LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 230
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных»
ценностей
социализма. Соответственно Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ.
развитие.
Реформа как антитеза революции остаётся основой реформистского мышления. С т.
зр. Р. социализм
может возникнуть только «демократически», т. е. в результате суммы политико-
экономич. и
особенно культурно-воспитат. мероприятий, осуществляемых с.-д. и даже бурж. пр-
вами; социализм
может существовать только как «демократия», т. е. как гармо-нич. единство всех
социальных групп,
включая капиталистов,— таково кредо Р. Несмотря на то, что в документах,
программных
заявлениях с.-д. партий встречаются упоминания о социализме, содержание этого
понятия
становится всё более неопределённым, расплывчатым.
Стремление эклектически соединить «кусочки» капитализма и «кусочки» социализма
определяет
двойственность, половинчатость практич. политики реформистских, с.-д. партий. Ни
в одной стране,
где лидеры с.-д. партий возглавляли и возглавляют правительства, не сделано
ничего для подрыва
основ капитализма. Совр. Р. правых социалистов по существу направлен на
модернизацию
капитализма, его приспособление к новым историч. условиям.
. Реформистские политич. партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы
сыграли и
играют опре-дел. роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального
положения
трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку во многих развитых капитали-
стич. странах.
Реформистские с.-д. партии, объединённые в Социалистич. интернационал,
насчитывали (с учётом
коллективного членства) ок. 15 млн. чел. (1980). В конце 1981 с.-д. деятели
возглавляли пр-ва или
входили в кабинеты 17 стран. В 70-х гг. активизировалась деятельность
Социалистич.
интернационала в Азии, Африке и Лат. Америке.
Исходя из того, что продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола
рабочего
движения, коммунистич. партии, критикуя правооппортунистич.
582 РЕЧЬ
идеологию и политику Р., выступают за конструктивный, свободный от предубеждений
диалог
между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-
демократами.
Осн. препятствием для единства действий революц. и реформистского течений
рабочего движения
служит антикоммунизм правых лидеров социал-демократии. Именно антикоммунизм,
равно как и
фактич. исчезновение грани между с.-д. и либерально-бурж. воззрениями, вызвали
идейно-лолитич.
кризис социал-реформизма, к-рый углубился в результате хронич. неустойчивости
капиталистич.
экономики со 2-й пол. 70-х гг. В условиях этого кризиса внутри мн. реформистских
партий, при
сохранении общего курса на классовое сотрудничество с буржуазией, усилилась
дифференциация и
идейное брожение, активизировались левые группы. Произошли позитивные сдвиги в
позициях с.-д.
руководства по ряду важных междунар. проблем. С меньшей настойчивостью стало
подчёркиваться
враждебное отношение с.-д. партий к единству действий с коммунистами.
В совр. условиях коммунисты «... приветствуют успехи в развитии сотрудничества
коммунистических и со-циалистич. или социал-демократич. партий, достигнутые в
ряде стран и в
междунар. плане. Они считают, что коренные интересы рабочего класса и всех
трудящихся требуют
преодоления преград, стоящих на пути сотрудничества и осложняющих борьбу
трудящихся против
монополистического капитала, против реакционных и консервативных сил»
(Конференция
коммунистич. и рабочих партий Европы, М., 1977, с. 21).
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкяехту, В. Бракке и
др., Соч., т. 19; Ленин В. И.,
Марксизм и ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Р. в рус. социал-демократии, там же,
т. 20; его ж е, О нек-рых
особенностях историч. развития марксизма, там же, т. 20; его же, Марксизм и Р.,
там же, т. 24; е г о ж е, Крах II Ин-
тернационала, там же, т. 26; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там
же, т. 37; Программные документы
борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий. Документы и
материалы, М., 1969; Полянский Ф. Я., Критика реформистских концепций совр.
капитализма, М., 1975; Критика совр.
бурж. и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма, М., 1980; Социал-
демократич. и бурж. Р. в системе
гос.-монополи-стич. капитализма, М., 1980. А. Е. Бовин.
РЕЧЬ, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов
коммуникативной
деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации
совместной трудовой
деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В науч. лит-ре
существуют
противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством
эмоционального
выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функции —
выражения и
коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. — только средство воздействия. К. Бю-
лер выделяет
функции выражения, обращения и сообщения. Сов. психологи указывают на две осн.
функции языка
(Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства
обобщения, орудия
мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р.
как
психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с
трудовой,
познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции,
включённые в
перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими
категориями, как
мышление, память и т. п. Р. — одна из высших психич. функций человека. В
психофизиологич.
организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и
осознаваемые
(осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже
звуковая сторона Р.):
характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений
говорящего, социальной
ситуации и др. факторов.
Можно выделить собственно Р. (или «внеш.» Р.), к-рая имеет коммуникативную
направленность, т. е.
ориентирована на понимание др. людьми с целью воздействия на их сознание и
деятельность, а также
на социальное взаимодействие, и внутр. Р., к-рая есть в сущности общение
человека с самим собой
для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентированность внутр.
Р. на познават.
задачи ведёт к использованию в ней разного рода вспомогат. средств (образы,
схемы и т. д.) и
возникновению специфич. закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые
описанных Л. С.
Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. прого-варивания (Р. «про себя»,
беззвучная Р.) и внутр.
программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки
высказывании). Внутр. Р.
генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает
возможным (как в
филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р.
(«внеш.» Р.)
разделяется на диалогич. и монологич. Р.; генетически первичной является
диалогич. Р.
Оставаясь коммуникативной, «внеш.» Р. может выполнять в то же время различные
дополнит.
функции, напр. поэтическую (Р. как орудие общения посредством иск-ва),
магическую
(«воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.-наименование),
диакритическую (Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая
лишь для её
уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п.
• Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 19302; Выготский Л. С., Избр.
психологич. исследования, М., 1956;
Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Соколов А. Н., Внутр. Р. и мышление, М.,
1968; Ле-онтьев А. А., Язык, Р.,
речевая деятельность, М., 1969; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; В
u h l e r К., Sprachtheorie, Jena, 1934.
РЕШЕНИЕ, процесс и результат выбора цели и способа действий. В психологии
принятие Р.
традиционно рассматривается как этап волевого акта. Продуктивный процесс
принятия Р. включает в
себя появление психич. новообразований в виде новых целей, оценок, мотивов,
установок, смыслов.
Детерминистич. исследование волевых актов в сов. психологии (Л. С. Выготский, А.
Р. Лурия, A.B.
Запорожец, Д. Н. Узнадзе) связано с изучением их историч., онтогенетич. и
функционального
развития.
Формальная (математич.) теория принятия Р. (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн), в
к-рой Р.
называется любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному
критерию, широко
используется в социологии, психологии, психофизике, физиологии. Психо-логич.
реальность
принятия Р. может не совпадать со схемами формальной теории Р., что выражается,
напр., в
забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или
переоценке
объективных вероятностей.
О филос. аспектах проблемы принятия Р. см. статьи Свобода воли, Свобода и лит. к
ним.
• Вопросы кибернетики, в. 8 — Теория принятия Р., М., 1975; Козелецкий Ю.,
Психологич. теория Р., пер. с польск., М.,
1979 (библ.).
РИБО (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган,— 9.12.1916, Париж), франц.
психолог,
родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против
спиритуализма т. н.
эклектич. школы (В. Кузен и др.), господствовавшей во франц. философии и
психологии сер. 19 в., Р.
попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии
— английской с
её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870, рус. пер. 1881) и немецкой с
её атомизмом
(«Совр. герм. психология», 1879, рус. пер. 1895) — сформулировать программу
новой,
экспериментальной психологии, к-рая изучала бы высшие психич. процессы и
личность в целом. В
отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. «эксперимент»:
«... болезнь является
самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных
обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое
искусство» (цит. по кн.:
Экспериментальная психологич. в. 1—2,
1966, с. 49). Это во многом определило характер всей идущей от Р. традиции во
франц. психологии
(П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж.
Фаве-Бутонье).
Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и
воображения,
работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию
(Мак-Дугалл и
др.).
• В рус. пер.: Болезни личности, М., 1887; Характер, СПБ, 1899; Психология
внимания, СПБ, 1897; Эволюция общих
идей М., 1898; Психология чувств. СПБ, 1898; Философия Шопенгауэра, СПБ, 1899;
Аффективная память, СПБ, 18992;
Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств. СПБ, 1905; О
страстях, Од., 1912; Память в её
нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 19123; Воля в её нормальном и
болезненном состояниях, СПБ, 1916.
• Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961, № 2; D u g a s L., Le
phalosophe Th. Hibot, P., 1924.
РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor — твёрдость, строгость), строгое
проведение к.-л.
принципа в действии, поведении и мысли, исключающее к.-л. компромиссы, учёт др.
принципов,
отличных от исходного, и т. п. Моралистич. Р. характерен, напр., для таких
направлений
протестантизма, как пуританизм. В этике принцип Р. был сформулирован в учении
Канта о долге как
единств. критерии нравственности. С т. зр. Канта нравственными признаются лишь
поступки,
совершённые по мотивам долга; поступки же, сами по себе не противоречащие
требованиям долга и
даже отвечающие им, не признаются, однако, нравственными, если были совершены из
других
побуждений (склонности и т. п.).
РИД (Reid) Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, — 7.10.1796, Глазго), шотл.
философ, основатель
шотландской школы «здравого смысла». Р. выступал против скептицизма Юма и всей
линии брит.
эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания; резко
критиковал
материалистич. ассоцианизм Гартли и Пристли. Центр. понятие философии Р.—
«здравый смысл»,
толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первонач.
невыводимых
принципов и суждений. В соч. «Опыты об интеллектуальных способностях человека»
(«Essays on the
intellectual powers of man», 1785) P. перечисляет 12 гл. суждений «здравого
смысла», «заложенных» в
умах людей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и
существование внеш.
мира, суждения об естеств. способности отличения истины от лжи, принцип
причинности и др.). В 19
в. в Великобритании идеи Р. пропагандировал У. Гамильтон, в США — Дж. Мак-Кош,
во Франции
— П. Руайе-Коллар. В 20 в. отд. положения концепции Р. возрождаются неореализмом
(Дж. Э. Мур и
др.) и лингвистич. философией.
• The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1-2, Edin., 1872.
• Грязнов А. Ф., Философия шотландской школы, М., 1979; Fraser ?. С. Th. Reid,
Edin.— L., [1898]; G r a v e S. A., The
Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Griffin-Collart E., La
Philosophie ecossalse du sence commun Th. Reid et D.
Stewart, Brux., 1980.
РИКЁР (Ricoeur) Поль (р. 27.2.1913, Валанс), франц. философ, представитель
религ.
феноменологическо-экзистенциального идеализма. Центр. проблема филос. построений
Р.— волевая
активность субъекта («Философия воли» — «Philosophie de la volonte», t. l—2,
1950— 1960).
Опираясь на феноменологич. метод и учение Гуссерля о «жизненном мире», идеи
Хайдеггера и
психоанализ Фрейда, Р. представляет волю как «предельную изна-чальность»
человека, выделяя при
этом его способность давать смысл окружающей действительности. В анализе
проблемы воли
использует т. н. регрессивно-прогрессивный метод, позволяющий, по мнению Р., с
одной стороны,
открывать «археологию» субъекта, его укоренённость в бытии, а с другой —
исследовать его
«телеологию», т. е. движение сознания к будущему. Первичный факт человеч.
существования Р.
усматривает в осозна-
РИКЁР 583
нии и переживании индивидом возможности небытия. Пределом в «прогрессивном»
исследовании
человеч. сознания, по Р., является понятие бога, полностью обусловливающего
бытие человека. На
основе этих принципов строится феноменологич. герменевтика, к-рую Р. предлагает
в качестве
способа истолкования человека, мира и культуры, т. е. метода историч.
(гуманитарных) наук. В то же
время герменевтика Р.— попытка объединить на основе религ. идеализма различные
способы
философствования в рамках феноменоло-гическо-экзистенциальной традиции и связать
их с фе-
номенологией духа Гегеля (в последние годы — и с философией языка).
* Gabriel Marcel et Karl Jaspers, P., 1947; Hlstoire et verite, P., 1955; De
Interpretation. Essai sur Freud, P., 1965; Le conflit des
interpretations. Essais d'hermeneutique, P., 1969; La meta-phore vive, P., 1975;
The philosophy of Paul Ricoeur; an anthology of
his work, ed. E. Reagori, D. Stewart, Boston, 1978. * Philibert M., Paul Ricoeur
ou la liberte selon 1'esperan-ce, P., 1971; Sens et
existence. En hommage a Paul Ricoeur, P., 1975.
РИККЕРТ (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша,— 30.7.1936,
Гейдельберг),
нем. философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Филос. позиция
Р.
претерпела сложную эволюцию. Отвергая с позиций неокантианства «вещь в себе», Р.
сводит бытие
к сознанию субъекта, понимаемому вначале как всеобщее, безличное сознание. На
этой основе Р.
решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного: данная в
познании дей-
ствительность имманентна сознанию, однако, согласно Р., существует объективная,
независимая от
субъекта трансцендентная реальность — предмет веры. Остальную реальность Р.
рассматривает как
результат деятельности безличного сознания, конструирующего природу
(естествознание) и культуру
(науки о культуре). Естествознание направлено на общее, законы (к-рые понимаются
Р. как
априорные правила рассудка), а история занимается единичными, неповторимыми
явлениями и
событиями. Исходный методологич. дуализм Р. развёртывается в противопоставлении
им генерали-
зирующей (обобщающей) т. зр. естествознания, свободной от ценностей, и
индивидуализирующего
понимания истории, относящегося к ценностям. Истолкование Р. истории как науки
направлено
против принципа историзма, историч. закономерности и материалистич. понимания
истории.
Философия, по Р., представляет собой науку о ценностях, к-рые образуют «...
совершенно
самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта» («О понятии
философии», см.
в журн.: «Логос», 1910, кн. 1, с. 33), мир трансцендентного смысла. Р. пытается
построить систему
философии, содержание к-рой составляют анализ отношений бытия и сознания,
взаимоотношения
между ценностями и мировоззрением, построенном на основе определ. отношения
субъекта к
ценности. Наряду с бытием Р. вычленяет 6 сфер (логика, эстетика, мистика, этика,
эротика, религия)
и соответствующие им типы ценностей (истина, красота, надличностная святость,
нравственность,
счастье, личная святость).
В работах последнего периода Р., критикуя онтологию Н. Гартмана и Хайдеггера,
обосновывал
возможность построения рационалистич. онтологии как учения о видах мирового
целого, проявлял
интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.
* System der Philosophie, Bd l,Tub., 1921; Die Logik des Pradikates und das
Problem der Ontologie, Hdlb., 1930; Grundprob-
leine der Philosophie, Tub., 1934; в рус. пер.— Границы естеств.-науч.
образования понятий, СПБ, 1903; Введение в
трансцендентальную философию. Предмет познания, К., 19042; Философия истории,
СПБ, 1908; Науки о природе и
науки о культуре, СПБ, 1911; О системе ценностей,«Логос», 1914, т. 1, в. 1;
Философия жизни, П., 1922.
• Яковенко Б., Учение Р. о сущности философии, «Вопросы философии и психологии»,
1913, кн. 119; Б а к p а д-
584 РИККЕРТ
з е К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, гл. 5;
Богомолов А. С., Нем. бурж.
философия после 1865 г., М., 1969; Бурда, философия кануна и начала
империализма, М., 1977, гл. 2; Faust ?., ?. Rickert
und seine Stellung innerhalb der deutschen Philosophie der Gegenwart Tub., 1927;
Miller-Rostowska A., Das Individuelle als
Gegenstand der Erkenntnis. Eine Studie zur Gesehichtsmetho-dologie H. Rickerts,
Winterthur, 1955.
РИМСКИЙ КЛУБ, междуяар. обществ. орг-ция, созданная с целью «углублять понимание
особенностей развития человечества в эпоху науч.-технич. революции». Основан в
1968, пред.—
итал. экономист А. Печчеи. Включает около ста учёных, обществ. деятелей,
бизнесменов из более
чем 30 стран, преим. развитых капи-талистич. гос-в. Осн. направления
деятельности: обсуждение и
стимулирование исследований глобальных проблем, содействие формированию мирового
обществ.
мнения в отношении этих проблем, диалог с руководителями гос-в. Осн. формы
работы —
поощрение спец. иссле-доват. проектов, собрания, на к-рых обсуждаются проекты
соответствующих
науч. исследований, принимаются решения о публикации их результатов, и т. д. Р.
к. не финансирует
проекты, а лишь рекомендует их пром.-финанс. корпорациям Запада, для к-рых такие
ассигнования
служат рекламой.
В 1968—81 при поддержке Р. к. были проведены исследования: «Пределы роста» [«The
limits to
growth», 1972, под рук. Д. Медоуса (США), на основе концепции, изложенной в кн.
Дж. Форрестера
(США) «Мировая динамика», 1971, рус. пер. 1978]; «Человечество на поворотном
пункте» [«Mankind
at the turning point», 1974., под рук. М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ)];

<< Пред. стр.

страница 230
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign