LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 250
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

классовых сил в той или иной стране. С. р. может быть как мирной, так и
немирной. Мирное
развитие С. р. возможно тогда, когда в итоге сложившегося соотношения сил
господствующие
классы не могут или не решаются применить открытое насилие по отношению к
массам. Резкое
размежевание классовых сил, ожесточение классовой борьбы, соглашательская линия
мелкобурж.
социали-стич. партий обусловили немирный путь развития С. р. в России.
В нек-рых европейских странах после 2-й мировой войны в результате сложившейся
мировой
обстановки С. р. происходили сравнительно мирно и отличались постепенностью
развития. В совр.
условиях в ряде ка-питалистич. стран более широкие возможности мирного перехода
к социализму
обусловлены новым соотношением сил в пользу рабочего класса и социализма,
размахом массовой
борьбы за демократию, настоят. потребностью в глубоких демократич.
преобразованиях анти-
монополистич. характера, к-рые способны подорвать власть монополистич. капитала
и тем самым
расчистить путь к социализму, становясь промежуточными рубежами в борьбе за
социализм.
Мирный переход к социализму представляет собой революц. скачок, предполагающий
завоевание
всей полноты власти рабочим классом, трудящимися и коренной переворот в
отношениях
собственности. И на мирном пути С. р. необходим общенац. подъём классового
движения рабочего
класса и его союзников, к-рый один только может парализовать и сломить
сопротивление буржуазии,
обеспечить переход власти к рабочему классу.
Когда господствующие классы закрывают перед рабочим классом возможности мирного
развития
революции, переходят к вооружённому подавлению прогрессивных сил, тогда
необходим и оправдан
курс на вооружённую борьбу за власть. При этом в противоположность бланкизму и
мелкобурж.
революционализму марксисты всегда опираются на массы. Вооруж. борьба может быть
успешной,
лишь когда отвечает революц. настроениям масс. Политич. зрелость и мастерство
революц.
авангарда состоят в том, чтобы суметь вовремя уловить признаки массового
революц. движения и
активными действиями способствовать его нарастанию, В ходе революции вследствие
многообразия
её форм, крутых и часто неожиданных поворотов в развитии событий рабочий класс и
его партии
должны владеть всеми формами борьбы и быть готовы к их быстрой смене (см. там
же, с. 80—81).
С. р. присущ междунар. характер. Она вырастает из противоречий империализма как
мировой
системы. Однако вследствие глубокой неравномерности экономич. и политич.
развития капитализма
С. р. в различных странах происходят разновременно. Первоначально С. р. победила
в одной,
отдельно взятой стране — России, к-рая была слабым звеном в империалистич. цепи,
положив
начало мировой С. р.
Борьба рабочего класса за социализм в совр. эпоху переплетается с др.
многообразными по содержа-
нию и характеру революц. движениями, к-рые объективно направлены против
империализма и
вливаются в общее русло единого мирового революц. процесса. Все революц. силы
современности
сплачиваются вокруг междунар. рабочего класса и его главного завоевания— мировой
системы
социализма. Осн. противоречие совр. эпохи — это противоречие между двумя
обществ. системами.
Противоборство между капитализмом и социализмом на мировой арене — главный фронт
социальной революции современности.
Ведущая роль реального социализма в революц. процессе определяется тем, что он
представляет
собой наиболее мощную силу, опирающуюся на экономич. и во-енно-политич.
могущество
государственно организованного рабочего класса, решающего самые сложные,
созидат. задачи С. р.
От успеха этой революц. работы зависит окончат. исход всемирной борьбы за
социализм. Говоря о
способах влияния победившего социализма на мировой революц. процесс, Ленин
решительно
осуждал левацкую концепцию «экспорта» революции, её «подталкивания» путём
развязывания войн
с капита-дистич. странами (см. там же, т. 35, с. 403). Социализм
воздействует на революц. движение в др. странах силой примера,
интернационалистской поддержкой
рабочего класса и др. прогрессивных сил, борющихся за социальный прогресс, своей
активной
внешней политикой, решит. борьбой за мир, против империалистич. экспорта
контрреволюции.
Наряду с мировой системой социализма в качестве осн. революц. сил современности
выступают
рабочий класс развитых капиталистич. стран и национально-освободит. движение.
Неоднородность участвующих в антиимпериалистич. борьбе классов и социальных
слоев —
источник возникновения противоречий в мировом революц. процессе. Многомиллионная
мелкобурж.
масса, по словам Ленина, приходит в революцию со всеми её предрассудками (см.
там же, т. 30, с.
54), приносит в революц. движение свои колебания и неустойчивость, национализм и
уль-
трареволюционность. Это служит причиной временных зигзагов и даже попятных
движений на отд.
участках единого фронта борьбы против империализма, в особенности в странах с
преобладанием
мелкой буржуазии и узкой прослойкой пром. пролетариата.
Мировая С. р.— это единство в многообразии. Каждая С. р. выступает как составная
часть единой
мировой С. р. Но все С. р. наряду со специфическими несут в себе и общие для них
черты. Теория,
исследующая общие законы С. р., закономерности мирового революц. процесса,
общезначима для
всех стран на протяжении всей эпохи перехода от капитализма к социализму. Вместе
с тем
разнообразие конкретно-историч. условий в разных странах требует такого
применения общих
принципов революц. теории, к-рое бы, как отмечал Ленин, «...правильно
видоизменяло эти принципы
в частностях, правильно приспособляло, применяло их к национальным и
национально-
государственным различиям» (там же, т. 41, с. 77).
Проблемы С. р. находятся в фокусе идейной борьбы марксистско-ленинских партий
против
ревизионизма и мелкобурж. революционаризма. Правый оппортунизм отрекается от
коренных
принципов теории С. р.: диктатуры пролетариата, слома бурж. гос. машины,
руководящей роли
марксистско-ленинской партии. «Левый» оппортунизм отвергает переходные этапы и
формы в
борьбе за конечные цели, абсолютизирует значение вооруж. насилия, принижает роль
решения
созидат. задач в революц. процессе. Творчески развивая теорию С. р.,
марксистско-ленинские партии
дают решит. отпор бурж. идеологам, ревизионистским и мелкобурж.
псевдосоциалистич.
концепциям.
• Маркс К., Энгельс Ф., О С. р., [Сб.1, М., 1974; Ленин В. И., О С. р., [Сб.],
М., 1977; Программные документы борьбы за
мир, демократию и социализм, М., 1961; Программа КПСС. (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Материалы XXV
съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И.,
Великий Октябрь и прогресс
человечества, М., 1977; Ковалев A.M., Марксистско-ленинская теория С. р. и
современность, М., 1967; Ленинская
теория С. р. и современность, M., 19752; Водолазов Г. Г., Диалектика и
революция. Методологич. проблемы социальной
революции, М., 1975; Красин Ю. А., Теория С. р.; ленинское наследие и
современность, М., 1977. Ю. А. Красин.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, художеств. метод литературы и искусства,
представляющий
собой эстетич. выражение социалистически осознанной концепции мира и человека,
обусловленной
эпохой борьбы за установление и созидание социалистич. общества. Изображение
жизни в свете
идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественно-
структурные
принципы иск-ва С. р.
Начальные тенденции лит-ры и иск-ва нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19
в.: революц.-пролет.
лит-pa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г.
Гервег, Ф. Фрейлиграт,
Г. Веерт), во Франции (лит-pa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье).
Возникновение
метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ 633
А. Барбюса, M. Андерсена-Нексе и др.) и eго развитие связаны с распространением
социалистич.
идей в разных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин
«С. р.» в сов.
печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с
необходимостью
противопоставить рапповскому тезису, механически переносившему филос. категории
в область лит-
ры («диалектико-материалистиче-ский творческий метод»), определение, отвечающее
осн.
направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось
признание роли
классических традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический),
обусловленных
как новизной жизненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов.
писателей. К этому
времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и
критиками (А. В.
Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств.
своеобразие
сов. лит-ры; говорилось о реализме пролетарском, тенденциозном, монументальном,
героическом,
романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р.
сразу же получило
широкое распространение и было закреплено 1-м Всесоюзным съездом сов. писателей
(1934), на к-
ром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, направленной на
реализацию революц.
гуманистич. идей.
Продолжая гуманистич. традиции предшествующего иск-ва на основе нового,
социалистич.
содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. сознания. Его новизна
связана с тем
вкладом, к-рый внёс марксизм в материалистич. философию,— утверждением роли
революционно-
преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения
действительности в её
революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционно-
действенного, социа-
листич. гуманизма, что составляет важнейшую и универсальную отличительную
особенность иск-ва
С. р.
Говоря об иск-ве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии
большой идейной
глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и
богатством
действия...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса
об осознанном историч.
содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности лит-ры
и иск-ва,
сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объективного
познания с
пафосом субъективной активности.
С. р. интернационален, представляет собой исторически единое движение иск-ва в
эпоху
социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в многообразии нац.
путей, форм
развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития
имеет в этой
связи опыт сов. лит-ры и иск-ва. В СССР С. р.— объединяющее начало сов. лит-ры в
целом при всём
различии нац. лит-р, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей.
Характер развития
С. р. и его этапы были разнообразны в зависимости от конкретных нац.-историч.
условий, в к-рых он
находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая всё новые формы и
стилевые
проявления.
С. р. необходимо понимать исторически, как изменяющийся и вместе с тем внутренне
единый
творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт иск-ва
стран социализма,
революц. иск-ва бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном
противоборстве
разных влияний. С. р. постоянно расширяет границы, обретая значение ведущего
художеств. метода
совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит
т. н. теории
«реализма без берегов» Р. Гароди, направленной в сущности на разрушение идейных
основ
634 СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ
нового иск-ва, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с
тем
широчайшие возможности, заключённые в междунар. опыте социалистич. иск-ва,
делают
бесплодными попытки догматич. определений творч. приёмов С. р. Он
рассматривается как новый
тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов
изображения, а
представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого
изображения
жизни, вбирающую в себя передовые тенденции мирового художеств.
процесса и находящую новые пути для их выражения. Поэтому понятие С. р.
неразрывно связано с
понятием художеств. прогресса, отражающего посту-пат. движение общества ко всё
более
многомерным и полноценным формам духовной жизни.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Об иск-ве, Сб. ст., т. 1—2, M., 19768; Ленин В. И., О
лит-ре и иск-ве. [Сб. rr.J, M., 1979";
Горький M., О лит-ре, М., 1961; С. р. и классич. наследие. Сб. ст., М., 1960; С.
р. в зарубежных лит-рах, М., 1960;
Мотылева Т. Л., Иностр. лит-pa и современность, М., 1961; Питання
соцiалiстичного реалiзму, в. 1—5, К., 1961—74; С.
р. в лит-pax народов СССР, М., 1962; Генезис С. р. и лит-рах стран Запада, М.,
1965; С. р. и художеств. развитие
человечества, М., 1966; Петров С. М., Возникновение и формирование С. р., М.,
1970; е г о ж е, С. р., М., 1977;
Проблемы художеств. формы С. р., Сб. ст., т. 1—2, М., 1971; Недошивин Г. А.,
Теоретич. проблемы совр. изобразит.
иск-ва, М., 1972, гл. 7; О в ч a p е н к о А. И., Социалистич. лит-pa и совр.
лит. процесс, М., 19732; Лунин Ю. А., Ленин и
теория социалистпч. иск-ва, М., 1973; Марков Д., Проблемы теории С. р., М.,
1975; С. р. сегодня, М., 1977; Общее и
особенное в лит-рах социалистич. стран Европы, М., 1977; Essays on socialist
realism and the British cultural tradition, L.,
1953; Zur Theorie des sozialistischen Realismus. Gesamtleitung, B., 1974; T i m
o-fejew L. J., Lomidse G. J., Literatur einer
sozialistischen Gemeinschaft..., B., 1975. Д. Ф. Марков, Л. И. Тимофеев.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ, наиболее массовая форма трудовой и общественно-
политич. активности членов социалистич. общества, рычаг эконо-мич. и социального
прогресса,
школа политич., трудового и нравств. воспитания трудящихся. С. с. объективно и
закономерно
присуще социалистич. обществ. отношениям, базирующимся на обществ. собственности
на средства
производства. С. с. является одним из осн. средств, при помощи к-рых
обеспечиваются рост про-
изводительности труда, повышение эффективности производства и качества работы,
динамичное,
планомерное и пропорциональное развитие нар. хозяйства.
Стремление к соревнованию проявляется в различных сферах человеч. деятельности
(спорт, игра,
труд и т. п.) и, по-видимому, является неотъемлемой чертой психологии и
поведения человека
вообще, одной из наиболее существ. форм самоутверждения личности. Осуществляя
наравне с
другими людьми ту или иную задачу, личность имеет возможность достичь её решения
наиболее
эффективным, целесообразным, самостоятельно избранным или усовершенствованным
методом,
причём осознание первенства и стремление к нему служат мощным стимулятором
энергии, всех сил
и способностей. Эту черту человеч. природы отличали многие мыслители, в т. ч.
Фурье, к-рый считал
её одной из фундаментальных «страстей» человека. Классики марксизма развивали
проблему
соревнования в основном применительно к сфере труда, т. е. тему трудового
соперничества,
«увеличивающего индивидуальную производительность отдельных лиц...» (Маркс К.
иЭнгельс Ф.,
Соч., т. 23, с. 337), причём указывали на коренные качеств. различия
соревнования, т. е.
конкуренции, при капитализме и С. с.
В основе С. с. лежит диалектич. единство трудовой состязательности и
товарищеской взаимопомощи,
оно по своей природе, сущности и целям противоположно конкуренции, присущей
капиталистич.
частнособственническим отношениям и выражающейся в борьбе частных
предпринимателей за
более выгодные условия производства и сбыта товаров.
Теория С. с. разработана В. И. Лениным в трудах «Как организовать
соревнование?», «Очередные
задачи Советской власти», «Великий почин» и др., где определены его социальная
природа, осн.
цели, сформулиро-
ваны осн. принципы организации: гласность, сравнимость результатов, возможность
практич.
повторения передового опыта.
С. с. началось с первых дней существования Сов. государства, его формы —
коммунистич.
субботники, производств. конкурсы и обществ. смотры, ударные бригады,
стахановское движение и
др.
На каждом этапе строительства социализма С. с. по целям и задачам, формам
организации отражало
особенности данного этапа развития. На ступени зрелого социализма С. с.
превратилось в подлинно
массовое движение, охватившее все классы и социальные слои общества, сферы
промышленности,
сельского хозяйства, обслуживания, науку, культуру; оно неразрывно связано с
осн. направлениями
науч.-технич. прогресса. На совр. этапе наиболее полно проявляется комплексный
характер С. с.,
успешно и эффективно реализуются его осн. функции — экономич., социальная и
воспитательная.
Высшей ступенью развития С. с. является движение за коммунистич. отношение к
труду, его опытом
обогащаются все формы социалистич. соревнования. Это движение выступает ведущей
силой роста и
укрепления отношений коллективизма и взаимопомощи, расширения участия трудящихся
в
управлении производством, в соревновании развиваются и крепнут сознат.
дисциплина труда, забота
об интересах всего общества, что создаёт условия для постепенного превращения
труда в первую
жизненную потребность человека.
Совр. практика С. с. породила ряд новых трудовых починов (встречное
планирование, бригадный
подряд, соревнование смежников, щёкинский метод и др.), к-рые приобрели широкое
распространение, играют действенную роль в повышении эффективности производства,
улучшении
практики планирования эконо-мич. и социального развития предприятий.
Непосредств. организацией соревнования занимаются профсоюзы; большую роль в
руководстве
соревнованием, в создании условий для выполнения принятых обязательств играют
административно-хоз. органы.
Коммунистич. партия на каждом этапе определяет гл. направление и осн. формы
развития С. с.,
проводит идейно-политич. и организац. работу по вовлечению коммунистов и широких
масс
трудящихся в соревнование, направляет деятельность обществ. и гос. организаций в
практич.
руководстве соревнованием.
? Поет. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации С. с.» 31 авг. 1971, в кн.:
КПСС в резолюциях..., т. 10, М.,
19728; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М.,
1981; Смольков В. Г.,
Соревнование и коммунизм, М., 1970; Алексеев Г. П., С м о л ь к о в В. Г., С. с.
в условиях развитого социализма, М.,
1974; К у т о р-жевский Г. А., Смирнов В. А., С. с. Проблемы, опыт социологии,
исследования, М., 1974; С. с. Вопросы
теории и практики организации, М., 1978; Киселев В. Н., Социальная функция С.
с., М., 1980; Теоретич. проблемы С. с.,
М., 1980. Н. Н. Дмитриев, В. Н. Киселёв.
СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА, см. Динамика и статика социальные.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ, эмпирико-прагма-тич. концепция в бурж. социологии,
обозначающая «социальное конструирование» в рамках частных процессов.
Противопоставляется
историзму и любой «фи-лос. социологии», пытающейся познать общие закономерности
историч.
развития (Поппер и др.). Появление С. и. тесно связано с общей тенденцией
применения социологии
для решения практич. задач, особенно в сфере управления. С. и. проектирует
правила, этапы и
средства рационального воздействия на социальные явления, разрабатывает методы

<< Пред. стр.

страница 250
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign