LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 29
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

монистич.
учение, в к-ром идеальное ли, дух, является первопричиной
74 ВАН
мира, а материальное ци — лишь производное от ли. Оба же они (а вместе с ними
все принципы и
вещи, весь мир) существуют, согласно субъективно-идеалистич. концепции В. Я.,
лишь в нашем
сознании («душе»), ибо наш дух является осн. началом всего мира и заключает его
в себе. В области
гносеологии В. Я. выдвинул теорию интуитивного познания, основанного на
обнаружении идей,
изначально заложенных в нашем разуме, в связи с чем процесс познания является
прежде всего
самопознанием. Политич. доктрина В. Я. провозглашала единство всего Китая и всей
Вселенной:
«Вся Вселенная — одна семья, весь Китай — один человек».
* Forke ?., Geschichte der neueren chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S.
380—09; ?, a r s u n С h a n g, Wang Yang-ming:
Idealist philosopher of sixteenth-century China, N. Y., 1962; Wing-tsit Chan, A
source book in Chinese philosophy, Princeton,
196Я, p. 654—91.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (???????? ? ?????), Василий К е с a р и й с к и й (ок.
330, Кесария Каппа-
докийская, —1.1.379, там же), греч. церк. деятель, мыслитель и писатель. Один из
виднейших
представителей патристики, глава т. н. каппадокийского кружка. С 370 епископ г.
Кесарии,
организатор ортодоксальной оппозиции официально насаждавшемуся в этот период
арианству.
Испытал воздействие платонизма, отчасти неоплатонизма (мотивы Плотина в трактате
«О святом
Духе»); однако в целом для него характерна апелляция к популярным, общедоступным
пластам
антич. культурной традиции (доктрина Посидония о симпатии всех вещей, ходовой
морализм). Его
толкования на рассказ библейской кн. Бытия о шести днях творения основали
богатую традицию ср.-
век. «Шестодневов» и повлияли на распространённые космо-логнч. и естеств.-науч.
представления
последующих столетий (в частности, у слав, народов). В православной традиции —
один из трёх
главных «святителей» вост. церкви (наряду с Григорием Богословом и Иоанном
Златоустом).
• Migne PL, t. 29-32; Lettres, v. 1—3, P., 1957—66; Творения..., в кн.: Творения
святых отцов, т. 5—11, М., 1843-1915
* AIlard P., Saint Basile, P., 1903«; T r e u с k e r В., Politische und
soziaigeschichtliche Studien zu den Basilius-Briefen,
Munch., 1961; Dehnhurd H., Das Problem der Abhangigkeit des Basilius von Plolin,
B., 1964.
ВАСУБАНДХУ (OK. 320—400 или неск. позднее), инд. философ-буддист. Брат Асанги.
Сначала
разделял взгляды вайбхашики — одной из школ хинаяны, потом стал приверженцем
махаяны,
явившись одним из учителей школы йогачара. Гл. соч. «Абхидкармакоша» — компендий
системы
вайбхашики и хинаяны вообще (обнаружена в переводе на кит. яз.). Став
приверженцем школы
йогачара, В. написал множество самостоят. работ и комментариев на соч. Майтреи и
Асанги, в т. ч.
изложение филос. учения йогачара — «Виджнаптиматрата-сиддхи» и др. Для В.
характерен интерес к
проблеме наименований (оказал влияние на логич. исследования школы).
* Р о з е и б e p г О. О., Введение в научение буддизма по япон. и кит.
источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской фило-
софии, П., 1918; К i t а у a m a J., Metaphysik des Buddhismus; Versuch einer
philosophischen Interpretation der Lehre
Vasuband-hus und seiner Schule, Stuttg,— B., 1934; FrauwallnerE, On the date of
the Buddhist master of the law Vasubandhu,
Roma, 1951; см. также лит. к ст. Йогачара.
ВАХДАТ АЛЬ-ВУДЖУД (араб. - единство бытия), учение арабско-мусульм. философии о
единстве
мира и его членении на ряд ступеней (табакат) в последовательности процесса
творения. Бытие мира
в своей совокупности коренится в бытии бога, ежемгновенно уничтожаясь и
возобновляясь им. Бог и
телесная субстанция (араб. хайула, от греч. ??? — сырой материал, вещество) —
два полюса
реальности; лишь бог существует сам по себе, порождая из себя первый разум,
небесные души,
формы и др. Т. о., реальность, будучи по сути единой, множественна в логич.
определениях. Идеи В.
а.-в. разрабатывались прежде всего в суфизме. Систематич. их изложение дали Абу-
ль-Баракат аль-
Багдади, Айн аль-Кузат Хамадани, Ибн аль-Араби,
Руми, а в богословии шиизма — представители исфа-ханской школы. С В. а.-в. тесно
связано учение
об архетипах вещей, в частности принцип «имкан аль-аш-раф» (букв.— возможность
превосходящего), согласно к-рому каждому предмету на низшей ступени необходимо
соответствует
его идеальный аналог на высшей. Каждое творение есть порождение оиредел.
архетипа и «призвано»
последним к бытию, будучи его ничтожным подобием. Миру в целом соответствует его
архетип —
«книга бытия», небесная скрижаль, написанная богом. Поэтому каждому элементу
бытия
предопределено его место, срок появления и связь с др. элементами.
«ВВЕДЕНИЕ», работа К. Маркса, см. в ст. «Критика политической экономии»,
ВВЕДЕНСКИЙ Александр Иванович (1856, Тамбов,— 7.3.1925, Ленинград), рус.
философ-идеалист
и психолог, крупнейший представитель рус. неокантианства. Пред. Санкт-Петерб.
филос. об-ва (с
1899). В соч. «О пределах и признаках одушевления» (1892) и «Психология без
всякой метафизики»
(1914) В. ставил вопрос о необходимости вывести учение о душе и о сущности
психического за
пределы психологии. Всякая душевная жизнь, по В., подчинена закону отсутствия
объективных при-
знаков одушевления; признание чужой духовности диктуется человеку только его
нравств. чувством.
Последнее связано с нравств. долгом, постулирующим свободу воли, бессмертие
души,
существование бога. Полагая, что науч. психология возможна лишь как описат.
наука, В. считал её
огн. методом интроспекцию (самонаблюдение). В этой связи В. скептически
относился к
возможностям экспериментальной психологии, получившей развитие в то время.
Логич. учение В.
связано с его гносеологией; функция логики, по В.,— проверять истинность
познания, а не открывать
новое. В 20-х гг. активный участник философских диспутов, где выступал против
материализма и
марксизма.
* Спор о свободе воли перед судом критич. философии, «Журнал Мин-ва нар.
просвещения», 1901, ч. 337, октябрь;
Судьбы философии в России, «Вопросы философии и психологии», 1898, кн. 2 (42);
Логика как часть теории познания,
П., 19173.
* Из истории рус. психологии, M., 1961, с. 384—90.
ВЕБЕР (Weber) Альфред (30.7.1868, Эрфурт,—2.5. 1958, Гейдельберг), нем. буря«,
экономист и
социолог. Брат М. Вебера. «Социология истории и культуры» В. сформировалась под
влиянием М.
Вебера и В. Диль-тея. Историю, по В., можно расчленить на социальный
(формирование социальных
институтов и структуры), цивилизационный (поступат. развитие техники и
естествознания, ведущее
к унификации цивилизации) и культурный (творчество — иск-во, религия и
философия) процессы.
Они связаны, но протекают по различным законам. Специфичность историч. и
социальных изме-
нений определ. эпохи В. связывал с иррациональным характером культурного
процесса, творцом к-
рого является интеллектуальная плита. Т. о., историю, по В., направляет игра
духовных сил, что
означало отрицание объективных закономерностей в истории и её познаваемости.
• Ideen zur Staats- und Kultursoziologie, Karlsmhe, 1927; Kulturgeschichte als
Kultursoziologie, Munch., 1950!; Prinzipien der
Geschichts- und Kultursoziologie, Muncli., 1951; Der dritte oder der vierte
Mensch, Miinfh., 1953; Einfuhrung in die Soziologie,
Mtinch., 1955 (соавтор); в рус. пер.—Теория размещения пром-сти, М.—Л., 1926.
• К е p e s z с z u k .Т., A. Weher. Schriften und Aufsatze. 1897— 1955.
Bibliographie, Munch., 1956.
ВЕБЕР (Weber) Макс (21.4.1864, Эрфурт, —14.6.1920, Мюнхен), нем. социолог,
философ и историк.
Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и
Дильтеем В.
разрабатывал концепцию идеальных типов. Смысл идеальной типологии — в
конструировании нек-
рых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич.
материал,
поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями учёного. Так,
античность, феодализм, капитализм для В. не объек-
тивно существующие отношения, а способы идеальной типизации. Концепция идеальных
типов
направлена против идеи объективной закономерности историч. развития и служит
методологич.
обоснованием плюрализма как принципа исследовательской деятельности.
Во всех исследованиях В. проводил мысль о рациональности как определяющей черте
совр. европ.
культуры. Рациональность противостоит традиционному и харизматич. (см. Харизма)
способам
организации об-
ществ. отношений. Наиболее яркими проявлениями рациональности, по В., являются:
в экономике —
изобретение двойной бухгалтерии, стимулировавшей развитие капиталистич.
организации произ-ва;
в политике — утверждение институтов формального права, парламентаризма и совр.
администрации;
в этике — честность отношений, в особенности между кредитором и должником; в
музыке —
распространение европ. нотной системы и соответствующего ей тонич. лада.
Центр. проблема В.— анализ связи хоз. жизни общества, материальных и идеологич.
интересов
различных социальных групп и религ. сознания. В работе «Протестантская этика и
дух капитализма»
(«Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—05, рус. пер.
1928) В. пытался
обосновать мысль, что европ. капитализм обязан своим происхождением
протестантскому религ.-
зтич. комплексу, якобы обеспечившему воспитание таких черт личности, как
трудолюбие,
бережливость, честность, расчётливость. В работе «Истории х-ва» (рус. пер. 1923)
В. полнее
прослеживает влияние экономич. факторов на возникновение капитализма.
Осн. черту капитализма В. усматривает в наличии pa-ционально организованного
предприятия. Он
оценивает капитализм как наиболее рациональный тип хозяйствования. В то же время
«это
чудовищный космос, в который каждый отдельный человек ввергнут с момента своего
рождения и
границы которого остаются для отдельного индивида как такового раз навсегда
данными и
неизменными» («Die Protestantische Ethik», Munch.— Harab., 1965, S. 45). В целом
его концепция
происхождения и сущности капитализма направлена против марксовой теории
первонач. накопления
и учения о прибавочной стоимости.
Уделяя значит. место проблемам социальной структуры и классового конфликта, В.
противопоставил
марксизму свою концепцию, в к-рой подчёркивал мно-гомерность классовых различий
и положений.
Отношение к власти, различия в статусе и престиже отд. группировок, разделение
людей по религ. и
идеологич. признакам В. считал столь же важными, как и различия, вытекающие из
отношений
собственности. В поли-тич. социологии В. уделял большое внимание анализу
конфликтов интересов
различных группировок правящего класса: статусных и престижных групп. Гл.
конфликт политич.
жизни совр. гос-ва усматривал в борьбе между политич. партиями и бюрократич.
аппаратом,
чиновничеством. В. отрицал возможность победы со-циалистнч. обществ. отношений,
выдвигал
против этой идеи тезис о всесилии бюрократии. Положение В. о том, что будущее
общество будет не
диктатурой рабочего класса, а диктатурой чиновников, широко используется бурж.
социологами в
антикоммунистич. пропаганде.
В совр. зап. лит-ре о В. можно выделить две гл. тенденции. Первая (Т. Парсонс и
др.) заключается в
попытке доказать, что В. опроверг материалистич. понимание истории и доказал
приоритет этич. и
религ. факторов в мировой истории. Вторая концепция исходит из возможности
дополнить марксизм
веберианст-вом. В сов. лит-ре показана несостоятельность обеих
этих тенденций.
• Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie, Bd 1—3, Tub.,
1920—21; Grundrisa der Sozialokonomik, Tub.,
1921;
ВЕБЕР 75
Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik, Tiib., 1924; Gesammelte
Aufsatze zur Wissenschaftsichre, Tub., 1951;
The religion of China. Confucianism and Taoism, Glencoe, 1951; The religion of
India. The sociology of Hunduism and
Buddhism, Glencoe, I960; Soziologie.—Weltgeschichtliche Analysen.—Politik,
Stuttg., 1956; Wirtschaft und Gesellschaft, Koln
—B., 1964; Staatssoziologie, B., 1966; Economy and society, Berk., 1978; в рус.
пер.— Социальные причины падения
античной культуры М. В., «Научное слово», 1904, кн. 7; Агр. история древнего
мира, М., 1923; Город, П., 1923;
Хозяйств. этика мировых религий, Протестантские секты и дух капитализма,
«Атеист», 1928, № 25, 26, 30.
• Кон И. С., Позитивизм в социологии. Л., 1964; История бурж. социологии 19 —
нач. 20 в., М., 1979; Здрав омы с-л о в
А. Г., М. В. и его «преодоление» марксизма, «Социологич. исследования», 1976, №
4; е г о ж е, Социология М. В. и совр.
идеологич. борьба, в сб.: Критика совр. бурж. и реформистских фальсификаторов
марксизма-ленинизма, М., 1980; Мах
Weber, Werk und Person, Tub., 1964; Kozyr-Kowalski S., Max Weber a Karol Marks,
Warsz., 19C7; Parsons Т., The structure
of social action, v. 2, N. Y.— L., 1968; G i d d e n s ?., Politics and
sociology in the thought of Max Weber, L., 1972; Lewis J.,
Max Weher and value-free sociology, L., 1975; Bendix R., Max Weber. An
intellectual portrait, Berk., 1977. А. Г.
Здравомыслов.
ВЕБЛЕН (Veblen) Торстейн (30.7.1857, графство Манитовок, шт. Висконсин,—
3.8.1929, ок. Менло-
Парка, шт. Калифорния), амер. экономист и социолог. Взгляды В. противоречивы и
сочетают
критику нек-рых сторон капитализма с мелкобурж. утопизмом. Под влиянием Маркса
В. считал
основой социальной жизни материальное произ-во. Однако он сводил обществ. произ-
во лишь к
технологии, упрощённо понимая связь техники и социально-культурных институтов и
недооценивая
значение форм собственности. По В., традиции и взгляды людей отстают от
изменений в области
технологии произ-ва и эволюция общества сводится в основном к процессу умств.
приспособления
индивидов к этим изменениям. Рассматривая любое общество как пром. машину,
составными
частями к-рой являются экономич. институты, В. представлял историю как результат
борьбы двух
осн. классов: бизнесменов, имеющих дело со сферой обращения, и промышленников,
организующих
материальное произ-во. Первую группу В. считал реакционной. Бизнес порождает, по
В., частную
собственность, национализм, религ. невежество. В нек-рых работах В. предлагал
передать
руководство х-вом и всем обществом производств.-технич. интеллигенции, создать
«ген. штаб» из
инженеров и техников, к-рый, используя политич. власть, сумеет развивать произ-
во в интересах
общества. Однако от многих этих утопия, идей, использованных затем в
технократич. теориях, В. в
конце жизни отказался. Взгляды В., особенно его теория «праздного класса»
(leisure class), идея
отставания культуры от техники и критика нек-рых аспектов амер. жизни, оказали
значит. влияние на
развитие амер. немарксистской социологии.
* Essays in our changing order, N. Y., 1934; The theory of the leisure class, ?.
?., 19592; The place of science in modern civili-
zation and other essays..., N. Y., 19642; The instinct of workmanship and the
state of the industrial arts, ?. ?., 19642; The engi-
neers and the price system, N. Y., 1965; The higher learning in America, N. Y.,
1965; The theory of business enterprise, N. Y.,
19652; Veblen on Marx, race, science and economics, N. Y., 1969.
• С е л и г м e н Б., Осн. течения совр. экономич. мысли, пер. с англ., М.,
1968, с. 56—75.
ВЕДАНТА (санскр., букв.— конец Вед, т. е. заключит. этап ведийского периода,
представленный
упани-шадами), наиболее известная и влиятельная система др.-инд. религ.-филос.
мысли; филос.
основа индуизма. В широком смысле слова — совокупность религ.-филос. школ,
разрабатывавших
учения о брахмане и атмане (тождество абсолюта-брахмана с познающим его
субъектом — атманом,
индивидуальной душой, достигаемое в процессе познания и ведущее к освобождению).
В разные
периоды В. заимствовала и перерабатывала отд. элементы из пурва-мимансы,
санкхьи, даже из
буддизма — осн. идейного противника В., одновременно оказывая сильное влияние на
все др.
направления инд. мысли.
76 ВЕБЛЕН
Вместе с др. ортодоксальными направлениями др.-инд. философии В. убеждена в
высшем авторитете
Вед, псе содержание к-рых рассматривается как откровение (шрути), источник
истинного знания.
Веды существовали до начала мира ? возникли из дыхания брахмана. Предание
(смрити —
воспоминание), содержащееся в др. священных книгах — «Бхагавадгите», «Законах
Ману», лишь
разъясняет и дополняет явленное в откровении. Достижение истинного знания
(видья) — знания
брахмана (брахмавидья) предполагает ряд условий: осознание различий между вечным
и невечным
бытием; отказ от к.-л. материального воздаяния как в этой жизни, так и в
будущей; обладание
шестью «средствами» (спокойствие духа, умеренность, отрешённость, терпение,
сосредоточенность,
вера); стремление к освобождению. Полемизируя с буддизмом и его уравнит.,
плюралистич. и
нигилистич. тенденциями, В. отстаивала идеи элитарности (в качестве адептов В.
признавались
только принадлежащие к высшей касте брахманов), монизма и высшей реальности
брахмана как
основы утверждаемого в В. единства бытия (Вселенная есть реальное единое целое,
«одно без чего-
либо другого»).
Истоки В. уходят в поздневедийские монистич. учения о едином, пуруше, космич.
жаре (тапасе),
сотворении мира и т. п. (гимны последней, десятой манда-лы «Ригведы»). В истории
развития В.
выделяют три стадии: 1) унанишады, давшие умозрит. истолкование смысла Вед и
наметившие осн.
понятия В. (брахман и атман, пуруша, пракрита, джняна, майя и т. д.); для этой
стадии характерно
преобладание интуитивно-поэтич. образов. 2) «Брахма-сутра», или «В.-сутра»,
приписываемая
Бадараяне (2—3 вв.), иногда Вьясе,— опыт более строгой систематизации упанишад
(обоснование
высшей реальности брахмана, его отношения к явленному миру и к индивидуальной
душе, а также
попытки примирения религ. переживания единого с видимым многообразием форм
жизни). 3)
Многочисл. комментарии к «Брахма-сутре» и последующая разработка проблем В.:
Гаудапада (8 в.),
близкий в ряде моментов буддизму, пытался синтезировать негативную логику
мадхъямики с религ.-
филос. идеями упанишад; Говинда, учитель Шанкары; Бхартрихари, логик и лингвист,
автор
«Вакьяпадии», во многом разделял идеи буддизма; Бхартрипрапанча, учивший, что
брахман
одновременно един и двойствен. В этот период формируются три осн. направления
В.,
различающиеся решением вопроса об отношении брахмана и атмана: адвайта-веданта
Шанкары
(последоват. монизм), ви-шишта-адвайта Рамануджи (ограниченный монизм), двайта-
веданта
Мадхеы (дуалистич. концепция). Большое значение в развитии В. имели труды
Бхаскары,
Ядавапракаши, Ведантадешики, Шрихарши, Нимбар-ки, Валлабхи и др.
Последовательная В. (адвайта-В.) фактически исключает из рассмотрения вопрос о
возникновении
мира объектов из чистого бытия брахмана. Однако те направления В., к-рые
признают реальность
зависимого от брахмана мира, вынуждены допустить наличие в брахмане творч.
потенции (шакти)
производить множество объектов (образ Брахмы, ткущего из самого себя паутину
явлений и законов,
ими управляющих). Наряду с рассмотрением взаимоотношения брахмана и мира В.
подробно
анализирует и индивидуальную душу, «Я»,— прежде всего с т. зр. того, как
возникает
ограниченность познания объектов со стороны «Я». Сложное соотношение реальности
и
иллюзорности на разных уровнях психологического состояния раскрывается, напр., в
учении о
четырёх состояниях психики (бодрствование, сон со сновидениями, глубокий сон,

<< Пред. стр.

страница 29
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign