конституции СССР открыли новые возможности для дальнейшего
совершенствования форм
реализации принципа Д. ц., повышения уровня централизов. планирования, развития
инициативы и
творч. активности трудящихся в управлении хозяйством.
? ? а р к с К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же,
Устав Союза коммунистов, там же;
Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; е г о же, Письмо к товарищу о наших
организац. задачах, там же, т. 7; е г о же,
Проект Устава РСДРП, там же; его же, Шаг вперед, два шага назад, там же, т. 8; е
г о же, Свобода критики и единство
действий, там же, т. 13; е г о же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т, 36;
е г о ж е, Первонач. вариант ст.
«Очередные задачи Сов. власти», там же; Программа КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Материалы XXIV
съезда КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI
съезда КПСС, М., 1981.
ДЕМОКРАТИЯ (греч. ?????????? — народовластие, от ????? — народ и ?????? —
власть), форма
гос.-политич. устройства общества, основанная на признании народа в качестве
источника власти, на
принципах равенства и свободы. Термин «Д.» употребляется также применительно к
организации и
деятельности отд. политич. и социальных институтов, напр. партийная Д.,
производств. Д.
Д. как форма гос.-политич. устройства возникла вместе с возникновением гос-ва,
заменившего
первобытнообщинное родовое и племенное самоуправление. В отличие от иных форм
гос.
устройства, при Д. официально признаётся власть большинства, равноправие
граждан, верховенство
закона, осуществляется выборность осн. органов гос-ва и т. п. Различают
непосредств.
146 ДЕМОКРАТИЯ
и представит. Д. В первом случае осн. решения принимаются
непосредственно избирателями (напр., на нар.
собраниях, посредством референдумов), во втором -
выборными учреждениями (напр., парламентами). Но
в условиях эксплуататорского общества демократич.
формы и институты неизбежно остаются ограниченными и формальными, а посредством
Д. как
формы гос-ва осуществляется господство того класса, в руках к-рого находятся
средства произ-ва и
политич. власть. Наиболее развитый историч, тип Д. в эксплуататорском обществе —
бурж. Д. —
является формой диктатуры буржуазии.
Подлинно науч. понимание Д. впервые было разработано классиками марксизма-
ленинизма.
Анализируя суть бурж. Д., марксизм-ленинизм прежде всего выявляет её классовое
содержание,
подчёркивая, что какое бы развитие ни получили демократич. институты и гражд.
права, до тех пор,
пока существует частная собственность на средства произ-ва и эксплуатация труда,
пока политич.
власть находится в руках буржуазии, Д. неизбежно ограниченна и лицемерна.
Ограниченна по- .
тому, что не распространяется на самое главное — на условия материальной жизни
людей, где
продолжает существовать вопиющее неравенство и эксплуатация одних социальных
классов и групп
другими; лицемерна потому, что при ней сохраняются все противоречия между
провозглашаемыми
лозунгами и действительностью.
Раскрыв суть бурж. Д. как формы классового господства капиталистов, марксизм-
ленинизм выделяет
гл. особенность, отличающую её от др. форм эксплуататорских гос-в: в бурж.-
демократич.
республике власть капитала осуществляется не прямо, а косвенно. Наличие
всеобщего избират.
права, парламента и ответственного перед ним пр-ва, суда присяжных, системы
органов местного
самоуправления, официально провозглашаемая неприкосновенность личности и жилища,
свобода
печати и собраний — всё это создаёт видимость «самодержавия народа». На деле же
за демократич.
оболочкой скрывается власть крупного капитала.
Но ограниченный классовый характер бурж. Д. не означает, что её институты не
могут быть
использованы рабочим классом. Демократич. принципы, права, институты — результат
борьбы нар.
масс. Как бы ограниченны и формальны в условиях капитализма они ни были, рабочий
класс
использует их для защиты своих экономич. и политич. интересов, для
самоорганизации и воспитания
трудящихся масс. Хотя при демократич. республике гос-во остаётся машиной для
угнетения одного
класса другим, орудием диктатуры буржуазии, это не значит. что форма угнетения
безразлична рабо-
чему классу. Чем больше прав и свобод завоёвывает пролетариат, тем лучше условия
для его
организации в революц. партию, для пропаганды идей науч. коммунизма и включения
широких нар.
масс в борьбу против власти капитала, тем шире возможности использовать
демократич. институты
капиталистич. гос-ва, иметь свою прессу, добиваться избрания своих
представителей в органы
местного самоуправления, посылать депутатов в парламент. Поэтому рабочий класс
борется за
сохранение и развитие Д. В условиях совр. революц. эпохи перехода от капитализма
к социализму
борьба за Д. становится составной частью борьбы за социализм.
Бурж. Д. —огромный прогресс по сравнению с гос.-политич. организацией ср.-век.
общества. Но она
была и остаётся формой классового господства буржуазии, чего не понимали в
полной мере К.
Каутский и др. лидеры 2-го Интернационала, отстаивавшие идею т. н. чистой Д. и
полагавшие, что на
основе такой, безотносительной к её классовому содержанию, Д. пролетариат
способен решить
стоящие перед ним революц. задачи. Но история опровергла эти концепции. Если
использование
трудящимися демократич. прав и институтов действительно грозит затронуть осн.
экономич.
интересы и политич. власть буржуазии, последняя от-
казывается от ею же созданной законности, грубо попирает Д. и прибегает к
прямому насилию.
С возникновением Сов. гос-ва появился новый исто-рич. тип Д. — социалистическая
Д. Социализм
впервые возвращает понятию Д. его истинный смысл, наполняет демократия, принципы
реальным
со-держанием. Но это происходит но в результате одного лишь революц. перехода
власти к рабочему
классу и его союзникам. Становление и развитие социалистич. Д. достаточно длит.
процесс. Осн.
принципы социалистич. демократизма были сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом
и вошли в
теорию науч. коммунизма как часть учения о социалистич. гос-ве. В. И. Ленин не
только всесторонне
развил это учение, но и непосредственно руководил строительством социалистич. Д.
Принципы Д.
нового типа стали реальностью во мн. странах. Социалистич. Д. превратилась в
сложившееся
явление. Развитие социалистич. Д. нашло развёрнутое воплощение в Конституции
СССР.
Для социалистич. Д. характерны след. особенности. Будучи качественно новым по
своему
классовому содержанию политич. явлением, она наследует всё лучшее из демократич.
завоеваний
трудящихся, приспосабливает их к новым условиям, существенно обновляет и
обогащает.
Наряду с творч. использованием наследия прошлого социализм создаёт совершенно
новые,
неизвестные ранее принципы и формы Д. Возможности для этого заложены в самой
природе
социалистич. строя. Так, господство обществ. собственности на средства произ-ва
означает, что
объектом демократич. управления и контроля становятся экономика и культура, к-
рые в условиях
совр. гос.-монополистич. капитализма лишь частично регулируются бурж. гос-вом.
Коренная особенность социалистич. Д. состоит также в том, что она постоянно
развивается и
совершенствуется. С построением развитого социалистич. общества и по мере
дальнейшего
продвижения к коммунизму рождаются новые средства и методы участия трудящихся в
делах
общества. Неуклонный рост обществ. богатства расширяет социальные права
трудящихся, а развитие
культуры, идейного и нравств. сознания народа создаёт предпосылки для всё более
широкого исполь-
зования политич. свобод.
Народовластие в политич. системе социализма обеспечивается сочетанием методов
представит. и
непосредств. Д. В СССР принцип нар. представительства воплощён в Советах нар.
депутатов, к-рые
составляют снизу доверху единую систему органов власти, управляющую делами гос-
ва. Методы
непосредств. Д. используются при социализме в масштабах, к-рые в прошлом были
немыслимы. Это
— всенар. обсуждение проектов важнейших законов, деятельность парт.,
профсоюзных,
комсомольских и др. обществ. орг-ций, система нар. контроля, хозяйств.
кооперативов, творч.
союзов, различных об-в (по профессиям, по интересам, по месту жительства, по
ведомств.
принадлежности и т. п.), через к-рые граждане широко участвуют в решении
политич., производств.
и бытовых вопросов.
Руководящей силой этих орг-ций социалистич. общества является коммунистич.
партия. Руководство
обществом со стороны коммунистич. партии обеспечивает гл. условие подлинного
демократизма гос.
власти — соответствие её политики интересам всего народа. В условиях развитого
социалистич.
общества в СССР сложилось социально-политич. и идейное единство всего народа.
Тождество
коренных интересов сов. людей не отрицает, однако, многообразия специфич.
интересов различных
социальных, нац., возрастных, проф. и иных групп населения. Выступая в роли
выразителя общих
интересов всего сов. народа, партия в то же время учитывает и согласовывает
специфич. интересы
различных групп населения, обеспечивает их удовлетворение в русле единой
политики. Руководство
со стороны партии гарантирует и др. принципиально важное условие

демократизма гос. власти — соответствие её политики интересам прогрессивного
развития общества.
Строя свою деятельность иа основе марксистско-ленинской теории, КПСС добивается
не только
макс. удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся, но и
постоянного
движения к целям, указанным науч. коммунизмом.
Один из коренных принципов Д. — равноправие. При капитализме реализация этого
принципа
ограничивалась лишь формальным равенством граждан перед законо.м. Передача
средств произ-ва в
обществ. собственность вызвала коренной переворот во всей системе обществ.
отношений. Были
ликвидированы условия для эксплуатации человека человеком и тем самым создан
единственно
надёжный и реальный фундамент для равноправия. Политич. равноправие граждан
социалистич.
общества наглядно проявляется в том, что участвовать в делах гос-ва могут все
граждане, независимо
от расовой и нац. принадлежности, пола, вероисповедания, образования, оседлости,
социального про-
исхождения, имуществ. положения и прошлой деятельности. Гигантский прогресс
достигнут и в
преодолении различных видов социального неравенства, утверждении равенства
наций, равноправия
мужчин и женщин.
Социалистич. Д. создаёт условия для свободы личности. Конституциями социалистич.
стран, др.
законами наряду с широкими социально-экономич. правами провозглашена свобода
слова, печати,
собраний, свобода совести, неприкосновенность жилища, тайна переписки и др.
гражд. свободы.
Причём эти неотъемлемые элементы Д. не просто декларируются, а реально
гарантируются
переходом в руки народа средств произ-ва, всех обществ. богатств, самим укладом
жизни при
социализме. В социалистич. странах права и свободы граждан неотделимы от их
обязанностей.
Социалистич. Д. при коммунизме перерастёт в систему общественного самоуправления
коммунистического, что, однако, не означает упразднения демократич. принципов и
институтов.
Наоборот, в коммунистич. обществе они должны получить дальнейшее развитие, а
отомрёт лишь
гос-во как инструмент политич. власти и та форма Д., к-рая с ним связана.
* M a p к с К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с
К., Гражд. война во Франции, там же,
т. 17; его же, Конспект книги Бакунина «Государственность и анархия», там же, т.
18; Э н г е л ь с Ф., Происхождение
семьи, частной собственности и гос-ва, там же, т. 21; его ж е, Об авторитете,
там же, т. 18; Л е н и н В. И., Гос-во и
революция, ПСС, т. 33; его же, Марксизм о гос-ве, там же, т. 33; его же, Тезисы
и доклад о бурж. Д. и диктатуре проле-
тариата, там же, т. 37; его же. Пролетарская революция и ренегат Каутский, там
же; его ж е, О социалистич. Д., Сб., М.,
1977; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС) , М., 1976; Материалы XXV
съезда КПСС, М., 1976; Материалы
XXVI съезда КПСС, М., 1981; Проблемы Д. в совр. мире, М., 1967; Марксистско-

<< Пред. стр.

страница 57
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign