LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 54
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

этих
либерально-бурж. позиций Д. критикует зап.-герм. общество.
• Soziale Klassen und Klassenkonflikt, Stuttg., 1957; Gesellschaft und Freiheit,
Munch., 1961; Homo Sociologicus, Koln,
196l3; Gesellschaft und Demokratie in Deutschland, Munch., 1965; Industrie- und
Betriebssoziologie, B., 1967*; Pfade
aus Utopia, В., 1967; Fur eine Erneuerung der Demokratie in der Bundesrepublik,
Munch., 1968; Die angewandte
Aufklarung. Gesellschaft und Soziologie in Amerika, Fr./M., 19682; Konflikt und
Freiheit, Munch., 1972; The new
liberty, L., 1975. ДАРШАНА (санскр., букв.— видение, взгляд, от дарш — видеть),
в др.-инд, философии
обозначение систем умозрения, сопоставимое с понятием школы в ан-тич. или европ.
философии. Понятие Д.
связано с идеей видения, восприятия зрением (а потом и разумом, интуицией и т.
д.), откуда такие значения Д.,
как «способность видеть», «переживание», «опыт»; «понимание», «доктрина»,
«филос.-религ. система». С
помощью Д. открывается истина в её целостности, полноте и непротиворечивости,
что и является целью др.-инд.
мысли. «Увиденная» (явленная) истина и «видение» как метод познания истины
связаны друг с другом общим
элементом — «светом». Чаще всего понятие Д. применяется к ортодоксальным
системам (астика) др.-инд.
мысли (ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса и веданта), но иногда как Д.
рассматриваются и системы,
принадлежащие к ластике.
* Dasgupta S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975.
«ДВЕ ТАКТИКИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ», книга
В.И.Ленина, посвящённая теоретич. обоснованию стратегии и тактики большевистской
партии и
критике оппорту-нистич. тактики меньшевиков в период Революции 1905—07 в России.
Написана в
июне— июле 1905 в Женеве в обстановке развития бурж.-демократич. революции в
России; впервые
опубликована в Женеве в июле 1905.
Уделяя гл. внимание марксистскому учению о революции, Ленин мастерски применяет
диалектико-
мате-риалистич. метод для анализа сложнейших обществ.
ДВЕ 137
явлений новой эпохи. В ходе рассмотрения революц. процесса, вопросов о характере
и особенностях
бурж. демократич. революции в России, о руководящей роли пролетариата и его
партии в
демократич. революции, о союзе рабочего класса с крестьянством, о путях и
средствах завоевания
демократич. республики, о перерастании бурж. революции в революцию
социалистическую Ленин
раскрывает диалектику общего и отдельного, абстрактного и конкретного, части и
целого, формы и
содержания в обществ. развитии.
Важное значение для историч. материализма имеет развитие и конкретизация Лениным
марксистского учения о роли нар. масс в революции. Ленин подверг резкой критике
меньшевиков,
догматически, на основе опыта бурж. революций в Зап. Европе, утверждавших, что и
в России
буржуазия должна стать гегемоном революции. Исходя из положения о том, что
всякий глубокий
обществ. переворот связан с действием нар. масс, Ленин показал, что в новую
эпоху в соответствии
со сложившейся расстановкой классовых сил в России гегемоном революции может
быть только
рабочий класс, что буржуазия боится революции и стремится к сделке с царизмом.
Одновременно он
показал, что крестьянство является естеств. союзником пролетариата в демократич.
революции и что
союз рабочего класса с крестьянством выражает собой объективный закон действия
нар. масс в
условиях новой историч. эпохи. Центр. положением развитой в книге теории
революции стало
положение о возможности сравнительно быстрого перехода от революции буржуазно-
демокра-
тической к революции социалистической. Меньшевики догматически отрицали такую
возможность.
Г. В. Плеханов, напр., писал: «Эти два момента по необходимости будут отделены
один от другого
значительным промежутком времени» (Соч., т. 13, 1926, с. 179). В
противоположность этому,
развивая идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о непрерывной революции, Ленин показывает,
что
«пролетариат должен провести до конца демократический переворот, присоединяя к
себе массу
крестьянства, чтобы раздавить силой сопротивление самодержавия и парализовать
неустойчивость
буржуазии. Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя
к себе массу
полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление
буржуазии и
парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии» (ПСС, т. 11, с.
90).
В книге дана развёрнутая критика меньшевиков, показана их политич.
несостоятельность,
абстрактный, формально-логич. метод их мышления. В результате этого
ортодоксальность
меньшевиков превращалась в теории в догматизм, а в политике — в оппортунизм.
Ленин писал, что
меньшевики «...принижают материалистическое понимание истории своим
игнорированием
действенной, руководящей и направляющей роли, которую могут и должны играть в
истории партии,
сознавшие материальные условия переворота и ставшие во главе передовых классов»
(там же, с. 31).
Развитая в книге и последующих работах ленинская теория революции объективно
противостояла и
«левацкой» «теории перманентной революции» Троцкого и Парвуса, согласно к-рой,
во-первых,
допускалась возможность миновать бурж.-демократич. этап революции, а, во-вторых,
на основании
ложного положения о революц. пассивности крестьянства и даже его враждебности
рабочему классу,
утверждалось, что без прямой помощи пролетариата стран Зап. Европы пролетариат в
России
победить не может.
Правильность ленинской теории революции была полностью подтверждена
историей. Книга
Ленина имеет огромное значение для революц. борьбы всех ком-мунистич. и рабочих
партий и на
совр. этапе. • История философии, т. 5, М., 1961, с. 67—6У.
138 ДВИЖЕНИЕ
ДВИЖЕНИЕ, способ существования материи, её всеобщий атрибут; в самом общем виде
Д.— «...это
намерение вообще» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 563),
всякое
взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Д. возникла в
глубокой
древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Др.-греч. философы (милетская
школа, Гераклит,
Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей —воду, апейрон, воздух, огонь,
атомы — как
находящиеся в постоянном Д. и изменении. Аристотель считал, что «незнание
движения необходимо
влечет за собой незнание природы» («Физика» lil l, 2UO в.). Понимание Д. как
способа
существования материи отчётливо формулируется в 18 в. Толандом и затем
Гольбахом, однако садго
Д. понималось ими лишь как механич. перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи,
связанные с
пониманием Д., были высказаны Лейбницем, Гегелем и др. Так, Гегель преодолевает
представление
о Д. как о только механич. перемещении и формулирует общие законы Д.— переход
количеств,
изменений в качественные, борьба противоположностей и отрицание отрицания.
Новый и высший этап в понимании Д. в качестве способа бытия материи связан с
созданием К.
Марксом и Ф. Энгельсом диалектического материализма; дальнейшее развитие это
учение получило
в 20 в. в трудах В. И. Ленина. Диалектич. материализм исходит из того, что
«...материя без движения
так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же
несотворимо и
неразрушимо, как и сама материя...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 20, с. 59).
Принципы связи материи и Д. и неуничтожимости и несотворимости движущейся
материи получили
особое значение в свете великих открытий естествознания 19—20 вв. Так, всем
попыткам т. н.
энергетизма свести материю к энергии Ленин противопоставил принцип единства
материи и Д. Он
подчёркивал, что материя не есть нечто косное, к чему «прикладывается» Д., не
есть
бессодержательное «подлежащее» к сказуемому «двигаться», а есть основа, всеобщий
носитель всех
состояний Д. и развития. «Сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть
материальное
движение, от этого дело не изменяется» (ПСС, т. 18, с. 286).
Наряду с материальностью осн. характеристиками Д. диалектич. материализм считает
его
абсолютность и противоречивость. Д. материи абсолютно, тогда как всякий покой
относителен и
представляет собой один из моментов Д. Оно определяет собой все свойства и
проявления
окружающего нас мира, внутр. содержание всех вещей и явлений. Противоречивость
Д. заключается
в неразрывном единстве двух противоположных моментов — изменчивости и
устойчивости, Д. и
покоя. Понятие изменения имеет смысл лишь в связи с понятием относительно
устойчивого,
пребывающего в опре-дел. состоянии. Однако само это изменение в то же время есть
также оцредел.
состояние, к-рое пребывает, сохраняется, т. е. также обладает моментом
устойчивости. В этом
противоречивом единстве изменчивости и устойчивости ведущую роль играет
изменчивость, ибо всё
новое в мире появляется лишь через неё, а устойчивость, покой лишь фиксируют
достигнутое в этом
процессе.
Д. материи многообразно по своим проявлениям и существует в различных формах.
Выделяют три
осн. группы форм Д. материи: в неорганич. природе, в живой природе и в обществе.
К формам Д.
материи в неорганич. природе относятся: пространств, перемещение; Д.
элементарных частиц и
полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия,
процессы
превращения элементарных частиц и др.; Д. и превращение атомов и молекул,
включающее в себя
химич. форму Д. материи; изменения в структуре макросколвч. тел ·<- тепловые
ароцессы, изменение
i
агрегатных состояний, звуковые· колебания и др.; геологпч. формы Д. материи;
изменение космич.
систем различных размеров: планет, звёзд, галактик и их скоплений. Формы Д.
материи в живой
природе — совокупность жизненных процессов в организмах и в над-ррганизменных
системах:
обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства,
различные
отношения в биоценозах и др. ико-логич. системах, взаимодействие всей биосферы с
природными
системами Земли и с обществом. Обществ. формы Д. материи включают многообразные
проявления
деятельности людей, все высшие формы отражения и целенаправленного
преобразования
действительности. Высшие формы Д. материи исторически возникают на основе
относительно
низших и включают их в себя в преобразованном виде — в соответствии со
структурой и законами
развития более сложной системы. Между ними существует единство и взаимное
влияние. Однако
высшие формы Д. материи качественно отличны от низших и несводимы к ним.
Раскрытие
взаимоотношения между формами Д. материи играет важную роль в понимании единства
мира, в
познании сущности сложных явлений природы и общества. См. также Материя,
Развитие.
0 Э н г е л ь с Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же,
Диалектика природы, там же; Ленин В. И., ПСС, т. 29
(см. Предметный указатель); Гегель Г. В. Ф., Философии природы, Соч., т. 2, М.—
Л., 1934; С в и д е p с к ? и В. И.,
Противоречивость Д. и её проявления, Л., 1959; M е ? ю ? и и С. Т., Материя в её
единстве, бесконечности и развитии, М., 1966;
Овчинников ?. ?., Принципы сохранения, М., 1966; Структура и формы материи. Сб.
ст., М., 1967; С о л о п о в Е. Ф., Материя
и Д., Л., 1972.
В. V. Ceuoepcijuu.
ДВОЙСТВЕННАЯ ИСТИНА, двойная и с т и-н а, термин, обозначающий учение о
разделении фи-
лос. и богословских истин, согласно к-рому истинное в философии может быть
ложным в теологии и
наоборот. Учение о Д. и. возникло в ср. века, в эпоху распространения философии
Аристотеля, когда
обнаружилось, что ряд филос. положений аристотелевской системы противоречит
догмам ислама и
христианства. Наиболее влиятельным мыслителем, опиравшимся на учение о Д. и. в
своей полемике
с мусульм. богословами, был Ибн Рушд. Из этого же учения исходили и франц.
аверроизм 13 в.
(Сигер Брабантский и др.), представители англ. номинализма (Иоанн Дуне Скот, У.
Оккам). Широкое
распространение учение о Д. и. получило в эпоху Возрождения (Помпонацци,
падуанская школа
аверроистов и др.). Учение о Д. и. способствовало развитию рационализма.
ДВУЗНАЧНОСТИ ПРИНЦИП, принцип оценки суждений в соответствии с правилом: каждое
суждение истинно или ложно — одно из двух. Д. п. принят в клас-сич. логике и
классич. математике
для суждений о любых объектах (конечных и бесконечных). Д. и. позволяет
абстрагироваться от
гносеологич. ограничений, вытекающих из доказательства (А. Чёрч, 1936) алгорит-
мич.
неразрешимости этой дилеммы. В конструктивной логике и конструктивной математике
Д. п. (в его
общем виде) не используется.
Идея «двузначности» восходит к античности. Филон из Мегары (4 в. до н. э.)
положил её в основу
определения условных суждений (импликации), а Хрисипн из Солы (3 в. до н. э.) —
в основу оценки
всех аксиом. Эпикур отвергал Д. п., полагая, что принятие этого принципа
равносильно принятию
учения о «предопределении». Аристотель, принимая Д. п. для суждений о прошлом и
настоящем,
рассматривал, однако, и такие случаи, когда ответ на вопрос об истинностном
значении суждения не
может быть предопределённым (таковы, в частности, суждения о будущем). ДЕБОРИН
(наст,
фам.— Иоффе) Абрам Моисеевич (4(16).6.1881, м. Упино, ныне Шилальского р-на
Литов. ССР,—
8.3.1963, Москва], сов. философ, акад. АН СССР (1929). С 1903 социал-демократ, в
1907—17
меньшевик. С1928чл. КПСС. Окончил филос. ф-т Бернского
ун-та (1908). Начиная с. 1905 вёл борьбу против махизма. С 1920 занимался науч.-
редакторской и
преггодават. деятельностью. В 1920—30 ответств. редактор жури. «Под знаменем
марксизма». С
1935 работал в АН СССР. В 20-х гг. выступал с критикой механицизма в защиту
материалистич.
диалектики. В кон. 20-х— нач. 30-х гг. Д. и его группа, руководившая журн. «Под
знаменем
марксизма», подверглась в ходе дискуссий критике за ошибки, выразившиеся в
фактич. отрицании
ленинского этапа в развитии марксистской философии, известном отрыве теории от
практики,
философии от политики, неправомерных попытках сблизить диалектику Маркса с
идеалистич.
диалектикой Гегеля. В 30—50-х гг. Д. написал ряд работ по истории соци-ально-
нолитич. учений
нового времени и истории философии марксизма.
• Гегель и диалектич. материализм, u кн.: Гегель Г. В. Ф., Соч., т. 1,М.—Л.,
1929; Диалектика и естествознание, М.—Л., 193U4;
Ленин н кризис новейшей физики, Л., 19302; Философия и марксизм. СО. ст., М.—
Л., 193U3; Введение в философию диалектич.
материализма, М.— Л., 1931«; Карл Маркс и современность, М.— Л., 1933;
Социально-нолитич. учения нового и новейшего
времени, т. 1, М., 1958; Философия и политика, М., 1961.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, см. Отклоняющееся поведение.
ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio — выведение), переход от общего к частному; в более
спец. смысле
термин «Д.» обозначает процесс логич. вывода, т. е. перехода по тем или иным
правилам логики от
нек-рых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям). Термин «Д.»
употребляется
и для обозначения конкретных выводов следствий из посылок (т.е. как синоним
термина «вывод» в
одном из его значений), и как родовое наименование общей теории построений
правильных выводов
(умозаключении). Науки, предложения к-рых преим., получаются как следствия нек-
рых общих
принципов, постулатов, аксиом, принято наз. дедуктивными (математика, теоретич.
механика, нек-
рые разделы физики и др.), а аксиоматический метод, посредством к-рого
производятся выводы
этих частных предложений, часто наз. аксиоматико-дедуктивным.
Изучение Д. составляет гл. задачу логики; иногда формальную логику даже
определяют как теорию
Д., хотя логика далеко не единств, наука, изучающая методы Д.: психология
изучает реализацию Д. в
процессе реального индивидуального мышления, а теория познания — как один из
осн. (наряду с
другими, в частности различными формами индукции) методов науч. познания.
Хотя термин «Д.» впервые употреблён, но-видимому, Боэцием, понятие Д.— как
доказательство к.-л.
предложения посредством силлогизма — фигурирует уже у Аристотеля («Первая
Аналитика»). В
философии и логике ср. веков и нового времени существовали различные взгляды на
роль Д. в ряду
др. методов познания. Так, Декарт противопоставлял Д. интуиции, посредством к-
рой, но его
мнению, человеч. разум «непосредственно усматривает» истину, в то время как Д.
доставляет разуму
лишь «опосредованное» (полученное путём рассуждения) знание. Ф. Бэкон, а позднее
и др. англ.
логики-«индуктивисты» (У. Уэвелл, Дж. С. Милль, А. Бэн и др.) считали Д.
«второстепенным»
методом, в то время как подлинное знание, по их мнению, даёт только индукция.
Лейбниц и Вольф,
исходя из того, что Д. не даёт «новых фактов», именно на этом основании
приходили к прямо
противоположному выводу: полученные путём Д. знания являются «истинными во всех
возможных
мирах».
Диалектич. взаимосвязь Д. и индукции была раскрыта Ф. Энгельсом, к-рый писал,
что «индукция и
дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ.
Вместо того
чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой,
ДЕДУКЦИЯ 139
надо стараться применять каждую из них на своем месте, а этого можно добиться
лишь в том случае,
если не упускать иа «иду их связь между собой, их взаимное дополнение друг
друга» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 542—43).
В формальной логике к системе логич. правил и к их применениям в любой области
относится след,
положение: всё, что заключено в любой полученной посредством дедуктивного
умозаключения
логич. истине, содержится уже в посылках, из к-рых она выведена. Каждое
применение правила
состоит в том, что общее положение относится (применяется) к нек-рой конкретной
(частной)
ситуации. Нек-рые правила логич. вывода подпадают под такую характеристику и
совсем явным
образом. Так, напр., различные модификации т. н. правила подстановки гласят, что
свойство
доказуемости (или выводимости из данной системы посылок) сохраняется при любой
замене
элементов произвольной формулы данной формальной теории конкретными выражениями
того же
вида. То же относится к распространённому способу задания аксиоматич. систем
посредством т. н.
схем аксиом, т, е. выражений, обращающихся в конкретные аксиомы после
подстановки вместо
входящих в них общих обозначений конкретных формул данной теории.
Под Д. часто понимают и сам процесс логич. следования. Это обусловливает тесную
связь понятия Д.
с понятиями вывода и следствия, находящую своё отражение и в логич.
терминологии. Так,
«теоремой о Д.» принято называть одно из важных соотношений между логич. связкой
импликации
(формализующей словесный оборот «если..., то...») и отношением логич. следования
(выводимости):
если из посылки А выводится следствие В, то импликация А В («если А..., то
В...) доказуема (т. е.
выводима уж« без всяких посылок, из одних только аксиом). Аналогичный характер
носят и др.
связанные с понятием Д. логич. термины. Так, дедуктивно эквивалентными наз.
предложения,
выводимые друг из друга; дедуктивная полпота системы (относительно к.-л.
свойства) состоит в том,
что все выражения данной системы, обладающие этим свойством (напр., истинностью
при нек-рой
интерпретации), доказуемы в ней.

<< Пред. стр.

страница 54
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign