LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 298
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

подлинная «речь», как «речение», «сказание»; теряется та последняя нить, к-рая
связывала человека
и его культуру с бытием, а сам язык становится мёртвым. Поэтому задача
«прислушивания к языку»
рассматривается X. как всемирно-историческая; не люди говорят «языком», а язык
«говорит» людям
и «людьми». Открывающий «истину бытия» язык продолжает жить прежде всего в
произв. поэтов; не
случайно X. обращается к исследованию творчества Ф. Гёльдерлина, Р. М. Рильке,
Г. Тракля, С. Ге-
орге. Свою «спекулятивную филологию» X. развивал в русле традиций нем.
романтизма (Гамана,
Новалиса, позднего Шеллинга), выражая романтич. отношение к иск-ву как хранилищу
бытия,
дающему человеку «защищённость» и «надёжность».
В последние годы X. в поисках бытия всё чаще обращал свой взор на Восток, в
частности к дзэн-
буддизму (см. Дзэн), с к-рым его роднила тоска по «невыразимому» и
«неизречённому», склонность к
мистич. созерцанию и метафорич. способ выражения.
Т. о., если в первых своих работах X. попытался построить филос. систему, то
впоследствии он
провозгласил невозможность рационального постижения бытия. В це-лом
иррационалистич.
философия X. является одним из острых проявлений кризиса совр. бурж. сознания.
* Holderlin und das Wesen der Dichtung, Mimch., [1937]; Kant und das Problem der
Metaphysik, Fr./M., 195l2; Vom Wesen des
Grundes, Fr./M., 19554; Holzwege, Fr./M., 19573; Was ist Metaphysik?, Fr./M.,
19557; Unterwegs zur Sprache, Pfullingen, 1959;
Vom Wesen der Wahrheit, Fr./M., 196l4; Nietzsche, Bd l — 2, [Pfullingen, 1961];
Erlauterungen zu Holderlins Dichtung, Fr./M.,
197l4.
• Гайденко П. П., Экзистенциализм и проблема культуры. (Критика философии М.
X.), М., 1963; Г а б и т о-в а Р. М.,
Человек и общество в нем. экзистенциализме, ?., 1972; L o with К., Heidegger.
Denker in durftiger Zeit, Gott., [I9602]; S a s
s H.-M., Heidegger-Bibliographie, Meisenheim am Glan, 1969; Marx W., Heidegger
und die Tradition: eine
problemgeschichtliche Einfuhrung in die Grundbestimmungen des Seins, Hamb.,
19802. П. П. Гайденко.
ХАЛЬБВАКС (Halbwachs) Морис (11.3.1877, Реймс,— 16.3.1945, Бухенвальд), франц.
социолог,
представитель социологич. школы Э. Дюркгейма. Сторонник социализма Ж. Жореса. За
участие в
Сопротивлении был заключён в концлагерь Бухенвальд. Начав с истории философии,
X. затем
исследовал гл. обр. социологич. и социально-психологич. проблемы.
Осн. работы X. посвящены проблемам потребностей, потребления, образа жизни и
психологии
социальных классов, гл. обр. рабочего класса. Существование классов, по X.,
предполагает наличие
классового самосознания и обществ. иерархии, к-рая основана на определ. системе
социальных
ценностей: «Классы следует определять по отношению к благам, рассматриваемым как
наиболее
важные в каждом типе общества» («La classe ouvriere et les niveaux de vie», P.,
1913, p. 111). Подвер-
ХАЛЬБВАКС 753
гая критике индивидуалистич. теории потребностей и потребления, X. подчёркивал
необходимость
рассмотрения целостной социальной структуры. Правильно отмечая роль классового
самосознания в
становлении и развитии классов, он недооценивал значение форм участия в обществ.
произ-ве для
определения классовой принадлежности.
X. смягчил антипсихологич. пафос Дюркгейма в анализе самоубийства, показав роль
психич.
факторов в этом явлении («Причины самоубийства» — «Les causes du suicide»,
1930).
В работах по проблемам памяти X. показал, что память — не только
психофизиология., но и
социальная функция. Индивидуальная память существует, по X., благодаря
«коллективной памяти»
(воплощённой в традициях, социальных институтах и т. д.), а социальное
взаимодействие — важный
фактор запоминания. Социальная среда упорядочивает воспоминания в пространстве и
во времени,
она — источник как самих воспоминаний, так и понятий, в к-рых они воплощается.
Эти положения
сохраняют значение для развития социальной психологии.
* Leibniz, nquv. ed., P., 1930; L'evolution des besoins dans lea classes
sociales et ouvrieres, p., 1933; Genre de vie, P., 1939; La
memoire collective, P., 1950; Les cadres socjaux de la memoire, nouv. ed., P.,
1952; Esquisse d'une Psychologie des classes
sociales, P., 1955; в рус. пер.— Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в
сб.: Происхождение религии в понимании
бурж. ученых, М., 1932.
• Совр. социологическая теория..., сост. Г. Беккер и А. Бос-ков, пер. с англ.,
М., 1961, гл. 22; История бурж. социологии
первой пол. 20 в., М., 1979.
ХАН (Hahn) Эрих (р. 5.3.1930, Киль), нем. философ-марксист (ГДР), чл.-корр. АН
ГДР (1974). Чл.
СЕПГ с 1951. Директор Ин-та марксистско-ленинской философии АОН при ЦК СЕПГ (с
1971), пред.
Науч. совета по филос. исследованию в ГДР. Область науч. исследований: проблемы
историч.
материализма, теоре-тич. проблемы марксистской социологии. Кандидат в чл. ЦК
СЕПГ (с 1?7?),
чл. ЦК СЕПГ (с 1981).
• Soziale Wirklichkeit und soziologische Erkenntnis. Philosophisch-
methodologische Aspekte der soziologischen Theorie, B.,
1965; в рус. пер.— Историч. материализм и марксистская социология, М., 1971;
Материалистич. диалектика и классовое
сознание, М., 1977.
ХАНЬ ФЭЙ, Хань Фэй-цзы (ок. 280—233 до н. э.), др.-кит. мыслитель, завершивший
систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть
совр. провинции
Хэнань). Ученик Сюнъ-цзы, автор трактата «Хань Фэй-цзы (Трактат учителя Хань
Фая)».
Синтезировал взгляды трёх легистских течений: принцип управления с помощью
законов,
предписаний (фа) Шан Яна, принцип власти, силы, авторитета (ши) Шэнь Дао (395—
315 до н. э.;
нек-рые авторы причисляют его к даоским мыслителям) и принцип метода, искусства
власти,
управления (ту) Шэнь Бухая (385— 337 до н. э.). Эти принципы X. Ф. соединил в
теорию деспотич.,
власти с принципом фа в качестве центрального. Использовав идеи конфуцианства
[постулат о «вы-
прямлении (исправлении) имён» и тезис Сюнь-цзы, что «человек по своей природе
зол»], моизма
(принципы «взаимной выгоды» и «истинности имён»), даосизма (концентрация
«недеяния» и др.), X.
Ф. создал своеобразную философию права. Провозглашал непрестанную изменчивость
всех вещей
(включая дао и ли-прин-цип), отрицал существование духов. В философии истории
развивал мысль о
решающем характере воздействия народонаселения и имущественного неравенства на
историч.
процесс.
• Иванов А. И., Материалы по кит. философии. Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы,
СПБ, 1912; Ян Ю н - г о, История
др.-кит. идеологии, М., 1957, о. 400—19; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с.
224—83; Wing-tsit Chan, A source book in
Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 252— 261; F o r k e A.. Geschichte der
alten chinesischen Philosophie Hamb., 1964, S.
461—82. С. Кучера, Л. С. Переломов.
754 ???
ХАНЬ ЮЙ, Хань Туйчжи, Хань Чанли
(768—824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со своим племянником, другом и
учеником Ли АО
(Ли Сичжи, 772—841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров.
Хэнань). X. Ю.
первым использовал термин «саць пинь» — «три ступени» в отнесении к че-ловеч.
природе (высшая
— абсолютно хорошая; среднюю можно повести в обоих направлениях; низшая —
абсолютно
плохая), к-рую он отделял от чувств; свою природу человек получает при рождении,
чувства же
обретает в контакте с внеш. вещами. X. Ю. расширил термин жэнь (человечность,
гуманность) до
понятия «всеобщей любви». X. Ю. и Ли АО выступили с защитой конфуцианства в
условиях влияния
буддизма и даосизма; в центре внимания их стояла проблема человеч. природы, при
этом они
опирались на такие классич. произв., как «Ицзин», «Да сюе» («Великое учение») и
«Чжун юн»,
ставшие впоследствии основой неоконфуцианства, установили «дао тун» — «прямую
линию пе-
редачи настоящего учения» от легендарных Яо, Шуня и Юя, через Тана, Вэнь-вана,
У-вана, Чжоу-
гуна до Конфуция и Мэн-цзы.
• Конрад Н. И., X. Ю. и начало кит. Ренессанса, в его кн.: Запад и BОСТОК, М.,
1972, с. 103—31; Forke ?., Geschichte der
mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 287—301; L i u W u-c
h i, A shqrt history of Confucian philosophy,
Harmondsworth, 1955, p. 138—43.
ХАРАКТЕР (от греч. ???????? — отпечаток, признак, отличит, черта) в психологии,
целостный и
устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, проявляющийся в отд.
актах и
состояниях его психич. жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и
свойственном
человеку круге эмоциональной жизни. X. человека выступает в качестве основы его
поведения и
составляет предмет изучения характерологии (термин введён нем. философом Ю.
Банзеном —
«Очерки по характерологии», «Beitrage zur Charakterologie», Bd 1—2, 1867).
Как особая область психологич. исследований изучение X. получило развитие гл.
обр. в нем.
психологии 1-й пол. 20 в., исходившей в значит. мере из идей философии жизни,
феноменологии и
др., причём термин «X.» нередко выступал как синоним личности.
Первый систематич. анализ различных аспектов X. был дан Клагесом («Принципы
характерологии»,
«Prinzipien der Charakterologie», 1910) на основе развитого им учения о
выражении. В т. н.
конституциональной типологии нем. психиатра Э. Кречмера (1921) получил
законченное выражение
статич. подход к X. как некоей неизменной структуре осн. черт, соответствующей
строению тела (см.
Темперамент), причём как психич., так и соматич. конституция определяются, по
Кречмеру, в
конечном счёте врождёнными, прежде всего эндокринными, факторами (близок
Кречмеру в своей
морфологич. концепции X. амер. психолог У. Шелдон). В типологии Юнга (1921)
выделяются
экстравертивный и интравер-тивный типы характера (личности), отличающиеся
преобладанием
направленности (установкой) на внеш. объект или на внутр. мир мыслей и
переживаний.
Динамич. и генетич. подход к X. получил распространение в психоанализе
(индивидуальная
психология А. Адлера и др.), отводящем решающую роль в формировании X. событиям
раннего
детства; образование тех или иных черт X. истолковывается при этом как
своеобразный способ
решения нек-роц конфликтной ситуации (в концепции Райха X. в целом предстаёт как
«панцирь»,
отчуждённая система защитных реакций человека). В психоанализе и идущих от него
различных
течениях глубинной психологии делается акцент на бессознат. и иррациональных
истоках X. В
концепции нем. учёнрго Р. Хайса (1936) разнонаправленность влечений и
способностей
рассматривалась как осн. конфликт, определяющий формирование X. и личности. Ф. Л
ерш в работе
«Строение X.» («Der Aufbau des Charakters», 1938; 4 изд. под назв. «Строение
личности», «Der Aufbau
der Person», 1951), сыгравшей ведущую роль в последующем разви-
тии нем. характерологии, попытался, отталкиваясь от теорий Фрейда и Клагеса,
развить учение о
«слоях» X., выделяя в нём внутр., «эндотимную», основу (настроения, чувства,
аффекты, влечения и
т. д.) и личностную «надстройку».
В англосаксонской психологич. лит-ре изучение X. о самого начала велось в рамках
«исследования
личности»; после 2-й мировой войны и в нем. психологии термин «X.» вытесняется
термином
«личность».
Сов. психология, исходя из марксистского понимания человека как совокупности
обществ.
отношений, подчёркивает социально-историч. обусловленность X. и рассматривает
его нак сложное
единство индивидуального и типологического, как результат взаимодействия
наследств. задатков и
качеств, вырабатываемых в процессе развития личности и её воспитания.
• Психоанализ и учение о X., М.— П., 1923; Л а з у р-ский А. Ф., Классификация
личностей, Л., 19243; Выготский Л. С.,
К вопросу о динамике детского X., в сб.: Педология и воспитание, М., 1928; Юнг
К. Г., Психологич. типы, Цюрих, 1929;
Кречмер Э., Строение тела и X., М.— Л., 19302; Теплов Б. М., Проблемы
индивидуальных различий, М.,19б1; Мейли р.,
Структура личности, в кн.: (Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и
Ж. Пиаже, Пер. с франц., в. 5, ?.,
1975; Jahrbuch der Cha-rakterologie, hrsg. v. E. Utitz, Bd 1—6, B., 1924—29; см.
также лит. к ст. Личность.
ХАРИЗМА (греч. ??????? — милость, благодать, божеств, дар), исключит.
одарённость;
наделённость какого-либо лица (харизматич. лидера — пророка, проповедника,
политич. деятеля),
действия, института или символа особыми качествами исключительности,
сверхъестественности,
непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев
или
последователей. Термин впервые применён в со-циологич. концепциях Трёльча и М.
Вебера.
ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (8. 8. 1694, Друма-лиг, Сев. Ирландия,— ок. 1747,
Глазго), шотл.
философ. Взгляды X. сложились под влиянием Шефтсбери. X. считал, что в основе
нравственности,
религии и крат соты лежат внутр. врождённые чувства — моральное, религиозное и
эстетическое.
Моральное чувство, по X.,— это инстинктивное эмоциональное одобрение и осуждение
поступков,
источник и критерий нравств. оценок и суждений. Добродетель X. понимал как
склонность к
всеобщему благу, однако его этика основана не на утилитарном расчёте (что
характерно для утилита-
ризма), а имеет эмоциональный характер: её стимул — незаинтересованная
удовлетворённость. От
человеколюбия, подобного естеств. тяготению, производно сознание долга. Учение
X. противостояло
эвдемонизму и рационализму Мандевиля и Гоббса. Эстетика X., проистекающая из
эстетич. чувства,
осн. принципом прекрасного признаёт гармонию, единство в многообразии. S Works,
v. 1—6,
Glasgow, 1769—74; в рус. пер.— ?. ??., м Д., Смит ?., Эстетика, ?., 1973, с. 43—
269.
• Мееровский Б. В., Эстетика Фр. X., в кн.: ?. ??., Ю м Д., С м и т ?.,
Эстетика, М., 1973, с. 7—41; Scott W. R., F.
Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, N. Y.,
1966.
ХАУСХОФЕР (Haushofer) Карл (27.8.1869, Мюнхен,— 13.3.1946, Пель, близ
Вайльхайма), нем.
геополитик, один из основателей школы геополитики в Германии. Издавал журн.
«Zeitschrift fur
Geopolitik» (1924—44). Через своего ученика Р. Гесса был близок к руководству
нацистской партии.
Основой геополитич. концепции X. послужило изучение им истории становления и
географич.
распространения гос-в Д. Востока, прежде всего Японии, на примере к-рой он
пытался
продемонстрировать взаимосвязь между пространственным ростом гос-ва и развитием
составляющей
его этнич. общности. Развивая взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена, X. придал
геополитике тот вид, в к-
ром она стала частью офиц. доктрины фаш. «третьего рейха» и служила теоретич.
основанием
гитлеровской агрессии (тезисы о «недостаточности жизненного пространства» и
«неудовлетворительности границ» Германии, о «чрезмерной» плотности населения и
т. п.). В работах
X. эклектически сочетаются географич.
детерминизм, расовая теория и концепция гос-ва как живого организма. После 2-й
мировой войны
последователи X. пытаются отделить его взгляды от гитлеровской доктрины и
приспособить
«очищенные» положения геополитики к интересам гос.-монополистич. капитала в
новой историч.
ситуации.
• Das Japanische Reich in seiner geographischen Entwicklung, W., 1921; Bausteine
zur Geo.politik, B., 1928; Erdkunde,
Geopolitik und Wehrwissenschaft, Munch., 1934; Japans Kulturpolitik, B., 1944.
• см. к ст. Геополитика.
ХЕРМАН (Hermann) Иштван (p. 10.10.1925, Будапешт), венг. философ, чл.-корр.
Венг. АН (1976).
Чл. ВСРП с 1967. С 1973 зав. кафедрой философии Будвг пештского ун-та. Область
науч.
исследований: философия культуры, история философии, теория и история эстетики,
история
психологии.
• A magyar dramaert, Bdpst, 1955; Arany Janos esztetikaja,, Bdpst, 1956; Sigmund
Freud, avagy a pszichologia kalandja, Bdpst,
1964; A modern szinpad, Bdpst, 1966; A polgari dekaden-cia problemai, Bdpst,
1967; Vaszon es fuggony, Bdpst, 1967; Kant
teleologiaja, Bdpst, 1968; Szent Ivan ejjelen, Bdpst, 1969; ? szo-cialista
kultura problemai, Bdpst, 1970; A giccs, Bdpst, 1971; A
szemelyiseg nyomaban, Bdpst, 1972; A szfinx r-ejtvenye, Bdpst, 1973; Lukacs
Qyorgy gondolatvilaga, Bapst, 1974; A mai
kultura problemai, Bdpst, 1974; Evadok tanusaga, Bdpst, 1976; Tele-vizio,
esztetika, kultura, Bdpst, 1976; A gondolat hatalma,
Bdpst, 1978; Teologia es tortenetiseg, Bdpst, 1979; Ideologie es kultura a
hetvenes evekben, Bdps!;, 1982; в рус. пер.-г В. И.
Ленин об историч. альтернативе, «ВФ», 1980, № 12.
ХЁРЦ (Horz) Херберт (р. 12.8.1933, Штутгарт), нем. философ-марксист (ГДР),
действит. чл. АН ГДР
(1976). Чл. СЕПТ с 1952. Нац. пр. ГДР (1972). Область науч. деятельности: филос.
проблемы
естествознания, мировоззренч., методологич. и гносеологич. проблемы развития
науки. Один из
авторов и издатель «Словаря по филос. вопросам естеств. наук» («Philosophie und
Naturwissenschaften. Worterbuch zu den philosophischen Fragen der
Naturwissenschaften», 1978).
* Materie und Bewu?tsein. Untersuchung philosophischer Ka-gorien unter
besonderer Berucksichtigung der
Naturwissenschaften, B., 1965; Physik und Weltanschauung. Standpunkte der
marxistischen Philosophie zur
Entwicklung der Physik, Lpz.— [u. a.], 1968; Werner Heisenberg und die
Philosophie, B., 19682; Der
dialektische Determinismus in Natur und Gesellschaft, В., 19714; Mensch contra
Materie? Standpunkte des
dialektischen Materialismus zur Bedeutung naturwissenschaftlicher ?rkenntr nisse
fur den Menschen, B.,
1976; Verantwortung-Schopfertumr Wissenschaft, B., 1979 (совм. с D. Seidel); в
рус. пер.—Марксистская
философия и естествознание, М., 1982.
ХИЛИАЗМ (от греч. ?????? — тысяча), м и л л е н а-р и з м (от лат. mille —
тысяча), вера в
«тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в историч. воплощение
мистически
понятого идеала справедливос-ти. Основывалась на пророчестве Апокалипсиса (см.
Библия), в к-ром,
как и во всём X., содержался мотив компенсации обществ. неправды, характерное
уже для
ветхозаветных пророков умозаключение от невыносимости настоящего к возмещению
крови и слез в
будущем; притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в
«царстве
небесном»), но внутри её, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия
приверженцев X.
свой смысл X. был осуждён христ. церковью (255). В дальнейшем не раз претерпевал
возрождение
(учение Иоахима Флорского о царстве св. Духа и др.). Плебейский X., характерный
для ряда еретич.
движений позднего средневековья, достиг своей кульминации в учении Т. Мюнцера. В
новое время
X. во многом замещается в своих функциях социальной утопией, к-рая отчасти
усваивает и струк-
туру X., его образы и т. п.
ХИНАЯНА [санск.р., букв.— малая колесница или малый (узкий) путь], одно из двух
основных,
наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в
нач. н. э. (понятие
«X.» введено сторонниками махаяны) на С.-В. Индии (и Цейлоне), затем получила
широкое
распространение во всех азиат. странах, однако вытесненная на севере махаяной,
окончательно
утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейло-
ХИНАЯНА 755
не (совр. Шри-Ланка), в Бирме, Камбодже (совр. Кампучия), Лаосе, Таиланде,
получив название юж.
буддизма (в сев. странах сохранилась в виде отд. сект) и оказав громадное
влияние на все стороны
жизни этих стран. Среди школ X. следует выделить: тхераваду (школу старейших),
наиболее
близкую к первонач. буддизму (в наст. время её название относится ко всему
направлению X.),
вайбхашику (сарвастиваду) и саутранти-ку. Главные источники: «Типитака» и
примыкающая к ней
палийская лит-pa, среди к-рой наиболее значимы: комментарий Будхагхоши (в

<< Пред. стр.

страница 298
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign