LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 28
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Bacon und die Naturphilosophie,.., Munch.,
1927; Farrington B., Francis Bacon: philosopher of industrial science, N. Y.,
[19491; A n-(1 e r s o n F. H., Francte Bacon. His
career and his thought, Los Ang., 1962. А. Л. Субботин.
БЮРОКРАТИЯ (франц. bureaucratic, букв.— господство канцелярии, от франц. bureau
— бюро,
канцелярия и греч. ?????? — сила, власть, господство), специ-фич. форма
социальных организаций в
обществе (политич., экономич., идеологич. и др.), существо к-рой заключается в
отрыве центров
исполнит. власти от воли и решений большинства членов этой организации, в
главенстве формы над
содержанием деятельности, в подчинении правил и задач функционирования
организации целям её
сохранения и укрепления; ведёт к возникновению привилегированного слоя,
оторванного от масс и
стоящего над ними (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 33, с. 115). Б. присуща обществу,
построенному на
социальном неравенстве и эксплуатации, когда власть сосредоточивается в руках
той или иной узкой
правящей группы.
Формы Б. менялись па протяжении истории в связи со сменой эксплуататорских
обществ.-экономич.
фор-
БЮРОКРАТИЯ 71
маций. Если в докапиталистич. формациях Б. существовала прежде всего как форма
политич.
организации, то в период господства капиталнстич. отношений она становится
формой организации
экономич. жизни. С развитием гос.-монополистич. капитализма Б. превратилась в
универсальную
форму социальной бурж. организации, начиная с монополий и кончая различного рода
добровольными орг-циями.
Б. не тождественна организации и организованности вообще. В 20 в. в развитых
индустриальных
странах отмечается рост организованности во всех сферах жизни. В экономич.
области это
выразилось в возникновении производств. комплексов и централизации управления
ими, в
политической — в формировании но-литич. партий, в области культуры — в
возникновении
централизов. сети средств массовой коммуникации, и т. д. Объективный ход
социально-экономич.
развития в 20 в. приводит к выработке общих принципов работы социальных
организаций, к-рые
включают структуру управления, иерархию должностей и постов, строгое разделение
функций,
правила информации руководства на различных ступенях, дисциплину. Все эти
правила необходимы
для работы организации и сами по себе ещё не означают Б. Бюрократия — это
независимость
аппарата власти от исполнителей, подавление инициативы отд. частей организации.
Условия
бюрократия, организации формируют специфпч. тип личности, главными
психологическими и
моральными чертами к-рой являются политический, идейный и моральный конформизм,
ориентация
на выполнение формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов.
Впервые науч. понимание природы и существа Б. дал К. Маркс. В работе «К критике
гегелевской
философии нрава» Маркс показал, что Б. заключается прежде всего в потере
организацией содержат.
цели своей деятельности, в подчинении правил её функционирования, деловых
принципов задаче
сохранения и укрепления её как таковой (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1,
с. 270). Именно
отсюда Маркс выводил такие черты Б., как формализм, бездушие, крючкотворство,
бю-рократич.
произвол. Как писал Маркс, бюрократия «...вынуждена ...выдавать формальное за
содержание, а
содержание — за нечто формальное. Государственные задачи превращаются в
канцелярские задачи,
или канцелярские задачи — в государственные» (там же, с. 271). Строгие правила и
жёсткие
предписания в Б. уживаются с возможностью принимать волюнтаристские решения, что
особенно
ярко демонстрирует прак-тика работы буржуазной полицейско-бюрократпч. машины.
Маркс впервые в истории вскрыл классовые основы Б. как формы политич. жизни. В
работе
«Восемнадцатое брюмера Лун Бонапарта» Маркс сформулировал задачу слома бурж.
бюрократич.
машины как первое условие победы социалистич. революции. В. И. Ленин в работе
«Гос-во и
революция» разработал принципы ликвидации Б. в ходе победоносной социалистич.
революции.
Явление Б. привлекает особое внимание бурж. учёных с нач. 20 в., когда рост
бюрократич. орг-ций
принял огромный размах. Основы бурж. социологич. концепций Б. были заложены в
работах нем.
социолога М. Вебера, к-рый рассматривал Б. как естеств. и необходимую форму
всякой социальной
организации. Сам термин «Б.» приобрёл у Вебера позитивный характер и относился к
организации
вообще. В таком же смысле он употребляется во многих немарксистских социологич.
работах.
Безличность, рациональность, строжайшая регламентированность, ограниченность
ответственности в
атих работах считаются идеалом всякой организации.
72 БЮХНЕР
Непосредств. итогом развития Б. являются процессы роста отчуждения во всех
сферах жизни бурж.
общества, атмосфера конформизма. Б совр. бурж. общества и защищающие её
концепции вызывают
резкую критику со стороны марксистов. Она также подвергалась критике со стороны
либерально
настроенных учёных в бурж. странах.
?кт. революции 1917 в России разрушила старую полицейско-бюрократпч. машину.
Ленин в
качестве одной из осн. задач по созданию демократич. аппарата власти выдвинул
задачу изгнать из
гос. аппарата «...все следы излишеств, которых в нем осталось так много от
царской России, от
еебюрократическо-капиталистиче-ского аппарата» (ПСС, т. 45, с. 405). Борьбу с
бюрократизмом
Ленин рассматривал не только как борьбу с пережитками старого социального строя,
но и как
предупреждение извращений, возможных в условиях социализма в результате
нарушения норм
социалистич. демократии. Гл. орудием предотвращения бюрократич. стиля
руководства в условиях
социализма Ленин считал всестороннее развитие внутрипарт., гос. и хоз.
демократии на основе
принципа демократического централизма. В условиях социализма вырабатывается не
только
принципиально иной, в отличие от буржуазного, тип социальной организации,
постоянно осущест-
вляется контроль за соблюдением норм и принципов социалистич. демократии.
Развивая и расширяя
сеть орг-ций (экономич., политич., культ.-просвет, и др.), укрепляя централизм и
единоначалие,
борясь за дисциплину и ответственность в выполнении своих обязанностей каждым
членом орг-ций,
социалистич. общество одновременно решительно борется с бюрократич.
извращениями, расширяет
возможность для привлечения масс к управлению обществ. жизнью и отд. орг-циями.
• M a p к с К., К критике гегелевской философии права, M a p к с К. и Э н г с л
ь.с Ф., Соч., т. 1; е г о ж е, Восемнадцатое
брюмера Луп Бонапарта, там же, т. 8; Л е н и н В. И., Заключит, слово по докладу
о партийной программе 19 марта. [VШ
съезд РКП(б) 18—23 марта 1919 г.], ПСС, т. 38; е г о ж е, Странички из дневника.
2 января 1923 г., там же, т. 45; 3 а-м о
ш к b y Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и личность, М., 1960; его же, Идейно-
теоретич. дискуссии вокруг проб-
лемы Б., «ВФ», 1970, № 11; М и л л с Р., Властвующая элита, пер. с англ., М.,
1959; Weber M., The theory of social and
economic organization, L.— N. Y., 1947; M e r t o n R. [a. o.] (eds), Reader in
bureaucracy, Glencoe, 1952; E t z i o n i A., A
comparative analysis ?? complex organizations, ?. ?., 1961; Blau P. M.,
Bureaucracy in modern society, N. Y., 1961.
БЮХНЕР (Buchner) Людвиг (29.9.1824, Дармштадт,— 1.5.1899, там же), нем. философ
и врач,
естествоиспытатель. Представитель вульгарного материализма. Первоначально
находился под
сильным влиянием философии Фейербаха, которую, однако, трактовал упрощённо,
ориентируясь на
антропологизм и отрицательное отношение Фейербаха к диалектике Гегеля. Другим
источником
философских взглядов Б. были идеи Ка-баниса. Исходным у Б. является понятие
материи,
тождественной веществу и обладающей рядом свойств, пли сил, среди к-рых наиболее
важное —
движение. Утверждая, что мысль, сознание (понимаемое как зеркало природы)
является продуктом
высокоорганизованной материи — мозга, Б. рассматривал духовное лишь как
совокупность функций
мозга (см. «Сила и материя», СПБ, 1907, с. 178). Вера в безграничные возможности
науки и критика
агностицизма сочетались у Б. с нек-рыми оговорками о непознаваемости материи
самой по себе.
Защищал идеи социального дарвинизма, провозглашал борьбу за существование
(капиталистическую
конкуренцию) основой социального развития. Передовые учёные 19 в. критически
использовали нек-
рые идеи Б. для борьбы с идеализмом.
• в рус. пер.: Природа и наука. К., 1881; Психическая жизнь животных, СПБ, 1902;
Дарвинизм и социализм, СПБ, 1913.
• История философии, т. 3, М., 195Я (см. именной указатель); Б а к p а д з е К.,
Очерки по истории новейшей и совр.
бурж. философии, Тб., 1960, гл. 1, с. 26—56.
в
ВАЙБХАШИКА (санскр.), вначале носившая назв. сарвастивада, позднее иногда
называвшаяся
муласар-вастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению
старейших). По
решению собора в нач. н. э. в Кашмире (т. н. 4-го буддийского собора) были
составлены
комментарии к канону (вибхаша) — отсюда назв. школы. Осн. источником для
изучения В. служит
трактат крупнейшего представителя школы (впоследствии перешедшего и махаяну)
Васубандху
«Абхидхармакоша».
Основа воззрений В.— учение о дхармах, ставшее фундаментом хинаяны и принятое
буддизмом
вообще. Схоластич. реализм В. приводит к утверждению неизменного постоянного
числа дхарм,
разделяющихся на настоящие, прошлые и будущие, в связи с чем бытие дхарм, их
возникновение и
исчезновение — это только странствие имеющихся данностей с одной временной
ступени на другую.
В. предполагает многочисл. классификации дхарм, наиболее значимые среди них —
ст. зр. течения
процесса познания — классификации на сканд-хи, аятаны, или основы сознания, и
дхату, группы
элементов сознания. Нирвана как абс. реальность предстаёт в В. совершенно
отделённой от нирваны
как пси-хологич. состояния и, оказавшись неподвижным, неизменным элементом,
означающим
безличный материальный остаток, выступает как некая вещная данность — дравья
(букв.— вещь).
Этот примитивный реализм В. смягчается указанием на то, что «материальный» не
означает
«телесный», а только «непсихический» («угашены феномены сознания»).
• см. к статьям Хинаяна, Дхарма, Нирвана.
ВАЙШЕШИКА (санскр., от вишеша — различие, особенность), др.-инд. филос. школа,
признающая
авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к
нъяе, с к-рой
образовала позднее единую школу; по происхождению отражает, видимо, более ранний
этап, чем
ньяя. Основателем В. считается Канада (он же Улука), его соч. «Вайшешика-сутра»
— первое
систематич. изложение теории В. Др. важные источники: «Падартха-дхарма-санграха»
Пра-
шастапады, труды Удаяны, Шридхары, Валлабхачарьи и др. Согласно В., существует
семь видов
реальности, выступающих как объекты познания. Из них шесть положительны —
субстанция
(дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность
(вишеша),
присущность (самавая) и одна отрицательна — небытие (абхава — см. Бхава).
Субстанция, пред-
ставляющая собой субстрат качества и действий, но отличная от них, выступает в
девяти формах,
пять из к-рых (земля, вода, огонь, воздух, эфир-акаша) являются физич.
элементами,
воспринимаемыми органами чувств, а четыре других неощутимы (как и акаша, к-рая,
однако,
является субстратом звука), едины, вечны и все-проникающи [пространство, время,
душа как
субстрат сознания и ум (манас), предназначенный для восприятия индивидуальной
души и
трактуемый как внутр. чувство]. Субстанция несёт в себе качество, к-рое не
существует вне неё и не
проявляет к.-л. активности; оно определяет природу вещей (В. выделяет 24
качества). Действие
понимается В. как физич. движение пяти видов — вверх (поднятие), вниз
(опускание), внутрь
(сжатие), вовне (расширение), с места на место (хождение, перемещение). Нек-рые
действия не
воспринимаются (напр., ума-манаса). Всеобщность представляет собой вечную
сущность, общую
всем элементам данного класса (напр., «коровность» — то, что обще всем коровам и
существует
независимо от рождения или смерти любой из коров). Противоположна всеобщности
категория особенности (вишеша, отсюда назв. школы), индивидуализирующая вечные
сущности
мира, дифференцирующая их. Под присущностью (или нераздельностью) В. понимала
нерасторжимую и постоянную связь (целое и его части, качество или действие и
субстанция, общее и
особенное).
Наиболее выдающейся частью учения В. является атомистич. теория, объясняющая ту
часть
Вселенной, к-рая состоит из физич. элементов и подвержена возникновению и
разрушению. Все
составные физич. объекты состоят из четырёх видов атомов, соединяющихся в
двойки, тройки и
иные типы организации. Сами атомы понимаются как несотворённые и вечные
элементы,
указывающие предел членения материального объекта. Мир создан из атомов, по
движущей силой
является бог, действующий в соответствии с законом кармы. В системе В. была
детально разработана
теория создания и разрушения Вселенной (мировой цикл).
• Радхакришнан С., Инд. философии, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 153—217; Ч а
т т е ? д ж и С., Д а т т а Д. Древняя инд.
философия, пер. с; англ., М., 1954, с. 40—42, 211— 235; Гостеева Е. И.,
Философия В., Таш., 19СЗ; U i H., The Vaiaesika
philosophy, L., 1917; Faddegon В., The Vaicesjka system, Arast., 1918; Keith А.
В., Indian logic and atomism, Oxf., 1921; M i s
h r a U., Conception of matter according to Nyaya-Vaicesika, Allahabad, 1936; D
i x i. t S h., A critical evaluation of the
Vaisesika categories, «Philosophical Quarterly», 1958, v. 31, № 1; D a s g u p l
a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi,
1975; см. также лит. к ст. Ньяя.
ВАЛЛОН (Wallon) Анри (15.3.1879, Париж,— 1.12. 1962, там же), франц. психолог,
философ,
обществ. деятель. Чл. ФКП с 1942. Участник Движения Сопротивления. Специалист по
детской и
генетич. психологии и прикладной психологии; основал во Франции первую
лабораторию детской
психологии (1927) и первый в этой области жури. «Enl'ance» (1948). На основе
трудов В. о генезисе и
стадиальном развитии детского сознания в норме и патологии, о характере,
эмоциях, постуральных
функциях у детей возникла пси-хологич. школа, носящая его имя. Опираясь на
философию
диалектич. материализма, В. отвергал как физиологизм, так и абстрактный
социологизм в психо-
логии, применял принцип историзма к анализу психики.
• Principes de Psychologie appliquee, P., 19505; Psychologie et education de
Penfance, P., 1959; Buts et methodes de la Psycho-
logie, P., 1963; в рус. пер.—От действия к мысли, М., 1950; Психич. развитие
ребенка, М., 1967.
• Тутунджян О. М., Психологич. концепция А. В., Ер., 1966; Zazzo R., Psychologie
et marxisme. La vie et l'oeuvre de Henri
Wallon, P., 1975.
BAH ФУЧЖИ, Ван Эрнун, Ван Чуань-ш а н ь (7.10.1619, Хэнъян, пров. Хунань, —
18.2.1692,
Шичуаньшань, ок. Хэнъяна), кит. философ-материалист, учёный. Занимался
астрономией, матема-
тикой, географией, историей, литературой. Автор св. 100 работ (до сих пор опубл.
ок. 70), важнейшие
из них — комм. к работе Чжан Цзая «Наставление непросвещённым», основной и
дополнит. комм. к
«И цзин», «Подробное истолкование "Четверокнижия"», «Жёлтая книга», «Зловещий
сон», «Полное
замешательство», «Читая „Зеркало истории"» и др.
В основе филос. воззрений В. Ф. лежали понятия ци — материальной силы, ци —
конкретных вещей
и явлений (пишется др. иероглифом), ли — объективного закона всех ци и тайсюй —
великой
пустоты. Ци (материальная сила) — это вещество, из к-рого построена Вселенная;
соединение
материальных частиц ци
ВАН 73
создает всё многообразие природы, весь мир конкретных вещей и явлений , (второе
ци), к-рый
находится в постоянном процессе изменений и обновления путём возникновения одних
и
исчезновения др. вещей, в результате бесконечного взаимодействия сил инь и ян.
Ци (материальные
частицы) пребывают в тайсюй в своём «естеств. состоянии» отдельно друг от друга
и в таком виде
незаметны для человеческого глаза; поэтому пространство, окружающее нас,
представляется
«прозрачным» — «пустым».
Концепция постоянно обновляющейся и меняющейся Вселенной лежала в основе
социальной
философии В. Ф., его представления об истории как процессе непрерывного
движения. В. Ф. бросил
вызов утверждениям ортодоксального конфуцианства, согласно к-рому «золотой век»
был в
прошлом и движение общества есть постепенный регресс. По В. Ф., человек есть
часть природы,
«небесные законы» не противоречат «человеческим желаниям», свобода воли — это
свободное
следование законам природы.
* Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 в. Ван Чуань-шаня, М., 1976
(библ.); Forke ?., fieschichte der neueren
chinesischen Philosophie, Hamb., 1938, S. 484—89; Wing-tsit С h a n, A source
book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p.
692-702.
BAH ЧУН, Чжун-жэиь (27 — ок. 98), др.-кит, мыслитель Вост.-ханьского периода
(25—220). Автор
ряда трактатов, из к-рых до нас дошёл только «Лунь хэн» («Критич. рассуждения»)
— самое большое
и главное произведение В. Ч.
Как мыслитель В. Ч. не принадлежал ни к одной из др.-кит. филос. школ, хотя в
его учении
прослеживаются следы влияний даисизма и идей «Ицзин» о взаимодействии сил инь и
ян. В. Ч.—
оригинальный мыслитель, материалист, скептик, полемист, критик идеали-стич.
концепций, в
особенности конфуцианских. Небо— это не высшее, божеств. существо, определяющее
возникновение и развитие вещей и явлений; оно материально, неодушевлённо и
лишено органов
чувств, не может действовать, а все вещи и явления возникают естественно и
спонтанно. Важное
место в учении В. Ч. занимает понятие ци ·— изначальной субстанции мира,
первоосновы и
источника вещей, возникающих в результате сгущения этой субстанции. Так же
порождается и
человек, к-рый в принципе не отличается от животного, поатому после смерти тело
его разлагается, а
жизненный дух рассеивается. Источник познания реального мира — чувств.
восприятие, созерцание
вещей и явлений. В то же время В. Ч. присуща вера в предзнаменования, почитание
авторитета
мудрецов древности и фатализм в обществ.-политич. взглядах.
* ? е т p о в А. А., В. Ч.— др.-кит. материалист и просветитель, М., 1954; Forke
?., Geschichte der mittelalterlichen
chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 110—30.
BAH ЯНМИН, Ван Шоужэнь, Ван Боань (31.10.1472, Юэчэн, пров. Чжэцзян,— 9.1.1529,
Нань-ань,
пров. Цзянси), ср.-век. кит. философ, представитель конфуцианства. Род. в
аристократич. семье.
Занимал ряд крупных гражд. и воен. постов. У себя на родине создал школу,
приобретшую
приверженцев по всей стране; позднейшие исследователи выделили в ней семь
направлений,
делавших упор на к.-л. одно положение В. Я.: внезапное просветление; тихая
медитация; презрит.
отношение к обычаям, соединённое с экс-центрич. поведением, и т. д.
Среди многочисл. соч. В. Я.— «Да-сюе гу-бэнь пан-ши» («Второстепенные пояснения
к древнему
тексту Великого учения»), комментарии к пяти конфуцианским классикам —- «У-цзин
ишо»
(«Догадки относительно пяти канонич. книг») и филос. беседы с учениками —
«Чуань-силу»
(«Записи переданных поучений»). Выступая против дуализма Чжу Си, В. Я. развивал

<< Пред. стр.

страница 28
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign