LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 281
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

социальная критичность радикальной (популистской) У. становится исторически ещё
более
ограниченной (см. В.И.Ленин, Две утопии, в кн.: ПСС, т. 22, с. 117—21). У. также
имеет много
общего с социальным мифом по идейному содержанию, с социальной сатирой — по лит.
форме, с
науч. фантастикой — по познават. функции. Вместе с тем У. обладает целым рядом
особенностей: в
первую очередь убеждением в возможности разрешения всех противоречий общества
однократным
применением к.-л. универсальной схемы, рассматриваемой как панацея от любого
социального зла.
Для У. поэтому характерны антиисторизм, намеренный отрыв от реальности,
нигилистич. отношение
к действительности, стремление конструировать вещи и отношения по принципу «всё
должно быть
наоборот», склонность к формализму, идеалистич. понимание истории,
обнаруживающее себя в
преувеличении роли воспитания и законодательства, а также упование на поддержку
со стороны
выдающихся личностей, обладателей власти, филантропов и т. п.
В истории общества и обществ. мысли У. нередко служила формой выражения революц.
идеологии.
Многие осн. принципы освободит. движения трудящихся, нравств. и законодат.
нормы, системы
педагогики и образования были впервые сформулированы в У. Великие утописты, как
отмечал
Энгельс, «... гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин,
правильность которых
мы доказываем теперь научно...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 18, с. 499).
Хотя возникновение науч. социализма подорвало социальное значение У., лишило её
многих
прежних функций, У. не утратила своей роли в качестве спе-цифич. жанра лит-ры.
Положит.
значение У.«в совр. эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет
предвосхищать вероятное
отдалённое будущее, к-рое на данном уровне познания не может быть научно
предсказано в
конкретных деталях, и может также предостерегать от нек-рых отрицат. социальных
последствий
человеч. деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социологии методов
нормативного
прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности
предполагаемого развития событий.
• Кирхенгейм А., Вечная У., [пер. с нем.], СПБ, 1902; Сорель Ж., Размышления о
насилии, [пер. с франц.], М., 1907;
Свентоховский А., История У., [пер. с польск.], М., 1910; Мортон А. Л., Англ.
У., пер. с англ., М., 1956; Францов Г. П.,
Историч. пути социальной мысли, М., 1965; Агости Э. П., Возрожденный Тантал,
пер. с исп., М., 1969; Шестаков В. П.,
Понятие У. и современной концепции утопического, «ВФ», 1972, № 8; Баталов Э. Я.,
Философия бунта, М., 1973 его же,
Социальная У. и утопическое сознание в США, М., 1982; Ар а б-О г л ы Э. А., В
лабиринте пророчеств, М., 1973, разд.
2; В о-ло дин А. И., У. и историч. М., 1976; О совр. бурж. эстетике. Сб. ст., в.
4 — Совр. социальные У. и искусство, М.,
1976; Филос. проблемы идеологич. борьбы, М., 1978, гл. 2 и H; Mueller W. D.,
Geschichte der Utopia-Romane der
Weltliteratur, Bochum, 1938; Dupont V., L'Utopie et le roman utopique dans la
litterature anglaise, Toulouse — P.,
1941; Parr ing t on V. L., American dreams; a study of American
Utopias, [Providence], 1947; B ub er M., Paths in
Utopia, L., 1949; Ruyer B., L'Utopie et les utopies, P., 1950;
Berdiaev N. A., Royaume de l'esprit et royaume
deCesar, Nchat.—P., 1951; Gerber R., Utopian fantasy, L., 1955; Duveau
G., Sociologie de l'Utopie et autres essais P.,
1961; Polak F. L., The image of the future, v. 1—2 Ley den — ?. ?.,
1961; Mumford L., Story of Utopais N. Y.,
1962; B o g u s l a w R., The new Utopians, Englewood Cliffs (N. J.),
1965; Utopias and Utopian thought, ed. by P. E. Ma-
nuel, Boston, 1966; Servier J., Histoire de l'utopie [P 19671; Utopia,
сотр. by G. Kateb, N. Y., 1971; N o z i с k R.|
Anarchy, state and Utopia, N. Y., 1974; Horowitz I L Ideology and Utopia
in the United States: 1956—1976, N. Y., 1977;
Erasmus С h. J., In search of the common good Utopian experiments past
and future, N. Y., 1977; M a n u-el P. E.,
Manuel P. P., Utopian thought in the Western World, Camb. (Mass.), 1979
(библ.); см. также лит. и статьям Антиутопич.
Утопический социализм. Э. А. Араб-Оглы.
У ЧЭН, У Юцин, У Цаолу (1249-1333), кит. учёный и философ-неоконфуцианец. Род. в
Чунжэне
(окр. Фучжоу, пров. Цзянси). Был ректором ун-та Го-цзы сюэ (1308) и главой имп.
академии
Ханьлинь (1321). Автор комм. к многочисл. конфуцианским и даоским трактатам и
исследований о
них, лит. произведений и филос. трудов. В противоположность дуализму Чжу Си
развивал монистич.
учение, сочетающее в себе элементы как школы Чжу Си, так и Лу Цзююаня. У Ч.
считал, что
«великий предел» (тайцзи) и материальная сила (ци) — это не две вещи, а некое
единство, в к-ром
тайцзи управляет ци. В самом «великом пределе» тоже царит единство и нет
разделения на
субстанцию (тело) и функцию (действие): состояние покоя является субстанцией
тайцзи, а движение
— его функцией. Более того, «великий предел» первоначально не обладает ни
движением-покоем, ни
субстанцией-функцией, лишь движение силы ян и покой силы инь становятся функцией
и
субстанцией тайцзи. Таким же образом У Ч. объединял ли. (принцип, закон) и ци:
ли неразделимо
существует в ци. Природу человека, изначально добрую, У Ч. отождествлял с
законом (ли), однако
поскольку она связана то с чистой, то с мутной ци, постольку существует
разделение людей на
возвышенных — мудрых и низменных — глупых. Учение У Ч. сыграло большую роль в
сохранении
неоконфуцианской традиции в период монг. владычества.
• Кучера С., Проблема преемственности кит. культурной традиции при
династии Юань, в сб.: Роль традиций в
истории и культуре Китая, М., 1972, с. 286—88; Forke А., Geschichte
der neueren chinesischen Philosophie, Hamb
1938, S. 290-97.
УЭЛЛС (Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли,— 13.8.1946, Лондон), англ.
писатель, один из
родоначальников науч. фантастики и бурж. футурологии. Получил известность в 90-х
гг. 19 в. как
писатель-фантаст («Машина времени», 1895; «Остров д-ра Моро», 1896; «Человек-
невидимка», 1897;
«Война миров», 1898; «Когда спящий проснётся», 1899, и др.). Социальные утопии
У. («Совр.
утопия», 1905; «Новые миры вместо старых», 1908; «Люди как боги», 1923, и др.)
написаны с
позиций фабианского либерального реформизма. Трактат У. «Предвидения» (1901)
явился предшест-
венником футурологии. У. пытался создать собств. концепцию всемирной истории
(«Краткий очерк
истории», 1922). С 20-х гг. занял резкую антифаш. позицию («Накануне», 1927;
«Самодержавие
мистера Парге-ма», 1930; «Игрок в крокет», 1936). Трижды (в 1914, 1920 и 1934)
посетил Россию.
Его беседа с В. И. Лениным получила широкую известность («Россия во мгле», 1920)
и сыграла
известную роль в распространении правды о Сов. России. Последние произведения У.
проникнуты
духом социального пессимизма («Разум у своего предела», 1945, и др.).
* The works, v. 1—28, L., 1924—27; в рус. пер.—Собр. соч., т. 1 —15, М., 1964;
Предвидения о воздействии прогресса
механики и науки на человеч. жизнь и мысль, М., 1902; Совр. утопич. М., 1916;
Краткая история человечества, М.— Л.,
1924,
• Кагарлицкий Ю., Герберт У., М., 1963.

ф
ФАЙХИНГЕР (Vaihinger) Ханс (25.9.1852, Нерен, близ г. Тюбинген,— 18.12.1933,
Галле), нем.
философ-идеалист. Автор «Комментария к „Критике чистого разума" Канта»
(«Kommentar zu Kants
Kritik der reinen Vernunft», Bd 1—2, 1881—82); основатель ,журн. «Kant-Studien»
(1897) и
Кантонского об-ва (1904). В гл. соч. «Философия как если бы» («Philosophie des
Als Ob», 1877, изд. в
1911) Ф. под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться осн. мировоззренч.
идеями (душа, мир,
бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. И. Кант, Соч., т. 3,
М., 1964, с. 571 — 572),
развил субъективно-идеалистич. концепцию фикционализма, или «критич.
позитивизма». Считая
науч. и филос. понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.)
фикциями, к-рые не
имеют теоретич. ценности, но практически важны, Ф. пришёл к агностич. выводам о
невозможности
познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений
конечной
доступной познанию данностью.
• Hartmann, Duhring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, B.,
1924; в рус. пер.— Ницше как философ,
СПБ, 1913.
• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960.
ФАКТ (от лат. faactum — сделанное, совершившееся), 1) синоним понятий истина,
событие,
результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное,
единичное в отличие
от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии науки — особого рода
предложения,
фиксирующие эмпирич. знание; как форма эмпирич. знания Ф. противопоставляется
теории или
гипотезе.
Формулируя важнейшее требование науч. познания, Ф. Энгельс писал: «... в любой
научной области
— как в области природы, так и в области истории — надо исходить из данных нам
фактов...»
(Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 370). В науч. познании совокупность Ф.
образует эмпирич.
основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей науч. теории является
описание Ф., их
объяснение, а также предсказание ранее неизвестных Ф. Факты играют большую роль
в проверке,
подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам — одно из существ.
требований,
предъявляемых к науч. теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как
важнейший недостаток
теоретич. системы знания. Вместе с тем если теория противоречит одному или
нескольким отд. Ф.,
нет оснований считать её опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть
устранено в
процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.
Только в том
случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и Ф. оказываются
безуспешными,
приходят к выводу о ложности теории и отказываются от неё. Отмечая роль Ф. в
оценке теоретич.
рассуждений, В. И. Ленин писал: «Факты, если взять их в их ц е л о м, в их с в я
з и, не только
„упрямая", но и безусловно доказательная вещь» (ПСС, т. 30, с. 350).
В понимании природы Ф. в совр. философии науки выделяются две осн. тенденции:
фактуализм и
теоре-тизм. Если первый подчёркивает независимость и автономность Ф. по
отношению к различным
теориям, то второй, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и
при смене теорий
происходит изменение всего фактуального базиса науки.
712 ФАЙХИНГЕР
С т. зр. диалсктич. материализма неверно как абс. противопоставление Ф. теории,
так и полное
растворение Ф. в теории. Ф. является результатом активного взаимодействия
субъекта и объекта.
Зависимость Ф. от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную
основу Ф.:
выделяет изучаемый аспект действительности, задаёт язык, на к-ром описываются
Ф., детерминирует
средства и методы экспериментального исследования. С др.стороны, полученные в
результате
эксперимента Ф. определяются свойствами материальной действительности и в силу
этого либо
подтверждают теорию, либо вступают с ней в противоречие. Т. о., научный Ф.,
обладая теоретич.
нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он
детерминируется
материальной действительностью. См. также Эмпирическое и теоретическое.
• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. иЭн-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Мерзок
Л. С., Проблемы науч. Ф., Л., 1972;
Зотов А. Ф., Структура научного мышления, М., 1973, гл. 4; Штофф ?. ?., Проблемы
методологии науч. познания, М.,
1978, гл. 7; Вайнштейн О. Л., Очерки развития бурж. философии и методологии
истории в XIX—XX вв., Л., 1979, гл. 10.
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ, термин, традиционно используемый для обозначения социологич.
концепций, пытающихся объяснить обществ. развитие воздействием ряда
«равноправных» факторов:
экономики, религии, морали, техники, культуры и т. п.
В истории социальной мысли известно неск. попыток объяснения механизма развития
общества к.-л.
одной причиной. К их числу относится географич., демогра-фич., психологич., в
кон. 19 в.—
технологич. и др. виды детерминизма. Однако всякий раз такой подход приводил к
ситуации (к-рую
Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что
явление,
используемое в качестве фактора, прежде, чем стать причиной,— было следствием
(см. «К вопросу о
развитии монистич. взгляда на историю», гл. 2). Попыткой преодолеть это
противоречие было
выделение неск. «равноправных» факторов. Однако в результате Ф. т. свелась лишь
к описанию этих
факторов и постулированию их нек-рого взаимодействия. При этом преувеличение
роли
субъективных факторов в истории нередко приводит сторонников такого подхода к
субъективному
идеализму.
В кон. 19 — нач. 20 вв. ряд бурж. социологов (М. Ве-бер, ?. ?. Ковалевский и
др.), отрицая историч.
монизм вообще, неправомерно изображали марксизм как экономич. детерминизм, т. е.
одну из
прочих однофак-торных теорий. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин отвергали эти и
любые другие
попытки вульгаризации марксизма (см. Экономический материализм, Вульгарный
социологизм),
подчёркивая, что марксизм рассматривает общество как развивающуюся систему и это
позволяет
«...изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его
различными
сторонами)» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 37), в к-ром определяющую
роль играет способ
производства.
Хотя употребление термина «Ф. т.» вошло в традицию, он является неверным, ибо
«претендует» на
наличие разработанной теории. Однако такая теория (к-рая должна была бы
содержать типологию
факторов, принципы их выделения и др.) на практике отсутствует.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеологич. Соч., т. 3; Энгельс Ф., Письма 90-х
гг., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Избр. письма, М., 1953; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964;
Социологич. мысль в России, Л., 1978.
ФАЛЕС, Талес (?????) из Милета (ок. 625— ок. 547 до н. э., согласно
малодостоверным расчётам
Аполлодора), др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи
мудрецов; по
Аристотелю — основоположник наиболее ранней греч. философии (принимающей «начала
лишь в
виде материи») и, следовательно, всей антич. и развившейся из неё европ.
философии и науки.
Согласно традиции, был также основателем греч. астрономии и геометрии. Соч. не
оставил,
сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в т. ч. знаменитое «Познай
самого себя».
От учения Ф., к-рое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли след.
положения: вода —
основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля
плавает на воде;
магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов.
Интерпретация
этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое
рождается, живёт и
размножается через воду (влагу, семя, кровь), Ф. заключил, что вода — источник
жизни; а поскольку
всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо,
подобно живым су-
ществам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых
существ. но и
всего, в т. ч. и земли. Ф. сделал решит. шаг к демифологиза-ции мира, заменив
антропоморфных
управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником
его жизни.
* Источники: DK I, 67—81; MaddalenaA., lonici, testimonialize e frammenti,
Firenze, 196.'i, p. l—75. • Лебедев А. В., Об
изначальной формулировке традиц. тезиса ?. ??? ????? ???? ?????, в сб.:
Balcanica. Лингвистич. исследования, M., 1979,
с. 167—76; Z el ler E., M o n-d o l f o R., La filosofia dei Greci nel suo
sviluppo storico, v. 2, pt 2, Firenze, 1950, p. 1—6, 99—
100; Classen C. J., Thaies, в кн.: RE, Suppl., Bd 10, 1965, S. 930—47.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от позднелат. falsifico — подделываю, от лат. falsus — ложный и
facio —
делаю), науч. процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в
результате
экспериментальной или теоретич. проверки. Понятие Ф. следует отличать от
принципа
фальсифицируемости, к-рый был предложен Поппером в качестве критерия демаркации
науки от
«метафизики» (как альтернатива принципу верифицируемости, выдвинутому логич.
эмпиризмом; см.
Верификация).
Изолированные эмпирич. гипотезы могут быть подвергнуты непосредств. Ф. и
отклонены на
основании соответств. экспериментальных данных либо из-за несовместимости с
фундаментальными
науч. теориями. Однако системы гипотез, объединённые в науч. теории, лишь в
редких случаях могут
быть подвергнуты окончат. Ф. Системно-иерархич. характер организации совр. науч.
знания
осложняет и затрудняет проверку развитых и абстрактных теорий. Проверка подобных
теоретич.
систем предполагает введение дополнит. моделей и гипотез, а также разработку
теоретич. моделей
экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверки проблемы,
обусловленные
несовпадением теоретич. предсказаний с результатами экспериментов, в принципе
могут быть
разрешены путём соответств. корректировок нек-рых фрагментов испытываемой
теоретич. системы.
Для Ф. теории необходима чаще всего альтернативная теория: лишь она (а не сами
по себе ре-
зультаты экспериментов) в состоянии фальсифицировать (опровергнуть) испытываемую
теорию. Т.
о., только в том случае, когда имеется теория, действительно обеспечивающая
дальнейший шаг в
познании мира, методологически оправдан отказ от предшествующей науч. теории.
См. также
Теория, Гипотеза. * Мамчур ?. ?., Проблема выбора теории, М., 1975; Чудинов Э.
М., Природа науч.
истины, М., 1977; Руза-вин Г. И., Науч. теория. Логико-методологич. анализ, М.,
1978; Меркулов И.
П., Гипотетико-дедуктивная модель и развитие науч. знания, М., 1980.
ФАНТАЗИЯ, см. в ст. Воображение.
ФАРАБИ, алъ-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб на Сырдарье,— 950,
Дамаск),
философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель вост.
перипатетизма,
комментатор Арис-
тотеля (отсюда почётное прозвище Ф.— «Второй учитель») и Платона. Филос. и
естеств.-науч.
образование получил в Алеппо и Багдаде. В основе философии Ф.— соединение
аристотелизма с
неоплатонич. учением об эманации: божество («необходимо-сущее само по себе»)
производит в
вечности мир («необходимо-сущее благодаря другому») через последоват. ряд
истечений (эманации),
начинающийся космич. «умами» (см. Нус), каждый из к-рых соответствует определ.
небесной сфере;
цепь этих «умов» замыкается «активным умом», к-рый управляет процессами,
происходящими в под-
лунном мире — мире возникновения и уничтожения; соединение с «активным умом» —
предельная
цель человеч. знания.
В социально-этич. трактатах Ф. развивает учение о «добродетельном городе»,
руководимом
правителем-философом, к-рый выступает одновременно как имам, предводитель религ.
общины, и
передаёт широкой публике в образно-символич. форме получаемые им от «активного
ума» истины.
Идеальному социально-по-литич. устройству Ф. противопоставляет «невежественные
города»,
воплощающие отрицат. нравств. качества. «Большой трактат о музыке» Ф.— важнейший
источник
сведений о музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ф. оказал влияние на Ибн
Сину, Ибн Баджу, Ибн
Ту-файля, Ибн Рушда, а также на философию и науку ср.-век. Зап. Европы.
• в рус. пер.: Филос. трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А.,
1972; Социально-этич. трактаты, А.-А.,
1973; Логич. трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке, А.-А., 1975
• Гафуров Б. Г., Касымжанов А. X., Ал-Ф. в истории культуры, М., 1975;

<< Пред. стр.

страница 281
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign