LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 293
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

ввести по существу два различных «Я»: одно из них тождественно индивидуальному
сознанию,
другое — не тождественно ему (Ф. наз. его абс. «Я»). Индивидуальное и абс. «Я» у
Ф. то совпадают,
то совершенно распадаются; эта «пульсация» совпадений ? распадений — ядро
диалектики Ф. как
движущего принципа мышления. Вместе с самосознанием («Я есмь») полагается и его
противоположность — «не-Я». Сосуществование этих противоположностей в одном «Я»
возможно
только путём ограничения ими друг друга, т. е. частичного взаимоуничтожения.
Если «Я» опреде-
ляется через «не-Я», то субъект выступает как теоретический, если наоборот, —
как практический.
Всё, что для теоретич. сознания выступает как сфера независимых от него вещей,
есть, по Ф.,
продукт бес-сознат. деятельности воображения, полагаемых ею ограничений, к-рые
предстают
сознанию как ощущение, созерцание, представление, рассудок, разум и т. д. вплоть
до времени,
пространства и всей системы категорий теоретич. «Я». Полагание этих ограничений,
как и теоретич.
«Я» вообще, необходимо для того, чтобы существовало лрактич. «Я», ставящее цели
и реализующее
их. Деятельность «Я» у Ф. абсолютна; она сама обеспечивает себя задачами, делая
это, впрочем, бес-
сознательно. То «Я», к-рое ставит «препятствия», и то, к-рое их преодолевает,
ничего не знают друг о
друге. Мир, порождаемый бессознат. деятельностью абс. «Я», не есть нечто
самостоятельное:
природа только объект, материал, препятствие для преодоления; у неё нет
независимого
существования и самостоят. ценности. Преодолевая одно за другим препятствия,
практич. субъект,
сам того вначале не сознавая, всё более приближается к тождеству с собой. Идеал
всего движения и
развития общества у Ф., — совпадение индивидуального и абс. «Я», а тем самым
осознание того, что
вся предметная сфера человека есть лишь продукт собств. деятельности «Я»,
отчуждённый от него и
выступающий в качестве внеш. ему действительности. Однако полное достижение
этого идеала
невозможно, ибо привело бы к прекращению деятельности, к-рая, по Ф., абсолютна;
вся человеческая
история — лишь бесконечное приближение к идеалу.
Перед Ф. стояла и др. задача, не менее сложная, чем выведение «не-Я» из абс.
«Я», — выведение
«другого Я», тем более, что философа неоднократно упрекали в тенденции к
солипсизму. В «Основах
естеств. права» Ф. осуществляет дедукцию «другого (других) Я», показывая, что
наличие множества
свободных индивидов служит условием возможности самого «Я» как разумного
свободного
существа. При этом правовая категория признания выступает у Ф. как
конститутивный момент
человеч. сознания, родового по своей природе.
После 1800 Ф. внёс существ. изменения в свою теорию деятельности, лишив её
прежнего универс.
значения. Если до этого он отождествлял нравственность и деятельность, а
активизм — в
соответствии с протестантской этикой — был для него важнейшим определением
добра, то теперь он
склонен разделить нравств. начало и деятельность. Оказались переосмысленными
содержание абс.
«Я» и его связь с конечным индивидом. Раньше абс. «Я» выступало как недостижимая
цель дея-
тельности индивидуального субъекта, как потенциальная бесконечность самой этой
деятельности, к-
рая была по существу единств. реальным бытием. Теперь абсолют был понят как
актуальное бытие,
как бог, а всё, что вне его, в т. ч. и деятельность конечного «Я», предстало как
только образ бытия
(его «схема»), к-рый сам по себе, вне абсолюта, лишён реальности.
Социально-политич. взгляды Ф. также претерпели существ. эволюцию: от увлечения
идеалами
Великой франц. революции в ранний период до разработки идеи национальности как
коллективной
личности, имеющей своё особое призвание, в период борьбы с Наполеоном («Речи к
нем. нации» —
«Reden an die deutsche Nation», 1808). Идея назначения отд. наций завершается в
философии истории
Ф. История человечества, по Ф., есть процесс развития от состояния первонач.
невинности
(бессознат. господства разума) через всеобщее падение и глубокую испорченность,
характерные для
совр. ему эпохи, к сознат. царству разума.
Философия Ф. оказала большое влияние на развитие нем. классич. идеализма —
раннего Шеллинга и
отчасти Гегеля, а также на формирование филос.-эстетич. идей йенских романтиков.
В дальнейшем
Шеллинг и Гегель, преодолевая субъективный идеализм Ф., подвергли его философию
разносторонней критике.
Критич. оценка философии Ф. была дана классиками марксизма, к-рые показали, что
учение Ф. о
субъекте есть «...метафизически переряженный дух в его оторванности от
природы...» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 154).
• Samtliche Werke, Bd 1—8, В., 1845—46; Werke, Bd l—? Lpz., 1908—12;
Briefwechsel, Bd 1—2, Lpz,, 1925; в рус. пер.—
Осн. черты совр. эпохи, СПБ, 1906; Факты сознания, СПБ 1914; Избр. соч., т. 1,
[М.], 1916; Замкнутое торг. гос-во, М.,
1923; О назначении ученого, М., 1935; Ясное, как солнце, сообщение широкой
публике о подлинной сущности
новейшей философии, М., 1937.
* Фишер К., История новой философии, т. 6, СПБ, 1909; «Вопросы философии и
психологии», 1914, кн. 122(2);
Вышеславцев Б., Этика Ф., М., 1914; О й з е р-м а н Т. И., Философия Ф., М.,
1962; Гайденко П. П., Философия Ф. и
современность, М., 1979; L a s k E., Fichtes Idealismus und die Geschichte,
Tub., 1914; Leon X., Fichte et son temps, t. l—2,
P., 1922—27; Medicus F., Fichtes Leben, Lpz., 19222; Heimsoeth H., Fichte, Munch
1923; Schulte G., Die Wissenschaftslehre
des spaten Fichte, Fr./M., 1971: Der transzendentale Gedanke. Die gegenwartige
Darstellung der Philosophie Fichtes, hrsg. v. K.
Hammacher, Hamb., 1981. П. П. Гайденко.
ФИЧИНО (Ficino) Марсилио (19. 10. 1433, Фильине-Вальдарно,— 1. 10. 1499,
Кареджи, близ
Флоренции), итал. гуманист и философ-неоплатоник, основатель платоновской
Академии во
Флоренции. Перевёл на лат. яз. соч. Платона (1-е изд. 1484), Плотина, Ямвлиха,
Прокла, Порфирия,
Михаила Пселла, часть «Ареопаги-тик» и трактаты т. н. Герметического свода (см.
Герме-тизм). В
комментариях к ним и в соч. «Платоновская теология о бессмертии души»
(«Theologiae platonicae de
immortalitate animorum», 1469—74, l изд. 1482, последнее изд. — «Teologie
platonicienne de
rimmortalite des ames», v. 1—3, 1965—70), «О христ. религии» («De Christiana
religione», 1476) и др.
развил филос. систему, представляющую собой оригинальную переработку
неоплатонизма
(концепция эманации и др.) и мистич. учений поздней античности в духе
согласования с осн.
догматами христианства. Достоинство человека, одарённого способностью к познанию
и свободной
волей,—
ФИЧИНО 741
в его божеств. происхождении, в бессмертии души, в способности на высшей ступени
созерцания к
слиянию с богом — «божеств. безумию». Для Ф. характерна апология земной красоты,
созерцание к-
рой он рассматривал как ступень к высшему мистич. созерцанию. Исторически
существовавшие
религии и религ.-филос. учения Ф. считал этапами развития «всеобщей религии».
Способствовал
возрождению платонизма и борьбе со схоластич. аристотелизмом, оказал значит.
влияние па
развитие философии Возрождения и 17—18 вв.
• Opera, v. 1—2, Basel, 1561; Supplementum Ficlnianum. v. l — 2, Firenze, 1937;
Gommentaire sur le Banquet de Platon, P.,
1955.
• ? у з и н о И. В., Уелиг. искания в ггаоху Возрождения, в. 1 — М. Фичнно,
Берлин. 1923; Черняк И. X., Философия
религии М. Ф., в кн.: Атеизм, религия, современность, в. 2, Л., 1976, с. 50—64;
Б а т к и н Л., К истолкованию итал.
Возрождения. Антропология ?. ?. и Пико делла Мирандолы, в кн.; Из истории
классич. иск-ва Запада, М., 1980; Kris-
teller Р. О., И pcnsiero iilosofico di M. Firino, Firenze, 1953; Saitta O., M.
Ficino e la filosofia deu'Umanesimo, Bologna, 19543;
Marcel R., M. Ficino (1433—1499), P., 1958.
ФИШЕР (Fischer) Куно (23. 7. 1824, Зандевальде, Си-лезия, — 5. 7. 1907.
Гейдельберг), нем. историк
философии, гегельянец. Гл. произв.— «История новой философии» (1852—77, наиболее
полный рус.
пер. т. 1—8, 1901—09), содержащая обширный материал об учениях, жизни и
деятельности Декарта,
Спинозы, Лейбница, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Автор работ о Гёте, Лессинге,
Шиллере,
Шекспире.
• в рус. пер.: Реальная философия и её век. Франциск Бэкон Веруламский, СПБ,
18702; Публичные лекции о Шиллере,
М., 1890; А. Шопенгаузр, М., 1896; О свободе человека, СПБ, 1900.
• Windelband W., Kuno Fischer, Hdlb., 1907.
ФЛОРЕНСКИЙ Павел Александрович [9(21). 1. 1882, Евлах, ныне Азерб. ССР,— 15. 12.
1943], рус.
учёный, религ. философ. В осн. соч. «Столп и утверждение истины» (1914) религ.-
филос.
проблематика, в центре к-рой — идущие от Вл. Соловьёва концепция всеединства и
учение о Софии,
сочетается с экскурсами в самые различные области знания. В дальнейшем стремился
к созданию
«конкретной метафизики», задачу её видел в выявлении и изучении неких первичных
символов,
фундаментальных духовно-материальных структур, из к-рых, по Ф., слагаются
различные сферы
реальности и в соответствии с к-рыми организуются разные области культуры;
поиски Ф. близки
ряду концепций нач. 20 в., также основывавшихся на понятии символа (Кассирер,
Юнг, Вяч. Иванов,
ранние работы А. Ф. Лосева). Реализацией этой задачи Ф. считал не построение
отвлечённой филос.
системы, а проводимые по единой методологии исследования конкретного материала
различных
наук и искусств. Сам Ф. осуществлял подобные исследования в целом ряде дисциплин

лингвистике, теории пространств. искусств. математике, экспериментальной и
теоретич. физике, к-
рая стала гл. направлением его занятий после ?кт. революции 1917. Предвосхитил
мн. идеи семио-
тики.
• Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1914; «Не восхищение непщева», Сергиев Посад,
191S; Около Хомякова, Сергиев
Посад, 191«; Первые шаги философии, Сергиев Посад, 1917; Обратная перспектива,
«Уч. записки Тартуского ун-та»,
1967, в. 198; Строение слова, в сб.: Контекст, М., 1973; Анализ
пространственности в худож.-изобразит. произведениях,
«Деко-рат. иск-вo», 1982, № 1.
ФОМА АКВИНСКИЙ, Фома А к в и н а т (Thomas Aquinas) (1225 или 122В, замок
Роккасекка близ
Акуи-но, Юж. Италия,— 7. 3. 1274, монастырь Фоссануова, Юж. Италия), ср.-век.
философ и теолог,
систематизатор ортодоксальной схоластики, основатель томизма; монах-доминиканец
(с 1244). В
1567 признан пятым «учителем церкви».
В осн. трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» подведены итоги
теологич.-
рационалистич. поисков зрелой схоластики, направленных на отработку вероучения в
формах
здравого смысла. Культуру здравого смысла, упорядочение «естеств.» рассудка, над
742 ФИШЕР
к-рым надстраивается ярус «сверхъестеств.» догмы, Ф. А. вслед за Альбертом
Великим нашёл у
Аристотеля. Задача, к-рую ставит себе ?. ?.,— это упорядочение множества в
единство, а не просто
созерцание единства, отрешённого от всякой множественности; он как бы стремится
вывести бытие
бога из бытия вещей. В этом мышление Ф. А. отличается от абстрактного умозрения
ранней
схоластики (Ансельм Кентерберийский), ориентировавшейся на Платона, неоплатонизм
и Августина.
В рубриках «Суммы теологии» одни и те же схемы мысли накладываются на
бесконечную пестроту
конкретных вопросов — от пяти доказательств бытия бога до определения границ
допустимого и
недопустимого в финансовой деятельности и т. п.
В основе онтологии Ф. А. — восходящая к Аристотелю антитеза «потенциального»
(возможного) и
«актуального» (действительного). «Потенциальное» — колеблющаяся,
неустановившаяся, открытая
для перемен незавершённость и постольку несовершенство. «Чистая потенциальность»
— материя,
«слабейший вид бытия»; она характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к
воздействию
извне. «Актуальное» — это реа-лизованность, осуществлённость, завершённость и
тем самым
совершенство. «Актуальна» в своей противоположности материи форма — принцип
порядка и чёт-
кости; абс. актуальность, не допускающая к.-л. потенциальности,— бог, источник
всякого
оформления. Материя вносит в форму и присущую форме идеальную всеобщность
конкретизирующий «принцип индивидуа-ции». Во всём сущем Ф. А. вслед за
Аристотелем различает
«субстанцию» (сущность) и «акциденции». Онтология ?. ?., как это вообще
характерно для ср.-век.
философии, ценностно окрашена: «сущее и благое есть понятия взаимозаменимые»
(Summa
theologiae II q. 18, а. 3).
Антропология ?. ?., особенно связанная с острыми идеологич. конфликтами его
эпохи, исходит из
представления о человеч. индивиде как личностном соединении души и тела. Душа
нематериальна и
субстанциальна, однако получает завершающее осуществление лишь через тело. Эту
идею Ф. А.
защищал как против плато-ническо-августиновского спиритуализма, так и против
аверроизма (Сигер
Брабантский), учившего о единой безличной интеллектуальной душе во всех мыслящих
существах
мироздания. Учение Оригена о сущностном тождестве ангельской и человеч. природы,
ст. зр. ?. ?.,
ложно. Человеч. душа — не просто «двигатель» тела, но его субстанциальная форма.
Эта концепция
вызвала противодействие августинистско-францисканских оппонентов ?. ?., пока не
была принята
на Вьеннском соборе в 1314 в качестве ортодоксальной доктрины католич. церкви. В
аверроизме Ф.
А. видел ниспровержение христ. эсхатологии, апеллирующей к судьбам личной души.
Личность для
Ф. А.— «самое благородное во всей разумной природе» (там же I q. 20, а. 1),
интеллект — это всегда
личный интеллект и постольку не абс. начало, но часть целого. Только в боге
интеллект есть
сущность, в человеке же — потенция сущности, так что не «интеллект мыслит», но
человек мыслит
«при посредстве» интеллекта. Это включение интеллекта в душевно-телесную
индивидуальность и
отрицание его абсолютности, вытекающее из христ. догматич. предпосылок,
сочетается у Ф. А. с
утверждением примата интеллекта над волей. Ф. А. считает, что разум сам но себе
выше воли,
однако делает оговорку, что в жизненной плоскости любовь к богу важнее, чем
познание бога.
Для этики Ф. А. характерно учение о «естеств. законе», вложенном богом в сердце
людей и
описываемом в духе этики Аристотеля; над ним надстраивается «божеств.
закон», к-рый превосходит «естеств. закон», но не может ему противоречить. В
трактате «О
правлении государей» Ф. А. соединяет восходящие к Аристотелю представления о
человеке как
обществ. существе, об общем благе как цели гос. власти, о моральном добре как
середине между
порочными крайностями и т. д. с
христ. догматами и доктриной о верховном авторитете рим. папы. Ф. А. с
оговорками признаёт право
народа восстать против тирана, систематически извращающего справедливость.
Филос.-теология, система Ф. А. стала с 14 в. знаменем доминиканских схоластов в
их спорах с
августинизмом и францисканским скотизмом. С 1(5 в. томизм энергично насаждается
иезуитами; их
теологи (Суарес и др.) комментируют и модернизируют систему Ф. А. Со 2-й пол. 19
в. учение Ф. А.
становится основой неотомизма.
• Opera omnia, v. 1—25, Parma, 1852—73 (переизд.—N. ?., 1948); v. 1—34, P.,
1871—80; v. i—Iti, Roma, 1882 (изд. не
оконч.); рус. пер.— в кн.: Антология мировой философии, т. 1, М., 1969, с. 823 —
62.
• Бронзов ?. ?., Аристотель и ?. ?. в отношении к их учению о нравственности.
СПБ, 1884; Боргош Ю., ?. ?., [пер. с
польск.], ?., 19752; M a r i t a i и J., Le docteur Angilique, P., 1930; G r a b
m я и n M., Thomas von Aquin, Munch., 19498;
Pieper J., Uber Thomas von Aquin, Muneh., 19492: Chesterton G. K., St. Tliomas
Aquinas, Garten City (N. Y.), 1956; G i l s o n
E., Le thomisme. Introduction a la Philosophie de St. Thomas d'Aquin, P., 19656.
С. С. Аверинцев.
ФОРМА, см. Содержание и форма.
ФОРМА И МАТЕРИЯ [греч. ????? (????, ?????) ?? ???, лат. пер. forma et material,
в философии
Аристотеля две из четырёх «причин», или «принципов» («начал» — см. Архе), бытия.
Противопоставление Ф. и м. терминологически создано Аристотелем, но
концептуально было
подготовлено Платоном (ср. «кормилицу» и «первообраз» «Тимея», «предел и
беспредельное»
«Филеба», «одно и неопределённую двоицу» «Неписанных учений» — см. Диада) и ещё
раньше
пифагорейцами (Филолай). Греч, термин эйдос, обычно переводимый в
аристотелевских текстах как
«форма», у Платона обозначает (наряду с ????) трансцендентные «идеи»; термин ???
(собственно
«древесина») — техноморфная метафора (лат. слово materia, посредством к-рого
Лукреций кальки-
ровал греч. ???, также означало «строевой лес»). Др. синонимы формы-эйдоса
(помимо ????, ?????) у
Аристотеля: логос, ????? — «сущность, субстанция», и труднопереводимый термин ??
?? ?? ????? —
«что-значит-быть-тем-то-и-тем-то» или «то-что-делает-вещь-тем-что-она-есть»
(схоластич. quiditas
— «чтойность»), изредка также ????? («природа», «самобытность»; однако тот же
термин может
означать и «материальную субстанцию»). Теория Ф. и м. впервые была разработана
Аристотелем в 1-
й кн. «Физики» в связи с анализом «становления» (???????) в виде учения о «трёх
принципах»:
материальный субстрат (???, ???????????), форма (?????, позитивная
противоположность),
лишённость формы (???-?????, негативная противоположность). Становление
протекает не от абс. не-
бытия к бытию, но от акциден-тального не-бытия-чем («Сократ необразован») к
положит.
обладанию (????) эйдосом («Сократ образован»), причем субстрат изменения
(«Сократ») не возникает
и не уничтожается. Учение Аристотеля о Ф. и. м., так же как и учение о
«принципах» вообще, имело
эвристич. характер: расчленить и высветить в размытом хаосе «слитых» впечатлений
объективную
(«по природе») структуру вещи, делающую её познаваемой. Ф. и м.— имманентные
структурные
элементы (????????) вещи, которые «неотделимы» от неё и не обладают самостоят.
реальностью в
качестве данного нечто (???? ??); таковой обладает только результат их синтеза —
«целостность» (??
??????? — термин Аристотеля для «конкретного»). При этом Ф. и м. соотносительны
акту и
потенции: материя есть потенция формы, а форма — актуализация (см. Энергия,
Энтелехия)
материи. Нераздельность Ф. им. (принцип, называемый гилеморфизмом) нарушается
только дважды,
и оба раза в пользу «формы»: в космологии — признанием трансцендентного ума-нуса

перводвигателя, в антропологии — признанием «отделимости» и бессмертия высшей
духовной
способности — «активного ума» («О душе» III 5). Ф. и м. у Аристотеля могут
выступать как
функциональные понятия: нечто может быть «формой» материи х, но «материей» формы
у. Так, в
теории элементов «каждое вышележащее тело
относится к находящемуся под ним как форма к материи» (О небе 310b 14), и,
напр., вода выступает
как «форма» по отношению к земле, но как «материя» по отношению к воздуху.
Аристотель
различает градации материи: последовательно повторяя гилеморфич. анализ, можно
дойти до чистой,
или первой, материи (????? ???, materia prima — «Метафизика» 1049 а 25), о к-рой
невозможно
сказать, «из чего» она состоит, и к-рая противополагается наиболее близкой к
энтелехиальному
состоянию «последней материи» (?????? ???). Напр., «дом» предполагает след.
ступени материи:
кирпичи («последняя материя»), глина, земля, первая материя (материя четырёх
элементов). Однако
словоупотребление Аристотеля непоследовательно, и «первой материей» он иногда
называет также
ближайшую материю («Метафизика» 1044а 23; 1014h 32; «Физика» 193а 29). • К ine

<< Пред. стр.

страница 293
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign