LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 35
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

строящими социализм. Теоретически ясно, что такие конфликты противоречат природе
социализма.
Однако в реальной историч. практике внеш. политика нек-рых стран под влиянием
национализма и
шовинизма может оказаться в противоречии с принципами социализма и стать
источником вооруж.
столкновений между гос-вами, строящими социализм.
В. как способ разрешения конфликтов между гос-вами, классами, народами возникла
и достигла
своего апогея в силу причин объективного характера, связанных с существованием
антагонистич.
классов и эксплуатации. Возникновение социализма положило начало переходу к
новой эпохе
всемирной истории без В. Для этого необходима сознательная, целенаправленная
деятельность всех
сил, выступающих за мир и социальный прогресс. Это движение возглавляет Сов.
Союз и братские
социалистич. страны, чья последоват. миролюбивая политика служит главным
гарантом окончат.
победы сил мира над силами В.
• Энгельс Ф., Избр. воен. произв., М., 1958; Ленин В. И., О В., армии и воен.
науке, [Сб.], М., 1965; Материалы XXVI
съезда КПСС, М., 1981; Строков A.A., В. И. Ленин о В. и воен. искусстве, М.,
1971; P ы б к и н Е. И., В. и политика в
совр. эпоху, М., 1973; Тюшкевич С. А., Философия и воен. теория, М., 1975; Война
и армия. Фило-софско-социологич.
очерк, М., 1977. А.Е.Бовин.
ВОЛЬТЕР (Voltaire) [псевд.; наст. имя и фамилия — Франсуа Мари А р у э (Arouet)]
(21.11.1694,
Париж,— 30.5.1778, там же), франц. философ, писатель и публицист. Один из
представителей
Просвещения 18 в. В филос., художеств., публицистич. произв. подверг
всесторонней и талантливой
критике феод. отношения, деспотич. форму правления, феод.-клерикальное
мировоззрение. Однако
его позиция не всегда отличалась достаточным радикализмом и последовательностью.
Так, выступая
за утверждение бурж. отношений и антифеод. идеологии, В. не исключал компромиссы
и уступки
господствующим феод. сословиям. Ему были чужды не только коммунистич. идеалы
Мелье,
эгалитаризм Руссо, но и сколько-нибудь радикально выраженные идеи
народоправства. Острая
критика клерикализма не завершалась у В. открытым материализмом и атеизмом, тем
не менее
защищавшийся В. деизм по существу был замаскированным материализмом и атеизмом.
Опираясь на
философию Локка и естеств.-науч. взгляды Ньютона, В. в «Филос. письмах»,
«Трактате о
метафизике», «Филос. словаре» и др. соч: близко подошёл к идее о вечности и
несотворённости
материи, её объективном существовании и вечном движении, склонялся к признанию
детерминированности естеств. и обществ. явлений, исключал религ. объяснение
конкретных явлений
природы. По В., сознание является атрибутом материи и зависит от строения тела.
Вместе с тем
конечную причину движения, мышления и др. явлений он считал божественной. В
филос. и историч.
трудах В. отвергал провиденциализм, рассматривая историю не как проявление воли
бога, а как
творчество самих людей. С особой непримиримостью В. разоблачал церковь как
защитницу
привилегий господствующего класса, оплот фанатизма и нетерпимости, врага науки и
просвещения.
В «Кандиде» и др. филос.-художеств, произв. В. осмеивал христ. пессимизм, а
также бездеятельный
оптимизм, выражал свободолюбивые мысли, ратовал за деятельного человека,
отстаивающего своё
право на счастье. Передовые филос. идеи В. сыграли большую роль в формировании
нового
поколения франц. просветителей, представленного Ламетри, Дид-
ВОЛЬТЕР 89
ро, Гельвецией, Гольбахом и др., у них он в свою очередь перенял ряд важных
материалистич.
положений. Он принимал участие в создании франц. «Энциклопедии» 18 в.,
редакторами к-рой были
Дидро и Д'Аламбер. В. проявлял большой интерес к истории и культуре России,
высоко оценивал
прогрессивные реформы Петра I. «Русское вольтерианство» развило и взяло на
вооружение мн. идеи
В., заострённые против деспотизма, крепостничества и засилия церкви.
• Oeuvres completes, nouv.ed., v. 1—50, et table general..., v. 1—2, P., 1877—
85; в рус. пер.—Философия истории, СПБ,
1868; Мысли В., СПБ, 1904; Мемуары и памфлеты. Политика, религия, мораль, Л.,
1924; Филос. повести и рассказы,
мемуары и диалоги, т. 1—2, М.— Л., 1931; Избр. произв., М., 1947; Филос.
повести, М., 1953; Письма, М.—Л., 1956;
Эстетика, М., 1974.
• М о p л е й Д., В., пер. с англ., М., 1889; Шахов А. А., В. и его время, СПБ,
1912; Державин К. Н., В., [М.], 1946; В.
Статьи и материалы, М.— Л., 1948; Артамонове., В., М., 1954; Соколов В. В., В.,
М., 1956; Кузнецов В. Н., В. и
философия франц. просвещения 18 в., М., 1965; е г о ж е, Франсуа Мари В., М.,
1978; Сиволап И. И., Социальные идеи
В., М., 1978; Bengesco G., Voltaire. Bibliographie de ses Oeuvres, t. 1—4, P.,
1882—90; Na v e s R., Voltaire et l'encyclopedie,
P., 1938; Pomeau R., La religion de Voltaire, P., 1956; Addamiano N., Voltaire,
Roma, 1956; BrumfittJ. N., Voltaire historian,
L., 1958; Voltaire, P., 1978.
ВОЛЬФ (Wolff) Христиан (24.1.1679, Бреслау, — 9.4.1754, Галле), нем. философ-
рационалист.
Идеолог раннего Просвещения. Проф. в ун-тах Галле и Мар-бурга (где в числе его
учеников был
Ломоносов). Сформировался под влиянием идей Декарта, Э. Вейгеля, Э. В. Чирнхауза
и особенно
Лейбница, от к-рого унаследовал интерес к построению всеобъемлющей системы
филос. знания
(Weltweishcit), приверженность рацио-налистич. и априористич. методологии, а
также ряд осн. идей
метафизики, логики, теории познания и психологии. Впервые дал чёткое различение
теоретич. и
эмпирич., чистого и прикладного знания; теоретич. философия, по В., — «наука о
всех возможных
предметах, насколько они возможны», т. е. наука, занимающаяся не простой
констатацией фактов, а
исследованием их взаимосвязей, причин и оснований. По классификации В., всё
филос. знание
делится на «науки рациональные теоретические» (онтология, космология,
рациональная психология,
естеств. теология), «науки рациональные практические» (этика, политика,
экономика), «науки
эмпирические теоретические» (эмпирич. психология, телеология, догматич. физика)
и «науки
эмпирические практические» (технология и экспериментальная физика).
Из отд. частей филос. системы В. наиболее разработанной является онтология. В
трактовке «формы»
В. следует Аристотелю и Лейбницу, считая её определяющим деятельным началом, в
трактовке
«материи» — Декарту, отождествляя её с телесной протяжённостью. В космологии В.
вслед за
Лейбницем считает действит. мир контингентным (одним из возможных), однако
отвергает
монадологию Лейбница и вносит существ. поправки в его теорию предустановленной
гармонии,
склоняясь к картезианскому психофизич. дуализму и более последоват. механицизму.
Наиболее
оригинален В. в этике: принципы естеств. морали он считает объективными нормами,
вытекающими
из самой структуры бытия и независящими от воли бога. В политич. учении В. —
сторонник теории
естеств. права и выразитель идей просвещённого абсолютизма. В 18 в. влияние В. в
Германии было
очень значительным; его учебные руководства по филос. дисциплинам, заменив
устаревшие
схоластич. компендиумы, служили основой университетского образования вплоть до
появления
«кри-тич. философии» Канта.
H Briefwechsel zwischen Leibniz und C. Wolff, hrsg. v. C.J.Gerhardt, Halle,
1860; neue Ausg., Hildesheim, 1963; Vernunftige
Gedanken..., Halle — Fr./M,—Lpz., 1712—25: Philosophia rationalis sive Logica
..., Fr./M.— Lpz., 1728; Philosophia prima
sive Ontologia, Pr./M.— Lpz., 1729; Cosmologia peneralis,
90 ВОЛЬФ
Fr./M.— Lpz., 1731; Psychologla rationelle, Fr./M.— Lpz., 1734; TheoJogia
naturalis..., v. 1—2, Fr./M.— Lpz., 1736—37. •
Kohlmeyer E., Kosmos und Kosmonomie bei С. Wolff, Gott., 1911; Utitz E., С.
Wolff, Halle, 1929; С a m-po M., С. Wolff e il
razionalismo precritico, v. l—2, Mil., 1939.
ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas — воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883),
идеалистич.
направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия.
Выдвигая в
духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму (или
рационализму) —
идеалистич. филос. системам, к-рые считают основой сущего интеллект, разум.
Элементы В. имелись уже в философии Августина, видевшего в воле основу всех др.
духовных
процессов, и Иоанна Дунса Скота с его подчёркиванием примата воли перед
интеллектом (voluntas
est superior intellec-tu — воля выше мышления). Предпосылкой новейшего В.
явилось учение Канта о
примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту,
теоретически ни
доказать, ни опровергнуть, практич. разум требует постулировать свободу воли,
ибо иначе нравств.
закон потерял бы всякий смысл. Исходя из этого, Фихте видел в воле основу
личности, а в волевой
деятельности «Я» — абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения
мира. При
этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей нем.
классич. философии
Шеллинга и Гегеля) является разумной по своей природе, источником осуществления
нравств.
начала. В противоположность этому Шопенгауэр, в философии к-рого В. впервые
оформляется как
самостоят. направление, даёт иррационалистич. трактовку воли (см. Иррационализм)
как слепого,
неразумного, бесцельно-действующего первоначала мира. Кантовскую «вещь в себе»
Шопенгауэр
истолковывает как волю, проявляющуюся на различных ступенях объективации;
сознанию и
интеллекту Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У
Шопенгауэра, как и у
Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением о бессмысленности
мирового процесса,
имеющего своим источником бессознат. и слепую волю. Волюнтаристич. идеи
Шопенгауэра явились
одним из источников философии Ницше.
Термин «В.» употребляется также для характеристики социально-политич. практики,
не считающейся с
объективными законами историч. процесса и руководствующейся субъективными
желаниями и произвольными
решениями осуществляющих её лиц. * Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 20; К n a u e г
В., Der Voluntarismus, В., 1907; Marcus J., Intellektualismus und Voluntarismus
in der modernen Philosophie,
Dusseldorf, 1918.
ВОЛЯ, способность к выбору цели деятельности и внутр. усилиям, необходимым для
её
осуществления. В. — специфич. акт, не сводимый к сознанию и деятельности как
таковой. Не всякое
сознат. действие, даже связанное с преодолением препятствий на пути к цели,
является волевым:
главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели
действия, её
соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта В. характерно не
переживание «я хочу», а
переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек
противостоит власти
актуальных потребностей, импульсивных действий. По своей структуре волевое
поведение
распадается на принятие ре-тения и его реализацию. При несовпадении цели
волевого действия и
актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов
(акт выбора).
Различные истолкования В. в истории философии и психологии связаны прежде всего
с
противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает В. как
обусловленную извне (физич., психолотич., социальными причинами или же божеств.
предопределе-
нием — в супранатуралистич. детерминизме), второй — как автономную и
самополагающую силу
(см. Свобода
воли). В учениях «волюнтариама В. предстаёт как изначальное и первичное
основание мирового
процесса и, в частности, человеч. деятельности. Различие фи-лос. подходов к
проблеме В. нашло своё
отражение в психологич. теориях В., к-рые могут быть разделены на две группы:
«автогенетические»
теории В., рассматривающие её как нечто специфическое, не сводимое к к.-л. др.
процессам (В.
Вундт, Н. Ах, И. Линдворский и др.), и «гетерогенетяческие» теории, определяющие
В. как нечто
вторичное, продукт к.-л. др. психич. факторов и явлений — функцию мышления или
представления
(интеллектуалистич. теории В. — мн. представители школы Гербарта и др.), чувств
(Г. Эббин-гауз,
Э. Блейлер), комплекс ощущений (ассоцианизм) и т. и.
Сов. психология, опираясь на диалектич. и историч. материализм, рассматривает В.
в аспекте её
обществ.-историч. обусловленности. Изучается фило- и онтогенез произвольных
(происходящих из
В.) действий и высших психич. функций (произвольного восприятия, запоминания и
т. д.). В
процессе развития психики ребёнка первоначально непроизвольные процессы
восприятия, памяти и
т. д. приобретают произвольный характер, становятся саморегулируемыми.
Параллельно развивается
и способность к удержанию цели действия. Важную роль в изучении В. сыграли
работы сов.
психолога Д. Н. Узнадзе и его школы по теории установки.
В. тесно связана с характером человека и играет зна-
чит. роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространённой
т. зр., характер
является такой же основой волевых процессов, как интеллект — основой мыслит.
процессов, а
темперамент — эмоциональных процессов.
• Рубинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 19462; Запорожец А. В.,
Развитие произвольных движений, М.,
1960; Lindworsky J., Der Wille, seine Erscheinung und seine Beherrschung, Lpz.,
19233; L e w i n K., Vorsatz. Wille und
Bedurfnis, B., 1926; см. также лит. к ст. Свобода воли.
ВООБРАЖЕНИЕ, фантазия, психич. деятельность, состоящая в создании представлений
и мыслен-
ных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
В. основано на
оперировании конкретными чувств. образами или наглядными моделями
действительности, но при
этом имеет черты опосредованного, обобщённого познания, объединяющего его с
мышлением.
Характерный для В. отход от реальности позволяет определить его как процесс
преобразующего
отражения действительности. Гл. функция В. состоит в идеальном представлении
результата
деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того,
чего ещё не
существует. С этим связана способность делать открытия, находить новые пути,
способы решения
возникающих перед человеком задач. Догадка, интуиция, ведущие к открытию,
невозможны без В.
Различают воссоздающее и творческое В. Воссоздающее В. заключается в создании
образов
объектов, ранее не воспринимавшихся, в соответствии с их описанием или
изображением.
Творческое В. состоит в са-
мостоят. создании новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты науч.,
технич. и
художеств. деятельности. Оно является одним из психологических факторов,
объединяющих науку и
иск-во, теоретич. и эстетич. познание. Особый вид творч. В. — мечта, создание
образов желаемого
будущего, не воплощаемых непосредственно в те или иные продукты деятельности.
Деятельность В. может иметь различную степень произвольности, от спонтанных
детских фантазий
до длительных целеустремлённых поисков изобретателя. К непроизвольной
деятельности В. относят
сновидения, однако они могут детерминироваться заданной в состоянии
бодрствования целью;
таковы известные примеры решения науч. задач во сне. Предпосылкой высо-
кого развития В. является его воспитание начиная с детского возраста, через
игры, уч. занятия,
приобщение к иск-ву.
• Бородай Ю. М., В. и теория познания, М., 1966; Б е р-кинблит М., Петровский
А., Фантазия и реальность, М., 1968;
Натадзе Р. Г., В. как фактор поведения, Тб 1972; Розет И. М., Психология
фантазии, Минск, 1977· Коршунова Л. С., В. и
его роль в познании, М.. 1979; ? и о о IT.J, Опыт исследования творческого В.,
пер. с франц СПБ. 1901; В у н д т В.,
Фантазия, как основа иск-ва, Спев с нем.], СПБ — М., 1914; М с К е Наг P.,
Imagination and thinking. A psychological
analysis, L., [1957]; OsbornA F Applied imagination; principles and procedures
of creative thinking, N. Y., [1957]; B o i r e l R.,
Theorie generale de l'inven-hon, P., 1961; A r n h e i m R., Visual thinking,
L., 1970
ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ, открытое вооруж. выступление к.-л. социальных групп или
классов против существующей политич. власти. Наряду с В. в., к-рые носят
массовый характер и
преследуют революц. цели, имеют место и др. разновидности В. в.: бунт —
стихийное,
неорганизованное выступление масс, без чётко осознанной цели; путч — гл. обр.
выступление офи-
церских групп с целью установления воен. диктатуры. В. в., преследующие
реакционные цели, в сов.
лит-ре обычно наз. мятежами (напр., Кронштадтский мятеж 1921).
Марксистская теория особо выделяет такие В. в. против господств, классов, к-рые
проходят с
широким участием нар. масс (либо при их активной поддержке) и представляют собой
один из
способов революц. захвата политич. власти. В. в. возникают в ходе классовой
борьбы. Они обычно
являются ответом на насилие господств. эксплуататорских классов. В ряде случаев
В. в.
непосредственно не связаны с социальной революцией (напр., восстание Спартака).
Но часто ре-
волюция начинается с нар, восстания (взятие Бастилии, Октябрьское В. в. в
Петрограде) или оно
происходит в ходе революции (Декабрьские В. в. 1905 в России).
Нет такого антагонистич. классового общества, к-рое не знало бы В. в. Главными
их силами в
докапиталистич. формациях были рабы.и крестьяне (крестьянские В. в. С. Т.
Разина, Е. И. Пугачёва
— в России, Жакерия — во Франции, Тайпинское восстание — в Китае). С выходом
рабочего класса
на историч. арену В. в. становится орудием его революц. борьбы против
капитализма и одним из
способов завоевания власти. Обобщая опыт пролет. В. в. 1848—49, основоположники
марксизма
создали теорию В. в., осн. принципы к-рой изложени Ф. Энгельсом в работе
«Революция и
контрреволюция в Германии».
Дальнейшее развитие теория В. в. получила в трудах В. И. Ленина. В нач. 20 в. он
считал В. в.
наиболее вероятным средством завоевания власти рабочим классом. В. в., по
Ленину, — важнейшее
и самое энергичное, хотя и не во всех случаях обязательное, средство борьбы за
социализм. Вопреки
утверждениям рефор- мистов и ревизионистов, исключающих В. в. как способ
завоевания власти, оно
отнюдь не устарело в связи с развитием воен. техники. Несомненно, что это
развитие поставило
перед революционерами новые задачи, в частности работу с армией, привлечение её
на свою сторо-
ну. Ленин детально разработал тактику, подчёркивающую необходимость смелого и
решит.
наступления с целью захвата власти в решающих центрах страны. Важное значение
Ленин придавал
вопросу подготовки, организации и руководства В. в.
В проведении В. в. громадная роль принадлежит пролет. революц. партии,
организац. деятельность к-
рой позволяет довести его до победы. Ленин показал коренные отличия марксистской
постановки
вопроса от бланкистских и других левацких, авантюристич. взглядов,
отождествляющих В. в. с
революцией и считающих возможным проведение восстания в любое время, без учёта
степени
зрелости объективных и субъективных предпосылок революции. Классич. образцом
ВООРУЖЁННОЕ 91
проведения В. в. было Октябрьское В. в. в Петрограде 1917.
Историч. опыт 20 в. свидетельствует, что В. в. остаётся важнейшим средством
борьбы против реакц.
режимов, за овладение политич. властью. Оно используется трудящимися против
капитала
(Гамбургское восстание 1923, Астурийское восстание 1934 и др.), в борьбе за нац.
освобождение,
против фашизма (восстание 23 авг. 1944 в Румынии, восстание 9 сснт. 1944 в
Болгарии, Пражское
восстание 1945), является составной частью нац.-освободит. и демократич.
революции (Египет-1952,
Ирак — 1958, Португалия — 1974, Афганистан — 1978). В связи с существ.
изменениями как во

<< Пред. стр.

страница 35
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign