LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 38
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

представителями В. с.,
то лишь в порядке обычной эклектики, присущей подобным течениям.
Место отражения действительности, более или менее истинного, глубокого,
противоречивого, но
объективного, для В. с. занимает схема равновесия или нарушения равновесия между
историч.
субъектом и окружающей средой. Нарушение может проистекать из напора жизненной
силы
молодого класса, что даёт начало ре-волюц. романтике, устремлённой в будущее,
или из ущербности
загнивающей социальной группы, откуда — присущие ей настроения утомлённой
созерцательности
и декадентства.
Для В. с. характерно непонимание глубоких противоречий общественного прогресса и
неравномерности развития мировой культуры, отсутствие всякого чувства реальности
в трактовке
таких великих представителей художеств. лит-ры, как Шекспир, Бальзак, Пушкин,
чьи исторические
позиции не могут быть исчерпаны ни защитой уходящего феодализма, ни апологией
новых
буржуазных форм общественной жизни.
Материализм Маркса и Энгельса впервые создал науч. почву объективного историч.
анализа
обществ. сознания. Но это не значит. что всякое сознание является для них слепым
продуктом узких
классовых интересов. Маркс указывает относительную, но реальную грань между
«...идеологическими составными частями господствующего класса...» и
«...свободным духовным
производством данной общественной формации» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 26,
ч. 1, с. 280).
Последнее всегда бывает связано невидимыми нитями с народом.
Т. о., разница между подлинными мыслителями, учёными, художниками, с одной
стороны, и
сикофантами паразитических классов — с другой, всегда существует, несмотря на
то, что, напр.,
Пушкин был дворянским поэтом, а Дидро и Гельвеции выражали подъём бурж.
демократии. Их
деятельность поэтому и относится к бесконечно ценному наследию мировой культуры,
что в ней
отразилась не борьба за раздел добычи на вершине общественной пирамиды, а
коренное
противоречие между народной массой, чей интерес в последнем счёте совпадает с
интересами об-
щества в целом, и паразитической классовой верхушкой, временными хозяевами
общества,
подчиняющими его известной форме частной собственности и власти.
Для Маркса и Ленина нет классовой борьбы вне перспективы движения к обществу
коммунистиче-
скому. Этот путь ведёт через антагонизм общественных сил к уничтожению классов и
подлинному
человеческому общежитию. Необходимость его всегда сознавалась или
предчувствовалась лучшими
представителями мировой культуры в форме общественного идеала, часто
противоречивой, иногда
парадоксальной, но всегда имеющей свои реальные, исторические корни.
* Энгельс Ф., (Письмо] К. Шмидту 5 авг. 1890 г., Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т.
37; е г о ж е, [Письмо] К. Шмидту 27
окт. 1890 г., там же; его же, [Письмо] Ф. Мерингу 14 июля 1893г., там же, т. 39;
его же, [Письмо] В. Боргиусу 25 янв.
1894 г., там же; Ленин В. И., Предисловие ко второму изданию кн. «Материализм и
эмпириокритицизм», ПСС, т. 18, с.
12; его же, Агр. вопрос и совр. положение России, там же, т. 24; е г о ж е,
Филос. тетради, там же, т. 29, с. 459— 474; его
же, О пролет, культуре, там же, т. 41; Плеханов Г. В., О книге В. Шулятикова,
Соч., т. 17, М., 1925; Луначарский А. В.,
Ленин и литературоведение, Собр. соч., т. 8, М., 1967; Л и ф ш и ц М., Ленин и
вопросы литературы, в его кн.: Вопросы
иск-ва и философии, М., 1935.
Мих. Лифшиц.
ВУНДТ (Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден,— 31.8.1920, Гросботен, близ
Лейпцига),
нем. психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки
физиологич. психологии
как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения
сознания на
элементы и выяснения закономерной связи между ними. Созданная В., в 1879 первая
в мире
психологич. лаборатория стала междунар. центром экспериментальной психологии; в
ней изучались
ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие чувства. Предметом
психологии В.
считал непосредств. опыт — доступные самонаблюдению явления или факты сознания;
однако
высшие психич. процессы (речь, мышление, воля), по В., недоступны эксперименту,
и он предложил
изучать их культурно-историч. методом. В. разделял т. зр. психофизич.
параллелизма. В области
сознания, по В., действует особая психич. причинность, а поведение определяется
апперцепцией.
Опыт психологич. истолкования мифа, религии, иск-ва и др. явлений культуры В.
предпринял в 10-
томной «Психологии народов» («Volkerpsychologie», 1900—20).
В философии В.— представитель идеализма и волюнтаризма: мир — целесообразное
развитие
божеств. мировой воли. Язык для В.— одна из форм проявления «коллективной воли»,
или
«народного духа». С этим пониманием языка как динамического процесса связано
выделение в
качестве главного объекта языковедения языковой деятельности, а не языковой
системы.
• в рус. пер.: Основания физиологии, психологии, т. 1—2, СПБ, 1880—81; Лекции о
душе человека и животных, СПБ,
1894; Система философии, СПБ, 1902; Очерки психологии, [М., 19123; Введение в
психологию, М., 1912;
Естествознание и психология, [СПБ, 1914].
• К е н и г Э., В. Вундт. Его философия и психология, СПБ, 1902; Ярошевский М.
Г., История психологии, М., 19762, гл.
10.
ВЧУВСТВОВАНИЕ (нем. Einfuhlung), термин психологии иск-ва и эстетики, означающий
перенесение на предмет вызываемых им чувств и настроений (напр., переживаемые
человеком при
восприятии к.-л. пейзажа чувства грусти или радости проецируются в данный пейзаж
и
воспринимаются как его свойства — «грустный» или «весёлый» пейзаж и т. п.).
Понятие В. было
впервые изложено Ф. Т. Фишером (1887) и стало основным принципом эстетики у Т.
Липпса,
определявшего В. как «объективированное самочувствие». Оно получило широкое
распространение
в теории искусства нач. 20 в. (Вернон Ли, В. Воррингер и др.) и нередко
истолковывалось в
субъективно-идеалистическом духе.
* Воррингер В., Абстракция и В., в кн.: Совр. книга по эстетике. Антология, пер.
с англ., М., 1957; Выготский Л. С.,
Психология иск-ва, M., 19682; L i p p s Th., Zur Einfuhlung, Lpz., 1913.
ВЫБОР, см. Свобода, Свобода воли.
ВЫВОД в логике, рассуждение, в ходе к-рого из к.-л. исходных
суждений (высказываний),
посылок или предпосылок В. получается заключение — сужде-
ВЫВОД 97
ние, логически вытекающее из посылок. См. Дедукция, Индукция.
ВЫГОТСКИЙ Лев Семёнович [5(17). 11.1896, Орша,— 11.6.1934, Москва], сов.
психолог.
Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путём сведения высших
форм
поведения к низшим элементам, В. разработал культурно-историч. теорию развития
психики
(«Развитие высших психич. функций», 1930—31, опубл. 1960).
По В., необходимо различать два плана поведения — натуральный (результат
биологич. эволюции
животного мира) и культурный (результат историч.' развития общества), слитые в
развитии психики.
Суть культурного поведения — в его опосредованности орудиями и знаками, причём
первые
направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые — «во внутрь»,
сначала на
преобразование др. людей, затем — на управление собственным поведением. В
последние годы
жизни В. осн. внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь»,
1934). Исследуя
речевое мышление, В. по-новому решает проблему локализации высших психич.
функций как
структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших
психических функций на
материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, В. приходит к выводу,
что структура
сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве
аффективных, волевых и
интеллектуальных процессов.
Культурно-историческая теория В. породила крупнейшую в советской психологии
школу, из которой
вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И.
Зинченко, Д. Б.
Эльконин и др.
• Этюды по истории поведения, М.— Л., 1930 (совм. с А. Р. Лу-ряя); Избр.
психологич. исследования, М., 1956;
Психология иск-ва, М., 19682; Собр. соч., т. 1 — 2—, M., 1982-.
ВЫСКАЗЫВАНИЕ, повествоват. предложение, рассматриваемое вместе с его содержанием
(смыслом) как истинное или ложное. Так понимаемые В. противопоставляются обычно
повелительным, вопросительным и вообще любым предложениям, оценка истинности или
ложности
к-рых невозможна. «Истину» и «ложь» называют истинностными значениями В. (или
значениями его
истинности).
По определению, любое В. имеет грамматические и логические аспекты. Грамматич.
аспект В. выра-
жается повествоват. предложением (простым или сложным), а логический — его
смыслом и
истинностным значением. В., различающиеся как грамматич. предложения (напр.,
принадлежащие
различным языкам), могут выражать одну и ту же мысль. Эту общую для
грамматически различных
В. мысль и называют содержанием, или смыслом, В.; часто её называют также
суждением. Однако
терминология, относящаяся к В., не установилась, и термины «В.», «предложение»,
«суждение»
употребляются как синонимы или за ними закрепляются значения, отличающиеся от
описанных
выше.
В связи с языковой практикой выделяют способы употребления В. Говорят, что В.
употреблено
утвердительно, если оно употреблено с целью утверждения истинности выраженной в
нём мысли.
Утвердительное употребление В.— это их наиболее частое употребление: выражая
свои мысли, люди
обычно претендуют на их истинность. В том случае, когда истинность содержания В.
не
утверждается, говорят о неутвердительном употреблении В. Одним из способов не
утвердительного
употребления В. является их косвенное употребление. Оно имеет целью не
утверждение истинности
мысли, а лишь передачу содержания.
В логике с В. имеют дело гл. обр. при применении логич. исчислений в к.-л.
конкретной области
объек-
98 ВЫГОТСКИЙ
тов. В формулах же самих т. н. «чистых» логич. исчислений в основном фигурируют
переменные В.
и формы высказываний (выскааывательяые формы). Переменное В.— это не В. в
подлинном смысле,
а переменная для В., т. е. переменная, на место к-рой могут подставляться
конкретные
(«постоянные») В. (данного вида) или их имена. Форма В.— это выражение,
содержащее переменные
(в частности, быть может, и переменные для В.) и обращающееся в В. после
подстановки к.-л.
значений — из соответств. допустимых областей значений — вместо всех входящих в
неё
переменных. Напр., формой В. является формула х + у >2 (х, у — переменные,
принимающие
значения, напр., из области действит. чисел; при х= 1, у = 2 эта формула
обращается в истинное В. 1
+ 2 > 2). См. Логика высказываний.
• Тарский А., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, перевод о
англ.,М., 1948; Чёрч А., Введение в
математическую логику, перевод с англ., т. 1, М., 1960.
ВЫТЕСНЕНИЕ, одно из осн. понятий психоанализа, защитный механизм психики,
состоящий в
активном забывании, удалении из сферы, сознания в бессознательное неприемлемых
для «Я»
влечений и импульсов. Вытесненное сохраняет присущую ему энергию влечения;
стремясь вернуться
в сознание, оно может ассоциироваться с др. вытесненным материалом, формируя
психологич.
комплексы. Полное растворение, исчезновение вытесненного имеет место лишь в
редких случаях
полной сублимации.
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА, направление эксперимен-тального исследования мышления,
существовавшее в 1-м десятилетии 20 в. в психологич. ин-те г. Вюрцбург
(Германия).
Главные представители — О. Кюльпе (основатель В. т.), Н. Ах, К. Бюлер. Орган
школы — журн.
«Archiv fur die gesamte Psychologie» (с 1903). Усовершенствовав технику
самонаблюдения (подбор и
предварит. тренировка испытуемых, разделение выполнения задания и отчёта о
пережитом в нём),
представители В. ш. установили отсутствие в сознании испытуемых образов,
соответствующих
содержанию заданий. Отсюда основной, по О. Кюльпе, негативный тезис школы о
безобразном
характере мышления, его несводимости к комбинации чувственных представлений.
Переживаются, а затем сообщаются при отчёте, согласно В. ш., как правило, не
образы, а нечто дру-
гое — отношения, целевые установки, действия комбинирования и группировки и т.
д. Характерная
черта этих образований — интенциональность, направленность на нечто лежащее за
пределами пе-
реживания: идеи, идеальные и реальные предметы и т. д.
Для объяснения перехода от одних состояний сознания к другим в В. ш. в
добавление к механизму
репродукции ассоциативно связанных представлений был выдвинут принцип установки,
детерминирующей тенденции (Ах). Вызываемая задачей детерминирующая тенденция
столь сильна,
что может разрушать даже устоявшиеся ассоциативные связи и сохраняться некоторое
время спустя
после проведения эксперимента.
Главная заслуга В. ш. состоит в утверждении специфичности психологич.
особенностей мышления,
их несводимости к ассоциации представлений. Работы В. ш. послужили отправной
точкой для
экспериментальной психологии 20 в., оказав непосредственное влияние на
гештальтпсихологию, а
также на формирование теории установки. Тезис о безобразности мышления повлиял
на некоторые
эстетические теории.
• Кюльпе О., Совр. психология мышления, пер. с нем., в сб.: Новые идеи в
философии, № 16, СПБ, 1914; Яpошевский М.
Г., История психологии, ?., 19762, гл. 12.




Г
ГАДАМЕР (Gadamer) Хане Георг (p. 11.2.1900, Мар-бург), нем, философ (ФРГ), один
из ведущих
представителей филос. герменевтики сер. 20 в. В осн. соч. «Истина и метод»
(«Wahrheit und
Methode», I960), исходя из идей Дильтея (концепция понимающей психологии),
Гуссерля (теория
«горизонта» и «жизненного мира») и Хайдеггера (учение о языке), развил концепцию
герменевтики
не только как метода гуманитарных наук, но и как своеобразной онтологии. Автор
ряда соч. по
истории философии, эстетике и философии истории.
M Goethe und die Philosophie, Lpz., 1947; Kleine Schriften, Bd 1—3, Tub., 1967—
72; Hegels Dialektik, Tub., 1971; Die
Begriffsgeschichte und die Sprache der Philosophie, Opladen, 1971; Vernunft im
Zeitalter der Wissenschaft, Fr./M., 1976; Philo-
sophische Lehrjahre, Fr./M., 1977; Dialogue and dialectic, N. Y.— L., 1980.
ГАЗАЛИ, аль-Газали, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или 1059, Хорасан,
Иран,— дек.
1111, там же), мусульм. теолог и философ. Иранец по происхождению; писал преим.
по-арабски.
Получил образование в Нишапуре (Вост. Иран) и Багдаде. Был преподавателем
мусульм. права.
Занимаясь философией, Г. пришёл к выводу о принципиальной несочетаемости веры
как понятия
иррационального и философии как продукта рационалистич. построений, что вызвало
у него
глубокий психологич. кризис (1095). Отказавшись от поста мудариса (профессора),
Г. И лет вёл
жизнь странствующего дервиша, а затем затворника.
Осн. соч. Г.— огромный компендий «Воскрешение наук о вере» («Китаб ихйя улум ад-
дин», т. 1—4,
1872, рус. пер. 1980), где развивается идея невозможности рационального познания
бога (поскольку
бог есть высшая истина), хотя Г. не отрицает достоверности построенных на
рациональных
основаниях наук, дающих знание закономерностей окружающего мира. Познание бога,
по Г.,
возможно лишь путём экстатич. переживания, выступающего в качестве внутр. опыта
для каждого
испытавшего его индивида. В «Само-опровержепии философов» («Тахафут аль-
фаласифа», 1927) Г.
подверг резкой критике известные ему филос. системы, особенно вост. аристотелизм
(Фараби, Ибн
Сина), дав в то же время его классич. изложение в работе «Стремления философов»
(«Макасид аль-
фаласифа»); в силу этого в ср.-век. Европе долгое время считался одним из
представителей
аристотелизма. Против мистич. теизма Г. выступил Ибн Рушд. Система Г. во многом
явилась филос.-
теологич. формулированием монотеистич. суфизма, к-рый Г. объединил с умеренным
ортодоксальным исламом.
Идеи Г. оказали воздействие на развитие мусульм. философии, ср.-век. евр.
философии (Маймонид,
Ба-хья ибн Пакуда и др.) и европ. мястич. учений (Луллий, Экхарт и др.).
• в рус. пер.: Ответы на вопросы, предложенные ему, в кн.: Григорян С. Н., Из
истории философии Средней Азии и
Ирана 7—12 вв., М., 1960; Избавляющий от заблуждения, там же.
•Петрушевский И. П., Ислам в Иране в 7—15 вв., Л., 1966; Smith M. M., Al-
Ghazall, the mystic..., L., 1945; Wensinсk A. J.,
La pensee de Ghazzalt, P., 1949); Абу Б е к р Абд-ар-Раззак, Маа муаллифат аль-
Газали, т. 1—3, Каир, 1966.
ГАЛЁН (???????, рим. имя Claudius Gnlenus) (129, Пергам,— 199, Рим), др.-рим.
врач и философ
греч. происхождения (писал на греч. яз.). Изучал медицину и философию в Греции и
Александрии. С
169 жил в Риме, лейб-медик при дворе императоров Марка Ав-релия и Луция Вера,
впоследствии
также Коммода. Громадная по размаху и влиянию преподават. и лит. деятельность
Г., во многом
определившего пути развития европ. медицины вплоть до эпохи Возрождения,
проникнута ведущей
мыслью о тождестве медицины и философии (ср. программное соч. Г. «О том, что
лучший врач в то
же время — философ»); его кумиры — Гиппократ и Платон (многочисл. комм. к соч.
Гиппократа,
трактат «О взглядах Гиппократа и Платона», «сокращение» платоновского «Тимея»),
но также и
Аристотель. Филос. взгляды Г. эклектичны. В логике, физике и метафизике Г.
примыкал к
Аристотелю. В метафизике он добавил к «четырём причинам» Аристотеля пятую —
«инструментальную» (oi'ou). Осн. физиолого-анатомич. трактат Г. «О назначении
частей человеч.
тела» (рус. пер. 1971) обнаруживает последоват. проведение принципа телеологии,
что не мешало Г.
склоняться к эмпиризму в теории познания и делать важные открытия в
экспериментальной
анатомии. Созданная Г. система медицины, сочетание монотеистич. идей
(отождествление бога с
высшим мировым разумом — стоич.-пла-тонич. нусом) с телеологией обеспечили Г.
место высшего
авторитета в медицине и естествознании ср. веков (сравнимого только с
авторитетом Аристотеля).
Соч. Г. были переведены на араб., сирийский, евр. языки. Названная именем Г. 4-я
фигура
силлогизма восходит к Тоофрасту и Евдему. Сохранившаяся под именем Г. «История
философии» —
учебник для студентов-медиков, составленный ок. 500 (см. Доксографя).
• Opera omnia, ed. K. G. Kuhn, v. 1—20, Lpz., 1821—33 (изд. сильно устарело);
отд. трактаты в серии «Corpus medicorum
graecorum», v. 4, 9,10; Scripta minors, v. l—3, Lipsiae, 1884—92; Einfuhrung in
die Logik, Komm., ubers, v. J. Mau, B., I960;
Galen's Institutio logica, transl., introd., comm. by J. S. Kief-fer, Baltimore,
1964; Oriental Studies, v. l, Camb., 1962 (араб,
пер.).
•Bowersoek Q. W., Greek sophists in the Roman Empire, Oxf., 1969, eh. 6.
ГАЛИЛЕЙ (Galilei) Галилео (15.2.1564, Пиза,- 8.1. 1642, Арчетри, близ
Флоренции), итал. физик,
астроном, математик и мыслитель, один из основателей совр. экспериментально-
теоретич.
естествознания, заложивший основы классич. механики. Сконструировав телескоп, Г.
сделал важные
астрономич. открытия (горы на Луно, солнечные пятна, фазы Венеры, спутники
Юпитера и др.), в
результате к-рых разрушалось ср.-век. представление о космосе и доказывалась
восходящая к
античности (Анаксагор) идея единства земных и небесных явлений. Г. заложил
основы классич.

<< Пред. стр.

страница 38
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign