LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 315
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

фаза в свою
очередь распадается на 4 ступени: 1) отд. члены, неспособные соединиться в
организм; 2) неудачные
соединения членов — монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому
размножению
(использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные
животные с половой
дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать
«эволюционной»,
поскольку каждая новая ступень «Вырастает из земли».
Наряду с теорией «четырёх элементов», к-рая благодаря её восприятию Аристотелем
оставалась
фундаментом европ. физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона,
Аристотеля, Эпикура,
атомистов)
796 ЭМПЕДОКЛ
оказала теория ощущения Э. (для самого Э. бывшая одновременно и теорией
познания, поскольку, по
свидетельству Теофраста, он не различал чувств. восприятие и интеллект).
Согласно этой теории от
воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения»,
проникающие в
«поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсальный
характер и объясняла
также физич. и физиологич. процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь. В
«Очищениях»
излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, её перевоплощении в
тела растений,
животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения
от скверны
(см. Орфизм). Гален считал Э. основателем сицилийской мед. школы; как учитель
Горгия он стоит у
истоков греч. риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший
ему Лукреций, в
новое время— представители романтизма (особенно Гёльдерлин). М Фрагменты: DK I,
276—375;
Bollack J., Empedocle, t. l—3, P., 1965—69 (критич. изд. «О природе» и
коммент.); Zuntz G.,
Persephone, ?xf., 1971 (критич. изд. «Очищений» и коммент.); The poem of
Empedocles' Peri Physeos.
Towards a new edition of all the fragments, ed. N. van der Ben, Amst., 1975.
• Kranz W., Empedokles. Antike Gestalt und Romanische Neuschopfung, Z., 1949;
O'B r i e n D., Empedocles cosmic cycle,
[L.—N. ?.], 1969 (лит.); Long A. A., Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties, в
кн.: Mourelatos A. P. D., The Pre-Socratics,
Garden City, 1974, p. 397—425.
ЭМПИРИЗМ (от греч. ???????? — опыт), направление в теории познания, признающее
чувств. опыт
источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено
либо как
описание этого опыта, либо сведено к нему. Э. близок сенсуализму. В
противоположность
рационализму в Э. рациональная познават. деятельность сводится к разного рода
комбинациям того
материала, к-рый даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к
содержанию знания.
В качестве целостной гносеологич. концепции Э. сформировался в 17—18 вв. Он
выступал как
материа-листич. Э., утверждавший, что чувств. опыт отражает в познании
объективно существующие
вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоложность ему субъективно-
идеалистич. Э.
признавал единств. реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). В бурж. философии
20 в.
появляется сочетание идеалистич. Э. с онтологизмом, т. е. с определ. допущениями
о реальности:
фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности понимается как
относящееся
не к психич. переживаниям субъекта, а к нек-рым объективно существующим чувств.
Сущностям
(«нейтральные элементы» мира Маха, «чувств. данные» неореалистов, «сенсибилии»
Рассела). Э.
подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного
идеализма. Логич.
Э. (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на
синтетические
(эмпирические) и аналитические, утверждает, чтя первые могут быть редуцированы
(сведены)
посредством ряда логич. процедур к регистрации показаний чувств. опыта, и
считает вторые
бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта
и
реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально
совершающегося
познават. процесса Э. вынужден выходить за пределы чувств. данных и
рассматривать их наряду с
характеристиками сознания (память, активная деятельность рассудка) и логич.
операциями
(индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания
опытных
данных в качестве средств построения теоретич. знания. Попытки сторонников Э.
обосновать
индукцию на чисто эмпирич. основе и представить логику и математику как простое
индуктивное
обобщение чувств. опыта потерпели провал.
Признавая чувств. опыт источником наших знаний, диалектич. материализм не сводит
к не.му всё
содержание знания и подчёркивает активную деятельность мышления. Чувств. опыт
понимается в
марксистской философии не как пассивное заиечатление воздействий внеш. мира, а
как социально и
культурно опосредованный познават. процесс активной деятельности субъекта.
Диалектич.
взаимосвязь чувств. и рационального познания — один из осн. принципов
марксистской
гносеологии. См. ст. Теория познания и лит. к ней.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ??????? — искусство разбирать,
судить),
«критика опыта», или махизм, субъективно-идеалистич. направление в философии и
методологии
науки, основанное в нач. 20 в. Махом и Авенариусом. См. ст. Махизм и лит. к ней.
ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ????? — один, единственный),
разновидность
махизма; разработан А. А. Богдановым, утверждавшим, что мир есть единый
организованный опыт.
Э. был подвергнут критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм»
(см. ПСС, т.
18).
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ???????? — условный знак, символ),
разновидность махизма. Разработан рус. философом П. С. Юшкевичем, согласно к-
рому реальный
мир — это совокупность символов опыта (ощущений). Субъективно-идеалистич.
принципы Э. были
подвергнуты критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см.
ПСС, т. 18).
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, филос.-ме-тодологич. категории, характеризующие
две
основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни
науч. знания.
В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм-пирич. и
теоретич. исследования.
Эмпирич. исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные
наблюдения и
эксперимента. Теоретич. исследование связано с совершенствованием и развитием
понятийного
аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в её
существ. связях
и закономерностях. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и
предполагают друг
друга в целостной структуре науч. познания. Эмпирич. исследование, выявляя новые
данные
наблюдения и эксперимен-та, стимулирует развитие теоретич. исследования, ставит
перед ним новые
задачи. С др. стороны, теоретич. исследование, развивая и конкретизируя
теоретич. содержание
науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует
и направляет
эмпирич. исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не
обогащаясь новыми
эмпирич. данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы «... видимое, лишь
выступающее в
явлении движение свести к действительному, внутреннему движению» (Маркс К., см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 1, с. 343), решает теоретич. мышление, неразрывно
связанное с эмпирич.
познанием.
На эмпирич. стадии науки (напр., опытное естествознание 17—18 и отчасти 19 вв.)
осн. средствами
формирования и развития науч. знания были эмпирич. исследование и последующая
логич.
обработка его результатов в ампирич. законах, обобщениях и классификациях.
Однако уже и на этой
стадии осуществлялось совершенствование и развитие исходных науч. абстракций,
служащих
основой для упорядочения и классификации эмпирич. материала познания. Дальнейшее
развитие
понятийного аппарата науки приводит к появлению таких логич. форм (напр.,
типологии, первичные
объяснит, схемы, модели и т. п.), содержание к-рых выходит за рамки обобщения и
сопоставления
эмпирич. данных. Формирование внутренне дифференцированных и вместе с тем
целостных
теоретич. систем знаменует собой переход науки на теоретич. стадию, для к-рой
характерно
появление особых теоретич. моделей реальности (напр., молекулярнр-кинетич. -
модель газа; см.
Идеализированный объект). Подобные
средства познания обусловливают движение теоретич. мысли, относительно
независимое от
эмпирич. уровня исследования, расширяют её эвристич. возможности. Развитие
теоретич.
содержания науки и построение многослойных теоретич. систем приводит к определ.
обособлению
теоретич. аппарата науч. познания от его эмпирич. базиса, что в свою очередь
порождает необ-
ходимость эмпирич. интерпретации теории, а также теоретич. истолкования эмпирич.
данных.
Диалектико-материалистич. решение проблемы Э. и т. в науч. познании служит
основой разработки
важнейших вопросов гносеологии, методологии и логики науки (напр., таких, как
способы получения
науч. знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и
знания,
формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии,
объяснения
и др.). См. также Теория.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1; Л е-н и н В. И., Филос. тетради,
ПСС, т. 29; Мостепанен-ко М. В., Философия и
методы науч. познания, Л., 1972, ч. 1; Степин В. С., Становление науч. теории,
Минск, 1976; Чудинов Э. М., Природа
науч. истины, М., 1977; Швырев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч.
познании, М., 1978.
ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (28. 11. 1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5. 8. 1895,
Лондон),
гениальный теоретик и великий пролет. революционер, один из основоположников
марксизма, друг и
соратник К. Маркса. «После своего друга Карла Маркса... Энгельс был самым
замечательным
ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (Л е -н
и н В. И.,
ПСС, т. 2, с. 5).
Родился в семье текстильного фабриканта. Учился в гор. школе в Бармене, затем в
гимназии в
Эльбер-фельде (1834—37). По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год
до её
окончания и заняться изучением коммерч. дела.
В 1838—41 жил в Бремене, работал в торг. конторе, в свободное время занимался
самообразованием.
В 1839 начал изучать нем. философию, в особенности произведения Гегеля. В марте
1839 написал
первую публици-стич. статью «Письма из Вупперталя». В этот период сформировались
его взгляды
как революц. демократа.
В 1841—42 отбыл в Берлине воинскую повинность, в свободное время посещал лекции
в Берлинском
ун-те, примыкал к младогегельянцам, к-рые стремились делать из философии Гегеля
атеистич. и
революц. выводы. Во 2-й пол. 1841 читал книгу Фейербаха «Сущность христианства»,
к-рая оказала
на него значит. влияние. В кон. 1841 — нач. 1842 в ряде печатных произведений
подверг критике
реакц. взгляды Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг —
философ во
Христе»). В брошюре «Шеллинг и откровение» (1842) открыто выступил как атеист и
революц.
демократ. В марте— дек. 1842 сотрудничал в газ. «Rheinische Zeitung», гл.
редактором к-рой в
октябре стал Маркс. Осенью 1842 произошёл переход Э. к коммунизму, ещё
донаучному, но
революционному. В конце ноября в редакции газеты в Кёльне Э. впервые встретился
с Марксом.
В нояб. 1842 — авг. 1844 Э. жил в Великобритании, где работал в конторе
бумагопрядильной ф-ки в
Манчестере, совладельцем к-рой был его отец. В одной из первых корреспонденции
из
Великобритании для «Rheinische Zeitung» («Внутренние кризисы», 30 нояб.) сделал
важный вывод,
что в этой стране неизбежно предстоит насильственная социальная революция,
носителем к-рой
должен быть пролетариат. В Великобритании Э. изучал социальные и политич.
отношения этой
наиболее развитой капиталистич. страны, положение рабочего класса, чартистское
движение,
эковомич., а также социалистич. и коммунистич. лит-ру, сотрудничал в оуэнистской
и чартистской
печати. Здесь со-
ЭНГЕЛЬС 797
вершается его переход от идеализма к материализму и от
революц. демократизма к выработки науч. коммунизма. «Живя в Манчестере,— писал
Э.
впоследствии,— я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические
факты, которые до
сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль,
представляют,
по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они
образуют основу,
на которой возникают современные классовые противоположности; что эти классовые
противоположности во всех странах, где они благодаря крупной промышленности
достигли полного
развития, следовательно, особенно в Англии, в свою очередь составляют основу для
формирования
политических партий, для партийной борьбы и тем самым для всей политической
истории» (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 220). Эти мысли были изложены в работе Э.
«Наброски к критике
политической экономии» (нояб. 1843, опубл. в февр. 1844 в журнале «Deutsch-
Franzosische
Jahrbucher», изд. К. Марксом и А. Руге в Париже), в трёх статьях «Положение
Англии» (янв.— март
1844, опубл. в том же журнале и в нем. парижской газ. «Vorwarts») и в книге
«Положение рабочего
класса в Англии» (сент. 1844 — март 1845, изд.— Лейпциг, 1845).
«Наброски...» — наиболее значит. произв. манчестерского периода, первая работа,
в к-рой с позиций
революц. пролетариата, коммунизма и диалектики Э., исходя из понимания
исторически
преходящего характера частной собственности, этой основы бурж. общества, подверг
критике бурж.
политэкономию и вместе с тем капиталистич. способ произ-ва. Работа оказала
большое влияние на
Маркса, к-рый считал её гениальной. По определению В. И. Ленина, Э. в ней с т.
зр. социализма
рассмотрел осн. явления бурж. экономики как необходимые следствия частной
собственности.
В кон. авг. 1844, возвращаясь из Великобритании в Германию, Э. заехал на 10 дней
в Париж, где
снова встретился с Марксом. Во время этой историч. встречи выяснилось полное
единство их
взглядов, и с этого времени начались их беспримерные дружба и почти 40-летнее
сотрудничество.
«Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы.
Европейский
пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами,
отношения которых
превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе»
(Ленин В. И., ПСС, т.
2, с. 12). Первым плодом их сотрудничества явилась кн. «Святое семейство»
(1845), направленная
против идеализма младогегельянцев.
Анализируя в кн. «Положение рабочего класса в Англии» социальные последствия
пром. революции,
Э. пришёл к открытию диалектики производит. сил и производств.
отношений. Он выдвинул здесь положение о необходимости соединения социализма с
рабочим дви-
жением. В этой книге, по словам Ленина, «Энгельс первый сказал, что пролетариат
не только
страдающий класс... А борющийся пролетариат сам поможет себе» (там же, с. 9). В
Германии Э. вёл
энергичную пропаганду коммунистич. идей, наиболее ярким образцом к-рой явились
его
«Эльберфельдские речи» (февр. 1845).
Когда в нач. апр. 1845 Э. приехал к Марксу в Брюссель, Маркс изложил Э. почти
сложившееся у него
к этому времени материалистич. понимание истории, и они решили сообща
разработать это новое
мировоззрение в форме критики нем. послегегелевской философии. После совместной
поездки летом
в Великобританию, гл. обр. для изучения экономич. лит-ры, осенью они приступили
к
осуществлению своего замысла, результатом чего явилась двухтомная рукопись
«Немецкой идео-
логии» (осн. часть написана в нояб. 1845 — апр. 1846),
798 ЭНГЕЛЬС
направленной против идеализма младогегельянцев и мелкобурж. «истинного
социализма». В этой
рукописи была сформулирована диалектика взаимодействия и развития производит.
сил и
производств. отношений и на этой основе впервые как целостная концепция
разработано первое
великое открытие Маркса — материалистич. понимание истории (историч.
материализм), к-рое
выступает здесь как непосредств. филос. основа теории науч. коммунизма.
В янв. 1846 они создали в Брюсселе коммунистич. корреспондентский к-т,
деятельность к-рого
подготовила условия для создания первой междунар. коммунистич. организации —
Союза
коммунистов. В августе по поручению комитета Э. едет в Париж, где развернул
пропаганду
коммунистич. идей. В янв. 1847 Маркс и Э. приняли предложение руководителей
Союза справедли-
вых вступить в Союз и принять участие в его реорганизации на основе принципов
науч. коммунизма.
Эта реорганизация произошла на конгрессе в Лондоне в нач. июня — 1-м конгрессе
Союза
коммунистов. Важную роль в работе конгресса сыграл Э. Конгресс принял
составленный им проект
программы — «Проект Коммунистич. символа веры»,— новый устав и марксистский
девиз
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В конце октября по поручению окружного
к-та Союза
коммунистов в Париже Э. составил новый проект программы — «Принципы коммунизма».
В кон.
нояб.— нач. дек. 1847 в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов.
Конгресс поручил
Марксу и Э. составить окончат. текст программы, к-рой и явился «Манифест
Коммунистической
партии» (1848) — первый программный документ международного коммунистического
движения.
Ок. 21 марта 1848 Э. приехал в Париж, где включился в работу ЦК Союза
коммунистов. Программу
Союза в начавшейся герм. революции Маркс и Э. сформулировали в виде «Требований
Коммунистич. партии в Германии». В начале апр. Э. вместе с Марксом возвратился в
Германию.
Здесь в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 они издавали газ. «Neue Rheinische
Zeitung», к-рая, по
определению Ленина, была «...лучшим, непревзойденным органом революционного
пролетариата...»
(там же, т. 26, с. 83). Маркс был её главным редактором, Э.— одним из
редакторов, его ближайшим
помощником. В мае — июле 1849 Э. принял непосредств. участие в вооруж. восстании
в Юго-Зап.
Германии. После поражения революции он эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем
в
Великобританию (нояб. 1849).
Ок. 10 нояб. 1849 Э. приехал в Лондон, где уже поселился Маркс. Первые три года
после революции
были посвящены гл. обр. теоретич. обобщению её опыта. С этой целью в 1850 Маркс
и Э. издавали
журн. «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue». Наиболее значит.
работами Э. в эти
годы явились «Крестьянская война в Германии» (лето 1850) и «Революция и
контрреволюция в
Германии» (авг. 1851 — сент. 1852). В них Э. развивал идеи о союзе пролетариата
и крестьянства, о
вооруж. восстании как искусстве. В марте 1850 в ходе борьбы за восстановление
Союза коммунистов
Маркс и Э. составили «Обращение Центр. комитета к Союзу коммунистов», в к-ром
дали классич,
формулировку идеи непрерывной революции.

<< Пред. стр.

страница 315
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign