LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 26
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам
Конференции коммунистич. и рабочих партий
Европы, М., 1976; Федоров Р. П., Анонимная власть, М., 1970; Развивающиеся
страны: закономерности, тенденции,
перспективы, М., 1974; Политич. экономия совр. монополистич. капитализма,т. 2,
?., 19752; К и с о в с к а я II. К., Гос.
предпринимательство и политич. борьба в Италии (I960— 1975 гг.), М.. 1977; Бунин
И. М., Б. в совр. франц. обществе,
М., 1978; Господствующие классы Лат. Америки, М., 1978; Зап. Европа в совр.
мире, т. 1, М., 1979, гл. X.
И. ?. Бунин.
БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, социальная революция, осн. задачей к-рой является
уничтожение
феод. строя или его остатков, расчистка путей для развития бурж. гос-ва; в
зависимых и колон.
странах Б. р. направлена также на завоевание нац. независимости. Б. р. является
на определ. этапе
исторически необходимой и прогрессивной, выражая потребности развития общества.
Значит. разнообразие участвующих в Б. р. классовых сил, решаемых задач, методов
борьбы
обусловлено как специфич. обстановкой в отд. странах, так и прежде всего теми
изменениями, к-рые
совершались в обществе на протяжении столетий. В эпоху восходящего капитализма
Б. р. (напр.,
английская 17 в., французская и американская 18 в.), разрывая путы феод. строя,
расчищали почву
для капиталистич. строя. Б. р. этой эпохи вели к утверждению экономии, и
политич. господства
буржуазии. Б. р. в период общего кризиса капитализма не только расчищают почву
для капитализма,
ни и объективно расшатывают мировую систему империализма.
Наиболее общей причиной Б. р. является конфликт между базисом и надстройкой,
новыми
производит. силами, развивающимися в недрах феод. строя, и феод. производств,
отношениями (или
их остатками, пережитками), а также феод. учреждениями. Конфликт этот нередко
заслоняется
политич. и идеологич. противоречиями. Но и в тех случаях, когда непосредств.
причиной Б.р.
является иноземное угнетение или стремление объединить страну, решающую роль
играет назревшая
потребность устранить феод. строй или его остатки. По мере развития капитализма
заостряется
конфликт между интересами самостоят. развития нац. экономики и господством
иноземного
капитала. Он порождает анти-империалистич. борьбу, к-рая переплетается с
антифеодальной.
В одних Б. р. (таких большинство) гл. задачей является решение игр. вопроса
(напр., Великая франц.
революция, Революция 1905—07 в России), в других — на первый план выдвигаются
задачи
завоевания нац. независимости (напр., нидерландская 16 в., американская 18 в.),
нац. объединения
страны (в Германии и в Италии в сер. 19 в.), нац. освобождения от империалис-
тич. гнёта (в странах
Азии, Африки, Лат. Америки в 20 в.). Важное место всегда занимают и политич.
задачи —
уничтожение феод. монархии, установление бурж. республики, демократизация
обществ. строя.
Б.р.— не единовременный акт. Большинство революций продолжалось месяцы, а то и
годы, проходя
ряд этапов, связанных с изменениями в соотношении, расстановке классовых сил,
участвующих в
ней.
В ранних Б. р. и нек-рых революциях 19 в. движущими силами были буржуазия и
крестьяне,
ремесленники, складывавшийся рабочий класс. Руководителем, гегемоном нар. масс
была буржуазия,
игравшая тогда ре-волюц. роль. Борясь против феод. собственности, она, будучи
сама
собственником, нигде но осмелилась отменить частную собственность на землю (хотя
эта мера от-
вечала требованиям бурж. прогресса). Самой революц. силой в ранних Б. р. были
трудящиеся «низы»
деревни и города. Когда они захватывали в свои руки инициативу. Б. р. добивалась
наиболее значит.
успехов.
С развитием капитализма, формированием пролетариата как класса буржуазия всё
более утрачивает
свою революционность. Первое самостоят. выступление пролетариата Франции в июне
1848
толкнуло буржуазию Франции, Германии и др. стран на предательство дела
революции. В. И. Ленин
отмечал ставшее характерным «... стремление буржуазии закончить буржуазную
революцию на
полпути, на полусвободе, на сделке со старой властью и с помещиками. Это
стремление коренится в
классовых интересах буржуазии» (ПСС, т. 15, с. 206).
В эпоху империализма в б. или м. развитых капита-листич. странах буржуазия из
страха перед
пролетариатом, угрожающим её господству, становится контрреволюционной. Но она
по-прежнему
борется за гегемонию, стремясь свернуть революцию на путь реформ. Теперь
пролетариат, выросший
численно и идейно, организованный в самостоят. политич. партию, имеет
возможность стать
руководителем, гегемоном революции.
В колониальных в зависимых странах нац. буржуазия ещё в состоянии играть
прогрессивную и даже
революц. роль, особенно в борьбе против иностр. импери-
алистов. Но наиболее революционной силой являются трудящиеся: более или менее
многочисл.
пролетариат, крестьянство, составляющее основную массу населения.
Размах, а также тип Б. р. зависит прежде всего от степени участия в ней нар.
масс. В тех случаях,
когда буржуазии удаётся не допустить развёртывания борьбы трудящихся за свои
собств. экономич.
и политич. требования, отстранить их от участия в решении политич. вопросов, Б.
р. протекает как б.
или м.«вер-хушечная», а гл. задачи осуществляются неполно, по-ловинчато,
компромиссно. Такими
были революции 1908 в Турции, 1910 в Португалии и нек-рые др.
Народными буржуазно-демократическими Маркс, Энгельс и Ленин называют те Б. р., в
к-рых «...
масса народа, большинство его, самые глубокие общественные „низы", задавленные
гнетом и
эксплуатацией, поднимались самостоятельно, наложили на весь ход революции
отпечаток своих
требований, своих попыток по-своему построить новое общество на место
разрушаемого старого» (Л
е н и н В. И., там же, т. 33, с. 39). К таким революциям, в ходе к-рых
происходило размежевание
классовых сил, относятся Великая франц. революция, Революция 1905—07 в России,
Февр. бурж.-
демократич. революция 1917.
Методы и формы борьбы, применяемые в Б. р. разными классами и группами,
разнообразны. Так,
либеральная буржуазия обращается чаще всего к методам идеологич. и парламентской
борьбы,
офицерство — к воен. заговорам, крестьянство поднимает антифеод. восстания с
захватами
дворянских имений, разделом земель и т. д. Для борьбы пролетариата характерны
стачки,
демонстрации, баррикадные бои, вооруж. восстание. Ленин поэтому называл
Революцию 1905—07 в
РОССИИ пролетарской по средствам борьбы. Формы и методы борьбы зависят не только
от революц.
сил, но определяются и действиями правящих классов, к-рые обычно первыми
применяют насилие,
развязывают гражданскую войну.
Б. р. заканчивается обычно переходом власти из рук дворянства в руки буржуазии.
Но бурж.-
демократич. революция, осуществляемая при гегемонии пролетариата, может привести
к
установлению революц.-де-мократич. диктатуры пролетариата и крестьянства.
Оценивая результаты
и историч. значение той или иной Б. р., нужно учитывать не только прямые, но и
косвенные её итоги.
Нередко за Б. р. (напр., английской 17 в., французской кон. 18 в.) следовала
полоса реакции
(термидор), реставрация свергнутых династий, однако капиталистич. строй,
утвердившийся в ходе
революций, торжествовал. Это свидетельствует, что не столько политич., сколько
социально-
экономич. завоевания Б. р. имеют устойчивый характер.
Бывает, что для решения историч. задач революц. сил оказывается недостаточно
(напр., в 1848·—49 в
Германии, в 1905—07 в России) и Б. р. терпит полное или частичное поражение. В
таких случаях
объективно назревшие задачи решаются медленно, мучительно, с сохранением
остатков
средневековья, придающих капиталистич. строю особенно реакц. черты. В широком
смысле слова
«завершением» Б. р. Ленин называл завершение всего цикла бурж. революций (см.
там же, т. 19, с.
247), т. е. вполне определившееся капиталистич. ' развитие страны.
Маркс и Энгельс на опыте революций 1848—49 в Европе высказали мысль о
непрерывной
(перманентной) революции, переходящей последовательно от решения бурж.-
демократич. задач к
решению задач социалистических. Развив эти идеи, Ленин создал теорию
перерастания бурж.-
демократич. революции в социалистическую. Предпосылкой такого перерастания
является гегемония
пролетариата, в бурж.-демократич.
БУРЖУАЗНАЯ 67
революции. Правильность этого вывода подтверждена перерастанием Февр. бурж.-
демократич.
революции 1917 в России, а также антифаш., антиимпериалистич., демократич.
революций после 2-й
мировой войиы в революции социалистические.
В совр. эпоху сохранение в ряде стран феод. пережитков, особенно же усиление
реакц.
антидемократич. тенденций, создаёт почву для новых общедемократич. движений ц
революций,
направленных прежде всего против гнёта капиталистич. монополий. Общедемократич.
задачи могут
решаться также в ходе подготовки и совершения социалистической революции.
• Маркс К., Классовая борьба но Франции с 1848 по 1850 г., M a p к с К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 7; е г о ж е, Восемнад-
цатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Э н г е л ь с Ф., Революция и
контрреволюция в Германии, там же; Л е н и н
В. И., Две тактики социал-демократии в демократич. революции, ПСС, т. 11; его
же, Доклад об Объединит. съезде
РСДРП, там же, т. 13; его ж е, Доклад о революции 1905 года, там же, т. 30; е г
о ж е, О задачах пролетариата в данной
революции, там же, т. 31; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж
е, Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6—8
марта 1918 г., там же, т. 36; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский,
там же, т. 37. Я. С. Драбкин, Б. Ф.
Поршнев.
БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,
см. в ст. Буржуазная революция.
БУРИДАНОВ ОСЁЛ, парадокс абс. детерминизма в учении о воле: осёл, помещенный на
равном
расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен
умереть от голода,
ибо его воля не получит импульса, побуждающего избрать ту или иную связку.
Приписывался франц.
философу 14 в. Ж. Буридану (J.Buridan), однако в его соч. этот образ не
встречается.
БУТРУ (Boutroux) Эмиль (28.7.1845, Монруж, близ Парижа,— 22.11.1921, Париж),
франц. философ-
идеалист. В центре внимания Б.— проблемы детерминизма и свободы, творчества и
необходимости.
Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объяснении явлений
жизни и
психики, утверждая радикальный разрыв уровней бытия — материального,
инстинктивного и
мыслящего — и подчёркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах меха-
нистич.
законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал,
что в основе
биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч.
акт, постоянно
производящий что-то новое. Это новое нельзя охватить науч. законами, к-рые
фиксируют
постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестницу:
от
неодушевлённой материи до духовного совершенства бога. Бог в наибольшей степени
способен к
творчеству и свободе; наделён этой способностью и человек, хотя он может и
утратить её из-за
привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены
духовного
начала — у них есть тенденция к высшему. Необходимость и причинность в природе
Б. подменял
идеалистич. телеологией. Учеником Б. был Бергсон.
• De l'idee de loi naturelle dans la science et la Philosophie contemporaine,
P., 1895; Science et religion dans la philosophic
contemporaine, P., 1908; в рус. пер.— О случайности законен природы, М., 1900;
Паскаль, СПБ, 1901; Вильям Джемс и
религ. опыт, М., 1908; Наука и религия в совр. философии, СПБ, 1910.
БХАВА (санскр.— бытие, существование, от бху — быть), в др.-инд. философии
категория бытия,
становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность»,
«истина», «жизнь». В
буддизме — стремление к становлению, предрасположенность к существованию;
объясняется как
элемент, проистекающий из будущей жизни (в рамках двенадцатичленной схемы
«закона
взаимозависимого возникновения» — см. Пратитъясамутпада). Нек-рые мыслители
(напр.,
Чандракиртн) рассматривали Б. как карму, вовлекающую в круг рождений и смертей
(см. Сансара).
При та-
68 БУРИДАНОВ
ком понимании Б.— ключевое понятие, объясняющее жизненный процесс.
Противоположное
понятие — абхава (санскр.— небытие, несуществование), получившее особое развитие
в ряде филос.
систем, где обозначало также «отсутствие», «пустоту», «уничтожение»,
«отрицание», «смерть».
Нередко абхава рассматривается как отрицат. категория, Б.— как положительная.
Согласно
Кумариле (система пурва-миманса), Б. включает в себя субстанцию (к ней сводится
и энергия, сила
— см. Шакти), качество, действие и всеобщность, а абхава — предшествующее,
последующее,
абсолютное и взаимное. Иное разграничение предлагается оппонентом адвайта-
веданты Мадхвой:
сущее (падартха) бывает независимым и зависимым (паратантра); зависимые же
существа или
положительны (Б.), или отрицательны (абхава). Кал отрицат. категория абхава
выступает и у Канады
(система вайшешика), где она противопоставлена шести положит, объектам познания,
из к-рых
состоит мир (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность,
присущность). На
убеждении в реальности (но не абсолютности) абхавы-небытия у Канады и его
последователей
построена и оригинальная классификация типов небытия: сансарга-абхава (т. е.
отсутствие чего-либо
и в чем-то другом) — 1) небытие вещи до её возникновения (праг-абхава), 2)
небытие вещи после ее
уничтожения (дхванса-абхава), 3) полное отсутствие связи между вещами (атьянта-
абха-ва, или абс.
небытие); аньйонья-абхава (т. е. небытие одной вещи в качестве другой, их
взаимоисключае-мость).
Если Б. является категорией положит. бытия, то абхава — скорее логич. категория,
определяемая не
столько своим содержанием, сколько местом в системе. Однако в истории др.-инд.
мысли были
попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с Б.-бытием, т. е. придать этому
понятию самостоят.
онтологич. статус.
• Чаттерджи С.,ДаттаД., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 40—
42, 114—16, 226—29; Радха-кришнанС.,
Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 96, 192—04, 369 и др.;
Stcherbatsky T h., Buddhist logic, v. l, Leningrad,
1932 (Reality of the external world, pt 5).
«БХАГАВАДГИТА» (санскр., букв.— песнь Бхагава-та, т. е. бога Кришны), одна из
наиболее
известных частей «Махабхараты», входящая в состав её 6-й кн. (18 глав);
посвящена религ.-филос.
проблемам. Время создания «Б.» обычно определяется 2-й пол. 1-го тыс. до н. э.
«Б.» представляет
собой диалог между эпич. героем Арджуной и богом Кришной, сюжетно выступающим
как возница
и наставник Арджуны, а по существу воплощающим высшее божеств. начало индуизма
На-раяну.
Для Арджуны потребность в уяснении своего места в нравств. миропорядке и
стремление к
обретению правил поведения вырастают из осознанного противоречия между практич.
долгом и
нравств. требованиями более высокого уровня. Продолжая во многом линию
умозрения, намеченную
в упанишадах, «Б.» выступает как религ.-филос. основа индуизма. В отличие от
упа-нишад, «Б.»
актуализирует нравств. аспект проблемы, отличается эмоциональным характером и
подчёркивает
особую роль такого пути освобождения и спасения (мокши), как бхакти (наряду с
путём знания —
джня-на-маргой и путём деяния — карма-маргой). В «Б.» подчёркивается важность
обретения внутр.
свободы от деяния, т. к. сам путь деяния ведёт к насилию и греху; поэтому
деяние, реализующее
развитие, должно всегда уравновешиваться аскетич. отказом от деяния. В «Б.»
развивается учение о
йоге как средстве, имеющем целью достижение особого состояния психич.
равновесия. Усвоив
элементы различных умозрит. систем и оформив их в единую систему, «Б.» оказала
влияние на мн.
школы инд. философии (ср. связь санкхьи и йоги с идеями «Б.»). Идеи «Б.» имели
особое значение
для инд. возрождения 19—20 вв. (ср. их влияние на философию Гхоша),
• Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 442—97;
Махабхарата, [т.] 2— Бхагавадгита. пер.,
введение н прим. Б. Л. Смирнова, Ашхабад, I9602, кн. 6, гл.
25—42; The Bhagavad-GIta. With a coram. based on the original sources, by
R. C. Zaehner, O.xf., 1969.
БХАКТИ (санскр.— наделение, вычленение, от бхадж — наделять, а также
привязанность,
приверженность), в др.-инд. религ.-филос. мысли привязанность к божеству,
преданность и
сопричастность ему. Истоки учения о Б. восходят, по меньшей мере, к древнейшей
ведийской эпохе
(ср. «Ригведа» VIII, 22, II— см. Веды), но наибольшее развитие оно получило в
«Бхагавадгите» и
веданте; поздней формой учения о Б. является также сикхизм. В концепции Б.
высшая цель —
освобождение (мокша) — достигается соединением души с божеств. началом. Три пути
ведут к этой
цели: мудрость (джня-на), понимаемая как интуитивное (а не интеллектуальное)
знание сущего во
всей его полноте; служение божеству, или деяние (карма) и Б., т. е. тот вид
любви, когда достигается
полное единение души (адепта) с божеством, их тождество. Нередко Б.
рассматривается как гл.
средство достижения моральной чистоты и слияния с божеством, образующее особый
«путь Б.» (Б.-
марга) — путь любви-преданности, но не менее распространён взгляд (напр., у
Шанкары), согласно
к-рому Б., как и карма и йога., цриводит только к .джняне — муд-рости,
являющейся высшим
средством. Б., вырывающее человека из эгоистич., частной сферы, требует оп-
редел. подготовки,
тренировки. Раманцджа называет в качестве предварит. условий вступления на путь
Б.
пренебрежение к пище, освобождение от всего мирского, неустанное размышление о
боге,
совершение благих деяний, желание всем добра, правдивость, честность,
сострадание, непротивление
(ахимса), милосердие, бдительность и надежду. Характеризующее Б. состояние
высшей радости,
восторга, экстаза может вызываться соединением не только с божеством как
объектом религ.
почитания, но и с безличным, бескачеств. абсолютом (ниргуна Б.). Возрастание Б.
влечёт за собой
духовное освобождение человека, сопровождающееся увеличением положительных
эмоций. С Б.
связывались также идеи социального характера (равенство всех перед богом,
отрицание кастового
устройства и т. п.).
* Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ т. 1, М., 1956, с. 477—83; т. 2,
М., 1957, с. 637 — 41; D a s g u р-ta S., A
history of Indian philosophy, v. 2—3, Delhi, 1975.
БЫТ, сфера внепроизводств. социальной жизни, включающая как удовлетворение
материальных
потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и
освоение
человеком духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения. В широком смысле
Б.— уклад
повседневной жизни.
Б. оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и прежде всего на
труд, обществ.
деятельность, настроение и поведение людей.
Различают обществ., гор., сел., семейный, индивидуальный Б. Структура Б. может
рассматриваться с
т. зр. соотношения: материальной и духовной сторон; социального и

<< Пред. стр.

страница 26
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign