LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 53
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

сторонники Д.
объявили первооснователем Д. легендарного героя Хуан-ди (2697—2598 до н. э.),
благодаря чему Д.
получил наименование Хуан-Лао чжи сюе — учение Хуан-ди и Лао-цзы.
Классич. Д. (Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы, Ян Чжу) представлял собой филос. учение
наивно-
материалис-тич. характера, с начатками примитивной диалектики, однако
содержащиеся в нём
элементы мистики постепенно привели к разделению Д. во 2—3 вв. на философский
(дао цзя),
высшим выразителем к-рого стал неодао-сизм, и религиозный (дао цзяо),
образовавший своего рода
«церковь», первым патриархом к-рой считается Чжан Даолпн (Чжан Фухань, 34—156).
Религ. Д.
включал в себя магию, алхимию, врачевание, демонологию и т. п. элементы, не
имеющие ничего
общего ни с философией, ни с доктриной классич. Д., в результате чего границы
понятия «Д.» стали
весьма расплывчаты.
Религ. Д., особенно широко распространившийся в эпоху Тан (618—907), стал
неотъемлемой частью
«нац. культа» — верований и обрядов широких нар. масс; самостоятельно или в
составе упомянутой
выше триады явился идеологич. основой бунтарских тайных сект и об-в («Тайпиндао»
— «Путь
великого равенства», «Удоумидао» — «Путь пяти мерок риса», «Байляньцзяо»—
«Учение белого
лотоса» и др.) и крест. восстаний (напр., «Хуан цзинь» — «Жёлтые повязки»);
оказал значит. влияние
на кит. художников, писателей, поэтов. На протяжении веков Д. то подвергался
гонениям, то
пользовался популярностью у правителей, напр. у Цинь Шихуанди (246—210 до н.
э.), Цзин-ди
(156— 141 до н. э.), Гао-цзуна (650—683), Сюань-цзуна (712— 756) и др. В КНР в
1951—53
проводилась борьба против тайных даосских сект.
Исходной идеей филос. Д. является учение о дао — пути, извечном, естеств. и
всеобщем законе
спонтанного возникновения, развития и исчезновения всей Вселенной. Отсюда
вытекает принцип
следования дао, т. е. поведения, согласующегося в микрокосмосе с дао (природой)
человека, а в
макрокосмосе — с дао Все-
ленной. При соблюдении этого принципа возможно бездействие (у вэй — недеяние,
одна из осн.
идей Д.), приводящее, однако, к полной свободе, счастью, успеху и процветанию.
Всякое же
действие, противоречащее дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и
гибели. Вселенную
нельзя привести в порядок искусств. образом, для воцарения его нужно дать
свободу её
прирождённым качествам. Поэтому мудрый правитель следует дао, не делая ничего,
чтобы управлять
страной, и тогда она процветает, пребывая в спокойствии и гармонии. Дао
затемняется человеч.
односторонностью, само же не имеет никаких разграничении: стебель и столб, урод
и красавица,
великодушие и вероломство — всё объединяется дао в единое целое. Все вещи равны
между собой, а
мудрец свободен от пристрастия и предвзятости, одинаково смотрит на знатного и
раба, соединяется
с вечностью и с Вселенной и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая их
естественность и
неизбежность. Идеи Д. оказали большое влияние на развитие кит. культуры и
философии.
• Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, пер. с кит М., 1957, с. 226—93; Др.-
кит. философия, т. 1, М., 1972, с. 114—
138, 212—24, 248—94; Ш к у p к и н П. В., Очерки Д., Харбин, 1926; Атеисты,
материалисты, диалектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. и коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967; ?о?шнева Е. Б.,
Учение «Белого Лотоса» — идеология
нар. восстания 1796—1804 гг., М., 1972, с. 8—29; Малявин В. В., Мир как
метафора. Даосский опыт в кит. культуре, в
кн.: Общество н гос-во к Китае, ч. 1, М., 1978, с. 91—99; Welch H., Taoism. The
parting ol the way, Boston, 1966; PolitellaJ.,
Taoism and Confucianism, Iowa City, 1967; Weber M., The religion of China.
Confucianism and Taoism, N. Y.— !_,., 1968';
McNaughton W., The Taoist vision, Ann Arbor, 1971; S a s o M. В., Taoism and the
rite of cosmic renewal, Wash., 1972.
С. Кучера.
«ДАО ЦЗАН» («Сокровищница даосских писаний»), название полн. собр. произведений
даосизма.
Согласно даосской традиции, составление «Д. ц.» началось в 745, однако более
вероятной является
дата 1008—17 — период правления сунского императора Чжэнь-цзуна (998—1022),
сторонника
даосизма. Канон был опубликован впервые в 1019 объёмом в 4565 томов. Его
комплектование
продолжалось вплоть до эпохи Мин (1368— 1644), когда в периоды 1436—49 и 1573—
1619 появи-
лись два его издания. В 1626 был составлен комментированный каталог «Д. ц.». В
«Д. ц.» вошли как
классич. произведения («Дао дэ цзин», «Чжуан-цзы» и т. п.), так и более поздние;
мн. трактаты
анонимны и не датированы.
• Алексеев В. М., Кит. лит-pa. Иабр. труды, М., 1978, с. 34—35; Welch H.,
Taoism. The parting of the way, Boston, j966; S
trie km an n M., Longest Taoist scripture, «History Of Religions», 1978, v. 17,
p. 331—54.
ДАРВИН (Darwin) Чарлз Роберт (12.2.1809, Шрусбери,— 19.4.1882, Даун, близ
Лондона), англ.
естествоиспытатель, основатель эволюц. учения о происхождении видов путем
естеств. отбора (см.
Дарвинизм). Внук англ. натурфилософа, врача и поэта Эразма Дарвина. На
формирование взглядов Д.
большое влияние оказали ботаник Дж. Генсло и геолог А. Седжвик. Исследования,
проведённые во
время кругосветного путешествия на корабле «Бигл» (1831—36), способствовали
выявлению Д.
движущих факторов эволюции. Уже в этот период Д. приблизился к открытию принципа
дивергенции, т. е. расхождения признаков у потомков общего предка. Став к 1837
убеждённым
эволюционистом, Д. занялся поисками движущего фактора эволюции. Одновременно он
вёл
огромную по широте работу в области зоологии, географии, геологии,
палеонтологии. В 1842 Д.
сделал первый набросок своей теории эволюции. В 1851—54 опубликовал 4-томный
труд по
анатомии, систематике и палеонтологии сидячих ракообразных — усоногих раков.
Анализ этой
группы позволил Д. проверить на конкретном материале осн. положения'эволюц.
теории. К этому
времени Д. стоял в ряду крупнейших натуралистов мира, его
ДАРВИН 135
науч. авторитет во многом способствовал последующему признанию созданной им
эволюц.
концепции. В 1854—55 Д. начал подготовку работы о происхождении видов, обобщая
весь
известный материал по изменчивости, наследственности и эволюции диких видов
животных и
растений, а также по методам селекции домашних животных и культурных растений. В
нач. 1856 Д.
приступил к написанию эволюц. труда (рассчитанного на 3—4 тома), однако работа
не была
завершена. В поисках движущих факторов эволюции Д. обратил внимание на идею
«борьбы за
существование» в работах Мальтуса. Д. выделил две формы конкуренции—внутри- и
межвидовую.
По Д., именно внутривидовая конкуренция наиболее близких по своим потребностям
особей ведёт к
вымиранию промежуточных форм и обеспечивает процесс дивергенции. Вымирание
неприспособ-
ленных и выживание приспособленных лежит в основе сформулированного Д. принципа
естеств.
отбора.
В 1858 англ. зоолог и биогеограф А. Уоллес прислал Д. рукопись статьи, в к-рой
он независимо от Д.
сформулировал принцип естеств. отбора. Д. хотел представить статью Уоллеса в
печать, умолчав о
том, что им уже были написаны разделы задуманного трёхтомника. По настоянию
геолога Ч. Лайеля
и ботаника Дж. Гукера доклады Д. и Уоллеса были прочитаны на заседании
Линнеевского зоологич.
об-ва в Лондоне и вместе опубликованы в журнале об-ва в 1858.
Осн. труд Д.— «Происхождение видов путём естеств. отбора, или Сохранение
благоприятствуемых
пород в борьбе за жизнь» вышел в 1859 (первое сообщение в печати Д. сделал в
1858). В 1868 Д.
опубликовал большой труд по теории искусств. отбора «Изменения животных и
растений под
влиянием одомашнивания», развивающий идеи «Происхождения видов», а в 1871 —
работу
«Происхождение человека и половой подбор», в к-ром показано не только
несомненное сходство, но
и родство человека и человекообразных обезьян. Происхождение человека от
животных
доказывалось Д. и в кн. «Выражение эмоций у человека и животных» (1872). Учение
Д. разрушило
креационистскую концепцию о сотворении видов, подорвало основы представления о
божеств.
происхождении человека, об его исключит. положении в системе органич. мира. Д.
стоял несколько в
стороне от той борьбы за становление эволюц. идеи в биологии и за признание
дарвинизма в
качестве стержня эволюционизма, к-рую вели сторонники учения Д. в разных
странах.
• в рус. пер.: Соч., т. 1—9, М.— Л., 1935—59; Воспоминания о развитии моего ума
и характера. (Автобиография).
Дневник работы и жизни, пер. с рукописей Ч. Д., вступ. ст. и коммент. С. Л.
Соболя, М., 1957.
• Памяти Дарвина, М., 1910; Некрасов А. Д., Ч. Дарвин, М., 1957.
ДАРВИНИЗМ, материалистич. теория эволюции органич. мира, обоснованная Ч.
Дарвином и
развитая его учениками и последователями (А. Уоллес, Т. Гексли, Ф. Мюллер, Э.
Геккель, Л. Долло,
В. О. и А. О. Ковалевские, И. И. Мечников, Н. А. Северцов, К. А. Тимирязев и
др.). Д. выделяет
материальные факторы эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие
факторы
эволюции — естеств. отбор для организмов, живущих в природе, и искусств. отбор
для разводимых
человеком домашних животных и культурных растений. Принципиальное отличие Д. от
предшествующих эволюционных и трансформистских концепции состоит в том, что он
вскрывает
движущий фактор и причины эволюции.
Гл. фактор эволюции в природе — естеств. отбор. В отличие от проводимого
человеком искусств.
отбора, он обусловливается влиянием на организм окружающей среды. Согласно
Дарвину, естеств.
отбор — это «переживание наиболее приспособленных» организмов, вследствие к-рого
на основе
неопределённой (т. е.
136 ДАРВИНИЗМ
неадекватной воздействиям внеш. среды) наследств. изменчивости (материала для
эволюции) в ряду
поколений происходит эволюция. В борьбе за существование, в к-рой выражается
взаимодействие
организмов с окружающей средой, выживают формы, наиболее приспособленные к
данным
условиям среды. Важнейшее положение Д.— относительность органич.
целесообразности:
приспособленность организмов к условиям внеш. среды, целесообразность их
строения и функций
несовершенны. Это заставляет организмы непрерывно совершенствоваться в процессе
отбора.
Источники Д.— ряд естеств.-науч. концепций, разработанных в 18 и 1-й пол. 19 вв.
К. Линней
выдвинул принцип иерархичности систематич. категорий (близкий к дарвиновскому
принципу
дивергенции признаков в процессе эволюции) и поместил человека среди отряда
приматов, нанеся
первый удар по представлениям об исключительности человека как явления природы.
Идеи
трансформизма (возможности преобразования одних форм в другие) без выявления
движущих
факторов эволюции высказывались и пропагандировались швейц. натурфилософом Ш.
Бонне и
франц. просветителями П. Л. Мопертюи и Ж. Л. Бюффоном. Ламарк вплотную подошёл к
принципу
актуализма и создал первую эволюц. концепцию, однако он не вскрыл движущих
факторов
эволюции. Большую роль в подготовке Д. сыграли конкретные исследования и ряд
теоретич.
обобщений убеждённых антиэволюционистов. Так, Ж. Кювье создал палеонтологию,
теорию
корреляций частей организма, разработал ряд принципов сравнит. анатомии.
Идеалистич.
морфология (И. В. Гёте, Г. Брони, К. Э. фон Бэр) разработала принципы сравнения
органич.
структур, к-рые в переработанном виде вошли в состав важнейших для Д. дисциплин
— сравнит.
анатомии и сравнит. эмбриологии. Важнейший источник Д.— основанная на принципе
актуализма в
геологии теория эволюции лика Земли, разработанная Ч. Лайелем в 1829—33.
Признание концепции
геологич. эволюции подготовило формирование Д. В 1859—62 эволюционизм был принят
практически всеми.
Первые критики Дарвина (амер. зоолог Ж. Л. Р. Агас-сис, англ. анатом Р. Оуэн)
выступали с
креационистских позиций. Атеистич. смысл теории Дарвина вызвал резкие нападки
клерикалов на
Д., в особенности по вопросу о происхождении человека (математик и оксфордский
епископ
Уилберфорс, нем. анатом Р. Вир-хов, англ. геолог А. Седжвик и др.). В центр
полемики выдвинулся
вопрос о том, является ли естеств. отбор формирующим, творч. фактором эволюции.
Осн. внимание
противники Д. (Г. Спенсер, H. H. Страхов, Н. Я. Данилевский) сосредоточили на
след, вопросах.
Может ли естеств. отбор, играющий «роль сита», отсеивающего неприспособленных,
играть творч.
роль, обеспечивать поступат. ход эволюции? Каким образом благоприятные признаки
выживших
особей могут сохраняться в потомстве, не растворяясь при скрещивании носителей
этих признаков с
особями, несущими иные признаки?
Критика Д. шла с двух сторон — с позиций эктогенеза и автогенеза. Общим во
взглядах этих двух
осн. направлений антидарвинизма является неприятие или резкое ограничение роли
естеств. отбора в
эволюции. Согласно сторонникам эктогенеза, причины развития лежат вне
организмов, организм как
«тесто» меняет форму и строение под влиянием действующих извне факторов среды.
Все
эктогенетики признают ламар-ковский принцип «наследования приобретённых при-
знаков», отсюда
возникает представление о возможности эволюции отд. особи (согласно совр. Д.,
наименьшей
эволюционирующей единицей является группа особей— популяция). К эктогенетич.
разновидностям
антидарвинизма относятся неоламаркизм (ведущий своё начало от Спенсера),
психоламаркизм,
механоламаркизм и их отд. варианты, а также т. н. творч. дарвинизм
(Т. Д. Лысенко и др.), по существу отрицавший осн. положения теории естеств.
отбора.
Антидарвинисты-автогенетики видят причины эво-люц. развития лишь внутри
организма, отрицая
роль среды как формообразующего фактора, действующего в пределах нормы реакции
генотипа.
Автогенетич. концепции неодарвинизма, развитые в кон. 19 в. А. Вейс-маном,
сводят эволюцию к
независимой от внеш. условий комбинации наследств. признаков. Развитием
автогенетич. концепций
стали работы мутационистов — рус. ботаника С. И. Коржинского, выступившего с
теорией
«гетерогенезиса» (1899), и голл. ботаника Г. де Фриза (1903—11). Мутационисты
противопоставляли
резкие наследств. изменения (мутации) нерезким, считая, что каждый новый признак
возникает на
основе новой мутации, независимо от комбинации и взаимовлияния признаков и
генов.
Переоткрытие законов Г. Менделя (1900) привело к столь бурному развитию генетики
в нач. 20 в.,
что ранние менделисты стали рассматривать менделизм как общую естеств.-науч.
концепцию,
способную заменить «устаревший» Д. Переоценка роли ком-бинативной изменчивости в
эволюции
при недооценке роли естеств. отбора, контролирующего ценность возникающих
мутаций и их
комбинаций, привела нек-рых ранних дарвинистов к автогенетич. концепциям (Я.
Лот-си) и попытке
заменить Д. менделизмом. Эти тенденции вызвали резкую критику со стороны
«ортодоксальных
дарвинистов» (К. А. Тимирязев, М. А. Мензбир и др.), к-рые не увидели в фактах,
накопленных
ранними менделистами, подкрепления наиболее уязвимого для критиков места в Д.—
учения о
наследственности и причинах изменчивости.
В качестве ответной реакции на автогенетич. антидарвинизм ранних менделистов-
мутационистов в
10—20-х гг. 20 в. вновь возникает интерес к эктогене-тич. трактовкам теории
эволюции. Идею об
адекватности наследств. изменений внеш. воздействиям пыталась экспериментально
подтвердить
школа механо-ламаркистов (П. Каммерер, Ф. Самнер, Г. Прибрам, П. П. Сахаров и
др.), получившая
поддержку со стороны нек-рых биологов (E. M. Вермель, B.C. Кузин, Е. С.
Смирнов). Эксперименты
механоламаркистов методически оказались несовершенными и при многочисл.
проверках были
опровергнуты.
Особняком от двух осн. линий развития антидарвинизма стоит теория номогенеза
(выдвинутая сов.
ихтиологом и географом Л. С. Бергом, 1922), к-рая объединяла как автогенетич.,
так и эктогенетич.
концепции, отводя особую роль целесообразности как свойству живого и
концентрируя внимание на
направленности эволюц. процесса. С антидарвинистскими статьями выступили в 20-х
гг. палеонтолог
Д. Н. Соболев, энтомолог А. А. Любищев.
Критика антидарвинистов позволила выявить нек-рые недостаточно разработанные
аспекты Д. В
трудах некоторых антидарвинистов содержатся ценные факты и частные теоретические
положения.
Так, например, важное значение для совр. эволюционизма имеют фактич.
исследования таких
антидарвинистов, как Э. Коп (работы по филогении млекопитающих) и Л. С. Берг
(труды по
зоогеографии и филогении рыб).
Исследования Н. И. Вавилова и его школы (закон гомологич. рядов наследств.
изменчивости, теория
лин-неевского вида), С. С. Четверикова и его учеников (экспериментальная
генетика популяций), Р.
А. Фишера, С. Райта, Дж. Холдейна, А. Н. Колмогорова (математич. теория
популяций), И. И.
Шмальгаузена, Б. Рента, Дж. Г. Симпсона (закономерности макроэволюции), О.
Клайншмидта, Э.
Майра, Н. В. Тимофеева-Ресовского (теория вида), Ф. Г. Добржанского (учение об
изолирующих
механизмах эволюции), Г. Ф. Гаузе и В. Вольтерра (математич. теория отбора)
создали предпосылки
для формирования в кон. 30-х гг. «синтетич. теории эволюции» (СТЭ), объединяющей
достижения Д.
и совр. генетики. Эта теория в 40-х гг.
была признана подавляющим большинством естествоиспытателей. Классич. Д. вошёл в
СТЭ в
качестве её важнейшей составной части.
Новейшие открытия в области молекулярной биологии, не отражённые СТЭ,
значительно
видоизменяют концепцию совр. Д. Б 60-х гг. возникает новая синтетич. дисциплина
— эволюц.
биология, разделом к-рой является молекулярная эволюция.
• Некрасов А. Д., Борьба за Д., M., 19372; С к о в-р о н С., Развитие теории
эволюции, пер. с польск., Варшава, 196й;
История эволюц. учений в биологии, М.—Л., 1966; III м а л ь г а у з е н И. И.,
Проблемы Д., Л., 1969; Тимофеев-
Ресовский Н. В., Воронцов H.H., Я блоков А. В., Краткий очерк теории эволюции,
M., 19772; В ?? о н ц о в ?. ?.,
Синтетич. теория эволюции: ее источники, осн. постулаты и нерешенные проблемы,
«Журн. Всес. химич. об-ва им.
Менделеева», 1980, т. 25, № 3, с. 295—315.
?. ?. Воронцов.
ДАРВИНИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ, см. Социальный дарвинизм.
ДАРЕНДОРФ (Dahrendorf) Ральф (р. 1.4.1929, Гамбург), нем. социолог (ФРГ). Автор
работ по
теоретич. социологии, а также по актуальным проблемам развития ФРГ. Д.
претендует на создание
теории классов и классового конфликта, к-рую он противопоставляет как марксизму,
так и теориям
классовой гармонии. По Д., главный классообразующий признак — не отношения
собственности, а
отношения господства и подчинения; экономич. господство не ведёт с
необходимостью к политич.
господству. Д. утверждает, что господствующие и подчинённые классы якобы
существуют во всяком
обществе и между ними неизбежен конфликт. Он выдвигает идеал «либерального» и
«современного»
общества, в к-ром социальные конфликты признаются и регулируются, существуют
равенство
исходных шансов для всех, индивидуальная конкуренция и высокая мобильность. С

<< Пред. стр.

страница 53
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign