LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 233
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

(1978),
• Models of men: social and rational, N. Y., 1957; Management and computer of
the iuture, N. Y.—L., 1962; The shape of auto-
mation for men and management, N. Y., 1965; The sciences of the artificial,
Camb., 1969; Public administration, N. Y., 1970
(совм. с D. W. Smithburg, V. A, Thompson); Human problem solving, Englewood
Cliffs, 1972 (совм. с A. Newell);
Administrative behavior, N. ?., 19763; The new science of management decision,
rev. ed., Englewood Cliffs, 1977.
• Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722, гл. 5, 7.
САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacrum — священное), наделение предметов, вещей, явлений,
людей
«священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и
обществ.
институтов, социальной и науч. мысли, культуры и иск-ва, бытовых отношений
религ. влиянию. В
основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного
светскому, мирскому.
С. в теологии означает подчинение богу. Символом этого выступает освящение, т.
е. такая
церемония, в результате к-рой обыденная мирская процедура приобретает
трансцендентный,
божеств. смысл. Наряду с последовательно теологич. пониманием сакрального как
производного от
бога существуют и расширительные теоретич. его истолкования. Так, согласно Дюрк-
гейму, идея
священного выражает естественно-природ-
САКРАЛИЗАЦИЯ 589
ную основу подлинно человеч. бытия, его обществ. (коллективистскую) сущность, к-
рая
противостоит светскому (индивидуалистич.) эгоистич. существованию. Нем. теолог
Р. Отто
определяет сакральное (святое) как единственное отличит. свойство божественного
и усматривает в
нём определяющую черту религии, её подлинный корень.
На различных историч. этапах степень распространения и характер С. неодинаковы.
С. свойственна
первобытнообщинному, раннеродовому и рабовладельч. обществам. В эпоху феодализма
начинается,
а при капитализме получает своё дальнейшее развитие процесс десакрализации
(секуляризации)
различных сторон человеч. существования. В условиях глубокого кризиса религии
религ.
организации и теологи, с одной стороны, пытаются «священное», «святое»
максимально отделить,
противопоставить земному, а с другой — стремятся расширить своё влияние за счёт
включения в
сферу сакрального явлений и представлений, характерных для совр. социальной
действительности.
При социализме секуляризация и становление общества массового атеизма ведёт к
постепенному
вытеснению влияния религии из обществ. и личной жизни человека.
• см. к ст. Религия.
САМАДХИ (санскр., букв.— сложение вместе, соединение), понятие инд. философии,
означающее
состояние высшей собранности и гармонии, специфич. сосредоточение (фиксацию)
мысли на к.-л.
объекте, к-рое достигается путём созерцания (см. Дхъяна). В практике йоги —
последнее и высшее из
восьми средств для очищения и просветления ума (читты), когда ум так глубоко
поглощён объектом
созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом.
С.-
сосредоточение как средство не следует смешивать с йогой-С. как целью —
достижением двух
последних ступеней ума (читты) — сампраджнята-С. [отчётливое и полное осознание
объекта мысли,
когда читта очищается от присутствия раджаса (см. Гуны), движения, носителя
отрицат. эмоций, и
выступает как проявление саттвы, потенциального сознания, носителя положит.
эмоций] и
асампраджнята-С. (полное прекращение всякой умств. деятельности и возвращение в
состояние по-
коя).
В буддизме С.— последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из
четырёх стадий,
ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сосредоточенность
приводит к
освобождению от чувств. желаний, отрешённости и наслаждению чистым мышлением; 2)
устранение
сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного
размышления; 3) отрешение
и от этой радости, совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения
телесности; 4)
избавление и от этого сознания невозмутимости и освобождения, полное
безразличие, ведущее к
совершенной мудрости — нирване.
• см. к статьям Йога, Буддизм, Медитация.
CАMHEP (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси,— 12.4.1910,
Инглвуд, шт.
Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С.
формировалась
гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа:
универсальность естеств.
отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной
эволюции. Исходя
из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое
условие существования
цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником
гос.
регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни.
Воззрения С. выра-
жали интересы средних слоев амер. буржуазии. В работе «Народные обычаи»
(«Folkvays», 1906),
основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разра-
590 САМАДХИ
батывает понятия «мы — группа», «они — группа» и «этноцентризм» применительно к.
«примитивным» обществам и начальным этапам человеч. истории. Отношения в «мы —
группе» он
характеризует как сплочённость, отношения между «мы — группой» и «они — группой»
— как
враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью
человека оценивать
окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнич.)
группы. Эта
работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социал-
дарвинистскими
принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отд.
черт обычая и
нек-рых др. явлений.
• Challenge of facts and otlier essays, New Haven, 1914; The science of society,
v. 1—4, New Haven — L., 1927—28 (совм. с
A. G. Keller).
• Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурш. социологии 19 —
нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; М с С 1 о-
skey R. G., American conservatism in the age of enterprise, 1865—1910. A study
of W. G. Sumner, S. J. Field and A. Carnegie,
N. Y., 1964.
САМОДВИЖЕНИЕ, филос. категория, выражающая изменение объекта под влиянием
внутренне
присущих ему противоречий, факторов и условий. Как самопроизвольное изменение С.
рассматривается в относит. противопоставлении движению, происходящему под
влиянием лишь
внеш. факторов. При С. внеш. воздействия играют модифицирующую либо опосредующую
роль.
В истории философии принцип С. впервые нашёл выражение в др.-греч. философии
(Гераклит,
Аристотель). В новое время идею С. развивал Лейбниц, вскрывший в телесной
субстанции
деятельное начало. Учение о С. материи выдвинули франц. материалисты (Гольбах,
Дидро,
Гельвеций). Ньютон и нек-рые философы-метафизики 18 в. из отрицания С. делали
вывод о наличии
у всякого движения внеш. источника (абс. первоначала, бога). Развёрнутую
концепцию С. и его мо-
дусов разработал Гегель, однако последние в его иде-алистич. системе толкуются
как формы
самовыражения абс. идеи.
Диалектико-материалистич. учение о С. как фундаментальном свойстве материи
выдвинули К.
Маркс и Ф. Энгельс. С. присуще всем уровням строения материи— от механич.,
квантово-физич.
(изменения в субатомных, атомных и молекулярных системах в результате
неустойчивости их
структур) и химич. (процессы С. в каталитич. системах) до биологич. и
социального уровней. На
химич., биологич. и более высоких уровнях спонтанность С. находит своё выражение
преим. в от-
крытых и целостных системах (организм, общество, биосфера), в к-рых
осуществляется не просто С.,
а саморазвитие (т. е. С., сопровождаемое переходом на более высокую ступень
организации).
Саморазвитие свойственно как материальному миру в целом, так и отд. его регионам
(биологич.
системы; эволюция галактик и происхождение солнечной системы; в экономич. сфере
— развитие
денег из движения товара, раскрытое Марксом в «Капитале»). Саморазвитие и С.—
неотъемлемые
моменты диалектико-материалистич. концепции развития, к-рая (в противоположность
метафизич.
концепциям, учитывающим лишь внеш. факторы) «... дает ключ к „самодвижению"
всего сущего...» и
является «условием познания всех процессов мира в их „с а м о-д в и ж е н и и",
в их спонтанейном
развитии, в их живой жизни...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317). См. также
Движение, Развитие,
Материя.
• Морозов В. Д., Проблема развития в философии и естествознании, Минск, 1969;
Солопов ?. ?., Движение и развитие,
Л., 1974.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение, объектом к-рого являются психич. состояния и
действия
самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития
ребёнка, проходя при
этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и
несмыслового к словесному,
смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм психич. деятель-
ности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению
собств.
поведением (Л. С. Выготский). Методология, проблема, к-рая возникает в
психологии в связи с С.,
состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике
психологич.
исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер (см.
Интроспективная
психология). С. в целом нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь
поставляет
исследователю «сырой» эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в
непрямой форме,
требующей всегда спец. истолкования.
• К p а в к о в С. В., С., М., 1922; Коффка К., С. и метод психологии, в сб.:
Проблемы совр. психологии, т. 2, Л., 1926;
Рубинштейн С. Л., Принципы и пути развития психологии, М., 1959, с. 164—84.
САМООРГАНИЗАЦИЯ, процесс, в ходе к-рого создаётся, воспроизводится или
совершенствуется
организация сложной динамич. системы. Процессы С. могут иметь место только в
системах,
обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи
между к-рыми
имеют не жёсткий, а вероятностный характер. Свойства С. обнаруживают объекты
самой различной
природы: живая клетка, организм, биоло-гич. популяция, биогеоценоз, человеч.
коллектив и т. д.
Процессы С. происходят за счёт перестройки существующих и образования новых
связей между
элементами системы. Отличительная особенность процессов С.— их целенаправленный,
но вместе с
тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при
взаимодействии системы
с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от
среды.
Различают 3 типа процессов С. Первый — это самозарождение организации, т. е.
возникновение из
нек-рой совокупности целостных объектов определ. уровня новой целостной системы
со своими
специфич. закономерностями (напр., генезис многоклеточных организмов из
одноклеточных).
Второй тип — процессы, благодаря к-рым система поддерживает определ. уровень
организации при
изменении внеш. и внутр. условий её функционирования (здесь исследуются гл. обр.
гомеостатич.
механизмы, в частности механизмы, действующие по принципу отрицат. обратной
связи). Третий тип
процессов С. связан с совершенствованием и саморазвитием таких систем, к-рые
способны
накапливать и использовать прошлый опыт.
Спец. исследование проблем С. впервые было начато в кибернетике. Термин
«самоорганизующаяся
система» ввёл англ. кибернетик У. Р. Эшби (1947). Широкое изучение С. началось в
кон. 50-х гг. в
целях отыскания новых принципов построения технич. устройств, обладающих высокой
надёжностью, и создания вычислит.
машин, способных моделировать различные стороны интеллектуальной деятельности
человека. С 70-
х гг. к изучению С. широко привлекается аппарат термодинамики открытых систем.
Поведение таких
систем, описываемое с помощью экстремальных принципов, представляет собой
необратимый
процесс — пос-ледоват. переход от одного неравновесного стационарного состояния
к другому,
происходящий с понижением энтропии, т. е. с повышением организованности системы.
• Самоорганизующиеся системы, пер. с англ., М., 1964; Принципы С., пер. с англ.,
М., 1966; Эйген М.,С. материи и
эволюция биологич. макромолекул, пер. с англ., М., 1973; Пригожий А. И.,
Социологич. аспекты управления, ?., 1974;
Self-organizing systems, Wash., 1962.
САМОРАЗВИТИЕ, см. в ст. Самодвижение. САМОСОЗНАНИЕ, осознание, оценка человеком
своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения,
целостная оценка самого
себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не
только индивиду, но и
обществу, классу, социальной группе, когда они поднимаются до понимания своего
положения в
системе производст. отношений, своих общих интересов и идеалов. В С. человек
выделяет себя из всего окружающего мира, определяет своё место в круговороте
природных и
обществ. событий. С. тесно связано с рефлексией, где оно поднимается до урвня
теоретич.
мышления. С. формируется на определ. ступенй развития личности под влиянием
образа жизни, к-
рьй требует от человека самоконтроля собств.. поступков и действий, принятия
полной ответственно-
сти за них.
Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают прежде
всего др. люди,
С. по самому существу носит глубоко обществ. характер. См. ст. Сознание и
лит. к ней.
САНКХЬЯ (санскр., букв.— число, перечисление, расчёт), одна из шести др.-инд.
ортодоксальных
(брахманских) филос. школ, признающих авторитет Вед. Вместе с тем С. основана не
на тексте Вед
непосредственно, а на независимом опыте и размышлении. В этом смысле С.
объединяется с ньяей,
вайшешикой и йогой и противостоит веданте и мимансе. Название С. («число»)
объясняется, видимо,
тем, что С. строится как анали-тич. перечисление элементов космоса в их
становлении от исходных
принципов до всего многообразия мира объектов. Основателем С. по традиции
считается Капила (7 в.
до н. э.); соч. его и учеников (Асури, Панча-шикха, Гаргья, Улука) до нас не
дошли. Древнейший из
сохранившихся источников С.— «С.-карика» Иш-варакришны. Из др. текстов наиболее
авторитетны
«С.-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттвакаумуди» Ва-часпати и «С.-сара»
Виджнянабхикшу.
Исходный пункт метафизики С.— учение о наличии следствия в причине; следствие и
причина
понимаются как два состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же
субстанции. Это
приводит С. к поиску первопричины, не связанной непременно с богом (демиургом),
и к теории
эволюции — инволюции в объяснении мира. Вместе с тем в отличие от адвайта-
веданти, считающей
переход причины в следствие лишь видимо-стью, последователи С. говорят о
реальном превращении
причины в следствие. С. исходит из признания двух исходных реальностей —
пракрита (материаль-
ная первопричина) и пуруша («Я», дух, сознание). Пракрити независима и активна,
но лишена
сознания; она — единство противоположностей, основа и первопричина существования
любых
объектов. Пракрити состоит из трёх гун (субстанций-сил, а не атрибутов или
качеств. как в нек-рых
др. системах), находящихся в равновесии. Пуруша («Я») пассивен, но обладает
сознанием,
составляющим его сущность. При соприкосновении пуруши с пракрити исконное
равновесие гун
нарушается; в недрах пракрити начинается волнение, гуны дифференцируются с тем,
чтобы,
соединяясь в разных комбинациях и пропорциях, образовать весь мир объектов.
Первый продукт развития — махат, «великое» (единство), основа всего
материального, он же —
буддхи, тонкая субстанция всех умств. процессов, интеллект; сознающий различие
объекта и
субъекта. Из махата возникает второй продукт эволюции — аханкара (мое, «Я»),
принцип
индивидуальности, самосознания. В зависимости от преобладания той или иной гуны
или аханкары
возникают 5 органов восприятия, 5 органов действия, манас (ум как орган познания
и действия; как
сложный продукт пракрити; соприкасаясь с чувствами, он преобразует неопредел.
чувств.
восприятия, полученные от органов чувств. в определ. восприятия с конкретной —
положит. или
отрицат.— оценкой воспринятых объектов), 5 тонких элементов (танматры, т. е.
потенции звука,
осязания, цвета, вкуса и запаха); из к-рых в свою очередь возникают 5
материальных элементов —
акаша (эфир), воздух, огонь, вода, земля. Все эти начала образуют сложную цепь,
в к-рой пракрити
— причина всего, кроме пуруши; махат, аханкара и
САНКХЬЯ 591
танматры — следствия одних начал и причина других; чувства и материальные
элементы — только
следствия.
Особое место в процессе эволюции занимает джива— «Я», предполагающее связь
чувств с определ.
телом и потому подверженное страданиям, лежащим в основе всякого телесного
бытия.
Освобождение от страданий достигается через возвращение к собственному «Я» из
его видимого
смешения с «не-Я» (тело, чувства, ум), осознание их нетождественности,,
разъединение пуру-ши
(познающего) и пракрити (познаваемого), приводящее к прекращению эволюц. игры, к
выходу из
круговорота рождений и смертей (сансара). «Я» становится бесстрастным по
отношению к внеш.
миру и, следовательно, свободным. Теория познания С. признаёт три независимых
источника
достоверного познания — восприятие с помощью чувств. логич. умозаключение и
свидетельства
авторитетов. С. в целом свойственно убеждение в недоказуемости бытия бога: бог
как первопричина
и первотворец только дублировал бы пра-крити (хотя существуют и теистич.
интерпретации С., при
к-рых бог рассматривается как совершенный дух, соприсутствующий миру и
побуждающий материю
творить).
С. оказала значит. влияние на др. филос. системы. Так, йога заимствовала из С.
метафизику и теорию
познания. Много общего с С. у буддизма: учение о страдании и освобождении, цепи
причин и
следствий, отрицание крайнего аскетизма и др. Особое значение С. в истории инд.
мысли
определяется теорией эволюции, предполагающей выводимость всего мира из
взаимодействия двух
естсств. начал, учением о наличии следствия в причине и тенденцией к плюрализму.
* T е к с т ы: Sarhkhya-pravacana-bhasya, ed. by R. Garbo, unb., 1943;
в рус. пер.— Лунный свет С.-истины, пер. с
санскр. Н. И. Герасимова, М., 1900.
* Ч а т т е р д ж и С., Д а т т а Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М.,
1954; Радхакришнаи С.., Инд. философия,
пер. с англ., т. 2, М., 1957; Garbe R. v., Die Samkhya-Philosophie, Lpz., 19172;
M a j u m d a r A. K., The Sankbya conception
of personality, [Calc.], 1930; J o h n s t o n E. II., Early Samkhya, L., 1937;
Keith A.B., The Samkhya system, Calc., 19492; С h a
k r а т a r t i P., Origin and development of the Samkhya system of thought,
Calc., 1952; F r a u w a 1-1 ner E., Zur
Erkenntnisletire de« klassischen Samkhya-Systems, «Wiener Zeitschrift fur die
Kunde Sud- und Ostasiens», 1058, Bd 2, S. 84—
129; H а с k с r P., The Sankhyization of the emanation doctrine shown in a
critical analysis of texts, там же, 1961, Bd 5, S. 75—
112; D a s g u p t a S., A history of Indian philosophy, v. l, Delhi, 1975. B.
H. Топоров.
САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ, реакции социальной группы (общества, трудового коллектива,
общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида,
отклоняющееся
(как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и
ценностей. С. с.
являются одним из механизмов социализации, поскольку, создавая у индивида

<< Пред. стр.

страница 233
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign