LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 325
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

как абсолют и
Got — первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, по-
видимому, к
Жильберу Порретаискому.
Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства
истолковывает
«вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич.
определения объекта.
Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация. См. Ясперс; Экзистенциализм.
H
Habitus (лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение.
Habitus naturae (лат.) — природное свойство.
Habitus animi (лат.) — характер, душевный склад.
Haecceitas (лат.) — «этость». Термин Дунса Скота, подчёркивающий
несводимость
единичного существования к сущности (ср. Quidditas).
Harmonia praestabilita (лат.) — см. Предустановленная гармония.
Harmonie preetablie (франц.) — см. Предустановленная гармония.
'?? ??? ??? (hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство.
'?????? (heteron) (греч.) — см. Иное.
'???? (holos) (греч.) — целый. Целостность.
Homme naturel — homme civil (франц.) — человек естественный —
человек-гражданин.
Противопоставление Руссо.
Homo (лат.) — человек.
Homo creator (лат.) — человек-творец.
Homo faber — человек-ремесленник.
Homo homini lupus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).
Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза).
Homo ludens (лат.) — человек играющий (Хейзинга).
Homo mensura omnium rerum (лат.)— человек — мера всех вещей. Принцип восходит
к
Протагору. Homo pictor (лат.) — человек-художник (творец образов).
Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линией).
Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) — я — человек, ничто
человеческое мне не чуждо
(Те-ренций).
Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель).
Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По
Аристотелю — одно из
свойств природы.
Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.
Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура.
'??? (hyle) (греч.) — материя, вещество, материал.
I
Ichheit (нем.) — «яйность», «ячество». «Я» как принцип; как основоположение
(Бёме, Фихте).
Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии
Бёме — принцип,
разделяющий божеств. единство.
Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.
'I?????а (idea) (греч.) — идея. См. Эйдос.
Idea dubia (лат.) — сомнительная идея.
Ideae innatae (лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание.
Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении.
"????? (idion) (греч.) — собственное. Неотделимый признак.
Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью,
условностью,
образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).
Idola specus (лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные
индивидуальной
ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого
доверия
авторитетам (Ф. Бэкон) .
Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой
ограниченностью
человека (Ф. Бэкон).
Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не
узнаем). Указание на
предел в познании того или иного явления.
Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской
юриспруден-
ции.
Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой
доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть
опровергнуто.
Ignotum per ignotum (лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в
объяснении или
рассуждении.
Illiquidum (лат.) — неочевидное.
Impetus (лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской
механике —
«приобретённая сила». У Гассенди — свойство атомов.
Implicite (лат.) — см. Explicate — implicite.
In abstracto (лат.) — отвлечённое.
I n actu (лат.) — см. Actu.
In adjecto (лат.) — в определении.
In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.
Incerta incertibus (лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным.
Incompossibilitas (лат.) — несовместимое с возможным (Дунc Скот).
In concrete (лат.) — в определ. случае; в действительности.
In corpore (лат.) — в совокупности.
Individuum est inet'fabile (лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич.
тезис.
In dubio (лат.) — под сомнением.
Influxus physicus (лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и
тела у Декарта и
окказионалистов.
In infinitum (лат.) — в беспредельное, без конца.
Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная
сущность.
In potentia (лат.) — в возможности.
In re (лат.) — в реальности; в вещах.
In statu nascendi (лат.) — в состоянии зарождения.
Intellectus agens (лат.) — разум деятельный. См. ???? ?????????.
Intellectus archetypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются не
отображениями, а
первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств.
рассудок (Кант).
Intellectus ectypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются лишь
отображениями (ectypa)
предметов. В философии Канта — человеч. рассудок.
Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.
Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич.
психологии,
восходящий к Августину.
Intentio prima (лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет
познания или
познаваемый образ. Схоластич. термин.
Intentio secunda (лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие
познаваемого
предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин.
Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.
In vestigio (лат.) — см. Per vestigium.
Ipse dixit (лит.) — сам сказал. См. ????? ???.
Ipso facto (лат.) — самим фактом.
J
Jenseits (нем.) — потустороннее.
Jenseits von Gut und Bose (нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).
Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).
К
?????? (kairos) (греч.) — надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода.
??????????? (kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенства. См.
Калокагатия.
????????? (katalepsis) (греч.) — постижение; восприятие.
???' ?????? (kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего.
???????? (katharsis) (греч.) — см. Катарсис.
??????? (kenosis) (греч.) — опустошение. В эллинистич. философии и вост.
патристике — похож-
дение бога в мир, творение мира.
??????? (kerygma) (греч.) — извещение, проповедь, кернгма.
?????? ??????? (koinai ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Понятия,
непосредственно почерпнутые
из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).
?????? ?????? (kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В
неоплатонизме —
бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.
?????? ?????? (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В
неоплатонизме
— мир самодовлеющих идей, прообразов.
L
Laissez faire, laissez aller (франц.) — позволять действовать, позволять
идти (своим ходом).
Лозунг физиократов. ???? ?????? (lathe biosas) (греч.) — живи незаметно
(Эпикур).
Lato sensu (лат.) — в широком смысле.
Lebenswelt (нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий
взаимосвязь
дорефлексивных очевидностей и уверенностей.
Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон).
Liaison universelle (франц.) — всеобщая связь (Лейбниц).
Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.
Libido (лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).
List der Vernunft (нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение
индивидуальных целей и
объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы использует
частные цели
людей (Гегель).
????? ??????????? (logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие»
мир идеи, из к-
рых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин).
????? (logos) (греч.) — см. Логос. ????? ?????????? (logos endiathe-tos) (греч.)
— слово внутреннее.
Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).
????? ?????????? (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь
изустная, звучащая
(стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — ?????
?????????? (logos
prophatikos).
Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) — свет (естественный и
сверхъестественный). Цицерон о
естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря
излучаемому богом
сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет.
М
Man (нем.) — неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого
неистинного
существования.
Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.
Materia primo prima (лат.) — первая материя первого рода. Чистая
возможность всего (Дунс
Скот).
Materia secundo prima (лат.) — первая материя второго рода. Безразличный
субстрат любой формы
(Дунс Скот).
Materia tertio prima (лат.) — первая материя третьего рода. Субстрат определ,
формы (Дунс Скот).
Materia secunda (лат.) — вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот).
Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).
Mens (лат.) — дух, разум, ум.
?? ov (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не
бытие». Ср. ??? ??.
????????? ??? ???? ????? (metabasis eis allo genos) (греч.) — переход в
другой род. Логическая
ошибка. ??????? (mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст.
Подражание.
Modus operandi (лат.) — способ действия.
Modus probandi (лат.) — способ доказательства.
Modus vivendi (лат.) — способ существования. ,
???? (mоne); ????—???????—????????? (топе — proodos — epislrophg)
823
(греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты
триады:
пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к
себе.
Moral insanity (англ.) — моральный недуг.
Moral sense (англ.) -- нравстн. чувство.
Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый).
????????? (mysteriou) (греч.) — мистерия, таинство.
N
Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат.
пер. комм.
Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её
порождения.
Natura non facit saltus (лат.) — природа не делает скачков. Выражение
встречается в «Философии
ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница.
Natura rerum (лат.) — природа вещей; вселенная.
Nervus probandi (лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент.
Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E
обозначают
общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).
Nexus causalis (лат.) — причинная связь.
Nexus effectivus (лат.) — действительная, причинная связь (Кант).
Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus
ipse) (лат.) — нет ничего в ра-
зуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к
Аристотелю. Локк проти-
вопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис: ...
кроме самого
разума.
Nihil humani mihi alienum (лат.) — см. Homo sum.
Nisus formativus (лат.) — усилие формирующее (см. Александер).
????? (noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма.
?????? (noesis) (греч.) — мышление.
?????? ???????? (noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У
Аристотеля —
перводви-гатель.
????? (поток) (греч.) — см. Номос и фюсис.
Non esse (лат.) — небытие.
Non finilo (лат.) — неопределённость, беспредельность.
Non liquet (лат.) — не ясно.
824
Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) — непревзойдённое, крайний
предел.
Non sequitur (лат.) — не следует.
Nosce te ipsum (лат.) — см. Познай самого себя.
Notio (лат.).— понятие.
Notiones communes (notitiae communes) (лат.) — общие понятая. Спиноза
противопоставляет эти
формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям.
Notiones disparatae (лат.) — несравнимые понятия.
Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.
Numen (лат.) — божество; божественное (вообще).
???? (mis) (греч.) — ум. См. Нус.
???? ????????? (nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пассивный. У
Аристотеля — ум, воз-
никающий u погибающий вместе с телом.
???? ????????? (mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Аристотеля.
О
Omne verum omni vero consonat
(лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис.
Omnis determinatio est negatio (лат.) — см. Determinant) est negatio.
Onus probandi (лат.) — бремя доказательства.
Ordo ordinans (лат.) — упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У
Фихте —
организующий мировой разум.
Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет
порядок (строй,
рассудок) сердца порядку ума.
P
?— обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова
«praedicatum» —
сказуемое). ??????? (paideia) (греч.) — воспитание; культура.
??????? yet (panta rei) (греч.) — всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту.
???????? (parusia) (греч.) -- присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе
пришествие Хри-
ста.
????? (pathos) (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.
Perincertus (лат.) — весьма недостоверный.
Per se (лат.) — благодаря себе, самостоятельно.
Per vestigium (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божеств. «следов» в
чувств. вещах.
Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio.
Phaenomenom bene fundatum (лат.) —-феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц).
???????? . ??????????? (phantasia
kataleptike) (греч.) — постигающее представление (стоики).
Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) — философия — служанка
теологии (Пётр Дамиани).
Philosophia perennis (лат.) — вечная философия. Непреходящая основа
философии,
сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.
Philosophia prima (лат.) — см. ????? ?????????.
???????? (phroiiesis) (греч.) — рассудительность; понимание; здравый смысл.
????? (physis) (греч.) — природа.
Pia desideria (лат.) — благие намерения .
??????? (pleroma) (греч.) — полнота. У гностиков — полнота божеств. абсолюта,
порождающего
эоны. Possest (лат.) — возможность-бытие. Категория философии Николая Ку-
занского: совпадение
акта и потенции в боге.
Post factum (лат.) — после события.
Post hoc, ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит по причине этого.
Неправильное заключение,
логич. ошибка.
Praedicabilia (лат.) — см. Предика-билии.
Primum movens (лат.) — см. ?????? ??????.
Principla non sunt multiplieanda (лат.) — принципы не следует умножать (без
необходимости). Одна
из формулировок «бритвы Оккама».
Principium (лат.) — начало, основа, принцип.
Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуации.
Privatio (лат.) — см. ????????.
Prius (лат.) — предшествующий, первичный.
Probatio liquidissima (лат.) — ясней-шее доказательство.
Pro et contra (лат.) — за и против. Схоластич. метод ведения дискуссии, при к-
ром выдвигаются два
ряда противоречащих аргументов.
Profession de foi (франц.) — исповедание веры, мировоззрение.
???????? (prolupsis) (греч.) — предвосхищение. У эпикурейцев — эмпирич.
общее понятие
о повторяющемся явлении. У стоиков — первичное общее понятие,
врождённое, но
действующее лишь в связи с чувств. опытом.
??????? (proodos) (греч.) — см. ????.
Proprium (лат.) — см. "?????.
Propter hoc (лат.) — см. Post hoc...
????? ????????? (prole philoso-phia) (греч.) — первая философия. Так Аристотель
назвал метафи-
зику; Вольф — онтологию.
?????? ?????? (proton kinun) (греч.)— см. Перводвигателъ. ?????? ??????
(proton pseudos)
(греч.) — первичная ложь. Ошибочный начальный тезис.
???. ???????? (руr technikon) (греч.)— творч. огонь. У стоиков — творящая часть
мировой
субстанции, космич. бог.
Q
Quadrivium (лат.) — четырёхпутье. Второй цикл «свободных искусств» (см.
Artes liberales);
арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Qualitas (лат.) — качество.
Qualitas occulta (лат.) — скрытое качество.
Quantitas (лат.) — количество.
Quasi (лат.) — якобы, будто бы; подобно.
Quaternio terminorum (лат.) — учет-верение терминов. Нарушение ло-гич.
правила, согласно к-
рому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов.
Quia (лат.) — ибо.
Quidditas (quiditas) (лат.) — «чтой-ность». Сущность вещи. Схоластич.
термин,
соответствующий аристотелевской формальной причине (?? ?? ?????; ??
?? ?? ?????).
Qui nimium probat, nihil probat (лат.) — кто доказывает много, тот
ничего не доказывает.
Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.
Quinta essentia (лат.) — пятая сущность. См. Квинтэссенция.
Quod erat demonstrandum (лат.) — что и требовалось доказать.
R
Ratio (лат.) — разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив.
Ratio agendi (лат.) — основание действия.
Ratio cognoscendi (лат.) — основание познания.
Ratio essendi (лат.) — основание бытия.
Reductio ad absurdum (лат.) — сведение к нелепости. Приём опровержения.
Reductio ad impossibile (лат.) — сведение к невозможности. Приём опровержения.
Regressum ad infinitum (лат.) — уход в бесконечность.
Res (лат.) — вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событии.
Res cogitans (лат.) — мыслящее.
Res extensa (лат.) — протяжённое.
Res individuales (лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи.
Res Integra (лат.) — вещь целостная.
Res singulares (лат.) — единичные вещи.
Reservatio mentalis (лат.) — мысленная оговорка..Напр., невысказанная оговорка,
лишающая клятву
её обязательности.
Respective (дат.) — соответственно.
Resultant (англ.) — см. Emergent.
Roseau pensant (франц.) — мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека.
S
S — обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова
«subjectum» —
подлежащее).
Sacrificium intellectus (лат.) — жерт-вованне интеллектом. Отказ от мышления.
Sapienti sat — см. Dictum sapienti sat.
Schone Seele (нем.) — прекрасная душа. По Шиллеру, человек, у к-ро-го моральный
долг и
склонность совпадают.
Scintilla animae (лат.) — см. Seelen-funklein.
Seelenfunklein (нем.) — искорка души. Выражение восходит к гностикам n

<< Пред. стр.

страница 325
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign