LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 23
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

диалектич. атомизма (простые субстанции непрерывно взаимодействуют и изменяются)
и
платонизма (учение об «истинах в себе», «чистых понятиях» и пр.). Гл. логико-
филос. соч. Б.
«Наукоуче-ние» («Wissenschaftslehre», Bd 1—4, 1837) — обширный историко-критич.
обзор традиц.
логия. учений с критикой психологизма в логике и с оригинальным изложением
дедуктивной логики.
Требование логич. строгости рассуждений Б. перенёс на основы матем. анализа
(1810), дав нек-рые
образцы таких рассуждений (теорема Б. о непрерывности функций, пример
непрерывной функции,
не имеющей производной и др.). В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851, рус. пер.
1911) Б. явился
предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от
идеи
Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного. При этом он
различал два рода
существования объективного: существование реальное — «непосредственно данное»
(во времени и
пространстве), и не реальное, но возможное — существование (наличие) «в себе». В
этом последнем
смысле он понимал и объективную возможность существования бесконечных множеств —
их
наличие «по крайней мере, среди вещей не реальных».
В области социальной этики К. защищал идеи равенства u прогресса; принцип
всеобщего блага он
утверждал в качестве высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем
государстве» — «О
nejlepsim state», 1831).
• Lehrbucn der Religionswissenschaft, Sulzbach. IS3i; Grundlegung der Logik,
Hamb., [1963]; Mathematische und
philosophische Schriften 1810—1816, Bd l — , Bad Gannstatt — Stuttg., 1977—.
• Нуцубидас В., Б. и теория науки, «Вопросы философии и психологии», 1913, кн.
116--117; Фёдоров Б И Логика Б. Б.,
Л., 1980; Walds с h mitt L., Bolzano's Begrundung des Objektivismus in der
theoretischen und praktischen Philosophie,
Wurzberg, 1937; Winter E., B. Bolzano. Ein Lebensbild, Stuttg.— Bad Cannstatt,
1969; Bolzano-Sympo-sion. Bolzano als
Logiker, W., 1974; L o u 2 i l J., B. Bolzano Studie z ukazkami z dila, Praha,
1978.
БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), собственно — Джо-ванни Фиданца (Fidauza) (1221,
Тоскана,—
15.7.1274, Лион), ср.-век. теолог и философ. Глава францисканского ордена,
кардинал (с 1273), один
из крупнейших представителей поздней схоластики, соединивший её с традицией ср.-
век. мистики,
«серафический доктор» (doctor seraphicus). Был причислен к лику святых (1482) и
к числу десяти
величайших учителей церкви (1588). Учился у Александра из Гэль-са в Парижском
ун-те, где был
затем проф. В своей филос. системе развил доктрину ср.-век. реализма,
последовательно
придерживаясь традиции августинианст-ва и принимая в то же время нек-рые
элементы аристо-
телизма. По Б., каждое сущее имеет множество форм (см. Форма и материя),
единство к-рых
упорядочивается высшей субстанциальной формой. Формы — это идеи божеств. ума,
возможность
бытия. Они изначально запечатлены в материи как некие семенные причины, т. е.
даны в
возможности, и их актуализация и вызывает к существованию индивидуальную вещь.
Бытие идей в
боге есть чистый акт (см. Акт и потенция), через к-рый существуют сотворённые
субстанции. Всё
сотворённое — материально, но материя может быть и телесной, и духовной; душа —
это духовная
субстанция особого рода, её материей являются способности, реализующиеся в
действиях
одушевлённого существа. Душа есть единство неск. форм, подчинённых высшей — уму
(интеллекту). Высшая форма телесности — форма света, источник завершённости
телесного
существа как тела.
Абстрагирующие функции интеллекта необходимы для познания внеш. мира. Знание о
духовных
субстанциях, в т. ч. о себе самой, душа имеет непосредственно благодаря
«просвещению», идущему
от бога, равно как знание осн. принципов и возможность достоверного знания
вообще. В осн. соч.
«Путеводитель души к богу» изложено мистич. учение о восхождении души к богу:
сначала душа
прозревает присутствие бога в мире, затем, обратившись от внеш. мира к себе,
видит в себе обраа
бога и, наконец, сознаёт явное присутствие бога в себе.
Учение Б., продолжавшее традиции августинианства и в этом противостоявшее
томизму, положило
начало целой школе ср.-век. философии (т. н. 1-я францисканская школа). Б.
оставался самым влият.
францисканским мыслителем вплоть до Дунса Скота.
• Opera omnia, t. 1—10, [Quaracchi], 1882—1902.
• Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 197У, с. 316—20; Gilson E., La
Philosophie de St. Bonaventura, P., 19432; B o u g e
r o l J. G., Introduction a l'etude de St. Bonaventure, Strasbourg, 1961; G u a
r d i n i R., Systembildende Elemente in der
Theologie Bonaventuras, Leiden, 1964; Stoevesandt H., Die letzten Dinge in der
Theologie Bonaventuras, Z., 1969.
БОНАПАРТИЗМ, термин, употреблявшийся первоначально для обозначения воен.
диктатуры
Наполеона Бонапарта и диктатуры Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространён на
любую
контрреволюц. диктатуру крупной буржуазии, опирающуюся на военщину и на
реакционно
настроенные слои отсталого крестьянства и лавирующую между борющимися классами в
условиях
неустойчивого равновесия классовых сил. «Бонапартизм,— писал В. И. Ленин,— есть
форма прав-
ления, которая вырастает из контрреволюционности буржуазии в обстановке
демократических
преобразований и демократической революции» (ПСС, т. 34, с. 83).
БОНАПАРТИЗМ 59
Политику буржуазии в России в период, последовавший за Июльским кризисом 1917,
он оценивал
как бонапартистскую. Б. сочетает социальную демагогию с активной шовинистич.
пропагандой и
агрессией, с политикой удушения демократич. свобод и революц. движения путём
широкого
использования полицейско-бюрократич. аппарата и церкви. Элементы Б. были
свойственны
правлению О. Бисмарка в Германии, П. А. Столыпина в России.
БОР (Bohr) Нильс Хенрик Давид (7.10.1885, Копенгаген,— 18.11.1962, там же),
датский физик-
теоретик, один из создателей квантовой теории. В 1920 возглавил созданный по его
инициативе Ин-т
теоретич. физики в Копенгагене. В 1943—45 в эмиграции в США. Иностр. чл. АН СССР
(1929).
Нобелевская пр. по физике(1922) за создание квантовой модели атома.
В работе «О строении атомов и молекул» (1913) заложил основы квантовой модели
атома, ставшей
фундаментом развития квантовой теории. Сформулировал принцип соответствия,
позволявший
получать квантовые формулы, опираясь на представления классич. физики. На основе
своей модели
атома дал объяснение периодич. системы элементов, В докладе «Квантовый постулат
и новейшее
развитие атомной теории» (1927) разработал концепцию дополнительности, к-рая
легла в основу т. н.
копенгагенской интерпретации квантовой механики, созданной в 1925—26 В. Гейзен-
бергом, Э.
Шрёдингером, П. Дираком и др. В многочисленных методологических работах развивал
и уточнял
содержание концепции дополнительности, которой Б. стремился придать
общеметодологическое
значение.
Б. активно участвовал в движении прогрессивных учёных за мир и междунар.
сотрудничество.
* в рус. пер.: Избр. науч. труды, т. 1 — 2, М., 1970—71.
* Нильс Бор. Жизнь и творчество, [пер. с дат.], М., 1967; Мур Р., Н.
Б.— человек и ученый, пер. с англ., М.,
1969; Кляус E. M., Франкфурт У. II., Френк A.M., Н. Б., М.,
1977; Данин Д. С., Н. Б., М., 1978.
БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27. 9. 1627, Дижон,— 12.4.1704, Париж), франц.
писатель, епископ.
Находился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей
истории...»
(«Discours sur l'histoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории
человечества до эпохи Карла
Великого целиком в духе христ. библейской традиции. Произв. Б. пронизаны идеей
провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою
печать на
каждую эпоху их развития.
В соч. «Политика, извлеченная из Священного писания» («Politique tiree des
propres paroles de I' Есгі-
ture», 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-
абсолютистской
власти. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Б. отличал
от
деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б.
легли в основу
католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно
Вольтер доказывали
несостоятельность филос.-соци-ологич. идей Б.
* Oeuvres completes..., v. 1 — 31, P., 1862—66. *Плеханов Г. В., Избр. филос.
произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он
Г., История франц. лит-ры, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l
l i a u ?., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e
F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet,
P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet,
P., 1973.
БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц.
фллософ-
неотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма.
Член ордена
доминиканцев. Директор (1957—72) Ин-та вост.-европ. исследований при
Фрейбургском ун-те,
основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии
60 БОР
«Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая
ему «экспансио-
низм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ.
верой.
Призна-ная в последние годы успехи сов. философии и усиление её междунар. роли,
Б. выступает в
духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по
истории и
методологии философии, логики и теологии.
• Europaische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische
Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of
religion, N. ?., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum philosophischen Denken,
Basel —W., 197311; Was ist Autoritat?, Basel
—W., 1974; Marxismus-Leninismus, Munch., 19742.
• «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; С и т-ковский Е. П.,
Против филос. антикоммунизма, в кн..
Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Якушевекий И. Т., Ценные
признания одного из наших «критиков»
(О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы ? о в-с к и й Б. Э., Партии в
философии и филос. камуфляж, «Ком-
мунист», 1967, № 1.
БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (18.5. 1711, Рагуза, ныне Дубровник,
Югославия,— 13. 2.
1787, Милан), хорв. философ, физик, математик и астроном; дипломат. Почётный чл.
Петерб. АН
(1760).
В гл. соч. «Теория натуральной философии, приведенная к единому закону сил,
существующих в
природе» (1758) Б. развил учение о динамич. атомизме, основанное на
представлении о
непротяжённых и неделимых материальных частицах (точках), между к-рыми действуют
силы
притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. С помощью этой
гипотезы,
утверждающей неразрывную связь материи и движения, Б. объяснял свойства
материальных тел. Б.
критиковал учение Ньютона об абс. пространстве и времени. Ряд его идей
предвосхищает совр.
представления о материи, пространстве и времени. Б. высказывал мысль о
возможности построения
геометрии, отличной от эвклидовой. Ес-тественнонауч. идеи Б. оказали влияние на
физику и
философию 1-й пол. 19 в.
• De virihus vivis, Romae, 1745; De lumine, 1748, pars l—2, Vindobonae, 1766
(Diss.); De continuitatis lege ..., Romae, 1754. *
Г о д ы ц к и и - Ц в и ? к о А. М., Науч. идеи Р. И. Б., М., 1959; Markovio ?.,
Rudje BoSkovio, dio 1—2, Zagreb, 1968—69.
БОЭЦИЙ (Boethius, Boetius) Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим,— 524, Павия).
рим. философ,
теолог и поэт. Принадлежал к старой рим. знати и получил блестящее образование,
достиг высокого
положения на службе остготского короля Теодориха, но но обвинению в тайных
сношениях с Вост.
Рим. империей был казнён. Оказал исключительно широкое влияние на ср.-век.
культуру. Его
переводы «Органона» Аристотеля и «Введения» Порфирия, комментарии к
аристотелевским и
послеаристотелевским логико-герменевтич. текстам, а также оригинальные теологич.
соч. явились
основой ср.-век. аристотелиз-ма и предвосхищением синтеза зрелой схоластики; его
компендии по
арифметике и музыке передали ср.-век. практике «квадривия» пифагорейско-
платонов-скую
математич. традицию; наконец, его моралистич. «Утешение философией», написанное
в тюрьме и
посвящённое теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было в
течение целого
тысячелетия одним из самых читаемых произведений и многократно переводилось.
• Migne, PL, t. 63—64; The theological tractates, The consolation of philosophy,
transl, by H. F. Stewart, E. K. Rand, S. J.
Tester, Camb. (Mass) — L., 1973.
• Courcelle P., Les lettres grecques en Occident..., P., 1948.
БРАК, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом
форма
отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по
отношению
друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит
рост населения,
физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется
естеств.
потребность людей в продолжении
рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ.
отношениями,
он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии.
Санкционируя Б., общество
берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей,
вступивших в В.,
ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно,
за будущее
семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не
являлся бы
предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 1, с. 162).
Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку
мужчина и
женщина выступают в нём как личности и граждане гос-ва. В числе нравств.
ценностей, имеющих
особенно большое значение для стабильности Б.,— индивидуальная половая любовь,
супружеский и
родительский долг, взаимное уважение и помощь.
В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной
формации со-
циально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для
свободных
граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство.
В раннем
европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако
крепостные могли
вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает
значит. влияние
частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой
деятельности женщин,
падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного
законодательства и половой
морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.»
собственнич. Б. (рост
числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных
отношений,
основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся
относит.
равноправием супругов.
Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами,
способствуя
распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению
отношений между
полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный,
свободный от
утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью
к-рого
является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое
и нравств.
регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую
очередь на
защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит.
к ней.
БРАХМАН (санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос.
учениях высшая объ-
ективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из к-рого возникает
мир со всем, что в
нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.;
сам же он — вне
времени и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и
действий,
внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и
рамках к.-л.
частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно — немыслимый,
невидимый,
неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый
образа,
безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не
постигаемый обычным
сознанием или различными рационально-умозрит. конструкциями, Б. познаётся лишь
высшей религ.
интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава).
В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных
понятий. Умозрит.
концепция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б.
становится
единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный бог
ранневедийской
эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но всё, что
есть в бытии, в
жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.— золотой зародыш), из
к-рого
разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа В.— воплощённый и
невоплощённый,
смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный»
(Брихадарань-
яка-упанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание
им самого себя,
обретение субъективного аспекта в самопознании — учение о тождестве Б. и атмана,
объекта и
субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.»,
«это Б., это
атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества:
«это — ты» (tat
tvam asi). При· всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен
ему. Реальность Б.
является как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство
(ананда).
Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно
Шанкаре, Б.— это
чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё.
По отношению к
эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель,
как сагуна-Б. (т.
е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность
этого мира, Б.
предстаёт как абс. бытие, лишённое к.-л. атрибутов, как ниргуна-Б. (т. е. Б. без
качеств). Учение
Шанкары о Б.— высшая точка в развитии этого понятия как образа абс. единства.
Рамануджа в ряде
вопросов уже отступает от этой идеи (учение о самообнаруживающемся Б. в его
соотношении с
майей, об абс. единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и
Б., единству к-
рого присущи различия и т. д.— см. Вишишта-адваита).
• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х
а к ? и ш н а н С., Инд. философия, пер.
с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Топоров В. Н., О Б. К истокам концепции, в сб.:
Проблемы истории языков u культуры
народов Индии, М., 1974, с. 20—74; Hang M., Uber die ursprungliche Bedeutung des
Wortes brahman, Munch., 1868; R eno u
L., Sur la notion de brahman, «Journal Asiatique» 1949, t. 237, fasc. l, p. 7—
46; T h i e m e P., Brahman, «Zeitschrift der
Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91 — 129; Dasgupta
A., A history of Indian philosophy, v. 1—5,
Delhi, 1975.
БPEHTАHO (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, — 17.3.1917, Цюрих), нем.
философ, непо-
средств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве
католич.
священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б.

<< Пред. стр.

страница 23
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign