LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 314
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн.
«Метафизики»), сохраняя
общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т.
е. «качественно»
(«Метафизика», 1014 а 25). Из четырёх «причин» (см. Архе) Э. оказываются только
форма и материя
как «имманентные» начала. Впоследствии значение термина сужается, закрепляясь в
основном за
«четырьмя Э.».
В геометрии — «Э. доказательства», «аксиомы» (ср. «Начала» Эвклида в традиц.
рус. пер.; согласно
В. Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой т. зр. термин «стойхейон»
проник в филос.
лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н. э. Лукреций, используя
сравнение атомов с
«буквами», впервые передал греч. ???????? как elementa, от «эл-эм-эн» — ср. рус.
«абевега» и т. д.), а
Цицерон первым применил новый термин к «четырём Э.» Эмпедокла.
ЭЛЕМЕНТЫ 793
В дальнейшем Э. стали называть составную часть сложного целого.
• Diels H., Elementum, Lpz., 1899; Burkert W., ?????????, «Philologus», 1959, Bd
103, ?., 3/4, S. 167— 197 (лит.).
ЭЛИДО-ЭРИТРЕЙСКАЯ ШКОЛА, см. в ст. Сократические школы.
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ, социально-филос. концепции, утверждающие, что необходимые
составные части
социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или
слои,
осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса
людей.
Выразителями подобного рода идей были Платон, Карлейль, Ницше. Однако как
определ. система
взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. Парето и Моска. До 2-й мировой войны
Э. т. получили
наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны — в США.
Осн. варианты
Э. т.: «макиавеллевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция),
структурно-
функциональный (С. Келлер, США), «неоэлитизм» (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие
черты Э. т.—
отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность
социальных циклов,
характеризуемых господством определ. типов элит); критика идеи нар. суверенитета
как утопич.
мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.
Исходный постулат Э. т.— абсолютизация политич. отношений. Политич. власть
рассматривается в
качестве осн. части социальных отношений, из к-рых наиболее значимы отношения
господства и
подчинения.
Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже бурж. демократии. В кон. 30-х —
40-х гг. И.
Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стремясь совместить их
принципы с
признанием бурж.-де-мократич. институтов. Манхейм утверждал, что отличит. черта
демократии —
конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический
оптимум элита-
массы» («Essays on the sociology of culture», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг.
на основе этих идей
была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Р. Даль) и идея их
«консенсуса» (согласия)
относительно существующей политич. системы (Дай, Цайглер).
Классовые корни Э. т. лежат в разделении антаго-нистич. общества на
эксплуататорское
меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определ. этап историч. развития,
связанный с
недостаточным развитием производит.
сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий
закон, след-
ствие «человеч. природы» и технологич. требований сложного произ-ва.
Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., их направленность
против
марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального
равенства всех
членов общества.
• Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; А шин Г. К., Миф об элите
и «массовом обществе», М., 1966;
Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения,
М., 1974; Нарта М., Тгория элит и
политика, пер. с чеш., М., 1978; Mosca G., Element! di scienza politlca, Mil.,
19536; Dahl R. A., Polyarchy, New Haven, 1971;
D у e T. R., Zeigler L. H., The irony of democracy: an uncommon introduction to
American politics, Belmont, 19722; Pre-witt
K., Stone A., The ruling elites, N. Y., 1973.
ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 6.1.1912, Бордо), франц. философ, социолог и юрист.
Участник Движения
Сопротивления. По своим теоретич. и политич. убеждениям Э.— клерикал-реформатор,
тесно связан
с экуменич. советом церквей.
Известность на Западе, особенно в США, Э. приобрёл с сер. 60-х гг. после
перевода на англ. яз. ряда
его книг. Согласно Э., социальный прогресс в новое время
794 ЭЛИТЫ
представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение
личности
массовым потребительским, всё более регламентированным обществом; ради
материальных благ,
приносимых наукой и техникой, люди приносят в жертву индивидуальную свободу и
духовные
ценности. При этом развитие техники, по Э., сопровождается вытеснением
гуманистич. целей
технич. средствами достижения эфемерного господства над окружающей природой и
природой
самого человека. В конечном счёте технич. средства в возрастающей мере
становятся самоцелью
безличного «технологич. общества», в к-ром люди низводятся до роли придатка к
машине. С этих же
позиций Э. рассматривает и пропаганду как средство произвольной манипуляции
сознанием и
поведением людей, а идеологию сводит просто к интеллектуальной технологии, в к-
рой идейное
содержание вытесняется технич. средствами массовой коммуникации. Отождествляя
социальный
детерминизм с технологич. императивом, Э. третирует революц. движения как
историч. аномалию,
как негативную реакцию масс на социально-экономич. и научно-технич. прогресс. По
его мнению,
революция, воплощающая в себе стихийный бунт масс, в конечом счёте приводит
якобы лишь к
результатам, прямо противоположным ожидаемым, ущемляет демократию и прокладывает
путь
деспотич., тоталитарным режимам. Историч. необходимость и человеч. свобода,
согласно Э.,
несовместимы друг с другом, так что единств. альтернативой порабощения людей
«технологич.
обществом» и их «тотального отчуждения» является борьба за индивидуальную,
трансцендентную
свободу воли, совпадающая с религ. обновлением человечества. С этих анархич.,
ин-дивидуалистич.
позиций Э. подвергает резкой критике как совр. капиталистич. действительность,
так и марксизм и
реальный социализм. Радикальное по форме, но консервативное по содержанию
обличение Э.
«технологич. цивилизации», «потребительского общества» и «массовой культуры»
оказало значит.
влияние на многих мелкобурж. идеологов движения «новых левых» в 60—70-х гг.
(особенно на Т.
Роззака, П. Гудмена, Г. Маркузе, Э. Фромма и др.), а также на представителей
«новой философии» во
Франции.
• Introduction a la discipline des eglises reformees, P., 1943: Le' fondement
theOlogique du droit, P., 1946; La technique ou
l'enjeu du siede, P., 1954; Histoire des institutions, t. 1—2, P., 1955—56;
Propagandes. P., 1962; L'illusion politiquc, P., 1965;
Politique de Dieu, politiques de l'homme. P., 1966; Autopsie de la revolution,
P., 1969; De la revolution aux revoltes, P., 1972;
L'ethique de la liberte, v. 1—2, P., 1974; L'apocalypse, P., 1975; Le Systeme
technicien, P., 1977; L'illusion politique. P., 1977;
L'empire du non-sens: I'art et la societi technicienne, P., 1980.
ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. ????????,
???????,
???????), филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее
переход от
высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим
ступеням.
Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию.
Учение об Э.
всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного
понимания перво-
источника мира. В монистич. системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Э. как
об
«естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от
преизбытка
творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно
неизбежно потому,
что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с
первопринци-пом.
Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.:
неизменяемость
высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и
уму-нусу),
возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души
от её
умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э.
обычно
провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (?????). Один из наиболее
распространённых
образов
Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а—
509 d) — был
воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-
мусульм. и
европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота
Эриугену; её
влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая
Ку-занского.
ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (англ. emergent — внезапно возникающий, от лат. emergo —
появляюсь, возникаю), идеалистич. и метафизич. концепция развития, основанная па
абсолютизации
качеств. изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как
скачкообразный
процесс возникновения новых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в работах
С. Александера
и англ. биолога и философа К. Л. Моргана. Они различают два типа изменений:
количественные
(«результанты»), определяемые алгебраич. сложением исходных элементов, и
«эмердженты», не-
сводимые к исходным и не обусловленные ими. В соответствии с градацией
«эмерджентов» Э. э.
предстаёт как учение об «уровнях существования», число к-рых варьируется от трёх
(материя, жизнь,
психика) до нескольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишь
условия для
возникновения высшего, но не порождающий его; высший включает низший, подчиняя
его себе. Э. э.
рассматривает в качестве движущего компонента развития нек-рые идеальные силы.
Так, Александер
видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. nisus — порыв, устремление) как
стремлении к высшему
и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских
философов Э. э.
получает материалистич. истолкование: они усматривают в «эмерджентности»
выражение «внутр.
динамичности» природы, не преодолевая, однако, общего недостатка Э. э. — её
метафизичность.
Теория Э. э. родственна концепциям «творч. эволюции» Бергсона, Уайтхеда, а также
теологич.
учению об эволюции
Тейяр де Шардена.
• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв.. М., 1962;
Морган Т. Г., Экспериментальные основы
эволюции, М.— Л., 1936, гл. 11 —12; S e l-1 а г s R. W., The principles and
problems of philosophy, N Y., 1926· Alexander
S., Space, time and deity, v. 1 — 2, L., 19272; Morgan C. L., Emergent
erolution, L., 19272.
ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон,— 27. 4. 1882, Конкорд, близ
Бостона), амер.
философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см.
Трансценденталисты), поэт и
эссеист. Изучал теологию в Гарвардском ун-те, был священником-унита-рием, в 1832
отказался от
церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э.
основал в Конкорде
«Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило
характер
спиритуализма: дух, по Э., — единственная реальность, природа — символ духа. С
позиций панте-
изма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевлённую, проникнутую
«сверхдушой».
Этика Э., при всей её пантеистической настроенности, резко индивидуалистична:
главное её
устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому
мировоззрению
Э. был мелкобурж. демократом: он остро критиковал окружавшую его капита-листич.
действительность, вскрывал её несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э.

частнособствен-нич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть
независимым ремесленником. Э. настойчиво проповедовал идеи свободолюбия,
выступал против
рабовладения, был яростным врагом милитаризма. Complete works, v. 1—12. Boston —
N. ?., 1903—
04; в рус. пер.— Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; Соч., т. 1—2, СПБ, 1902—
03; Высшая
душа, М., 1902; Избранники человечества, ?., 1912.
• Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, ч.
3. гл. 2; Cooke G. W., R. W. Emerson: his life,
writings and philosophy, Boston. 1881; Busk R. L., Life of R.W.Emerson, N. Y.,
1949; Bishop J., Emerson on the soul, Camb.,
1964,
ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive — вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo —
потрясаю,
волную), этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логич.
позитивизма. Согласно
этой теории, моральные суждения и термины не являются ни истинными, ни ложными,
лишены
познават. содержания, т. к. не могут быть подвергнуты верификации (опытной
проверке). Значение
их состоит лишь в том, чтобы служить для выражения нравств. эмоций (напр.,
эмоций говорящего).
Рассматривая моральные представления как произвольные, Э. даёт нигилистич.
истолкование мора-
ли. Получил распространение в 20—40-х гг. 20 в. в Великобритании, Австрии и США.
Гл.
представители — Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах.
• Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, М.,
1967, гл. 4; см. также лит. к статьям
Логический позитивизм. Неопозитивизм.
ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции
человека и
животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде
удовольствия или
неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления
жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредств. переживания
значимость (смысл)
явлений и ситуаций, состояний организма и внеш. воздействий и служат одним из
гл. механизмов
внутр. регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на
удовлетворение актуальных
потребностей (мотивации). Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями,
побуждают
субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные Э. стимулируют активность,
направленную
на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что
определ. объекты и
ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению Э., приобретают
способность
вызывать их (формируются предметные Э., имеющие предвосхищающий характер). В
экстремальных
условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н.
аффекты, бурные
кратковременные Э. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит др. психич.
процессы и
«навязывает» определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного»
разрешения ситуаций
(напр.. бегство, агрессию), к-рый оправдывает себя лишь в типичных биологич.
условиях. Т. о.,
посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает
видовой опыт.
Ориентируясь на Э., он совершает необходимые действия (напр., избегание
опасности, продолжение
рода), целесообразность к-рых остаётся для него скрытой. Э. важны и для
приобретения
индивидуального опыта. Осуществляя функцию положит. и отрицат. подкрепления, Э.
способствуют
научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя.
Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления
на новые
социально значимые явления. Формирование Э. человека — важнейшее условие
развития его как
личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы,
обязанности,
нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Высший продукт
развития Э.
человека — чувства, к-рые возникают в онтогенезе как результат обобщения
конкретных ситуа-
тивных Э. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение
человека к
обществ. явлениям, др. людям, самому себе (нравственное, эстетическое,
родительское и др.); они
отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно
воспринимаемой
ситуации. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения,
памяти,
мышления. Э. различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и не-
ЭМОЦИИ 795
осознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в
этиологии и
синдромах также и др. психич. заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность
человека в известной
мере зависит от его индивидуальных (типологич.) особенностей, решающее значение
в
формировании Э. принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском
возрасте.
Богатый мир Э., отражающий разнообразие социально ценных мотиваций,
характеризует творчески
активную, гармонично развитую личность.
• Дарвин Ч., Выражение Э. у человека и животных. Соч., т. 5, М., 1953; Павлов И.
П., ПСС, т. 3, кн. 2, М.— Л., 19512;
Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и Э., М.,1971; Дерябин В. С., Чувства,
влечения, Э., Л., 1974; Анохин П. К.,
Филос. аспекты теории функциональной системы, Избр. труды, М., 1978, с. 311—66;
С у д а-к о в К. В., Системные
механизмы эмоцион. стресса, М., 1981; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М.,
1981; J o u n g Р. Т., Emotion in man and
animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 19732; Emotions, ed. L. Levi, ?.
Y., 1975.
ЭМПЕДОКЛ (??????????) из Акраганта (ок. 490 — ок. 430 до н, э.), др.-греч.
философ. По
контрасту с Анаксагором (уединённая жизнь учёного, просветит. конфликт с
религией) антич.
биографич. традиция рисует Э. оратором и гос. деятелем (вождь демокра-тич.
партии, хотя и
аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-
знахарско-го типа.
Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о
душе в поэмах
Э. находится в полном соответствии с этим образом. Осн. соч. Э. — две
гексаметрич. поэмы (высоко-
художественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения»
(сохранилось ок. 1/10
стихов).
Натурфилософия Э. — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и
пифагорейского
учения о пропорции: 4 традиц. стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и
земля получили
статус элементов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых,
самотождественных,
количественно и качественно неизменяемых субстанций, органич. вещества
образуются из их
сочетания в определ. пропорции. Э. принял тезиз Парменида о невозможности
перехода небытия в
бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» — лишь неправильно употребляемые
имена, за к-
рыми стоит чисто механич. «соединение» и «разъединение» элементов. Т. к. для
обозначения
элементов используется мифологич. код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида
(вода), Гера
(земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и
персонифицируется как «любовь»
и «вражда», или «ненависть». Космогония Э., примыкая к традиции Анакси-мандра и
Гераклита,
строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды».
Отд.
космогонич. цикл имеет четыре фазы: 1) эпоха «любви» — все элементы слиты
воедино, образуя ка-
чественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар»
и вытесняет
«любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь»
возвращается,
постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогонич.)

<< Пред. стр.

страница 314
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign