LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 313
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

впервые
осуществляется синтез филос., экономич. и коммунистич. идей Маркса. Это — первое
экономич.
произведение Маркса, исходный пункт длит. процесса, к-рый завершился созданием
«Капитала».
Работа Маркса состоит из трёх частей (тетрадей, рукописей). В 1-й части — 27
стр. (1—27), во 2-й —
4 стр. (40—43), в 3-й — 41 стр. (1—43, две при пагинации пропущены). По
существу, вся работа
представляет собой одну рукопись и написана по единому плану.
В «Э.-ф. р.» Маркс исходит из результата, к к-рому он пришёл входе критики
гегелевской философии
права: гражд. общество определяет гос-во. Маркс приступает к критич. изучению
бурж.
политэкономии, исследовавшей анатомию гражд. общества. Опираясь в первую очередь
на А. Смита,
выделявшего в развитом бурж. обществе Англии три осн. класса — пролетариат,
буржуазию и зем.
собственников, Маркс начинает «Э.-ф,
р.» о анализа положения этих классов, их соотношения и борьбы, тенденций
развития бурж.
общества. Этому посвящены первые 3 главы — «Заработная плата», «Прибыль на
капитал»,
«Земельная рента»,— в к-рых Маркс анализирует три источника дохода (и вместе с
тем, по Смиту,
три составных части стоимости, ключевой категории бурж. экономики). В этом
триедином анализе
выделяются две осн. фазы: 1) Маркс выясняет сущность капитала, трё'х источников
дохода, чем
определяется их величина, констатирует классовую борьбу; 2) прослеживает
тенденции ра'звития
классов и классовой борьбы и приходит к выводу о поляризации бурж. общества на
два осн. класса
— рабочих и капиталистов.
Затем следует важнейший раздел «Э.-ф. р.» — глава о частной собственности и
отчуждении труда, в
к-рой Маркс исследует глубинные основы классового, бурж. общества. Отношение
между
пролетариатом и буржуазией, между трудом и капиталом — это отношение частной
собственности,
к-рая является основой бурж. общества и вместе с тем предпосылкой бурж.
политэкономии. За
частной собственностью Маркс открывает ещё более глубокую основу антагонистич.
общества —
определ. характер труда, труд по внеш. принуждению, отчуждённый труд. Отчуждение
труда, к-рое
Маркс отличает от опредмечивания труда (см. Опредмечивание и распредмечивание),
выступает в
четырёх формах: отчуждение продукта труда; самого процесса труда, трудовой
деятельности;
родовой сущности человека; человека от человека. Экономич. отчуждение является
основой всякого
иного (напр., религ.) отчуждения. В конце главы Маркс намечает программу
дальнейшего
исследования: 1) сущность частной собственности, 2) историч. характер частной
собственности (её
происхождение, развитие до противоположности между трудом и капиталом и
неизбежно
предстоящее её упразднение, снятие), 3) анализ экономич. категорий (исходя из
понимания их
основы — частной собственности и отчуждения труда). Эта программа осуществляется
в двух
следующих (2-й и 3-й) частях рукописи.
Осн. содержание 3-й части составляет анализ коммунистич. преобразования общества
как диалектич.
процесса уничтожения (снятия) частной собственности. В этой связи Маркс
подвергает критике
идеалистич. характер гегелевской диалектики и гегелевской философии вообще. В
конце рукописи
он набрасывает предисловие и приступает к анализу экономич. категорий—
разделения труда, денег.
На этом работа была прервана, закончился определ. цикл исследования.
Общая логич. структура «Э.-ф. р.»: анализ экономич. категорий, выражающих
положение и
соотношение осн. классов бурж. общества, исследование частной собственности и
отчуждения труда
как основ бурж. общества — переход к анализу конкретных экономич. категорий
бурж. общества. И
вместе с тем: соотношение классов (статика) — тенденции развития классовой
борьбы (динамика) —
частная собственность и отчуждение труда как основы бурж. общества (статика) —
их историч.
характер (динамика). Фактически, по своему осн. содержанию, «Э.-ф. р.» явились
своего рода филос.
введением в критику бурж. политэкономии. Они представляют новый этап в процессе
становления
материа-листич. понимания истории.
В «Э.-ф. р.» Маркс исследует определяющую роль труда, материального произ-ва в
жизни общества;
находит в произ-ве специфич. отличие человека от животного; подчёркивает, что
вся всемирная
история есть не что иное, как порождение человека человеч. трудом. Центр.
проблема «Э.-ф. р.» —
проблема частной собственности. Исследуя взаимодействие отчуждения труда и
частной
собственности, Маркс приближается к открытию внутр. механизма развития
материального произ-ва
— диалектики производит. сил и производств. от-
ЭКОНОМИЧЕСКО 791
ношений. Он доказывает как историч. необходимость частной собственности, так и
исторически
преходящий характер её, необходимость коммунистич. преобразования общества. На
этой основе он
углубляет своё понимание общей периодизации историч. процесса, фактически
выделяет три эпохи:
доклассовое (когда не было отчуждения труда и частной собственности) — классовое
(основанное на
отчуждении труда и частной собственности) — будущее бесклассовое коммунистич.
общество (где
будут уничтожены частная собственность и все виды отчуждения); в зародыше
намечается и
различение фаз развития будущего общества.
Со времени опубликования «Э.-ф. р.» в 1932 вокруг них развернулась острая
идеологич. борьба в
связи с попытками антимарксистов гипертрофировать проблему отчуждения,
противопоставить
молодого и зрелого Маркса, извратить диалектико-материалистич. учение о
человеке, к-рое начал
вырабатывать здесь Маркс.
«Э.-ф. р.» были впервые опубликованы в СССР: на рус. яз. частично в 1927, на
языке оригинала
полностью в 1932, на рус. яз. полностью в 1956.
• Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 2, В., 1975; Маркс К. и Энгельс Ф., Из
ранних произведений, М., 1956; их же,
Соч., т. 42; Карл Марко. Биография, М., 19732, гл. 2; Корню О., Карл Маркс и
Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 2, М.,
1961, гл. 2; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742; Лапин
Н. И., Молодой Маркс, М., 19762;
Багатурия Г. А., Выгодский В. С., Экономия, наследие Карла Маркса, М., 1976, гл.
14; Марксистская философия в XIX
в., кн. 1, М., 1979, гл. 3. Г. А. Багатурия.
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи к-
рого в
контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э.
осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию
его результатов.
Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих
принципиальное
значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики
выполняет функцию
критерия истинности науч. познания в целом.
Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У.
Гильберт, Г.
Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона,
разработавшего и первую
классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось
в теории
познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение
эмпирич. и
теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение
в диалектич.
материализме, в к-ром тезис о единстве теоретич. и экспериментальной
деятельности является
конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального,
эмпирич. и
теоретич. уровней в процессе познания (см. Эмпирическое и теоретическое).
Совр. наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных
исследований простейший
тип Э.— качеств. Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие
предполагаемого теорией
явления. Более сложен измерит. Э., выявляющий количеств. определённость к.-л.
свойства объекта.
Широкое применение в фундаментальных исследованиях получает мысленный Э.
Относясь к
области теоретич. знания, он представляет собой систему мысленных процедур,
проводимых над
идеализированными объектами. Будучи теоретич. моделями реальных
экспериментальных ситуаций,
мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности осн. принципов теории.
(См. также
Верификация, Фальсификация.)
С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь
новых форм
социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального
Э., в роли к-
рого выступает опре-дел. группа людей, является одним из участников Э., с
792 ЭКСПЕРИМЕНТ
интересами к-рого приходится считаться, а сам исследователь оказывается
включённым в изучаемую
им ситуацию. Содержание и процедуры социальных Э. обусловлены также правовыми и
моральными
нормами общества.
• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же,
Диалектика природы, там же; Ленин В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм, гл. 2, ПСС, т. 18; Сивоконь П. Е., Методологии,
проблемы естеств.-науч. Э., М.,
1968; P ы в к и н а Р. В., Винокур А. В., Социальный Э., Новосиб., 1908; М а к a
p e в и-чус К., Место мысленного Э. в
познании, М., 1971; Налимов В. В., Теория Э., М., 1971; Капица П. Л., Э.,
теория, практика, М., 1974; Ахутин А. В.,
История принципов физич. Э.: от античности до XVII в., М., 1976; Кэмпбслл Д.,
Модели Э. в социальной психологии и
прикладных исследованиях, пер. с англ., М., 1980; К у ? ? и-я н А. П., Проблема
Э. в системе обществ. практики, М.,
1981; Dingler H., Uber die Geschichte und das Wesen des Experimentes, Munch.,
1952; S i ehe l W., Die Logik des Experiments
in den Sozialwissenschaften, B., 1965.
ЭКСТАЗ (от греч. ???????? — смещение, перемещение, исступление, восторг), термин
др.-греч.
философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово
Э. означало, в
частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в телесном
плане — напр.,
«вывих», так и в душевном — «исступление», «помешательство» и т. п.). В значении
«перехода»
слово Э. употребляется, напр., у Аристотеля: «всякое движение есть Э.
движущегося» («О душе» 406
b 13). Плотин употребляет слово Э. при описании сверхумного созерцания, когда
душа, отбросив всё
чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса) и в
некоем восторге и
воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады»У1
9, 11, 23).
Э. предполагает предварит, очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добро
дет. жизни и
возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9, 11, 17). Плотиновское
понимание Э. было
воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой
(Псевдо-
Дионисий Арео-пагит, Августин).
ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. extensio — протяжение, расширение), свойство
подстановочности, проявляющееся в сохранении значений (объёмов) выражениями к.-
л. языка
относительно возможных (в данном языке) преобразований этих выражений. Поскольку
подста-
новочность обусловлена тождеством, Э. предполагает абстракцию отождествления
выражений,
принятую в том или ином языке, и соответственно указывает на интервал этой
абстракции. Так,
напр., отождествляются классы и определяющие их свойства, отношения и со-
ответств. предикаты и
т. п. Если предложения языка отождествляются по их денотативному (истинностному)
значению (см.
Денотат), то свойством Э. обладают только те новествоват. синтаксич. конструкции
языка, к-рые не
содержат предложений, выражающих косвенную или прямую речь. Это обусловлено тем,
что опе-
рации преобразования предложений в прямую или косвенную речь, а также модальные
операции не
сохраняют отношения равнообразности предложений — их тождества по истинностному
значению.
Такова, в частности, ситуация в естеств. языках, к-рым свойственны косвенные
контексты (в них
равнообразности недостаточно, чтобы определяемое ею отношение считать
тождеством). Напротив,
в языках классич. логики, где подходящим выбором универсума рассуждения
(предметной области)
косвенные контексты исключаются, а все операции над высказываниями сохраняют
отношение рав-
нообразности, именно последнее отношение оказывается единств. отношением
тождества. Т. о., в
теоретико-мно-жеств. логике и основанных на ней теориях Э. выражений
обеспечивается за счёт
неявного постулата о неразличимости равнообъёмных свойств (или объёма и
содержания понятий). В
языке самой теории множеств этот постулат формулируется уже явно в виде аксиомы,
или принципа,
Э. (равнробъёмности): любое мно-жество полностью определяется заданием его
элемен-
тов. Науч. язык, к-рый строится в соответствии с принципом, эквивалентным
принципу Э., наз.
экстенсиональным языком. В противном случае язык наз. неэкстенсиональным, или
интенсио-
нальным (см. Интенсиональность). В экстенсиональных языках абстрагируются от
психологич. и
прагма-тич. оттенков смысла выражений, поэтому они проще интенсиональных и в
этом отношении
предпочтительнее, однако с т. зр. выразит. возможностей экстенсиональные языки
беднее: их
информац. задачи всецело ограничены предметным (модельным) аспектом значения.
Кроме языков
логики, к экстенсиональным форма-лизов. языкам относятся языки математики,
химии, языки
программирования.
• Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 195Я; Фреге Г., Смысл и
денотат, пер. с нем., в кн.: Семиотика и
информатика, в. 8, ?., 1977.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. exteriorisation — обнаружение, проявление, от лат.
exterior —
наружный, внешний), в психологии процесс, в результате к-рого внутренняя психич.
жизнь человека
получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования.
Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано Л. С. Выготским в его
культур-но-
историч. теории поведения: человек овладевает собой как одной из сип природы
извне — при
помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или
иным
внутренним психологич. процессом предполагает предварительную его Э. Дальнейшую
разработку
проблема Э. получила в работах сов. психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина
и др.
• Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., I960; Леонтьев А. Н.,
Проблемы развития психики, M., 19814.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (от лат. extra — сверх, вне и polio — выправляю, изменяю),
распространение
выводов по одной части к.-л. явления на др. часть, на явление в целом, на
будущее и т. п. В
математике и статистике — продолжение динамич. ряда данных по определ. формулам
(см. также
Интерполяция). Применяется при анализе, диагнозе, прогнозе. Типичный пример
логич. Э.— вывод
об уровне культуры к.-л. социальной группы по наблюдениям за отд. её
представителями или о
перспективах культуры по тенденциям в прошлом, статистич. Э.— проекция роста
населения по
данным прошлого. Э.— один из важнейших способов совр. научно-технич. и
социально-экономич.
прогнозирования.
ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ (от лат. extra — вне, снаружи и verto — поворачиваю, обращаю),
обращённый вовне; психологич. характеристика личности, направленной на внеш. мир
и
деятельность в нём, отличающейся преобладающим интересом к внеш. объектам и т.
п. Понятие
введено Юнгом. См. Интровертивный.
ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы,— кон.
1327 или нач.
1328, Авиньон), нем. мыслитель, представитель филос. мистики позднего
средневековья в Зап.
Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском ун-те, затем в
Страсбурге и Кёльне;
был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения
были
объявлены ложными.
Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как
по форме, так и по
филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего
заострения идеи
христ. неоплатонизма Псевдо-Дионисия Ареопагита. Гл. тема его мысли — «божество»
(Gotheit),
безличный и бескачеств. абсолют, стоящий за «богом» в трёх лицах как полнотой
качеств и творч.
истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в
самом человеке
есть несотворённая «искорка», единосущная богу. Отрешаясь от своего «Я»,
соединяясь с божеств.
«ничто», че-ловеч. душа становится орудием вечного порождения богом самого себя.
Эта концепция,
неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность
интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции нем.
мистики, нередко с
нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистич. диалектика
единого божеств.-
мирового процесса, развитая Шеллингом и Гегелем. Э. и его ученики сыграли
большую роль в
становлении нем. филос. языка.
• Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936—48; в рус. пер.— Избр.
проповеди, М., 1912.
• Kopper J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbrucken, 1955; Oltmanns K.,
Meister Eckhart, Fr./M., 19572; Degenhardt I.,
Studien zum Wandel des Eckharts-bildes, Leiden, 1967.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА, др.-греч. филос. школа кон. 6— 5 вв. до н. э., в к-рую входили
Парменид, его
ученик Зенон Элейский (оба из г. Элея в Юж. Италии) и Мелисс Самосский. В учении
Э. ш. заметно
влияние идей Ксено-фана и ранних пифагорейцев. Общим для элеатов было убеждение
в том, что
чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения. Поэтому они
стремились постичь
истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности
мыслимого и
сущего. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей
филос. понятия
предельной общности (бытие, небытие, движение). Отрицая существование отд. вещей
и отвергая
возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в к-рый попадает
филос. мысль,
выходящая из-под контроля опытного знания. Недаром Платон называл их
«неподвижниками»
(«Федон» 121 В), а Аристотель— «не-физи-ками», или «противоестественниками»
(Секст Эмпирик,
Против ученых X 46). Попытки решения вопросов, поднятых Э. ш., сыграли важную
роль в
формировании философии Демокрита, Платона, Аристотеля.
• Мандес М. И., Элеаты. Филология, разыскания в области истории греч. философии,
О., 1911; Reinhardt К., Parmenides
und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn, 1916; Raven J. E.,
Pythagoreans and Eleatics, Camb., 1948; Loenen J.
H. M., Parmenides, Melissus, Gorgias, A reinterpretation of Eleatic philosophy,
Assen, 1959.
ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementa — семантич. калька греч. ????????, от ??????? — ряд,
собственно — член
ряда), термин антич. философии, первоначально — «буквы» (алфавита), затем —
простейшие начала,
элементы (ста-рослав. транскрипция — «стихии»). Уже атомисты (№ 240 Лу.)
сравнивали сочетания
атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов. Впервые Э.
(стойхейя) как
метафорич. обозначение простейших чувств. тел встречаются у Платона («Теэтет»
201 е), что
подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно к-рому Платон
первым ввёл этот
термин как обозначение физич. элементов (ср. «Софист» 252 b). Для Платона,
однако, «Э.» — не
четыре «корня» Эм-педокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их
правильные
многогранники («Тимей» 46 b, 56 b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент
становится филос.
термином, употребляющимся очень широко — от онтологии и космологии до
гносеологии и теории

<< Пред. стр.

страница 313
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign