LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 309
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Библиография, сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1975; Библиография лит-ры о Л.
Ш., сост. Н. Баранова-Шестова, Paris,
1978.
ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (Cooper) (26.2.1671, Лондон,—
15.2.1713, Неаполь),
англ. философ-моралист, эстетик, представитель деизма; граф. Ученик Локка, Ш.
выразил осн. идеи,
присущие раннему Просвещению. Сторонник свободы мысли, выступавший против церк.
религиозности и фанатизма, III. усматривал в разуме единств. критерий истины.
Используя
неоплатонич. образы (заимствуемые, в частности, у кембриджских платоников), Ш.
рисовал
величественную картину вечно творимого и творящегося космоса с единым
первоисточником
истинного, благого и прекрасного. Образ космоса у Ш.— выражение стремления
человека к идеалу
гармоничной естественности как разумной упорядоченности человеч. бытия.
Нравственность, по Ш.,
коренится во врождённом человеку «нравств. чувстве»; сущность её — в гармоничном
сочетании
индивидуальных и обществ. склонностей. Присущая Ш. эстетизация мира связана с
утверждением
эстетич. характера нравств. совершенства, неразрывного единства красоты и
нравственности. Ш.
анализировал принципы классицистич. реализма, разрабатывал важнейшую для
искусства
Просвещения проблему характера, развивал учение о «внутренней форме». Эстетич.
идеи Ш. были
систематизированы англ. философией 18 в. (Хатчесон, Юм) и развиты в англ. поэзии
и моралистич.
прозе (начиная с А. Попа,
Дж. Аддисона и Р. Стала). Ш. оказал значит. влияние на эстетич. мысль Франции
(Дидро) и особенно
Германии (К. М. Виланд, И. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, йенский
романтизм).
• Characteristicks of men, manners, opinions, times, v. l—3 L., 1711; Second
characters or The language of forms, Camb ' 1914;
в рус. пер.— Эстетич. опыты, ?., 1975.
• Михайлов А л. В., Эстетич. мир Ш., в кн.: Шефтсбери А. Э. К.,
Эстетич. опыты, М., 1975, с. 7—76; Walze!
О., Das Prometheussymbol von Shaftesbury zu Goethe Munch., 19322; Wo Iff
E., Shaftesbury und seine Bedeutung Tub.,
1960; U eh lein F. ?., Kosmos und Subjektivitat Lord Shaftesburys
philosophical regimen, Freiburg — Munch.,
1976.
ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре,— 9.5.1805, Веймар),
нем. поэт,
философ и историк. Характер мысли Ш. определён прежде всего традициями
просветит. морализма
— англ. моральной философии 18 в., а также нем. «популярной философии». Как
моралисту Ш.
присуще дуалистич. противопоставление идеального и действительного, духа и тела,
формы и
материи: в этом плане Ш. воспринимал и кантовские антиномии. Но если у
просветителей-мо-
ралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии
сущего (как у
Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира — трагич. судьба. Морализм Ш.
определяет и то, что
проблема человека, его истории и человеч. общества — главная в его философии.
Здесь Ш.
смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в сер.
90-х гг. было
обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание к-рой у Гёте
было столь же
первичным, как у Ш.— представление о расколе действительности; в отличие от Гёте
целостность у
Ш. всегда остаётся равновесием динамич. борьбы враждебных сил.
В осн. филос. соч. Ш. стремится к преодолению противоположностей. Не
противоречие между
моралью и склонностью является сущностью человеч. природы, как, напр., у Канта,
а их согласие в
достигшей гармонии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что
должно быть
достигнуто эстетич. воспитанием («Письма об эстетич. воспитании», 1795).
Придавая динамич.
характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Ш. говорит о влечении к
материи
(чувств. влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных
устремлений
является влечение к игре, к-рое, соединяя оба др. влечения, физически и морально
освобождает
человека. Если предметом чувств. влечения является жизнь, в самом широком
смысле, а предметом
влечения к форме — образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой
образ, т. е.
красота. Игра — одно из центр. понятий Ш.: это свободное самодеят. раскрытие
всех сил человека,
его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетич.
реальность») и творит
самого себя как всестороннюю гармонич. личность, а общество как общество
«эстетическое». В
прекрасном, игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность личности,
расколотой в результате
калечащего действия разделения труда, преодолеть историч. противоречие между
реальным и
должным в человеч. жизни, совр. обществе.
В философии культуры, развитой в ст. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—
96),
характерно переплетение историч. и типологич. планов анализа различных типов
культуры. В
историч. плане «наивное» — синоним нерефлектированного единства человека с
природой, в
типологич. плане «наивное» и «сентиментальное» — возможные типы художеств.
творчества
вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» — стремится к
природе, и его
поэзия идеальна. Различие между наивным и сентиментальным иск-вом есть различие
между
индивидуальностью и
ШИЛЛЕР
781
идеальностью, между иск-вом ограничения и иск-врм бесконечного стремления к
идеалу. Здесь Ш.
выступает как непосредств. предшественник типология, построений в эстетике
романтизма (антитеза
«классического» и «романтического» — у Ф. и А. Шлегелей, Щеллинга, а также у
Гегеля). В целом
филос.-эстетич. соч. Ш. представляют собой значит. шаг в развитии историзма в
эстетике.
* Schillers Werke. Nationalausgabe, Bd 20, 21, Tl 1—2 — * Philosophische
Schriften, hrsg. v. B. Wiese, Weimar,
1962—63; в рус. пер.— Собр. соч., т. 6, M., 1957.
• Асмус В. Ф., Нем. эстетика 18 в., М., 1962, гл. 5; Spranger E.,' Schillers
Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen
Schriften und Gedichten, B., 1941; Buchwald R., Schiller, neue Ausg., Bd 1—2,
(Wiesbaden], 1956; Wiese B. V., F.Schiller,
Stuttg., [1959]; Dilthey W., Schiller, Gott., [1959]; Muller R., Studien zum
heutigen Schillerbild, Gott., [1961]; Staiger E., P.
Schiller, 1Z.], 1967; Koop-mann H., Fr. Schiller, Tl 1—2, Stuttg., 19772 (лит.).
ШИНКАРУК Владимир Илларионович (р. 22.4.1928, с. Гайворон, ныне Киевской обл.),
сов.
философ, чл.-корр. АН СССР (1981), акад. АН УССР (1?78). Чл. КПСС с 1951.
Окончил в 1951
филос. ф-т Киевского ун-та им. Т. Г. Шевченко, где аатем преподавал; в 1965—68
декан филос. ф-та.
С 1968 директор Ин-та философии АН УССР. В 1969—71 и с 1979 гл. редактор журн.
«Фiлософська
думка». Осн. работы в области диалектич. материализма и истории философии.
Редактор
«Фiлософського словника», К., 1973,
• Логика, диалектика и теория познания Гегеля, Ц., 1964; Теория познания, логика
н диалектика И. Канта, К., 1974;
Единство диалектики, логики и теории познания, К., 1977.
ЩЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (10.3.1772, Ганновер,— 12.1.1829, Дрезден), нем.
критик, филолог,
философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. В статьях 90-х гг., написанных
под влиянием И.
И- Винкельмана, видел в др.-греч. поэзии прообраз истинного иск-ва, воплощение
«объективно-
прекрасного», резко критиковал культуру и иск-во нового времени за господство
«манерного,
характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к
«новому, пикантному
и поразительному» и т. п. («Об изучении греч. поэзии» — «Uber das Studium der
Griechischen Poesie»,
1795—96). В кон. 90-х гг. сформулировал программные идеи йенского кружка
романтиков (журн.
«Атеней», издававшийся Ф. и А. Шлегелями, 1798—1800). Утверждая теперь специфич.
ценность
современного, «роман-тич.» иск-ца (в его отличие от «классического», античного),
вершинами его
считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисл. статьях, фрагментах и
афоризмах выдвинул
утопич. идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетичерки преображающей
мир,
устремлённой к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном
процессе творч.
становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу
себя и своих
созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и религию [прообраз такого
слияния Ш.
видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки к-рой усматривал в
новейшем
естествознании и послекантов-ской идеалистич. философии («Разговор о поэзии» —
«Gesprach uber
die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой
динамики мира и
познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению
над огра-
ниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. В духе
Шлейермахера
раннерома-нтич. идеал культуры истолковывается Ш. как пантеи-стич. религия
«бесконечного»
(«Письмо о философии» — «Brief uber die Philosophie», 1799; «Идеи» — «Ideen»,
1799).
Формирующееся «Я» и становящийся мир, «идеальное разума» и «реальное универсума»
— два
полюса в картине мира у Ш, 1799—1800 («идеал-реализм» как соединение Фихте и
Спинозы; в
дальнейшем возрастает влияние Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать
782 ШИНКАРУК
в застывших понятиях, его можно только «откры-вать и созерцать» в символах —
художеств. образах
и филос. идеях-«прапонятиях». История сознания — это история воображения
(«пойетич. разума»),
созидающего символы.
В кёльнских лекциях по философии (1804—06) —первом систематич. изложении идей Ш.
— мир
предстаёт как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из к-рых —
только
фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-Я»; «не-Я» — это
лишь некое
«протрво-Я», или «Ты», в «пра-Я сходятся все лучи философии». Лекции содержат
всеохватываю-
щую критику фидос. систем, иди типов мировоззрений, каждое из к-рых
(материализм, скептицизм,
пантеизм, дуализм и идеализм) является звеном в «после-доват. развитии» мировой
философии.
После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой
лит-ры» (Bd l—
2,1815, рус. пер., ч. 1—2, 1829—30), продолжающей традиции Гер-дера и занимающей
значит. место
в утверждении роман-тич. историзма, нац. лит-ры рассматриваются в их
неповторимой
индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с
религ., филос.
и политич. историей. Республиканизм и приверженность идеям Великой франц.
революции в 90-х гг.
сменились в 1810—20-х гг. консервативно-романтич. идеалом «истинной империи»,
олицетворяемой
австр. сословной монархией (журн. «Concordia», 1820—23). В «Философии жизни»
(«Vorlesungen
uber die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen uber
die Philosophie der
Geschichte», Bd 1—2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische
Vorlesungen, insbesondere
uber Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной
«христ.
философии». Критикуя различные филос. системы, особенно нем. классич. идеализм,
как формы
«расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на
принципах
христ. «спиритуализма», считал восстановление внутр. целостности человеч.
сознания в единстве
всех душевных и духовных способностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д.
). Ш.— один из
основоположников нем. санскритологии и сравнит. языкознания («О языке и мудрости
индийцев» —
«Uber die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).
* Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. v. E. Behler . a.), Bd 1 — 14,
18, 18—19, 22, 29, 30, 33, 35, Mimch.— W.—
Paderborn, 1958—81 — (изд. продолжается); в рус. пер.— Лит, теория нем.
романтизма, Л., 1934, с. 169—210. • Гайм Р.,
Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Верков с кий Н. Я., Рймантизм в
Германии, Л., 1973; E n d e r s C., Fr. Schlegel.
Die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913; Wir z L., Fr. Schlegels
philosophische Entwicklung, Bonn, 1939; A n s t e
t t J. - J., La pensee religieuse de Fr. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N.,
Fr. Schlegels Poesiebegriff, Muncli., 1971. Ю. H.
Попов.
ШЛЕЙЕРМАХЕР ( Schleiermacher ) Фридрих (21. 11. 1768, Бреслау, — 12. 2. 1834,
Берлин), нем.
протестантский теолог и философ. Ок. 1800-х гг. был близок кружку йенских
романтиков. В
рапсодически-восторженных «Речах о религии» (1799, рус. пер. 1917) и «Монологах»
(1800, рус. пер.
1911) Ш. создал целостный образ ре-лиг.-эстетич. мировоззрения в духе раннего
романтизма; личное
внутр. переживание — основа религии, к-рую Ш. определяет как «созерцание
универсума», позднее
— как «чувство зависимости» от бесконечного. В дальнейшем выступил с рядом
трудов по филосо-
фии («Диалектика» — «Dialektik», 1804, изд. 1839): этике, эстетике, психологии,
протестантской
догматике. Ш. принадлежит классич. перевод Платона на нем. язык. Психологизм Ш.,
его убеждение
в первенствующей роли внутр. чувства в познании, в непостижимости высшего начала
(бога) для
разума (влияние пиетизма, а также Якоби) были подвергнуты резкой критике
Гегелем. Ш. оказал
большое влияние на либеральный протестантизм 19 в., на развитие истории
философии и педагогики
в Германии, филос. герменев-
тики.
* Samtliche Werke, Bd 1—30, В., 1835—64; Asthetik, hrsg. v. R. Odebrecht, Lpz.—
B., 1931; Hermeneutik, hrsg. ?. H.?im-
merle, Hdlb., 19742; Hermeneutik und Kritik, Fr./M., 1977.
• Орнатский Ф., Учение Ш. о религии, К., 1884; Гайм Р., Романтич. школа, пер. с
нем., М., 1891; Dil-thеу W., Leben
Schleierrnachers, Bd 1—2, В., 1922—66; Re-deker M., P. Schleiermacher. Leben und
Werk, В., 1968; Brandt R. B., The
philosophy of Schleiennaoher, N. ?., 1968; Kantzenbach f. W., F. P. B.
Schleiermaclier in Sebstzeugnissen und
Bilddokumenten. Reinbek, 19742
ШЛИК (Schlick) Мориц (14. 4. 1882, Берлин, — 22. 6. 1936, Вена), австр. философ
и физик, ведущий
представитель раннего этапа логич. позитивизма, основатель Венского кружка.
Филос. концепция Ш.
— «последовательный эмпиризм», к к-рому он пришёл, отказавшись (под влиянием
Карнапа и
Витгенштейна) от критич. реализма. Ш. основывается на понятии «чувств. данного»
— чувств.
переживания познающей личности. В знании, по Ш., передаются лишь структурные
отношения
чувств. опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая
высказывания
логики и математики, имеют чисто аналитич. характер; они суть тавтологии, не
дающие возможности
проникнуть в неощущаемую реальность· Согласно Щ., проблема познания сущности
бытия
бессмысленна; законы природы для него — формальные правила, определяемые
синтаксисом того
языка, на к-ром производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал
принцип
верификации, занимался спец. проблемами философии науки (анализ пространства и
времени,
причинности, вероятности) и этики.
• Allgemeine Jirkenntnislehre, В., 19252; Les en.qncfs scjenti-fique et la
realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Auf-
satze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.
• Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365—69.
ШОВИНИЗМ (франц, chauvinisme), крайня« форма национализма, проповедь нац.
исключительности, противопоставление интересов одной нации интереса« всех др.
наций,
распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Щ.»
появился во
Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» («La
cocarde tricolore»)
одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Ни-кола Шовен; считается,
что
прообразом этого персона-жа была реальная личность — ветеран наполеоновских войн
Н. Шовен (N.
Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «вели-
чия» Франции].
Словом «Ш.» стали обозначать различные проявления националистич. экстремизма. В
Вели-
кобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм.
Оппортунисту, течение в междунар. социалистич. движении, представители ?-poro
выступали в
период 1-й мировой войны в поддержку шовинистич. политики буржуазии своих стран,
получило
название социал-шови-низма.
Разновидность Ш. — великодержавный Ш. — идеология и политика господствующих
классов нации,
занимающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию
«высшей»
нацией. Великодержавный Ш. направлен на порабощение др. наций, их дискриминацию
в экономич.,
политич. и культурной жизни. Наиболее крайнее проявление Ш. — че-
ловеконенавистнич. идеология
и политика фащ. гчзс-в.
Марксистско-ленинские партии всегда считали одной из важнейших задач борьбу
против любых
разновидностей идеологии Ш. и её ноеителей.
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22. 2. 1788, Данциг, ныне Гданьск, — 21. 9.
1860,
Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист. Осн. соч. — «Мир как воля и
представление» («Die
Welt als Wille und Vor-stellung», Bd 1—2, 1819—44). Кантовские априорные формы —
время,
пространство, категории рассудка — сводятся Ш. к единому «закону достаточного
основания».
Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из к-рых
складывается мир как
«представление». С др. стороны, мир,
взятый как «вещь в себе», предстаёт у Ш. как слепая, безосновная «воля к жизни»,
к-рая дробится в
бесконечном множестве «объективации». Каждой объективации свойственно стремление
к абс.
господству, что выражается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же
время
множество объективаций воли существует и как иерархич. целостность, отражающая
иерархию идей
(понимаемых в платоновском смысле) — адекватных объективации воли. Высшая
ступень в ряду
объективации воли — человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый
познающий
индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его
представлении как
нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма
человека.
Социальная организация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой
сбалансированных
частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере
иск-ва и морали.
Иск-во — создание гения, основывающееся на способности «незаинтересованного
созерцания», в к-
ром субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, а объект — как идея.
Высшее из иск-в —
музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств.
отражение самой воли.
Подчёркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в
самой «воле к
жизни» с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, Ш. —в противовес
Лейбницу —
называл существующий мир «наихудшим из возможных», а своё учение —
«пессимизмом».
Подлинным основанием морали Ш. считал чувство сострадания, благодаря к-рому
обманчивая
видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.
Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., пе пользовавшаяся популярностью
при его жизни,
получила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников
философии жизни и
предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном);
влияние Ш.
испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-
на-Майне основано
Шопенгауэровское об-во.

<< Пред. стр.

страница 309
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign