LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 284
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

как метод анализа чистого сознания и имманентных, априорных структур человеч.
существования.
Содержание и цель Ф. различным образом истолковывались в истории философии. Ф.
трактовалась
как наука о предметах опыта (И. Г. Ламберт, Кант). В «Феноменологии духа» Гегеля
она понималась
как учение о становлении науч.-филос. знания. К. Маркс считал Ф. духа Гегеля
истоком и тайной
спекулятивной философии. Выделив рациональное зерно в гегелевской Ф.— проведение
принципа
деятельности в теории познания, Маркс вместе с тем выявил её существ. пороки —
сведение
деятельности к абстрактно-духовной активности, а человека — к самосознанию (см.
К. Маркс и Ф.
Энгельс, Соч., т. 42, с. 169). В 19 в. Ф. интерпретировалась как описат.
психологич. к-рая
противопоставлялась объясняющей психологии. В работах Ф. Брентано, К. Штумпфа и
А. Мейнонга
были предложены методо-логич. средства для описания и классификации психич.
феноменов
(трактовка сознания как интенционалъно-сти, идея о коррелятивности,
соотносительности предмета
и различных актов переживаний, утверждение о самоочевидности внутр.
переживаний).
Возникновение к нач. 20 в. Ф. как определ. идеалистич. направления зап.
философии связано с
именем Гуссерля. Исходным пунктом Ф. была попытка рассмотрения внеопытных и
внеисторич.
структур сознания, к-рые обеспечивают его реальное функционирование и совпадают
с идеальными
значениями, выраженными в языке и психологич. переживаниях. Гуссерль
рассматривает Ф. как
метод уяснения смысловых полей сознания, усмотрения тех инвариантных
характеристик, к-рые
делают возможным восприятие объекта и др. формы познания. Ф. основывается на
истолковании
феномена не как явления чего-то иного (напр., сущности), а как того, что само
себя обнаруживает,
как предмета, непосредственно явленного сознанию. Ф. мыслится как интуитивное
усмотрение
идеальных сущностей (феноменов), обладающее непосредств. достоверностью. В
феноменах
Гуссерль выделяет различные слои: языковые оболочки; многообразные психич. пе-
-реживания; предмет, мыслимый в сознании; смысл — инвариантную структуру и
содержание
языковых выражений. Ф. обращается к последним двум слоям, образующим
интенциональную
структуру сознания. Предметное бытие, согласно Ф., имманентно присуще сознанию;
оно обретает
свой объективный смысл благодаря отнесённости к сознанию. Предметное бытие и
сознание
коррелятивны (соотносительны) друг другу. Сознание предстаёт в Ф. как
двуединство, включающее
в себя познават. акты — ноэзис и предметное содержание — ноэмы, к-рые по
существу совпадают с
идеальными значениями (см. Ноэзис и ноэма). При описании сложной структуры и
слоев сознания
Гуссерль обращается к схоластич. терминологии.
Задача Ф.— раскрытие смысла предмета, затемнённого разноречивым мнением, словами
и оценками.
Обращение Ф. «к самим предметам» связано с её отказом от натуралистич.
установки,
противопоставляющей соз-
нание и бытие. Согласно Гуссерлю, эта установка, присущая обыденному сознанию,
науке и прежней
философии, привела к трактовке знания как однозначного и пассивного отражения
реальности,
данной в чувств. восприятиях, к господству позитивистско-натуралис-тич.
философии и кризису
европ. наук. Критика нату-ралистич. позитивизма, данная Гуссерлем, в определ.
мере была созвучна
марксистской критике натуралис-тич. фетишизма и метафизич. созерцательного
материализма, где
сознание«...берется вполне натуралистически, просто как нечто данное, заранее
противопоставляемое бытию, природе» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 34). Однако
Ф. отрицает любые
формы материализма и ис-торич. понимания сознания. Отвергая историч. подход к
сознанию,
Гуссерль видит в нём лишь выражение релятивизма и скептицизма.
Предмет Ф.— царство чистых истин, априорных смыслов — как актуальных, так и
возможных, как
реализовавшихся в языке, так и мыслимых. Ф. определяется Гуссерлем как «первая
философия», как
наука о чистых принципах сознания и знания, как универс. учение о методе,
выявляющее априорные
условия мыслимости предметов и чистые структуры сознания независимо от сфер их
приложения.
Познание рассматривается как поток сознания, внутренне организованный и
целостный, однако
относительно независимый от конкретных психических актов, от субъекта познания и
его дея-
тельности.
Феноменология, установка достигается с помощью метода редукции (см. также
Эпохе). На этом пути
достигается понимание субъекта познания не как эмпирического, а как
трансцендентального
субъекта, как мира общезначимых истин, возвышающегося над эмпирически-
психологическим
сознанием и наполняющего его смыслом. Способ непосредственного усмотрения
объективно-
идеальной, идентичной сущности языковых выражений (идеация) влечёт за собой
понимание Ф. как
науки о чистых возможностях, интен-ционально предначертанных в структуре
«чистого сознания».
Трактовка Ф. у Гуссерля претерпела ряд изменений. Если в работах первого периода
Гуссерль видит
задачу Ф. в анализе структур «чистого сознания», то в последний период своего
творчества он во
многом отказывается от первоначальных чисто логич. представлений о существе
интенционального
сознания и переходит на позицию, согласно к-рой «чистое (трансцендентальное)
сознание»
укоренено в «жизненном мире», в некоем универс. поле дорефлексивных структур, к-
рые
оказываются атмосферой и почвой как теоретической, так и практич. деятельности.
В этот период
усиливаются как свойственная Ф. субъективистская тенденция, так и разрыв с
методологией
естествознания. Эта линия получила наибольшее развитие в экзистенциальной Ф.
(см. Экзистенциа-
лизм), где с помощью метода Ф. выявляются априорные структуры человеч.
существования — такие,
как страх, забота (Хайдеггер, Сартр, Ясперс, Мерло-Понти). Фе-номенологич.
школа, пытавшаяся
применить методы Ф. в этике (Шелер), эстетике (Ингарден), праве (Конрад-
Мартиус), психиатрии
(Бинсвангер), социологии (Натансон, Шюц, Фиркандт), педагогике (Литт), идейно
распалась в сер. 20
в.; её представители сохранили лишь приверженность к нек-рым средствам
феноменологич. анализа
сознания.
Совр. форма Ф.— феноменологич. философия Гуссерля — одно из осн. направлений
бурж.
философии 20 в. Выявляя несостоятельность осн. принципов и положений Ф.— её
субъективизм,
разрыв с методологией ес-теств. наук, схоластичность, марксисты отмечают и нек-
рые рациональные
моменты феноменологич. философии — острую критику сциентизма и позитивизма,
осознание
кризиса зап.-европ. культуры. Марксистская оценка Ф. не имеет ничего общего ни с
нигилистич.
отрицанием познават. значения проблем анализа сознания, поставленных Ф., ни с
ассимиляцией идей
Ф,
• ? ? т р о ш и л о в а Н. В., Принципы и противоречия феноменологич. философии,
М., 1988; Совр. бурж. философия,
М., 1978, гл. 3; Бабушкин В. У., О природе филос. знания, М., 1978; Критика
феноменологич. направления совр. бурж.
философии. Сб. ст., Рига, 1981; Tran-Duc-Tao, Phenomenologie et materialisms
dialectique, P., 1951; S p i e-gelbergH., The
phenomenological movement. A historical introduction, v. 1—2, The Hague, 1960;
Farber M., The aims of phenomenology, N.
Y., [1966]; его же, The foundation of phenomenology, Camb., 19683; Landgrebe L.,
Phano-menologie und Geschichte,
Gutersloh, [1967]; Lyotard J.-P., La phenomenologie, P., 1969; Orr L,,
Existentialism and phenomenology. A guide for research,
N. Y., 1978.
А. П. Огурцов.
«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ДУХА» («Phanomenologie des Geistes»), одно из гл. соч. Гегеля,
написано в
1805—06 в Йене, вышло в свет в 1807. По замыслу Гегеля, должна была составлять
1-ю часть
«системы науки» — «науку об опыте сознания» и вести ко 2-й — диалектич. науке
логики. Помимо
предисловия и введения, «Ф. д.» содержит 8 частей, к-рые распределены между 3
отделами:
«Сознание» (ч. 1—3), «Самосознание» (ч. 4) и «Разум» (ч. 5—8); последний отдел,
по замыслу
Гегеля, раскрывает диалектику «духа» как носителя историч. разума —«Дух» (ч. 6),
«Религия» (ч. 7),
«Абс. знание» (ч. 8).
В предисловии к «Ф. д.» излагается гегелевское понимание природы филос. познания
(в полемике с
романтизмом, концепцией непосредств. знания и др.). При этом развиваются след.
осн. темы:
философия как науч. система, требование её общепонятности и критика эзо-терич.
интуитивизма;
истина как целое — как процесс и итог законченного развития; абсолют не только
как субстанция, но
и как субъект; феноменология как «лестница знания», возводящая индивида от
непосредств.
обыденного сознания до филос. мышления и абс. знания; «образование индивида» как
усвоение им в
своём развитии историч. этапов становления всеобщей духовной «субстанции»;
диалектика истины и
заблуждения и т. д.
Во введении характеризуется метод «Ф. д.», изображающей поступат. развитие
сознания: переход
сознания от одной ступени к другой обусловлен неизменно обнаруживающимся
противоречием
между предметом и понятием о нём, между сущностью и её явлением в сознании
(изменение знания
о предмете тождественно у Гегеля изменению самого предмета сознания). Движение
сознания в «Ф.
д.» — это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая последующая ступень
заключает в
себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне; в то же
время последующие
ступени предвосхищаются на более ранних этапах диалектич. развития.
На ступени «сознания» предмет противостоит человеч. «Я» как внеш. данность и
определяет его;
сознание оказывается «теоретическим», или созерцающим (опыт «чувств.
достоверности»,
восприятия и рассудка). На ступени «самосознания» предмет и сознание
тождественны, сознание
определяет свой предмет (самоё себя) и потому выступает прежде всего
«практически» —
действующим, желающим, стремящимся. Свобода самосознания, достигаемая через его
взаимодействие с др. самосознаниями, воплощается в таких культурно-историч.
явлениях, как
«стоицизм», «скептицизм», «несчастное сознаиие». Когда самосознание постигает
свою
всеобщность, усматривает в себе абс. полноту реальности, оно выступает как
«разум».
На ступени «разума» различие сознания и самосознания воспроизводится как
различие между
«наблюдающим разумом», к-рый открывает в мире разумное содержание (в законах
неорганич. и
органич. природы, душевного мира человека и т. д.), и деятельным «разумным
самосознанием»,
осуществляющим разум в мире. Завершением диалектики разума становится у Гегеля
возведение
индивидуальности к историч. действительности социального бытия.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ 719
На ступени «духа» сознание постигает духовную реальность мира и себя как
выражение этой
реальности (взаимоотношение «индивидуальности» и «субстанции»); здесь появляются
социально-
историч. «образы сознания», историч. образы «мирового духа» — важнейшие эпохи
культуры,
играющие формообразующую роль в становлении «духа» и осознании им самого себя:
«истинный
дух», «нравственность» как «живое непосредств. единство индивидуальности и
субстанции» (его
всемирно-историч. образ — Древняя Греция); правовое состояние — множество
самодовлеющих
индивидов, связанных лишь формальной всеобщностью права (рим. мир); «отчуждённый
от себя
дух» — мир «образованности» с присущим ему «разорванным сознанием», находящим
своё
выражение в коллизиях «веры» и «здравомыслия», в «борьбе просвещения с
суеверием» (эпоха
Просвещения). Через негативность «абс. свободы» (франц. революция) сознание
достигает новой
ступени — достоверного для себя духа, «моральности» (кантовская этика, антиномии
к-рой
подвергаются Гегелем острой критике). Примирением противоречий «моральности»
оказывается
«религия», понятие к-рой объединяет различные ступени «самосознания» духа —
«естеств. религию»
(вост. религии), «художеств. религию» (др.-греч. иск-во) и «религию откровения».
Наконец, на
ступени «абс. знания» содержание религии переводится в адекватную ему форму —
понятийного
«спекулятивного» мышления.
К. Маркс видел в «Ф. д.» «...истинный исток и тайну гегелевской философии»
(Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 42, с. 155). По характеристике Ф. Энгельса, «Ф. д.» является
«...параллелью эмбриологии
и палеонтологии духа, отображением индивидуального сознания на различных
ступенях его
развития, рассматриваемых как сокращенное воспроизведение ступеней, исторически
пройденных
человеческим сознанием...» (там же, т. 21, с. 278).
Рус. пер.: под ред. Э. Л. Радлова (1913), Г. Г. Шпета (1937; опубл. 1959 в 4-м
т. соч. Гегеля). Англ.
пер. J. B. Baillie (v. 1—2, 1910), франц. пер. J. Hippolite (v. 1—2, 1939—41),
итал. пер. E. De Negri (v.
1—2, 1933—36).
• Маркс К., Экономическо-филос. рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 42, с. 152—74; Hyppolite J.,
Genese et structure de la «Phenomenologie de lEsprit» de Hegel, P., 1946;
Poggeler O., Hegels Idee einer Phanomenologie des
Geistes, Freiburg — Munch., 1973; Heinrichs J., Die Logik der «Phanomenologie
des Geistes», Bonn, 1974; Lauer Q., A reading
of Hegel's «Phenomenology ?? spirit», ?. ?., 1976. А. А. Митюшин.
ФЕОДАЛИЗМ (от позднелат. feodum — владение), классово антагонистич. обществ.
формация,
характеризующаяся след. осн. признаками: 1) преобладание натурального х-ва, к-
рому свойственны
простое воспро-из-во, тесное соединение работника со средствами произ-ва,
ориентация на
самоудовлетворение осн. потребностей; эта форма экономич. жизни соответствует
ор-ганич. связи
индивида с группой и относит. неотделённости его от природной среды. Товарное
произ-во, су-
ществующее при Ф. и развивающееся с ростом городов, не определяет системы
господствующих
обществ. производств.
отношений (когда оно начинает их определять, Ф. вступает в стадию разложения).
2) Личное и
экономич. подчинение господств. классу крестьян, ведущих самостоят. х-ва, но
лишённых права
свободно владеть и распоряжаться своим наделом и под внеэко-номич. принуждением
отдающих
господам прибавочный продукт — феодальную ренту; внеэкономич. принуждение
выражается в
подвластности и подсудности крестьян феодалам, в разных формах зависимости
непосредств.
производителей; в отличие от раба и колона феодально-зависимый крестьянин —
обладатель орудий
труда и домохозяйства — отчасти заинтересован в интенсификации произ-ва, и с
этой его
заинтересованно-
720 ФЕОДАЛИЗМ
стью считается (в нормальных условиях) и феодал, признающий в крестьянине, при
всей его
зависимости, юридич. лицо. 3) Специфич. структура феодальной зем. собственности,
выражающаяся
в сочетании прав на землю с политич. властью; феод. собственность условна:
феодал «держит»
землю на правах феода (лена, фьефа), полученного от вышестоящего сеньора, к-рый
в свою очередь
чей-то вассал. 4) Между сеньором и вассалом существуют отношения взаимности:
невыполнение
вассальных обязательств лишает вассала прав на феод. отказ сеньора оказывать
покровительство
вассалу освобождает последнего от необходимости ему служить и повиноваться; для
феодальных
обществ. отношений характерны всеобщие связи зависимости между людьми,
выражающиеся во
взаимном ограничении прав и в неразрывном соединении прав с обязанностями. 5)
Политич.
господство воен. сословия, организованного в иерархию, связанную отношениями
личного служения
и покровительства. 6) Религия выступает при Ф. в качестве «...наиболее общего
синтеза и наиболее
общей санкции...» социального порядка (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, с.
361); философия, право,
мораль, образование, иск-во, лит-pa в большей или меньшей мере пронизаны религ.
мировоззрением;
политич. партикуляризм и разобщённость обществ. и экономич. жизни восполняются
универсализмом религии и вселенским характером церкви; духовенство доминирует в
идеологич.
жизни общества, контролируя все отрасли духовного произ-ва и подчиняя его
интересам церкви и
господств. класса, частью к-рого высшее духовенство является.
Наряду с «вертикальными» отношениями господства и подчинения социальные связи
выражались в
«горизонтальных» отношениях корпоративного типа (сел. общины и гор. коммуны,
союзы городов,
курии вассалов, социально-юридич. сословия, монашеские и рыцарские ордена,
ремесл. цехи, религ.
и купеч. гильдии и т. п.). Первый тип связей придаёт особый характер свободе
человека при Ф., не
признающем состояния независимости: свободен не тот, кто ни от кого не зависит,
а тот, кто по
своей воле выбрал себе господина и вступил с ним в феод. договор. В отличие от
такого свободного
вассала серв, виллан — несвободны, т. к. родились в состоянии зависимости и не
вольны из него
выйти. Поскольку человек, наряду с «вертикальной» связью с господином,
одновременно включался
и в «горизонтальную» связь с членами корпорации, у него развивалось сознание
равенства и
необходимости взаимного уважения прав. Социальные связи между людьми при Ф. не
были
фетишизированы, т. е. не были опосредованы отношениями вещей, товаров и в этом
смысле имели
характер преим. межличных связей. Однако подчас они были мистифицированы
религией и
получали специфич. юридич. окраску. В отличие от рабовла-дельч. общества,
строившегося на
отрицании человеч. достоинства рабов, и язычества, противопоставлявшего людей
своего племени
или народа всем «чужим», феод. общество и всемирно-историч. религии, в нём
господствовавшие
(прежде всего христианство), исходят — в идеале — из принципа духовного
равенства всех людей и
отвергают социальные, нац. и политич. барьеры. Будучи религиями классового
общества и освящая
его высшим авторитетом, эти религ. системы вместе с тем объективно знаменуют
важную ступень в
осознании социальных отношений как отношений между людьми. Наделяя свободой
бога, человек
эпохи Ф. тем самым осознавал важность свободы и для себя: отношения между людьми
поэтому
понимались как отношения между сознательными личностями.
Неправомерно отождествлять феод. зависимость и крепостничество, ибо прикрепление
крестьян к
земле — явление, широко наблюдаемое в поздней Рим. империи (колонат), т. е.
задолго до
возникновения Ф.,— распространяется в Вост. и Центр. Европе лишь в период
кризиса Ф., когда в
условиях растущей товар-
ности сельского х-ва крупные землевладельцы при поддержке абс. монархии перешли
в наступление
на крестьян, лишая их всяких прав и превращая n придаток к земле. Между тем в
период становления
и расцвета Ф. в Зап. Европе крест. зависимость носила преим. личный характер:
крестьянин считался
прикреплённым лично к сеньору, а не к земле поместья, уход крестьянина от
господина редко был
полностью воспрещён.
Во всемирно-историч. процессе Ф. представляет собой социально-экономич.
формацию,
прогрессивную по сравнению с рабовладельч. строем, ибо она, заменяя рабство
менее жёсткими
формами зависимости, открывает больший простор для развития производит. сил и
создаёт более

<< Пред. стр.

страница 284
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign