LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 296
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

соответственно
одноместных и многоместных логич. функций; впервые стал употреблять кванторы;
ввёл понятие
истинностного значения и др. Ф. систематически исследовал отношения между
языковыми
выражениями и обозначаемыми ими предметами, а также провёл важное различие между
значением
и смыслом языковых выражений. Работы Ф. заложили основы логич. семантики.
• Begriffsschrift..., Halle, 1879; Ober Sinn und Bedeutung, «Zeitschrift fur
Philosophie und philosophische Kritik», 1892, Bd
100, H. 1.
• Бирюков Б. В., Теория смысла Г. Ф., в кн.: Применение логики в науке и
технике, [М., I960]; его же, О взглядах Г. Ф.
на роль знаков и исчисления в познании, в кн.: Логич. структура науч. знания,
М., 1965; С т я ж к и н Н. И.,
Формирование математич. логики, М., 1967 (лит.).
ФРЕЙБУРГСКАЯ ШКОЛА, см. Баденская школа.
ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (6.5. 1856, Фрайберг, Австро-Венгрия,—23.9.1939, Хэмпстед,
близ
Лондона), австр. невропатолог, психиатр, психолог, основоположник психоанализа.
Проф. Венского
ун-та (с 1902). После захвата Австрии фаш. Германией (1938) эмигрировал в
Великобританию.
Ранние работы Ф. посвящены физиологии и анатомии головного мозга. Под влиянием
франц. школы
(Шарко, Бернхайм) с кон. 80-х гг. занимался проблемами неврозов, с сер. 90-х гг.
разрабатывал
психоанализ — пси-хотерапевтич. метод лечения неврозов, основанный на технике
свободных
ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способе проникновения в
бессознательное. Одним из первых начал изучать психологич. аспекты развития
сексуальности, в к-
ром выделил ряд стадий. В 1900-х гг. выдвинул общепси-хологич. теорию строения
психич. аппарата
как энер-гетич. системы, в основе динамики к-рой лежит конфликт между сознанием
и бессознат.
влечениями, в 1920-х гг.— учение о психич. структурах личности («Я и Оно», 1923,
рус. пер. 1924).
Неправомерно расширяя сферу применения психоанализа, Ф. попытался распространить
его
принципы на сферу социальной психологии («Психология масс и анализ че-ловеч. Я»,
1921, рус. пер.
1925) и различные области человеч. культуры — мифологию («Тотем и табу», 1913,
рус. пер. 1923),
фольклор, художеств. творчество и т. д., вплоть до истолкования религии как
особой формы
коллективного невроза («Будущность одной иллюзии», 1927, рус. пер. 1930).
Сублимация — центр.
понятие у Ф. в его психологич. трактовке культуры, к-рая рассматривается им как
результат
неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности
(«Неудовлетворённость в культуре», 1930). В целом идейная эволюция взглядов Ф.
шла от
«физиологич. материализма» к утверждению автономии психического и антропологич.
построениям,
близким натуралистич. разновидностям философии жизни. Влияние идей Ф. сказалось
на самых
различных направлениях бурж. философии, социологии, социаль-
ной психологии, лит-ры ? иск-ва .(см... Фрейдизм, Неофрейдизм).
• Gesammelte Werke, Bd l—18, Stufig., 1966—69; в русском пер.— Избранное, т. 1—
2, Лондон, 1969—; Психопатология
обыденной жизни, М., 1910; Толкование сновидений, М., 1913; Лекции по введению в
психоанализ, т. 1—2, М., 1922;
Осн. психологич. теории в психоанализе, М.— П., 1923; Очерки по психологии
сексуальности, М.— П., [б. г.];
Остроумие и его отношение к бессознательному, ?., 1925.
• Виттельс ?., ?. Его личность, учение и школа, пер. с нем., Л., 1925; У о л л с
Г., Павлов и Ф., пер. с англ., М., 1959;
Jones E., Sigmund Freid, life and work, new ed., v. 1—3, L., 1954—57; S nil о
way F. J., Freud biologist of the mind, N. Y.,
1979; Clark R. W., Freud. The man and the cause, N. Y., 1980. Д. H. Ляликов.
ФРЕЙДИЗМ, общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить
психологич.
учение Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в
целом. Ф. как
социальную и филос.-антропологич. доктрину следует отличать от психоанализа как
конкретного
метода изучения бессоя-нат. психич. процессов, принципам к-рого Ф. придаёт
универс. значение, что
приводит его к психологизации общества и личности.
Ф. с самого начала своего существования не представлял собой чего-то единого;
двойственное
отношение самого Фрейда к бессознательному, в к-ром он видел источник
одновременно как
творческих, так и разрушит. тенденций, обусловило возможность различного, иногда
прямо
противоположного истолкования принципов его учения. Уже среди ближайших учеников
Фрейда в
1910-х гг. возник спор о том, что следует считать осн. движущим фактором
психики. Если у Фрейда
таковым признаётся энергия бессознат. психосексуальных влечений, то у А. Адлера
и в основанной
им индивидуальной психологии эту роль играет комплекс неполноценности и
стремление к
самоутверждению, в школе «аналитической психологии» К. Г. Юнга первоосновой
считается
коллективное бессознательное и его архетипы, а для U. Ранка (Австрия) вся
человеч. деятельность
оказывалась подчинённой преодолению первичной «травмы рождения». Широкое
распространение
Ф. началось после 1-й мировой войны и было связано как с общим кризисом бурж.
общества и куль-
туры, так и с кризисом ряда традиц. направлений психологич. науки. При этом
различные
направления Ф. стремились восполнить отсутствующее у Фрейда фи-лос. и
методологич.
обоснование положений его учения, опираясь на разные филос. и социологич.
доктрины. Выделилось
биологизаторское течение, клонящееся в сторону позитивизма и бихевиоризма и
особенно
влиятельное в США; оно оказало значит. воздействие на развитие психосоматич.
медицины
(психосоматика); к этому же направлению примыкают и опыты сближения Ф. с
рефлексологией,
кибернетикой и т. д. Получил распространение т. н. социальный Ф.; в своей
традиц. форме он
рассматривает культурные, социальные и по-литич. явления как результат
сублимации психосек-
суальной энергии, трансформации первичных бессознат. процессов, играющих во Ф.
роль базиса по
отношению к социальной и культурной сфере. В кон. 1930-х гг. возник неофрейдизм,
к-рый
стремится превратить Ф. в чисто социологич. и культурологич. доктрину, порывая
при этом с
концепцией бессознательного и с биологич. предпосылками учения Фрейда;
наибольшее
распространение он получил в США после 2-й мировой войны (Э. Фромм, К. Хорни, Г.
Салливан). С
кон. 40-х гг. 20 в. под воздействием экзистенциализма возникли т. н.
экзистенциальный анализ (Л.
Бисвангер, Швейцария) и мед. антропология (В. Вайцзеккер, ФРГ). Характерны
попытки
использования Ф. со стороны протестантских (Р. Нибур, П. Тиллих) и отчасти като-
лич. теологов (И.
Карузо в Австрии и др.). Специфич. преломление Ф. получил в 1960-х гг. в
идеологии «новых левых»
(Г. Маркузе, «Эрос и цивилизация» — «Eros and civilization», 1955, и др.) через
посредство ученика
Фрейда В. Райха. Влияние Ф. особенно проявилось в социальной психологии,
этнографии (амер.
культур-антропология, тесно связанная с неофрейдизмом), литературоведении, лит.
и художеств.
критике. Наряду с этим воздействие Ф. сказалось в теории и практики различных
модернистских
художеств. течений (сюрреализм, претендовавший на расширение сферы иск-ва через
привлечение
бессознательного, и т. д.).
•Волошинов В. Н., Фрейдизм, М.—Л., 1927 Ярошевский М. Г., История психологии,
M., 19762 гл. 12, 13; Браун К. - X.,
Критика фрейдо-марксизма... пер. с нем., М., 1982; Freud and the 20th century,
Cleve land, 1963; В г о w n J. А. С., Freud
and post-freudians Harmondsworth, 1967; см. также лит. к статьям Фрейд, Пси-
хоанализ, Неофрейдизм.
ФРИЗ (Fries) Якоб Фридрих (23.8.1773, Барби, Саксония, — 10.8.1843, Йена), нем.
философ-
идеалист. В 1818—24 лишён профессуры за участие в студенч. движении.
Истолковывал учение
Канта в духе психологизма, считая, что априорные элементы познания могут быть
установлены
эмпирически. Основой философии считал психологич. антропологию. Рассматривал мир
как
организм, построенный по законам механики и математики. Оказал влияние на Л.
Нельсона,
основавшего т. н. неофризскую школу.
• Handbuch der practischen Philosophie, Bd 1—2, Hdlb., 1817—32; Wissen, Glauben
und Ahndung, В., 19312; Neue oder
anthropologische Kritik der Vernunft, Bd 1—3, В., 19352; Handbuch der
psychischen Anthropologie, Bd 1—2, Jena, 1837—392.
• Henke E. L. T., J. F. Fries, Lp/.., 1867; B l ?c h i n g K. H., J. F. Fries'
Philosophie als Theorie der Subjektivitat, [Munster],
1969.
ФРОЛОВ Иван Тимофеевич (р. 1.9.1929, с. Доброе, ныне Липецкой обл.), сов.
философ, чл.-корр.
АН СССР (1976). Чл. КПСС с 1960. Окончил филос. ф-т л аспирантуру МГУ им. М. В.
Ломоносова
(1956). В 1952—65 на редакторской работе, сначала в Москве, затем в Праге. В
1965—68 на парт.
работе. В 1968—77 гл. ред. журн. «Вопросы философии». В 1977—80 отв. секретарь
журн.
«Проблемы мира и социализма». С 1980 пред. Науч. совета при Президиуме АН СССР
по филос. и
социальным проблемам науки и техники. Осн. работы в области диалектич.
материализма и филос.
вопросов совр. естествознания, социально-филос. проблем науч.-технич. революции.
• О причинности и целесообразности в живой природе. (Филос. очерк), М., 1961;
Очерки методологии биологич. иссле-
дования. (Система методов биологии), М., 1965; Генетика и диалектика, М., 1968;
Проблема целесообразности в свете
совр. науки, М., 1971; Мендель, менделизм и диалектика, М., 1972 (совм. с С. А.
Пастушным); Методологич. принципы
теоретич. биологии, М., 1973; Совр. наука и гуманизм, М., 1974; Прогресс науки и
будущее человека, М., 1975;
Менделизм и филос. проблемы совр. генетики, М., 1976 (совм. с С. А. Пастушным);
Перспективы человека, М., 1979;
Жизнь и познание, М., 1981; Глобальные проблемы современности; науч. и
социальный аспекты, М., 1981 (совм. с В. В.
Загладиным).
ФРОММ (Fromm) Эрих (23.3.1900, Франкфурт-на-Май-не,— 18.3.1980, Муральто,
Швейцария),
немецко-амер. психолог и социолог, представитель неофрейдизма. В 1929—32
сотрудник Ин-та
социальных исследований во Франкфурте-на-Майне; в 1933 эмигрировал в США. Ф.
отходит от
биологизма Фрейда, приближаясь по своим взглядам к антропологич. психологизму и
экзи-
стенциализму. Разрабатывая целостную концепцию личности, Ф. стремился выяснить
механизм
взаимодействия психологич. и социальных факторов в процессе её формирования.
Связь между
психикой индивида и социальной структурой общества выражает, по Ф., социальный
характер, в
формировании к-рого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет
в бессоз-
нательное черты, несовместимые с господствующими в обществе нормами. Типы
социального
характера совпадают с различными историч. типами самоотчуждённого человека
[накопительский,
эксплуататорский, «рецептивный» (пассивный), «рыночный»]. Различные формы
социальной
патологии в совр. бурж. обществе Ф. также связывает с отчуждением. Критикуя
капитализм как
больное, иррациональное общество, Ф. с позиций надклассового гуманизма выдвигал
утопич. проект
со-
ФРОММ 749
здания гармонич. «здорового общества» при помощи методов «социальной терапии», в
частности
предлагал проект «перевоспитания» амер. нации.
• Escape from freedom, ?. ?., 1941; Psychoanalysis and religion, N. Y., 1950;
Marx's concepts of man, N. Y., 1901; The dogma
of Christ and other essays on religion, psychology and culture, L., 19113; The
art of loving, L.— Kvanston, 1964; The sane
society, N. Y., 1S)652; Man for himself, L.,19671; The revolution of hope.
Toward a humanized technology, N. Y., 1968; Social
character in a Mexican village. A sociopsychoanalytic study, N. Y., 1970 (сонм,
с M. Maccohy); The crisis of psychoanalysis,
Harmondsworth, 1973; Greatness and limitations of Freud's thought, N. Y., 1978.
• Добреньков В. И., Неофрейдизм в поисках «истины» (Иллюзии и заблуждения Эриха
?.), ?., 1974; Evans R. I.,
Dialogue with E. Fromm, N. ?., 1966.
ФРУСТРАЦИЯ [лат. frustratio — обман, тщетное ожидание, расстройство, разрушение
(планов,
замыслов), от frustror — обманываю, делаю тщетным, расстраиваю], психологич.
состояние
гнетущего напряжении, тревожности, чувства безысходности и отчаяния; возникает в
ситуации, к-рая
воспринимается личностью как неотвратимая угроза достижению значимой для неё
цели, реализации
той или иной её потребности. Реакцией на состояние Ф. могут быть следующие осн.
типы
«замещающих» действий: «уход» от реальной ситуации в область фантазий, грёз,
мечтаний, т. е.
переход к действию в своеобразном «магическом» мире; возникновение внутр.
тенденции к
агрессивности, к-рая либо задерживается, проступая в виде раздражительности,
либо открыто
прорывается в виде гнева; общий «регресс» поведения, т. е. переход к более
лёгким и примитивным
способам действия, частая смена занятий и др. В качестве последствия Ф. нередко
наблюдается
остаточная неуверенность в себе, а также фиксация применявшихся в ситуации Ф.
способов
действия.
• Экспериментальная психологич. ред.-составители П. Фресс и Ж. Пиаже, [пер. с
франц.], в. 5, М., 1975; Frustration and
aggression, New Haven — L., 1949; Law son P. R., Frustration, N. Y., 1965.
ФУКО (Foucault) Мишель Поль (р. 15.10.1926, Пуатье), франц. философ, историк и
теоретик
культуры, один из представителей франц. структурализма. Гл. цель исследований Ф.
— построение
особой дисциплины («археологии знания»), изучающей исторически изменяющиеся
системы мыслит.
предпосылок познания и культуры преим. на материале осн. областей гуманитарного
знания —
филологии, психологии, психиатрии и др. Согласно Ф., эти предпосылки
определяются гос-
подствующим в культуре того или иного периода типом семиотич. отношения, или
отношения
«слов» и «вещей». Ф. выделяет три скачкообразно сменяющие друг друга системы
таких
предпосылок (три эпистемы): возрожденческую, классич. рационализм и современную.
В
«Археологии знания» («L'archeologie du savoir», 1969) гл. предметом анализа
становятся т. н. дискур-
сивные (речевые) практики, сосуществующие внутри одной эпистемы; их
взаимодействия
определяют как «слова», так и «вещи», т. е. как средства культуры, так и её
объекты. В работах
«Надзор и наказание» («Sur-veiller et punir», 1975), «Воля к знанию» («La
volonte du savoir», 1976 —
первый из шести задуманных томов по истории сексуальности в Европе) Ф. выводит
описываемые
им системы мыслит. предпосылок из функционирования определ. социальных
институтов
(отношения «власти» как условия «знания»). Проблемы социальной обусловленности
познания Ф.
рассматривал и в др. работах («Безумие и неразумие. История безумия в класслч.
век» — «Folie et
deraison. Hisloirc de la folic a 1'age classique», 1961; «Рождение клиники» —
«Nais-sancu de la clinique»,
1963). Ф. убедительно показывает исторически преходящий характер отд. понятий,
теорий,
социальных институтов, однако не соотносит эти изменения с общей диалектикой
социальных
процессов. в рус. пер.: Слова и вещи. Археология гуманитарных наук, М., 1977.
750 ФРУСТРАЦИЯ
• Сахарова Т. А., От философии существования к структурализму, М., 1974;
Автономова H. С., Филос. проблемы
структурного анализа в гуманитарных науках, М., 1977; её же, От «археологии
знания» н «генеалогии власти», «ВФ»,
1978, № 2; G u е d е z A., Foucault, Р., 1972; L е с о u r t D., Pour line
critique de l'ipistAmologie. Bachelard. Canguilhem.
Foucault, P., 1972; K r e m e r - M a r i e t-t i A., Foucault et l'archeOlogie
du savoir, P., 1974.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ в социологии, методологич. принцип анализа явлений обществ. жизни,
основывающийся на вычленении исследуемого объекта (общества, обществ.-экономич.
формации,
социального института, социального процесса и т. д.) в качестве целого;
разложение его на составные
части (элементы, факторы, переменные); выявление функциональных зависимостей как
между этими
составными частями, так и между составными частями и целым. Исходная проблема
Ф.—
вычленение целого; в конечном счёте способ вычленения целого обусловлен явными
или скрытыми
предпосылками теоретич. мышления.
В марксистской литературе принцип Ф. реализуется благодаря постоянной ориентации
исследователя на выяснение функций одних обществ. явлений по отношению к другим
в рамках
данного общества. Так, детально анализируются функции гос-ва, права, иск-ва,
идеологии, системы
образования и др. социальных институтов по отношению к обществу в целом, по
отношению к
различным классам этого общества, по отношению к личности. Функции всех
социальных
институтов классово антагонистич. общества анализируются при этом сквозь призму
классовых
интересов. В том и дру-том случае под функциями имеется в виду способность того
или иного
социального института выполнять определ. роль в данной системе обществ.
отношений, акку-
мулировать определ. виды человеч. деятельности, влиять на обществ. процессы в
том или ином
направлении, содействуя их развитию, стабилизируя их или обусловливая их
стагнацию и т. д. При
этом марксизм различает функции явные и скрытые (латентные) как непосредств. и
опосредованные
следствия тех или иных видов деятельности, функционирования тех или иных
институтов.
По своему содержанию Ф. ориентирует исследователя на анализ функционирования
обществ.
явлений, т. е. на уяснение механизмов и способов их воспроиз-ва, повторяемости,
самоподдержания.
В силу этого использование данного методологич. принципа предполагает обращение
к статистич.
наблюдениям и сопоставлениям, получение т. н. динамич. рядов, объяснение всех
случаев
отклонений от установившейся картины наблюдении. Ф. допускает возможность
временно отвлечься
от динамики и развития исследуемого процесса, рассматривая его как бы в
статичном состоянии с
тем, чтобы подготовить почву для более глубокого изучения процессов изменения.
Так, К. Маркс
раскрыл законы воспроиз-ва капитала и показал благодаря этому, как
функционирование
капиталистич. экономики неизбежно порождает углубление её внутр. противоречий.
Ф. также ориентирует исследователя на изучение зависимости, к-рая наблюдается
между
различными сторонами, компонентами единого социального процесса, т. е. на
необходимость
количественно измерять, в какой мере изменения одной части системы оказываются
производными
от изменений в другой её части. Напр., изменения в соотношении гор. и сел.
населения являются
функцией развития пром-сти, а изменения в структуре досуга — функцией
распространения средств
массовой коммуникации. При этом важно иметь в виду, что установление меры
взаимосвязи тех или
иных явлений может быть подлинно научным лишь тогда, когда количеств. анализ
дополняется
качественным, когда изучается специфич. особенности функционирования
соответствующих
обществ. явлений, обусловленных свойствами социального целого — типом обществ.-
экономич.
формации.
В бурж. социологии существует тенденция принципам историзма и причинности
противопоставлять
Ф. как якобы апеллирующий к анализу зависимостей, данных в непосредств. опыте
исследователя.
Однако такое противопоставление неправомерно, в нем выражается позитивистская
методологии,
ориентация.
• см. к ст. Структурно-функциональный анализ.
ФУНКЦИЯ (от лат. functio — совершение, исполнение) (филос.), отношение двух
(группы)
объектов, в к-ром изменению одного из них сопутствует изменение другого. Ф.
может
рассматриваться с т. зр. последствий (благоприятных, неблагоприятных —
дисфункциональных или
нейтральных — афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в др.

<< Пред. стр.

страница 296
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign