LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 47
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

договора,
совпадают по своему содержанию с моральным долгом, различаясь характером
санкций. Поскольку
гражд. мир рассматривается Г. как величайшее благо, естеств. законы
нравственности совпадают с
гражд. добродетелями.
ГОББС 119
Продолжая и углубляя борьбу Бэкона против подчинения философии теологии, Г.
«...уничтожил теисти-
ческие предрассудки бэконовского материализма» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
2, с. 144). Однако,
понимая ложность религ. веры, он признавал её полезность как средства
воздействия на нар. массы. В The
English works, v. 1—11, L., 1839—45; в рус. пер.— Избр. произв., т. 1—2, М.,
1964.
• Ч е с к и с А. А., Т. Г., М., 1929; H a p с к и и И. С., За-падноевроп.
философия XVII в., М., 1974, гл. 3; М е е p о в-ский Б. В., Г.,
М., 1975; Т о n n i е s P., Th. Hohbes, Stuttg., 1925; Polin R., Politiqiie et
Philosophie chez Th. Hob-bes, P., 1952; Hobbes studies, e<l.
by К. С. Brown, Ox!., 1965; Peters R., Hobbes, Harmondsworth, 1967.
Б. Э. Быховский.
ГОБИНО (Gobineau) Жозеф Артюр де (14.7.1816, Виль-д'Авре,— 13.10.1882, Турин),
франц. философ,
писатель, дипломат, один из основателей идеологии расизма. В своей романтико-
мифологич. философии
истории («Опыт о неравенстве человеч. рас» — «Essai sur l'inegalite des races
humaines», t. 1—4, 1853—55)
Г. выступал против всех форм равенства, утверждал иерар-хич. характер деления на
«белую» (ведущую),
«жёлтую» и «чёрную» расы и пытался доказать, будто социальные институты и
культура детерминируются
расами. Тра-гич. диалектика истории, согласно Г., состоит в том, что смешение
рас, с одной стороны,
источник возникновения и развития цивилизаций (при непременном участии «белой»
расы), с другой —
причина их последующего вырождения и гибели. Расистский элитизм сочетался у Г. с
культурным
релятивизмом и критикой европо-центризма: европ. цивилизация, по Г., не выше
остальных и подобно
всем другим обречена на гибель.
К. Маркс характеризовал Г. как «рыцаря варварства» и отмечал, что «...для таких
людей всегда является
источником удовлетворения сознание того, что они считают себя вправе кого-то
презирать...» (M a p к с К.
иЭнгельс Ф., Соч., т. 32, с. 546).
• Trois ans en Asie, P., 1859; Histoire des Perses, t. 1—2, P., 1869; Nouvelles
asiatiques, nouv. ed., P., 1913; Les religions et les
philosophies dans 1'Asie centrale, P., 1957"; в руо. пер.— Век Возрождения, М.,
1913; Кандагарские любовники, П., 1923; Великий
чародей, М.—Л., 1926.
* Д а л и н В. М., У истоков расизма. Маркс о Г., в его кн.: Люди и идеи, М.,
1970; Гофман А. Б., Элитизм и расизм. (Критика
философско-историч. воззрений А. де Г.), в кн.: Расы и народы. Ежегодник, т. 7,
М., 1977.
ГОЛБРЕЙТ, Галбрейт, Гэлбрейт (Galbraith) Джон Кеннет (р. 15.10.1908, Айона-
Стейшен, шт. Онтарио,
Канада), амер. экономист и публицист. Подвергая критике неоклассич. школу, к-рая
отводит ведущую
роль в экономич. системе рынку и свободной конкуренции, стремился создать
экономич. теорию,
учитывающую воздействие на экономику политики и др. социальных, институтов.
«Планирующий» (в
противовес «рыночному») сектор экономики Г. первоначально рассматривал как осн.
черту амер. х-ва на
качественно новом этапе науч.-технич. прогресса. Социальная утопия этого периода
строилась Г. на основе
представления, что изобилие дешёвых товаров потребления, к-рое отождествлялось с
обществ. богатством
(«общество потребления»), должно решить все социальные проблемы.
В дальнейшем в результате изучения организации крупных пром. корпораций и
механизмов их связи с гос.
аппаратом Г. создал теорию «нового индустриального общества», в к-рой намечал
пути усовершенствова-
ния капитализма посредством образования «технострук-туры» — воплощения
коллективной власти
специалистов различных уровней квалификации и компетентности, приобщённых к
процессу принятия
решений внутри корпораций. В работах последних лет Г. настаивает на
необходимости расширения и
углубления сотрудничества гос-ва с пром. корпорациями, включения в это
сотрудничество экономич. и
социальной науки, к-рая выступала бы при этом носителем обществ. интересов.
120 ГОБИНО
Идеология, содержание социально-экономлч. программ Г. со временем существенно
менялось от анти-
коммунистич. направленности к концепции конвергенции — сближения двух политич.
систем на единой
индустриальной основе, и, наконец, к приписыванию амер. обществу 70-х гг. черт
социализма. Эволюция
взглядов Г. связана отчасти с его критич. позицией по отношению к существующим
экономич. теориям и к
социальной действительности. Но неизменным у Г. остаётся оправдание совр. гос.-
монополитич.
организации капиталис-тич. общества и поиски внутр. резервов для преодоления его
социальных
противоречий (см. также Технократия).
• American capitalism, Boston, 1952; The affluent society, Harmondsworth, 19682;
Almost everyone's guide to economics, Boston, 1978
(COBM. с N. Salinger); The nature of mass poverty, Camb.— L., 1979; A life in
our times, N. Y., 1981; в рус. пер,— Новое
индустриальное общество, М., 1969; Экономич. теории и цели общества, М., 1979.
* Корягин А. Г., Фролов Б. И., Социальная утопия Д. Г., Критика концепции
«нового индустриального общества», М., 1978.
ГОЛЬБАХ (Holbach) Поль Анри (1723, Эдесхайм, Пфальц,— 21.6.1789, Париж), франц.
философ, один из
основателей школы франц. материализма и атеизма 18 в., идеолог революц.
буржуазии. Был соратником
Дидро и Гельвеция, принимал участие в создании возглавлявшейся Дидро
«Энциклопедии». В фи-лос.
салоне Г. обсуждались вопросы экономич., со-циально-политич. и духовного
обновления Франции,
преодоления сословного неравенства и деспотич. формы правления.
Разносторонние естеств.-науч. знания Г. способствовали обоснованию
материалистич. философии и атеиз-
ма, систематич. критике идеализма и религии. В осн. филос. соч. «Система
природы, или О законах мира
физического и мира духовного» (т. 1—2, 1770, рус. пер. 1924) Г. утверждает
вечность и несотворённость
материи, к-рая в процессе постепенного развития и изменения порождает всё
многообразие реального
мира. Вселенная, по Г., представляет собой движущуюся материю, движение является
способом
существования материи, необходимым образом вытекающим из её сущности. Однако,
говоря о единстве
материи и движения, Г. понимал движение механистически. Меха-нистич.
ограниченность проявилась и в
понимании им детерминизма, объективной закономерности, случайности и
необходимости и др.
Теория познания Г. опиралась на материалистически истолкованный сенсуализм, на
признание
первичности материи и вторичности всех форм сознания. Г. был противником
агностицизма, отстаивая
способность чело-веч. разума познавать мир и его законы. Вместе с тем теория
отражения Г. несла на себе
отпечаток созерцательности, свойственной домарксовскому материализму, поэтому Г.
не раскрыл
активной природы сознания и роли обществ. практики в познании.
Материалистич. понимание природы сочеталось у Г. с историч. идеализмом, с
признанием сознания и воли
выдающихся личностей решающей силой обществ. развития. В понимании обществ.
явлений у Г. имелись
отд. материалистич. моменты: идеи о роли среды в формировании личности, о
значении материальных
интересов в обществ. развитии и др.
Г. развил всестороннюю критику религии и церкви, вскрыл их социальное
назначение, состоящее в дез-
ориентации нар. масс, защите интересов короля и дворянства, борьбе против науки
и культуры, однако с
позиций идеалистич. понимания истории он не сумел вскрыть социальные корни
религии, считая её
порождением невежества и сознат. обмана со стороны духовенства. Г. уделил много
внимания критич.
оценке религ. нравственности и обоснованию утилитаристской этики.
В «Естеств. политике...» («La politique naturelle...», v. 1—2, L., 1774) Г.
показал реакц. сущность феод.
политич. строя и обосновал неизбежность его падения.
Отвергая феод. форму собственности, он отрицал перспективу обществ.
собственности, обосновывал
утверждение бурж. порядков, однако объективно мн. стороны учения Г.
содействовали
возникновению утопич. социализма 18 в.
• Systeme social..., v. i—3, L., 1773; Le bon sens, ou Idees naturelles opposees
aux idees surnaturelles, L., 1786; La morale
universelle..., v. 1—3, P., 1820; Textes choisis, v. l, P., 1957; в рус. пер.—
Священная зараза.—Разоблаченное христианство,
М., 1936; Письма к Евгении. Здравый смысл, М., 1956; Карманное богословие, М.,
1959; Избр. произв., т. 1—2, М., 1963.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч., т. 2; и ? ж е, Немецкая
идеология, там же, т. 3; Энгельс Ф., Анти-
Дюринг, там же, т. 20; е г о ж е, Людвиг Фейербах..., там же, т. 21; Л е н и н
В. И., Три источника и три составных части
марксизма, ПСС, т. 23; е г о ж е, О значении воинствующего материализма, там же,
т. -15; Кочарян М. Т., Поль Г., М.,
1978; Акулов П. В., М а л ю к О. П., Поль Г.— критик религ. догматов, М., 1975;
N a v i 1 1 е Р., D'Holbach et la
Philosophie scientifique au XVIII siede, nouv. ed., P., 1967; Skrzypek M.,
Holbach, Warsz., 1978.
ГОМЕОМЕРИЯ (греч. ???????????, от ?????? — подобный и ????? — часть), термин
др.-греч.
философии. «Гомеомеричными», или «подобочастными», Аристотель называл
качественно
однородные вещества, у к-рых любые части подобны по своим свойствам друг другу и
целому. В
аристотелевской иерархии материального мира они занимали промежуточное место
между элемен-
тами и «неподобочастными», каковыми являются органы животных и растений. К
«подобочастным»
Аристотель относил органич. ткани, напр. мясо, кости, кровь, жир, древесину,
кору и т. д., а также
металлы и однородные минералы (наиболее полный перечень «подобо-частных»
содержится в 4-й
кн. «Метеорологии» — 388а 13—20). Аристотель утверждал, что «подобочастные»
служат
материальными первоначалами в системе Анаксагора, однако в дошедших до нас
анаксагоровых
текстах этот термин не встречается. Термин «Г.» в позднейшей доксографич. лит-ре
об Анаксагоре
обозначал, в частности, мельчайшие частицы («семена» у Анаксагора) всевозможных
веществ, смеси
к-рых образуют все вещи.
ГОМЕОСТАЗ, гомеостазис (от греч. ?????? — подобный, одинаковый и ?????? —
состояние),
свойство организма поддерживать свои параметры и физиоло-гич. функции в определ.
диапазоне,
основанное на устойчивости внутр. среды организма по отношению к возмущающим
воздействиям
внеш. среды. Идея Г. впервые была сформулирована франц. учёным К. Бер-наром
(1878). В 1929
амер. биолог У. Кеннон предложил термин «Г.» в связи со своей концепцией
«мудрости тела». В
1948 У. Р. Эшби (Великобритания) применил представления о Г. для обоснования
моделирования
широкого круга систем (биологич., технич., социальных) с обратной связью.
Гомеостатичность
сложных систем достигается посредством целого комплекса механизмов (в организме
— буферные
системы крови, ос-морецепторы, железы внутр. и внеш. секреции, на интегрирующем
уровне —
нервная регуляция). В ходе эволюц. развития различных типов систем их
устойчивость обычно
возрастает, вырабатываются более сложные и многоуровневые комплексы обратных
связей. В то же
время абс. Г. недостижим, что применительно к живому организму подтверждается
неизбежностью
болезней и старения, а по отношению к технич. системам — их изнашиванием, а
также способностью
адекватно реагировать только на строго определ. возмущения. В понятии Г.
отражается диалектика
изменчивости и устойчивости, присущая как природным, так и искусств. системам.
? Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Адольф Э.,
Развитие физиологич. регуляций, пер. с англ.,
М., 1971; Г., М., 1Я76; Cannon W. В., Organization for physiological
homeostasis, «Physiological Review», 1929, v. !).
ГОМОМОРФИЗМ, см. Изоморфизм и гомоморфизм. ГОРГИЙ (???????) из Леонтин в Сицилии
(ок.
480 — ок. 380 до н. э.), др.-греч. философ, один из старших софистов. Согласно
антич. биографич.
традиции-, ученик Эмпедокла и основателей иск-ва красноречия
Корака и Тисия. В отличие от др. софистов, утверждал» что учит не добродетели
или мудрости, а
только ораторскому иск-ву, настаивая, по-видимому, на том, что единой для всех
добродетели
вообще не существует (Платон, Менон 71е слл.; Аристотель, Политика 1260а 25
слл.). Отрицал
возможность точного знания, ссылаясь на то, что даже припоминание лично
пережитого
наталкивается на трудности. Поэтому люди должны довольствоваться во всём более
или менее
правдоподобным мнением. Поверивший в происходящее на театральной сцене или, как
выразился Г.,
обманутый представлением, был, по его словам, мудрее, чем не поддавшийся обману.
Иронич.
полемике против элейской школы было посвящено соч. Г. «О природе, или О
несуществующем»:
доводя до абсурда попытки элеатов оперировать логически с понятиями наибольшей
общности, Г.
пытался показать, что в том смысле, как об этом говорили элеаты, не существует
ничего, а если бы
даже и существовало что-нибудь, мы ничего не могли бы об этом знать, и даже если
бы узнали, не
могли бы ничего передать другим ([Аристотель], О Мелиссе, Ксенофане, Горгии 979
a 11— 980a 21;
Секст Эмпирик, Против ученых VII 65 слл.).
• Фрагменты: Маковельский А. О., Софисты в. 1, Баку, 1941, с. 21—47;
DK II, 217—307.
• Чернышев Б. С., Софисты, М., 1929; Меликова -Толстая С. В., Язык Г. Теория и
практика зарождающейся художеств.
прозы Греции, «Уч. зап. Ленингр. гос. ун-та», 1941-, в. 63, с. 70—86; G o m p е
r z H., Sophistik und Rhetorik, Stuttg., 1965;
Guthrie W. К. С., A history of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.
ГОРМИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, см. в ст. Мак-Ду-галл.
ГОСУДАРСТВЕННО-МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ, см. в ст. Капитализм.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАПИТАЛИЗМ, система отношений между гос-вом и
частнокапиталистич. собственностью, сущность к-рых состоит в гос. вмешательстве
в экономику,
осуществляющемся в интересах господствующего в данном обществе класса и
определяемом
конкретной история, обстановкой и спецификой социально-экономич. условий в той
или иной
стране. «...Государственный капитализм есть налицо — в той или иной форме, в той
или иной
степени — всюду, где есть элементы свободной торговли и капитализма вообще»
(Ленин В. И., ПСС,
т. 43, с. 222).
В соответствии с классовой природой гос-ва различаются Г. к. домонополистич.
эпохи, Г. к. в
развивающихся странах после завоевания ими политич. независимости и Г. к. в
переходный период
от капитализма к социализму.
Суть Г. к. в домонополистич. эпоху состоит в ускоренном развитии капиталистич.
х-ва и укреплении
на этой базе военно-экономич. мощи гос-ва, усилении его внеш. экспансии. Гос.
власть активно сти-
мулировала первонач. накопление капитала, участвуя в экспроприации мелких
производителей и
создании армии наёмного труда, передавала гос., церк. и общинные земли в частную
собственность,
поощряла образование капиталов в руках буржуазии путём торг. войн и колон.
грабежа. В странах,
отстававших в капиталистич. развитии, где имела место нехватка капиталов или
замедление его
накопления, гос-во активно участвовало в предприиимат. деятельности путём
создания горнорудной,
металлургич. и воен. пром-сти, стр-ва воен. заводов и мануфактур (суконные,
шёлковые, фарфоровые
в России, Франции и нек-рых др. странах). Позднее гос-во осуществляло стр-во
жел. дорог и средств
связи, нередко с участием частного капитала. Гос. доходы формировались за счёт
налогов и
поступлений от монопольной торговли солью, водкой, табаком и нек-рыми др.
товарами. Важной
функцией гос-ва была и остаётся защита отечеств. буржуазии от иностр.
конкуренции посредством
протекционизма — поощрит. премий за экспорт и
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 121
повышенных тарифов на импортные товары, что стимулирует ускоренное развитие
национальной
промышленности.
С кон. 19 в. окрепшая буржуазия, ранее активно использовавшая гос-во в борьбе с
феодализмом,
стремится к освобождению от его опеки, отстаивая неогра-нич. свободу
капиталистич. эксплуатации,
выступая за равные условия конкуренции всех предприятий, против поддержки отд.
компаний.
Обострение классовой борьбы против эксплуатации, а также необходимость защиты
бурж. строя в
целом привели к вмешательству гос-ва в трудовые отношения, подчас в ущерб
интересам отд.
капиталистов. Ограничивается применение женского и детского труда,
продолжительность рабочего
дня, вводится социальное страхование, регламентируются условия труда. К кон. 19
в. относятся
первые антикризисные мероприятия гос. власти, выражающиеся в скупке и
субсидировании
(особенно в Германии) обанкротившихся предприятий, организации обществ. работ
для безработных.
К нач. 20 в. Г. к. перерастает в гос.-монополистический капитализм (см. в ст.
Капитализм).
Г. к. в развивающихся странах состоит в ускоренном развитии экономики в целом,
преодолении хоз.
отсталости, создании экономич. основы хоз. и политич. независимости,
стимулировании социального
развития. При этом существ, влияние на роль Г. к. оказывает капиталистич. или
социалистич. ориен-
тация страны.
В большинстве развивающихся стран капиталистич. отношения были привнесены извне
в результате
колон. захватов. Поэтому в ряде стран (Индия, Индонезия) Г. к. складывался как
гос. вмешательство
метрополии в сложившиеся хозяйственные отношения колонии первоначально через
посредство гос.-
частных монополий, (напр., Ост-Индские компании). Г. к. длит, время являлся (и
во мн.
развивающихся странах частично остаётся и сейчас) хоз.-политич. надстройкой над
совокупностью
традиционных экономич., в т. ч. и патриархальных, отношений.
Первоначальные гос.-капиталистич. мероприятия были направлены на
огосударствление или
ограничение иностр. собственности, гл. обр. монополистич. капитала. Важнейшая
функция Г. к.
состоит в преобразовании односторонней сырьевой и монокультурной структуры
экономики и на
этой основе — в изменении положения страны в междунар. разделении труда.
Соотношение форм гос. вмешательства в хоз. жизнь зависит от характера власти и
её социально-
экономич. ориентации. Так, ограничение иностр. капитала может происходить в
форме полной
национализации, принудит, отчуждения части акций, отчисления доли доходов,
ограничения нормы
вывоза прибыли и т. п. По отношению к национальной буржуазии гос. власть в
различных странах
проводит политику в диапазоне от полного огосударствления крупного капитала до
существ.
стимулирования частнопредпринимат. деятельности. Повсеместно гос-во берёт на
себя всю или боль-
шую часть бремени финансирования крупных капиталоёмких отраслей и предприятий,
прежде всего
в области энергетики, добычи и переработки сырья, а также развития
инфраструктуры.
Особенностью Г. к. является также стремление к регулированию с. х-ва,
выражающееся в вовлечении
крестьянства в общеэкономич. процесс путём стимулирования произ-ва сырья для
пром-сти,
экспортных культур, а в нек-рых странах — поощрения интенсивных форм произ-ва
(кооперация,
«зелёная революция» и т. п.). Гос-во оказывает также воздействие на формирование
социальной
структуры посредством законодательства в области социальных и трудовых
отношений. Важное
значение имеет контроль над внеш. торговлей, к-рый способствует сосредо-
122 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
точению доходов страны в руках гос-ва и тем самым ускоряет накопление
капитала.
Г. к. в переходный период от капи-тализма к социализму — один из обществ.-
экономич. укладов,
вводимый в интересах рабочего класса и строительства социализма по инициативе
гос. власти, объём
и функционирование к-рого относительно жёстко регламентируется ею. Этот уклад
сосуществует с
другими укладами и постепенно ликвидируется в результате конкуренции с гос.

<< Пред. стр.

страница 47
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign