LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 40
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Ontologie», 1942).
Согласно Г., бытие имеет слоистую структуру и должно быть рассмотрено как
иерархия четырёх
качественно различных пластов: неорганического, органического, душевного и
духовного. Формы
существования и категориальная структура разных слоев неодинаковы: так,
имматериальные слои
(дух, психическое) существуют только во времени. Каждый из высших слоев
коренится в низшем, но
полностью им не определяется. Низшие формы бытия активнее в своём
самоутверждении, высшие
обладают большей свободой проявления. Г. считал коренные филос. проблемы
неразрешимыми. В
этике Г. вслед за Шелером развивал теорию неизменных «этич. ценностей». Осн.
вопросом для Г. яв-
ляется в этой области проблема соотношения ценностей и свободы воли,
рассматриваемая как
отношения двух родов сил («детерминаций»): идеальной (ценностей, являющихся
ориентиром для
воли) и реальной (воли, осуществляющей ценности) («Этика» — «Ethik», 1926).
102 ГАРТЛИ
• Der Aufbau der realen Welt, В., 1940; Philosophie der Natur, B., 1950;
Grundziige einer Metaphysik der Erkenntnis, B., 19494;
в рус. пер.— Эстетика, M., 1958. j
* Зотов А. Ф., Проблема бытия в «Новой онтологии» .Г., в сб.: Совр. объективный
идеализм, М., 1963; Горн-штейн Т. Н.,
Философия Н. Г., Л., 1969 (библ.); H e i ш-soeth H., Heiss R. [Hrsg.], N.
Hartmann. Der Denker und sein Werk, Gott., 1952; F
r e у С. Т., Grundlagen der Ontologie N. Hartmanns, Tub., 1955; F e u e r s t e
i n R., Die Mo-dallehre N. Hartmanns, Koln,
1957.
ГАРТМАН (Hartmann) Эдуард (23. 2.1842, Берлин,— 5. 6. 1906, Грослихтерфельде),
нем. философ-
идеалист. Источниками философии Г. были волюнтаризм Шопенгауэра и «философия
тождества»
Шеллинга. В своём осн. соч. «Философия бессознательного» (1869, рус. пер. 1902)
Г.
противопоставлял естеств.-науч. материализму мистич. идеализм, а идее
социального прогресса —
пессимистич. взгляд на историю. Г. придерживался позиции панпсихизма, допускал
наличие ощу-
щений у растений и даже у атомов. Основой всего сущего он полагал абс.
бессознательное духовное
начало. Вселенная, по Г.,— это продукт иррационального процесса, в к-ром
сознание — лишь орудие
бессознат. мировой воли, рассматриваемой в качестве источника жизни и движущей
силы развития.
На основе признания иррациональности мира Г. разрабатывал этику с т. зр.
пессимизма («Феномено-
логия нравств. сознания» — «Phenomenologie des sittlichen Bewusstseins», 1879).
Он призывал к
избавлению от трёх иллюзий, последовательно владевших умами людей: иллюзии
земного счастья,
иллюзии потустороннего счастья и, наконец, иллюзии достижения счастья в
результате историч.
развития. В результате Г. пришёл к проповеди нигилистич. религии («Ре-лиг.
сознание человечества»
— «Das religiose Bewusst-sein der Menschheit», 1882): эволюция влечёт Вселенную
к уничтожению
путём осознания её неразумия и нецелесообразности.
• System der Philosophie in Grundriss, Bd 1—8, [Lpz.J, 1907—09; Kategorienlehre.
Bd 1—3, Lpz., 19232; в рус. пер.— Совр.
психология, М., 1902; К понятию бессознательного, в сб.: Новые идеи в философии,
сб. 15, СПБ, 1914.
• Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 61, 302—04; Д е 6 о л ь-ский Н. Г.,
Трансцендентальный реализм Г., в сб.: Новые идеи в
философии, сб. 14, СПБ, 1914; H u b e r M., Eduard von Hartmanns Metaphysik und
Religionsphilosophie, Winterthur, 1954.
ГАССЕНДИ (Gassendi) Пьер (22. 1. 1592, Шантерсье, , близ Диня,— 24. 10. 1655,
Париж), франц.
философ-материалист. Проф. философии в коллеже Экс-ан-Прованса, откуда за филос.
убеждения
был удалён в 1623 иезуитами. С 1626 каноник, а затем настоятель собора в Дине.
Г. занимался также
астрономич. и ма-тематич. исследованиями. С 1645 Г. переселился в Париж, где был
проф.
математики Королев. коллежа. В Париже Г. встречался с Ф. Бэконом, Т. Гоббсом, Г.
Гроцием, Т.
Кампанеллой.
Первая филос. работа Г.— «Парадоксальные упражнения против аристотеликов»
(изданная анонимно
в 1624, рус. пер. 1968) — памфлет против схоластич. псевдоаристотелизма. Г.
ставил задачу
разработки философии на науч. основе, усматривая последнюю в ато-мистич.
материализме Эпикура,
приведённом в соответствие с открытиями естествознания. Осн. филос. труды Г.—
«Свод
философии» (рус. пер. 1966) и «Свод философии Эпикура» (рус. пер. 1966) — были
опубликованы
лишь посмертно в 1658. «Свод философии» состоит из трёх частей: «Логика»,
«Физика» и «Этика». В
«Логике» Г. придерживается принципа материалистич. сенсуализма, служащего
фундаментом его
гно-сеологич. учения. В «Физике» отстаивает материальное единство мира,
состоящего из
многообразия самодвижущихся атомов. «Этика» Г., следуя эпикуреизму,
рассматривает счастье как
высшее благо, утверждает нераздельность счастья и гражд. добродетели, основанной
на
«благоразумии» — критерии блага. Философия Г. имела своеобразную форму учения о
двойственной
истине. Согласно Г., истина обнаруживается благодаря двум различным источникам
света —
доказательству и откровению; первый из них основан на опыте и
разуме, освещающих естеств. явления, второй — на божеств. авторитете, освещающем
явления
сверхъестественные. По словам К. Маркса, там, где Г. отступает от материалистич.
учения Эпикура,
«...он делает это для того, чтобы не противоречить своим религиозным
предпосылкам» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 40, с. 44). Однако этот компромисс не избавил Г. от суровых
нападок
ортодоксальных теологов и долголетнего пренебрежения историков философии.
• Opera omnia, v. 1—?, Lugduni, то же, v. 1—6, 1658; Floren-tlae, 1727; в рус.
пер.—Соч., т. 1—2, М., 1966—68. 0 Конь о
Ж., П. Г.— возобновитель эпикуреизма, «ВФ», 1956, M 3; Б ы ? о в с к и и Б. Э.,
Г., М., 1974; R о с h o t В., Les travaux de
Gassendi..., P., 1944; P. Gassendi, 1592—1655. Sa vie et son oeuvre, P., [1955l;
B 1 о с h O. R., La philosophic de Gassendi, La
Haye, 1971.
ГАУДАПАДА (вероятно, жил на рубеже 7—8 вв.), др.-инд. мыслитель, автор первого
систематич.
истолкования адвайта-веданты. Традиция считает Г. учителем Говинды, у к-рого, в
свою очередь,
учился Шанка-ра. В комм. к «Мандукья-упанишаде» — «Мандукья-карика» Г.
анализирует
важнейшие темы адвайта-веданты: тождество брахмана и атмана, майя, мудрость
(«джняна») как
средство освобождения, непостижимость абсолюта и т. п. В учении Г. много точек
схождения с
буддизмом, оказавшим на него значит, влияние (особенно негативная логика
мадхьямики).
• в кн.: UpaniSads. Sechzig Upaniscbad's des Veda. Aus dem Sanskrit ubers, und
mit Einleitung vers. v. P. Deussen, Lpz.,
1921".
• P а д ? а и p и ш H a H С., Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с.
401 — 14; M a h a d e v a n Т. М. Р., Gaudapada; a
study in early advaita, Madras, 1954'.
ГВИШИАНИ Джермен Михайлович (р. 24. 12. 1928, Ахалцихе, Груз. ССР), сов. философ
и
социолог, акад. АН СССР (1979; чл.-корр. 1970). Чл. КПСС с 1951. В 1951 окончил
Моск. ин-т
междунар. отношений. С 1965 зам. пред. Гос. к-та Сов. Мин. СССР по науке и
технике (ГКНТ), с
1977 директор ВНИИ системных исследований ГКНТ и АН СССР. Ведёт науч. работу по
проблемам
управления и социальной организации.
• Социология бизнеса, М., 1962; Социальная роль науки и науч. политика, М.,
1968; Организация и управление, М.,
19722.
ГЕГЕЛЬ (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (27. 8. 1770, Штутгарт,— 14. 11. 1831,
Берлин), нем.
философ, представитель нем. классич. философии, создатель систематич. теории
диалектики на
основе объективного идеализма. В 1788—93 учился в Тюбингенском тео-логич. ин-те
(вместе с
Шеллингом и Гёльдерлином). В 1801—06 жил в Йене. В 1808—16 директор гимназии в
Нюрнберге.
С 1816 до конца жизни проф. философии в ун-тах Гейдельберга (1816—18) и Берлина
(с 1818).
Г. начал как последователь «критич. философии» Канта и Фихте, но уже вскоре, под
влиянием
Шеллинга, перешёл с позиций «трансцендентального» (субъективного) идеализма на
т. зр.
«абсолютного» (объективного) идеализма. Среди др. представителей нем. классич.
идеализма Г.
выделяется обострённым вниманием к истории духовной культуры. Уже в ранних
сочинениях Г.
толкует иудаизм, античность, христианство как ряд закономерно сменяющих друг
друга ступеней
развития духа. Свою эпоху Г. считал временем перехода к новой, исподволь
вызревшей в лоне христ.
культуры, формации, в образе к-рой явственно проступают черты бурж. общества с
его правовыми и
нравств. принципами. В «Феноменологии духа» (1807) духовная культура
человечества представлена
в её закономерном развитии как постепенное выявление творч. силы «мирового
разума». Воплощаясь
в последовательно сменяющих друг друга образах культуры, безличный (мировой,
объективный) дух
одновременно познаёт себя как их творца. Духовное развитие индивида
воспроизводит стадии
самопознания «мирового духа», начиная с акта наименования чувственно-данных
«вещей» и кончая
«абс. знанием», т. е. знанием тех форм и законов, к-рые управляют изнутри всем
процессом ду-
ховного развития,— науки, нравственности, религии, иск-ва, политически-
правовых систем.
Универсальная схема творч. деятельности «мирового духа» получает у Г. название
абсолютной идеи,
а логика определяется как науч.-теоретич. «самосознание» этой идеи. Критич.
преобразование логики
было осуществлено Г. в «Науке логики» (1812). «Абс. идея» раскрывается в её
всеобщем содержании
в виде системы категорий, начиная от самых общих и бедных определениями — бытия,
небытия,
наличного бытия, качества, количества, меры и т. д.— и кончая конкретными, т. е.
многообразно
определёнными понятиями — действительности, химизма, организма (телеологии),
познания и др.
Объявляя мышление «субъектом», т. е. творцом всего духовного богатства,
развитого историей, и
понимая его как вечную, вневременную схему творч. деятельности вообще, Г.
сближает понятие
идеи с понятием бога. Однако в отличие от теистич. бога идея обретает сознание,
волю и личность
только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне закономерная
необходимость.
Согласно схеме Г., «дух» просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде
слова, речи, языка.
Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие,
производные формы
воплощения той же творч. силы духа (мышления), «понятия». Исходная точка
развития
усматривается, т. о., в способности человека (как «конечного духа») к познанию
«самого себя» через
освоение всего того «богатства образов», к-рые до этого заключены внутри духа
как неосознанные и
непроизвольно возникающие в нём состояния.
Центр. место в диалектике Г. занимает категория противоречия как единства
взаимоисключающих и
одновременно взаимопредполагающих противоположностей (полярных понятий).
Противоречие
понимается здесь как «мотор», внутр. импульс развития духа вообще. Движение это
восходит от
«абстрактного к конкретному», ко всё более полному, многообразно расчленённому
внутри,
«истинному» результату. Противоречие, по Г., недостаточно понимать лишь в виде
антиномии,
апории, т. е. в виде логически неразрешённого противоречия: его следует понимать
более глубоко и
конкретно, когда исходная антиномия одновременно и осуществляется, и исчезает
(«снимается»).
С помощью созданного им диалектич. метода Г. критически переосмысливает все
сферы совр. ему
культуры. На этом пути он всюду открывает напряжённую диалектику, процесс
постоянного
«отрицания» каждого наличного, достигнутого состояния духа следующим,
вызревающим в его
недрах состоянием в виде конкретного, имманентного ему противоречия. Критич.
анализ совр. ему
состояния науки и её понятий переплетается у Г. с некритич. воспроизведением и
филос. «оправ-
данием» ряда догм и предрассудков совр. ему сознания. Это противоречие
пронизывает не только
логику, но и др. части гегелевской филос. системы — философию природы и
философию духа,
составляющие соответственно 2-ю и 3-ю части его «Энциклопедии философских наук»
(1817).
Философия духа развёртывается далее в «Философии права» (1821) и в изданных
после смерти Г.
лекциях по философии истории, эстетике, философии религии, истории философии.
Так, в филосо-
фии природы Г., критически анализируя механистич. воззрения науки 18 в.,
высказывает ряд идей,
предвосхищающих последующее развитие естеств.-науч. мысли (напр., о взаимосвязи
и
взаимопереходах определений времени и пространства, об «имманентной
целесообразности»,
характерной для живого организма, и т. д.), но одновременно отказывает природе в
диалектич. раз-
витии. Рассматривая прошлое лишь с т. зр. тех диалектич. коллизий, к-рые вели к
созреванию
«настоя-
ГЕГЕЛЬ 103
щего», т. е. современности, некритически понятой как венец и цель процесса, Г.
завершает
философию истории идеализированным изображением прусской конс-титуц. монархии,
философию
права — идеализирован-ным изображением бурж. правосознания, философию религии —
апологией
протестантизма. Консерватизм филос. системы Г. вступает здесь в противоречие с
пронизывающим
её диалектич. методом.
Развитое в «Философии права» учение Г. об объективном духе оказало громадное
влияние на
последующее развитие социологии и социальной философии; с критики именно этого
соч. Г.
началась выработка Марксом материалистич. взгляда на общество и историю (см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 1). «Объективный дух» охватывает у Г. сферу социальной
жизни и понимается
как сверхиндивидуальная целостность, возвышающаяся над отд. людьми и
проявляющаяся через их
различные связи и отношения. «Объективный дух» развёртывается в праве, морали и
нравственности, причём под нравственностью Г. понимает такие ступени
объективации человеч.
свободы, как семья, гражд. общество и гос-во. Г. отмечает противоречия бурж.
общества:
поляризацию нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате
разделения труда и
т. д.
Историю Г. рассматривает в целом как «прогресс духа в сознании свободы», к-рый
развёртывается
через «дух» отд. народов, сменяющих друг друга в исто-рич. процессе по мере
выполнения своей
миссии. Идея объективной закономерности, прокладывающей себе дорогу независимо
от желаний
отд. лиц, нашла своё превратное отражение в учении Г. о «хитрости мирового
разума»,
пользующегося индивидуальными интересами и страстями для достижения своих целей.
В эстетике Г. дал содержат. трактовку прекрасного как «чувств. явления идеи», к-
рая берётся не в её
«чистой», логич. форме, но в её конкретном единстве с не-к-рым внеш. бытием. Это
определило
гегелевское учение об идеале и ступенях его развития («формах ис-к-ва»).
Последние
дифференцируются в зависимости от соотношения между идеей и её внеш. образом: в
симво-лич.
художеств, форме внеш. образ лишь намекает на идею (к этой стадии Г. относит
вост. иск-во), в клас-
сической — идея и её образ находятся в равновесии и полностью соответствуют друг
другу (антич.
иск-во), в романтической — над внеш. формой преобладают духовный элемент,
глубина души и
бесконечность субъективности (выросшее на основе христианства ср.-век. и новое
европ. иск-во).
В лекциях по истории философии Г. впервые изобразил историко-филос. процесс как
поступат.
движение к абс. истине, а каждую отд. филос. систему — как определ. ступень в
этом процессе.
Бурж. философия послегегелевской поры не смогла усвоить действит. завоевания Г.
в области
диалектич. логики (см. Гегельянство, Неогегельянство). Формальный аппарат
диалектики Г. оказал
значит, влияние на экзистенциализм (Ипполит, Сартр, Хайдеггер).
Маркс, Энгельс и Ленин, охарактеризовав историч. заслугу Г. в разработке
идеалистич. диалектики,
подвергли её критике и переосмыслили с материалистич. позиций. Маркс
подчёркивал, что его
«...диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но
является его прямой
противоположностью» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 21). Ленин отмечал,
что логику Г.
необходимо очистить от мистики (см. ПСС, т. 29, с. 93, 139, 238).
Критически переработанная философия Г. является одним из теоретич. источников
марксизма-ленинизма. • Werke, Bd 1
— 19, В., 1832—87; Samtliche Werke, Kritische Ausgabe, hrsg. v. G. Lasson und J.
Hoffmeister, Bd l—30, Lpz.— Hamb.,
1923—60; Samtliche Werke, hrsg. v. H. Glockner, Bd 1—26, Stuttg., 1927—40;
Theologische Jugendschriften, Tub., 1907;
Briefe von und an Hegel, Bd 1—3, Hamb., [1969]; в рус. пер.=Соч., т. 1 — 14, M.—
Л., 1929—59; Эстетика, т. 1—4,
104 ГЕГЕЛЬЯНСТВО
М., 1968—73; Наука логики, т. 1—3, М., 1970—72; Работы разных лет, т. 1—2, М.,
1970—71; Энциклопедия филос.
наук, т. 1 — 3, М., 1974—77; Философия религии, т. 1—2, М., 1975—1977; Политич.
произв., М., 1978.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; н г е л ь с Ф., Л. Фейербах
и конец классич. нем. философии, там
же, т. 21; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС, т. 29; Г а и м Р., Г. и его время,
пер. с нем., СПБ, 1861; К э p д Э., Г., пер. с
англ., М., 1898; Фишер К., Г., его жизнь, соч. и учение, пер. с нем., СПБ, 1902—
03; Ильин И. А., Философия Г. как
учение о конкретности бога и человека, т. 1—2, ?., 1918; Б а к p а д з е К. С.,
Система и метод философии Г., Тб., 1958;
Овсянников М. Ф., Философия Г., М., 1959; Г у л ы г а А., Г., М., 1970; Сов.
лит-pa о Г. (1970—1979), М., 1980;
Rosenkranz K., G. W. P. Hegels Leben, В., 1844; Haering T h., Hegel, Bd 1—2,
Lpz., 1929—38; Glockner H., Hegel, Bd 1—2,
Stuttg., 1929—40; е г о ж e, Hegel-Lexikon, Bd 1—4, Stuttg., 1934—39; Kojeve A.,
Introduction a la lecture de Hegel, [P.,
1947]; L u k А с s G., Der Junge Hegel, B., 19542; Hegel bei den Slaven, hrsg.
v. D. Tschizewskij, Bad Homburg, 196l2; Hegel-
Studien, [hrsg. v. F. Nicolin und O. P,og-geler], Bd l —13—Bonn, 1961—78—; R o
se n z w e i g F., Hegel und der Staat, Bd
1—2, Aalen, 19622; В е у e r W. R., Hegel-Bilder, B., 1967; Aktualitat und
Folgen der Philosophie Hegels, hrsg. v. O. Negt,
Fr./M., 1970. Э. В. Ильенков.
ГЕГЕЛЬЯНСТВО, идеалистич. филос. течение, исходившее из учения Гегеля и
развивавшее его
идеи. Возникло в Германии в 30—40-х гг. 19 в. В спорах по ре-лиг. вопросам
внутри гегелевской
школы выделилось неск. направлений. Т. н. правогегельянство трактовало Гегеля в
духе
протестантской ортодоксии (К. Гё-шель, Г. Хинрихс, Г. Габлер), рассматривая его
филос. систему как
рациональную форму богословия. Оппозиционное левое Г., или младогегельянство (А.
Руге, Б. Бауэр
и др.), отрицало религ. мотивы учения Гегеля и подчёркивало решающую роль
личностного, субъ-
ективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому мировому духу).
Промежуточное
положение занимало «ортодоксальное» Г., стремившееся сохранить учение Г. в его
«чистоте» (К.
Михелет, К. Ро-зенкранц и др.). Критика младогегельянства была дана в работах К.
Маркса и Ф.
Энгельса «Святое семейство» (1844) и «Немецкая идеология» (1845—46). По пути
преодоления
младогегельянства пошли Гейне в Германии, Герцен и Белинский в России.
Дальнейшее развитие Г.
вышло за пределы собственно гегелевской школы. Возрождение интереса к Гегелю в
бурж. фило-
софии 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. вызвало появление в различных странах
многообразных течений т. н.
неогегельянства.
ГЕГЕМОНИЯ ПРОЛЕТАРИАТА (от греч. ???????? -предводительство, руководство),
руководящая
роль пролетариата в союзе классов, социальных слоев и групп, объединённых общими
интересами в

<< Пред. стр.

страница 40
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign