LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 42
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

состояния
объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления
происхождения и
возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для
мифологии. Генезис
природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей,
выдвигавших раз-
личные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и
др.).
В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё
выражение в
космогония, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии
Гегеля Г. м.
кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, к-рый ставит своей целью
показать историч.
метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение
генетич.
анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как
особого метода
познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения
видов Дарвина,
генетич. психология, генетич. социология и др.). В зап.-европ. философии 20 в.
Г. м. преим.
используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т.
д. (фрейдизм
отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантианство
кладёт в
основание теории познания принцип генезиса и идеального конструирования; в
феноменологии
выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания).
В совр. науке осознаётся необходимость соединения структурно-синхронич. и
генетически-
диахронич. изу-
чения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской
трактовки Г. м.,
при к-рой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так
и в стремлении
модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы
сделать
возможным изучение генезиса функций и структур и их развития.
Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были
выдвинуты
марксизмом, к-рый вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов.
Так, анализ К.
Марксом бурж. экономики включает в себя как исследование структуры развитого
товарно-ден.
общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм. См.
также Историзм,
Историческое и логическое, Методология.
* M a p к с К., Капитал, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч , т. 23; е г о ж е, Теория
прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—
3; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.—Л , 1933; Г ? у ш и н Б. А., Очерки
логики истории. исследования, М.,
1961; Д о б ? и я н о в В. С., Методологии, проблемы теоре-тич. и историч.
познания, М., 1968; Принцип историзма в
познании социальных явлений, М., 1972, гл. 2—3.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творч. сил человека. Термин «Г.»
употребляется
как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки
результатов его
деятельности. Предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности в
той или иной
области, гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую
степень одарённости, а
связан с созданием качественно новых творений, открытием ранее неизведанных
путей творчества.
Деятельность гения реализуется в определ. историч. контексте жизни человеч.
общества.
В психологии творчества Г. изучается под углом зрения индивидуальных
особенностей личности (её
психич. склада, способностей и т. д.), а также разнообразных факторов, влияющих
на творчество. С
психологич. т. :)р. гений не может рассматриваться как особый тип личности.
Разнообразные
попытки выделить к.-л. общие психологич. или психоиатологич. черты Г. оказались
неудовлетворительными; сам творч. процесс гения также принципиально не
отличается с психоло-
гич. т. зр. от творч. процесса других одарённых людей.
историч. воззрения на природу Г. и её оценка связаны с общим пониманием творч.
процесса (см.
Творчество). Так, от античности идёт взгляд на Г. как род иррационального
вдохновения (Платон,
неоплатонизм). Начиная с эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи, Дж. Вазари,
Скалигер) получает
распространение культ гения как творч. индивидуальности, достигающий своего
апогея в период
романтизма (предромантич. течение «Бури и натиска» в Германии, романтизм и
вышедшие из него
учения Карлейля, Ницше с характерным для них противопоставлением гения и массы).
В 18 в.
складывается понятие гения в совр. смысле этого слова, к-рое у Щефтсбери
становится одним из осн.
:>стетич. понятий (гений творит подобно силе природы; его создания оригинальны в
отличие от
подражающего художника). По Канту, гений — это «...прирожденные задатки души...,
через которые
природа дает искусству правило» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 323). Шиллер
раскрывает природу Г. через
понятие «наивности» как инстинктивного следования безыскусств. природе и как
способности к
непредвзятому постижению мира.
В 19—20 вв. получают развитие психологич. (в т. ч. психиатрия.), социально-
психологич., а также
социо-логич. исследования различных аспектов Г. и творчества.
•Грузенберг С. О., Гений и творчество, Л., 1924; Zilsel E., Die Entstehung des
Geniebegriffes, Tub., 1926; Lange-Eichbaum
W., Kurt h W., Genie, Irrsinn und Ruhm, Munch.— Basel, 1967· (лит.).
ГЕНИАЛЬНОСТЬ 107
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА, совокупность предметов и явлений природы (земная кора,
нижняя
часть атмосферы, воды, почвенный покров, растит, и животный мир), вовлечённых на
данном
историч. этапе в процесс обществ. произ-ва и составляющих необходимое условие
существования и
развития человеч. общества. Определение роли Г. с. в развитии общества, изучение
взаимодействия
общества и природы имеют не только теоретич., но и практич. значение. Одни
социологи полностью
отрицали влияние Г. с. на общество, др. рассматривали её как гл. причину,
определяющую ход
развития историч. процесса (см. Географическая школа в социологии). Марксизм
вскрыл
несостоятельность этих направлений в социологии. Он доказал, что не Г. с., а
способ произ-ва
является гл. силой, определяющей ход развития общества. Вместе с тем марксизм
выявил действит.
место и роль Г. с. в системе условий материальной жизни общества.
На всех стадиях обществ. развития труд, обществ. произ-во есть гл. условие
обмена веществ между
человеком и природой. Г. с. представляет собой арену труда, естеств. основу
трудовой деятельности
человека, естеств. предпосылку материального произ-ва. Используемые обществом
природные
богатства делятся на два вида: а) естеств. источники средств жизни (дикие
растения, плоды,
животные и т. д.); б) естеств. богатства, являющиеся предметами труда,— уголь,
нефть, энергия
падающей воды, ветра и т. д. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 23, с. 521). По мере
развития производит. сил общества изменяются и расширяются рамки Г. с. На ранних
ступенях
истории гл. обр. использовались естеств. источники средств жизни, в дальнейшем
решающую роль
приобретают ископаемые и энергетич. ресурсы, т. е. природные богатства,
являющиеся предметами
труда.
Обществ. развитие, рост производит. сил приводили к изменению значения тех или
иных природных
условий: благоприятные в одну эпоху, они становились неблагоприятными в другую,
и наоборот.
Изолированность Др. Египта, защищённого от вторжения кочевников пустынями,
первоначально в
3—2-м тыс. до н. э. была благоприятна для его социального развития, однако в
дальнейшем, по мере
создания мирового рынка, роста торг. связей и обмена, эта изолированность стала
тормозить
развитие экономики, а построенный в 19 в. Суэцкий канал приобрёл важное значение
для Египта. Т.
о., роль Г. с. в жизни общества определяется уровнем развития материального
произ-ва.
Сами по себе естеств. условия безразличны к потребностям людей, но общество
преобразует их и
подчиняет своим целям. Ведущая и решающая роль в изменении Г. с. принадлежит
человеку. Но
масштабы, характер и формы этого изменения зависят от обществ. строя и прежде
всего от характера
производств. отношений. «Всякое производство,— писал К. Маркс,— есть присвоение
индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и
посредством
нее» (там же, т. 12, с. 713). Капиталистич. произ-во развивает технику таким
путём, что подрывает
источники всякого богатства. Капитализм мешает рациональному и планомерному
воздействию на Г.
с. и зачастую обусловливает вредные для общества изменения Г. с. Маркс
подчёркивал: «...Культура,
если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после
себя пустыню...»
(там же, т. 32, с. 45).
Социализм открывает новую эпоху в освоении природы. Он обеспечивает новый
характер, масштабы
и силы для рационального использования и планомерного изменения Г. с.
С началом совр. науч.-технич. революции резко изменяется само содержание
проблемы отношения
человека и Г. с. Если раньше природные ресурсы на-
108 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
много превосходили возможности общества в их использовании, то теперь масштабы
потребления
энергии, сырья и материалов стали сравнимы с их наличными запасами на Земле.
Деятельность
человека приводит к загрязнению окружающей среды, оказывает существ, влияние на
механизмы
саморегуляции в природе. В связи с ростом населения планеты становятся всё
ощутимей
небеспредельные возможности естеств. базы для произ-ва продовольствия. В этих
условиях перед
человечеством всё более остро возникает проблема сохранения окружающей среды.
См. также
Глобальные проблемы, Природа.
* ? а р к с К., Капитал, т. 1, 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, 25;
Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т.
20; Л е н и н В. И., Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; ? л е х а н о в
Г. В., Очерки по истории мате-
риализма, Избр. филос. произв., т. 2, М., 1956; его же, Ма-териалистич.
понимание истории, там же; Федоров Е.
К., Взаимодействие общества и природы, Л., 1972.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, натуралистич. учения, к-рые приписывают
первостепенную роль в развитии обществ и народов их географич. положению и
природным
условиям. Крайней формой этого направления является механистич. географич.
детерминизм,
утверждающий почти полную обусловленность деятельности человека естеств. средой.
Вопрос о влиянии географич. среды (в первую очередь, климата) на обычаи, нравы,
образ правления
и нек-рые обществ.-историч. процессы рассматривали уже антич. авторы (Гиппократ,
Геродот,
Полибий). В эпоху становления капитализма (16—18 вв.) идея объективного,
«земного»
формирования общества и его учреждений под воздействием специфич. природных
условий
(Монтескье, Тюрго и др.) была прогрессивной, т. к. противостояла мифолого-
теологич.
истолкованиям истории. Развёрнутые социологич. системы в русле Г. ш. были
созданы в 19 в. (Бокль,
Кузен, Ренан, Тэн). В целом социально-филос. мысль эволюционировала от
глобальных
сопоставлений общества и природы к спец. изучению влияния разных факторов
географич. среды
(климата, почвы, рельефа, водных ресурсов и полезных ископаемых, флоры и фауны,
космич.
процессов и др.) на конкретные обществ. процессы и явления (распределение и
плотность населения
на земном шаре, виды занятий и хоз. деятельности, производит. силы, темпы
экономич. и
культурного развития, политич. строй, типы социальной организации и др.).
Становлению политич.
географии способствовали работы нем. географа Ф. Ратцеля, у к-рого наметилась
тенденция
распространения географич. понятий и биологич. аналогий на сферу политич.
идеологии. В эпоху
империализма возникло наиболее реакц. течение в рамках Г. ш.— школа нем.
геополитики. Его
теоретич. базой служили учения о якобы чисто природных причинах и географически
де-
терминированных тенденциях политич. развития и экспансии государств-организмов,
игнорировавшие «человеч. фактор» в историч. процессе. Понятия геополитики —
«жизненное
пространство», «естеств. границы» и др. впоследствии использовались для
оправдания фаш.
агрессии. Для французских школ социальной географии 19—20 вв. (Ф. Ле Пле, Э.
Демолен, А. де
Тур-виль и др.; «поссибилисты» П. Видаль де ла Блаш, Л. Февр и др.) характерны
более значит.
акцент на активную роль человека и культуры во взаимодействии с природой, борьба
со статич.
концепцией географич. среды, призыв к её конкретно-историч. рассмотрению не
только как продукта
естеств. последовательности событий, но и как результата человеч. труда и
культуры. В целом Г. ш.
отличают антиисторизм и натурализм в поиске источников развития общества. См.
также ст.
Географическая среда и лит. к ней.
ГЕОПОЛИТИКА, бурж. концепция, истолковывающая данные физич. и экономич.
географии для
обоснования агрессивной политики империалистич. гос-в. Г. опирается на идеи
расизма, теории
социального дарвинизма и мальтузианства, а также понятия «жизненного
пространства», «естеств.
границ», географич. положения.
Первыми представителями Г. были швед. государст-вовед-пангерманист Р. Челлен, к-
рый предложил
во время 1-й мировой войны термин «геополитика» (как учение о гос-ве —
география, и биологич.
организме, стремящемся к расширению), нем. географ Ф. Ратцель, англ. географ X.
Маккиндер, амер.
адмирал А. Т. Мэ-хэн. В период между двумя мировыми войнами Г. усиленно
культивировалась в
Германии и стала офиц. доктриной нем. фашизма. Главой нем. геополитиков был
генерал К.
Хаусхофер, основатель и ред. (в 1924—44) журн. «Zeitschrift fur Geopolitik»,
пропагандировавшего
идеи реваншизма и агрессии; Хаусхофер был тесно связан с верхушкой фаш. партии.
В США в 40-х
гг. идеи Г. развивали Н. Спикмен и др.
После 2-й мировой войны Г. стала возрождаться в США, ФРГ и др. В ФРГ с 1951
снова выходит
журн. «Zeitschrift fur Geopolitik»; возродился «Союз геополитики». Совр.
геополитики пытаются
объяснять противоположность между социалистич. и капиталистич. странами
различными
факторами, включая географич. обусловленность.
ГЕОЦЕНТРИЗМ, геоцентрич. система ми-р а (от греч. ?? — Земля), учение о центр.
положении
Земли в Солнечной системе и Вселенной. Согласно Г., не только Луна, но и
планеты, Солнце и
звёзды обращаются вокруг Земли как единого центра, что соответствует
повседневным
наблюдениям. Со времён Пифагора в философии и науке утвердилось представление о
гармонии
мира, включавшее требование строгого кругового и равномерного движения небесных
тел; однако с
началом систематич. астрономич. наблюдений выяснилось, что видимые пути нек-рых
тел (планет)
явно не удовлетворяли этому требованию. Платон сформулировал в качестве центр.
задачи
астрономии объяснение видимых несовершенных движений. Эту задачу решали
Аристотель и
Птолемей. В системе Птолемея, явившейся вершиной Г., планеты движутся строго
равномерно по
круговым орбитам — эпициклам, а центры последних — по другим, также круговым
орбитам —
деферентам. Сочетание этих совершенных движений в итоге даёт видимое запутанное
движение
(соответствие наблюдениям достигается хитроумным подбором элементов орбит).
Г. стал осн. принципом космологии христианства и был связан с представлением об
особой роли и
центральном положении человека в мироздании (антропоцентризм). Благодаря
авторитету
Аристотеля и церкви он господствовал ок. двух тысячелетий, пока не сменился как
в науке, так и в
обыденном сознании гелиоцентризмом.
ГЕРАКЛИД ПОНТИЙСКИЙ (?????????? ? ????????; из г. Гераклея на юж. берегу Понта
Эвксинского) (4 в. до н. э.), др.-греч. философ, чл. древней Академии
платоновской, согласно
Сотиону, посещавший также лекции Аристотеля и в нек-рых текстах причисляемый к
перипатетической школе. После смерти Спевсиппа (339 до н. э.) — кандидат на
должность схоларха;
побеждён Ксенократом с перевесом в неск. голосов; возможно, вернулся в Гераклею
и основал свою
школу. Диоген Лаэртий (V 86—88) сохранил каталог соч. Г. (47 названий, в
основном диалоги). Г.
имел репутацию блестящего писателя с тягой к парадоксальности; действующие лица
его диалогов,
как правило, историч. персонажи (в т. ч. Фалес, Пифагор — к диалогу Г. восходит
легенда о
Пифагоре, изобретшем термин «философия» и впервые назвавшем себя «философом») —
ср.
написанный в подражание Г. филос. диалог Цицерона «О государстве». Соч. Г.
утрачены,
реконструкция его взглядов опирается на фрагменты и свидетельства док-сографое.
В физике («О
природе») в противовес неизменяемым и бескачеств, атомам Демокрита Г. развил
представление об
аффицируемых «несопряжённых молекулах» (??????? ?????), обладающих качеств.
различиями и
управляемых божеств. мировым разумом. Концепция Г. оказала влияние на Стратона
из Лампсака
и врача-натурфилософа 1 в. до н. э.. Асклепиада из Вн-финии. В диалогах Г.
обсуждались такие
астрономич. теории, как вращение Земли вокруг своей оси, вращение Венеры и
Меркурия вокруг
Солнца, Солнца — вокруг Земли (ср. гелиогеоцентрич. систему Тихо Браге),
гелиоцентрич. гипотеза
и даже гениальная догадка о существовании др. планетных систем («каждая звезда —
мир,
содержащий землю...»). Астральная концепция души («душа — свет», происходящий из
Млечного
Пути) неясным образом сочеталась с отрицанием субстанциальности души в диалоге
«О том, что в
Аиде».
• Фрагменты: Die Schule des Aristoteles, Texte und Komm., hrsg.
v. F. Wehrli, Bd 7, Basel — Stuttg., 1969".
• Loni'e I. M., The «Anarmoi onkoi» of Heraclides of Pontus, «Phronesis», 1964,
v. 9, № 2, p. 156 sq.; его
же, Medical theory in Heraclides of Pontus, в кн.: Mnemosyne, Lip-siae, 1965, p.
126 sq.; RE, Suppl. XI,
1968, col. 675—86.
ГЕРАКЛИТ ('??????????) из Эфеса (ок. 520 — ок. 460 до н. э.), др.-греч. философ,
один из
ионийских философов. От соч. Г., назв. позднее «О природе» или «Музы»,
сохранилось ок. 150
фрагментов, а также неск. сот свидетельств об учении, подражаний и т. д. Ввиду
огромных
трудностей филологического восстановления буквы и смысла дошедших текстов до сих
пор нет
сколько-нибудь общепринятого понимания учения Г.
Книга Г.— руководство к мудрости, её осн. понятие — «мудрое». Это — и мудрость
мудреца, и
внешнее, «отличное от всех (отдельных) вещей» (фр. 108 DK), приобщение к чему и
делает мудреца
мудрецом. Мудрость же «мудрого» и, стало быть, и мудреца в едином «всё знать»
(50), т. е.
обладании таким знанием, усвоив к-рое, «можно управлять решительно всеми вещами»
(41). От
«мудрого» к мудрецу знание передаётся, как от мудреца к его ученику, через
«глагол» (логос), к-рый
предшествует и своему актуальному изречению, и самому мудрецу. Как таковой,
логос вечен и
отражает действит. положение вещей (1). Но хотя логос доступен («общ») всем (17,
2, 113, 116),
люди его не воспринимают, как, впрочем, и мудрецы — поэты Гомер, Архилох и
Гесиод, философы
Фалес, Пифагор и Ксенофан, а также историк Гекатей. Все они (за исключением Би-
анта из Приены
— см. «Семь мудрецов»— и Гермодора — сподвижника Г.) «единому знанию всего»
предпочли
различные виды «многоучёности», к-рая «уму не научает» (40). «Чтобы говорить с
умом, нужно
опираться на всеобщее» (114), т. е. понимать, что «единое, расходясь, само с
собою сходится: врозь
обращённое сопряжение, как у лука и лиры» (51), связавшее в «гнутом и не гнутом

<< Пред. стр.

страница 42
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign