LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 254
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

конец, существует т. я. «радикальная», или «критическая», С., с леволиберальных
и мелкобурж.
позиций подвергающая критике капиталистич. строй и его учреждения. Соотношение
этих
идеологич. течений изменчиво и неодинаково в разных странах. Кроме того, нужно
иметь в виду
специфику самого социологич. знания и множественность его социальных функций. В
результате
интенсивной профессионализации и специализации С. заняла одно из центральных
мест в системе
обществ. наук, она изучается и преяодаётся в большинстве стран мира и
насчитывает св, 40
специализированных отраслей, число к-рых продолжает расти. Наряду со сбором эм-
пирич.
информации и её теоретич. интерпретацией С. выполняет прогностические и
прикладные функции
как на уровне макросоциальных процессов и систем (напр., исследование социальных
аспектов
изменения природной среды), так и на микроуровне (напр., в масштабах отд.
предприятия). Значит.
успехи были достигнуты в сфере методов и техники исследования (системный подход,
математич.
моделирование социальных процессов, количеств. методы обработки и обобщения
данных). Хотя
границы между С. и нек-рыми смежными дисциплинами, напр. социальной психологией,
не вполне
определённы, это объясняется не только тем, что С. использует методы др. наук,
но и растущей
социологиза-цией др. обществ. наук, стремящихся рассматривать свои объекты в
более широком
социальном контексте.
В послевоенный период в бурж. С. существовало неск. различных теоретико-
методологич.
ориентации. Самой влиятельной из них был структурный функционализм (Парсонс,
Мертон), к-рый
выдвигает на первый план принцип целостности и интеграции социальной системы и
объясняет
частные явления теми функциями, которые они выполняют в рамках этого целого.
Инте-ракционизм
(Дж. Хоманс, Э. Гофман) ставит во главу угла процессы взаимодействия между
индивидами и
группами, в ходе к-рых складываются и видоизменяются относительно устойчивые
социальные
структуры и учреждения. Сильное влияние на социологич. теорию оказывали
неопозитивизм,
феноменология (Шюц), неофрейдизм (Фромм и др.), франц. структурализм. Хотя между
общетеоретич. ориентациями и т. н. теориями среднего уровня, не говоря уже об
эмпирич.
исследованиях, существует большой разрыв, исходные установки существенно влияют
и на
тематику, и на методы исследования. Представители интеракционистской ориентации
изучают
преим. межличностные отношения, оставляя в стороне общие проблемы структуры
общества. Со-
циолог-позитивист старается свести социальные ценности и нормы к фактам
«открытого»,
наблюдаемого поведения (напр., статистике участия и неучастия в выборах),
феноменолог, напротив,
интересуется тем, какой внутр. смысл имеет то или иное социальное действие для
его участников.
Противоречия и трудности развития особенно ярко проявились в кризисе зап. С., к-
рый стал явным в
кон. 1960-х — нач. 1970-х гг. В идеологич. плане этот кризис связан с
обострением социальных
противоречий капитализма и ростом демократич. движения. В теоретико-методологич.
плане кризис
С. выступает как кризис позитивистско-сциентистских иллюзий относительно
возможности
«беспартийной» С., а также эмпиризма и функционализма, абсолютизирующего момент
единства и
устойчивости «социальной» системы и смазывающего её внутр. противоречия. Критика
этих течений
заняла одно из центральных мест на 9-м (1978) и 10-м (1982) Всемирных
социологич. конгрессах.
В связи с этим наблюдается рост внимания и интереса к марксизму, в к-ром учёных
привлекает
ориентация на исследование глубинных, объективных социальных процессов и
отношений в
обществе в целом, диалектич. подход, историзм и, наконец, революционно-критич.
тенденция,
стремление не просто к изучению, но к обновлению мира. Наряду с этим среди
учёных Запада
широко распространены всевозможные подделки, ис-
толковывающие марксизм в романтическом, анархистском и т. д. духе. Среди части
левонастроениых
молодых социологов бытует вульгарно-нигилистич. отношение к технике социологич.
исследования,
эппирич. методы огульно приравниваются к «апологетике», партийность
противопоставляется науч.
объективности и т. д. В своём отношении к работам социологов Запада учёные-
марксисты сочетают
принципиальную критику с использованием их науч. достижений.
• Общие труды. Социологич. теория. С. в СССР, т. 1—2, М., 1966; С. и идеология.
[Сб. ст.], М., 1969; Хаан Э., Историч.
материализм и марксистская С., пер. с нем., М., 1971; Федосеев П. Н., Коммунизм
и философия, M., 19712; Историч.
материализм как теория социального познания и деятельности, М., 1972; Афанасьев
В. Г., Науч. управление обществом,
M., 19732; Ильичев Л. Ф., Философия и науч. прогресс, М., 1977; С. и
современность, т. 1—2, М., 1977; С. и проблемы
социального развития, М., 1978; О с и-п о в Г. В., Теория и практика социологич.
исследований в СССР, М., 1973; Сов.
С., т. 1—2, М., 1982; С. сегодня, пер. с англ., М., 1965; Амер. С., пер. с
англ., М., 1972; Merlon R. К., Social theory and
social structure, N. Y., 1968; Методология и техника. Количеств. методы в С.,
М., 1966; Математич. методы в совр. бурж.
С., Сб. ст., М., 1966; Количеств. методы в С., М., 1966; 3 д p а в о м ы с л о в
А. Г., Методология и процедура
социологич. исследований, М., 1969; Ш у б к и н В. Н., Социологич. опыты, М.,
1970; Ядов В. А., Социологич.
исследование, М., 1972; Михайлов С., Эмпи-рич. социологич. исследование, пер. с
болг., М., 1975; Процесс социального
исследования, пер. с нем., М., 1975; Рабочая книга социолога, М., 1976;
Математич. моделирование в С., Ново-сиб.,
1977; Социальные исследования: построение и сравнение показателей, М., 1978;
Саморегуляция и прогнозирование со-
циального поведения личности. Л., 1979. История С, Совр. состояние С. за
рубежом. Кон И. ?., Позитивизм в С., Л.,
1964; Чагин Б. А., Очерк истории социологич. мысли в СССР, Л., 1971; Л а щ у к
Л. П., Введение в историч. С., в. 1—2,
М., 1977; Критика совр. бурж. теоретич. С., М., 1977; Новые направления в
социологич. теории, пер. с англ., М., 1978;
Социологич. мысль в России, Л., 1978; История бурж. С. 19 —нач. 20 в., М., 1979;
История бурж. С. первой пол. 20 в.,
М., 1979; И о н и н Л. Г., Понимающая С. Историко-критич. анализ, М., 1979;
Антонович И. И., Бурж. социологич.
теория, ч. 1—2, Минск, 1980—81; Madge J. Н., The origins of scientific
sociology, Glencoe, 1962; Nisbet R. A., The
sociological tradition, N. Y., 19663; Ar on R,, Las etapes de la pensee
sociologique, P., 1967; Gouldner A. W., The coming crisis
of Western sociology, N. Y.— L., 19703; O b e r-schall ?., The establishment of
empirical sociology, N. Y., 1972; Crisis and
contention in sociology, ed. by T. Bottomore, L., 1975; С о s e r L·. ?.,
Masters of sociological thought, N. Y. 19772. И. С. ?он.
СОЦИОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ (знания), направление теоретич. и эмпирич. исследований,
рассматривающее проблемы социальной природы познания, социально-историч.
обусловленности
знания, познания и сознания, социальные аспекты произ-ва, распространения,
использования
различных типов знаний как в обществе в целом, так и на уровне классов,
социальных групп,
организаций.
Осн. проблемы С. п.— учение о социальной сущности и обусловленности сознания,
историч.
природа познания, методология их изучения разработаны классиками марксизма-
ленинизма.
Марксизм-ленинизм раскрыл многомерность сознания прежде всего по формам, уровням
и степени
адекватности отражения им действительности, общие закономерности развития и
классовые корни
идеологии. Марксистско-ленинское понимание социальной природы познания и знания
противостоит
как их натуралистич. трактовке, так и вульгарному социологизму.
В марксистской С. п. изучаются методологич, про-блемы социологич. подхода к
сознанию и
процессу поз-, нания, общественно-историч. природа познания, социально-классовая
обусловленность объективного отражения действительности и его извращённых,
иллюзорных форм
— «ложного сознания»; подвергаются критике различные концепции бурж. С. п.
Проводятся также
исследования механизмов познавательной деятельности, становления и
функционирования
различных типов знаний, настроений, мнений, убеждений на уровне социальных
групп, коллективов.
СОЦИОЛОГИЯ 643
В 20-х гг. 20 в. складывается бурж. С. п. как относительно самостоятельная
отрасль исследований
(работы М. Шелера и К. Манхейма — Германия, а также П. Сорокина, Ф. Знанецкого,
Т. Парсонса, Р.
Мертона, А. Чайлда, Ч. Р. Миллса, В. Старка, II. Бергера, Т. Лукмана — США, и
др.). Заимствуя из
марксизма идею о социальной обусловленности сознания, бурж. С. п., к-рая крайне
разнородна в
теоретич. и методологич. планах, интерпретирует её либо в явно идеалистич. духе,
либо в духе узко
понимаемого детерминизма (тех-нологич., организационного, лингвистич. и т. д.).
При этом
игнорируется роль общественно-историч. практики в формировании сознания, а из
сферы
социальной детерминации обычно исключается всё естественно-на-уч. знание.
В бурж. С. п. при изучении истории мышления, типов мировоззрений и культур,
идей, их создателей и носителей
социальные факторы (к ним относят социальную позицию, классовое положение,
идеологии, ценности и т. д.)
рассматриваются гл. обр. как деформирующие процесс познания. С этим связана
преобладавшая до конца 60-х
гг. тенденция к противопоставлению науки и идеологии, «очищению» знания от
ценностных суждений
(концепции «деидеологизации», «конца идеологии»). Вместе с тем с конца 60-х гг.
резко усилилась тенденция
противоположного характера, особенно в США, к релятивизации науч. знаний (см.
Релятивизм), к идеоло-
гизации науки. При эмпирич. исследовании состояний сознания (обществ.
настроений, мнений и т. д.) различных
классов, социальных, проф. и др. групп и общно-стей подчёркивается
функциональный характер взаимо-
отношений между сознанием индивида и его непо-средств. окружением. Бурж. С. п. в
значит. части направлена
против марксизма-ленинизма. * M a p к с К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Соч.,
т. 3; M a p к с К., К критике
политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; Ленин В. И., Материализм и
эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его
же, Филос. тетради, там же, т. 29; Келле В. Ж., Ковальзон М. Я., Формы обществ.
сознания, М., 1959;
Мамардашвили М. К., Формы и содержание мышления, М., 1968; Москвичев Л.Н.,
Теория «деидеологизации»:
иллюзии и действительность, М., 1971; Мегрелидзе К. Р., Осн. проблемы социологии
мышления, Тб., 19733;
Творч. природа социалистич. обществ. сознания, М., 1980; The sociology of
knowledge. A reader, N. Y., 1970;
Friedrichs R. W., A sociology of sociology, N. Y.—L., 1970; Wissenssoziologie,
«Kolner Zeitschrift fur Soziologie und
Sozialpsychologie», 1980, Sonderheft 22.
СОЦИОМЕТРИЯ (от лат. societas — общество и греч. ?????? — измеряю), отрасль
социальной
психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественное внимание
количественным измерениям симпатий и антипатий между участниками.
Термин «С.» появился в 19 в. в связи с попытками применить математич. методы к
изучению
социальных фактов. В 20 в. возникла макросоциология, сторонники к-рой (Гурвич и
др.) пытались
объяснить социальные явления, исследуя межличностные отношения индивидов. Морено
придал
новое значение термину «С.», ограничив его сферой взаимоотношений индивидов и
включив в С.
наряду с оригинальными методами ряд постулатов психоанализа и теории ролей, а
также реак-
ционно-утопич. рассуждения о возможности разрешения всех социальных конфликтов
капиталистич.
общества с помощью изучения и «улучшения» межличностных отношений. С развитием
социальной
психологии термин «С.» стал использоваться для обозначения опре-дел. методов
исследования
взаимоотношений в малых группах.
Социометрический тест, аутосоциометрия, ретроспективная С. и др. методы основаны
на вербальных
отчётах испытуемых относительно внутригрупповых межличностных предпочтений в
определ.
ситуациях. Эти методы позволяют описать положение индивида в группе так, как оно
представляется
самому субъекту,
644 СОЦИОМЕТРИЯ
сопоставить взгляды всех участников группы; с помощью формализованных процедур
получить
индексы, открывающие возможность доказательного сравнения между собой (по
определ.
параметрам) разных индивидов или групп. Групповые индексы показывают степень
связанности
индивидов в группе, взаимность связей, интегрированность группы, объём и
интенсивность
взаимодействия и т. д.
Важное место в С. занимают методы психодрамы и социодрамы. В первом случае
созданная
экспериментатором группа превращается как бы в театральную труппу, проигрывающую
на сцене
определ. ситуации взаимодействия. При этом испытуемый демонстрирует своё
представление о роли,
основанное на его прошлом опыте или на его ожиданиях, другие же разделяются на
активно
реагирующих зрителей и участников взаимодействия. В социодраме присутствуют те
же элементы
(сцена, актёры, терапевт, пациент, зрители), однако здесь участвует естественная
группа (семейная,
производственная и т. п.), причём иногда исполнители меняются ролями, напр. сын
принимает роль
отца, начальник — подчинённого и т. д. Участники проигрывают свои реальные
ситуации,
отрабатывая моменты внутригруппового взаимодействия с др. группами (напр.,
работников с
администрацией). В последние годы психодрама и социодрама развиваются
относительно
независимо от др. процедур С. и широко используются при обучении руководителей,
отработке
взаимоотношений «трудных подростков» со взрослыми и в групповой психотерапии.
Методы С.
применяются при изучении и формировании малых групп, производственных, учебных,
военных и
др. коллективов.
• Морено Д. Л., С., пер. с англ., М., 1958; В о л-к о в И. П., Социометрич.
методы в социально-психологич.
исследованиях, Л., 1970; Л и б и х С. С., Коллективная психотерапия неврозов,
Л., 1974; Паниотто В. И., Структура
межличностных отношений, К., 1975; Коломинский Я. Л., Психология взаимоотношений
в малых группах, Минск, 1976;
M o r e n о ,1. L., Who shall survive?, N. ?., 1934; е г о же, Psychodrama, N.
Y., 1946.
СОЮЗ РАБОЧЕГО КЛАССА И КРЕСТЬЯНСТВА, форма классового сотрудничества двух
трудящихся классов в бурж.-демократич., нар.-демократич. и социалистич.
революциях, в
антиимпериалистич. и нац.-освободит.
движениях, в строительстве социализма и коммунизма, обусловленная совпадением их
коренных ин-
тересов. Идею необходимости С. р. к. и к. в борьбе за свержение господства
буржуазии впервые
высказали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что рабочий класс сможет выполнить
свою
всемирно-историч. миссию, если он установит союз с непролет. трудящимися
массами, прежде всего
с крестьянством, и возглавит их в рево-люц.-освободит. борьбе (см. Гегемония
пролетариата).
«Крестьяне... находят своего естественного союзника и вождя в городском
пролетариате, призванном
ниспровергнуть буржуазный порядок» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 8, с. 211). Если
рабочий класс будет поддержан крестьянством, то «... пролетарская революция
получит тот хор, без
которого ее соло во всех крестьянских странах превратится в лебединую песню» (M
a p к с К., там
же, с. 607, прим.). В. И. Ленин развил учение о С. р. к. и к. в новых историч.
условиях, разработал
стратегию и тактику классовых союзов пролетариата в бурж.-демократич. и
социалистич.
революциях. В период борьбы за победу бурж.-демократич. революции в России
партия большевиков
выдвинула лозунг «вместе со всем крестьянством против царя и помещиков». В
противовес
установкам меньшевиков и троцкистов, считавших всё крестьянство реакц. массой,
большевики,
опираясь па идеи Ленина, исходили из того, что крестьянство заинтересовано в
уничтожении
помещичьего землевладения, пережитков крепостничества. В Окт. революции 1917
Коммунистич.
партия, учитывая классовую неоднородность крестьянства, ориентировалась на союз
рабочего класса
с беднейшим крестьянством при нейтрализации среднего крестьянства, что было
обусловле-
но его колебаниями между рабочим классом и буржуазией.
После победы ?кт. революции Ленин рассматривал С. р. к. и к. как высший принцип
диктатуры
пролетариата. 8-й съезд РКП(б), исходя из изменения социальной структуры деревни
в результате
революц. преобразований, провозгласил новую линию партии: уметь достигать
соглашения со
средним крестьянином, ни на минуту не отказываясь от борьбы с кулаком и прочно
опираясь на
бедноту.
В результате осуществления ленинского плана построения социализма в СССР,
включавшего
индустриализацию страны, кооперирование мелких крест. х-в и проведение
культурной революции,
возросли численность и влияние рабочего класса, коренным образом изменилось
положение
крестьянства, к-рое стало со-циалистич. классом.
Политич. и экономич. союз разных по своей социальной природе классов превратился
в тесную
дружбу социально однотипных классов. В ходе развития социалистич. строя возник и
упрочился
союз рабочего класса, колх. крестьянства и нар. интеллигенции. На этой основе
сложилось
социально-политич. и идейное единство сов. общества. В условиях развитого
социализма повышение
роли рабочего класса связано с ростом его численности, идейно-политич. зрелости,
образованности и
проф. квалификации. С индустриализацией с.-х. произ-ва труд колх. крестьянства
постепенно сбли-
жается с трудом рабочих, на селе повышается число механизаторов и др.
квалифицированных
профессий. Сближение гос. и кооп. собственности, развитие меж-хоз. орг-ций и
агропром.
комплексов, введение гарантированной оплаты труда в колхозах и распространение
на колхозников
системы социального обеспечения, установленной для рабочих и служащих, ведёт к
ликвидации
различий в социальном положении рабочих и крестьян. Быстро растёт численность
интеллигенции,
играющей всё более значит. роль в жизни социалистич. об-ва. В то же время в
производств.
деятельности значит. части рабочих и колхозников переплетается умств. и физич.
труд. В ходе
стирания межклассовых различий революц. идеология и мораль рабочего класса, его
кол-
лективистская психология, интересы и идеалы становятся достоянием всех
социальных групп и слоев
сов. общества. Важнейшей задачей дальнейшего развития является ликвидация
тяжёлого
неквалифицированного труда в городе и деревне, выравнивание культурно-бытовых
условий жизни,
преодоление существ. различий между городом и деревней, создание бесклассовой
структуры
общества в историч. рамках зрелого социализма.
В других социалистич. странах С. р. к. и к. формировался в ходе освободит.
борьбы против фашизма
и внутр. реакции. В результате нар.-демократич. и социалистич. революций, агр.
реформ, приведших
к ликвидации капиталистич. отношений в с. х-ве, социалистич. кооперирования,
проводившегося с
учётом своеобразия историч. условий, С. р. к. и к. укрепился.
В развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки проблемы С. р. к. и к.
определяются
уровнем развития и социальным строем отд. стран. Во многих из них крестьянство
составляет
подавляющее большинство населения, на него оказывают значит. влияние
сохранившиеся общинные,
родо-племенные, феод. отношения, религ. и др. пережитки. Рабочий класс в этих
странах ещё
недостаточно развит. Складывание С. р. к. и к. в решающей мере связано с
направлением обществ.
развития, определяемым программами социальных сил, стоящих у власти. При этом
важнейшим
является выбор социалистич. или капиталистич. ориентации, обусловливающей

<< Пред. стр.

страница 254
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign