LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 299
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

частности, его
«Висуддхи-магга» — энциклопедия буддизма) и «Милинда-пань-ха» («Вопросы царя
Милинды»).
Большое значение имеет «Абхидхармакоша» Васубандху.
Основой X. является буддийская идея о двух состояниях бытия («проявленном» и
«непроявленном»)
и, в частности, отождествление первого с волнением дхарм — психофизич. элементов
безличного
жизненного процесса. Акцент на том, что «Я» и мир являются лишь
быстропреходящими
комбинациями этих дхарм, подчёркивание нереальности «Я» и мира, духовной и
материальной
субстанции и одновременно реальности самих дхарм — существ. особенность X. (в
отличие от
махаяны). Так, характерной чертой X. следует признать отрицание существования
души как
самостоят. духовной сущности (доказательству этого посвящена «Милинда-паньха»).
В собственно этич. плане характерная для буддизма проповедь личного
совершенствования
принимает в X. форму подчёркнуто независимого (в частности, от любых
сверхъестеств. сил)
развития личности. Идеал совершенной личности в X.— архат (санскр.— достигший
конечной цели)
достигает совершенства самостоятельно и как бы мало беспокоясь о совершенстве
других. Будда в
X.— идеал и учитель совершенства — объект подражания и почитания. Хотя и в X.
есть элементы
его обожествления, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религ.
организации; всё это
заменено жизнью в монашеской общине. Одновременно в странах X. получил
распространение
своеобразный политеизм (соединение собственно буддийских черт с брахманизмом,
шаманизмом,
верой в духов
и т. п.).
• Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2
— Проблемы буддийской философии,
П., 1918; Stcherbatsky T h., The central conception of Buddhism and the meaning
of the word «Dharma», L., 1923; Ward Ch. H.
S., Buddhism, v. 1 — Hinayana, L., 1947; B a r e a u ?., Les sectes bouddhiques
du petit vehicule, [Saigon], 1955; см. также
лит. к ст. Буддизм.
ХОЛИЗМ (от греч. ???? — целый, весь), идеалистич. «философия целостности».
Термин введён Я.
Смэтсом в кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Согласно X.,
миром управляет
процесс творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эволюции формы
материи
преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический
процесс отвергает
закон сохранения материи. Носителем всех органич. свойств объявляется чувственно
не-
воспринимаемое материальное поле (подобное лейбницев-ской монаде), остающееся
постоянным
при всех изменениях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее
филос. понятие,
синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается «последней
реальностью
универсума». Согласно X., высшая конкретная форма органич. целостности — че-
ловеч. личность.
Придавая мистич. характер «фактору целостности», X. считает его непознаваемым.
Идеи X.
развивали А. Мейер-Абих (Германия), А. Леман (Франция). В совр. зап. лит-ре
термин «X.» иногда
используется для обозначения принципа целостности.
• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии 19 и 20 вв., М., 1962;
Кремянский В. И., Структурные уровни
живой материи, М., 1969.
756 ХОЛИЗМ
ХОЛЛИЧЕР (Hollitscher) Вальтер (р. 16.5. 1911, Вена), австр. философ и психолог-
марксист. Чл. ЦК
КПА с 1965. Осн. труды X. охватывают проблемы материа-листич. истолкования
природы, космич. и
биологич. развития, проблемы человека. Значит. внимание X. уделяет критике бурж.
идеологии и
ревизионизма.
• Tierisches und Menschliches, W., 1971; «Kain» oder Prometheus? Kritik des
zeitgenossischen Biologismus, B., 1972;
Aggressionstrieb und Krieg, Stuttg., 1973; Grundbegriffe der marxistischen
politischen Okonomie und Philosophie, W., 1974;
Der uberanstrengte Sexus. Die sogennante sexuelle Emanzipation im heutigen
Kapitalismus, B., 1975; Fur und Wider die
Menschlichkeit, Fr./M., 1977; в рус. пер.— Природа в науч. картине мира, M.,
19663; Человек в науч. картине мира, М.,
1971; Человек и агрессия. 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма, М., 1975;
Личность и гуманизм, М., 1981.
XОMAHC (Homans) Джордж Каспар (р. 11.8.1910, Бостон), амер. социолог и
социальный
психолог—нео-бихевиорист. X.— один из создателей теории малой группы,
опирающейся на идеи
структурно-функционального анализа. С нач. 60˜х гг. отошёл от функционализма и
стал определять
свою позицию как «предельный психологич. редукционизм». Возникновение
социологии, согласно
X., «было естественным следствием психологии», а поэтому «конечные принципы
объяснения в
антропологии, социологии и даже в истории...— психологические» («Sentiments and
activities», N. ?.,
1962, p. 48, 61). Исходной единицей анализа он считает «элементарное социальное
поведение», т. е.
непосредств. контакты между индивидами, и на этой основе стремится осмыслить
функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение X.
исследует на
основе теорий, заимствованных из психологии поведения и экономич. концепций
обмена. Описывая
социальное поведение как универс. обмен и формулируя правила «справедливого
обмена», X.
фактически предполагает существование единого внеисторич. набора ценностей и
условий
свободной конкуренции, описанных в классич. бурж. политэкономии.
• Fatigue of workers, N. ?., 1941; Marriage, authority and final causes, Chi.,
1955 (совм. с D. M. Schneider); Social behavior.
Its elementary forms, N. Y., 1961; The nature of social science, N. Y., 1967; An
introduction to Pareto, N. Y., 1970 (совм. с Ch.
P. Curtis).
• Loom is C. P., Loom is Z. K., Modern social theories, Princeton, 1963; The
institutions and social exchange. The sociologies of
T. Parsons and G. C. Homans, ed. by H. Turk and R. L. Simpson, Indianapolis — N.
Y., 1971.
ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1.5.1804, Москва,— 23.9.1860, с. Ивановское, ныне
Данковского
р-на Липецкой обл.), рус. публицист, религ. философ, поэт; основатель
славянофильства (см.
Славянофилы). Был близок моск. кружку любомудров. Сторонник отмены крепостного
права путём
реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политич. власть,
но предлагал
созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение обществ.
мнения,
отмена смертной казни и т. п.). Статьёй X. «О старом и новом» (1839),
распространявшейся в спис-
ках, датируется возникновение славянофильства.
Творчеству X. свойственна полемич. направленность (критика католицизма,
протестантизма,
западничества, нем. классич. идеализма и др.). В центре его воззрений — учение о
начале
«соборности» («кафолично-сти», цельности, внутр. полноте), характеризующем
природу не только
христ. церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества.
«Соборность»
трактуется X. как общий метафизич. принцип устроения бытия, описывающий
множество, собранное
силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип —
«ассоциация»,
формальное, внеш. соединение множества элементов). В дальнейшем это учение X.
стало одной из
основ концепций всеединства и личности в рус. религ. философии (Вл. Соловьёв, E.
H. Трубецкой, П.
А. Флоренский, Л. П. Карсавин, С. Л. Франк). Существование человека, по X.,
динамично: он
наделён способностью устремляться к бытию, богу, но для сохранения этой
устремлённости
необходимо особое состояние, «истинная вера», когда
всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную
цельность
(важную роль в этом X. отводил воле). Вера — это одновременно «познание и
жизнь»,
«живознание».
В социальной философии противопоставление «соборности» и «ассоциативности»
выступает у X. в
виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истинного братства» и
«условного
договора» и т. д.; идеализируя рус. крест. общину, он усматривает в ней
наибольшее приближение к
обществ. идеалу. Мировая история, по X., это история народов, каждый из к-рых
мыслится в духе
романтизма как коллективная личность, «живое лицо», наделённое неповторимым
обликом,
характером и историч. призванием. Духовные истоки нац. истории объясняются у X.
преобладанием
в них «ассоциативности» или «соборности» (общиннос-ти); с этим же связано и
возведение в
«Записках о всемирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам —
«кушитскому»
(покорность необходимости — вещественной или логической, религ. магизм и т. п.)
и «иранскому»
(свободная стихия духа, личности, устремлённость к творчеству, нравств.
самосознание и т. д.).
Специфич. характер рус. истории X., как и др. славянофилы, усматривал в
православии как единств.
источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования рус. нации, в
общинном начале
как основе обществ. устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал
зап. цивилизации
привело, по X., к разрыву между «просвещённым обществом» и народом, достигшему
апогея в
послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единств. путь к созданию
самобытной
нац. культуры. В рамках этой консервативной культурно-историч. и социальной
утопии, общей для
всех славянофилов, X., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более
критически относился
к ранним этапам рус. истории.
Автор стихотворных трагедий «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирич.
стихотворений,
проникнутых гражд. пафосом («России» и др.).
• Полк. собр. соч., т. 1—8, М., 1900—04; Соч., кн. 1—6, П., 1915; Стихотворения
и драмы, вступит, ст. Б. Ф. Егорова, Л.,
1969.
* Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157; Лясковский В. Н., А. С. X.
Его жизнь и соч., М., 1897; Завитневич В. 3.,
А. С. X., т. 1 (кн. 1—2)—2, К., 1902—13 (лит.); История философии в СССР, т. 2,
М., 1968; Gratieux ?., A. S. Khomiakov.
1804—1860, t. 1—2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-
century Russian slavophilism, v. l — A. S.
Homjakov, s'-Gra-venhage, 1961.
ХОРКХАЙМЕР (Horkkeimer) Макс (14.2.1895, Штутгарт,— 7.7.1973, Нюрнберг), нем.
философ и
социолог (ФРГ), один из основателей франкфуртской школы. Директор Ин-та
социальных
исследований (1931—65), в 1934—49 в эмиграции в США. Издатель журн. «Zeitschrift
fur
Sozialforschung» (1932—41) и серии публикаций по исследованию нац. и расовых
предрассудков
(«Studies in prejudice», v. l—5, 1949—50). Написанная X. совместно с Адорно
«Диалектика просве-
щения» («Dialektik der Aufklarung», 1948) явилась программным выражением филос.-
социологич.
идей франкфуртской школы. В развитой им т. н. критич. теории общества X. пытался
соединить
почерпнутые у К. Маркса мотивы критики бурж. общества с идеями гегелевской
диалектики и
психоанализа Фрейда, а также этики Шопенгауэра. В центре внимания X.— проблемы
историч.
антропологии, прежде всего исследование характера как сложившейся системы
реакций, играющей,
по X., решающую роль в поддержании изживших себя обществ. систем («Studien uber
Autoritat und
Familie», P., 1936, S. 3—77), анализ семьи как первичного проводника обществ.
авторитета и
одновременно источника возможной оппозиции ему и т. п. Выступал с критикой
«массовой
культуры». Отмечая много-числ. черты стагнации и регресса совр. «индустриального
общества»,
связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной
инициативы.
Сознание неизбежности этой тенденции приводило X. к пессимистич. выводам: задачу
социальной
теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тоталитаризма и
содействовать сохранению
определ. культурных моментов, созданных либерально-бурж. эпохой. Считая движущим
импульсом
критич. социологии восходящую к теологич. истокам внутр. «устремлённость к
иному», исходил из
принципиальной невозможности к.-л. позитивного изображения идеала. Оказал
значит. влияние на
идеологию леворадикального сту-денч. движения в ФРГ, от к-рого, однако, сам X.
отмежевался.
• The eclipse of reason, N. ?., 1947; Sociologica, Bd 2, Рг./М., 1962 (совм, с
Th. W. Adorno); Kritische Theorie, Bd 1—2,
Fr./M., 1968.
• см. к ст. Франкфуртская школа.
ХРИСИП (?????????) из Сол в Киликии (281/277—208/205 до н. э.), др.-греч.
философ. Третий
архонт школы стоиков после Зенона из Китиона и Клеан-фа. Развил и
систематизировал учение
Зенона; автор более 705 соч. Гл. заслуга X.— разработка логики стоицизма.
Изменения, внесённые X.
в систему Зенона, во многом не ясны; в физике X., по-видимому, принадлежит
различение судьбы и
необходимости, а также учение об основных и содействующих причинах; в этике он
утверждал
единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных
суждений, а сами
ошибочные суждения.
• Фрагменты: Arnim H. P. A. v., Stoicorum ve-terum fragraenta, v. 2—3, Stuttg.,
1968.
• Brehier E., Chrysippe et l'ancien stoicisme, nouv. ed., P., 1951; Gould J. В.,
The philosophy of Chrysippus, ?. ?., [1970]; см.
также лит. к ст. Стоицизм.
ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, направление обществ.
мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30—40-х
гг. 19 в. как
разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался
разнообразием форм, к-рое
было следствием различия во взглядах его представителей: Ф. Ламенне (Франция),
Ф. Д. Мориса, Ч.
Кингсли (Великобритания), Ф. Баадера, И. Хубера, В. Э. Кеттелера (Германия) и
др. Так, если
Ламенне придерживался демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера были
крайне
консервативны. Многие деятели Х.с. стремились и стремятся избавить
эксплуатируемых от их
бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и
средства
(партнёрство классов, нравственно-религ. самосовершенствование). В ходе эволюции
X. с.
сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей
науч. социализму и
рабочему революц. движению.
Особую роль в попытке придать христ. религии новую социальную окраску и
приспособить её к
совр. историч. условиям играют католич. церковь и выступающие под флагом
католицизма христ.-
демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. орг-ции. Модернизация
социальной
программы церкви (пасторская конституция «О церкви в совр. мире», принятая 2-м
Ватиканским
собором 1962—65; энциклика Павла VI — «Populorum progressio», 1967 и др.),
признание не-
обходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку
выработать
альтернативу коммунистич. программе преобразования мира. Вместе с тем идеи X. с.
в
трансформированном виде присущи массам верующих, к-рые в совр. условиях всё
активнее
участвуют в общедемократич., особенно в антивоен. и классовых движениях, облекая
свои
стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в ре-лиг. формы.
В условиях растущей популярности идей науч. социализма идеологи Х.с. вынуждены
критически
оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в
конечном итоге
как социал-
ХРИСТИАНСКИЙ 757
реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 59; Ленин В. И., ПСС, т. 12, с. 142—43,
т. 20, с. 103; Левада Ю. А., Совр.
христианство и социальный прогресс, М., 1962; Андреев М. В., Католицизм и
проблемы совр. рабочего и нац.-
освободит, движения, М., 1968; Шейн-ман М. М., X. с., М., 1969; Великович Л. Н.,
Религия и политика в совр.
капиталистич. обществе, М., 1970; Гpи-гулевич И. Г., Мятежная церковь в Лат.
Америке, М., 1972; Ковальский ?. ?.,
Католицизм и мировое социальное развитие, М., 1974; Daujat J., Cathplicisrae et
socialisine. Textes pontificayx et
commentaires, P., 1951s.
ХРИСТИАНСТВО (от греч. ??????? — «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых
религий
(наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в Палестине в контексте мистико-
мессианистских
движений иудаизма, с к-рым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально
распространялось
в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, во уже в первые
десятилетия получало
все больше последователей из др. народов («язычников»). До 5 в. распространение
X. происходило
гл. обр. в географич. пределах Рим. империи, а также в сфере её политич. и
культурного влияния
(Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й пол. 1-го тыс.)
— среди герм. и
слав. народов, позднее (к 13—14 вв.) — также среди балт. и фин. народов. В новое
и новейшее время
распространение X. вне Европы происходит за счёт колон. экспансии и деятельности
миссионеров.
Число приверженцев X. во всём мире превышает 1 млрд., из них в Европе — ок.475
млн., в Лат.
Америке — ок. 250 млн., в Сев. Америке — ок. 155 млн., в Азии — ок. 100 млн., в
Африке — ок. 110
млн.; католиков — ок. 660 млн., протестантов — ок. 300 млн. (вместе с сектами,
среди к-рых 42 млн.
методистов и 37 млн. баптистов), православных и приверженцев «нехалкидонских»
вероисповеданий
Востока (монофиситов, несториан и т. п.) — ок. 120 млн.
Возникновение и распространение раннего X. происходили в условиях углублявшегося
кризиса
антич. цивилизации, основанной на рабовладении, и упадка её ценностей: гражд.
этики,
дополнявшейся презрением к чужакам и игнорировавшей духовные запросы индивида;
филос.
рационализма, сдавшего позиции под натиском астрологии, неопифагорейства и т. п.
проявлений
оккультизма; наконец, антич. мировоззрения в целом, к-рое, по замечанию Ф.
Энгельса, было «...по
существу абстрактно, всеобщие, субстанциально...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч.,
т. 1, с. 604) и не
отвечало новому уровню человеч. самосознания. Отказываясь от политич.
активности, X. избрало
путь «...внутреннего спасения от испорченного мира...» (Энгельс Ф., см.тамже, т.
19, с. 314); грубой
чувственности паразитич. верхов и деморализованных низов оно противопоставило
принцип
аскетизма; высокомерию господ и сановников, культу славы — призыв «будь из всех
последним и
всем слугою» (Евангелие от Марка 9, 35) и обещание «будут первые последними и
последние
первыми» (в евангелиях неоднократно). Раннехрист. общины имели много сходства с
товари-
ществами и культовыми сообществами, характерными для быта Рим.империи; но в
отличие от
последних они приучали своих членов думать не только о своих нуждах и локальных
интересах, но о
(мистически понятых) судьбах всего мира. Раскинутые по всей империи и за её
пределами общины
ощущали своё единство как члены «вселенской» церкви. «Отрицая ... все
национальные религии и
общую им всем обрядность, и обращаясь ко всем народам без различия, христианство
само ста-
новится первой возможной мировой религией» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 19, с.
313). В этом отношении была особенно важна победа универсалистской тенденции
758 ХРИСТИАНСТВО
над иудеохристианством, державшимся за обрядность иудаизма.
Администрация цезарей долго рассматривала X. как полное отрицание офиц.
идеологии,
инкриминируя христианам (обычно выходцам из презираемых низов общества)
«ненависть к роду
человеческому»; отказ участвовать в языч. религ.-политич. церемониях (прежде
всего в культе
императора) навлекал на христиан репрессии. Влияние этого факта на мировоззрение

<< Пред. стр.

страница 299
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign