LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 272
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

между Западом и социалистич. странами.
Идеи Т. оказали значит. влияние на социальную философию и обществ. сознание
капиталистич.
Запада.
• The world and the West, L., 1953; America and the world revolution, N. Y.,
1962; Change and habit, L., 1966; Experiences,
L.—[a. o.], 1969; Cities on the move, L., 1970; Mankind and mother earth. A
narrative history of the world, N. Y.— L., 1976;
Диалог историков. Переписка А. Тойнби и Н. Конрада, в кн.: Конрад Н. И., Избр.
труды. История, М., 1974, с. 270—82.
• Кон И. С., Филос. идеализм и кризис бурж. историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы
9. А., Концепция историч.
круговорота, в сб.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии,
М., 1960; Mapкарян Э. С., О
концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Ч е с н о-к о в Г. Д., Совр. бурж.
философия истории, Горький, 1972;
688 ТОЙНБИ
Рашковский Е. Б., Востоковедная проблематика в культурно-историч. концепции А.
Дж. Т., К., 1976; Семенов Ю. Н.,
Социальная философия А. Т. Критич. очерк, М., 1980 (библ.); Anderle О. F., Das
universalhistorische System A. J.
Toynbees, Fr./M., 1955; Toynbee and history, ed. by M. E. A. Montagu, Boston,
1956; L'histoire et ses interpretations, P.—La
Haye, 1961; M or t on S. F., A bibliography of A. J. Toynbee, Oxf., 1980.
ТОКВИЛЬ (Tocqiieville) Алексис (29.7.1805, Верней, ныне Вернёй-сюр-Сен, доп.
Ивелин, —
16.4.1859, Канн), франц. социолог, историк и политич. деятель.
В кн. «О демократии в Америке» (т. 1—2, 1835, рус. пер. 1897) Т., ясно осознавая
неизбежность
бурж.-де-мократич. преобразований, рассматривает развивающееся бурж. общество
под углом зрения
соотношения в нём свободы и равенства, взаимодействия политич. власти и обществ.
организма в
целом. При этом Т. анализирует три негативных аспекта бурж. эгалитаризма, к-рые
способствовали
торжеству деспотизма в Сев. Америке и Европе. Во-первых, политич. централизация
как оружие
равенства в борьбе с привилегиями феод. аристократии, соединяясь с адм.
централизацией и
бюрократизацией, резко усиливает власть гос-ва, к-рое устанавливает контроль над
всеми сферами
обществ.
жизни и становится душителем свободы. Во-вторых, бурж. равенство порождает
индивидуализм, к-
рый изолирует людей друг от друга, замыкает их в рамках частной жизни и создаёт
тем самым
благоприятную почву для деспотизма. В-третьих, «извращённая» (мелкобуржуазная)
склонность к
равенству, в основе к-рой стремление низвести всех до уровня массы, приводит к
«равенству в
рабстве». Осуществление тенденций к деспотизму, по Т., во многом зависит от
прочности общинных
учреждений и орг-ций, находящихся между гос-вом и индивидом. Противостоять этим
тенденциям,
по Т., могут нек-рые институты, напр. существующие в США: федеративная форма
гос-ва,
региональное разнообразие, свобода политич. и гражд. ассоциаций и т. д. Однако
Т. считает, что осн.
направлением развития бурж. общества является политич. и адм. централизация.
Поэтому он
приходит к пессимистич. выводу о неизбежности тирании и деспотизма в бурж.
обществе.
В кн. «Старый порядок и революция» (1856, рус. пер. 1918) Т. пытался выявить
преемственность
между прошлым и «новым порядком» и утверждал, что и без революции была возможна
ликвидация
феод. режима.
Либерально-консервативные идеи Т. оказали большое влияние на бурж. обществ.
мысль (Тэн, Дюрк-
гейм, Теннис, М. Вебер, Манхейм).
• Oeuvres completes, t. l—12, P., 1951—64; в рус. пер.— Воспоминания, М., 1893.
• Mayer J. P., Alexis de Tocqueville, N. ?.,1940; N i s-b et R. A., The
sociological tradition, L., 1967.
ТОЛАНД (Toland) Джон (30.11.1670, близ Лондондерри, Сев. Ирландия,—11.3.1722,
Патни, близ
Лондона), англ. философ-материалист. В несохранившемся соч. «Племя левитов»
(«Tribe of Levi»,
1691) и книге «Христианство без тайн» («Christianity not mysterious», 1696)
выступил против
христианской религии и церкви. По обвинению в нападках на религию и
нравственность книга была
осуждена на сожжение (1697), Т, был приговорён к тюремному заключению, но бежал.
В
дальнейшем Т. издал политич. соч. англ. республиканцев Дж. Мильтона (1699) и Дж.
Гаррингтона
(1700). В своём гл. филос. соч. «Письма к Серене» («Letters to Serena», 1704) Т.
развивал учение о
единстве движения и материи, согласно к-рому движение есть существенное и
неотъемлемое
свойство материи. Подвергнув критике учение Спинозы о субстанции и концепцию
Ньютона об абс.
пространстве, Т. выдвинул положение о неразрывной связи пространства и времени с
движущейся
материей. Значит. вкладом в развитие филос. материализма явилась отстаиваемая Т.
идея материаль-
ности бесконечной и вечной Вселенной. Элементы диалектики содержались в учении
Т. о присущей
материи изначальной активности, о её самодвижении. Вместе
с тем Т. оставался в рамках механистич. материализма: отрицал развитие природы,
не связывал
движение материи с её качеств. изменениями. Выступив с деис-тич. критикой религ.
мировоззрения,
Т. приближался к позициям атеизма. В последнем произв. «Пантеисти-кон» (1720)
пропагандировал
материализм и натурали-стич. пантеизм. Идеи Т. оказали большое влияние на
развитие англ. и
франц. материализма 18 в.
* The miscellaneous works, v. l—2, L., 1747; в рус. пер.— збр. соч.,
М.— Л., 1927; Англ. материалисты 18 в., т. 1, М.,
1967; Англ. свободомыслие, Д. Локк, Д. Т., А. Коллинз. Переводы, М., 1981.
• Мееровский Б. В., Англ. материализм 18 в., в кн.: Англ. материалисты 18 в., т.
1, М., 1967; его же, Дж. Т., М., 1979;
Джохадзе Д. В., Дж. Т., в кн.: История диалектики 14—18 вв., М., 1974; Lantoine
?., J. Toland, 1670 — 1722, P., 1927.
ТОЛСТОВСТВО, религ.-утопич. направление в обществ.
мысли и обществ. движении России кон. 19 — нач. 20 вв., сложившееся на основе
учения Л. Н. Тол-
стого. Основы Т. изложены Толстым в «Исповеди», «В чём моя вера?», «Крейцеровой
сонате» и др.
Толстой с огромной силой нравств. осуждения подверг критике гос. учреждения,
суд, церковь,
аппарат власти и офиц. культуру тогдашней России. Однако критика эта была
противоречива.
Заключая в себе нек-рые социалистич. идеи (стремление создать на месте
помещичьего земле-
владения и полицейски-классового гос-ва общежитие свободных и равноправных
крестьян), учение
Толстого вместе с тем идеализировало патриархальный строй жизни и рассматривало
историч.
процесс ст. зр. «вечных», «изначальных» понятий нравственного и религ. сознания
человечества.
Толстой сознавал, что плоды культуры в зап.-европ. и рус. обществе 19 в.
остаются недоступными
народу и даже воспринимаются им как нечто чуждое и ненужное. Однако правомерная
критика
существовавшего распределения культурных благ между различными классами
превращается у
Толстого в критику самих культурных благ вообще.
Аналогичные противоречия присущи и толстовской критике науки, философии,
искусства, гос-ва и т.
д. Толстой полагал, что совр. наука утратила сознание того, в чём назначение и
благо людей. Ответ
на вопрос о смысле жизни, без к-рого человек теряется в многочисленности
существующих и
бесконечности возможных знаний, может быть получен только из разума и совести,
но не из спец.
науч. исследований. Гл. задачу осознавшей себя личности Толстой видел в усвоении
многовековой
нар. мудрости и религ. веры, к-рая одна даёт ответ на вопрос о назначении
человека.
Религия Толстого почти целиком сводилась к этике любви и непротивления и своей
рационалистичностью напоминала учения нек-рых сект протестантизма,
обесценивающих значение
мифологич. и сверхъестеств. компонентов религ. веры. Критикуя церковное
вероучение, Толстой
считал, что догматы, к к-рым церковь сводила содержание христианства,
противоречат эле-
ментарнейшим законам логики и разума. Согласно Толстому, этич. учение
первоначально составляло
гл. часть христианства, но в дальнейшем центр тяжести переместился из этической
в философскую
(«метафи-зич.») сторону. Главный грех церкви он видел в её участии в обществ.
порядке, основанном
на насилии и угнетении.
Толстой разделял иллюзию идеалистич. этики о возможности преодоления насилия в
отношениях
между людьми путём «непротивления», нравств. самосовершенствования каждого отд.
человека,
полного отказа от к.-л. борьбы.
Считая всякую власть злом, Толстой пришёл к безусловному отрицанию гос-ва, т. е.
к учению
анархизма. Упразднение гос-ва должно произойти путём мирного и пассивного
воздержания и
уклонения, отказа каждого члена общества от всех гос. обязанностей и должностей
и к.-л. участия в
политич. деятельности.
Последователи Толстого проповедовали «всеобщую любовь», непротивление злу
насилием, религ. и
нравств.
совершенствование как средство преобразования общества, организовывали
производств.
земледельч. общины, призывали к отказу от платежа податей и несения воен.
службы. Церковь и
власти преследовали толстовцев, ссылали их в Сибирь и Закавказье. Возникшие в
1880-х гг. в
Тверской, Симбирской, Харьковской губерниях и в Закавказье колонии толстовцев
(т. н. культурные
скиты) вскоре распались. Т. нашло последователей в Зап. Европе, Японии, Индии
(Ганди), к-рые в
1880—1900-х гг. пытались создать толстовские колонии в Великобритании и Юж.
Африке.
Идеология Т., в частности проповедь квиетизма и непротивленчества, была
подвергнута резкой
критике В. И. Лениным (см. Ленин о Л. Н. Толстом, М., 1969).
• Кривенко С. Н., На распутьи, M., 19012; ? ? у г а-вин А. С., О Льве Толстом и
толстовцах, М., 1911; Ас-мус В. Ф.,
Мировоззрение Толстого, в кн.: Избр. филос. труды, т. 1, М., 1969.
ТОМАС (Thomas) Уильям Айзек (13.8.1863, графство Рассел, Виргиния,— 5.12.1947,
Беркли,
Калифорния), амер. социолог, представитель психологизма в социологии.
Ядро теории Т.— понятие социальной ситуации, включающее три взаимосвязанных
элемента:
объективные условия (социальные нормы и ценности); установки индивида и группы;
определение
ситуации действующим лицом. В написанной совместно с Ф. Знанец-ким кн. «Польский
крестьянин
в Европе и Америке» («The Polish peasant in Europe and America», v. l—5, 1918—
20) осн. внимание
уделено анализу второго элемента. Когда определение ситуации индивидом не
совпадает с
групповыми ценностями, возникают конфликты и социальная дезинтеграция,
порождающие мн.
болезни совр. общества.
Анализируя причины и движущие силы, лежащие в основе обществ. жизни и личностных
установок
человека, Т. под влиянием психоанализа выдвигает учение о четырёх осн. желаниях
человека: нового
опыта, безопасности, признания и господства. В конечном счёте Т. считал, что
желания
обусловливаются темпераментом.
Совместно со Знанецким Т. разработал типологию личностей людей по характеру их
приспособляемости к социальному окружению: мещанский тип (для него характерны
традиционные
установки); богемный (нестойкие и несвязанные установки, высокая степень
приспособляемости);
творческий. Т. утверждал, что развитие обществ. жизни и культуры определяется
лишь творч.
личностями, способными на изобретения и нововведения; источник прогресса он
видел в
психологич. качествах людей, обусловленных их темпераментом.
В развитии техники социологич. исследования большую роль сыграло использование
Т. личных
документов (биограмм) — писем, дневников, автобиографий. Работы Т. знаменовали
переход амер.
социологии к эмпирич. исследованиям.
• Sex and society, Chi.— L., 1907; Source book for social origins, Boston,
19202; The unadjusted girl, Boston, 1923; The child in
America, N. Y., 1928 (совм. с D. S. Thomas); Primitive behavior, N. Y.— L.,
1937; Social behavior and personality, ed. by E.
H. Volkart, N. Y., 1951; On social organization and social personality. Selected
papers, ed. with an introd. by M. Janowitz, Chi.,
1966.
• Young K., Contributions of W.I. Thomas to sociology, «Sociology and Social
Research», 1962, v. 47, № 1; 1963, v. 47, № 2 —
4.
ТОМИЗМ (от лат. Thomas — Фома), направление в схоластич. философии и теологии
католицизма,
порождённое влиянием Фомы Аквинского. Для Т. в целом характерно стремление
соединить строго
ортодоксальную позицию в религ. вопросах с подчёркнутым уважением к правам
рассудка, здравого
смысла (в отличие от августинианства, апеллирующего к интуиции). С этим связаны:
ориентация
более на Аристотеля, чем на Платона и неоплатоников (модифицированная,
ТОМИЗМ 689
впрочем, тем обстоятельством, что ср.-век. традиция истолкования Аристотеля
сильно приближала
его к неоплатонизму); в гносеологии чёткое разделение между откровением и
«естественным светом»
рассудка (сочетающееся с убеждением, что конечный смысл данного в откровении и
открытого
рассудком должен находиться в согласии); в теологии — предпочтение космологич.
доказательствам
бытия бога как более доходчивым сравнительно с онтологич. доказательством (см.
Ан-селъм
Кентерберийский); в антропологии — учение о человеке как единстве души и тела,
к-рому душа даёт
«субстанциальную форму»,— в противовес августини-анскому спиритуализму; в этике

аристотелевская концепция добродетели как середины между двумя пороками (см.
Метриопатия). В
начале своего существования Т. натолкнулся на энергичное сопротивление
августинианства и в 1277
был официально осуждён церковно-университетскими инстанциями Парижа и Оксфорда,
однако уже
к 14 в. стал общепринятой доктриной доминиканского ордена, отстаиваемой в
полемике против
францисканских оппонентов (Вильгельм де ла Марс, Р. Бэкон, Дунс Скот). Т. н.
вторая схоластика
возвращается к Т., слегка его видоизменяя (Суарес). К концу 19 в. Т. был
официально объявлен
господствующей доктриной католич. церкви (энциклика Льва XIII в 1879; см.
Неотомизм).
ТОРО (Thoreau) Генри Дейвид (12.7.1817, Конкорд, шт. Массачусетс,—6.5.1862,
Уолден, близ
Конкорда), амер. философ-романтик, писатель, натуралист. Т. был близок к
участникам
«Трансцендентального клуба» и его основателю Эмерсону. Исходный пункт философии
Т.— критич.
неприятие нравств. принципов совр. ему амер. общества. Действенную альтернативу
стяжательству,
роскоши, бездуховности он видел в «добровольной трудовой бедности». Стремясь
реализовать этот
принцип на практике, Т. более двух лет жил в одиночестве на берегу Уолденского
озера и
обеспечивал своё существование физич. трудом, рыбной ловлей, собирательством. В
трактате
«Уолден, или Жизнь в лесу» (опубл. 1854, рус. пер. 1910, 1962) Т. утверждал, что
нравств. очищение
возможно лишь после глубокого осознания личностью своего отчуждения от
несправедливого
обществ. уклада и при условии постоянного контакта человека с природой,
воплощающей транс-
цендентный идеал, чистоту, красоту и «непорочность». Приближение к природе
способствует,
согласно Т., установлению связи личности с «космическим порядком». Эти идеи
легли в основу
концепции одиночества, понимаемого Т. как сосредоточение человека на переживании
природной
гармоничности, отражённой в душе.
Филос. индивидуализм сочетался у Т. (особенно В последний период его жизни) с
активной жизнен-
ной позицией, наполненной искренним демократизмом. В программном эссе «О гражд.
неповиновении» (1849, рус. пер. 1977) Т. дал моральное обоснование
ненасильственной революции
— серии мирных обществ. кампаний (демонстрации, отказ от призыва на военную
службу, саботаж
гос. учреждений и т. д.), толкуемых, однако, как внеш. проявление внутр.
нравств. переворота
(«революция одного человека»). Накануне Гражд. войны 1861—65 Т. открыто призывал
к борьбе с
рабовладением. Идея гражд. неповиновения пр-ву рабовладельцев впоследствии
оказала влияние на
формирование взглядов М. Ганди и М. Л. Кинга. Социально-нравств. идеи Т. высоко
ценил Л. Н.
Толстой. В кон. 60-х — нач. 70-х гг. 20 в. идеи Т. получили широкую известность
в кругах
леворадикальной студенч. молодёжи США, идеологи к-рой (напр., Т. Розак)
рассматривают Т. как
одного из предшественников совр. зап. контркультуры.
• The writings, ?. 1—20, Boston — ?. ?., 1906.
690 ТОРО
• Эмерсон Р. У., Т., Биографический очерк, в кн.: Т о-р о Г., Вальден
или Жизнь в лесах, М., 1910; ? a p p и н г-т о
н В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М 1962, ч. 3, гл.
3; Krutch J. W., Henry David Thoreau N. ?.,
1948; Наг ding W., Meyer M., The new Thoreau handbook, N. Y., 1980.
ТОТАЛИТАРИЗМ (от позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь,
целый, полный), 1)
одна из форм авторитарных бурж. гос-в периода империализма, характеризующаяся
полным
(тотальным) контролем гос-ва над всей жизнью общества. Тоталитарным гос-вам и
режимам
свойственны огосударствление всех легальных орг-ций, дискреционные (законом не
ограниченные)
полномочия властей, запрещение демо-кратич. орг-ций, фактич. ликвидация
конституц. прав и
свобод, милитаризация обществ. жизни, репрессии в отношении оппозиции и
инакомыслящих
вообще. Крайне тоталитарными гос-вами были фаш. Германия и Италия.
2) Направление бурж. политич. мысли, оправдывающее этатизм, авторитаризм. Идеи о
всеобъемлющем характере гос-ва выдвигались в прошлом с определ. оговорками нек-
рыми
философами (Гоббс, Гегель). Особенно широкое распространение Т. получил с
развитием фашизма,
став офиц. идеологией фаш. Германии и Италии. В этот период понятие Т.
употреблялось бурж.-
либеральными идеологами для критич. оценки сложившихся в этих странах режимов.
В период «холодной войны» понятие Т. использовалось антикоммунистич. пропагандой
по
отношению к социалистич. гос-вам, к-рые клеветнически отождествлялись с фаш.
режимами и
противопоставлялись «де-мократич.», «свободному» обществу. Реакц. бурж. политики
и идеологи и
ныне пытаются использовать его в антикоммунистич. целях.
В совр. условиях доктрина Т. дискредитирована в глазах широких масс и утратила
былое влияние,
однако обострение социальных противоречий в капита-листич. странах вызывает
оживление
тоталитарных, неофаш. тенденций. Борьба с идеологией и практикой Т.— важнейшая
задача
коммунистич. движения, марксистско-ленинской обществ. науки.
ТОТАЛЬНОСТЬ, см. Целостность.
ТОФЛЕР (Toffler) Алвин (р. 4.10.1928, Нью-Йорк), амер. социолог и публицист,
один из авторов
концепции «постиндустриального общества», по его терминологии,
«сверхиндустриальной
цивилизации». В работах «Столкновение с будущим» (1970, рус. пер. 1972), «Доклад
об эко-спазме»
(«The eco spasm. Report», 1975), «Третья волна» («The third wave», 1980) и др.
утверждает, что
человечество переживает новую технологич. революцию, ведущую к непрерывному
обновлению
социальных отношений и созданию сверхиндустриальной цивилизации. Т. приходит к
выводу о
неспособности гос.-монополистич. капитализма справиться с порождёнными науч.-
технич.
революцией экономич. противоречиями и социальными конфликтами, принимающими
форму
глобальных конвульсий. По политич. взглядам близок к популизму, разделяя
мелкобурж. утопич.
представления о возможности создания справедливого общества в процессе
радикальных демо-
кратич. реформ капитализма.
• The culture consumers, N. ?., 1973; The futurists, ?. ?., 1972; Learning for
tomorrow, N. Y., 1974 (editor).
• Араб-Оглы Э. ?., В лабиринте пророчеств, М., 1973; Баталов Э. Я., Между
прошлым и будущим. О книге Ол-вина Т.
«Третья волна», «Иностр. литература», 1981, № 9; Хозин Г., Еще один гимн
постиндустриализму, «Мировая экономика

<< Пред. стр.

страница 272
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign