LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 50
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

двуедином процессе изменения обстоятельств и самих людей (см. там же, с. 347). В
черновых
набросках Маркс обращает внимание на тот факт, что возникшее пролет. гос-во не
устраняет сразу
классовой борьбы, но оно создаёт условия, при к-рых «...эта классовая борьба
может проходить через
свои различные фазы наиболее рациональным и гуманным путем»; высказывает важную
мысль о
необходимости «...гармоничной национальной и интернациональной координации
общественных
форм производства» (там же, с. 553).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 17, с. 317—70; 497—616, т. 22, с. 189—201;
Ленин В. П., Гос-во и революция, ПСС, т.
33, гл. 3 (см. также Справочный том, ч. 2, с. 342); Карл Маркс. Биография, М.,
1973г, гл. 12; Марксистская философия в
19 веке, кн. 2, М., 1979, гл. 11.
ГРАМШИ (Gramsci) Антонио (23.1.1891, Алее, о. Сардиния,— 27.4.1937, Рим),
основатель и
руководитель Коммунистической партии Италии, теоретик-марксист. В 1913 вступил в
Итальянскую
социалистическую партию.
Идеи ленинизма и ???. революции 1917 оказали решающее влияние на теоретич. и
практич.
деятельность Г. На Ливорнском съезде (1921) Социалистич. партии Г. и П. Тольятти
и возглавленное
ими левое крыло пар- · тии порвали с реформистами и максималистами, с оппор-
тунистич.
большинством партии и основали Коммунис-тич. партию Италии (КПИ). В 1922—23 Г.
был делега-
том от КПИ в Исполкоме Коминтерна и жил в Сов. Союзе. 8 нояб. 1926 фашисты
арестовали Г. и
сослали на о. Устика. В 1928 фаш. трибунал приговорил Г. к 20 годам тюремного
заключения (затем
в результате неск. амнистий этот срок был сокращён — он истекал в 1937). Большую
часть
заключения Г. провёл в тюрьме Тури (ок. Бари), написав там 7 томов т. н.
«Тюремных тетрадей».
Тяжёлые условия жизни в тюрьме подорвали его здоровье, и через неск. дней после
формального
освобождения Г. скончался.
Науч. интересы Г. были весьма разносторонними. Он занимался вопросами философии,
истории,
истории лит-ры, эстетики, социологии, политэкономии. В своих филос. работах Г.
стремился дать
изложение марксизма как всеобъемлющего и цельного мировоззрения, расценивая
марксизм как
«философию практики», как новую фазу в развитии мировой мысли, превосходящую все
предыдущие. Особое внимание он уделял проблемам историч. материализма,
подчёркивая значение
диалектич. метода для их разрешения.
Г. считал нар. массы гл. двигателем историч. процесса, а прогресс в их жизни —
критерием историч.
прогресса вообще, критиковал бурж. концепцию «извечной пассивности масс».
История идеологий,
по Г., это картина движения нар. масс от стихийности к сознательности, она
отражает практич.
деятельность народа, его участие в классовой борьбе.
ГРАМШИ 127
Анализируя взаимоотношения базиса и надстройки и роль интеллигенции при
капитализме, Г. в установ-
лении единства между рабочим классом и интеллигенцией видел одно из гл. отличий
марксизма от бурж.
филос. систем, и, в частности, от философии Б. Кроче, к-рый стремился спасти
«высокую культуру»,
отделив её от политики и от масс. В критике гегелевского исто-рич. идеализма и
филос. учения Кроче Г. в
первую очередь исходил из идеи гегемонии пролетариата. Идущий к захвату власти,
к созданию «гос-ва
нового типа», т. е. к своей диктатуре, пролетариат ещё до утверждения своего
господства должен
становиться всё более влиятельным в идеологич., политич. и экономич. жизни
страны. Разрабатывая
учение о гегемонии пролетариата Г. обращал особое внимание на проблему духовного
и нравств.
руководства пролетариатом массами и обществом. Превращение пролетариата в
господствующий класс
создаёт условия для культурной революции. Г. отстаивал идею общественно-активной
роли иск-ва,
ответственности писателя перед народом; вместе с тем он выступал против
вульгаризации этих принципов,
навязывания иск-ву его предмета, метода и задач.
В своих работах Г. уделял также большое внимание изучению филос. мысли эпохи
Возрождения, франц.
материализма 18 в., критике неопозитивизма и неокантианства. Труды Г.
содействовали формированию в
Италии плеяды философов и историков-марксистов; они имеют важное значение для
деятельности итал.
рабочего класса и междунар. коммунистич. движения. fB рус. пер.: Избр.
произв., т. 1—3, М., 1957—
59; О лит-ре иск-ве, М., 1967.
• Аликата М., А. Г.— основатель Итал. коммунистич. партии, [пер. с итал.], М.,
1957; Францев Ю. П., Г. и проблема
идейного воспитания масс, в сб.: 40 лет Итал. коммунистич. партии, М., 1961;
Лопухов Б. Р., А. Г., М., 1963; Г о л ем б а
А. Г., М., 1968; Григорьева И. В., Ист. взгляды А. Г·, М., 1978.
ГРЕХ, в религ. этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или
мыслью воли бога.
Понятие Г. выделяется из более древнего и внеморального понятия «скверны» (как
бы физич. заразы или
нечистоты, происходящей от нарушения сакральных запретов-табу); теология
выделяет «первородный» Г.
первых людей, последствия к-рого наследуются их потомками. Формализованное
учение о пределах и
мере Г. в каждой возможной ситуации характерно для иудаизма и католицизма (см.
Казуистика).
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Григорий Назиан-зин (????????? о ???????? ??? ???????????)
(ок.330, близ
Назианза, Каппадокия в М. Азии,— ок. 390, там же), греч. мыслитель и церк.
деятель, поэт, один из
виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим
и Григорием Нис-
ским принадлежал к т. н. каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы
платоновской
идеа-листич. диалектики. Искал адекватного описания христ. концепции ступеней
познания бога в
терминах философии. Активно участвовал в тринитарных спорах, подготавливая
стабилизацию
ортодоксальной догмы. Авто-биографич. поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О
страданиях моей
души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду,
что и «Исповедь»
Августина.
* в кн.: Migne PG, t. 35—38; Briefe, hrsg. v. P. Gallay, .,
1969; в рус. пер.—Творения, т. 1—6, M., 1844—68; в
кн.: Памятники визант. лит-ры 4—9 вв., М., 1968, с. 70—83.
• Виноградов Н., Догматич. учение св. Г. Б., Казань, 1887; F l e u r у E.,
Hellenisme et Christianisme. S. Gregoire de
Nazianze et son temps, P., 1930; P l a g n i e u ? J., S. Gregoire de Nazianze
theologien, P., 1952.
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (????????? ? ??????) (ок. 335, Кесария,— ок. 394, Ниса), церк.
писатель, один из
виднейших представителей греч. патристики. Брат
Василия Великого, друг Григория Богослова; входил с ними в каппадокийский кружок
церк. деятелей и
128 ГРЕХ
мыслителей. В молодости изучал философию и риторику, затем ушёл в монастырь, с
371 епископ г. Ниса
(М. Азия). Участвовал во 2-м Вселенском соборе (381). Филос. мировоззрение Г. Н.
сложилось под
определяющим влиянием Платона и христ. платонизма (Ориген). Это влияние и
тяготение к филос.
спекуляции нередко подводило Г. Н. к неортодоксальной позиции (так, он вслед за
Оригеном и в
противоречии с церк. доктриной учил о временности адских мук и конечном
просветлении всех
согрешивших душ, включая сатану). Выдвинул тезис о необходимости размежевания
сфер философии и
богословия; как и Ориген, Г. Н. широко пользовался вольным иносказательным
толкованием Библии.
Наибольшей оригинальностью отличается антропология Г. Н.; она исходит не из идеи
индивида, а из идеи
человечества как органического целого, некоей коллективной личности, сущность к-
рой усматривается в
интеллекте (см. Плерома).
* Opera, v. 1—2, В., 1921; то ж e, v. 1—8, Leiden, 1958—64. Несмелое В.
И., Догматич. система Г. Н., Казань,
1887; Daniel он I., Platonisme et theologie mystique, P., 1954; V o l k e
r W., Gregor von Nyssa als Mystiker, Wiesbaden,
1955.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА (????????? ???????) (1296, Константинополь,— 14.11.1359,
Салоники), визант.
богослов и церк. деятель, поборник и систематизатор мистич. учения исихазма,
давший ему филос.
оформление. В полемике с представителями теологич. рационализма (Варлаам
Калабрийский, Акиндин)
отстаивал тезис, согласно к-рому аскет-исихаст в состоянии экстаза
непосредственно воспринимает
несотворённое и невещественное излучение бога (т. н. Фаворский свет, к-рый,
согласно Евангелию, видели
апостолы на горе Фавор). Отмежёвываясь от пантеизма, развил в духе идеалистич.
диалектики Аристотеля
учение о различии сущности бога и его «энергий», или самовыявлений: сущность
пребывает в себе и
недоступна, энергии пронизывают мир и сообщаются человеку, однако таким образом,
что «простота» и
неделимость божества при этом не нарушается и единство сущности остаётся
единством в многообразии
энергий. После долгой борьбы это учение было в 1351 признано офиц. доктриной
визант. церкви.
Антропология Г. П. включает сложные психологич. наблюдения. Идеал Г. П.— такое
«просветление» духа,
к-рое распространилось бы и на тело: согласно его взглядам, человеч. дух
богоподобен именно в силу
своей способности «животворить» плоть, в отличие от бестелесного духа ангелов.
Г. П. оказал сильное
влияние на традицию поздневизант. мистики.
• в кн.: Migne PG, t. 150; в рус. пер.— Три творения, Новгород, 1895; в кн.:
Памятники визант. лит-ры 9—14 вв., М.,
1969, с. 366—74.
• Кривошеий В., Аскетич. и богословское учение св. Гр. П., в сб.: Seminariurn
Kondakovianum VIII, Praha, 1936, s. 99—
154; Meyendorff J., Introduction a Petude de Gregoire Palamas, P., 1959.
ГРИН (Green) Томас Хилл (7.4.1836, Биркин, Йоркшир,— 26.3.1882, Оксфорд), англ.
философ-идеалист,
представитель неогегельянства. Под влиянием нем. классич. идеализма, в
особенности философии Гегеля,
выступил против господствовавшего в Великобритании позитивизма (Дж. Милль,
Спенсер), призывая от
традиций, идущих от Локка и Юма, повернуть к философии абс. идеализма. Г.
утверждал, что действитель-
ность — это система отношений, продуцируемая «всеобщим сознанием», богом, по
отношению к к-рому
индивидуальное сознание является вторичным. В этике, признавая свободу воли, Г.
выступал против
утилитаризма, понимая мораль как самоопределение индивидуальной воли,
соотносящей себя с
требованиями существующего общества. Прогресс общества Г. сводил к прогрессу
самосознания
личностей. Соч. Г. опубликованы посмертно.
• Works, V. 1 — 3, L., 19063.
• Д е б о л ь с к и и Н. Г., Г., как метафизик, в сб.: Новые идеи в философии,
сб. 17, СПБ, 1914; Богомолов А. С., Бурж.
философия США 20 в., М., 1974; L a m o n t W. D., Introduction to Green's moral
philosophy, L., [1934]; Richter M., The
politics of conscience: T. H. Green and his age, Camb., 1964.
ГРОЦИЙ (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,— 28.8.1645,
Росток), голл.
юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о естественном праве,
систематизатор
междунар. права.
Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нп-дерл. бурж. революции 16 в.,
характеризовалось
стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,
т. 1, с. 111),
хотя он и не порывал с ним полностью. Науч. метод Г. определяет как сочетание
двух способов
доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного
явления разуму, и
опытного, который исходит из того, что данное явление встречается у всех или у
наиболее
цивилизованных народов.
Вопрос о происхождении общества Г. решает в сняли с рассмотрением вопроса о
сущности гос-ва и
права. Гос-во возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его
образование есть акт
сознат. деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).
Т. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное
содержание, чем
антич. и ср.-век. мыслители. Естеств. право, утверждал Г., основывается не на
воле бога, а на природе
человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению,
организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется
наличием у него
дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть
проявление того
враждебного отношения друг к другу, к-рое было при разрозненном существовании
людей. В ходе
исполнения принципов естеств. нрава (воздержание от посягательств на чужую
собственность,
соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право
«человеческое».
Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие
справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в
произ-ве и
потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что
обнаруживается в
присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования
реками, дорога-
ми, морем.
Теория Г. в конечной счёте служила ниспровержению феодализма и имела явный
антиклерикальный
характер; папская курия внесла осн. книгу Г. («О праве войны и мира», пер. с
лат., кн. 1—3, М., 1956)
в число запрещённых.
• Маркс К., Передовица и JV5 (79 «Kolnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 1; История политич. учений, М., 1965, с.
215 — 18.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА, область социальной психологии, исследующая совокупность
психологич. процессов, происходящих в малых группах.
Первоначально термин употреблялся для обозначения школы, созданной нем.
психологом Левиным
(«Центр Г. д.» в Массачусетсском технология, ин-те). Исследования школы
базировались на т. н.
теории поля, согласно к-рой индивид в группе рассматривался как бы в определ.
психологич. «поле»,
где действуют силы притяжения и отталкивания. Идея связи индивида с группой, с
групповыми
процессами является продуктивной, хотя сведение всех связей только к
«психологич. полю» не
позволяет выявить действит. социальное содержание отношений людей в малых
группах.
В школе Левина была разработана система методов, позволяющих изучать процессы в
условиях
лабораторного эксперимента, получать важные факты об образовании малых групп, их
сплочённости, выдвижении лидеров в группах, принятии групповых решений и т. п.
В сов. социальной психологии термин «Г. д.» употребляется также как наименование
всей
совокупности групповых процессов. При этом малая группа изучает-
9 ФЭС
ся как единица в системе обществ. отношений, обществ. разделения труда, как
субъект социальной
деятельности. Групповая сплочённость, лидерство и др. процессы интерпретируются
в контексте
совместной деятельности людей в группах. Так, групповая сплочённость
рассматривается не просто
как результат действия «сил притяжения», но как единство ценностных ориентации
членов группы
относительно предмета и целей общей деятельности и развитие на этой основе
чувства
удовлетворённости не самим по себе «пребыванием» в данной группе, но активной
деятельностью в
ней. Такой подход позволил существенно дополнить характеристику динамич.
процессов в группе
изучением процесса её развития, превращения в коллектив.
Произошло и существ. обогащение методов исследования Г. д., в частности
переориентация исследований с
лабораторного эксперимента на изучение реальных социальных групп. Такие
исследования имеют важное
прикладное значение (изучение групповых процессов в рабочих бригадах,
коллективах учреждений, школьных
классах, студенч. группах и т. д.). • Андреева Г. М., Б о г о м о л о в a ?. ?.,
? е т p о в-с к а я Л. А., Сонр.
социальная психология на Западе, М., 1978; Социальная психология, М., 1979;
Психологич. теория коллектива,
М., 1979; Донцов А. И., Проблемы групповой сплоченности, М., 1979.
ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫЕ, см. Социальные группы. ГУАНЬ ЧЖУН, Г у а н ь И у (ум. 645 до
н. э.), др.-кит.
политич. деятель. Один из основателей легизма. В 685 до н. э. стал первым
министром в царстве Ци — богатом
гос-ве на В. Китая; осуществил ряд реформ, направленных на ослабление наследств.
аристократии и укрепление
царской власти. Первым в истории Китая выдвинул концепцию об управлении страной
на основании закона
(«Законы — отец и мать народа»). Утверждал всеобщность закона: «Правитель и
чиновники, высшие и низшие,
знатные и подлые — все должны следовать закону. Это и называется великим
искусством управления». Пытался
поставить закон над правителем, однако более поздние теоретики легизма не
поддержали эту идею. На основе
высказываний Г. Ч. через 300 лет после его смерти был составлен трактат «Гуань-
цзы» (до нас дошёл вариант 1
н. до н. э.), в к-ром нашли отражение также взгляды представителей даосизма,
конфуцианства, минцзя, иньянцзя
и др. школ. * Ш т е и н В. М., Гуань-цзы. Исследование и пер., М., 1959; Др.-
кит. философия, т. 2, М., 1973, с,
14—57; Кшл-tzu. A repository of early Chinese thought, transl. and study of 12
chapters hy W. A. Pickett, v. 1, Hong
Kong, 1965.
ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096 —11.2.1141, Париж), ср.-
век. философ
и теолог, представитель схоластики, глава сеи-викторской школы (с 1138).
Отличался широтой
умств. интересов (согласно своему принципу — «учись всему, и ты потом увидишь,
что ничто не
бесполезно»): его стремление упорядочить и классифицировать многообразие
человеч. знаний
предвещает систематизаторский дух 13 в. Внимание к проблеме науч. абстракции,
разделяющей то,
что в опыте выступает неразделимо (напр., линию, плоскость и тело в геометрии),
как и
ортодоксальная теологич. позиция гармонируют с тяготением к умеренному реализму
в вопросе об
универсалиях. Известное влияние Аристотеля соединяется у Г. С.-В. с учением о
человеке в духе
последоват. августинианства (человеч. природа тождественна с мыслящей дутой и
лишь «смешана» с
плотью); с августиновской традицией связано и развитое им доказательство бытия
бога от человеч.
самосознания. В целом мистич. элементы сочетаются в мышлении Г. С.-В. с
рационалистическими,
созерцат. аскетизм — с интеллектуальной любознательностью.
:в кн.: Migne, PL, t. 175—177. Штекль ?., История ср.-вен. философии,
пер. с нем., М., 1912; Ebner J., Die Erkennthislehre
Richard v. St. Viktor, Munster, 1917; Grabmann M., Die Geschichte der
scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957.
ГУГО 129
ГУДМЕН (Goodman) Нелсон (р. 7.8.1906, Соммервилл, шт. Массачусетс), амер.
философ и логик.
Представитель аналитической философии. В своих филос. исследованиях Г. стремится
обосновать
логически непротиворечивый базис «единой системы описания процесса приобретения
знания». С
этой целью он разрабатывает такой язык (называемый им языком конструктивной
системы), на к-ром
можно выразить осн. истины логики и математики, факты и законы здравого смысла и
науки в тер-
минах конструктивного (т. е. крайнего) номинализма. Г. предлагает отказаться от
употребления
общих понятий, или универсалий (типа «смысл», «класс», «свойство», «отношение»,
«необходимость» и др.). При выборе нелогич. исходных терминов системы следует
руковод-
ствоваться их полезностью для понимания процесса приобретения знания (что
сводимо, по Г., к
требованию простоты). Используя критерий простоты, Г. пытается доказать, что
оптимальной для
конструктивного номинализма является такая картина мира, при к-рой поток опыта
индивидуума
разлагается на элементарные чувств. качества.
В области логики Г. разработал методы анализа проблем контрфактич. предложений,
дисиозициональных предикатов, подтверждения индукции и др.
• Steps toward a constructive nominalism, «Journal of Symbolic Logic», 1947, v.
12, № 4 (совм. с W. V. Quine); Problems and
projects, Indianapolis — N. ?., 1972; Fad, fiction and forecast, Indianapolis,
19733; Languages of art, Indianapolis, 19762; The
structure of appearance, Dordrecht — Boston, 19772.
• Хилл Т. 11., Coup, теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 441—49;
Богомолов A.C., Буржуазная философия США 20
в., М., 1974, с. 28(1—90; К а и б е ? г Г., Вероятность и индуктивная логика,
пер. с, англ., М., 1978.
ГУЛИАН (Gillian) Константин Йонеску (р. 22.4.1914, Бухарест), рум. философ-

<< Пред. стр.

страница 50
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign