LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 323
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

участвует в процессе предметного восприятия, является основой памяти в её
специфически человеч.
(опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом
плане опосредует
эмоциональное поведение человека. Можно сказать, что наряду с обществ.
характером труда Я.
определяет специфику сознания и человеч. психики вообще.
Звуковой Я., как и пластика человеч. тела, является «естественной» системой
знаков — в отличие от
искусственных Я., специально создаваемых в науке (напр., логике и математике),
иск-ве и т.п.
Специфич. особенностью человеч. Я. является наличие в нём высказываний о самом
Я.,
обусловливающей способность Я. к самоописанию и описанию др. знаковых систем.
Др. особенность
Я.— его членораздельность, внутр. расчленённость высказываний на единицы разных
уровней
(словосочетания, слова, морфемы, фонемы — в структурной лингвистике принято
вычленять на
материале ин-доевроп. языков фонологич., морфологич., лексич. и син-таксич.
уровни). Это связано с
аналитизмом Я. — дискретностью смысла его единиц и способностью их к
комбинированию в речи
по известным правилам.
Аналитизм Я. позволяет ему строить тексты — сложные знаки, обладающие развитой
системой
модальности, временной мерой (разделением прошлого, настоящего и будущего) и
выражением
лица. Все эти осо- бенности языковых вначений обусловливают универсальность Я.
по сравнению с
др. знаковыми системами, позволяют Я. описывать мир как целое, называть предметы
мира,
описывать поведение людей и давать личные имена людям и коллективам, определяя
тем самым
строение коллективов людей. Многообразные аспекты Я. составляют предмет изучения
различных
наук: лингвистики, логики, психологии (психолингвистика), антропологии
(этнолингвистика),
истории культуры, литературоведения, социологии (социолингвистика и лингвистич.
социология),
семиотики, теории массовой коммуникации. Перерабатывая данные конкретных наук,
философия
даёт им определ. истолкование в контексте решения таких общих проблем, как
происхождение Я.,
взаимоотношение Я. и сознания, место Я. в процессе духовного освоения мира и т.
д.
ЯКОБИ (Jacobi ) Фридрих Генрих (25.1.1743, Дюссельдорф,— 10.3.1819, Мюнхен),
нем. писатель и
философ-идеалист, представитель т. н. философии чувства и веры. Друг Гёте, автор
филос. романов
«Из писем Эдуарда Альвиля» («Allwills Briefsammlung», 1775—76) и «Вольдемар»
(«Woldemar»,
1779). Президент Баварской АН (1807—12). В полемике с Мендельсоном о пантеизме
Спинозы
(1785) выступил против «рассудочного» рационализма Просвещения, классич.
выражением к-рого
считал спинозизм. Согласно Я., «рассудочное мышление» не в состоянии открыть в
человеке
изначальный и безусловный источник его личности и присущей ей свободы и
неизбежно ведёт к
натурализму, атеизму и детерминизму
(Спиноза) или субъективному идеализму (Кант). Критикуя Канта, выявил одно из
осн. противоречий
его учения: без предпосылки «вещи в себе» нельзя войти в философию Канта, а с
этой предпосылкой
нельзя внутри неё оставаться. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное
существование вещий дано
человеч. сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл
«верой»,
«откровением», «чувством», а также «разумом», противопоставляя его «рассудку».
Содержание.«
веры у Я. является как реальность чувственного мира земных вещей, так и
реальность абсолютного и
вечного, и к-ром человек чувствует себя одновременно и поглощённым в абсолюте, и
спасённым в
изначальной основе своей субъективности.
Кантовскому категорич. императиву Я. противопоставлял нравств. автономию
личности,
возвышающейся над ригоризмом моральных заповедей. Критиковал учения Фихте,
Шеллинга,
Гегеля, усматривая в развитии послекантовского идеализма тенденции к пантеизму и
«нигилизму»
(ввёл сам термин). Иррациона-листич. философия Я. предвосхитила мн. мотивы
философии жизни и
экзистенциализма.
* Werke, Bd 1—6, Darmstadt, 1968; в рус. пер.— О трансцендентальном идеализме, в
кн.: Новые идеи в философии, сб.
12, СПБ, 1914.
• Кожевников В. А., Философия чувства и веры..., ч. 1, М., 1897; Асмус В. Ф.,
Проблема интуиции в философии и
математике, M., 19652; Фейербах Л., Я. и философия его времени, в его кн.:
История философии, т. 2, М., 1967; Levу -
Вruhl L., La Philosophie de F. Ja-cobi, P., 1894; Bollnow 0. F., Die
Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg.—B., I960; Baum
G., Vernunft und Erkenntnis. Die Philosophie F. H. Jacobis, Bonn, 1969.
ЯМВЛИХ (?????????) из Халкиды (Сирия) (не позже 280, вероятно в 245,— ок. 330),
антич.
философ-неоплатоник, ученик, а затем оппонент Порфирия. Находился под сильным
влиянием
пифагореизма и халдейских оракулов, соединял неоплатонизм с интенсивно
разрабатывавшейся им
теургией. Согласно Дж. Диллону, соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифа-
горейско-герметические
[компилятивный «Свод пифагорейских учений в 10 кн.» (до нас дошло пять),
написанный для
школьного обихода], порфириево-платони-ческие (комм. к Платону и Аристотелю) и
соч., соста-
вившие оригинальный вклад Я. в неоплатонич. философию и написанные после смерти
Порфирия:
«О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова
теология», «О символах» и
др. Вероятно, Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях».
Я. осуществил школьную разработку неоплатонич. доктрины. В едином Плотина Я.
различает единое
полностью неизречённое и просто единое, или «благо», к-рое через
противоположности предела и
беспредельного соединено с единым—сущим. В сфере ума (нуcа) Я. твёрдо различает
намеченную
Плотином и развитую Пор-фирием триаду бытие-жизнь-ум, т. е. мыслимое (бытие),
мыслящее (ум) и
тождество того и другого — жизнь, к-рая в триаде помещена между полюсами
«немыслящего» бытия
и «не-сущего» мышления. Т. о., наряду с «умопостигаемым космосом» Я. вводит
«космос
мыслящий», объединяя их в сфере ума. Душа при-частна уму в меру своей разумности
и помещена
над всеми внутрикосмич. душами как монада. Я. строго отличал души людей, вечно
связанные
умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов
Я. разделял на
надкосмических, относя их к сферам сущего, ума и души, и внутри-космических,
деля последних на
создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. проводит учение о времени
и вечности,
полагая, что вечность есть мера умопостигаемого мира, а время — реальная
сущность, истекающая
от ума (тогда как пространство есть только врождённое свойство тел).
Я. провёл реформу неоплатонич. комментария, суть её — в нахождении единственной
«цели»
(??????) диалога, с к-рой согласуется всё толкование, а также в установлении
иерархии типов
толкования, к-рая
начинается с физич. и этич. интерпретации, восходит к математической и
завершается
метафизической. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы
неоплатонизма,
авторитет Я. был чрезвычайно велик вплоть до флорентийской Академии в Италии 15
в.
• Do vita pythagorica liber, ed. A. Naurk, Petropoli, 1884; то же, ed. L.
Deubner, Lpz., 1937; Protrepticus, ed. H. Pistelli, Lpz.,
1888; De communi mathematica seientia liber, ed. N. Festa. Lpz., 1891; In
Nicoraachi arithmeticam mtroduetianem liber, ed. H.
Pistelli, Lpz., 18Л4; Theologounieria aritlinietirae, ed. V. de Falco, Lpu.,
1922 (эти пять трактатов — l,2,.'i,4 п 7-я кн. «Свода
пифагорейских учений»); De rnysteriis liber, ed. (i. Par they, В., 18??7;
lamblichi C.halcidensis in Platonis dialogos
commentariorum fragmenta, ed. with traust, and cuinm. by J. M. Dillon, Leiden
1973.
ЯН. см. Инь и ян.
ЯНОВСКАЯ Софья Александровна [19 (31). 1. 1896, Пру-жаны Брестской обл.,—24. 10.
1960,
Москва], сов. математик, логик и философ. Чл. КПСС с 1918. Осн. труды по
вопросам оснований
математики, сё методологии и истории. Исследования Я. посвящены теории
абстракции и познават.
роли абстрактных понятий в науке, аксиоматич. методу, теоретич. и практич.
значению логики,
диалектике отображения движения в науч. понятиях и др. методологич. и философ,
проблемам.
• Методологич. проблемы науки, М., 1972 (лит.).
• Башмакова .И. Г. [и др.], Математич. жизнь в СССР. С. А. Я. (к 70-летию со дня
рождения), «Успехи мате-матич.
наук», 1966, т. 21, в. ,4; Г о p с к и й Д. П., С. А. Я., в сб.: Исследование
логич. систем, М., 1970.
ЯНСЕНИЗМ, неортодоксальное течение во франц. и ни-дерл. католицизме. Я. явился
частью той
волны инди-видуалистич. мистицизма, к-рая прошла в Зап. Евро-. пе в 17—18 вв.,
затрагивая нреим.
образованных горожан (ср. пиетизм в лютеранском протестантизме и др.). Толчком к
возникновению
Я. послужила публикация в 1640 труда голл. теолога К. Янсения (С . Jan-senius)
об Августине. Резко
противопоставляя истинно верующих массе формально приемлющих церк. учение,
Янсений
утверждал, что Христос пролил свою кровь не за всех людей (мотив, близкий к
кальвинистской
доктрине о предопределении). Книги Янсения была в 1642 осуждена папой Урбаном
VIII, а в 1653
булла Иннокентия X осудила отд. тезисы его учения. Во Франции Ж. Дювержье де
Оран (известен
как аббат Сен-Сиран) сделал оплотом Я. столичное аббатство Пор-Рояль, ставшее во
2-й пол. 17 в.
важным центром франц. культуры. Репрессии против янсенистов и проявленная ими
стойкость перед
лицом королевского деспотизма и иезуитской церк. политики, а также этич.
бескомпромиссность Я.
сделали его привлекательным для Б. Паскаля и А. Арно, руководившего пор-
рояльской общиной и
вместе с П. Нико-лем создавшего логику Пор-Рояля. После Великой франц. революции
Я. исчезает
из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от
католицизма,
существует до настоящего времени.
* Gazier ?., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines
Jusqu'a nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L.,
Le jansenisine, P., 1961.
ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит.
мыслитель-
вольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много
путешествовал,
распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число
последователей. Соч. Я. Ч. не
сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его
идейных противников
Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч.
провозглашал идеи
себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения
к славе,
почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч.
выступал против
веры в бессмертие, считая смерть столь же естествен-
ЯН ЧЖУ 817
ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого
бестолкового и
суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч.
со стороны
представителей офиц. идеологии — конфуцианства.
* Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Петров А., Я. Ч.— вольнодумец
древнего Китая, «Сов. востоко-
ведение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д.
Позднсе-вой, ?., 1967, с. 106 — 18.
ЯРОШЕВСКИЙ (Jaroszewski) Тадеуш (р. 11.7.1930, Варшава), нольск. философ-
марксист. Чл. ПОРП с 1950. Осн.
работы посвящены проблемам историч. материализма, критике бурж. философии и
ревизионизма. * Nauka spoleczna
ko.iciola a socializm, Warsz., I960; Rene-sans scholastyki, jego zrodia
spoleczne i intelektualtie, Warsz., 1961; Alienacya?,
Wars/., 1966; Traktat o naturze ludzkiej, Warsz., 1980; в рус. пер.— Личность и
общество (Проблемы личности в совр.
философии — марксизм, экзистенциализм, структурализм, христ. персонализм), М.,
1973; Размышления о практике. По
поводу интерпретации К. Маркса, М., 1976.
ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 2(3.2.1969), Базель), нем.
философ-
экзистенциалист и психиатр. С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге;
с 1916 проф.
психологии, с 1921 проф. философии Гейдельбергского уп-та (в 1937 был отстранён
от преподават.
деятельности, к к-рой вернулся в 1945); с 1948 — в Базельском ун-те. В «Общей
психопатологии»
(«Allgemeine Psychopathologie», 1913) Я. на основе анализа переживаний
психически больных
предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии. После 1915
отошёл от ис-
следования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии
(анализу развития
личности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван
Гога (1922),
Ницше (1936).
После разгрома фашизма Я. получил большую популярность в кругах либеральной
интеллигенции
ФРГ; в ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die
Schuldfrage», 1946),
выступал как политич. моралист. Если в 50-х гг. консервативный либерализм Я.
имел
антикоммунистич. направленность, то в кон. 60-х гг. Я. выступил с резкой
критикой антидемократич.
и реваншистских тенденций в политич. жизни ФРГ (см. «Куда движется ФРГ?», пер. с
нем., 1909).
Место Я. в истории мысли двойственно. Его исходный идеал — бюргерский гуманизм;
идею
интеллектуальной честности для него символизирует имя Канта, идею культурной
широты — имя
Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от Хайдеггера, связаны и
преклонение Я. перед
гражд. и умств. свободолюбием антич. Греции, и его симпатии к Спинозе, и его
выпады против
клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его
филос. пути —
ощущение кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к
«мрачному
фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ницше, Я. испытал влияние
их идей. Свой
труд мыслителя Я. называл не философией, а философствованием, делая акцент на
незавершённости,
открытости умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. По мнению
Я., наше время,
уже не об-
ладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить
стройные системы
«из истока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с др.
стороны, только в
философствовании Я. видит возможность постижения реальности человека кризисной
эпохи.
Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-
мире»; 2) экзис-
тенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как
«объемлющее» —
непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытие-в-
мире» есть
«ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление
экзистенции»;
мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый
предмет
при посредстве «шифров» (Я. избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой
им
традиционно-ре-лиг. практикой опредмечивания трансценденции). Несмотря на
конфликт Я. с
теологией (к-рой он противопоставляет идеал «филос. веры»), очевидна близость
его онтологии к
традиции теизма. Согласно Я., соотнесённость экзистенций осуществляется в акте
«коммуникации»,
т. е. глубоко интимного и личностного общения в «истине». «Коммуникация» —
центр. понятие
миропонимания Я. — возводится им в ранг критерия филос. истины и отождествляется
с разумом.
Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к
чужой
экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фанатизма, но также
и
поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с поли-
тич. позицией
индивидуалистич. либерализма. Смысл философии, по Я.,— в создании путей
общечеловеч.
«коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов.
Возможность
этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.),
когда
одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших ре-лиг.-
филос.
традиций Азии. «Осевое время», как полагает Я., создало для всех времён
общечеловеч. завет личной
ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому
необходимо
обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь
обретаемой старой ис-
тины новые «шифры».
В целом философия Я.— выражение кризиса традиц. либерально-индивидуалистич.
гуманизма и
вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода
из него.
• Die geistige Situation der Zeit, В.—Lpz., 19323; Philosophie, Bd 1—3, B.,
1932; Vernunft und Existerr/,, Bremen, 1949; Vorn
Ursprung und Ziel der Geschichte, Munch., 19523; Rechenschart und Ausblick,
Munch., 1951; Die gro?en Philosophen, Bd l,
Munch., 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, Munch., 1962; Der
philosophische Glaube angesichts der
Offenbarung, Munch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psychopathologie, B.— [u.
a.], 1963; Chiffren der Transzendenz,
Munch., 1970.
• Гайденко П., Философия культуры К. Я.., «Вопр. литературы», 1972, № 9; Совр.
бурж. философия, М., 1978, гл. IV, с.
311—38; Т и п с и н а А. Н., Философия религии К. Я., Критич. анализ, Л., 1982;
Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schupp, Stuttg.,
1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Munch., 1963; Saner H.,
Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und
Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1970. С. С. Аверинцев.

ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
А
Abditum mentis (лат.) — сокровенное ума. Выражение Августина. У Дитриха
Фрайбергского (ср. Эк-
харх и Таулер) скрытая часть ума, к-рая тождественна разуму, действующему в мире
(см. Intellectus
agens).
Ab o?? (лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).
Accidens (лат.); ?????????? (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное,
привходящее
свойство.
Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.
Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.
Ad hominem, argumentum ad homi-nem (лат.) — аргумент, апеллирующий к личным
свойствам
того, о ком идёт речь или к кому обращено доказательство.
???????? (adiaphora) (греч.) — безразличное (морально). Понятие стоич. этики.
A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) — логич. ошибка, состоящая в
том, что средний
термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в
другую — без
всякого ограничения (simpliciter).
Ad mfinitum (лат.) — до бесконечности; невозможность установить последнее
основание в цепи
рассуждений или последнюю причину в цепи причин.
Ad oculos (лат.) — наглядно, воочию.
Ad геm (лат.) — к делу, по существу дела.
Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.
Aequo animo (лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.
Affirmo (лат.) — утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердит. суждение.
Первой гласной А
обозначают общеутвердит., второй гласной I — частноутвердит. суждения.
A fortiori (лат.) — тем более. В логике — доказанное для менее очевидного, тем
более признаётся
для более очевидного.
Agens (лат.) — движущая сила, действующая сущность.
Agere sequitur esse (лат.) — действовать, следовательно быть. Заключение от
активности к бытию
(схола-стич. тезис).
"A ??????? (agrapha dogmata) (греч.) — неписаное учение; тайное знание. Так
называли якобы

<< Пред. стр.

страница 323
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign