LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 282
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Хайруллаев ?. ?., ?., эпоха и учение, Таш.,
1975 (лит.); его же, Абу Наср ал-Ф., М., 1982; Madkour I., La place d'al-Farabi
dans 1'ecole philosophique musulmane, P.,
1934.
ФАРБЕР (Farber) Марвин (р. 14.12.1901, Буффало), амер. философ. Ученик Гуссерля.
Один из
основателей и президент Междунар. феноменологич. об-ва (с 1940), редактор журн.
«Philosophy and
Pheaomenological Research». В труде «Основания феноменологии» («The foundation
of
phenomenology», 1943) Ф. проанализировал эволюцию воззрений Гуссерля, вскрыл
внутр. противо-
речия феноменологич. учения, показал несостоятельность его идеалистич.
основоположений и
выводов. В дальнейшем переходит на позиции «натуралистич.» (или
«материалистич.»)
феноменологии, отстаивает ма-териалистич. положения, сближается с диалектич.
материализмом. Ф.
подверг острой критике феноменоло-гов — приверженцев трансцендентального
идеализма и
экзистенциалистские истолкования учения Гуссерля. Отвергая эйдетическую редукцию
как осн.
метод философствования, Ф. допускает феноменологич. редукцию лишь как вспомогат.
средство
абстрагирования в пределах диалектич. методологии. Ф. высоко оценивает осн.
положения историч.
материализма.
• Naturalism and subjectivism, Springfield, 1959; The aims of phenomenology, N.
Y., 1966; Phenomenology and existence, N.
Y., 1967; Basic issues of philosophy, N. Y., 1968; в рус. пер.— Субъективизм и
проблема объективного мира, «ФН», 1974,
№ 6.
• Быховский Б. Э., На верном пути. [Рец.], «ВФ», 1961, № 12; его же, Рец. на
кн.: Фарбер М., Феноменология и
существование, «Новые книги за рубежом», 1968, № 3; его же, Рец. на кн.: Фарбер
М., Осн. проблемы философии, там
же, 1969, № 2; его же, Рец. на кн.: Фа р-бер М., Цели феноменологии, «ВФ», 1969,
№ 2.
ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение,
рассматривающее
каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию
изначального
предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три
осн. типа Ф.
Мифологич., а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как
иррациональную,
тёмную судьбу, теологич. Ф.— как волю всемогущего божества; рационалистич. Ф.
(сливающийся с
механистич. детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри
замкнутой
ФАТАЛИЗМ 713
каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры;
позднее он
выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или
переходные
эпохи (поздняя античность, позднее Возрождение и т. д.— вплоть до астрологич.
увлечений в бурж.
обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни
(Шпонглер) и
у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф., согласно к-
рому бог ещё до
рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели»,
получил особенно
пос-ледоват. выражение в исламе (доктрина джабаритов, 8—9 вв.), в нек-рых христ.
ересях
средневековья (у Готшалка, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная
теология православия и
католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение тео-логич. Ф.
с
рационалистическим наблюдается у Пли-фона. Рационалистич. Ф. в чистом виде
характерен для
Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма (напр.,
учение Лапласа о
неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания
о действии
сил природы в наст. момент). Поздний и философски бессодержат. вариант
рационалистич. Ф.—
представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его
наследств.
биологич. конституцией (Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые
формы Ф., марк-
сизм противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о
свободе и
необходимости в обществ.-историч. процессе.
ФАТУМ, см. Судьба.
ФАЦЗЯ, см. Легизм.
ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение), политич.
течение, возникшее в
период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и
агрессивных
сил империали-стич. буржуазии. Ф. у власти — террористич. диктатура самых реакц.
сил
монополистич. капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистич. строя.
Важнейшие
отличит. черты Ф.— применение крайних форм насилия для подавления рабочего
класса и всех
трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование
гос.-
монополистич. методов регулирования экономики, макс. контроль над всеми
проявлениями обществ.
и личной жизни людей, способность путём националистич. и социальной демагогии
мобилизовать и
политически активизировать часть населения в интересах эксплуататорского строя
(массовая база
Ф.— по преимуществу средние слои капиталистич. общества). Внеш. политика Ф.—
политика
империалистич. захватов.
Общность черт, присущих Ф. как политич. течению, не исключает существования
различных его
форм. Так, преобладание милитаристских сил характерно для воен. фаш. режимов.
В борьбе за создание массовой социальной базы Ф. выдвинул систему взглядов (т.
н. фаш.
идеология), использовавшую в значит. мере реакц. учения и теории, сложившиеся до
его появления
(расистские идеи; ан-тидемократич. концепции Ницше и Шпенглера, Джен-тиле;
антисемитизм;
геополитика, пангерманизм и т. д.).
В центре фаш. идеологии — идеи воен. экспансии, расового неравенства, «классовой
гармонии»
(теории «нар. сообщества» и «корпоративности»), вождизма («принцип фюрерства»),
всевластия гос.
машины (теория «тотального гос-ва»). В наиболее концентриров. виде эти идеи были
выражены в
книге А. Гитлера «Моя борьба» («Mein Kampf», 1925). Весьма существ. черта фаш.
идеологии —
крикливая демагогия с целью маскировки её истинного содержания. Этой цели
служило, в частности,
спекулятивное использование Ф. популярности идей социализма в массах.
714 ФАШИЗМ
Возникнув как реакция на революц. подъём, наступление к-рого возвестила Великая
?кт.
социалистич. революция в России, Ф. превратился в ожесточённого и опасного
противника всего
прогрессивного человечества и прежде всего междунар. революц. рабочего движения.
Агрессивная
внеш. политика, проводимая фаш. режимами, утвердившимися в ряде стран
капиталистич. Европы
(Германии, Италии, Испании и др.), привела в конечном счёте ко 2-й мировой
войне. Развязанная
фаш. гос-вами, она обрушила величайшие бедствия на народы Европы и др. регионов.
Разгром в 1945 фаш. Германии и её союзников силами антигитлеровской коалиции при
решающем
участии СССР нанёс тяжёлый удар по Ф. Однако в нек-рых капиталистич. странах
правящим классам
удалось в пос-левоен. годы продлить существование диктаторских режимов фаш.
типа. В странах,
возглавлявших фаш. блок, корни Ф. были ликвидированы не полностью. Начавшаяся
после 2-й
мировой войны «холодная война» привела к оживлению наиболее реакционных, в том
числе фаш.,
элементов и в тех капиталистич. гос-вах, к-рые входили в прошлом в состав
антигитлеровской коали-
ции. Не менее важно и то, что социальные и политич. процессы, породившие Ф. и
превратившие его
на оп-редел. историч. этапе в весьма влиятельную силу (развитие гос.-
монополистич. капитализма и
углубление общего кризиса капитализма, экономич. и политич. потрясения в странах
капиталистич.
мира), продолжают происходить и в совр. капиталистич. обществе. В капиталистич.
странах,
правящие круги к-рых придерживаются традиц. методов правления, сложилась более
или менее
влиятельная крайне правая оппозиция, в ряде случаев откровенно фашистская или
полуфашистская
по своему характеру. Сила и влияние этой оппозиции колеблются в зависимости от
изменения
экономич. конъюнктуры и состояния междунар. обстановки, возрастая нередко при
обострении
кризисных явлений внутри страны и на междунар. арене и ослабевая при смягчении
напряжённости.
В нек-рых случаях фаш. и полуфаш. элементы в союзе с милитаристскими силами
предпринимают
попытки захватить господствующие позиции путём воен. переворотов. В ряде стран
была
установлена террористич. воен.-фаш. диктатура: в 1954 — в Парагвае, в апр. 1967
— в Греции
(свергнута в июле 1974), в сент. 1973 — в Чили, и др. Большое влияние на внутр.
и внеш. политику
оказывает реакц. военщина и в ряде других лат.-амер. стран.
В совр. условиях фаш. силы принимают новое обличье, стремясь нередко
отгородиться от
скомпрометировавших себя фаш. движений прошлого. Поэтому, говоря о совр. Ф.,
чаще всего
употребляют термин неофашизм. В условиях обострения общего кризиса капитализма
неофаш. силы
широко применяют т. н. стратегию напряжённости, организуя террористич. и др.
подрывные акции,
чтобы создать у политически неустойчивой части общественности впечатление о
полной не-
способности парламентских правительств обеспечить обществ. порядок и тем самым
толкнуть
группы умеренно консервативных избирателей в объятия «легальных» неофашистов. В
целом,
однако, позиции Ф. после 2-й мировой войны гораздо слабее, чем до неё. Свержение
Ф. в
Португалии, Греции, а также крах франкизма в Испании — убедительное
свидетельство слабости
фаш. режимов в совр. условиях. Расстановка классовых сил в промышленно развитых
капиталистич.
странах в ряде случаев ограничивает самовластие монополистич. буржуазии.
Форсируемой власть
имущими тенденции к сдвигу вправо противостоит тенденция к расширению
демократии,
являющаяся результатом упорной борьбы нар. масс и прежде всего рабочего класса.
В обстановке
распространения антифаш. настроений и роста притягательной силы социализма
правящие классы
капиталистич. стран часто считают опасным переход от бурж.-демократич. форм
правления к
открыто фаш. методам.
Важнейшая преграда ?.— создание сплочённого фронта демократия. сил.
• Резолюции VII Всемирного конгресса Коммунистического Интернационала, М., 1935;
Галкин А. А., Герм. ?., ?., 1967;
его же, Социология неофашизма, М., 1971; Л о п у-х о в Б. Р., Ф. и рабочее
движение в Италии 1919—1929, М., 1968;
НДП — новая нацистская партия. Сб. ст., пер. с нем., М., 1968; VII Конгресс
Коммунистич. Интернационала и борьба
против Ф. и войны. Сб. документов, М., 1975; Бланк А. С., Из истории раннего Ф.
в Германии. Организация, идеологич.
методы, М., 1978; Гинцберг Л. И., Рабочее и коммуни-стич. движение Германии в
борьбе против Ф. (1919—1933 гг.),
М., 1978; Мельников Д., Черная Л., Преступник номер 1. Нацистский режим и его
фюрер, М., 1981; ?ахш-мир П. Ю.,
Происхождение ?., ?., 1981. А.А.Галкин.
«ФЕДОН», или «О душе», диалог Платона зрелого периода, написанный после
«Менона», по-
видимому, одновременно с «Пиром», ок. 387—385 до н. э. Назван по имени ученика
Сократа Федона,
основателя элидо-эре-трийской школы, к-рый пересказывает пифагорейцу Эхекрату из
Флиунта
последнюю беседу Сократа с учениками в день казни и описывает саму казнь. Помимо
вступления
(57а—61с), ряда интермедий и эпилога (114d—118а) в диалоге три части. В 1-й ч.
(61с—69е) об-
суждается проблема смерти: недопустимость самоубийства, философия как
приготовление к смерти.
2-я ч. (91с—107b) посвящена бессмертию души; Сократ приводит три аргумента: всё
возникает из
противоположного, значит и душа из здешнего мира переходит в загробный, а из
загробного
возвращается в здешний; о том же свидетельствует знание-припоминание, или
анамнесис; о
бессмертии души можно говорить и потому, что бессмертен её объект — идеи;
возражение Симмия:
как муз. гармония исчезает с уничтожением инструмента, так и душа — с гибелью
тела; возражение
Кебета: душа может «поменять» много тел, но в конце концов умирает и сама; ответ
Сократа: душа
не есть гармония, как она вообще не есть нечто, только причастное жизни, но —
сам принцип жизни,
бессмертный, а потому неуничтожимый. 3-я ч. (107с—114с) содержит миф о загробной
жизни: душа
попадает в Аид и обретает заслуженное обиталище; описание истинной земли и
Тартара; наказание,
искупление вины и спасение души.
Несмотря на критику Аристотеля и Стратона, а также Эпикура, авторитет «Ф.» в
античности и в ср.
века был чрезвычайно велик. Аргументы «Ф.» воспроизводит Альбин; вероятно, его
комментирует
Аттик (см. Средний платонизм). Многократно ссылается на «Ф.» Плотин. Вся 13-я
гл.
«Протрептика» Ямвлиха — выдержки из «Ф.». До нас дошли комм. к «Ф.»
неоплатоников
Олимпиодора и Дамаския. В 1156 вместе с «Меноном» «Ф.» был переведён на лат. яз.
Генриком
Аристиппом, что наряду с «Тимеем» явилось осн. источником знакомства с соч.
Платона на лат.
Западе.
Рус. пер.: Н. И. Новикова (1777), А. Клеванова (1861), В. Н. Карпова (1863), Д.
Лебедева (1874), Н.
Виноградова (1891), С. Маркиша (1965).
• Schmidt H., Kritischer Commentar zu Plato's Phae-don, Halle, 1850; The Phaedo
of Plato, ed. with introd., notes and
appendices by R. D. Archer-Hind, L., 18942; Plato's Phaedo, transl.with introd.
and comm. by R. Hacktorth, Camb., 1955; Plato's
Phaedo, transl. with introd., notes and appendices by R. S. Bluck, Camb., 1955;
Le Phedon de Platon, comm. et trad, par R.
Loriaux, Namour, 1969; Carlini A., Studi sulla tradizione antica e medievale del
Fedone, Roma, 1972; F e s t u-giere A. - J., Les
trois «protreptiques» de Platon. Euthydieme, Phedon, Epinomis, P., 1973; W ester
ink L. G., The Greek Commentaries on Plato's
Phaedo, v. 1—2, Amst., 1976—77.
ФЁДОРОВ Николай Фёдорович [1828 — 15(28).12. 1903, Москва], рус. мыслитель-
утопист,
представитель рус. космизма. В 1874—98 библиотекарь Румянцевского музея. Внёс
большой вклад в
развитие рус. книговедения. Вёл аскетич. жизнь, считал грехом всякую
собственность, даже на идеи
и книги, и поэтому ничего не опубликовал. Избр. отрывки и статьи Ф. под
названием «Философия
общего дела» (т. 1—2, 1906—13) были изданы его учениками. Усматривая осн. зло
для человека в
смерти, порабощённости его слепой силой природы, Ф. выдвинул идею регуляции
природы
средствами науки и техники. Высшая цель регуляции — воскрешение пред-
ков («отцов»); путь к нему лежит через овладение природой, переустройство
человеч. организма,
освоение космоса и управление космич. процессами. Воскрешение, достижение
бессмертия мыслится
Ф. как «общее дело» человечества, ведущее к всеобщему братству и родству, к
преодолению всякой
«вражды» — разрыва между мыслью и делом, «учёными» и «неучёными», богатством и
бедностью,
городом и деревней. Утверждая культ предков как основу истинной религии, Ф.
разошёлся с тра-диц.
христианством. Христ. идею личного спасения Ф. считал противоположной делу
всеобщего спасения
и потому безнравственной. Социальная утопия Ф. консервативна: она покоится на
идеализации
патриархально-родств. отношений, противопоставляемых «неродственному»
(«небратскому»)
состоянию цивилизации. Нек-рые филос. идеи Ф. вызывали интерес у Ф. М.
Достоевского, Л. Н.
Толстого, В. Л. Соловьёва.
• «Фауст» Гёте и нар. легенда о Фаусте, в кн.: Контекст, 1975, М., 1977; Соч.,
М., 1982.
• Кожевников В. А., Н. Ф. Ф., ч. 1, М., 1908; ? е-терсон Н. П., ?. ?. ?. и его
кн. «Философия общего дела» в
противоположность учению Л. Н. Толстого о «непротивлении» и др. идеям нашего
времени, Верный, 1912; Фл?ровский
Г. В., Пути рус. богословия, Париж, 1937; Горький А. М., Еще о механич.
гражданах, Собр. соч., т. 24, М., 1953;
Голованов Л. В., К вопросу об идейных влияниях на К. Э. Циолковского, в кн.:
Труды третьих чтений, посвященных
разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского, в. 4, М., 1969;
Львов В., Загадочный старик, Л., 1977;
Микулинский С. Р., Так ли надо относиться к наследству?, «ВФ», 1982, № 12.
ФЕДОСЕЕВ Пётр Николаевич [р. 9(22).8.1908, с. Ста-ринское, ныне Пильнинского р-
на
Горьковской обл.], сов. философ и обществ. деятель, акад. АН СССР (1960; чл.-
корр. 1946), Герой
Социалистич. Труда (1978). Чл. КПСС с 1939. Окончил Горьковский пед. ин-т (1930)
и аспирантуру
Моск. историко-филос. ин-та (1936). В 1936—41 науч. сотрудник Ин-та философии АН
СССР. В
1941—55 работал в аппарате ЦК КПСС, а также гл. ред. журн. «Большевик»,
«Партийная жизнь»,
зав. кафедрой диалектич. материализма Академии обществ.
наук при ЦК КПСС. В 1955—62 директор Ин-та философии АН СССР. В 1967—73 директор
Ин-та
марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1962—67 и с 1971 вице-президент АН СССР. Осн.
работы по
проблемам диалектич. и историч. материализма, науч. коммунизма, науч. атеизма,
критике бурж.
философии и социологии. Чл. ЦК КПСС с 1961. Депутат Верх. Совета СССР с 1962.
Золотая медаль
им. К.Маркса АН СССР (1981).
• Как возникло человеч. общество, [М.], 1934; Марксизм-ленинизм о религии и её
преодолении, [?.?, 1941; Производит.
силы и производств. отношения социалистич. общества, М., 1955; Роль нар. масс и
личности в истории, М., 1956;
Социализм и гуманизм, М., 1958; Марксизм и волюнтаризм, М., 1968; В. И. Ленин и
вопросы теории иск-ва, М., 1968;
Коммунизм и философия, ?., 19712; Марксизм в 20 в., М., 1977; Диалектика совр.
эпохи, ?., 19783; Мировоззрение,
философия, наука, М., 1979; В. И. Ленин и филос. проблемы естествознания, М.,
1981.
«ФЕДР», или «О красоте», диалог Платона, написанный перед 2-й Сицилийской
поездкой, вероятно,
ок. 369—367 до н. э. Время действия «Ф.» — 418—416. Действующие лица — Сократ и
Федр,
восторженный поклонник красноречия и философии (ср. «Протагор», «Пир»). Помимо
вступления
(227а—230е), где описано место действия — платан на берегу речки Илис в
пригороде Афин, в
диалоге 4 части: 1) Федр зачитывает речь Лисия (230е—234с) о том, что
невлюблённый поклонник
предпочтительнее влюблённого; 2) Сократ в качестве дополнения к ней произносит
свою 1-ю речь
(237b—241d); 3) опасаясь нечестивой речью прогневить бога Эрота, Сократ
произносит 2-ю речь
(243е—257b): восхвалив «божеств. безумие», Сократ определяет душу как
самодвижное и потому
бессмертное начало; уподобив душу возничему (??????????), управляющему крылатой
парной
упряжкой, в к-рой один конь благороден ( ????????), а другой — его
противоположность (???-
????????), Сократ рассказывает о жизни богов, зане-
«ФЕДР» 715
бесной области — сфере истинного бытия, и о человеч. душах, к-рые — в меру их
подобия божеству
— достигают занебесной области или же «теряют крылья» и, отбывая наказание,
падают на землю
или даже попадают под землю; видевший истинную красоту, узнает её отблеск в
человеч. красоте и
тогда — испытывая состояние влюблённости — вспоминает зрелище неземной красоты и
его душа
окрыляется; 4) сопоставление 2-й речи Сократа и речи Лисия подводит собеседников
к проблеме
риторики (257b—279с): для хорошей речи необходимо знание того, о чём идёт речь,
а также знание
подобия и неподобия; рассуждению и мысли помогает возведение многого к единой
идее и
разделение всего на виды — диалектика; в отличие от существующей риторики
истинная риторика
должна покоиться на совершенном знании человеч. души; при этом совершенная речь
в принципе не
нуждается в записи: мудрый предпочтёт сеять речи в душах людей, способных дать
им истинное
бессмертие.

<< Пред. стр.

страница 282
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign