LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 52
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

акт определяется по своему содержанию структурой эмпирич. сознания, а потому ни
о какой истине,
не зависящей от субъективности познающего, говорить нельзя. Наиболее чистое
выражение психоло-
гизма Г. видит в той линии, к-рая идёт от Локка и Юма через Дж. Милля к Вундту.
Совр. варианты
психологизма Г. усматривал в натурализме (т. е. установке естествоиспытателя,
превращённой в
мировоззренч. установку) и историцизме (как осн. филос. принципе). По мнению Г.,
сами науки о
природе и истории нуждаются в определ. обосновании, к-рое может дать только
философия, понятая
как строгая наука, наука о феноменах сознания — феноменология. Следуя по пути
рационализма
Декарта, Г. стремился найти последние самоочевидные логич. принципы и т. о.
очистить сознание от
эмпирич. содержания. Это очищение совершается с помощью редукции. Поскольку
философия,
согласно Г., должна прежде всего освободиться от всех догматич. утверждений,
вырастающих на
почве обычной, «естеств. установки» сознания по отношению к миру, Г. требовал
совершить эпохе, т.
е. акт воздержания от к.-л. утверждения. В результате редукции остаётся
последнее неразложимое
единство сознания — интен-ционалъностъ, т. е. направленность на предмет, к-рую
Г. рассматривал
как чистую структуру сознания, свободную от индивидуальных (психологических,
социальных,
расовых и др.) характеристик. С помощью понятия интенциональности Г. стремился
решить главный
тео-ретико-познават. вопрос о связи субъекта и объекта: она призвана служить как
бы мостом между
ними — быть одновременно представителем имманентного мира общечеловеч. сознания
и
трансцендентного мира бытия, предметности. Феноменология есть, по Г., наука о
чистом сознании
как переживании интенциональных актов; Г. называет это переживание «усмотрением
сущности».
Претендуя на нейтральную позицию в решении осн. вопроса философии, Г. предложил
исключить из
феноменологии «положения о бытии». Принятие «сущностей» сближает филос. позицию
раннего Г. с
платоновским идеализмом; в отличие от «идей» Платона, имеющих онтологич.
(бытийственный)
статус, «сущности» Г. выступают лишь в качестве «значений», не обладающих сферой
существования (хотя тенденция к онтологизму у Г. постепенно нарастала).
В поисках твёрдых оснований Г. вынужден был непрерывно видоизменять свою
философию. В
последний период оп обращается к идее «жизненного мира», сближаясь с философией
жизни.
Переход на позиции исто-рич. трактовки абс. опыта осуществляется в одной из
последних работ Г.
«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» («Die Krisis der
Europaischen
Wissenschaften und die transzendentale Phanome-
nologie», опубл. 1954), причём совр. ему европ. духовную ситуацию Г.
рассматривает как кризисную, свя-
зывая ;??? с господством сциентизма и натуралистически-позитивистского
мировоззрения вообще. Вместе
с понятием «жизненного мира» в центре внимания позднего Г. оказывается проблема
интерсубъективности.
Г. оказал влияние на совр. бурж. философию; среди его учеников — М. Шелер, Н.
Гартман, М. Хайдеггер и др.
Феноменология Г. послужила одним из источников экзистенциализма и филос.
герменевтики. • Philosophie der
Arithmetik, Bd l, Lpz., [1891J; Vorlesungen zur Phanomenologie des inneren
Zeitbewu?tseins, Halle, 1928; Husserliana.
Gesammelte Werke, Bd i —10, 12—18, 22, Haag, 1950—79; Erfahrung und Urteil,
Hamb., 1954; в рус. пер.— Философия,
как строгая наука, «Логос», 1911, кн. 1. ? Якове и ко Б. В., Философия Э. Г.,
«Новые идеи в философии», 1913, сб. 3; Ш
? е т Г. Г., Явление и смысл, М., 1914; Какабадзе 3. М., Проблема
«экзистенциального кризиса» и трансцендентальная
феноменология Э. Г., Тб., 1966; Г а й-д е н к о II. П., Проблема
интенциональности у Г. и экзистенциалистская категория
трансценденции, в сб.: Совр. экзистенциализм, М., 1966; Мотрошилова Н. В.,
Принципы и противоречия
феноменелогич. философии, М., 1968; Б е г и а ш-в и л и А. Ф., Проблема начала
познания у Б. Рассела и Э. Г., Тб., 1969;
Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 3; F a r b е r M., The foundation of
phenomenology, Camb., 1943; Diemer ?., Ed.
Husserl, Meisenheim am Glan, 19652; Tugendhat E., Der Wahrheitsbegriff bei
Husserl und Heidegger, В., 19702; Brauner H.,
Die Phanomenologie Ed. Husserls und ihre Bedeutung fur soziologische Theorien,
Meisenheim am Glan, 1978.
П. П. Гайденко.
ГХОШ Ауробиндо (15.8.1872, Калькутта, — 5.12.1950, Пондишери), инд. религ.
философ. Как
Рамакришна и Вивекананда, Г. видел выход из кризиса совр. человечества и
особенно Индии в обращении
к духовно-религ. наследию древней Индии. Истолковывая его, он соединял его, с
одной стороны, с инд.
философией 19 в., с другой— с определ. идеями европ. культуры. Пытаясь создать
некую общечеловеч.
религ.-филос. систему, примиряющую Запад и Восток, Г. старался «избежать их
недос-
татков: материализма Запада и спиритуализма ? отрешенности от реальности
Востока». Филос. основой
этой системы явилась реформированная Г. веданта («интегральная веданта»):
особенностью её является
отрицание иллюзорности мира и понимание майи как реальной силы (шакти) брахмана,
благодаря к-рой
он обладает способностью самопроявления. Промежуточным звеном между абс.
реальностью (брахманом)
и эмпирич. миром является «супраментальное сознание», в к-ром первонач. единство
брахмана
дифференцируется в «духовное многообразие». В результате отчуждения этого
многообразия от своего
источника возникает мир, цель развития к-ро-го — возвращение к своему источнику,
возможное только
посредством совместного освобождения всего человечества. Привести к этой цели
может лишь
интегральная йога, посвящение всей деятельности реализации божеств.
начала путём использования религ., этич., эс-тетич. и др. имиульсов человека в
их совокупности. Суть
этого пути — отказ от эгоистич. устремлений и служение обществу. Т. о., Г.
старался переориентировать
традиц. религ. практику, обратив её интересы с потустороннего на посюстороннее,
найти «духовный
смысл в этой посюсторонности». В последний период жизни Г. большое внимание
уделял оккультной
психологии, явлениям «сверхсознания» и т. п. Последователи его учения имеются в
Индии, а также в
Европе и Америке.
• The ideal of human unity, Pondicherry, 19502; Evolution, Pondicherry, 1950s;
Conversations of the dead, Pondicherry, 1951;
The doctrine of the passive resistance, Pondicherry, 19522; Bases of Joga,
Pondicherry, 195577; The life divine, Pondicherry,
1955; The foundations of Indian culture, Pondicherry, 1959.
• Бродов В.В., Интегральная веданта Ауробиндо Г., в сб.: Обществ.-политич. и
филос. мысль Индии, М., 1962; M i t-ra S.
K., Sri Aurobindo and indian freedom, Madras, 1948; G h a u d h u r i H., Sri
Aurobindo. The prophet of life divine, Gale., 1951;
ого же, Philosophy of integralism, Gale., 1954; S h a r m a R. N., Philosophy of
Sri Aurobindo, Lacknow, I960.

Д
ДАВИД AHАXT Непобедимый (ок. 475, с. Нер-гин в Таронской обл. Зап. Армении, — 1-
я пол. 6 в.,
Ахпатский монастырь в Сев. Армении), арм. философ л логик. Представитель
александрийской школы
неоплатонизма. Учился и преподавал в Александрии; ученик Олимпиодора Младшего. В
30-х гг. 6 в.
вернулся в Армению и возглавил т. н. грекофильскую школу в древнеарм. философии.
В осн. труде
«Определения философии» содержится критика скептицизма школы Пиррона и др.
представителей антич.
релятивизма и агностицизма, выдвигаются шесть определений фило-
•Сбфии, заимствованных у Пифагора, Платона и Аристотеля. «Определения
философии», а также «Анализ
„Введения" Порфирия» и «Толкование „Категорий" Аристотеля» были написаны на
греч. яз. в 1-й трети В
в. в Александрии и переведены на арм. яз. после возвращения Д. А. в Армению.
«Толкование „Аналитики"
Аристотеля» сохранилось только на арм. яз. Труды Д. А. сыграли выдающуюся роль в
формировании арм.
философии и кристаллизации арм. филос. терминологии.
• Соч., пер. и вступ. ст. С. С. Аревшатпна, М., 1975. 0 Чалояв В. К., Философия
Давида Непобедимого, Ер., 1946;
Аревшатян С. С., Формирование филос. науки в древней Армении (V — VI вв.), Ер.,
1973; его ж е, Д. А.— выдающийся
философ древней Армении, М., 1980; К h o s t i-k i a n M., David, der Philosoph,
Bern, 1907.
ДАЙ ЧЖЭНЬ, Дай Дунъюань (19.1.1724, Сю-нин, пров. Аньхой,— 1.7.1777, Пекин),
кит. философ-
материалист периода Цин (1644—1911). Крупный учёный, занимался астрономией,
математикой,
историей, географией, лингвистикой. Автор или редактор ок. 50 соч., 35 из к-рых
опубликованы u дошли
до нас.
Как философ Д. Ч. возглавлял одну из двух группировок в течении, именуемом «Хань
сюе» — букв, «уче-
ние периода Хань» (3 в. до н. э.— 3 в. н. э.), или «Цянь— Цзя сюепай» — «филос.
школа периода
правлений Цяньлуна и Цзя-цина» (1736—1820). Течение это возникло в 17 в. и
приобрело популярность в
18 в. Оно провозгласило возврат к изучению конфуцианских классиков в редакция
периода Хань (отсюда
назв.), однако с учётом не только текстологич., но и историч., аст-рономич.,
математич., географич.
проблем, н было направлено против сунского неоконфуцианства с его отвлечёнными
рассуждениями. Д.
Ч., в частности, отвергал идеалистич. трактовку неоконфуцианцами ли-за-кона как
высшего начала,
ниспосланного небом и предшествующего вещам: ли, по Д. Ч.,— это естественный и
необходимый закон,
порядок всех вещей и явлений, существующий в них самих, в материальных частицах
ци, познаваемый
путём анализа их мельчайших деталей. Ли находится также в чувствах и желаниях,
поэтому их нельзя
отбрасывать, подавлять или считать чем-то негативным, как полагали
неоконфуцианцы; источником зла в
человеке является лишь извращение чувств — эгоизм, пристрастие, обман.
Космологич. построения Д. Ч.
базировались на понятиях ци и дао — движения и изменения ци, приводящих к
беспрерывному
возникновению жизни. Сущностью дао являются космич. силы инь и ян и пять
движущих начал (у-син);
дао это также ци, к-рое не обрело ещё формы
ДАЙ ЧЖЭНЬ 133
и материального содержания. Ци, обладающее данными атрибутами,— это вещь.
Д. Ч. был одним из составителей библиотеки «Сы Ку цюань шу» («Полное собрание
книг по всем
четырем
разделам»).
• Юань шань. Мэн-цзы цзы- и шу-чжэн («Об изначальной доброте человеческой
натуры. Пояснения с доказательствами
значений знаков в тексте «Мон-цзы»), Пекин, 1956.
• Б у p о в В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976;
Fang Chao-ying, Tai Chen, в сб.:
•Eminent Chinese ot the Ch'ing period (1644—1912), ед. A. W. Hummel, v. 2,
Wash., 1944, p. 695—700; Wing-tsit Chan, A
Source Book in Chinese Philosophy, Princeton, 1963, p. 709—22.
ДАМАСКИЙ (?????????) (p. между 458—462 — ум. после 538), греч. философ-
неоплатоник,
последний схоларх платоновской Академии. Учился в Александрии и Афинах. Автор
многочисл.
соч., из к-рых до нас дошли «Затруднения относительно первых начал и разрешения
их»,
комментарии к «Пармениду», «Филе-бу», «Федону» Платона и часть комментариев к
трактату «О
небе» Аристотеля (дополнен и издан его учеником Симпликием). Сохранившиеся
фрагменты
«Жизни Исидора» — ценный источник но истории афинской школы неоплатонизма.
Испытал
влияние Ямвлиха. Полемизировал с Проклом в «Затруднениях и разрешениях»,
стремясь ещё резче
подчеркнуть невыразимость и непознаваемость первоединого; согласно Д., после
сверхбытийного
первоединого идут сверхбытийные единое — многое и многое — единое, и только
после этой
ступени возможен переход к сфере бытия. И Damascii successoris dubitationes et
solutiones de primis
principiis, in Platonis Parmenidem..., ed. C. E. Ruelle, v. l—2, P., 1889;
Lectures on Philcbus..., «1. L. G.
Westerink, Amst., 1959; Vitae Isidori Reliquiae, ed. Cl. Zintzen, Hildesheim,
1967; Greek, The
Commentaries on Plato's Phaedo, v. 2 — Damascius, ed. L. G. Westorink, Amst.,
1977.
ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич [28.11(10.12). 1822, с. Оберце Орловской губ.,—
7(19).11.1885, Тбилиси], рус. публицист, социолог и естествоиспытатель, идеолог
панславизма. В
кон. 40-х гг. участвовал в кружке петрашевцев, но делу к-рых был в 1850 выслан
из Петербурга.
Социологич. взгляды Д., примыкающие к теориям историч. круговорота,
сформировались под
воздействием виталистских идей и позитивистского культа естеств. наук; наиболее
полно они
изложены в кн.: «Россия и Европа» (1869). В основе социологич. доктрины Д.
лежала идея
обособленных, локальных «культурно-историч. типов» (цивилизаций),
взаимоотношения к-рых
описываются Д. при помощи биологизаторских построений: подобно живому организму,
культурно-
историч. типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внеш. средой; так
же как и
биологич. виды, они проходят естественно предопределённые стадии возмужания,
дряхления и
неизбежной гибели. Д. выделяет 4 разряда их историч. самопроявления:
религиозный, культурный,
политический и социально-экономический. Культурно-историч. тип, по Д.,
эволюционирует от
этнографич. состояния к государственному и от него — к цивилизации. Ход истории
выражается в
смене вытесняющих друг друга культурно-историч. типов. Д. выделяет 10 таких
типов, целиком или
частично исчерпавших возможности своего развития. Качественно новым,
перспективным с т. зр.
истории типом Д. считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в рус.
народе.
Славянофильскую идею противостояния «мессианской» культуры России культурам
Запада Д. вуль-
гаризирует, облекая её в проповедь борьбы росс, государственности с др.
народами. Тем самым Д.
санкционирует политич. устремления царизма, оправдывает его великодержавный
шовинизм и
политику нац. вражды. Учение Д. о враждебном противостоянии культурно-историч.
типов всему
окружающему миру было воспринято либеральной критикой (Вл. С. Соловьёв, Н. К.
Михайловский,
Н. И. Кареев) как отход от
134 ДАМАСКИЙ
гуманистич. традиций рус. культуры. В последние годы жизни Д. в полемике с
дарвинизмом
привносит в свою мировоззренч. схему телеологически-эволюционистскую идею.
Идеи Д. оказали сильное воздействие на культурологию Леонтьева и в большой мере
предвосхитили
аналогичные построения Шпенглера.
• Дарвинизм, т. 1—2, СПБ, 1885—89; Сб. полнтич. и экономич. статей, СПБ, 1890.
• Ленин В. И., Тетради по империализму, ПСС, т. 28, с. 506; Кареев Н. И., Теория
культурно-историч. типов, Собр. соч.,
т. 2, СПБ, 1912; Соловьёв В. С., Нац. вопрос в России, Собр. соч., т. 5, СПБ,
[19122]; Леонтьев К. П., Владимир Соловьёв
против Д., Собр. соч., т. 7, СПБ, 1913; История философии в СССР, т. 3,М., 1968;
P а ш к о в с к и и Е. Б., В. И. Ленин о
психологии реакц. экстремизма..., «ВФ», 1970, № 1; McMaster R. E., Danilevsky. A
Russian totalitarian philosopher, Camh.
(Mass.), 1967.
ДАНЭМ (Dunham) Берроуз (р. 10.10.1905), амер. философ. За пропаганду
марксистских взглядов
отстранён от преподавательской работы. С материалистич. позиций Д. активно
выступает против
различных идеа-листич. направлений в совр. бурж. философии: экзистенциализма
(см. «ВФ», 1960,
№ 9), «общей семантики», прагматизма. В кн. «Гигант в цепях» (1953, рус. пер.
1958) рассматривает
проблему взаимоотношения философии и практики, высоко оценивает роль гуманистич.
идеалов в
жизни людей. Д. занимается также вопросами истории эстетики, гносеологии и
политич. мысли. И A
study in Kant's aesthetics, Lancaster, 1934; в рус. пер.— Мыслители и казначеи,
М., 1960; Человек
против мифов, М., 1961; Герои и еретики. Политич. история зап. мысли, М., 1967;
Филос.
размышления, в кн.: Совр. прогрессивная филос. и социологич. мысль в США, М.,
1977.
* Черкасов И. И., Из истории марксистской филос. мысли в США, М., 1977.
ДАО (букв.— путь, дорога), одно из важнейших понятий кит. философии, центр.
понятие даосизма.
В философии Лао-цзы Д.— невидимый вездесущий естеств. закон природы, человеч.
общества,
поведения и мышления отд. индивида, неотделимый от материального мира и
управляющий им
(поэтому Д. иногда сравнивают с логосом Гераклита). Д. порождает тьму вещей;
бездействует, тем
самым делая всё; Д. вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо; неследование Д.
ведёт к гибели. У
Чжуан-цзы Д. неактивно и бесформенно; его можно передать, но нельзя взять, можно
постичь, но
нельзя увидеть; оно само для себя начало и основа, не зависит ни от времени, ни
от пространства, у
него нет начала, нет конца, оно существует везде и во всём; познать Д.— значит
постигнуть закон
природы и умение соответствовать ему.
Для легиста Хань Фэйцзы Д.— первопричина возникновения не только тьмы вещей, но
и различий
между ними, оно упорядочивает тьму принципов, определяющих вещи. Овладение Д.
приводит к
разным результатам: одни становятся мудрыми, другие — безумцами, одни
процветают, другие
гибнут. Однако правителю необходимо овладеть Д., чтобы не стать жестоким внутри
и агрессивным
вне страны, ибо это ведёт к её гибели.
Иначе трактуется Д. в конфуцианстве. У Конфуция Д. лишено космологич. окраски и
обретает смысл
морального закона, этич. принципа, пути поведения, долга, поэтому оно зависит от
образованности:
небо наделяет человека натурой, поведение в согласии с нею называется Д. Д.
совершенствуется
через обучение, а также через жэиь — гуманность. Дальнейшее развитие эта идея
получила у Хань
Юя: всеобщая любовь паз. гуманностью; осуществление гуманности наз.
справедливостью;
поведепие, согласующееся с ними, наз. Д. Неоконфуцианцы сопоставляют Д. не
только с жэнь, но
также с космосом, природой: субстанция действий неба (природы) наз. изменением,
их закон
(принцип) — Д. (Чэн Хао); последоват. движение сил инь и ян является Д.— это то,
из-за чего инь и
ян чередуются друг с другом (Чэн И); Д. заполняет Вселенную, в отнесении к небу
оно наз. инь и ян,
в отнесении к земле — силой и слабостью, в отнесении к человеку — гуман-
ностью и справедливостью (Лу Цзююань). Термин «Д.» встречается и у др.
философов.
• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.— Л., 1950;
Атеисты, материалисты, диалектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. н коммент. Л. Д. Позднеевой, М., 1967, с. 196—203; The
four books, transl. by .Г. Legge, Shanghai,
1033; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963.
«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Каноническая книга о дао и дэ»), иначе «Л а о - ц з ы» («Книга
учителя Лао»),
основополагающий трактат филос. даосизма. Согласно традиции, автором его был
полулегендарный
мыслитель Лао-цзы (отсюда второе назв. книги), будто бы живший в 6 в. до н.э.,
ранее Конфуция,
почитаемый как основатель даосизма. Учёные предполагают, что трактат был
составлен в 4—3 вв. до
н. э. последователями Лао-цзы, сохранившими его гл. положения и прежде всего —
учение о дао и дэ
— проявлении дао. Это учение было развило затем в «Чжуан-цзы» («Трактате учителя
Чжуа-на»,
нек-рые учёные считают «Чжуан-цзы» предшественником «Лао-цзы»). Трактат сыграл
огромную
роль в истории- кит. философии; св. 60 раз переводился на еврол. языки, в т. ч.
на русский.
• Ян X и н - ш у н, Др.-кит. философ Лао-цзы и его учение, М.—Л., 1950; Др.-кит.
философия, т. 1, М., 1972, с. 114—38;
Конрад Н. И., Избр. труды. Синология, М., 1977, с. 433—42. См. также лит. к ст.
Даосизм.
ДАОСИЗМ (кит. дао цзя — школа дао), наряду с конфуцианством одно из двух осн.
течений кит.
философии. Возникло во 2-й пол. 1-го тыс. до н. э. После проникновения в Китай
буддизма вместе с
ним Д. и конфуцианство составили сань цзяо (букв.— три религии) — филос.-религ.
триаду
сосуществовавших и соперничавших течений, определявших идеологич. жизнь Китая
вплоть до 20 в.
Согласно традиции, основателем Д. считается Лао-цзы. однако важнейшим его
мыслителем был
Чжуан-цзы. Желая поднять престиж своего учения в борьбе с конфуцианством,

<< Пред. стр.

страница 52
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign