LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 5
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Франкфурт-на-
Майне,— 6.8.1969, Фисп, Швейцария), нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед,
представитель
франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949
во
Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с
Хоркхаймером
(«Диалектика просвещения» — «Dialektik der Aufklarung», 1948), сложилась в русле
гегелевской
диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, со-циологич. критики товарного
фетишизма и
овеществления. В центре внимания А.— регрессивные социально-антропологич.
изменения
(отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т.
п.), связанные
с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в
монополи-стич.
«управляемом обществе», в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и
социалистич. об-
щество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено
социологич. и
психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к
принятию
«демократич.» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность» — «The
authoritarian
personality», 1950).
В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и
неопозитивизма. Раавил
идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialektik», 1966), в к-
рой сливаются
теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (к-рое, в отличие от
гегелевского,
перестаёт быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как
релятивирова-ние всякой
замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя
конкретной воз-
можности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.
В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philosophie der neuen Musik», 1949)
как
протокольной фиксации «непросветлённого страдания», в противоположность
гармонич.
преображению страстей, характерному для классич. музыки, А. ориентируется на
творчество
композиторов «новой венской школы» — А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.
Концепция «новой
музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизованной муз. культуры и
формирующегося в её лоне «регрессивного слышания», к-рое диссоциирует
воспринятое на
стереотипные элементы. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию,
эстетику и
музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идеологию леворадикального
студенч. движения 60-
х гг., от к-рого сам А., однако, отмежевался.
* Gesammelte Schriften, Bd 1—ID—, Fr./M., 1970—77—, Манн Т., Собр. соч., т.
9, ?., 1960, с. 228—31; Михайлов
A.B., Муз. социология: А. и после А., в сб.: Критика совр. бурж. социологии
иск-ва, М., 1978, с. 176—238; см. Также
лит. к ст. Франкфуртская школа.
14 АДЛЕР
АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в учении К. Маркса об общественио-пкономич.
формациях одна из осн. ступеней развития общества, охватывающая эпоху всемирной
истории от
разложения первобытного общества до установления рабовладельч. строя. Наиболее
полного
развития А. с. п. достиг в др.-вост. ЦИВНУ лизациях, его традиционные формы
сохранялись в раз-
личных регионах вплоть до 19 в. (в Индии, у нек-рых народов Вост. Европы).
Европ. колонизация и
распространение капитализма привели к его разрушению. А. с. п. представляет
собой своеобразную
систему зем-ледельч. общин, объединённых гос-вом. Стабильность А. с. п. связана
с особой
структурой лежавшей в его основе земледельч. общины. Возникшая в результате
длит, эволюции на
рубеже первобытного и классового общества, эта община унаследовала такие
нервобытно-
коммунистич. черты, как общую собственность на землю, коллективный труд, прочные
внутр. связи
между членами общины. Сочетание земледелия с домашней пром-стью придавало ей
самодовлеющий характер, экономич. связи между отд. общинами были очень слабыми
или вовсе
отсутствовали. Вместе с тем в земледельч. общине уже имелся зародыш частной
собственности в
виде дома и приусадебного участка отд. семьи. Дуализм общины, её переходный
характер
обусловливали её высокую жизнеспособность. В древности спорадически возникавшие
в целях
самообороны или для совместной борьбы с природой объединения земледельч. общин
постепенно
приобретали постоянный характер в долинах больших рек, где борьба с наводнениями
и ирригация
были непременными условиями земледелия. Образовавшиеся на этой основе гос-ва,
сосредоточивая
в своих руках функции, необходимые для всей совокупности общин, и опосредуя
межобщинные свя-
зи, постепенно возвысились над общинами и эксплуатировали их. Взимая натуральную
ренту, гос-во
присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая, т. о., верховную
собственность на землю
и воду. В руках гос-ва сосредоточивались также внеш. сношения страны, в т. ч. и
торговля.
Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществлявшей управление ?
возглавлявшейся
деспотич. правителем. При А. с. п. не существовало разделения труда между
деревней и городом,
последний выступал в качестве резиденции представителей деспотич. власти.
Архаич. гос-во не
вторгалось непосредственно в сферу произ-ва, остававшегося исключительно
функцией общин.
Последние, составляя стереотипные клетки обширного социального организма,
сохраняли полностью
свою внутр. структуру и самодовлеющий характер. Завоевание стран, основанных на
А. с. п.,
приводило в древности к смене династий и господствующей иерархии, не затрагивая
самой основы
— земледельч. общины.
Развёрнутая характеристика обществ, и экономич. строя азиат, стран впервые была
дана К. Марксом
в 1853 в переписке с Ф. Энгельсом и в его статьях о колон, господстве англичан в
Индии.
Дальнейшие исследования привели Маркса к выводу об А. с. п. как об одной из осн.
эпох в развитии
человеческого общества и к введению термина и понятия А. с. п. в теорию
политэкономии и историч.
материализма. Определяя в предисловии к работе «К критике политич. экономии»
(1859) понятие
экономич. обществ, формации. Маркс называет А. с. п. наряду с античным, феод. и
бурж. способами
произ-ва. К понятию А. с. п. Маркс обращается в «Капитале», характеризуя
различные его стороны.
Последние исследования Маркса относились к основе А. с. п.— земледельч. общине,
историч. место
и сущность к-рой он охарактеризовал в «Набросках ответа на письмо В. И. Засулич»
(1881). Энгельс
рассмотрел в «Анти-Дюринге» (1878) проблему возникновения классов и гос-ва на
Востоке. В работе
«Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» (1884), построенной на
амер. и европ.
материале, вопросы А. с. п. отражения не нашли. " -
Теория А. с. п. стала привлекать внимании по мерр развития нац.-освободит, и
революц. движения за
пределами Зап. Европы. В спорах с I'. В. Плехановым, а позднее с Р. Люксембург
В. И. Ленин
возражал против применения этой категории к истории России, вступившей на
капиталистам, путь
развития. Вместе с тем Ленин внес вклад в дальнейшую разработку теории А. с. п.,
охарактеризовав
«азиат, деспотизм» как гос. строй, к-рый «...обладает очень большой прочностью в
тех случаях, когда
в экономике данной страны преобладают совершенно патриархальные,
докапиталистические черты и
ничтожное развитие товарного хозяйства и классовой дифференциации» (ПСС, т. 25,
с. 266—67).
В 20—30-х гг. в СССР проводились дискуссии по А. с. п., связанные с проблемами
революции в
Китае. С нач. 60-х гг. обсуждение А. с. п. возобновилось в междунар. масштабе с
привлечением
материалов по истории мн. стран Азии, Африки, Америки.
Общепризнанным считается факт выдвижения теории А. с. к. Марксом, однако
остаётся открытым
вопрос о месте этого способа произ-ва во всемирной истории. Согласно одной т.
зр. (Е. Варга, Ю. И.
Семёнов, Ф. Тёкеи и др.), теория Маркса подтверждается совр. исследованиями и
A.c. п.
рассматривается как одна из осн. обществ.-экономич. формаций. Сторонники другой
т. зр. (E. M.
Жуков и др.) полагают, что теория А. с. п. ещё должна быть доказана фактами, а
нек-рые учёные (В.
Н. Никифоров) вообще отрицают историч. существование А. с. п. При этом др.-вост.
общества от-
носят к рабовладельч. формации, а ср.-век. Восток трактуют как разновидность
феодализма («вост.
феодализм»), приравнивая вост. деспотизм к европ. абсолютизму. Предлагаются и
др. объяснения
строя азиат, обществ: как сочетание рабовладения и крепостничества, как
стагнация на стадии
раннего феодализма, как один из вариантов единой докапиталистич. формации.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.9, с. 98—100, 130—36, 224—30; т. 10, с. 432—33;
т. 13, с. 7, 20, 110; т. 18, с. 543—46; т.
19, С. 400—21; т. 20, с. 105, 151—52, 164—65, 180 — 87, 293, 636— 647; т. 23, с.
88—89, 97, 159, 229, 239, 346, 352, 369
— 71; т. 24, с. 117, 267; т. 25, ч. I, с. 194, 363; т. 25, ч. II, с. 145, 165,
184, 345, 354,358—60; Т. 26, ч. II, с. 587; т. 26, ч. III,
с. 414-16, 432, 436—39, 450—53; т. 28, с. 214 — 15, 222, 226—30; т. 32, с. 36,
44, 158; т. 36, с. 96 — 97; т. 45, с. 200 — 14;
т. 46, ч. I, с. 461—508; Ленин В. И., ПСС, т. 1, с. 136; т. 13, с. 14; т. 25, с.
266-67; т. 26, с. 57; его же, Конспект
«Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844—1883 гг.», М., 1959, с. 260—63; Варга
Е. С., Очерки по проблемам
политэкономии капитализма, М., 1964, с. 358—82; Никифоров В. Н., Восток и
всемирная история, М., 19772; Попов В.
Г., В. И. Ленин об А. с. п., в сб.: Вопросы историч. материализма и критика нек-
рых концепций бурж. социологии, М.,
1969, с. 69—92; Т е p - А к о п я н Н. Б., Маркс и Энгельс об А. с. п. и
земледельч. общине, в сб.: Из истории марксизма и
междунар. рабочего движения, М., 1973, с. 167— 220; Семенов Ю. И., Теория
общественно-экномич. формаций и
всемирная история, в кн.: Общественно-экономич. формации. Проблемы теории, М.,
1978, с. 55—89; Теоретич.
проблемы всемирноисторич. процесса, М., 1979; К r a d e r L., The Asiatic-mode
of production; sources, development, and
critique in the writings of Karl Marx, Assen. 1975; T o k e i F., Essays on the
Asiatic mode of production, Bdpst, 1979; T e r - A
k o p у a n N., Preface, в кн.: Marx K., Engels F., Pre-capitalist socio-
economic formations. A collection, Moscow, 1979, p. 9—
27.
Н.Б. Тер-Акопян.
АЙДУКЕВИЧ (Ajdukicwicz) Казимеж (12.12.1890, Tep-нополь, ныне УССР,— 12.4.1963,
Варшава),
польск. логик и философ. В 1920—30-х гг. принадлежал к лъвов-ско-варшаеской
школе. Разрабатывал
логико-семантич. концепцию значения, согласно к-рой значение и смысл термина
определяются
способом его употребления в оп-редел. концептуальной системе. Отождествив науч.
теорию с
замкнутой в логико-семантич. отношении системой понятий, пришёл к т. н.
радикальному
конвенционализму. А. считал, что исходные принципы и понятия языка науки, а
также правила
логич. вывода и эмпирич. интерпретации науч. предложений основаны на конвенциях.
Рисуемая
теорией «картина реальности», по мысли А., целиком зависит от системы понятий и
меняется при
переходе от одной системы к другой. Теоре-тич. системы, согласно этой концепции,
«взаимонепере-
водимы», поскольку не существует нейтрального (т. е. независимого от понятийного
аппарата
теории) языка чувств, данных как основы для перевода. Свойственная этой доктрине
абсолютизация
конвенциональных моментов вступала в конфликт с требованием объективности науч.
знании и
критериев его оценки; её после-доват. развитие вело к релятивизму и
агностицизму. В 50-х гг. А.
отказался от нек-рых существ. пунктов своей первонач. концепции (в т. ч. от
тезиса о «взаимо-
непереводимости»), однако не сумел до конца преодолеть двойственность своих
филос. взглядов,
колебавшихся между материализмом и идеализмом. Филос. -методологич. установки А.
были близки
идеям Венского кружка.
А. принадлежат оригинальные результаты в теории логич. вывода и теории
определения, в логике
вопросов и индуктивной логике, логич. семантике и синтаксисе, а также ряд ценных
методологич.
разработок (экспликация аксиоматич. метода, применение различных логич. систем в
зависимости от
специфики науч. теории и др.).
• О znaczeniu wyrazen, Lwow, 1931; Zagadnienia i kierunki fi-iozofii, Kr., 1949;
Zarys logiki, Warsz., I9607; Jezyk i poznanie,
t. 1—2, Warsz., 1960—65; Logika pragmatyczna, Warsz., 1975.
• H a p с к и й И. С.,.Совр. позитивизм, М., 1961; Совр. бурж. философия, М.,
1978; Лихин А. Ф., Логич. анализ языка в
работах К. А. 30-х гг., в сб.: Логика и методология науч. познания, М., 1974;
Borkowski L., Kazimierz Ajdu-kiewicz
(1890—1963), в сб.: Studia logica, t. 18, Warsz.— Poznan, 1966; Gordon M.,
Wiedza о znaczeniach czy wiedza о swiecie?,
Warsz., 1967.
АЙЕР (Ауег) Алфред Джулс (р. 29.10.1910, Лондон), англ, философ, представитель
аналитической
философии. Получил известность своей кн. «Язык, истина, логика» («Language,
truth and logic»,
1936), в к-рой выступил пропагайдистом идей Венского кружка. С последним, он,
однако,
расходился в отношении к логич. формализации языка; А. не прибегает к анализу
науч. понятий
средствами математич. логики. Эта тенденция, характерная для англ, аналитич.
философии с её укло-
ном к лингвистич. анализу (см. Лингвистическая философия), ещё более усиливается
в поздних
работах А., в к-рых исследуются проблемы, связанные с теорией познания и ролью
языка в процессе
познания. С позиций позитивизма выступает как противник диалектич. материализма.
* The foundations of empirical knowledge, L., 1940; Thinking and meaning, L.,
1947; Philosophical essays, L.—N. Y., 1954;
The problem of knowledge, L.— N. Y., 1956; The concept of a person and other
essays, N. Y., 1963.
• Б о г о м о л о в А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973; X и л л Т. И.,
Совр. теории познания, пер. с англ., М.,
1965. с. 372—82.
АКАДЕМИЯ (??????????) платоновская, основанный Платоном ок. 385 до н. э. религ.-
филос. союз,
имевший целью почитание муз, т. н. школа Платона; просуществовала до 6 в. н. э.
Название А.
(первоначально Академия) происходит от имени мифич. героя Академа, к-рому были
посвящены
приобретённые Платоном гимнасий и сад близ Афин. Во главе союза стоял схоларх,
избираемый из
членов А. Члены А. добровольно ограничивали себя во сне, воздерживались от
плотской любви и
мясоедения. В А.разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика,
астрономия,
естествознание и др. Особая роль математики подчёркнута в девизе А.: «Негеометр
да не войдёт!».
Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая,
возглавившего А.
ок. 265 до н. э., до Антиоха из Аскалона); позднее различали Древнюю, Среднюю
(во главе с
Аркесилаем) и Новую А. (во главе с Карнеадом); в период эллинизма существовали и
др. разделения
истории А.
Древняя А. (схолархи: Спевсипп, преемник Платона; Ксенократ, Полемон, Кратет)
поддерживала
пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию
«Тимея».
Абсолютизация техники диалектич. споров (в процессе к-рых доказывалась равная
АКАДЕМИЯ 15
истинность противоположных суждений) и превращение её в мировоззренч. принцип
наряду с
возрастающим противостоянием стоицизму привело к возникновению т. н. академич.
скептицизма,
определившего позицию Средней А. (схолархи: Аркесилай, Лакид, Телеклет,
Гегесин). Карнеад (сын
Епикома или Филокома) абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым
недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Новой А. (схолархи:
Карнеад, сын
Полемарха; Кратет, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (110/9 — 88? до н. э.),
к-рого иногда
называют основателем 4-й А., поскольку, отказавшись от тотального скептицизма,
он обратился к
поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму
происходит у
Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древней А. В 86 до н. э. при
осаде Афин
Суллой были разрушены помещения А. и вырублен академич. сад, причём погибла
библиотека А.
Однако ещё в 78 до н. э. Антиох продолжал учить в Афинах (его слушал Цицерон).
Статус А. вплоть
до 176, когда Марк Аврелий учредил в Афинах четыре филос. кафедры, неясен. С
кон. 2 в. до кон. 4 в.
А. занята в основном риторико-лит. занятиями и преподаванием общеобразоват.
дисциплин. При
Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвли-ховского
толка,
развиваемый затем в 5 — нач. 6 вв. при схолархах Сириане, Прокле и Дамаскии. В
529 эдиктом
Юстиниана были закрыты языч. филос. школы в Афинах. Ок. 531 ряд афинских
неоплатоников во
главе с Дамаскием отправились ко двору персидского царя Хосрова.
Возрождение платонизма в 15 в. привело к учреждению Козимо Медичи в 1459
платоновской А. во
Флоренции, просуществовавшей до 1521. Во главе её стоял Фичино, к ней
принадлежали К. Ландино,
Пико делла Мирандола, А. Полициано и др. Неоплатонизм лежал в основе широкого
круга филос.
устремлений Флорентийской А.: от проповеди идеалов платонич. любви до попыток
дать синтез
платонизма с аристотелизмом, каббалой, герметизмом, зороастризмом и др. типами
религ.-филос.
мысли.
• Л о с е в А. Ф., Эстетика Возрождения, М., 1978, с. 316—51; Seel O., Die
Platonische Akademie, Stuttg., 195,3; С a m e-ron
?., La fin de I'Academie, в кн.: Le neoplatonisme, P., 1971, p. 281—90.
АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ, acculturation, от лат. ad — к и culture — образование,
развитие),
процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично
культуры др.
народа, обычно более развитого. Термин «А.» вошёл в науч. обиход в США в 1930-х
гг. в связи с
изучением изменений в культуре амер. индейцев в условиях насильств. ассимиляции
их
американцами европ. происхождения. После 2-й мировой войны проблема А. культурно
отставших
народов заняла видное место в работах учёных США, а также Индии и стран Лат.
Америки. В сов.
лит-ре термин «А.» не получил распространения, обозначаемые им процессы
изучаются сов.
этнографами как процессы ассимиляции и этнич. консолидации.
• Бахта В. М., Проблема А. в совр. этнографич. лит-ре США, в сб.: Совр. амер.
этнография, М., 1963 (лит.).
АКСЕЛЬРОД (псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), рус.
философ и
литературовед. С 1884 в революц. движении. В 1887—1906 в эмиграции, где в 1892
вошла в
марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 окончила Бернский ун-т. В 1903
примкнула к
меньшевикам. В 1917 А.— член меньшевистского ЦК, член плехановской группы
«Единство». Вслед
за Г. В. Плехановым А. защищала материалистич. понимание истории, выступала
против
«экономизма», теории познания неокантианства (сб. «Филос. очерки. Ответ филос.
критикам
историч. материализма», 1906), эмпириокритицизма (сб. «Против
16 АККУЛЬТУРАЦИЯ
идеализма. Критика нек-рых идеалистич. течений фи-лос. мысли», 1922). При
изложении
марксистской философии А. делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала
ошибки в духе
теории иероглифов; выступила с критикой кн. В. И. Ленина «Материализм и
эмпириокритицизм». В
1921—23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч.
философии Росс,
ассоциации н.-и. ин-тов АН СССР (РАНИОН) и в Гос. академии художеств, наук. В
20-х гг. входила
в группу «механистов». В последние годы жизни занималась социология, проблемами
иск-ва.
* Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ бурж. обществоведения и
материалистич. понимание
истории, в. 1, Иваново-Вознесенск, 1924; Этюды и воспоминания. Л., 1925; Лев
Толстой, [М.], 19282; Идеалистич.
диалектика Гегеля и материалистич. диалектика Маркса, М.— Л., 1934.

<< Пред. стр.

страница 5
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign