LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 292
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

(Dictionary of philosophy, eb. by D. D. Runes, ?. ?.. 1942; I96015); Словарь по
философии и
психологии, под ред. Дж. М. Болдуина, т. 1—3 (Dictionary of philosophy and
psychology, ed. by J.M.
Baldwin, v. 1—3, N. Y.—L., 1901—05; Gloucester, 1957); Энциклопедия по
философии, гл. ред. П.
Эдуарде, т. 1—8 (The encyclopedia of philosophy, ed. P. Edwards, v. 1—8, N. Y.—
L., 1967; 19722).
Франция: Блая Э., Словарь по древней, новой и совр. философии, т. 1—2, доп.
(Blanc Ё., Dictionnai-re
de philosophie ancienne, moderne et contemporaine, t. 1—2, suppl., P., 1906—09);
Гобло Э., Филос.
словарь (G o b l o t E., Le vocabulaire philosophique, P., 1901; 19387); Жоллве
Р., Словарь по философии
(J olivet4 R., Vocabulaire de la philosophie, Lyon, 1942; 19574); Кювилье ?.,
Новый филос. словарь
(Сuvillier ?., Nouveau vocabulaire philosophique. P., 1956); Лаланд ?.,
Специальный критич. словарь
по философии (L a l a n d e ?., Vocabulaire technique et critique de la
philosophie, fasc. 1—21, P., 1902—
22; 197211); Легран Ж., Словарь по философии (L e g r a n d G., Dic-lionnaire de
philosophie, P., 1973);
Словарь великих филос. доктрин, под ред. Л. Жерфаньона (Dictionnai-re desgrandes
philosophies, sous
la dir. de L. Jerphagnon, Toulouse, 1973); Фулькье П., Словарь филос. языка (F o
u l q u i ё Р.,
Dictionnaire de la langue philosophique, P., 1962; 19692). ФРГ: Краткий филос.
словарь [издательства]
Хердера, под ред. М. Мюллера и А. Хальдера (Herders Kleines philosophisches
Worterbuch, hrsg. v. M.
Muller und A. Halder, Freiburg im Breisgau, 1958); Мецке Э., Настольный словарь
по философии (M e t
z k e E., Handlexikon der Philosophie. Hdlb., 1948, 19493); Философия, под ред.
А. Димера и И. Френ-
целя (Philosophie, hrsg. ?. ?. Diemer und I. Frenzel, Fr./M., 1958; 196911);
Философский словарь, осн. Г.
Шмидтом (Schmidt H., Philosophisches Worterbuch, Lpz., 1912; 197419); Филос.
словарь, под ред. В.
Бруггера (Philosophisches Worterbuch, hrsg. v. W. Brugger, Freiburg im Breisgau,
1947; 196713).
Историко-филос. и биогpафич. Ф. с. и э. Вильман О., Важнейшие филос. термины в
историч.
последовательности (W i 11 m a n n O., Die wichtigsten philosophischen
Fachausdrucke in historischen
Anordnung, Kempten — Munch., 1909; 19333); Декуртинс К., Краткий словарь
философов. От
досократиков до современности (Decurtins С., Kleines Philosophen-Lexikon. Von
den Vorsokratikern bis
zur Gegenwart, Affoltern, 1952); Историч. словарь по философии, под ред. И.
Риттера, т. 1—5 —
(Historisches Worterbuch der Philosophie, hrsg. v. J. Ritter, K. Grunder, Bd 1—
5—, Basel —Stuttg.,
1971—80); Кьернан Т., Биографич. словарь по истории философии (К i r1 r ]) я n
Т.. Who's who in the
history of philosophy, N. Y., 1965); Ноак Л., Историко-филос. лексикон (N о а с
k L., Philosophie

geschichtliches Lexikon, Lpz., 1879; Stuttg.—Bad Cann-statt, 1968); Питере Ф.,
Греч, филос. термины.
Историч. лексикон (Peters F. E., Greek philosophical terms. Ahistorical lexicon,
N. Y.—L., 1967);
Словарь философов (Dictionnaire des philosophes, P., 1962); Томас Г. Биография,
энциклопедия но
философии (Т h от a s H., Biographical encyclopedia of philosophy, Garden City—
N. Y., 1965);
Цигенфус В., Юнг Г., Лексикон философов, т. 1—2 (Ziegenfuss W., Jung G.,
Philosophen-Lexikon, Bd
1—2, B., 1949—50); Эйслер Р., Лексикон философов. Жизнь, труды и учения
мыслителей (E i s l o r
R., Philosophen-Lexikon. Lehen, Werke und Lehren der Denker, B., 1912; 1972). Т.
С. Лаврова.
«ФИЛОСОФСКИЕ ТЕТРАДИ», произв. В. И. Ленина, в к-ром разработан ряд
принципиальных
положений о диалектике как логике и теории познания марксизма, а также о
категориях как
основном содержании теории диалектики.
«Ф. т.» — это десять тетрадей конспектов и выписок из книг (К. Маркса и Ф.
Энгельса, Гегеля,
Фейербаха, Аристотеля, Ф. Лассаля и др.), сделанных Лениным в период 1914—16, а
также отд.
набросков, наиболее развёрнутым и важным из к-рых является фрагмент «К вопросу о
диалектике».
Впервые «Ф. т.» опубликованы в 1929—30. «Ф. т.» в целом представляют собой
подготовит.
материал для задуманной Лениным работы по теории материалистич. диалектики. Идеи
«Ф. т.»
составили методологич. основу теории империализма, использованы Лениным в
статьях по
экономике и политике, напр. «Крах II Интернационала», «Русские зюдекумы»,
«Детская болезнь
„левизны" в коммунизме», «Еще раз о профсоюзах...», «О значении воинствующего
материализма» и
др.
Работа Ленина над «Ф. т.» была вызвана необходимостью дальнейшей разработки
философии
марксизма в условиях, когда теоретики 2-го Интернационала отрицали наличие в
марксизме собств.
филос. системы, в особенности теории познания, и настаивали на соединении
экономич. учения К.
Маркса с кантианством, позитивизмом или даже энергетизмом.
Изучая труды Гегеля, Ленин подмечает непоследовательность гегелевской
диалектики, вскрывает её
идеали-стич. и мистич. характер, но вместе с тем подчёркивает, что без её
крития. освоения нельзя
проникнуть в существо марксистского метода мышления. Именно Гегелю первому
удалось угадать
«... в смене, взаимозависимости всех понятий, в тождестве их противоположностей,
в переходах
одного понятия в другое, в вечной смене, движении понятий, именно такое
отношение вещей,
природы» (ПСС, т. 29, с. 179). Вместе с тем мистицизм гегелевской позиции
заключается в
обожествлении «логич. идеи», мышления. Отсекая эти черты идей Гегеля, Ленин
применяет учение о
развитии к процессу познания. Диалектика неполна без выражения движения в логике
понятий, т.е.
она имеет подлинный смысл как логика и теория познания. В этой связи приобретает
особое зна-
чение категория практики, к-рую в идеалистич. виде начал вводить в логику
Гегель. Предметная
деятельность рассматривается Лениным как основа для формирования
категориального, логич. строя
мышления, в к-ром воспроизводится диалектика объективного мира. Поэтому
диалектика как филос.
наука есть одновременно и онтология (учение о бытии), и гносеология (теория
познания), есть
содержательная логика, к-рая ни в коей мере не может быть сведена к общей схеме,
иллюстрируемой
«суммой примеров» (см. там же, с. 316). «Согласие» с принципом развития, не
распространённое на
логику и гносеологию, Ленин квалифицирует как вульгаризацию и опошление
диалектики. Особый
смысл поэтому приобретает закон единства и борьбы противоположностей,
позволяющий выразить
самодвижение в системе понятий. Для определения характер» связи
противоположностей внутри
единого целого Ленин употребляет различные термины (единство, совпадение,
тождество, равнодействие), к-рые раскрывают взаимопроникновение, взаиыопереход
противоположностей. «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают
(как становятся)
тождественными противоположности,— при каких условиях они бывают тождественны,
превращаясь друг в друга,— почему ум человека не должен брать эти
противоположности за
мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в
другую» (там же, с
98). Ленин обращает внимание на необходимость использования для изучения и
изложения диа-
лектики вообще логики «Капитала», в к-ром Маркс дал образец диалектико-
материалистич. анализа
реальности.
Большое методологич. значение имеет ленинское положение о том, что теория
диалектики должна
быть сгустком, итогом, обобщением всей истории познания, включая историю умств.
развития
человеч. рода и индивидуума, историю языка, физиологию органов чувств. историю
философии,
историю всех отд. отраслей знания. Ленин высоко оценивает гегелевскую идею о
том, что историко-
филос. развитие, освобождённое от случайностей историч. формы, должно составить
существенное
содержание науч. философии. В понимании процесса становления и применения логич.
категорий в
истории познания и философии Ленин подчёркивает удачность гегелевского образа
«круга кругов»,
к-рый в противоположность простой хронологии и эмпирич. констатации раскрывает
противоречивость, сложность, многосторонность, спиралевидность процесса
познания. Анализируя
план диалектики (логики) Гегеля, Ленин отмечает, что в последовательности
изложения категорий
должен найти отражение общий ход движения человеч. познания. Ленин требует
показать
основополагающее значение понятия материи и углубить его, выделяя те моменты,
шаги, ступени,
узловые пункты в процессе познания, к-рые «...направляются от субъекта к
объекту, проверяясь
практикой и приходя через эту проверку к истине...» (там же, с. 301). «С одной
стороны, надо
углубить познание материи до познания (до понятия) субстанции, чтобы найти
причины явлений. С
другой стороны, действительное познание причины есть углубление познания от
внешности явлений
к субстанции» (там же, с. 142—43). Ленин подчёркивает активность сознания,
находящую
выражение в преобразовании человеком природной и социальной действительности, в
созидании
культуры на основе познания объективных законов мира. «Сознание человека не
только отражает
объективный мир, но и творит его» (там же, с. 194).
Прослеживая развитие диалектики, Ленин проводит линию воинствующего
материализма,
разоблачая суеверие и мистику, свойственные идеализму, критикуя Гегеля за
фальсификацию им
истории философии. Он формулирует принципы диалектико-материалистич. критики
идеализма,
отмечая недостатки критики и оценки Плехановым и нек-рыми др. марксистами
кантианства,
махизма и т. д. «Марксисты критиковали (в начале XX века) кантианцев и юмистов
более по-
фейербаховски (и по-бюхнеровски), чем по-гегелевски» (там же, с. 161).
Конспектируя «Святое семейство» Маркса и Энгельса, Ленин прослеживает процесс
перехода их на
позиции науч. социализма и выделяет гл. моменты этого процесса: 1) подход «к
идее обществ.
отношений произ-ва»; 2) критика филантропич. теорий социализма и осознание
революц. роли
пролетариата; 3) анализ того направления франц. материализма, к-рое подводит к
социализму. В «Ф.
т.» Ленина изложена программа филос. исследований, включающая задачи разработки
диалектики
как цельной филос. науки, глубокого освоения классич. филос. наследия и острой,
принципиальной
критики бурж. философии. Они сыграли громадную
ФИЛОСОФСКИЕ 739
роль в развитии марксистско-ленинской философии, определили направление
исследований
философов-марксистов.
• О «Ф. т.» В. И. Ленина, М., 1959; Суворов Л. Н., Вопросы диалектики в «Ф. т.»
В. И. Ленина, М., 1960; Ка-сымжанов
А. X., Как читать и изучать «Ф. т.» В. II. Ленина, М., 1968; Кедров Б. М., Из
лаборатории ленинской мысли, М., 1972. А.
X. Касымжанов.
ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ, особый вид филос. лит-ры, раскрывающий филос. тему в
инсценируемой беседе неск. лиц. Впервые получил распространение в мемуарной лит-
ре о Будде и
Сократе. В буддийской лит-ре Ф. д. ещё включён в повествоват. текст, беседа
наставника с учеником
преподносится как откровение истины: учитель авторитарно излагает доктрину,
слушатель внимает
ему, выражая своё согласие. В классич. Греции 4 в. до н. э. Ф. д. впервые стал
самостоят. жанром с
особым присущим ему недогматич. способом разъяснения филос. мысли. Возник из
записей, к-рые
велись учениками Сократа. Из т. н. сократич. разговоров, составленных после
смерти Сократа, до нас
дошли полностью диалоги Ксенофонта и Платона. Воссоздавая образ Сократа, Платон
раскрывает
собств. философию; разоблачение («эленксис») общепринятых взглядов на духовные
ценности
служит гл. содержанием драматизированного действия его Ф. д. По мере расширения
позитивного
содержания в Ф. д. Платона в них умалялась роль драматич. сценария, и Ф. д. всё
больше прибли-
жался к трактату. После Платона Ф. д. стал использоваться преим. в дидактич.
целях в перипатетич.
школе (Дикеарх, Гераклид Понтийский и др.). Цицерон подражал Платону в тематике
своих Ф. д. («О
законах», «О гос-ве», «Об ораторе»). В поздней античности (2— 5 вв.) Ф. д.
использовался в
раннехрист. лит-ре как средство апологии, полемики, наставления; авторы Ф. д.
либо опирались на
опыт Платона (Юстин, 2 в.; Ме-фодий Олимпийский, 3—4 вв.; Эней Газский, 5 в.) и
Цицерона
(Августин, Против академиков), либо давали в условной форме вопросов и ответов
авторитарно-
дидактич. изложение доктрины (Григорий Нисский, О душе и воскресении; Августин,
Учитель).
Последняя форма характерна для мн. Ф. д. средневековья (Ан-сельм
Кентерберийский, Об истине, О
свободе воли, и др.).
В ср. века и особенно в эпоху Возрождения, затем в 17—18 вв. получил
распространение Ф. д.-
диспут, дискуссия: Абеляр, Диалог между философом, иудеем, христианином; Л.
Валла, О
наслаждении и подлинном благе; Бруно, Пир на пепле; Галилей, Диалог о двух
системах мира;
Мальбранш, Беседа христ. и кит. философа о существовании бога; Беркли, Три
разговора между
Гиласом и Филонусом; Сковорода, Диалог. Имя ему потоп, змеин, и др. В нач. 19 в.
Ф. д. высоко
ставился нем. романтиками как форма философствования, близкая к жизни (Ф.
Шлегель, Разговор о
поэзии; Шеллинг, Бруно; К. Зольгер, Эрвин. Четыре разговора о красоте и об иск-
ве). В 19—20 вв. Ф.
д. утрачивает своё прежнее значение.
• Миллер Т. А., Мефодий Олимпийский и традиция платоновского диалога, в
сборнике: Античность и Византия, М.,
1975, с. 175—94; H i r z е l R., Der Dialog, Bd 1—2, Lpz., 1895; Goldschmidt V.,
Les Dialogues de Platon, P., 1947; W i l d b o
l z R., Der philosophische Dialog als literarisches Kunstwerk, Bern, 1952; Ruch
M., Le proemium phi-losophique chez Ciceron,
P., 1958; Hofimann M., Der Dialog bei den christlichen Schriftstellern der
ersten vier Jahrhunderte, B., 1966.
ФИНИТИЗМ (лат. finitus — определённый, ограниченный, законченный), методологич.
установка в
теории доказательств, возникшая в нач. 20 в. в работах Гильберта и его школы с
целью обоснования
непротиворечивости теоретико-множеств. математики. Программа Ф. предполагала
формализацию
теории (непротиворечивость к-рой доказывается), включая правила вывода и способы
образования
понятий, и одновременно её аксио-
740 ФИЛОСОФСКИЙ
матизацию (см. Аксиоматичеекий метод) при отвлечении от к.-л. (модельного)
истолкования её
формальных объектов. К этим двум требованиям, касающимся изучаемых теорий, Ф.
присоединял
требование обязат. наглядности (конкретности) объектов метатеории этих теорий,
выражающее
финитную т. зр. на задачу оснований — сведение проблемы непротиворечивости к
нек-рой
комбинаторной (конечной) проблеме, разрешимой без обращения к к.-л. «интуиции
бесконечного».
Т. о., в теории доказательств финитная т. зр. предполагала конкретно-содержат.
способ рассмотрения
и конечную установку мышления. В известном смысле Ф. явился усилением
интуиционистских (см.
Интуиционизм) претензий к «технике мышления», используе-мой в метатеории, и,
напротив, их
ослаблением в соот-ветств. теории, где свободно допускались сколь угодно сильные
т. н.
платонистские абстракции бесконечности и все средства нефинитной (классич.)
логики. Надёжность
финитной т. зр., рассчитанной на минимум логико-математич. средств, привлекаемых
для
обоснования, оказалась, однако, препятствием для решения гл. задачи Ф. —
доказательства
непротиворечивости классич. математики, что привело к последующему расширению
финитной т. зр.
и методов самой теории доказательств (напр.. за счёт трансфинитной индукции,
гёде-левских
функционалов конечных типов и др. абстрактных понятий).
• Г ё д е л ь К., Об одном ещё не использованном расширении финитной т. зр., в
кн.: Математич. теория логич. вывода.
Сб. переводов, М., 1967; Гильберт Д., Б е p н а й с П., Основания математики,
пер. с нем., т. l, M., 1979, гл. 2; Kreisel G.,
Hubert's programme, «Dialectica», 1958, v. 12; Tait W. W., Finitism, «Journal of
Philosophy», 1981, v. 78, № 9.
ФИХТЕ (Fichte) Иоганн Готлиб (19. 5. 1762, Рамме-нау,— 29. 1. 1814, Берлин),
нем. философ и
обществ. деятель, представитель нем. классич. идеализма. Род. в крест. семье.
Учился в ун-тах Йены
и Лейпцига. Написанный под влиянием Канта «Опыт критики всяческого откровения»
(«Versuch
einer Kritik aller Ofi'en-barung», изд. анонимно в 1792) был принят за работу
Канта и получил
высокую оценку. Под влиянием событий Великой франц. революции Ф. написал работу,
по-
свящённую защите свободы мысли. Проф. Йенского ун-та (1794—99), Ф. был вынужден
оставить его
из-за обвинений в проповеди атеизма. С 1800— в Берлине; первый выборный ректор
(1810)
Берлинского ун-та. В филос. развитии Ф. можно выделить два периода. В первый
период (до 1800) Ф.
исходит из понятия абс. «Я», во второй (начиная с «Назначения человека», 1800,
рус. пер. 1905) — из
понятия абс. бытия, тождественного богу, переходя, т. о., от идеализма
субъективного к
объективному.
Вслед за Кантом Ф. считал, что философия должна быть фундаментом всех наук —
«учением о
науке» (гл. соч. «Наукоучение»). Наука систематична, она должна исходить из
единого
самодостоверного основоположения. В этом Ф. близок классич. рационализму 17 в.
Следуя Канту, Ф.
противопоставляет свою философию как критическую предшествующим системам как
дог-
матическим: если догматизм, по Ф., исходит из вещи, субстанции, то критицизм
исходит из сознания
и выводит из него мир со всеми его определениями. Таков исходный субъективно-
идеалистич.
принцип учения Ф.
В основе философии Ф. лежит убеждение в том, что практически-деятельное
отношение к предмету
предшествует теоретически-созерцат. отношению к нему, и это отличает его в
трактовке
самосознания как самодостоверного начала знания от Декарта: сознание, у Ф., не
дано, а задано,
порождает себя; очевидность его покоится не на созерцании, а на действии, она не
усматривается
интеллектом, а утверждается волей. «От природы» индивид есть нечто непостоянное:
его чувств.
склонности, побуждения, настроения всегда меняются и зависят от чего-то другого.
От этих внеш.
определений он освобождается в акте самосознания. Этим актом ин-
дивид рождает свой дух, свою свободу. Самоопределение предстаёт как требование,
задача, к
решению к-рой субъекту суждено вечно стремиться. Налицо противоречие:
самосознание,
полагаемое в качестве начала системы, является в то же время бесконечно
отодвигающейся целью
«Я». Ф. принимает это противоречие за отправное начало своей системы, и
последоват. раз-
вёртывание его и есть построение системы с помощью диалектич. метода. Система Ф.
имеет
структуру круга: начало уже содержит в себе конец; движение к завершению есть в
то же время
возвращение к истоку. Кан-товский принцип автономии воли, согласно к-рому
практич. разум сам
даёт себе закон, превращается у Ф. в универс. начало всей системы. Тем самым Ф.
преодолевает
дуализм кантовекого учения и ставит своей задачей вывести из принципа практич.
разума — свободы
— также и теоретич. разум — природу. Познание составляет у Ф. лишь подчинённый
момент
единого практически-нравств. действия. Всякая реальность, согласно Ф., есть
продукт деятельности
«Я», и задача наукоучения — показать, как и почему деятельность с необходимостью
принимает
форму предмета. Не допуская существования независимой от сознания «вещи в себе»,
Ф. вынужден

<< Пред. стр.

страница 292
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign