LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 258
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

и обычно
отождествляется с последним. См. также Возможность и действительность.
• Лосев А. Ф., Антич. космос и совр. наука, М., 1927, с. 73—86, 301—20; его же,
История антич. эстетики. Аристотель и
поздняя классика, М., 1975, с. 70—78, 109—38; Шеллинг Ф. В., Система
трансцендентального идеализма, пер. с нем., Л.,
1936, с. 70—71; Гегель Г. В. Ф., Фено-
652 СРЕДНИЙ
менология духа, Соч., т, 4, ?.,1959, с. 2—14; его же, Наука Логики, т. 1, М.,
1970, с. 140—43, 151—53, 164—67; его же,
Энциклопедия филос. наук, т, 1— Наука Логики, М., 1974, с. 222—28; Гордон В. М.,
Категория С. в марксистской
диалектике, «ФН», 1968, № 4.
СТАТИКА СОЦИАЛЬНАЯ, см. Динамика и статика социальные.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ, две осн. формы
закономерной связи явлений, к-рые отличаются по характеру вытекающих из них
предсказаний. В
законах динамич. типа предсказания имеют точно определённый, однозначный
характер. Так, в
механике, если известен закон движения тела и заданы его координаты и скорость,
то по ним можно
точно определить положение и скорость движения тела в любой др. момент времени.
Динамич.
законы характеризуют поведение относительно изолированных систем, состоящих из
небольшого
числа элементов и в к-рых можно абстрагироваться от целого ряда случайных
факторов.
В статистич. законах предсказания носят не достоверный, а лишь вероятностный
характер. Подобный
характер предсказаний обусловлен действием множества случайных факторов, к-рые
имеют место в
статистич. коллективах или массовых событиях (напр., большого числа молекул в
газе, особей в
биологич. популяциях, людей в социальных коллективах). Статистич. закономерность
возникает как
результат взаимодействия большого числа элементов, составляющих коллектив, и
поэтому
характеризует не столько поведение отд. элемента, сколько коллектива в целом.
Необходимость, про-
являющаяся в статистич. законах, возникает вследствие взаимной компенсации и
уравновешивания
множества случайных факторов.
Абсолютизация динамич. законов тесно связана с концепцией механич. детерминизма,
сторонники
к-рой (П. Лаплас и др.) рассматривали Вселенную как огромную механич. систему и
экстраполировали законы динамики Ньютона на все процессы и явления мира. Лаплас
утверждал,
что если бы были известны такие законы для всех явлений, то можно было бы обнять
в одной
формуле движения как величайших тел, так и лег-чайших атомов.
Статистич. законы хотя и не дают однозначных и достоверных предсказаний, тем не
менее являются
единственно возможными при исследовании массовых явлений случайного характера.
Критикуя
механич. детерминизм, Ф. Энгельс указывал, что случайное не может быть
безразличным для науки.
Вместе с тем он подчёркивал, что случайное требует иного подхода, ибо изучить
всю сеть
каузальных отношений, даже с горошинами в стручке, наука совершенно не в
состоянии: «... такая
наука, которая взялась бы проследить случай с этим отдельным стручком в его
каузальном сцепле-
нии со все более отдаленными причинами, была бы уже не наукой, а простой игрой»
(Маркс К. и Эн-
гельс Ф., Соч., т. 20, с. 534).
За совокупным действием различных факторов случайного характера, к-рые
практически
невозможно охватить, статистич. законы вскрывают нечто устойчивое, необходимое,
повторяющееся. Статистические законы служат подтверждением диалектики
превращения слу-
чайного в необходимое. Динамич. законы оказываются предельным случаем
статистических, когда
вероятность становится практич. достоверностью.
С помощью динамич. законов обычно формулируются каузальные (причинные) связи
явлений.
Рассматривая одно явление как причину другого, мы вырываем их из всеобщей связи,
изолируем
друг от друга и тем самым значительно упрощаем и идеализируем действительность.
Подобную
идеализацию легче осуществить в механике, астрономии, классич. физике, к-рые
имеют дело с точно
известными силами и законами движения тел под их воздействием. В более сложных
ситуациях
приходится учитывать воздействие множества случай-ных факторов и обращаться к
статистич.
законам.
• Лаплас П. С., Опыт философии теории вероятностей, М., 1908; Т е ? л е ц к и й
Я. П., Динамич. и статистич. законы
физики, [M.], 195U; Мякишев Г. Я., Динамич. и статистич. закономерности в
физике, М., 1973.
СТАТУС (от лат. status — состояние, положение) с о-ц и а л ь н ы й,
соотносительное положение
(позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое по ряду
признаков,
специфичных для данной системы (экономических, профессиональных, этнических и
др.). Люди,
обладающие одним и тем же С., обнаруживают ряд сходных личностных черт,
обозначаемых как
«социальный тип» личности. В зависимости от того, занимает ли человек данную
позицию благодаря
наследуемым признакам (раса, социальное происхождение и т. п.) или благодаря
собств. усилиям
(образование, заслуги), различаются соответственно «предписанный» и
«достигаемый» С. Каждый С.
может сравниваться с другими по тому или иному признаку, соотносимому с
господствующей
системой ценностей, приобретая, т.о., определ. социальный престиж.
Бурж. социологи, исследуя проблему С., опираются в значит. мере на теорию М.
Вебера, к-рый,
противопоставляя свои взгляды историч. материализму, утверждал, что
стратификация общества
определяется не только экономическими (доступ к обществ. богатству) и
политическими (власть,
право), но и социальными (престиж) показателями. По Веберу, С. (он употреблял
термин «Stand», к-
рый обозначает не только положение вообще, но и сословие) — это общность людей,
основанная на
специфич. стиле жизни, включающем набор привычек, ценностей, верований,
представлений о чести
и др. психологич. моменты. Каждому стилю жизни соответствует более или менее
высокая оценка
(почёт), и люди, добиваясь такой оценки, усваивают определ. нормы и
представления. Так,
разбогатевший буржуа стремится копировать стиль жизни аристократии, и его дети
могут усвоить
презрит. отношение к экономич. предпринимательству. В буржуазной социологии
делаются попытки
эмпирически установить совокупность объективных свойств (пол, возраст, этнич.
принадлежность,
образование, род занятия, собственность и др.), на основе к-рой возникают
статусные группы с опре-
деленным «стилем жизни». Подобные концепции С. игнорируют классовые отношения
как реальную
основу С., социальных различий.
Понятие «С.»применяется также в качестве соотносительного с понятием роли
социальной; С.
обозначает совокупность прав и обязанностей, а роль — динамич. аспект С., т. е.
определ. поведение.
В бурж. социологии и социальной психологии это значение понятия «С.»
психологизируется, т.к.
сводится по существу к представлениям индивида о собств. позиции или
представлениям других о
его позиции.
Марксистско-ленинское учение о классах позволяет исследовать членение общества
на различные
классы, социальные группы и слои, определять фундаменталь-ные основы С. людей. В
социалистич.
обществе, где отсутствуют антагонистич. классы, наиболее существ. признаками С.
отд. групп
являются профессия, квалификация (образование) и, следовательно, заработная
плата, а также
семейно-возрастные и локально-территориальные различия. С. человека тем выше,
чем больше, его
трудовые заслуги и усилия.
• Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-
демократов?, ПСС, т. 1; Социология в СССР,
т. 1—2, М., 1966; Человек и его работа, М., 1967; Кон И. С., Социология
личности, М., 1967; Социальные проблемы
труда и произ-ва, М,, 1969; Аитов ?. ?., Технич. прогресс и движение рабочих
кадров, М., 1972; Гордон Л. А., Клопов
Э. В., Человек после работы, М., 1972; Lin-ton R., The study of man, N. ?.—L.,
1936; Parsons Т., The social system,
Glencoe, 19522; см. также лит. к статьям Классы, Социальная стратификация.
СТЕПАНЯН Цолак Александрович [р. 19.12.1910 (1.1.1911), с. Сатхе, ныне
Богдановского р-на
Груз.
СТЕПАНЯН 653
ССР], сов. философ, чл.-корр. АН СССР (1964). Чл. КПСС с 1938. Окончил Моск.
педагогич. ин-т им.
К. Либкнехта. Преподаёт философию в вузах Москвы с 1933. С 1946 в Ин-те
философии АН СССР, с
1965 зав. сектором (с 1972 отделом) науч. коммунизма. Осн. работы в области
историч. материализма
и науч. коммунизма.
• СССР — социалистич. гос-во рабочих и крестьян, [М.], 1937; О постепенном
переходе от социализма к коммунизму,
М., 1951; Строительство коммунизма и кризис антикоммунизма, М., 1959;
Закономерности перерастания социалистич.
сознания масс в коммунистич. сознание, М., 1963; Две фазы в развитии комму-
нистич. формации, [М.], 1963; Пролет.
интернационализм и современность, М., 1970.
СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ (от греч. ??????? — твёрдый и ????? — отпечаток), схематич.
стандартизиров. образ или представление о социальном объекте, обычно
эмоционально окрашенные
и обладающие высокой устойчивостью. Термин «С. с.» введён в социальную
психологию и
социологию У. Липманом (1922) для обозначения предвзятых представлений,
образчиков обществ.
мнения относительно этнич., классово-сословных, проф. и т. п. групп,
представителей политич.
партий, институтов, персонажей рекламы и эталонов «массовой культуры». Согласно
концепции
Липмана, С. с. пропаганды и «ходячего мнения» ассоциируются с положит. или от-
рицат.
эмоциональным восприятием объекта стереоти-пизации. В качестве объекта
стереотипизации могут
выступать все социальные явления. В новейшей амер. социально-психологич. и
социологич. лит-ре
термин «С. с.» используется как синоним ложных образов этнич. групп, связанных с
расовыми и нац.
предрассудками.
В основе С. с. находится реальный психологич. феномен, представляющий один из
компонентов
установки восприятия, к-рая аккумулирует предшествующий опыт индивида в
своеобразный
алгоритм отношения к соответствующему объекту.
В социологии и социальной психологии явление социальной стереотипизации
представляет значит.
интерес с т. зр.: а) содержания С. с., отражающих идеоло-гич. и психологич.
образчики духовного
мира различных социальных групп (напр., в классово антагони-стич. обществе С. с.
приобретают
функцию своеобразных «ярлыков» для обозначения представителей борющихся
социальных сил),
выявления истинного и ложного содержания в С. с.; б) определения социальных
факторов,
способствующих формированию данных С. с. (экономических, политических,
идеологических); в)
уяснения функций С. с. в детерминации общения между социальными группами и
индивидами (один
из аспектов изучения неосознанных механизмов поведения).
• Бодалев А. А., Восприятие человека человеком, [Л.], 1965; Buchanan W., Cantril
H., How nations see each other, Urbana
(111.), 1953; Young K., Social psychology, ?. ?., [19563]; All port G. W., The
nature of prejudice, Garden City 1958; L i p p m
a n n W., Public opinion, N. ?.—L., [1965»]; Brown R. W., Social psychology,
Glen-сое, 1965.
СТЁЦЕЛЬ, Стетзель (Stoetzel) Жан (p. 23.4.1910, Сен-Дьё, Вогезы), франц.
социолог и социальный
психолог. Основатель и президент франц. Ин-та обществ. мнения (с 1938).
Осн. работы С. написаны с позитивистских позиций и посвящены теоретич., методич.
и технич.
вопросам изучения обществ. мнения. Отстаивая необходимость сочетания социологич.
и психологич.
подходов в исследовании мнений, С. утверждает, что адекватное понимание обществ.
мнения
возможно гл. обр. в рамках социальной психологии. По С., выражение как частного,
так и обществ.
мнения представляет собой важную социальную функцию, а оценочный характер мнений
играет
важнейшую роль в формировании человеч. ценностей. Разработанный С. методы
исследования
широ-
654 СТЕРЕОТИП
ко применяются по Франции при изучении обществ. мнения по социальным, экономич.
иполитич. вопросам. H Theorie
des opinions, P., 1943; L'etude experimental!1 dee opinions, P., 1943; Les
sondages d'opinion publique. P., 1973 (совм. с A.
Girard); Les revenus et le coot des besoms de la vie P., 1976; La Psychologie
sociale, P., 1978; в рус.пер. —Социология во
Франции: мнение эмпирика, в кн.: Совр. социологии теория, сост. Г. Беккер и А.
Босков, пер. с англ., M., 196l!
СТИЛЬ ЖИЗНИ, социально-лсихологич. категория, выражающая определ. тип поведения
людей.
По содержанию несколько уже философско-социологич. категории образ жизни,
охватывающей всю
жизнедеятельность людей в целом, но позволяет сосредоточить внимание на
субъективной стороне
человеч. деятельности, мотивах, формах и ориентации решений, поступком,
повседневного
поведения индивида, семьи, социальных групп.
СТИРЛИНГ, Стерлинг (Stirling) Джеймс Хат-чисон (22.6.1820, Глазго,— 19.3.1909,
Эдинбург),
шотл. философ, один из основоположников британского абс. идеализма. Редактор и
переводчик на
англ. яз. ряда произв. нем. классич. идеализма. В соч. «Дарвинизм»
(«Darwinianism», 1894)
критиковал с позиции неогегельянства эволюц. учение Дарвина. Рассматривал
гегелевскую
диалектику как учение о примирении противоположностей, превозносил религ. мотивы
в философии
Гегеля, критиковал левых гегельянцев.
• The secret of Hegel, v. 1—2, L., 1865; Philosophy and tlicoln-gy, Edin., 1890;
The categories, Edin., 1903.
• Богомолов А. С., Англ. бурж. философия XX в., М., 1973,0.54—57: Stirling ?.
H., J. H. Stirling: his life and work, L.—
Lpz., 191.1.
СТИХИЙНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ, «...несознаваемое, неоформленное, философски-
бессознательное
убеждение... в объективной реальности внешнего мира...» (Ленин В. И., ПСС, т.
18, с. 367). Понятие
«С. м.» характеризует позицию незнакомых с философией ученых-естествоиспытателей
в
фундаментальных проблемах философии (прежде всего гносеологии), возникающих в
спец.-науч.
исследовании. По существу С. м. означает огранич. использование в науч.
исследовании нек-рых
важных идей филос. материализма (напр., идеи эволюции в живой природе,
атомистич. гипотезы и т.
п.). Однако С.м. не идёт дальше убеждения в независимости внеш. мира от наших
ощущений и
уверенности в правильности показаний органов чувств. не поднимается до сознат.
филос.
материалистич. позиции. См. Материализм, Естественнонаучный материализм.
СТОИЦИЗМ, школа др.-греч. философии, получившая название от портика (????) в
Афинах, где она
была основана Зеноном из Китиона ок. 300 до н. э. В науч. лит-ре принята
периодизация: Древняя
Стоя (3—2 вв. до н. э.; Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики), Средняя Стоя (2—1
вв. до н. э.;
Панетий, Посидоний) и Поздняя Стоя (римский С.— Сенека, Мусоний Руф, Эпиктет,
Гиерокл-стоик,
Марк Аврелий). От первых двух периодов не дошло ни одного целого соч., так что
система С.
реконструируется на основе фрагментов. Этика занимает в ней ведущее место,
опираясь на физику
(натурфилософию) и логику.
Мир (космос) представляется в С. находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым
сферич.
телом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно
устроенное целое.
Реально существуют только тела (бестелесными считались значения слов и
предложений, пустота,
место и время); в мире, едином самом но себе, различались два начала — пассивное
и активное:
«бескачеств. вещество», или «субстанция», и всепроницающий логос, или бог.
Традиц. боги объясня-
лись аллегорически как проявления единого бога, Зевса-логоса. Саморазвитие мира
происходит
циклически; каждый цикл кончается превращением всего в огонь, «воспламенением»;
в начале
каждого нового цикла «творч. огонь», он же бог-логос, порождает из себя четыре
первоосновы:
огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. Этот творч. процесс
описывается как излияние
из мирового логоса «осеменяющих лого-
сов», определяющих природу отд. тел. Логос, пронизывающий весь мир, является
природой (?????)
всеобъемлющего тела-мира, его самопорождающей имманентной силой и природным
законом,
управляющим мировым развитием. Т. о., логос является и промыслом (???????) и
судьбой
(?????????), рассматриваемой как последовательность событий, или цепь
совокупностей всех причин.
«Необходимостью» (??????) на:з. только то, что уже произошло и необратимо; в
позднем С.
необходимость и судьба отождествляются. Судьбу отд. тела определяет его природа,
целесообразно
включённая во всеобщую природу. Творч. огонь в соединении с, воздухом,
пронизывая мир в виде
огневидного дыхания (пневма), связывает всё в одно непрерывное целое и создаёт
симпатию
космическую всех отд. частей и тел; на основе неё возможно предсказание. Дыхание
характеризуется
напряжением (?????) и одноврем. движением в двух направлениях: движение к центру
тела создаёт
его единство, движение к периферии и сила напряжения создают качества, к-рые
также являются
телами — отсюда доктрина полной взаимопроницаемости тел. Каждое тело бесконечно
делимо,
равно как и время, определяемое как мера движения мира.
Душа человека, часть мировой разумной души, дыхания, телесна и проницает всё
тело, а со смертью
отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. «Ведущая
часть» души
расположена в сердце, в ней происходят все психологич. процессы. Познание
возникает на основе
ощущений и представлений. Представление, возникающее от реально существующего
объекта и
полностью соответствующее ему, называется «постигательным»; когда «ведущее» в
качестве разума
даёт своё согласие на такое представление, признавая его истинным, то на основе
этого суждения
достигается истинное знание — происходит «постижение». Первое естеств.
побуждение человека —
стремление к самосохранению; в силу разумной природы человека это «расположение
к себе»
распространяется и на др. людей, и на всё человечество; благодаря причастности
всех людей логосу
они являются гражданами единого мирового гос-ва — Космополиса. При этом следует
участвовать в
обществ. жизни реального государства, если только это не вынуждает к
безнравственным поступкам.
При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали
оправданным само-
убийство.
Конечная цель человека, счастье, определяется как жизнь согласно природе,
логосу. Только такая
жизнь добродетельна. Добродетель, определяющаяся как разумение (????????),
знание о добре и
зле,— единств. благо, а порок — единств. зло; всё остальное считается
безразличным (?????????), т.
к. может содействовать и добродетели, и пороку. В безразличном выделяются вещи
«предпочтительные» (напр., здоровье, богатство) и «непредпочтительные» (болезнь,
бедность). Этич.
идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели и бесстрастия (апатия), «довлеющий
себе»
(автаркия), т. е. не зависящий от внеш. обстоятельств. Он действует в согласии с
природным законом,
т. е. добровольно следует судьбе; все его поступки правильны, они —
«прямодеяние», т. к. исходят из
постоянного добродетельного склада души, внутр. невозможности поступить иначе. В
этих
поступках важно не достижение внеш. цели, часто не подвластное человеку, а
только этич. характер
действия и отношения человека к миру и к др. людям, всецело зависящий от самого
человека. Другие
люди, в т. ч. и стремящиеся к добродетели («продвигающиеся»), совершают либо
проступки, либо
«надлежащие поступки» — этически оправданные и обязательные, но не

<< Пред. стр.

страница 258
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign