LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 240
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

целостный образ мира.
Смысловая структура С. многослойна и рассчитана на активную внутр. работу
воспринимающего.
Смысл С. объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамич.
тенденция; он не дан, а
задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной лoгич.
формуле, a можно
пояснить, соотнеся его с дальнеишйми символич. сцеплениями, к-рые подведут к
большей
рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий. Если мы скажем, что
Беатриче у Данте есть
С. чистой женственности, а Гора Чистилища есть С. духовного восхождения, то это
будет
справедливо; однако оставшиеся в итоге «чистая женственность» и «духовное
восхождение» — это
снова С., хотя и более интеллектуализированные, более похожие на понятия. С этим
постоянно
приходится сталкиваться не только читательскому восприятию, но и науч.
интерпретации.
Истолкование С. есть диалогич. форма знания: смысл С. реально существует только
внутри человеч.
общения, вне к-рого можно наблюдать только пустую форму С. «Диалог», в к-ром
осуществляется
постижение С., может быть нарушен в результате ложной позиции истолкователя.
Такую опасность
представляет собой субъективный интуитивизм, со своим «вчувствованием» как бы
вламывающийся
внутрь С., позволяющий себе говорить за него и тем самым превращающий диалог в
монолог.
Противоположная крайность — поверхностный рационализм, в погоне за мнимой
объективностью и
чётко-стью «окончат. истолкования» устраняющий диалогич. момент и тем
утрачивающий Суть С.
Хотя С. столь же древен, как человеч. сознание, его филос.-эстетич. осмысление
приходит
сравнительно поздно. Мифологич. миропонимание предполагает нерасчленённое
тождество
символич. формы и её смысла, исключающее всякую рефлексию над С. Новая ситуация
возникает в
антич. культуре после опытов Платона по конструированию вторичной, т. е.
«символич.» в собств.
смысле, филос. мифологии. Платону важно было отграничить С. прежде всего от
дофилос. мифа.
Эллииистич. мышление постоянно смешивают С. с аллегорией. Существенный шаг к
отличению С.
от рассудочных форм осуществляется в идеалистич. диалектике неоплатонизма.
Плотин
противопоставляет знаковой системе алфавита символику егип. иероглифа,
предлагающего нашей
интуиции целостный и неразложимый образ; Прокл возражает на платоновскую критику
традиц.
мифа указанием на несводимость смысла мифологич. С. к логич. или моралистич.
формуле.
Неоплатонич. теория С. переходит в христианство благодаря Псевдо-Дионисию Аре-
опагиту,
описывающему всё зримое как С. незримой, сокровенной и неопределимой сущности
бога, причём
низшие ступени мировой иерархии символически воссоздают образ верхних, делая для
человеч. ума
возможным восхождение по смысловой лестнице. В ср. века этот символизм
сосуществовал с
дидактич. аллегоризмом. Ренессанс обострил интуитивное восприятие С. в его
незамкнутой
многозначности, но не создал новой теории С., а оживление вкуса к учёной книжной
аллегории было
подхвачено барокко и классицизмом.
Только эстетич. теория нем. романтизма сознательно противопоставила
классицистич. аллегории С. и
миф как органич. тождество идеи и образа (Шеллинг). В многотомном труде Ф.
Крейцера
«Символика и мифология древних народов...» («Symbolik und Mythologie der alten
Volker», Bd 1—4,
1810—12, перераб. изд. Bd 1—6, 1819—23) давалась классификация типов С.
(«мистич. С.»,
взрывающий замкнутость формы для непосредств. выражения бесконечности, и
«пластич. С.»,
стремящийся вместить смысловую бесконечность в замкнутую форму). Как и Шеллинг,
противопоставляя С. аллегории, Крейцер подчёркивает в С. его «мгновенную
целокуп-ность» и
«необходимость», т. е. непосредственность воздействия и органичность структуры.
Для А. В. Шлеге-
ля поэтич. творчество есть «вечное символизирование». Нем. романтики опирались в
осмыслении С.
на зрелого Гёте, к-рый понимал все формы природного и человеч. творчества как
значащие и
говорящие С. живого вечного становления. В отличие от романтиков, Гёте связывает
неуловимость и
нерасчленимость С. не с мистич. потусторонностью, но с жизненной органичностью
выражающихся
через С. начал. Гегель, выступая против романтиков, подчеркнул в структуре С.
более рацио-
налистич., знаковую сторону («С. есть прежде всего нек-рый знак»), основанную на
«условности».
Науч. работа над понятием С. во 2-й пол. 19 в. в большой степени исходит из
философии Гегеля (И.
Фолькельт, Ф. Т. Фишер), однако романтич. традиция продолжала жить, в частности
в изучении
мифа у И. Я. Бахофена. В эстетич. сферу она возвращается к концу века благодаря
лит. теории
символизма, согласно к-рой истинный С., помимо неисчерпаемости смысла, передаёт
на
сокровенном языке намёков и внушения нечто невыразимое, неадекватное внеш.
слову. Осмысление
социально-коммуникативной природы С. сливалось в символизме (особенно немецком,
идущем от
традиции Р. Вагнера, и ещё более в русском) с утопич. проектами пересоздания
общества и
мироздания через «теургич.» творчество С. В 20 в. неокантианец Кассирер сделал
понятие С.
предельно ши-
СИМВОЛ 607
роким понятием человеч. мира: человек есть «животное символическое»; язык, миф,
религия, иск-во
и наука суть «символич. формы», посредством к-рых человек упорядочивает
окружающий его хаос.
Психоаналитик Юнг, отвергший предложенное Фрейдом отождествление С. с
психопатологич.
симптомом и продолживший романтич. традицию, истолковал всё богатство человеч.
символики как
выражение устойчивых фигур бессознательного (т. н. архетипов), в своей последней
сущности
неразложимых. Опасной возможностью юнговской символологии является полное
размывание
границ между С. и мифом и превращение С. в лишённую твёрдого смыслового устоя
стихию.
Марксистско-ленинская эстетика подходит к анализу проблем С. и аллегории как
частных
разновидностей художеств. образа, исходя из учения об иск-ве как спе-цифич.
форме отражения
действительности. См. Художественный образ.
• Губер А., Структура поэтич. С., в кн.: Труды Гос. Академии художеств. наук.
Филос. отд., в. 1, М., 1927; Лосев А. Ф.,
Диалектика художеств. формы, М., 1927; е г о ж е, Философия имени, М., 1927; его
же, Проблема С. и реалис-тич. иск-
во, М., 1976; Casslrer E., Philosophie der symbolischen Formen, Bd 1—3,
Darmstadt, 1953—542; Levin H., Symbolism and
fiction, Charlottesville, 1956; Bachelard G., La poetique de l'espace, P., 1957;
Symbolon. Jahrbuch Jur Symbolforschung, hrsg.
v. J. Schwabe, Bd 1—4, Basel — Stuttg., 1960—64; Burke K., Language as symbolic
action, Berk.— Los Ang., 1966; F г е n z е
1 E., Stoff-, Motiv- und Symbolforschung, Stuttg., 19662. С. С. Аверинцев.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ЛОГИКА, см. Логика.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ, см. Интеракционизм.
СИММЕТРИЯ (от греч. ????????? — соразмерность), понятие, характеризующее переход
объектов
в самих себя или друг в друга при осуществлении над ними оп-редел.
преобразований
(преобразований С.); в широком смысле — свойство неизменности (инвариантности)
нек-рых
сторон, процессов и отношений объектов относительно нек-рых преобразований. В
роли симметрич-
ных объектов могут выступать самые различные образования — вещи, процессы и
взаимодействия
материальной действительности, геометрич. фигуры, матема-тич. уравнения, живые
организмы,
произведения иск-ва и т. п. Примерами преобразований С. (к-рые могуг быть как
реальными, так и
мысленными) являются пространств. сдвиги, вращения, зеркальное отражение в
пространстве,
сдвиги и обращение времени, зарядовое сопряжение (замена частицы на античастицу)
и т. п., а также
их комбинации.
Идея С. выполняет важную методологич. функцию в математике, физике, химии,
биологии, является
конструктивным принципом в технике, а также играет существ. роль в теории иск-
ва. Широкое
применение понятия С. в различных сферах человеч. деятельности привело к
тенденции
рассматривать С. как самостоят. филос. категорию, противопоставляя ей
асимметрию.
Истоки понятия С. уходят корнями в антич. представление о гармонии, имевшее
преим. эстетич.
смысл соразмерности, уравновешенности, упорядоченности, красоты и совершенства.
В этой форме
С. выступала как натурфилос. космологич. принцип и канон художеств. творчества.
Специально-
науч. разработка понятия С. началась лишь в 19 в. в кристаллографии, где И. Гес-
сель (Франция), А.
Шёнфлис (Германия) и рус. учёные А. В. Гадолин и Е. С. Фёдоров создали учение о
пространств. С.,
в к-ром было выделено 230 возможных групп симметрии. Нем. математик Ф.Клейн,
рассматривавший различные геометрии как теории инвариантов определ. групп
преобразований,
внёс существ. вклад в формирование совр. понятия С., тесно связанного с понятием
инвариантности
и теорией групп. Теоремы Э. Нётер (Германия) позволили связать пространственно-
временную С.
(инвариантность) уравнений математич. физики с сохранением фундаментальных
физич. величин —
608 СИММЕТРИЯ
энергии, импульса, момента количества движения. Исследование взаимосвязи
принципов С. с
законами сохранения стало одним из магистральных направлений развития физики.
Новые аспекты физич. содержания С. в рамках теоретико-группового подхода были
вскрыты
специальной и общей теориями относительности, а также квантовой механикой и
квантовой теорией
поля. Идея С. лежит в основе мн. методологич. исследований содержания совр.
физики:
использование С. как средства унификации физики, трактовка физич. реальности с
помощью понятия
инвариантности и др.
Важную .роль С. играет также в химии и биологии, где, однако, нередко на
передний план выступает
асимметрия как определ. нарушение С., что особенно характерно для живых
организмов на
молекулярном и морфологич. уровнях их структурной организации. В ходе эволюц.
развития
материи от химич. формы движения до биологической обнаруживается общая тенденция
уменьшения степени С. и соответственно возрастания асимметрии.
В филос. плане С. выступает как особый вид структурной организации объектов. С
одной стороны,
С. понимается как единство тождества и различия, при этом объекты, являющиеся
исходным
пунктом и результатом преобразований С., будучи различными, рассматриваются как
эквивалентные
по ряду существ. признаков. С др. стороны, С. трактуется как единство сохранения
и изменения,
причём преобразования С., будучи изменениями объектов, понимаются как не
затрагивающие их
сохраняющиеся характеристики. Категории тождества и различия, сохранения и
изменения, нераз-
рывно связанные с категориями части и целого (структуры и элементов),
характеризуют диалектич.
взаимосвязи объекта и раскрывают философское содержание понятия С.
• Овчинников Н. Ф., Принципы сохранения, М., 1966; С., инвариантность,
структура, М., 1967; Вейль Г., С., пер. с англ.,
М., 1968; Вигнер Е., Этюды о С., пер. с англ., М., 1971; Шубников А. В., К о п ц
и к В. А., С, в науке и искусстве. ?.,
19722; Урманцев Ю. А., С. природы и природа С., М., 1974; Принцип С., М., 1978;
Узоры С., пер. с англ., М., 1980.
СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч. ?????&???, лат. consensus, conjunctio), термин др.-
греч.
философии, означавший сочувствие, общность чувств. соответствие предметов или
явлений, их
взаимодействие, соучастие одного в происходящем с другим. Напр., тело
соучаствует в движениях
души (Аристотель), а земные явления зависят от влияний солнца и луны
(Посидоний). Представление
о С. к. связано со взглядом на мир как единый живой организм (милетская школа,
пифагореизм,
«Тимей» Платона). Термин впервые встречается в стоицизме, где характеризует
динамич.
взаимосвязь и взаимозависимость целого и частей каждого тела, а также
всеобъемлющего тела —
мира. Физич. основой С. к. является состоящее из огня и воздуха дыхание
(пневма),
распространяющееся одновременно к центру и к периферии тела. Дыхание полностью
проницает
весь мир и, связывая всё в одно непрерывное целое, создаёт С. к., на основе к-
рой стоики считали
возможным предсказание, т. к. определ. явление (состояние частей) в силу С. к. и
судьбы —
причинной цели всего существующего — необходимо вызывает др. явления.
• Rohr J., Der okkulte Kraftbegriff im Altertum, Lpz.. 1923; Reinhardt K.,
Kosmos und Sympathie, Munch., 1926; Sambursky
S., Physics of the Stoics, L., 1959; см. также лит. к статьям Посидоний,
Стоицизм.
СИМПЛИКИЙ (??????????) из К и л и к и и, др,-греч. философ-неоплатоник 1-й пол.
6 в.
Комментатор Аристотеля, последний представитель афинской школы неоплатонизма.
Учился в
Александрии и Афинах, сочетал спекулятивно-метафизич. интересы афинской школы со
сциентизмом александрийской. Последний греч. философ, в своих соч.
противостоявший христи-
анству. После эдикта Юстиниана (529), запретившего преподавание философии в
Афинах и
закрывшего пла-
тоновскую Академию, вместе с Дамаскием и пятью другими платониками эмигрировал в
Персию
(покровительство Хосрова I) в надежде возродить закрытую школу; в 533 вернулся в
Византию, где
написал большую часть своих комментариев. Основной из них — к «Метафизике» —
утрачен;
сохранились комм. к: 1) «О небе», 2) «Категориям», 3) «Физике», 4) «О душе», а
также 5)
«Руководству» Эпиктета (возможно, написанный уже в Александрии). До сих пор не
изданы комм. к
6) «Ораторскому иск-ву» Гермогена из Тарса и 7) «О школе Пифагора» Ямвлиха.
Тенденция к
согласованию Платона и Аристотеля, изначально свойственная неоплатонизму и
воспринятая им
через средний платонизм от Антиоха из Аскалона и Посидония, доведена у С. до
тезиса об абс.
гармонии их взглядов: любые противоречия (в т. ч. открытая полемика Аристотеля с
Платоном)
признаются мнимыми и относящимися к словесному выражению. Ненаучность этой
установки не
отразилась на исключительно высоком уровне комментариев к Аристотелю,
интеллектуальная
ясность, методич. строгость и герменевтич. трезвость к-рых ставят С., по традиц.
мнению, на 2-е
место после Александра Афродисийско-го. Уверенность С. в том, что учения вообще
всех греч.
философов по своей сути тождественны и выражают ту же самую мудрость, что и
Платон
(различение чувств. и умопостигаемого мира), обусловила его интерес к ставшим
уже большой
редкостью текстам досократи-ков. С. намеренно приводил пространные цитаты
(особенно в
бесценном комм. к «Физике») из Парменида, Зе-нона, Мелисса, Эмпедокла,
Анаксагора и Диогена
Апол-лонийского, составляющие почти все или наиболее существенные фрагменты этих
философов,
дошедшие до нас.
• Комм. 1—4 изданы в серии CAG, v. 7, В., 1894; v. 8, В., 1907; v. 9—10, В.,
1882—95, v. 11, В., 1882; комм. 5 — в кн.:
Theophrasti, Characteres..., emend. F. Dubner, P.,
• Praechter K., Simplicius, в кн.: RE, 1927, Hlbbd 5, col 204—13; H a do t I.,
Le Probleme du NeOplatonisme Alexandrin,
Hierocles et Simplicius, P., 1978.
СИНКРЕТИЗМ (от греч. ???????????? — соединение), 1) нерасчленённость,
характеризующая
неразвитое состояние к.-л. явления (напр., иск-ва на первоначальных стадиях
человеч. культуры,
когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга;
нерасчленённость психич.
функций на ранних ступенях развития ребёнка и т. п.). 2) Смещение, неорганич.
слияние
разнородных элементов, напр. различных культов и религ. систем в поздней
античности — религ. С.
периода эллинизма; в философии — разновидность эклектики.
СИНТАКСИС (от греч. ???????? — построение, порядок) в логике, изучение чисто
формальной
части формализов. языка, т. е. неинтерпретированного исчисления. Объектами
такого изучения
служат алфавит рассматриваемого исчисления (формальной системы), правила
образования
выражений (формул) предметного языка (языка-объекта; см. Метаязык) исчисления и
правила
преобразования (правила вывода) в нём. В отличие от такого «ло-гич. С.» часто
говорят о «С. в узком
смысле», ограничивающемся «чисто синтаксической» (в обычном грамма-тич. смысле)
стороной
системы, т. е. не рассматривающем её правила преобразования. Элементарным С.
наз. изучение
синтаксич. (в обоих упомянутых смыслах) свойств к.-л. конкретной формальной
системы нек-рыми
спец. эффективными средствами, как это принято в метаматематич. (см. Метатеория)
исследова-
ниях. Теоретический С.—это общая теория всевозможных формальных систем (или
класса систем)
к.-л. определ. вида, на аппарат к-рой обычно никаких ограничений не
накладывается. Элементарный
и теоре-тич. С. оперируют обычным содержательно понимаемым языком (к-рый, в свою
очередь, сам
может быть формализован и служить предметом строгого формального исследования),
СИНТАКТИКА (от греч. ??????????? — строящий по порядку, приводящий в порядок),
раздел
семиотики, посвящённый рассмотрению и изучению чисто структур-НЫХ свойств
знаковых систем. с
т. зр. их синтаксиса (без-относительно к их интерпретациям, служащим предметом
изучения
семантики, и к проблемам восприятия и использования знаковых систем как
коммуникативных
средств в рамках прагматики).
СИНТЕЗ (от греч. ???????? — соединение, сочетание, составление), соединение
различных
элементов, сторон предмета в единое целое (систему), к-рое осуществляется как в
практич.
деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен
анализу (разложению
предмета на его составляющие), с к-рым он неразрывно связан. В философии и
различных науках
термин «С.» применяется также в нек-рых спец. значениях. Так, под С. иногда
понимают процесс
рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее
доказанных
утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от
доказываемого к уже
доказанному). Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич.
геометрии (Платон,
Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка (Финляндия).
Другое значение
термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», к-рые соединяют в единое
целое и обобщают
фактуальную информацию об объектах.
В своём самом общем значении анализ и С. лежат не только в основе человеч.
деятельности, но в
своих элементарных формах определяют поведение высших животных, а в своих
различных технич.
реализациях используются в программах ЭВМ, в искусств. самоорганизующихся
системах и т. д.
Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. деятельность
головного
мозга. С. как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей
объектов в
целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности
людей.
Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич.
операции С.
исследуются в психологии.
С. как познават. операция имеет множество различных форм. Любой процесс
образования понятий
основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или
иного объекта
синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает
в форме
взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение
конкурирующих, в

<< Пред. стр.

страница 240
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign