LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 316
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

В сер. нояб. 1850 Э. вынужден был переехать в Манчестер и снова заняться
«проклятой коммерцией*
— работать в торг. конторе фирмы «Эрмен и Энгельс». Это позволило ему оказывать
материальную
поддержку Марксу и его семье. По словам Ленина, «не будь постоянной
самоотверженной
финансовой поддержки Энгельса, Маркс не только не мог бы кончить „Капитала", но
и неминуемо
погиб бы под гнетом нищеты» (там же, с. 49). Через год после окончания работы в
фирме, в сент.
1870, Э. окончательно переселился в Лондон. -К этому 20-летнему манчестерскому
периоду
относится наиболее регулярная переписка, постоянный письмен-
ный обмен мнениями между Марксом и Э. по широчайшему кругу вопросов (ок. 1350
писем).
В 50—60-х гг. Э. много писал для периодич. печати, сотрудничал в «Новой амер.
энциклопедии». Он
откликался почти на все значит. события того времени. В этой работе между ним и
Марксом
осуществлялось планомерное разделение труда.
В нояб. 1850 Э. приступил к систематич. изучению воен. дела. В апр. 1851 в
рукописи «Возможности
и перспективы войны Священного союза против Франции в 1852 г.» он впервые
разработал основы
марксистской воен. теории. Впоследствии учение о материальных основах воен. дела
получило
наиболее полное развитие в «Анти-Дюринге». В 1858 он приступил к систематич.
изучению
естествознания, в письме к Марксу от 14 июля сформулировал нек-рые исходные идеи
«Диалектики
природы».
В авг. 1859 в связи с выходом в свет книги Маркса «К критике политич. экономии»
Э. написал на неё
рецензию, в к-рой показал значение первого великого открытия Маркса —
материалистич.
понимания истории,— и, приравнивая к нему выработку диалектико-материа-листич.
метода,
применённого в области политэкономии, охарактеризовал существ. черты этого
метода, в частности
соотношение исторического и логического. В окт. 1867 — июле 1868 с целью сломить
заговор
молчания офиц. бурж. науки вокруг 1-го т. «Капитала», вышедшего в сент. 1867, Э.
написал серию из
9 статей-рецензий, в к-рых раскрыл значение гл. труда Маркса.
В период 1-го Интернационала и Парижской Коммуны Э. был ближайшим помощником
Маркса по
руководству этой первой массовой междунар. организацией пролетариата. После
переезда в Лондон
он стал членом Ген. Совета Интернационала, секретарём-корреспондентом для Италии
и Испании. Э.
участвовал в работе Лондонской конференции 1871 и Гаагского конгресса 1872, вёл
непримиримую
борьбу против мелкобурж. направлений в рабочем движении — лассальянства,
прудонизма,
бакунизма.
После Парижской Коммуны, когда на очередь выдвигалась задача образования
социалистич. рабочих
партий во всех развитых странах, Э. вместе с Марксом вёл борьбу за подлинно
науч. основы
формирующихся партий. Особое внимание он уделял при этом первой массовой
марксистской
партии — герм. социал-демокра-тич. партии, в центральном органе к-рой печатались
мн. его важные
теоретич. работы: «К жилищному вопросу» (1872—73), «Анти-Дюринг» (1876—78) и др.
В 1875 в
связи с объединением герм. с.-д. партии он подверг критике проект её программы,
содержавшей
принципиальные теоретич. уступки лассальянцам (письмо Бебелю 18—28 марта и ряд
др. писем).
После введения принятого в окт. 1878 исключит. закона против социалистов,
выступая против
оппортунизма герм. социал-демократии, Э. составил известное «Циркулярное письмо»
к
руководителям партии (17—18 сент. 1879).
70-е гг.— период расцвета теоретич. деятельности Э. 30 мая 1873 в письме к
Марксу он изложил
замысел «Диалектики природы», над к-рой работал с перерывами в течение 10 лет,
до смерти
Маркса. В этой работе выделяются два периода: 1873—76 и 1878—83, к-рые разделяет
работа над
«Анти-Дюрингом». Осн. идеи «Диалектики природы» сложились и были разработаны в
первый
период. В этом произв. Э. всесторонне развил диалектико-материалистич. понимание
природы. В
«Анти-Дюринге» он дал систематич. изложение всех трёх составных частей марксизма
— диалектич.
и исто-рич. материализма, марксистской политэкономии, теории науч. коммунизма.
После смерти Маркса вся тяжесть по руководству междунар. рабочим движением и
дальнейшему
развитию марксистской теории легла на плечи Э. Он вынужден был прервать собств.
теоретич.
исследования и уделить осн. внимание завершению гл. труда Маркса — «Ка-
питала», а также переизданию мн. произв. Маркса и своих, разъяснению смысла и
значения
марксистской теории. Э. проделал гигантский труд по подготовке к изданию 2-го и
3-го тт.
«Капитала» (изд. соответственно в 1885 и 1894). «...Эти два тома "Капитала"—
труд двоих: Маркса и
Энгельса» (Ленин В. И., там же, т. 2, с. 12). В последний период жизни Э. создал
ряд выдающихся
теоретич. произведений. В марте — мае 1884 он написал кн. «Происхождение семьи,
частной соб-
ственности и государства», в к-рой применяет материалистич. понимание обществ.
жизни к
истории первобытного общества и значительно обогащает марксистскую
материалистич. концепцию.
В нач. 1886 Э. пишет работу «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой
философии», в к-рой
раскрыл соотношение между классич. нем. философией, в особенности философией
Гегеля и
Фейербаха как одним из теоретич. источников марксизма, и диалектико-
материалистич. философией
Маркса, дал определение осн. вопроса философии и очерк материалистич. понимания
истории.
Большое значение в развитии историч. материализма имели его т. н. письма об
историч.
материализме, относящиеся к 90-м гг. (П. Эрнсту 5 июня 1890, К. Шмидту 5 авг.
1890, И. Блоху 21
сент. 1890, К. Шмидту 27 окт. 1890, Ф. Мерингу 14 июля 1893, В. Боргиусу 25 янв.
1894), а также
введение к англ. изд. «Развитие социализма от утопии к науке» (1892),
опубликованное на нем. яз.
под назв. «Об историч. материализме». В указанных письмах Э. подчёркивает
диалектич. характер
историч. материализма, взаимодействие между всеми сторонами жизни общества, в
особенности
относит. самостоятельность и обратное воздействие надстройки на базис, активную
роль человека в
историч. процессе. В работе «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» (нояб.
1894) Э. развил
марксистскую теорию агр. вопроса, дал наиболее конкретное решение проблемы
преобразования сел.
хозяйства. Его последней крупной работой было введение к новому изданию работы
Маркса
«Классовая борьба во Франции», датированное 6 марта 1895.
Э. оказывал решающее воздействие на развитие социалистич. рабочего движения в
Европе и
Америке.
В 1889 он руководил подготовкой междунар. конгресса социалистов в Париже, на к-
ром был основан
2-й Интернационал, добился гегемонии марксизма в этом междунар. объединении
социалистич.
партий. В 1891 в связи с подготовкой новой программы герм. с.-д. партии Э.
опубликовал «Критику
Готской программы» Маркса и выступил с критикой проекта новой, Эрфурт-ской
программы («К
критике проекта социал-демо-кратич. программы 1891 года»). 12 авг. 1893 он
выступил в Цюрихе с
речью при закрытии 3-го конгресса 2-го Интернационала, к-рую произнёс на англ.,
франц. и нем.
языках.
Э. умер 5 авг. 1895 в 10 ч. 30 мин. вечера. Согласно его воле, после кремации
урна с его прахом была
опущена в море у Истборна, любимого места отдыха Э. на юж. берегу Англии.
Роль Э. в создании и особенно в разработке теории, к-рая по праву носит имя
Маркса, чрезвычайно
велика. Ему принадлежит заслуга всестороннего развития диалектич. материализма
(создание
целостного диалектико-материалистич. понимания природы), разработки мн.
кардинальных проблем
историч. материализма, диалектич. логики, политэкономии, теории науч.
коммунизма, вопросов
тактики революц. рабочего движения. Как подчёркивал Ленин, «нельзя понять
марксизм и нельзя
цельно изложить его, не считаясь со всеми сочинениями Энгельса» (там же, т. 26,
с. 93). • Marx-
Engels Gesamtausgabe, Abt. 1—4, В., 1975—81; Маркс К. и Энгельс Ф.,. Соч., т. 1—
50, М., 1955 —
19812; Маркс К. и Энгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистич. и
идеалистич.
воззрений. (Новая
ЭНГЕЛЬС 799
публикация первой главы «Ненецкой идеологии»), М.,1966; Ген. Совет Первого
Интернационала. Протоколы, [кн. 1—
5], М., 1961—65; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 1, М., 1969, раздел —
«Маркс, Э., марксизм», с. 350—63);
Воспоминания о Марксе и Э., М., 1956; Фридрих Э. Биография, M., 19772; Фридрих
3. Биография, пер. с нем., М., 1972;
3.-теоретик, М., 1970; Ф. Э. и совр. проблемы философии марксизма, М., 1971;
Марксистская философия в XIX в., кн.
1—2, М., 1979; Степанова ?. ?., Фридрих Э., М., 19562; Корню О., Карл Маркс и
Фридрих Э. Жизнь и деятельность, пер.
с нем., т. 1—3, М., 1959—68; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма,
M., 19742. Г. А. Багатурия.
ЭНЕРГИЯ [греч. ????????, от ??????? — действую, совершаю (на деле)], термин др.-
греч.
философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность (ср. нем.
Wirklichkeit —
действительность, от wirken — действовать). Наряду с энтелехией один из двух
терминов
Аристотеля для обозначения актуальной действительности предмета в отличие от
потенциальной
возможности (???????, potentia) его бытия. Уже у Боэция и затем в лат.
схоластике переводится как
actus. См. ст. Акт и потенция и лит. к ней.
ЭНЕСИДЕМ (???????????) из К н о с а (1 в. до н. э.?), др.-греч. философ-скептик,
последователь
Пиррона. Восстановил филос. школу скептиков (традицию Пиррона), после того как
платоновская
Академия в лице Антиоха Аскалонского отошла от скептицизма. Сформулировал десять
аргументов
против возможности точного знания — т. н. скептич. тропы (Диоген Лаэр-тий IX 79—
88; Секст
Эмпирик, Против ученых VII 345). Написал «Введение к Пиррону», не дошедшее до
нас, и
«Пирроновы речи», от к-рых сохранились краткие извлечения (Phot. Bibl. God.
212).
• см. к ст. Скептицизм.
«ЭННЕАДЫ» (Enneades), собр. соч. Плотина, составленное и изданное его учеником
Порфирием.
Состоит из шести разделов по девяти трактатов (откуда назв. «Э.», т. е.
«девятки»). Чтобы получить
число 54, Порфи-рий, видимо, разделил неск. больших трактатов на меньшие. «Э.»
разбиты на три
тома: в первом, посвящённом проблемам человека, космоса, рока и промысла,— три
«девятки»; во
втором — две «девятки», посвящённые уму (нусу) и душе; третий том посвящён
проблемам,
связанным с единым. В тематич. распределении трактатов Порфирий следовал
издателям Платона и
Аристотеля. Ряд трактатов он снабдил схолиями, не дошедшими до нас, как и комм.
к «Э.»,
составленные Проклом.
Многочисл. полные рукописи «Э.» и ряд неполных восходят к единому образцу 9—12
вв. Старейшая
рукопись 12 в. сохранила трактаты IV 7, I 1 и IV 2. Особенно многочисленны
рукописи 15 в.,
свидетельствующие о возросшем интересе к Плотину. В 1492 Фичи-но издал полный
лат. пер. «Э.».
1-е изд. греч. текста появилось в 1580 в Базеле у Пьетро Перны. Большинство
допущенных в этом
издании ошибок выправлено в изд. Ф. Крейцера — Г. Г. Мозера (F. Creuzer, G. H.
Moser, t. 1—3,
1835), содержащем греч. текст, критич. аппарат, лат. пер. и комм. Фичино,
предметные указатели к
Плотину и Фичино, лексико-грамма-тич. индекс. В 1951—73 вышли 3 тт. «Э.», изд.
П. Анри и Г. Р.
Швицером (Editio maior, на основе к-рого в 1964 вышли 2 тт. Editio minor — см.
соч. к ст. Плотин);
изд. основано на сводке всех дошедших рукописей, араб. источниках и плотиновских
цитатах у
позднейших авторов; 3-й т. содержит ценнейшие индексы имён, источников,
свидетельств.
Переводы на европ. языки: немецкий — Мюллера (H. F. Muller), Bd 1—2, 1878—80,
Хардера (R.
Harder) 1930—37; считая, что хронологич. расположение соч. Плотина даёт более
адекватное
представление об его философии, Хардер в своём издании отказался от пор-фириева
разделения на
«девятки»; новая обработка пер. Хардера при участии Бойтлера (R. Beutler) и
Тайлера (W. Theiler),
1956—71; французский — Буйе
800 ЭНЕРГИЯ
(M. N. Bouillet), t. 1—3, 1857—61, с комм. Брейе (E. Brehier); английский — Мак-
Кенна (S. McKenn),
v. 1—5, 1921—30, 4-е переизд. Пейджа (В. S. Page), 1969, Армстронга (А. Н.
Armstrong), v. 1—2,
1966—67; итальянский — ЧилентоСУ. Cilento), t. 1—3, 1947—49.
• Henry P., Etudes plotiniennes, v. l — Les Etats du texte de Plotin, P.—Brux.,
19612; v. 2 — Les manuscrits des Enneades, P.—
Brux., 19482.
ЭНТЕЛЕХИЯ (греч. ??????????, от ??????? — законченный, завершённый и ??? — имею,
нахожусь в
состоянии; собственно — нахождение-в-состоянии-полной-осуществлённости,
осуществлённость),
один из двух терминов философии Аристотеля (наряду с энергией) для обозначения
актуальной
действительности предмета, акта в отличие от его потенции, возможности (см. Акт
и потенция)
бытия; неологизм Аристотеля. В «Метафизике» (1047 а 30, ср. 1050 а 23) энергия
означает у
Аристотеля действие, переход от возможности к действительности, а энтелехия —
конечный резуль-
тат этого перехода. Однако в большинстве случаев Аристотель не соблюдает этого
различия и
употребляет термины «энергия» и «Э.» как синонимы. Поскольку материя, согласно
Аристотелю,
есть чистая возможность, то энтелехия как противоположность потенциальности
приближается к
понятию формы (ср. «О душе» 414 а 16), а т. к. конечный результат процесса
актуализации есть его
цель (греч. телос означает одновременно и «конец» и «цель»), то Э. соответствует
целевой причине.
Существенную роль понятие Э. играет в психологии Аристотеля, определяющего душу
как «первую
Э. естественного тела, потенциально обладающего жизнью» («О душе» 412 а 27).
Именно здесь
Аристотель различает «первую» (или простую) Э. и «вторую» (высшую) Э.: так,
знание (эпистеме),
понимаемое как «первая» Э., может осуществить себя далее в «умозрении» как Э.
второго порядка. В
лат. схоластике (в частности, у Фомы Аквинского) и энергия, и Э. переводятся
одним термином
«акт» (actus).
В философии нового времени понятие Э. возрождается у Лейбница, относившего его к
монадам (у
самого Аристотеля Э. никогда не имела предметного смысла). Употребление термина
«Э.» в
виталистич. биологии (напр., у Дриша) в смысле целесообразно действующей
жизненной силы также
существенно уклоняется от словоупотребления Аристотеля.
• Burchard H., Der Entelechiebegriff bei Aristoteles und Driesch, Quakenbruck,
1928 (Diss.); Chung-Hwan С h.. The relation
between the terras ???????? and ?????????? in the philosophy of Aristotle,
«Classical Quarterly», 1958, v. 8, p. 12—17; Arnold
U., Die Entelechie, W.— Munch., 1965; см. также лит. к статьям Аристотель,
«Метафизика».
ЭНТИМЕМА (греч. ?? ?????), вывод, доказательство, рассуждение, в к-рых одна или
неск.
посылок, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются,
остаются «в уме».
В таком смысле употреблял этот термин Аристотель. Соответственно в силлогистике
Э. называют
сокращённый силлогизм, в к-ром опущена одна из посылок либо заключение. Если
силлогизм есть
логически реконструированная мысль (в к-рой выявлены как все принимаемые
положения, так и
логич. связи между ними), то Э.— это практика мышления. Ради ускорения обмена
мыслями можно
опускать то, что очевидно. Вместе с тем к Э. прибегают и в тех случаях, когда
хотят отвлечь внима-
ние от той посылки, истинность к-рой можно поставить под сомнение. Имея в виду
такую практику,
Аристотель называл Э. риторич. силлогизмом. Поэтому в логике Э. анализируют в
целях
восстановления недостающих частей умозаключения и проверки его правильности.
• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; Минто В.,
Дедуктивная и индуктивная логика, пер. с англ.,
М., 1909·; Челпанов Г. И., Учебник логики, М., 1946; Клини С. К., Математич.
логика, пер. с англ., М., 1973.
ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ, коллектив авторов франц. «Энциклопедии, или Толкового словаря
наук,
искусств и ремёсел» («Encyclopedic, ou Dictionnaire raisonne des
sciences, des arts et des metiers»), изданной в 1751—80 в 17 тт. текста и 11 тт.
иллюстраций.
Вдохновители и редакторы «Энциклопедии» — Дидро и Ж. Л. Д'Алам-бер. В создании
«Энциклопедии» активно участвовали Вольтер, Кондилъяк, Гельвеции, Гольбах,
Монтескье, Руссо,
Тюрго, Рейналь, Ж. Бюффон; в ней сотрудничали передовые учёные, писатели,
инженеры. Филос. и
социально-политич. воззрения Э. неоднородны: наряду с материалистами и атеистами
среди них
были деисты; вместе со сторонниками респ. формы правления участвовали
приверженцы
«просвещённого абсолютизма». Однако Э. были свойственны такие общие черты, как
стремление к
преодолению консервативных устоев феод. общества, неприятие клерикальной
идеологии, потреб-
ность в обосновании рационального мировоззрения. Э. сыграли выдающуюся роль в
идейной
подготовке Великой французской революции, способствовали социальному и научному
прогрессу.
Как выразители передовых идей своего времени Э. подвергались преследованиям со
стороны
феодальных властителей и клерикалов.
• Д'Адамбер, Очерк происхождения и развития наук, в сб.: Родоначальники
позитивизма, в. 1, СПБ, 1910, с. 95—168;
Ducгоs L., Les encyclopodistes, P., 1900; Proust J., L'encyclopedie, P., 1965.
«ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК» («Encyk-lopadie der philosophischen
Wissenschaften
im Grundrisse», 1817), произв. Гегеля, излагающее систему его идеалистич.
философии. Состоит из 3
частей: «Логика», «Философия природы», «Философия духа». В посмертном издании
собр. соч.,
подготовленном его учениками [см.: Hegels Werke, Bd 1—19 (Bd 6, 1840; Bd 7, Abt.
l, 1842, Abt. 2,
1845)], в соч. были включены тексты из рукописей Гегеля и записей его лекций (т.
н. прибавления),
расположение материала в ряде параграфов изменено.
«Э. ф. н.» мыслится Гегелем как систематич. развёртывание всего состава науч.
знания, изложение
его начал и осн. понятий, филос. постижение целостности науки. Гегель пытается
возродить идеал
универсально-филос. знания, охватывающего весь круг знаний и построенного как
цепь кругов, ибо
каждая наука, по его мнению, являет себя как круг, замкнутый в себе и вместе с
тем служащий
основанием более обширной сферы. 1-я часть «Э. ф. н.» — наука логики, или т. н.
«Малая логика» —
совпадает по своей структуре с т. н. «Большой логикой», развитой в «Науке
логики», хотя в ряде мест
порядок категорий здесь иной. «Философия природы» представляет собой вариант
натурфилософии.
Осн. принципами её являются синтетичность филос. рассмотрения природы, понимание
природы в её
целостности в противовес аналитичности спец. естеств. наук, подчёркивание
качеств. характера сфер,
или ступеней, природы и критика редукционизма, рассмотрение природы под углом
зрения развития
её органич. целостности, роста индивидуализации в естественных явлениях,
достигающей высшей
ступени в живых организмах.
Принципом гегелевской натурфилософии является рассмотрение природы как
«отчуждения духа»,
как самопроявления идеи. Пытаясь подчинить естеств.-науч. теории принципам своей
логики, Гегель
конструирует искусств. связи и переходы между ними, отвергает возможность
рассмотрения
природы как развивающейся во времени, не приемлет ведущих достижений физики и
химии своего

<< Пред. стр.

страница 316
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign