LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 265
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

того, что Т,— это деятельность человека, преобразующая природный и социальный
мир в
соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе
объективных законов
действительности. Т. как созидат. деятельность характеризуется неповторимостью
(по характеру
осуществления и результату), оригинальностью и общественно-историч. (а не только
индивидуальной) уникальностью, Человеч. сознание, по словам В. И. Ленина, «...не
только отражает
объективный мир, но и творит его» (ПСС, т. 29, с. 194).
Диалектич. материализм отвергает т. зр., согласно к-рой природа тоже творит. В
природе происходит
процесс развития, а не Т., к-рое всегда предполагает бытие и действие творца —
субъекта творч.
деятельности. По-видимому, какие-то биологич. формы и предпосылки Т. имеются и у
высших
животных, но своё специфич. выражение оно находит лишь у человека как
общественно развитого
существа.
Одним из необходимых условий развития науч. и художеств. Т. является свобода
критики, творч,
дискуссий, обмена и борьбы мнений. Выдвижение новых идей предполагает выход за
рамки
сложившихся и уже ставших привычными теорий и связанных с ними методов, критич.
отношение к
традиции. Ленин писал, что для Т. «... необходимо обеспечение большего простора
личной
инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии...» (там же,
т. 12, с. 101).
Одним из важнейших принципов коммунизма является обеспечение полного развития
личности как
гл. предпосылки Т., создание условий для свободного творч. труда. А. Г. Спиркин.
В психологии Т. изучается как психологический процесс созидания нового и как
совокупность
свойств личности, к-рые обеспечивают её включённость в этот процесс.
Т. как процесс рассматривалось первоначально исходя из самоотчётов деятелей иск-
ва и науки
(описание «вдохновения», «мук Т.» и т. п.). Нек-рые крупные естествоиспытатели
(Г. Гельмгольц, А.
Пуанкаре, У. Кен-нон и др.) выделили в этих самоотчётах неск, стадий в процессе
Т.— от
зарождения замысла до момента (к-рый нельзя предвидеть), когда в сознании
возникает новая идея.
Англ. учёный Г. Уоллес (1924) расчленил творч. процесс на 4 фазы: подготовку,
созревание (идеи),
озарение и проверку. Так как гл. звенья процесса (созревание и озарение) не
поддаются сознательно-
волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую
роль в Т.
подсознат. и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология
показала, что бес-
сознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе Т. дополняют
друг друга.
Совокупность психич. свойств, характерных для творч. личности, стала объектом
конкретно-науч.
изучения с изобретением тестов и методик их обработки и анализа. Положение
Гальтона о наследств.
характере способности к Т. было подвергнуто в дальнейшем критике в психологич.
науке (работы
швейц. учёного А. Де-кандоля и др.), как и сближение гениальности с психич.
расстройством у
Ломброзо и др. Интерес к исследованию психологич. аспектов Т. (особенно
научного) резко
обострился в сер. 20 в. под воздействием науч.-технич. революции. Это вызвало
кризис прежних
методик изучения личности, в частности тра-диц. тестов, к-рые часто давали
низкую оценку умст-
венных способностей в случаях, когда испытуемые проявляли оригинальность,
нестандартность
мышления. Разрабатываются новые системы тестов для определения (с помощью
факторного анализа
и др. статистич. методов) творч. признаков личности. Особая роль придаётся
воображению, гибкости
ума, дивергентному (т. е. расходящемуся в различных направлениях) мышлению, а
также внутр.
мотивации Т. Разрабатываются методики стимуляции группового Т., среди к-рых
наибольшую
популярность в США приобрели «брейн-шторминг» и синектика. Первый исходит из
того, что
контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внеш. среде, препятствуют
выявлению
творч. возможностей ума; нейтрализация этих барьерных механизмов достигается
разделением двух
этапов процесса Т.— генерирования идей и их критич. оценки (индивиды, входящие в
группу,
сначала производят возможно больше идей в связи с к.-л. проблемой, а затем из
общей массы
суждений и догадок отбираются наиболее оригинальные и перспективные). Синектика
ставит целью
актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умств. деятельности в
условиях груп-
пового Т.
Успехи кибернетики, передача технич. устройствам поддающихся формализации умств.
операций
резко повысили интерес к творч. действиям личности, слособ-ностям, к-рые не
могут быть
формализированы. Предпринимаются также попытки технич. моделирования процесса
поиска и
открытия нового знания (см. Эвристика).
* Грузенберг С. О., Гений и Т., Л., 1924; Науч. ,, М., 1969;
Проблемы науч. Т. в совр. психологии, ?., 1971,
Художеств и науч. Т., Л., 1972; Creativity and its cultivation, N.Y., 1959;
Scientific creativity, N.Y.— L., 1963.
М. Г. Ярошевский.
ТЕЗИС (греч. ???? — положение, утверждение), 1) основополагающее утверждение в
нек-рой
концепции или теории. 2) В философии Гегеля — исходный момент в процессе
диалектич. развития,
составляющий вместе с антитезисом и синтезом триаду. 3) В логике Т. принято
называть
утверждения, подлежащие аргументации или доказательству. В этом смысле термин
«Т.» использует-
ся как синоним термина «теорема» (в отличие от аксиом, определений или
постулатов). Вместе с тем
в логике и математике Т. называют и такие утверждения, к-рые, не являясь
логически или
математически строгими утверждениями, не могут быть дедуктивно доказаны, но
необходимы для
уяснения вполне строгих (с логич. или математич. т. зр.) понятий; подобные
утверждения можно
сравнить с естеств.-науч. гипотезами.
«ТЕЗИСЫ О ФЕЙЕРБАХЕ», название небольшой рукописи К. Маркса, состоящей из 11
тезисов, к-
рые он набросал в своей записной книжке в Брюсселе весной (вероятно, в апр.)
1845. Написание
тезисов связано с замыслом «Немецкой идеологии», к-рый возник у Маркса и Ф.
Энгельса в это
время. Они представляют собой набросок идей, подлежавших разработке в 1-й гл.
«Немецкой
идеологии» («Фейербах»). По определению Энгельса, это — «...первый документ,
содержащий в себе
гениальный зародыш нового мировоззрения» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т.
21, с. 371).
Центр. идея тезисов — решающая роль материальной революц. практики в жизни
общества.
Практика есть исходный пункт, основа, критерий и цель познания. Введение Марксом
категории
практики в теорию познания означало подлинную революцию в гносеологии и явилось
одним из
главных элементов революц. переворота в философии.
Определяя своё мировоззрение как новый материализм, Маркс подвергает критике и
прежний
материализм за его созерцательность, и идеализм за сведение практики к чисто
теоретич.
деятельности. В противоположность идеализму Маркс подчёркивает: чтобы изменить
действительность, недостаточно чисто теоретич. критики, необходима практически-
критическая,
революц. деятельность, необходимо изменить не только сознание, но и бытие.
Только в процессе
революц. практики человек изменяет как окружающую его действительность, так и
самого себя.
В противоположность метафизич. и антиисторич. представлениям Фейербаха о
человеке как
абстрактном изолированном индивиде Маркс формулирует одно из важнейших положений
историч.
материализма: сущность человека есть совокупность всех обществ. отношений .
С позиций последовательного, пролет. атеизма Маркс решает вопрос об условиях
преодоления
религии. Он подчёркивает, что религия вырастает из противоречий её земной
основы, из социальных
антагонизмов, и для устранения религии необходимо революционизировать
существующее
общество. Впоследствии эта мысль была развита и получила классич. формулировку в
1-м т.
«Капитала».
Созерцательности и метафизичности предшествующего материализма Маркс
противопоставляет
революц. практику, новый, диалектич. материализм как филос. основу коммунизма.
Принцип нового
мировоззрения он формулирует в заключит. тезисе: «Философы лишь различным
образом объясняли
мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. иЭнгельс Ф., там
же, т. 3, с. 4). Не
интерпретировать мир так или иначе, чтобы примириться с существующим, а
действительно познать
его, чтобы изменить мир,— таков подлинный смысл этого тезиса.
«Т. о Ф.» были впервые опубликованы Энгельсом, с нек-рыми ред. изменениями, в
1888 в
приложении к отд. изданию его работы «Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой
философии». Первонач. вариант Маркса был опубликован в 1924 в «Архиве К. Маркса
и Ф.
Энгельса», кн. 1.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1—5, т. 21, с. 370—371, т. 42, с. 261 —
266; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный
том, ч. 2, с. 347); Карл Маркс. Биография, М., 1973», гл. 3; Б а г а т у ? и я
Г. А., «Т. о Ф.» и «Нем. идеология», «Научно-
информац. бюллетень сектора произведе-
ТЕЗИСЫ 671
ний К.Маркса и Ф. Энгельса», 1965, № 12; Корню О., Карл Маркс и Фридрих Энгельс,
пер. с нем., т. 3, М., 1968; гл. 4;
Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, [М., 1974 '], ч. 2, гл. 1;
Марксистская философия в 19 в., кн. 1, М.,
1979, гл. 5.
ТЕИЗМ (от греч. ???? — бог), религ. мировоззрение, исходящее из понимания абс.
бытия как
бесконечной божеств. личности, трансцендентной миру, сотворившей его в свободном
акте воли и в
дальнейшем распоряжающейся им (в ортодоксальном христианстве бог понимается как
«триединство» трёх таких личностей). Признание трансцендентности бога мыслится в
Т. как
источник бытия всех вещей, отличный, однако, от всех вещей (хотя в теологии
католицизма, напр.,
постулируется «аналогия бытия» между бытием бога и бытием вещей). В этом Т.
противостоит как
монистич. мистике тождества бога и мира, так и пантеистич. концепции эманации,
т. е. природно-
необходимого «истечения» мира из полноты божества. Признание продолжающейся
сознат.
активности бога в мире отделяет Т. от деизма — отсюда характерные для Т.
представления о
божеств.
провидении (см. Провиденциализм) и чуде. В наиболее чистом виде Т. развивался в
рамках трёх
генетически связанных религий — иудаизма, христианства и ислама. Термин впервые
употреблён
англ. философом Р. Кедвортом.
Марксизм-ленинизм в своей критике Т. как разновидности религ. мировоззрения
основывается на об-
щих принципах критики всякого религ. сознания. См. Религия.
ТЕЙЛОРИЗМ, система организации труда и управления произ-вом, возникшая в США на
рубеже
19—20 вв. Характеризуется использованием достижений науки и техники в целях
извлечения
максимума прибавочной стоимости путём усиления эксплуатации рабочего класса.
Названа по имени
амер. инж. Ф. У. Тейлора (F. W. Taylor; 1856—1915). Т. представляет собой
совокупность
разработанных им и его последователями методов организации и нормирования труда
и управления
производств. процессами, подбора, расстановки и оплаты рабочей силы,
направленных на существ.
повышение интенсивности и производительности труда. Т. предусматривает детальное
исследование
трудовых процессов и установление жёсткого регламента их выполнения. Позже Т.
послужил
основой для совр. систем организации труда, применяемых в капитали-стич.
странах.
В. И. Ленин называл систему Тейлора «"научной" системой выжимания пота» (ПСС, т.
23, с. 18),
системой порабощения человека машиной (см. там же, т. 24, с. 369). Вместе с тем
Ленин указывал,
что эта система «...соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации
и ряд богатейших
научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания
лишних и неловких
движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем
учета и контроля
и т. д.» (там же, т. 36, с. 189— 190). Обращая внимание на противоречивость и
двойств. характер
системы Тейлора, Ленин рекомендовал выявить содержащиеся в ней рациональные
элементы и
творчески их использовать. Ленинский анализ Т. и его рекомендации по
использованию этой
системы сыграли большую роль в разработке основ науч. организации труда в СССР.
• Ленин В. И., «Научная» система выжимания пота, ПСС, т. 23; его же, Система
Тейлора — порабощение человека
машиной, там же, т. 24; его же, Очередные задачи Сов. власти, там же, т. 36;
Тейлор Ф. У., Науч. организация труда, M.,
19252; Мошенский М. Г., Ленинский анализ и современность, «Социалистич. труд»,
1970, № 4.
ТЕЙХМЮЛЛЕР (Teichmuller) Густав (19.11.1832, Брауншвейг,—22.5.1888, Дерпт, ныне
Тарту),
философ-идеалист. Филос. взгляды Т. сложились под определяющим влиянием Лейбница
через
посредство Лотце и
672 ТЕИЗМ
Гербарта. В целом учение Т. представляет собой своеобразный вариант христ.
персонализма,
противостоящий как позитивизму и эволюционизму, так и традиц. платонизму. По Т.,
сущность
бытия — личное «субстанциальное Я», открывающееся в самосознании, но действующее
и
бессознательно. С позиций идеалистич. телеологии выступал против дарвинизма,
обвиняя его в
абсолютизации случайности и непрерывности. Значит. часть работ Т. посвящена
истории филос.
понятий. Оказал влияние на Ф. Ницше, Р. Эйкена, в России — на А. А. Козлова, Б.
А. Боброва и др.
М Die Keligionsphilosophie, Breslau, 1886; Studien zur Geschichte der Begriffe,
Hildesheim, 1966; Neue
Studien zur Geschichte der Begriffe, Bd 1—3, Hildesheim, 1965; в рус. пер.—
Дарвинизм и философия,
Юрьев, 1894; Бессмертие души. Филос. исследование, Юрьев, 1895.
* Козлов А., Г. Т., «Вопросы философии и психологии», 1894, кн. 24—25;
Szylkarski W., Teichmullers philosophische
Entwicklungsgang, Kaunas, 1938.
ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН (Teilhard de Chardin) Пьер (1.5.1881, замок Сарсена, близ
Клермон-Феррана,
Овернь,— 10.4.1955, Нью-Йорк), франц. философ, учёный (геолог, палеонтолог,
археолог,
антрополог) и ка-толич. теолог. Член ордена иезуитов (1899), священник (1911).
Один из
первооткрывателей синантропа близ Пекина (1929). Т. видел своё жизненное
призвание в ра-
дикальном обновлении христ. вероучения, в коренном преобразовании религии в
соответствии с
совр. наукой. За религ. инакомыслие, отвергавшее ортодоксальные церк. догмы, Т.
был лишён права
преподавания, публикации своих филос.-теологич. сочинений и изгнан церк.
властями из Франции.
Более 20 лет прожил в Китае. С целью палеонтологич. изысканий объездил все
континенты. После
повторного изгнания из Франции жил в США.
Осн. пороком ортодоксальной томистской теологии Т. считал её статичность, к-рую
стремился
преодолеть на основе теории эволюции. Отвергая ветхозаветный миф о творении
богом
первочеловека — родоначальника всего человечества, Т. считал, что человек —
наиболее
совершенный результат многотысячелетней эволюции органич. мира, в свою очередь
развившегося
на основе эволюции нсорганич. мира. Т. различает три последовательные,
качественно различные
стадии эволюции: «преджизнь» (литосфера),«жизнь» (биосфера) и «феномен человека»
(ноосфера).
Отвергая как дуализм, так и материализм и спиритуализм, Т. определял свою филос.
позицию как
«монизм». Единство материи и сознания основано на том, что материя есть
«матрица» духовного
начала. Физической («тангенциальной») энергии, убывающей по закону энтропии,
противостоит
духовная («радиальная») энергия, возрастающая в процессе эволюции. Духовное
начало имманентно
всему сущему: как источник целостности оно свойственно в скрытом виде уже
молекуле и атому. В
живой материи сознание обретает психич. форму. В человеке оно становится
«самосознанием»
(человек «знает, что он знает»).
Движущей силой эволюции является, согласно Т., целеустремлённое сознание
(«ортогенез»).
Эволюция принимает у Т. телеологич. форму: её конечная при-тягат. сила — вершина
прогресса —
пункт «Омега» (символич. обозначение Христа). «Космогенез» превращается у Т. в
«христогенез».
Появление человека, по Т.,— не завершение эволюции, а ключ к возрастающему
совершенствованию
мира. Очеловечение сына божия (Т. оспаривает рождение Иисуса девой Марией)
выражает
исключит. роль человека в дальнейшей эволюции. Существующий мир несовершенен.
Человеч.
страдания (символизируемые распятием Христа) — стимул активного содействия
человека
совершенствованию бытия. Самосознание — источник «персонализации» — влечёт за
собой
стремление к «социализации», понимаемой Т. как единодушие.
Социальные воззрения Т. носят гуманистич. характер, но крайне утопичны. Обществ.
прогресс
основывается у него на моральном начале — всеобщей любви,
нравств. побуждения облекаются в религ. оболочку; стремление «вперёд» сочетается
со стремлением
«ввысь». Социальный идеал Т. отождествляется со «вторым пришествием» Христа. Т.
о., теология у
Т. перерастает в христологию.
Учение Т. получило широкое распространение в кругах интеллигенции как во
Франции, так и в др.
странах. Тейярдизм стал наиболее влиятельной теологией, противостоящей
неотомизму.
* Oeuvres, v. l —13, P., 1955—76; в рус. пер.— Феномен человека, М., 1965.
• Плужанский Т., Нек-рые черты воззрений Тейяр де Ш., в кн.: От Эразма
Роттердамского до Б. Рассела, М., 1969;
Бабосов E. M., Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства, Минск, 1970;
Пасика В. М., Теология и наука в
интерпретации тейярдизма, в кн.: Наука и теология в XX в., М., 1972; Сахарова Т.
А., От философии существования к
структурализму, М., 1974, с. 178—95; P i u-zau ski Т., Marksizm a fenomen
Teilharda, [Warsz.j, 1967; Cuenot C., P. Teilhard
de Chardin, [P., 1958]; С u y-p e i s H., Vocabulaire Teilhard de Chardin, P.,
1963; B a u d-r у G. -H., Pierre Teilhard de
Chardin. Bibliographie (1881 — 1972), Lille, 1972.
ТЁКЕИ (Tokei) Ференц (р. 3.10.1930, Будапешт), венг. философ и литературовед,
чл.-корр. Венг. АН
(1973). В 1969—72 директор Ин-та философии Венг. АН; с 1979 руководитель Отдела
востоковедения Венг. АН. Осн. работы по проблемам истории, истории лит-ры и
философии Китая,
историч. материализма. Гос. пр. (1970).
• A kinai elegia szuletese. K'iu Juan es kora, Bdpst, 1959; A kinai irodalom
rovid tortenete, Bdpst, 1960 (совм. с P. Miklos);
Kinai filozofia, kot. 1—3, Bdpst, 1962—67; Az"azsiai termelesi mod"kerdesehez,
Bdpst, 1975; Mufajelmelet kinaban a III— VI
szazadban. (Liu Hie elmelete a koltoi mufajokrol), Bdpst, 1967; Antikvitas es
feudalizmus, Bdpst, 1969; Vazlatok a kinai
irodalomrol, Bdpst, 1970; Sinologiai muhely, Bdpst, 1974; A szo-cializmus
dialektikajahoz, Bdpst, 1974; A tarsadalmi formak
marxista elmeletenek nehany kerdese. Tanulmanyok, Bdpst, 1977; в рус. пер.— К
теории обществ. формаций, М., 1975.
ТЕЛЕЗИО (Telesio) Бернардино (1509, Козенца,— 2.10.1588, там же), итал.
натурфилософ эпохи
Возрождения. Окончил Падуанский ун-т (1535). Осн. соч.— «О природе вещей
согласно её
собственным началам» («De rerum natura iuxta propria principia», 1565; pac-шир.
изд., libri l—9, 1586;
совр. изд., 1965, 1976).Противник схоластич. аристотелизма, основал академию
(Academia Telesiana,
или Cosentina) с целью опытного изучения природы на основе её законов.
Натурфилософия Т.
опирается на традиции антич. гилозоизма. Противоположные стихии тепла и холода,
по Т.,— глав-
ные движущие начала всего, воздействующие на пассивную материю. Тепло — источник
всякой

<< Пред. стр.

страница 265
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign