LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 321
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

19804; Reiner II., Die philosophische Ethik, ihre Fragen und Lehren in
Geschichte und Gegenwart, Hdlb., 1964; см. также лит. к
ст. Мораль.
О. Г. Дробницкий, В. Г. Иванов.
«ЭТИКА» («Ethica more geometrico demonstrata», Amst., 1677), главное произв.
Спинозы. Написано
на лат. яз. Работа над «Э.» была начата в 1662 и закончена в 1675. Напечатать её
не удалось из-за
нападок на Спинозу, вызванных публикацией в 1670 «Богословско-политиче-ского
трактата» и
уходом от власти респ. партии, глава к-рой был покровителем Спинозы. Издана
посмертно. Книга
состоит из 5 частей и построена по образцу геометрич. трактатов: каждая часть
состоит из теорем,
лемм, коллариев (выводов) и схолий (пояснений). В 1-й части мыслитель выдвигает
своё фунда-
ментальное положение о субстанции, тождественной
богу и природе, и строит онтологич. систему, главными категориями к-рой являются
субстанция,
выступающая причиной самой себя (causa sui); атрибуты, каждый из к-рых выражает
вечную и
бесконечную сущность и составляет вместе с бесконечным множеством др. атрибутов
субстанцию;
модусы, или состояния субстанции. 2-я часть посвящена природе души, её
соотношению с телом, а
также познават. способностям; в ней содержатся осн. гносеологич. выводы Спинозы
и учение о теле.
Душа и тело трактуются в «Э.» как вещь мыслящая и вещь протяжённая. Т. к. они
принадлежат к ат-
рибутам мышления и протяжения, никак не взаимодействующим друг с другом, душа не
может
побуждать тело к действию, а тело душу — к мышлению. Тем не менее душа может
познавать
телесный мир, поскольку оба атрибута являются последоват. выражением одной и той
же
субстанции. На этой «параллельности» бытия и познания основан принцип их
гармонии: «Порядок и
связь идей те же, что порядок и связь вещей». В этой части дано также учение об
истине, т. е. об
адекватных идеях, к-рыми душа познает бога, и лжи как искажённых и смутных
идеях, возникающих
из-за недостатка познания. Истинным оказывается всё положит. содержание идей.
Причина
искажения истины — деятельность воли, причём воля понимается не как желание, а
лишь как
способность утверждения и отрицания. 3-я и 4-я части излагают учение философа об
аффектах
(страстях) и представляют его этику в узком смысле. Спиноза утверждает, что
зависимость от
аффектов, принимаемая обычно за свободу, является рабством, порождённым
неадекватным
познанием. Истинная свобода — это правильное познание, к-рое приводит нас от
чужеродного
принуждения страстей к знанию собств. необходимости души. Идеал познания
совпадает с
моральным идеалом: «Высшее благо для души есть познание бога, а высочайшая
добродетель —
познавать его». 5-я, завершающая часть «Э.», посвящена пути к свободе. Им
оказывается
интеллектуальная любовь к богу, в к-рой душа обретает блаженство и вечность,
становясь «частью
бесконечной любви, к-рой бог любит самого себя» (теорема 36).
Система, построенная в «Э..», явилась переработкой и развитием идей Декарта в
форме филос.
пантеизма и считается классич. образцом рационализма 17 в., оказавшим
плодотворное влияние на
развитие зап.-европ. философии, особенно на нем. классич. и романтич. философию
17—19 вв.
Последнее академич. изд. «Э.» осуществлено К. Геб-хардтом: Opera, hrsg. v. С.
Gebhardt, Bd 2, 1925.
Рус. пер.: В. И. Модестова (1886; 19044), Н. А. Иванцова (1892). См. также Избр.
произв., т. 1, 1957.
* см. к ст. Спиноза.
«ЭТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ», система представлений, развиваемая в рамках реформистской
концепции т. н. «демократического социализма» и обосновывающая со-циалистич.
идеал не
объективно обусловленными интересами пролетариата, а якобы извечно присущими
людям нравств.
принципами. Теоретич. корни «Э. с.» уходят в учение Канта о «практич. разуме» с
его прин-
ципиальным противопоставлением естеств. необходимости автономной человеч. воле.
Осн. представители «Э. с.» — Г. Коген, П. Наторп, Э. Бернштейн, Л. Нельсон
(Германия) и др. Начав
с требования «дополнить» марксизм этич. принципами в неокантианском духе,
последователи «Э. с.»
пришли к телеологич. (см. Телеология) пониманию социализма, к замене социального
анализа
капитализма нравств. осуждением его негативных «сторон». Искажая марксизм,
«этич.» социалисты
отвергают его идеи о естест-венноисторич. характере социального прогресса, о
переходе к
социализму как закономерному результату развёртывания и разрешения антагонистич.
противо-
ЭТИЧЕСКИЙ 811
речий капиталистич. общества. Представители «Э. с.» утверждают, что марксизм
ведёт к фатализму,
умаляет человеч. инициативу, снимает проблему личной ответственности каждого за
свою судьбу и
судьбу общества. «Э. с.» отрицает марксистское учение об историч. необходимости
и воздвигает
стену между тем, что есть, и тем, что будет, между сущим и должным. Социальный
детерминизм
заменяется расплывчатыми «этич. мотивами», а концепция классовой борьбы —
концепцией
«социальной педагогики», к-рая призвана гармонизировать обществ. жизнь на основе
всё большего
«выявления» идеалов социализма, заложенных a priori в душе каждого человека,
независимо от его
классовой принадлежности. Не социальная революция, а нравств. эволюция всего
человечества —
таков, по мнению «этич.» социалистов, единственно правомерный путь к социализму,
рассматриваемому прежде всего и по преимуществу как система этич. ценностей, как
нравств. идеал,
столь же привлекательный, сколь недостижимый. Этич. трактовка социализма в её
классических,
идущих от Канта формах была наиболее распространена в С.-д. партии Германии и в
Социалистич.
партии Австрии. В той или иной степени элементы «этич.» обоснования социализма
характерны для
совр. с.-д. идеологии в целом. При этом собственно кантианские основы «Э. с.»,
как правило,
отступают на задний план, заслоняются более поздними филос. построениями антро-
пологич. типа, а
также интенсивной спекуляцией на ранних произв. К. Маркса.
Отвергая идеалистич. схемы «этич.» социалистов, марксизм-ленинизм отнюдь не
отрицает политич.
значения нравств. мотивов антикапиталистич. движения, не ставит под вопрос
возможность и
необходимость ценностного подхода к социализму, к социалистич. идеалу, к-рый
воодушевляет
борцов за социализм. Однако представления о таком идеале не могут быть поняты
вне реальных
историч. процессов. Идеалы будут нехимеричны лишь тогда, писал В.И. Ленин,
«...когда они
выражают интересы действительно существующего класса, которого условия жизни
заставляют
действовать в определенном направлении» (ПСС, т. 22, с. 101). См. также ст.
Неокантианство и лит.
к ней.
ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ, социологич. дисциплина, исследующая процессы становления и
функционирования нормативных моделей и структур в ходе социального
взаимодействия; один из
новейших вариантов феноменологической социологии.
Теоретич. основы Э. впервые были сформулированы амер. социологом X. Гарфинкелом.
Им же
введён и термин «Э.», образованный по аналогии с этнографич. термином
«этнонаука», т. е. знания о
мире, фигурирующие в примитивных обществах. Соответственно центральным в Э.
стало изучение
«этнометодов» — способов интерпретации объектов и явлений окружающего мира,
применяемых
участниками взаимодействия с целью представить своё поведение согласующимся с
лежащей в
основе взаимодействия нормативной моделью. Но, по Гарфинкелу, свойственное
индивидам
представление о существовании нормативной модели до факта взаимодействия
ошибочно. Лишь
само взаимодействие есть одновременно и процесс созидания этой модели, т. е. она
оказывается
тождественной методам, применяемым участниками взаимодействия для интерпретации
объектов и
явлений окружающего мира. Принятие этого, по терминологии Гарфинкела, феномена
«реф-
лексивности» приводит его и его сторонников (П. Мак-Хью, А. Блам, А. Сикурел и
др.) к крайне
субъективистскому и релятивистскому истолкованию социальной реальности, при к-
ром социальное
отождествляется с представлением о нём, а социальная жизнь оказывается лишённой
объективного
основания. Вместе с тем проводимые в рамках Э. конкретные исследования при-
812 ЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ
носят определённые положительные результаты при изучении обыденного сознания,
общения,
идеологии, морали.
• Новые направления в социологич. теории, М., 1978; И о-нин Л. Г., Понимающая
социология. Историко-критич. очерк,
М., 1979; Garfinkel II., Studies in ethnomethodo-logy, Engelwood Cliffs, 1967;
Ethnometliodology. Selected readings, ed. E.
Turner, L., 1975; Ethnomethodologie. Beitrage zu einer Soziologie des
Alltagshandelns, Fr./M., 1976.
ЭТНОЦЕНТРИЗМ (от греч. ? ??? — группа, племя, народ и лат. centrum — средоточие,
центр),
свойство этнич. самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь
призму
традиций и ценностей собств. этнич. группы, выступающей в качестве некоего
всеобщего эталона
или оптимума.
Термин «Э.» введён в 1906 Самнером, к-рый полагал, что существует резкое
различие между
отношениями людей внутри этнич. группы и межгрупповыми отношениями. Если внутри
группы
царят товарищество и солидарность, то в отношениях между группами преобладают
подозрительность и вражда. Э. отражает и одновременно создаёт единство этнич.
группы, чувство
«Мы» перед лицом внеш. мира. В дальнейшем значение понятия усложнилось. В
этнологии и
культурологии генезис и функции Э. связывают гл. обр. с природой межгрупповых
отношений, тогда
как психологи изучают механизмы индивидуального сознания. Фрейд считал Э.
переориентированным выражением индивидуального нарциссизма, социальная
психология
связывает его с познават. процессами категоризации.
Как и этнич. самосознание в целом, Э. нельзя рассматривать в отрыве от истории и
социально-
экономич. состояния соотвотств. этносов. Межэтнич. установки зависят от степени
интенсивности ц
направленности культурных контактов, к-рые могут быть не только враждебными, но
и
дружественными. Межэтнич. границы далеко не всегда чётки и стабильны (терр.
взаимо-
проникновение этнич. сообществ; вариативность культурных и языковых
характеристик;
проблематичность этнич. принадлежности нек-рых членов этнич. общно-стей;
взаимодействие,
пересекающее границы этнич. общностей; историч. сдвиги в этнич. принадлежности и
образе жизни).
Процессы интернационализации культуры и обществ. жизни подрывают традиц.
этноцент-рич.
установки.
• Брмлей Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Методологии, проблемы исследования
этнич. культур. Материалы
симпозиума, Ер., 1978; Кэмпбелл Д. Т., Социальные диспозиции индивида и их
групповая функциональность: эво-люц.
аспект, в кн.: Психология, механизмы регуляции социального поведения, М., 1979;
А р т а н о в с к и й С. Н., Проблема
Э., этнич. своеобразия культур и мсжэтнич. отношений в совр. зарубежной
этнографии и социологии, в кн.: Актуальные
проблемы этнографии и совр. зарубежная наука. Л., 1979; Shibutani Т., К w a n К.
М., Ethnic stratification. A comparative
approach, N. ?.— L., 1968; L e Vine R., Campbell D., Ethnocentrism: Theories of
conflict, ethnic attitudes and group behavior,
N. Y., 1971; Differentiation between social groups. Studies in the social
psychology of intergroup relations, ed. by H. Tajfel, L.,
1978.
ЭTOC (греч. ? ?? — обычай, нрав, характер), термин др.-греч. философии,
совокупность
стабильных черт индивидуального характера. Свойственные античности представления
о
неизменности человеч. характера, о том, что присущий каждому человеку
прирождённый нрав (Э.)
определяет все его проявления, явились предпосылкой антич. физиогномики и
типологии характеров
(напр., в «Нравств. характерах» Теофраста).
Древние греки, а затем и римляне приписывали опре-дел. Э. муз. ладам и стилям
ораторской речи.
Так, оратор Лисий считался непревзойденным мастером этопеи— изображения
характера человека
через стиль речи, вкладываемой ему в уста.
С Э. связано название этики, оформившейся в трудах Аристотеля как самостоят.
филос. дисциплина
— наука о нормах человеч. поведения.
• Suss W., Ethos. Studien zur alteren griechischen Rhetorik. Lpn., 1910; Schmidt
.1., Ethos. Beitrage zum antiken
Wertempfinden, Lpz., 1941; Andersort W. D., Ethos and education in Greek music.
The evidence ui poetry and philosophy, N,
Camb., [Mass.], 1966.
ЭФИР (греч. ?? ?? — верхние слои воздуха), 1) термин др.-греч. философии, один
из элементов, т.
н. пятая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня). См. Квинтэссенция. 2)
Э. м и p о в о й, с в е
т о в о й Э., гипотетич. всепроникающая среда, к-рой приписывалась роль
переносчика света и
вообще электромагнитных взаимодействий; представления об Э. господствовали в
физике до
появления спец. теории относительности А. Эйнштейна.
ЭФФЕКТИВИЗМ, направление в филос. основаниях математики, ставившее своей задачей
переосмысление «платонистской» концептуальной основы содержат. (канторовской)
теории
множеств с т. зр. принципов эмпиризма. Выдвинуто в кон. 19 — нач. 20 вв. в
работах франц.
математиков А. Пуанкаре, Э. Бореля, Р. Бэра, А. Лебега и др. Филос. значение Э.
определялось его
оппозицией к осн. абстракциям канторовского учения о бесконечном (актуальности,
выбора,
трансфинитной индукции и др.), в чём Э. явился предтечей интуиционизма и
конструктивного
направления. Не отказываясь от теоретико-множеств. методов мышления вообще, Э.
предложил
программу параллельного исследования достигнутых с их помощью результатов. При
этом он
опирался только на «реалистические» (эф-фективистски приемлемые) абстракции как
гносеоло-
гически более ценные, поскольку они предполагают понятия об эффективных методах
построения
(порождения, вычислимости или индивидуальной определи-
мости) математич. объектов. В частности, эффективное построение основы
арифметики (множества
натуральных чисел) вполне обеспечивается абстракцией потенциальной
осуществимости операции
сложения (прибавления единицы) и её предполагаемым однозначным смыслом,
определяемым по
индукции. Аналогично (не прибегая к абстракции актуальности бесконечного)
возможно
эффективное введение понятия о трансфинитных ординалах (т. е. бесконечных
порядковых числах)
на основе эффективного понятия о росте функций. Однако эффективное введение
трансфинитов в це-
лом или всех элементов континуума (числовой основы анализа) невозможно. Отсюда
проистекает
вопрос о конструктивном смысле теоретико-множеств. понятий и филос. аспект
проблемы
оснований, изученный Э.: как и в каких пределах непрерывное (континуум) можно
отобразить
дискретными средствами (арифметизиро-вать). С целью решения этих задач на основе
теоретико-
познават. установок Э. была создана дескриптивная теория множеств (функций),
развитии к-рой в
20— 30-х гг. существенно связано с работами математиков моск, математич. школы,
руководимой Н.
И. Лузиным.
• Гейтинг А., Обзор исследований по основаниям математики, М.— Л., 1936, § 2; Г
л и в е н к о В. И., Кризис основ
математики на совр. этапе его развития, в кн.: Сб. статей по философии
математики, М., 1936; Лузин H. H., Собр. соч., т.
2, М., 1958; Новиков II. С., Избр. тр., М., 1979, с. 96— 116; Вorel E., Lecons
sur la theorie des functions, P., 19283.

ю
ЮДИН Павел Фёдорович [26.8(7.9).1899, с. Апраксино, ныне Горьковской обл.,—
10.4.1968,
Москва], сов. философ и обществ. деятель, акад. АН СССР (1953; чл.-корр. 1939).
Чл. КПСС с 1918.
Окончил Ин-т красной профессуры (1931), в 1932—38 директор этого ин-та, в 1938—
44 директор
Ин-та философии АН СССР; в 1937—47 директор Объединения гос. изд-в. Работал в
аппарате ЦК
КПСС. Гл. ред. журн. «Советская книга» (1946—53). В 1953 зам. верховного
комиссара СССР в
Германии. В 1953—59 посол СССР в КНР. Осн. труды по проблемам диалектич. и
историч.
материализма, научного атеизма, теории научного коммунизма, истории марксистской
философии.
Чл. ЦК КПСС в 1952—
1961. Деп. Верх. Совета СССР в 1950—58. Гос. пр. СССР (1943).
* Материалистич. и религ. мировоззрение, М., 1930; Марксизм-ленинизм о культуре
н культурной революции, M., 1933;
Кто такие «национал-социалисты?», Свердловск, 1942; Г. В. Плеханов, Л., 1943; От
социализма к коммунизму, М.,
1962.
ЮЛИАН Флавий Клавдий (Flavins Claudius Julianus) (331, Константинополь,—
26.6.363,
Месопотамия, погребён в Тарсе), рим. император, племянник Константина Великого,
за обращение
из христианства в язычество получил у церк. историков прозвище Отступник. Учился
у риторов
Константинополя, в Никомедии слушал знаменитого Либания, позднее стал учеником
Эдесия и
вошёл в круг последователей Ямвлиха — представителей пергамской школы
неоплатонизма. В 355
был посвящён в Элевсинские мистерии. Став императором в 361 и стремясь быть
«философом на
троне», Ю. предпринял попытку возродить языч. политеизм в качестве новой гос.
религии, избегая
при этом прямого преследования христиан. Восстанавливая старые культы, Ю. считал
необходимым
создать иерархию жречества по типу христ. церкви, намеревался разработать
символику и догматику
новой религии и на основе неоплатонизма построить её теологию. Различая, по
образцу Ямвлиха,
миры умопостигае-
мый, мыслящий и чувственный, Ю. средоточием каждого из них считал бога-солнце;
солнце
чувственного мира было для него только отражением солнца умопостигаемого мира.
Автор речей-
гимнов, бесед, писем и др.
• Juliani imperatoris quae supersunt, rec. F. C. Hertlein, t. !—
2, Lipsiae, 1875—76; Oeuvres completes, texte
etabli et trad, par J. Bidez, v. 1—2, P., 1924—32; Письма, пер. Д.
Е. Фурмана, «ВДИ», 1970, № 1-3.
* Аверинцев С. С., Император Ю. и становление «византинизма», в кн.; Традиции в
истории культуры, М., 1978, с. 79—
84; Bidez J., La vie de l'Empereur Julien, P., 1930.
ЮМ (Hume) Дайвид (26. 4. 1711, Эдинбург, Шотландия, — 25. 8. 1776, там же),
англ. философ,
историк, экономист и публицист. Сформулировал осн. принципы новоевроп.
агностицизма;
предшественник позитивизма. В 1739—40 опубликовал гл. соч. «Трактат о человеч.
природе». В
1753—62 работал над 8-томной «Историей Англии», в к-рой выразил претензии
«новых» тори на
роль лидеров блока двух партий англ. буржуазии. В 1763—66 на дипломатич. службе
в Париже.
Славу на родине Ю. принесли «Эссе» (1741) на обществ.-политич., морально-
эстетич. и экономич.
темы.
Теория познания Ю. сложилась в результате переработки им субъективного идеализма
Беркли в духе
агностицизма и феноменализма. Агностицизм Ю. оставлял теоретически открытым
вопрос,
существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления (хотя в
житейской практике
он в их существовании не сомневался). Первичными восприятиями Ю. считал
непосредств.
впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными — чувств. образы памяти («идеи»)
и впечатления
внутр. опыта (аффекты, желания, страсти). Поскольку Ю. считал проблему отношения
бытия и ду-
ЮМ 813
ха теоретически неразрешимой, он заменил её проблемой зависимости простых идей
(т. е.

<< Пред. стр.

страница 321
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign