LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 264
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

интеллигенции в
совр. бурж. обществе, а также устремления ряда представителей гуманитарного
знания, пытающихся
развивать социальное познание строго по образцу естеств. наук. Позиции
антисциентизма защищают
нек-рые направления современной буржуазной философии (прежде всего
экзистенциализм), а также
нек-рые представители буржуазной гуманитарной интеллигенции.
Марксистская философия отвергает обе эти формы абсолютизации социальной роли
науки.
Подчёркивая исключит. роль науки в обществ. жизни, марксизм-ленинизм
рассматривает её в связи с
др. формами обществ.
сознания и раскрывает сложный, многообразный характер этой связи. С этой т. зр.
наука выступает
как необходимый продукт развития человеч. культуры и вместе с тем — как один из
гл. источников и
стимуляторов историч. прогресса самой культуры. В марксистско-ленинской
философии оценка
социальной роли науки даётся в реальном контексте конкретных социальных систем,
обусловливающих существенно разную, нередко противоположную роль науч. знания в
жизни
общества. См. также Наука.
• Швырев В. С., Юдин Э. Г., Мировоззренч. оценка науки: критика бурж. концепций
С. и антисциентизма, М., 1973;
Человек — наука — техника, [М., 1973]; Бурж. философия XX в., М., 1974; Юдин 3.
Г., Юдин В. Г., Наука и мир
человека, М., 1978; Социализм и наука, М., 1981; ?е-дотова В. Г., Критика
социокультурных ориентации в совр. бурж.
философии. С. и антисциентизм, М., 1981.
СЧАСТЬЕ, понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, к-
рое
соответствует наибольшей внутр. удовлетворённости условиями своего бытия,
полноте и
осмысленности жизни, осуществлению своего человеч. назначения. С. является
чувственно-
эмоциональной формой идеала. Понятие С. не просто характеризует определённое
конкретное
объективное положение или субъективное состояние человека, а выражает
представление о том,
какой должна быть жизнь человека, что именно является для него блаженством.
Поэтому понятие С.
имеет нормативно-ценностный характер. В зависимости от того, как истолковывается
назначение и
смысл человеч. жизни, понимается и содержание С. Это понятие имеет историч. и
классово определ.
характер. В истории морального сознания С. считалось одним из прирождён. прав
человека, но на
практике в классово антагонистич. обществе всегда получалось так, что стремление
угнетённых
классов к С., как отмечал Ф. Энгельс, безжалостно и на «законном основании»
приносилось в жертву
такому же стремлению господствующих классов.
Критикуя бурж.-индивидуалистич. понимание С., классики марксизма-ленинизма
подчёркивали, что
стремление человека исключительно к личному С. в отрыве от обществ. целей
вырождается в эгоизм,
к-рый попирает интересы других и морально калечит личность. К. Маркс отверг
также уравнит.
представления «казарменного коммунизма», к-рые он характеризовал как возврат «к
неестественной
про-
стоте бедного, грубого и не имеющего потребностей человека...» (Маркс К. и Э н г
е л ь с Ф., Соч., т.
42, с. 115). Характеризуя своё личное понимание С., Маркс сказал, что видит его
в борьбе (см. там
же, т. 31, с. 492). Такое понимание С. противоположно всем обывательским
представлениям о нём.
Это не идиллическое состояние удовлетворённости существующим положением, а,
напротив,
постоянное стремление к лучшему будущему и преодоление препятствий на пути к
нему, не
достижение собств. благополучия, а полное развитие и использование своих
способностей в соз-нат.
деятельности, подчинённой достижению общих целей. Сознат. служение людям,
революц. борьба за
переустройство общества, за осуществление идеалов коммунизма — создание условий
для
всестороннего развития личности, за лучшее будущее для всего человечества
наполняют жизнь
человека тем высшим смыслом и дают то глубокое удовлетворение, к-рые приносят
ему ощущение
С.
• Татаркевич В., О С. и совершенстве человека, пер. с польск., М., 1981.
СЮНЬ-ЦЗЫ (учитель Сюнь), Сюнь К у а н, Сюнь Цин (ок. 313 — ок. 235 или ок. 298 —
ок. 238 до
н. э.), представитель раннего конфуцианства, завершивший классич. этап его
развития (нек-рыми
исследователями причисляется одновременно и к легизму). Род. в царстве Чжао.
Получил
всестороннее образование, приглашался ко дворам правителей др.-кит. царств Ци,
Цинь, Чжао и др.,
в возрасте 50 лет, вероятно, в 264 до н. э., стал наставником в академии Цзися,
Был начальником
уезда Ланьлин, где создал свою многочисл. школу; самыми выдающимися его
учениками были
противники конфуцианства: легист Хань Фэй и будущий первый министр гос-ва и
империи Цинь —
Ли Сы (ум. в 208 до н. э.). Там же, в конце жизни, С.-ц. создал свой знаменитый
трактат; в нём 23
главы принадлежат С.-ц., три написаны им вместе с учениками. Шесть глав написаны
уже после его
смерти.
С.-ц. переработал учение Конфуция, дополнив его идеями легизма и синтезировав с
материалистич. и
атеистич. тенденциями. В основе его учения лежит тезис, что «человек по своей
природе зол», а
добродетельным он становится в результате практич. деятельности. Это отличает
С.-ц. как от
Конфуция, так и от Мэн-цзы. Для преодоления изначального зла человек должен быть
подвергнут
обучению и воспитанию при помощи классич. текстов и принципов морали и
контролироваться
посредством наказаний и норм ритуала. С.-ц. сравнивал правителя с лодкой, а
народ с водой, к-рая
может и нести лодку и опрокинуть её, подчёркивая тем необходимость для правителя
добиваться
расположения народа. С.-ц. отрицал существование духов и демонов, отбрасывал
веру в
сверхъестественное, выступал против ряда распространённых в его время религ.
обрядов; подверг
критич. рассмотрению концепции др. философов, особенно Мо-цзы, а также Чжуан-
цзы, Мэн-цзы,
легистов и др. Учение С.-ц. — наиболее систематизиров. изложение конфуцианства,
оно оказало
значит. влияние на последующих кит. мыслителей, особенно ханьского периода (3 в.
до н. э.— 3 в. н.
э.).
• Феоктистов В. Ф., Филос. и обществ.-политич. взгляды С.-ц. Исследования и
пер., М., 1976; Watson В., Basic writings of
Mo Tzu, Hsun-tzu and Han Fei Tzu, N. Y. 1967.

?
ТАВТОЛОГИЯ (греч. ??????????, от ????? — то же самое и ????? — слово) в логике,
1) крайний
случай логич. ошибки «предвосхищение основания» (лат. peti-tio principii), а
именно: когда нечто
определяется или доказывается тем же самым (лат. idem per idem). 2) В двузначной
классич. логике
термин «Т.» употребляется наравне с термином логический закон для обозначения
общезначимых —
всегда-истинных, или тождественно-истинных — формул, инвариантных к возможному
фактич.
содержанию (значениям) входящих в них переменных, т. е. к действит. «положению
дел» в мире.
Поэтому в этой логике, следуя Лейбницу, Т. наз. истинами «во всех возможных
мирах» или «вечны-
ми истинами», «необходимыми истинами», истинами в силу постулатов классич.
логики и пр.
Примером такой Т. может служить формула, выражающая исключённого третьего
принцип. 3) В
многозначной логике Т. наз. формулы, к-рые при любом наборе из принятой
«обобщённой» системы
значений переменных сохраняют одно и то же выделенное (отмеченное) значение. Т.
в этом смысле
используются, в частности, в доказательствах независимости аксиом.
• Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; Чёрч А.,
Введение в математич. логику, пер. с англ., т. 1,
М., 1960.
ТАЙЛОР, Т э й л о p (Tylor) Эдуард Бернетт (2.10. 1832, Лондон, — 2.1.1917,
Уэллингтон,
Сомерсетшир), англ. этнограф, исследователь первобытной культуры. Вместе со
Спенсером был
основоположником эволюционистской школы в истории культуры и в этнографии.
Взгляды Т. сложились под влиянием эволюц. теории Конта и его англ.
последователей. Т.
рассматривал историю культуры как процесс постулат. развития («наука о культуре
есть наука о
реформах»), выражающийся в совершенствовании форм тех или иных орудий, видов
иск-ва,
верований и культов. Т. ввёл в науку понятие «пережитков» (survivals), к-рые
считал «живым
свидетельством или памятником прошлого», и на этой основе определял
историч.связь явлений
культуры, вскрывал историч. корни многих непонятных или обретавших новый смысл
обычаев и
обрядов.
В историю науки Т. вошёл прежде всего как создатель анимистич. (см. Анимизм)
теории
происхождения религии. Он видел источник религии в психич. деятельности
индивидов, сводя
последнюю к сознат. рациональной деятельности. Т. ввёл в историю религии идею
развития, генетич.
связи между первобытными и развитыми религиями. Есть основания думать, что позже
Т. начал
осознавать ограниченность эволюционистского метода.
• в рус. пер.: Первобытная культура, М., 1939; Введение к изучению человека и
цивилизации. (Антропология), П.— М.,
19244.
• Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978.
ТАЙЦЗИ, одно из осн. понятий др.-кит. философии. Многозначность иероглифа «цзи»
(«в высшей
степени», «крайний», «конёк крыши», «крайняя оконечность», «полюс», «доводить до
предела»)
ведёт к разным его переводам. Наиболее распространённый из них —«великий
предел». Впервые
появляется в «Сицы-чжуани» (см. «Ицзин»), где представлен космогония, процесс
изменений и
развития, исходящий из Т. В комментарии к этому месту Т. характеризуется как
«великое начало»,
«великое единство», как изначальный хаос, существовавший до того, как из него
выделились небо и
земля. Великий предел — это «наименование, не имеющее имени; его нельзя обрести
и назвать»; это
то небытие, из к-рого рождается бытие; он «порождает две изначаль-
ные сущности», продолжающие и завершающие процесс образования Вселенной. Понятие
Т.
особенно широко разрабатывалось в неоконфуцианстве. Чжоу Дунъи в трактате «Т. ту
шо»
(«Объяснение диаграммы Великого предела») подчёркивал, что сам «великий предел»
является
беспредельным. Чжу Си выдвинул концепцию существования Т. во всех людях и всех
вещах, взятых
и в отдельности и вместе, и отождествил его с понятием идеального ли, в данном
случае высшего
закона Вселенной, регулятора всей её деятельности.
• см. к статьям «Ицзин», Чжу Си.
ТАПАС (от санскр. тана — жар, разогревание, пыл), специфич. и характерная форма
инд. аскетизма,
отличит.
особенностью к-рой являются активные способы подавления плоти (изнурит. позы,
истязания огнём,
водой и т. п.), повышенное телесно-эмоциональное напряжение. Восходит в целом к
добрахманистско-ведий-скому слою культуры, но, будучи чрезвычайно рано
синтезировано с
брахманизмом, становится неотъемлемой частью брахманистско-индуистских систем,
входит
отчасти в джайнизм и поздний буддизм. Исходит из представления о единстве всех
сил человека
(телесных, душевных, духовных), так что подавление деятельности чувств. сферы
человеч. бытия
рассматривается как путь к её трансформации и спиритуализации и, т. о., усилению
духовного бытия,
приводящему к возвышению над обычным состоянием психики. Т. близок практикам
йоги и
тантризма.
• О m a n J. С., The mystics, ascetics and saints of India L., 1905; Wood E.,
The occult training of the Hindus, L., 1931.
ТАРД (Tarde) Габриель (12.3.1843, Сарла,— 13.5. 1904, Париж), франц. социолог и
криминолог, один
из основателей психологич. направления в зап. социологии. По Т., обществ.
развитие сводится к
интериндивидуальным процессам, а социология по существу тождественна
«интерпсихологии».
Соответственно и прогресс социологии он видел в её дальнейшей психологизации
(см.: «Новые идеи
в социологии», № 2, СПБ, 1914, с. 69—78).
Осн. социальными процессами Т. считал «изобретение» (понимавшееся им очень
широко: от технич.
усовершенствований до новых обществ.-политич. идей и нравств. ценностей) и
подражание, к к-рым
впоследствии добавил «оппозицию» (социальный конфликт). Изобретения — единств.
источник
социального прогресса — возникают как творения отд. личностей и внедряются в тех
случаях, когда
они в основном согласуются с остальными особенностями данного общества и
культуры. Поэтому из
множества изобретений лишь нек-рые принимаются и распространяются. Осн.
социальное значение
имеет подражание (существующее в форме обычаев и моды), благодаря к-рому
возникают групповые
и обществ. ценности и нормы, а индивиды, усваивая их, социализируются, т. е.
получают возмож-
ность приспособиться к условиям обществ. жизни. Наиболее характерно, по Т.,
подражание
«низших» социальных слоев «высшим». Социальный конфликт («оппозиция») —
результат
взаимодействия сторонников противоположных изобретений.
Особое значение Т. придавал воздействию таких средств коммуникации, как телефон,
телеграф,
массовый выпуск книг и особенно газет. Последние являются важным фактором
социального
контроля. Различая психологию индивида и психологию толпы, где чело-веч.
индивидуальность
подавляется (человек становит-
ТАРД 669
ся чрезмерно возбудим, теряет интеллектуальность, подчиняется поведению толпы),
Т. выделяет как
бы промежуточное звено — публику, к-рая формируется именно с помощью средств
массовой
коммуникации и, не будучи, как толпа, физически объединена, обладает общим
самосознанием.
Ряд мыслей, высказанных Т., имел позитивное значение для развития социальной
психологии,
однако социологич. основания его концепции несостоятельны, т. к. базируются на
филос. идеализме
и психологич. редукционизме. Влияние Т. сказалось в большей степени на амер.
социологии и
социальной психологии (Э. Росс, Ч. Эллвуд, Д. Болдуин, Ч. Кули), чем на
французской. Его
концепции повлияли на теории «массового общества», исследования массовых
коммуникаций и
распространения инноваций.
• в рус. пер.: Законы подражания, СПБ, 1892; Социальная логика, СПБ, 1901;
Обществ, мнение и толпа, М., 191)2; Лич-
ность и толпа, СПВ, 1903; Социальные законы, СПБ, 19062.
• Плеханов Г. В,, Письма без адреса, Избр. филос. произв., т. 5, М., 1958, с.
294—95, 302; История бурж. социологии 19
— нач. 20 вв., М., 1979, гл. 5; M i l e t J., G. Tarde et la philosophic de
l'hietoire, P., 1970.
ТАРСКИЙ (Tarski) Альфред (p. 14.1.1902, Baршава), польск. логик и математик,
один из гл.
представителей львовско-варшавркой школы. С1939 в США. Внёс значит. вклад в
разработку
методов решения проблемы разрешения, в теорию моделей, в теорию определимости
понятий, в
развитие аягебраич. методов изучения исчисления предикатов, в теорию логик с
формулами
бесконечной длины, в многозначную логику и др, разделы мате-матич. логики и
оснований
математики. Основоположник формальной семантики. В работе «Понятие истины в
формализованных языках» Т. дал определение клас-сич. понятия истины для большой
группы
формализованных языков. Т. принадлежит ряд исследований в области методологии
дедуктивных
наук. Работы Т. по семантике и металогике оказали большое влияние на развитие
семиотики и
дослужили образцом применения формальных методов для анализа содержат. проблем и
теорий,
* Undecidable theories, ?. ?·, 1954 (соавтор); Logic, seman-tics,
metamathematics, Oxf., 1956; в рус. пер.— Введение в
логику и методологию дедуктивных наук, М., 1948; Истина и доказательство, «ВФ»,
1972, № 8.
• Чудинов 9. М., Природа науч. истины, М., 1977, гл. 1,
ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не
бывшее. Т.
может рассматриваться в двух аспектах: психологическом и философском. Психология
Т. исследует
процесс, психологич. «механизм» протекания акта Т. Философия рассматривает
вопрос о сущности
Т., к-рый по-раз-ному ставился в равные историч. эпохи.
Так, в антич. философии Т. связывается со сферой конечного, преходящего и
изменчивого бытия
(«быва-ния»), а но бытия бесконечного и вечного, созерцание к-рого ставится выше
всякой
деятельности, в т. ч. и Т. В понимании художеств. Т., особенно начиная с
Платона, развивается
учение об Эросе как о своеобразной устремлённости («одержимости») человека к
достижению
высшего («умного») созерцания мира. Воззрения на Т. в ср.-век. философии связаны
с пониманием
бога как личности, свободно творящей мир. Т. предстаёт, т. о., как волевой акт,
вызывающий бытие
из небытия. Августин и в человеч. личности подчёркивает значение воли; человеч.
Т. выступает у
него прежде всего как Т. истории.
Пафосом безграничных творч. возможностей человека проникнута эпоха Возрождения.
Т. осознаётся
прежде всего как художеств. Т., сущность к-рого усматривается в творч.
созерцании. Возникает
культ гения, интерес к самому акту Т. и к личности художника, характерная именно
для нового
времени рефлексия по поводу творч. процесса.
670 ТАРСКИЙ
В 18 в. Кант специально анализирует творч. деятельность в учении о продуктивной
способности
воображения. Последняя есть единство сознат. и бессознат. дея-тельностей,
поэтому гении творят как
бы в состоянии наития, бессознательно, подобно тому как творит природа, с той
разницей, что этот
объективный, т. е. бессознат., процесс протекает всё же в субъективности
человека и, стало быть,
опосредствован его свободой. Согласно Шеллингу и йенским романтикам, Т., и
прежде всего Т.
художника и философа,— высшая форма человеч. деятельности; здесь человек
соприкасается с аб-
солютом.
В идеаяистич. философии кон. 19 — 20 вв. Т. рассматривается по преимуществу в
его
противоположности механически-технич. деятельности. В философии жизни наиболее
развёрнутая
концепция Т. дана Бергсоном: Т. как непрерывное рождение нового составляет
сущность жизни; оно
есть нечто объективно совершающееся (в природе — в виде процессов рождения,
роста, созревания,
в сознании — в виде возникновения новых образов и переживаний) в
противоположность
субъективной деятельности конструирования, лишь комбинирующей старое.
В экзистенциализме носителем творческого начала считается личность, понятая как
экзистенция, т. е.
как нек-рое иррациональное начало свободы, экстатический прорыв природной
необходимости и
разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального, вообще
«посюстороннего»
мира. В таких филос. направлениях 20 в., как прагматизм, инструментализм и
близкие к ним
варианты неопозитивизма, Т. рассматривается с односторонне прагматист-ской т.
зр. прежде всего
как изобретательство, цель к-рого — решать задачу, поставленную определ.
ситуацией (Дьюи). Др.
вариант интеллектуалистич. понимания Т. представлен отчасти неореализмом,
отчасти
феноменологией (Александер, Уайтхед, Гуссерль, Н. Гартман и др.). Основой Т.
оказывается не
деятельность, как в инструментализме, а скорее интеллектуальное созерцание, так
что это
направление в трактовке Т. оказывается ближе всего к платонизму.
П. П. Гайденко.
Марксистское понимание Т., противостоящее идеа-лиотич. и метафизич. концепциям,
исходит из

<< Пред. стр.

страница 264
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign