LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 229
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

• Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; III и б у т а-н и Т., Социальная
психологич. пер. с англ., М., 1969; Яковлев
А. М., Преступность и социальная психологич. М., 1971; Метревели В. Г., К
вопросу о теории Р. г. в совр. бурж.
социологии, «Социологич. исследования», 1975, № 4; О л ьш а н с к и й В. Б.,
Группа присутствия и эталонная группа, в
кн.: Социальная психологич. М., 1975; К о н И. С., Психология юношеского
возраста, М., 1979; Социальная психология
личности, М., 1979; Щедрина Е. В., Референтность как характеристика системы
межличностных отношений, в кн.: Пси-
хологич. теория коллектива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психологич. М.,
1980; Merton R. К., Social theory and
social structure, Glencoe, 19682.
РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio — обращение назад), принцип человеч.
мышления,
направляющий его на осмысление и осознание собств. форм и предпосылок;
предметное
рассмотрение самого знания, критич. анализ его содержания и методов познания;
деятельность
самопознания, раскрывающая внутр. строение и специфику духовного мира человека.
Различают три вида Р.: элементарная Р., приводящая к рассмотрению и анализу
знаний и поступков,
к размышлению об их границах и значении; науч.Р.— критика и анализ теоретич.
знания,
проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приёмов, к-рые
свойственны данной
области науч. исследования; фи-лос. Р.— осознание и осмысление предельных
оснований бытия и
мышления, человеч. культуры в целом.
Как форма познания Р. есть не только критич., но и эвристич. принцип: она
выступает как источник
нового знания. Р. полагает в качестве своего предмета само знание о нем.
Как особая проблема Р. стала предметом обсуждения ещё в др.-греч. философии.
Сократ выдвинул на
первый план задачу самопознания, предмет к-рого — духовная активность в её
познават. функции. У
Платона и Аристотеля мышление и Р. толкуются как атрибуты, изначально присущие
демиургу,
божеств. разуму, в к-ром обнаруживается единство мыслимого и мысли. Подобная
трактовка Р.
перешла через неоплатонизм в ср.-век. философию, где Р. преим. толковалась как
отражённая в
логосе миротворч. активность божества. В новое время трактовка Р. связана с
проблемами филос.
обосно-
РЕФЛЕКСИЯ 579
вания науч. знания. У Декарта Р. выступает в качестве способа постижения
непосредственно
достоверных основоположений сознания. Кант трактовал подлинную Р. как отнесение
знаний и
представлений к соответствующим познават. способностям: Р. определяет источники
познания
(рассудок или чувств. созерцание), к-рые формируют понятия или представления. У
Гегеля Р.
мирового духа выступает движущей силой его развития, внутр. формой историч.
самосознания и са-
моразвития культуры.
Для бурж. философии 20 в. характерны, с одной стороны, абсолютизация Р. как
универс. способа
анализа сознания (феноменология), а с другой — негативное толкование Р. как
источника
неадекватного самопознания человека (экзистенциализм).
К. Маркс и Ф. Энгельс, отвергая метафизич. и идеа-листич. трактовки Р., понимали
филос. Р. как
осознание предметно-практич. отношения человека к миру. При этом философия
выступает как Р.,
направленная на раскрытие всеобщих «сущностных сил» человека и человечества. См.
Философия.
• Маркс К., Экономическо-филос. рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 42; M a p к с К. и Энгельс Ф.,
Нем. идеология, Соч., т. 3; К а н т И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М.,
1964, с. 314—19; Гегель Г. В. Ф.,
Энциклопедия филос. наук, т. 1, М., 1974, с. 206, 256—66, 268—69, 281—82;
Лекторский В. А., Субъект, объект,
познание, М., 1980, гл. 4; G u n t h e r H. R., Das Problem des
Sichselbstverstehens, B., 1934; Litt T h., Die Selbsterkenntnis
des Menschen, Hamb., 19482; Wagner H., Philosophie und Reflexion, Munch.— Basel,
1959.
РЕФОРМА (франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование,
изменение,
переустройство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений),
не
уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной т. зр. под Р.
подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политич. практике и
политич. теории Р.
обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к
лучшему (см. В.
И. Ленин, ПСС, т. 15, с. 107).
В условиях антагонистич. общества Р., поскольку она имеет вынужденный характер
(уступка со
стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна и по
содержанию, и
по влиянию, к-рое она оказывает на ход социальных процессов. С одной стороны, Р.
есть реальный
шаг вперёд, улучшающий в том или ином отношении положение трудящихся,
предпосылка для
дальнейшей их борьбы, с другой — Р. является «...предохранительной реакцией, т.
е.
предохраняющей правящие классы от падения мерою...» (там же, т. 7, с. 209);
правящие классы
соглашаются на Р., чтобы ослабить напор революц. сил, направить его в русло
заурядного
реформаторства и сохранить своё господство. Противоречивый характер Р.
подтверждается, напр.,
всей историей социального законодательства капитализма. В развитых бурж. странах
организованная
борьба рабочего класса привела к серии Р., улучшивших положение трудящихся.
Вместе с тем
успехи рабочего движения сопровождались ростом реформистских иллюзий,
распространением
влияния социал-демократов (см. Реформизм). Комму-нистич. партии, поддерживая
непосредственные, ближайшие требования трудящихся, выступают за доведение их
борьбы до
коренного переустройства общества.
Соотношение Р. и революции — одна из важнейших теоретич. и практич. проблем
междунар.
рабочего движения, мирового революц. процесса в целом. Принципиальное отличие
реформистского
пути от революционного заключается в том, что при первом власть остаётся в руках
прежнего
правящего класса, а при втором власть переходит в руки нового класса. Имея в
виду указанное
различие, В. И. Ленин писал: «Понятие ре-
580 РЕФОРМА
формы, несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой
противоположности,
забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым
серьезным
ошибкам... Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая,
подвижная грань,
которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае» (там же, т.
20, с. 167).
Ленин боролся как против реформистов, ревизионистов, к-рые «забывают» эту грань,
так и против
догматиков, сектантов, которые метафизически противопоставляют Р. революции и
принижают роль
борьбы за Р. Значение Р. в революц. процессе определяется сложным переплетением
объективных и
субъективных факторов, среди к-рых первое место занимает соотношение классовых
сил как в
междунар. масштабе, так и в рамках каждой страны. В зависимости от него возможны
два осн. пути
революц. преобразований: мирный и немирный. В свою очередь, в зависимости от
того, по какому
пути пойдёт революция, Р. играют существенно различную роль.
В условиях немирного развития революции роль и значение Р. совершенно точно
описываются
формулой Ленина: «...реформы, как побочный продукт революционной классовой
борьбы
пролетариата» (там же, т. 15, с. 108). Практически это означает, что рабочий
класс и его партия
ориентируются на непосредств. осуществление радикальных политич. и социально-
эко-номич.
преобразований. Борьба за те или иные Р. прежде всего выступает как средство
подготовки политич.
революц. армии, создания, укрепления классовых орг-ций, воспитания пролет.
сознания. Если
революция побеждает, Р. осуществляются как её «побочный продукт», если же
революция терпит
поражение, то характер и значимость вырванных у господствующего класса уступок
определяются
размахом и глубиной революц. борьбы.
В условиях мирного перехода к социализму формула о Р. как «побочном продукте»
уже не отражает
всех особенностей революц. процесса. «В новой исторической обстановке,—
говорится в Программе
КПСС,— рабочий класс многих стран еще до свержения капитализма может навязать
буржуазии
осуществление таких мер, которые, выходя за пределы обычных реформ, имеют
жизненное значение
как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за
социализм, так и
для большинства нации» (1976, с. 37). Мирный путь к социализму предполагает ряд
переходных
этапов, промежуточных мер, «комбинированных типов» (В. И. Ленин), экономич. и
политич.
организации, посредством к-рых будут ограничиваться власть монополий,
укрепляться анти-
монополистич. коалиция, происходить изменения в самой структуре общества. Борьба
за такие
глубокие Р. выступает как важное средство активизации масс, постепенного подрыва
позиций
господствующего класса, как особая форма революц. процесса. Такие, выходящие за
пределы
обычных, Р. рассматриваются как совокупность постепенных коренных
преобразований, к-рые, хотя
и не «вводят» социализм, но уже непосредственно затрагивают основы капиталистич.
строя, от-
крывают социалистич. перспективу.
Принципиальное отличие такой позиции от реформистской заключается в том, что
коммунисты не
отрывают борьбу за Р. от борьбы за политич. власть и за коренные революц.
преобразования при
помощи этой власти. Смысл политики коммунистов в том и состоит, чтобы не ждать
пассивно
революц. ситуации, а постоянно бороться за демократич. цели, достижение к-рых
ведёт к усилению
социалистич. сил и создаёт почву для относительно мирного взятия власти рабочим
классом. При
таком развитии событий Р.— существ. элемент самого революц. процесса, практич.
выражение
сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм.
С победой социализма противоположность Р. и революции снимается окончательно.
Отсутствие
классовых антагонизмов ведёт к тому, что сдвиги в обществ. отношениях как
правило
осуществляются путём более или менее постоянного изменения, развития,
совершенствования
существующих порядков.
• Ленин В. И., Письмо «Северному союзу РСДРП», ПСС, т, 6; его же, Еще о думском
министерстве, там же, т. 13; его
же, Итоги выборов, там же, т. 22; его ж с, Возрастающее несоответствие, там же;
его же, Марксизм и реформизм, там
же, т. 24; е г о ж е, О значении золота теперь и после полной победы социализма,
там же, т. 44; А г а е в С. Л., В. И. Ле-
нин о соотношении Р. и революции, «Рабочий класс и совр. мир», 1974, № 1; Красин
Ю. А., Революц. процесс и
реформы, «ВФ», 1977, № 9; е г о ж е, О революц. преобразованиях переходного
типа, «ВФ», 1981, № 4; Шадрин Э. И., Р.
и революция как социальные явления и категории обществ. развития, в кн.:
Проблемы перехода к новому качеству в
обществ. развитии, Межвузовский сборник научных трудов, в. 167, Ярославль, 1977;
Карякин Ю. ?., ? л и м а к В. Г., О
формах революц. борьбы за социализм, в кн.: Ленин как поли-тич. мыслитель, М.,
1981. А. Е. Бовин.
РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование, исправление), разнородное
социально-
политич. и идео-логич. движение 16—17 вв., охватившее большинство стран Зап. и
Центр. Европы и
направленное против ср.-век. католич. церкви как «...наиболее общего синтеза и
наиболее общей
санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 7, с.
361). В узком смысле Р. — пересмотр осн. догматов католицизма, к-рый привёл к
возникновению
нового направления христианства — протестантизма. Р. явилась следствием
вырождения
католицизма как господствующего мировоззрения, признания его неспособности
осуществить осн.
замысел ср.-век. религ. культуры — организовать земную жизнь людей как
подготовку к «царствию
небесному».
Необходимость широкой церковной реформы обсуждалась задолго до Р. Обожествление
папы,
индульгенции, злоупотребления духовенства, чрезмерное развитие обрядности в
ущерб внутреннему
содержанию, «благочестивые обманы» обнаруживали в глазах современников духовный
крах рим.
католич. церкви. Вселенские соборы 14—15 вв. (особенно Констанцский и
Базельский) стремились к
исправлению церкви «во главе и членах», но попытки её внутр. реформирования не
удались.
Начавшаяся в 16 в. протестанская Р. выступила с лозунгом не исправления
католицизма, а борьбы с
ним.
Р. была подготовлена выступлениями Дж. Уиклифа и Я. Гуса. Идейное оформление она
получила в
учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-бурж.
направление Р., и Т.
Мюнцера, вождя народной Р. Объявляя причиной Р. «порчу церкви», идеологи Р.
видели её в
искажении учения Христа и целью Р. считали возвращение к «истинному»
христианству
апостольских времён. Чтобы очистить веру от историч. наслоений, они призывали
проверить
священное предание Священным писанием, авторитет Библии противопоставить
авторитету церкви и
сохранить только те таинства, догматы и обряды, к-рые основаны на Библии.
Совершив эту
проверку, Р. признала два таинства из семи, отменила поклонение святым, обязат.
посты и
большинство церковных праздников.
Важнейшая идея Р. — необходимость личной ответственности человека перед богом
без посредства
церковной иерархии. В обществ. сознании 16—17 вв. католич. церковь выступала как
насильств.
власть, пытающаяся организовать рслиг. жизнь человека по образцу формально-
юридич. отношений
и обещающая спасение «добрыми делами», т. е. в следовании предписанному способу
поведения. По
мнению идеологов Р., спасение достигается не «добрыми делами», а чистосердечным
раскаянием и
верой. В силу божеств. предопределения воли существуют непосредственное,
персональное
отношение каждого человека к богу, личная вина и личная ответственность. Церковь
не способна
приблизить человека к богу и не должна стремиться опосредо-вать и нивелировать
их отношения.
Переосмысление роли церкви в деле человеч. спасение связано с изменениями в
понимании
отношения природы и духа. Католич. догматика основана на признании того, что в
нек-рых
природных вещах божеств. дух воплощается в большей мере, чем в прочих (святые
дары, мощи,
чудотворные иконы и др.). Реформаторское сознание отменяет это разделение вещей
на священные и
несвященные; священное — не вещь, к-рую можно дать, продать (индульгенции),
отнять, завоевать
(крестовые походы). Это воззрение чётко проявилось в дискуссии о таинстве
евхаристии (причастия).
Согласно учению римско-католич. церкви, Христос субстанциально присутствует в
святых дарах.
Согласно Лютеру, присутствие Христа воспринимается лишь верою в него, а
отсутствие веры
отнимает у святых даров их благодатную силу.
Отвергая рукоположение как таинство передачи особой (апостольской) благодати
священнослужителям, теоретики Р. развивают учение о всеобщем священстве. Они
утверждают, что
божеств. благодать равно даётся всем в таинстве крещения. Нет принципиальной
разницы между
мирянами и духовенством. Церковь — это община верующих, союз братьев во Христе,
а не
вселенская, почти космич. иерархия, мистически связывающая небо и землю. Поэтому
церковная
организация должна строиться на началах общинного самоуправления, а не иерархич.
подчинения.
Р. привела к религ. войнам за свободу совести, в результате к-рых в ряде европ.
государств
утвердились бурж. религ. и политич. свободы. Но эпоха Р. поняла свободу совести
прежде всего как
свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета
церкви
авторитетом гос-ва. Р. отвергла принципы католич. теократизма и централизма,
государства были
освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием гос. власти.
Немецкая Р. нашла своё продолжение в Нидерландской (16 в.) и Английской (17 в.)
революциях, в
ходе к-рых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и
мирского
призвания христианина. Р. оказала серьёзное влияние на развитие со-циально-
критич. мышления,
филос. теорий самосознания, раннобурж. идеала «правового государства» и новых,
предпринимательских, ориентации в хоз. практике,
• Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Соч., т. 7; е г о же, К «Крест. войне»,
там же, т. 21; е г о же, Заметки о Германии,
в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, ?., 1948, с. 343— 346; Б е ц о л ь д Ф.,
История Р. в Германии, пер. с нем., т. 1 —
2, С.ПБ, 1900; Источники по истории Р., в. 1—2, М., 1906—07; Ш т е ? н Л.,
Идеологич. и политич. роль Р. в прошлом и
настоящем, в сб.: Ежегодник герм истории 1968, М., 1969; Weber M., Die
protestantische Ethik und der Geist des Kapita-
lismus, Munch., 1907; R i t s с h l O., Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd
1—4, Lpz., 1908—27; Dilthey W., Auffassung
und Analyse des Menschen im 15. und 16. Jahrhundert, в его кн.: Gesammelte
Schriften, Bd 2, Lpz., 1921; Troeltsch E.,
Protestantisches Christentum und Kirclie in der Neuzeit, n <:6,: Die Kultur der
Gegenwart, Tl l, Abtheilung 4, H. l — 2, Lpz.,
1922; Hanke L., Deutsche Geschichte in Zeitalter der Reformation, W., 1960; С h
a d w i с k O., The Reformation, Grand Rapids
(Michigan), 1965; Merle d' A u b i g n e J. H., Histoire de la Reformation en
Europe au temps de Calvin, t. l—8, Osnabruck,
1968; С o u r v o i s i e r .T., De la reforme au prote-stantisme, P., 1977; см.
также лит. к статьям Лютер, Кальвин.
Т. Н. Панчеко.
РЕФОРМИЗМ в рабочем движении, политич. течение, к-рое отрицает необходимость
классовой
борьбы, социалистич. революции, выступает за сотрудничество классов и надеется с
помощью серии
реформ, проводимых в рамках бурж. законности, превратить капитализм в общество
«всеобщего
благоденствия» и социальной справедливости.
Р. возник в последней четв. 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения
и развития бурж.
демократии ряд с.-д. деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять
курс на
реформирование, улучшение бурж. общества, на постепенное «врастание»
РЕФОРМИЗМ 581
в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.) Несмотря на борьбу
против
бернштейнианства, к-рую вели в еврои. с.-д. партиях марксисты, сдача позиций
реформизму
приобретала всё более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из
крупных
политич. орг-ций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая В. И.
Лениным боль-
шевистская партия последовательно отстаивала рево-люц. линию в рабочем движении.
После ???. революции 1917 и окончания 1-й мировой войны противоборство марксизма
и Р. стало
борьбой между двумя организационно оформленными политич. течениями рабочего
движения.
Революц. крыло было представлено Коминтерном, реформистское — Бернским и 21/2-м
Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923,— Социалистич. рабочим
интернационалом.
Эволюция с.-д. партий в период между мировыми войнами — это движение от
словесного признания
марксизма к антимарксизму. После 2-й мировой войны Р. переходит на путь окончат.
и полного
разрыва с марксизмом, зафиксированный в новых программах осн. европ. с.-д.
партий (1958—61).
Офиц. доктрина совр. Р., провозглашённая в декларации Франкфуртского (1951)
конгресса
Социалистич. интернационала и противопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-
ленинизму,—
«демократический социализм». Теоретич. корни «демократич. социализма» восходят к
неоканти-
анству с его проповедью «этического социализма».
С т. зр. теоретиков совр. Р. социализм — не закономерный продукт естеств.-
историч. развития, а
нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистич.
преобразование

<< Пред. стр.

страница 229
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign