LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 251
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

внедрения
социологич. исследований в практику. Однако роль С. и. в бурж. обществе заведомо
ограничена
служебными функциями. «Социальный инженер», социолог-техник, решая поставленную
перед ними
задачу, остаются в пределах частных реформ, не затрагивающих существа социальной
системы.
«Практич. эмпиризм» С. и. унаследовал бурж.-либеральные традиции «малых дел» и
реформизма и
направлен на сглаживание социальных
конфликтов. Вместе с тем в методах С. и. содержится опыт рационального
управления и действия.
• Д а в и д ю к Г. П., Прикладная социология, Минск, 1979.
СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой социальной позиции,
места,
занимаемого в социальной структуре.
С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы,
обусловливающих рост
одних классов и групп и уменьшение других, так и с личной деятельностью
индивидов. Различают
вертикальную С. м.— движение вверх или вниз в системе социальных позиций,
горизонтальную С.
м.— передвижение индивида на одном и том же социальном уровне. По типологии С.
м. делится на
межклассовую и внутриклассовую. Различают также главные и второстепенные,
типичные и
случайные, массовые и единичные её направления и каналы. С. м. выражает
изменения социальных
позиций в рамках одного поколения, двух (отцы и дети), трёх (деды, отцы и дети)
поколений.
В кастовом и сословном обществе С. м. резко ограничена. Капитализм, разрушая
сословные
перегородки, порождает рост С. м. «... В противоположность сословиям, классы
оставляют всегда
совершенно свободным переход отдельных личностей из одного класса в другой» (Л е
н и н В. И.,
ПСС, т. 2, с. 477). Разоряющиеся мелкие буржуа в основном пополняют ряды
рабочего класса, часть
выходцев из рабочих переходит в ряды интеллигенции и служащих. Отд. выходцы из
трудящихся
становятся предпринимателями, буржуа.
При социализме в результате глубоких социальных преобразований С. м. значительно
возрастает. Гл.
направления С. м.— переход из крестьянства в рабочий класс, из деревни в город,
из групп преим.
физич. труда в состав интеллигенции и служащих; уменьшается слоя
низкоквалифицированных
рабочих и возрастает удельный вес слоев высококвалифицированных и
полуквалифицированных
рабочих. В условиях социализма важное значение приобретает прогнозирование и
управление
процессами С. м.
В бурж. социологии теории С. м. тесно связаны с концепциями социальной
стратификации. Они
направлены против марксистско-ленинской теории, отрицают обусловленность
классовой структуры
и классовой борьбы в условиях капитализма отношениями собственности и
утверждают, что люди
якобы могут «свободно» изменять свою социальную позицию в результате личных
усилий. В
действительности социально-экономич. процессы в совр. капиталистич. обществе
приводят к
закреплению позиций антагонистич. классов, кастовости правящей элиты.
Классовые битвы трудящихся, движение молодёжи, студенчества существенно
подорвали
основополагающие посылки бурж. теорий С. м.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Л е н и н В.
И., Развитие капитализма в России,
ПСС, т. 3; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXVI
съезда КПСС, М., 1981;
Семенов В. С., Капитализм и классы. Исследование социальной структуры совр.
капиталистич. общества, М., 1969, гл. 5
и 6; ? у т к е в и ч ?. ?., ? и л и п п о в Ф. Р., Социальные перемещения,М.,
1970; S о г о k i n Р. ?., Social and cultural
mobility, Glencoe —L., 1964; см. также лит. к статьям Классы, Социальная
стратификация.
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, наука, изучающая закономерности поведения и деятельности
людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич.
характеристики
этих групп.
С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2-й пол. 19 в.
относятся первые
попытки создания самостоят. социально-психологич. концепций: «психология
народов» (М. Лацарус,
X. Штейн-таль, В. Вундт, Германия), «психология масс» (Ш. Сиге-ле, Г. Лебон),
теория «инстинктов
социального поведения» У. Мак-Дугалла. Началом самостоят. существо-
СОЦИАЛЬНАЯ 635
вания С. п. считается 1908, когда одновременно появились работы Мак-Дугалла и
амер. социолога Э.
Росса, в названия к-рых был включён термин «С. п.».
Развитие немарксистской С. п. в наибольшей мере представлено в амер. С. п. 20
в., когда после 1-й
мировой войны перед ней был поставлен новый «социальный заказ» — разработать
средства для
своеобразного «управления» социально-психологич. явлениями в производстве,
армии, пропаганде.
Была выдвинута программа построения С. п. как экспериментальной науч. дисциплины
(Ф. Олпорт,
США; В. Мёде, Германия), получившая наиболее полное практич. воплощение в США.
Развиваясь в рамках экспериментальной традиции и будучи ориентированной на
выполнение
прикладных задач, амер. С. п. достигла значит. результатов в исследовании целого
ряда конкретных
явлений: структуры и динамики малых групп, форм взаимодействия людей, типов
межличностных
отношений, воздействия группы на индивида, формирования социальных установок
личности,
способов принятия групповых решений, средств коммуникации и т. п. Предложенные
для
исследования этих проблем методики способствовали получению надёжной первичной
информации.
Однако, отойдя от европ. традиции анализа психологии «больших» групп (народов,
масс), амер. С. п.
вместе с известной абсолютизацией метода лабораторного эксперимента, сделала
чрезмерный акцент
на малой группе. Это привело к тому, что эталоном исследования в С. п. стало
исследование в
области индивидуальной психологии, принципы и методики к-рого механически
переносились в С.
п. На совр. этапе на Западе усиливается критика амер. С. п., развиваемая многими
европ. (С.
Московичи, А. Тэджфел) и частично амер. авторами, за недооценку теоретич.,
мировоззренч.
аспектов, игнорирование актуальных социальных проблем. В совр. С. п. на Западе
можно выделить в
качестве осн. теоретич. ориентации необихевиоризм, психоанализ, когни-тивизм и
интеракционизм.
В произведениях классиков марксизма-ленинизма были высказаны принципиальные
исходные
посылки марксистской С. п.: материалистич. понимание истории, соотношение
индивидуального и
обществ. сознания, рассмотрение личности как совокупности обществ. отношений и
др. Практич.
развитие социально-психологич. исследований на основе марксистской методологии
начало
осуществляться с кон. 50-х гг. Сов. С. п. основывается на принципах как
марксистской социологии,
так и материалистич. психологии — психологич. теории деятельности. Марксистская
традиция в С.
п. развивается также и в др. социалистич. странах.
Как система науч. знания марксистская С. п. включает следующие разделы: 1)
закономерности
общения и взаимодействия людей; исследуются взаимосвязь межличностных и обществ.
отношений
и место общения в них; осн. моменты процесса общения: коммуникация, интеракция,
социальная
перцепция; способы воздействия в процессе общения. 2) С. п. групп, в рамках к-
рой анализируются
значение социальной группы для развития личности, виды социальных групп, их
психологич.
характеристики, весь спектр групповых процессов, т. е. пути и формы конкретной
реализации
закономерностей общения и взаимодействия в больших и малых социальных группах.
Наряду с
традиционным изучением лидерства, конформизма, сплочённости и пр., в сов. С. п.
особое внимание
уделяется развитию группы, появлению в ходе этого развития новых качеств.
благодаря к-рым
группа становится коллективом. Все отношения, возникающие в группе,
рассматриваются при этом
как опосредствованные совместной деятельностью. 3) С. п. личности; изучаются
способы социальной
детерминации деятельности личности, конкретные формы и
636 СОЦИАЛЬНАЯ
институты социализации личности, а также проблемы формирования её социальных
установок и
ценностных ориентации.
Осн. направления развития С. п. имеют многообразные проявления в прикладных
исследованиях, к-
рые широко распространены в различных звеньях нар. хозяйства и культуры.
• Ш и б у т а н и Т., С. п., пер. с англ., М., 1969; ? а р ы-гин Б. Д., Основы
социально-психологич. теории, ?., 1971; С. п.,
М., 1975; Методологии, проблемы С. п., М., 1975; Теоретич. и методологии,
проблемы С. п.,?.,1977; Методы С. п., Л.,
1977; Методология и методы С. п., М., 1977; С. п., Л., 1979· Андреева Г. М., С.
п., М., 1980; Ружичка И., Нек-рые
проблемы С. п., пер. с чеш., М., 1981; The handbook of social psychology, eds.
G. Lindzey, E. Aronson, v. l—2, 4—5 Reading
(Mass.), 1968—7()2; McDavid J. W., H a r a r i H., Social psychology:
individuals, groups, societies, N. Y., 1968; She if M.,
Sherif С. W., Social psychology, N. ?., 1969; The context of social psychology:
a critical assessment..., eds. J. Israel, H. Tajfel,
N. Y., 1972; Freedman J. L., G a r l s m i t h J. M., Sears D.O., Social
psychology, Englewood Cliffs (N. J.), 19742; H e r k n e r
W., Einfuhrung in die Sozialpsychologie, Bern, 198l2. Г. М. Андреева.
СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА, см. Среда социальная.
СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА, см. Динамика и статика социальные.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ (от лат. stratum — слой и facio — делаю), одно из осн.
понятий бурж. социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального
расслоения,
неравенства в обществе, социальную структуру общества; отрасль бурж. социологии.
Теории С. с.
возникли в противовес марксистско-ленинской теории классов и классовой борьбы.
Бурж. социологи
игнорируют место социальных групп в системе обществ. произ-ва и прежде всего
отношения
собственности как гл. признак классового деления общества. Классы, социальные
слои и группы они
выделяют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые
условия, занятость,
доходы и т. п. При этом различают «одномерную стратификацию», когда группы
определяются на
основе к.-л. одного признака, и «многоизмеримую стратификацию», определяемую
совокупностью
признаков.
Большинство бурж. теорий С. с. отрицает раскол ка-питалистич. общества на
антагонистич. классы
— буржуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются концепции о разделении
общества на
«высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число к-рых, как правило,
определяется
произвольно (от 2 до 6). Теории С. с. тесно связаны с бурж. концепциями
социальной мобильности,
согласно к-рым якобы неизбежное существование неравенства в любом обществе и
более или менее
свободное перемещение людей в системе С. с. в соответствии с их личными
способностями и
усилиями обеспечивают устойчивость социальной системы и делают «излишней»
классовую борьбу.
Исследования по С. с. имеют классовую, апологетич. направленность. Вместе с тем
они содержат
важный фактич. материал о многообразных социальных различиях в капиталистич.
странах.
Марксизм-ленинизм придаёт важное значение изучению всей сложной системы
социальной
дифференциации (внутриклассовой, между различными социальными группами),
рассматривая
классовое деление общества как центральное.
• Ленин В. И., Экономич. содержание народничества и критика его в книге г.
Струве, ПСС, т. 1; Социология сегодня.
Проблемы и перспективы, пер. с англ., М., 1965; Т и т м а М. X., Исследования
социальной структуры в США,
«Социологам, исследования», 1981, № 4 (библ.); Class, status and power. Social
stratification in comparative perspective, ?.
?., 19662; Gans H. J., More equality, N. Y., 1973; см. также лит. к статьям
Классы, Социальная мобильность.
СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА, сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами
социальной системы (см. Система социальная), обусловленных отношениями классов и
др.
социальных групп, разделением труда, характером институтов социальных
(государства и др.).
Марксизм-ленинизм выделяет экономич. отношения (структуру) в качестве
определяющих другие С.
с., подчёркивая важность обратного влияния
последних на экономич. С. с. Важнейшее значение в обществе имеет его классовая
структура. С. с.
населения охватывает также его деление по проф., нац., половозрастным,
культурным и др.
признакам. См. также Исторический материализм, Структура, Социальная
стратификация.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА (physique sociale), термин, применявшийся для обозначения
обществоведения в 17 в. В 19 в. его употреблял Кетле и до 1839 — Конт, к-рый
позже назвал эту
науку социологией.
• Спекторский Е., Проблема С. ф. в 17 столетии, т. 1—2, К., 1910—17.
СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ, форма или способ разрешения социальных проблем и
противоречий,
в основе к-рых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил
данного
общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С.
д. подготавливается
обществ. движениями, руководствующимися более или менее детально разработанными
программами и определённой идеологией. Развитые обществ. движения создают свои
организации —
партии, ассоциации, политич. союзы т. д.
Виды С. д. различаются в зависимости от разрешаемых проблем (экономические,
социальные,
политические, развития духовной жизни общества), их социального и классового
содержания (чьи
интересы и потребности стимулируют данную проблему и в чьих интересах она
разрешается),
методов их разрешения (реформа или революция).
Осн. проблемы С. д. в марксистско-ленинской социологии — соотношение стихийного
и
сознательного элементов в его структуре (см. Сознательность и стихийность), a
также намерений и
последствий деятельности обществ. сил, на основании чего устанавливается глубина
переворота или
изменения и историч. значение С. д.
С. д. личностей — поступки, имеющие обществ. значение,— рассматриваются в рамках
психологии
личности (мотивация поступков, намерений, отношение к «Я» как источнику и
субъекту действия,
соотношение смысла и значения действия, рационального и иррационального,
сознательного и
бессознательного в его мотивации), в социальной психологии (восприятие С. д. со
стороны
ближайшего окружения и роль этого восприятия в мотивации С. д., осознание
личностью принад-
лежности к определённой группе как фактор мотивации С. Д., роль референтной
группы в С. д.,
механизмы группового контроля С. д. личностей), в этике (нравств. оценка и
самооценка поступка,
проблема выбора С. д. и ответственности за него перед обществом, социальной
группой и самим
собой).
Целый ряд представителей бурж. социологии (М. Ве-бер, Знанецкий, Парсонс)
рассматривают С. д. в
качестве центрального понятия в структуре социологич. теории, видят в нём
исходный пункт всей
системы обществ. отношений и средство интеграции различных областей социального
знания.
Парсонс, в частности, называет свою социологич. теорию теорией С. д. Гл.
внимание они уделяют
расчленению С. д. на субъекта действия, ситуацию действия и ориентации субъекта.
Осн. признаком
социальности при этом являются не объективные последствия С. д., а наличие
субъективного смысла
действия для самого деятеля. Осн. видами ориентации субъекта выступают
мотивационная и
ценностная ориентации, причём каждая из них содержит, в свою очередь,
познавательный
(когнитивный), эмоциональный и оценивающий аспекты. Детальная разработка
психологич. аспектов
С. д. при забвении других его сторон приводит в конечном счёте к психологизации
как самой
социологии, так и всей системы социального знания.
• Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову от 28 декабря [1846 г.], M a p к с К. и
Энгельо Ф., Соч., т. 27; Святое семейство,
там же, т. 2; Л е н и н В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против
социал-демократов?, ПСС, т. 1; ц г о ж е,
Доклад В ЦИК и СНК о внешней и внутренней политине 22 декабря.[VIII Всеросс.
съезд Советов 22—29 декабря 1920
г.], там же, т. 42; 3 д p а в о м ы с л о в А. Г., Проблема интереса в
социологич. теории, Л., 1964; Кон И. С., Позити-
визм в социологии, Л., 1964; Пациорковский В. В., Критич. анализ концепций С.
д., «Социологич. исследования»; 1975,
№ 2; P a r s o n s Т., The structure of social action, v. 1—2 N. Y., 1968.
СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, направление в деятельности гос., хоз., обществ., науч.
организаций, связанное с сознат. научно обоснованным управлением социальными
процессами,
явлениями и отношениями в социалистич. обществе. Осн. задачи С. п., его
содержание и смысл
заключаются в совершенствовании и развитии социалистич. общественных отношений,
во всё более
полном развёртывании сущности социализма во всех сферах общественной и
производственной
жизни.
С. п. осуществляется в неразрывной связи с развитием производит. сил,
социалистич. демократии,
внутр. резервов и возможностей предприятий, объединений, отраслей и регионов
страны и
основывается на результатах специальных исследований деятельности трудовых
коллективов. С. л.
практически выражается в разработке объединёнными усилиями администра-тивно-
управленч.
аппарата, обществ. организаций, специально создаваемых советов (комиссий) по
социальному
планированию и социологич. лабораторий комплексных планов экономич. и
социального развития.
Обычно лучшие комплексные планы экономич. и социального развития предприятий и
районов
включают в себя разделы, посвящённые: 1) общей характеристике и гл. результатам
производственно-экономич. деятельности; 2) совершенствованию материально-технич.
базы в усло-
виях современной научно-технич. революции; 3) развитию социальной и
профессионально-
квалификационной структуры работников; 4) совершенствованию механизма
материального и
морального стимулирования труда; 5) улучшению социально-бытового обеспечения
работников; 6)
организации социалистич. соревнования и движения за коммунистич. отношение к
труду; 7)
повышению социальной активности трудящихся в управлении производством; 8)
коммунистич.
воспитанию трудящихся. В каждом разделе таких планов с помощью системы
конкретных
показателей даётся развёрнутая характеристика нынешнего состояния дел,
намечаются осн. цели,
задачи и плановые показатели на конец пятилетки, указываются пути, средства,
мероприятия, с
помощью к-рых они будут достигнуты, назначаются отделы и должностные лица,
ответственные за
реализацию тех или иных мероприятий. Эта структура планов наиболее полно
соответствует осн.
направлениям социального развития и повышения благосостояния сов. народа,
разрабатываемым в
пятилетних планах экономич. и социального развития страны на основе решений и
директив съездов
КПСС, пленумов ЦК КПСС, а также законодательно закреплённым в Конституции СССР.
• Б о p щ е в с к и й М. В., У с п е н с к и й С. В., III к a р а-тан О. И.,
Город. Методологич. проблемы комплексного
социального и экономич. планирования, М., 1975; Типовая методика разработки
техпромфинплана производств.
объединения (комбината), предприятия, М., 1979, гл. 12, разд. 11; Планирование
социального развития отрасли
промышленности. Методич. рекомендации, М., 1979, Планирование социального
развития коллектива предприятия.
Методич. рекомендации, М., 1980; Алексеев Н. И., Управление социальными
процессами в обществ. производстве при
социализме, М., 1980.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ, относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие
интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически
определённого
общества. В каждой группе воплощаются нек-рые специфич. взаимосвязи индивидов
между собой и
с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие
С. г.
Гоббс в кн. «Левиафан» дал первое чёткое определение группы как «... известного

<< Пред. стр.

страница 251
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign