LINEBURG


<< Пред. стр.

страница 228
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

отношениями.
Развивая и критически преодолевая фей-ербаховскую антропологизацию Р., марксизм
подчёркивает,
что в основе религ. отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в
к-ром «...ч е л о-
веческая сущность не обладает истинной действительностью» и потому получает
иллюзорное осу-
ществление в боге (Маркс К., там же, т. 1, с. 414).
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали преодоление Р. с революц. переустройством
общества на
коммунистич. началах. «Религиозное отражение действительного мира может вообще
исчезнуть
лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут
выражаться в
прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного
жизненного
процесса... сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он
станет продуктом
свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным
планомерным
контролем» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90).
Земные истоки Р. всё более раскрывались, по мере того как она становилась
предметом науч.
изучения. Многочисл. этнологич. исследования (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Р. Маретт
и др.),
характеризуя Р. в её элементарных проявлениях, помогли реконструировать историю
возникновения
религ. верований. Изучение древнейших закреплённых в памятниках письменности
религ. текстов
дало обширный сравнит. материал для объяснения сходства мифов, верований и
культов у народов в
разных частях света, к-рое вытекает из сходства форм производств. деятельности,
экономич. быта на
ранних ступенях обществ. развития. Была по-казана связь религ. сознания с
развитием языка и об-
щим культурным развитием древнего мира.
В классовом обществе Р. как элемент социальной структуры выполняет определ.
функции, является
одним из инструментов, при помощи к-рых идеи господствующих классов становятся
господствующими в данном обществе идеями. Р. выступает, т. о., как духовная опо-
ра «превратного
мира», построенного на социальном неравенстве и гнёте. В то же время, будучи
включённой в
борьбу классов, Р. в определ. обстоятельствах может выражать и выражала интересы
и стремления
эксплуатируемых масс; их борьба против эксплуататоров облекалась нередко в форму
борьбы одной
религ.
идеи против другой: «...выступление политического протеста под религиозной
оболочкой есть
явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития...» (Ленин
В. И., ПСС, т. 4, с.
228). Вера в существование бога может формировать различное отношение к
действительности,
обнаруживать себя в различном социальном поведении, к-рое колеблется в
достаточно широких
пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира,
экзальтацией и
квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так,
ориентация совр.
религ. идеологии на земные проблемы отражает изменения в сознании широких масс
верующих
трудящихся, к-рые всё больше стремятся к эффективному осуществлению социальной
справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого
эксплуататорского
мира.
С каждым великим историч. переворотом в обществ. порядках происходил переворот и
в религ.
представлениях людей. Так, ср.-век. католицизм олицетворял собой феод.
разновидность
христианства, в противовес к-рой с развитием капитализма возник протестантизм
как бурж.
разновидность христианства. В свою очередь, и католицизм со 2-й пол. 19 в.
становится на путь при-
способления к условиям бурж. общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает
всё большее
развитие процесс секуляризации — постепенного падения влияния Р., высвобождения
из-под её
контроля различных сторон обществ. и личной жизни. Особенно большой размах этот
процесс
приобретает в совр. историч. эпоху, в условиях глубоких социальных
преобразований и науч.-тсхнич.
прогресса человечества, когда Р. переживает глубокий и необратимый кризис.
Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной
справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную
реальность,
противостоит Р. как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешит. лжи или
самообмана:
«упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его
действительного
счастья» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 415). До тех пор
пока Р. сохраняется ещё
в социалистич. обществе, верующим предоставляется возможность свободного
отправления культа.
Так, ст. 52 Конституции СССР гласит: «Гражданам СССР гарантируется свобода
совести, то есть
право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять
религиозные культы
или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с
религ.
верованиями запрещается». Церковь отделена от гос-ва, и оно не вмешивается в
отношения граждан
к Р. и религ. верованиям — в этом воплощён лозунг свободы совести,
отстаивавшийся марксизмом-
ленинизмом на всех этапах его истории. Вместе с тем в социалистич. обществе
создаются условия
для освобождения сознания от религ. воззрений, ведётся науч.-атеистич.
пропаганда. Историч.
практика подтверждает мысль Маркса о том, что «...религия будет исчезать в той
мере, в какой будет
развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате
общественного развития, в
котором крупная роль принадлежит воспитанию» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Об атеизме,
Р. и церкви,
1971, с. 470).
• Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О Р., Сб., М., 1975; О Р. и церкви. Сб.
высказываний классиков марксизма-
ленинизма, документов КПСС и Сов. гос-ва, M., 19812; Мюллер М., Р. как предмет
сравнит. изучения, Харьков, 1887;
Джемс У., Многообразие религ. опыта, пер. с англ., М., 1910; Леви-Брюль Л.,
Первобытное мышление, пер. с франц., М.,
1930; Тейлор Э. Б., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Токарев С. А.,
Р. в истории народов мира, М., 1964;
Левада Ю. А., Социальная природа Р., М., 1965; Общество и Р., М., 1967; Сухов А.
Д., Р. как обществ.
РЕЛИГИЯ 577
феномен, M., 1972; Угринович Д. M., Введение в теоретич. религиоведение, М.,
1973; К p ы в е л е в И. А., История
религий, т. 1—2, М., 1975—76; Р. и церковь в совр. эпоху, М., 1976; Вопросы
истории Р. и атеизма. Сб. ст., т. 1—12—
,М.,1950— 1964—; Вопросы науч. атеизма, в. 1—27—, М., 1966—81—; Фрезер Д. Д.,
Золотая ветвь, пер. с англ., М.,
1980; D u r-с k h e i m E., Les formes elementaires de la vie religieuse, P.,
1912; Weber M., Gesammelte Aufsatze zur
Religionssoziologle, Bd 1—3, Tub., 1921—22s; Handbuch der Religionswissenschaft,
hrsg. v. G. Mensching, B., 1948; Wach J.,
Religionssoziologle, Tub., 195l4; Glasenapp H. v., Die funf gro?en Religionen,
Bd l—2,'Dusseldorf—Koln, 1952—573;
Mensching G., Die Religion. Erscheinungsformen, Strukturtypen und Lebensgesetze,
Stuttg., 1959; Otto R., Das Heilige,
Munch., 1963; Heiler F., Erscheinungsformen und Wesen der Religion, Stuttg.,
1981;LeeuwG.-van der, Einfuhrung in die Pha-
nomenologie der Religion, Darmstadt, 196l2; Wells D. A., God, man and the
thinker: philosophies of religion, ?. ?., 1962;
Steigerwald R., Marxismus— Religion — Gegenwart, B., 1973; см. также лит. к ст.
Атеизм. В. И. Гараджа.
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus — относительный), методология, принцип, состоящий
в метафизич.
абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает
из
одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и
отрицания относит.
устойчивости вещей и явлений. Гно-сеологич. корни Р.— отказ от признания
преемственности в
развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий
(напр., от биологич.
.потребностей субъекта, его психич. состояния или наличных логич. форм и
теоретич. средств). Факт
развития познания, в ходе к-рого преодолевается любой достигнутый уровень
знания, релятивисты
рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит
к отрицанию
объективности позна-ния вообще, к агностицизму.
Р. как методологич. установка восходит к учению др.-греч. софистов: из тезиса
Протагора «человек
есть мера всех вещей...» следует признание основой позна-дия только текучей
чувственности, не
отражающей к.-л. объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. характерны для
антич.
скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от
историч. условий
процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов,
истолковывает их как
свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16—18
вв. (Эразм
Роттердамский, Монтень, Бейль) использовали для критики догматов религии и
традиц.
основоположений метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистич. эмпиризме (Беркли,
Юм, махизм,
прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и
субъективности
познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирич. описанию
содержания ощущений,
служит здесь обоснованием субъективизма.
Определ. влияние Р. приобрёл на рубеже 19—20 вв. в связи с филос. осмыслением
революции в
физике. Опираясь на метафизич. теорию познания, игнорируя принцип историзма при
анализе
изменения науч. знания, нек-рые учёные и философы говорили об абс.
относительности знаний (Мах,
Петцольдт), о полной их условности (Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение,
сложившееся в
философии и физике, В. И. Ленин писал: «...Положить релятивизм в основу теории
позна-ния, значит
неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику,
либо на
субъективизм» (ПСС, т. 18, с. 139).
Согласно диалектич. материализму, наши знания относительны не в смысле отрицания
объективной
истины, а в смысле признания историч. ограниченности каждого достигнутого уровня
знаний.
Вместе с тем в каждой относит. истине содержатся элементы абс. истины, что
обусловливает
развитие науч. познания.
Р. как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистич. течений
в бурж.
философии истории. Отрицая объективность историч. знаний, нек-рые теоретики
считают, что
оценки и суждения
578 РЕЛЯТИВИЗМ
историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания,
зависимость от определ.
политич. установок, что всякое воспроизведение исторического процесса является
результатом
произвола историка (Арон).
Распространение принципа Р. на область нравств. отношений приводит к этич. Р.,
выражающемуся в
том, что моральным нормам придаётся относительный, полностью условный и
изменчивый характер;
моральный Р. нередко смыкается с аморализмом.
В разных историч. условиях принцип Р. имеет различное социальное значение. В
нек-рых случаях Р.
объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматич.
мышления и
косности. Чаще всего Р.— следствие и выражение кризиса общества, попытка
оправдания утраты
историч. перспективы в его развитии.
• Ойзерман Т. И., Главные филос. направления, М., 1971; Парамонов Н. 3., Критика
догматизма, скептицизма и Р., М.,
1973; Wein H., Das Problem des Relativismus, B., 1950.
РЕМКЕ (Rehmke) Йоханнес (1.2.1848, Эльмсхорн,— 23.12.1930, Марбург), нем.
философ-идеалист,
представитель имманентной философии. Критикуя материализм, наивный реализм и
философию
Канта за допущение «вещи в себе», Р. считал, что познаваемое, действительность
непосредственно
даны сознанию, имманентны ему (см. «О достоверности внешнего мира для нас», в
сб. «Новые идеи
в философии», в. 6, 1913, с. 81). С этой позиции Р. отвергал противопоставление
субъекта и объекта,
характерное, по его мнению, для всей предшествующей философии. Философия как
осн. наука
исходит, по Р., из признания логич. примата всеобщего над единичным. В этике,
отвергая категорич.
императив Канта, Р. понимает нравственность как самоотверженную любовь к др.
людям.
Философия Р. была подвергнута критике В. И. Лениным в «Материализме и
эмпириокритицизме».
Последователи Р. создали в 1919 об-во его имени, издававшее журн.
«Grundwissenschaft» (1919—37).
И Philosophie als Grundwissenschaft, Lpz., 19292; Grundriss der Geschichte der
Philosophie, Fr./M.— Bonn, 19655; в рус.
пер,— Душа человека, СПБ, 1906.
• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960,
с. 136—42; Т r o b e r g G., Kritik der
Grundwissenschaft J. Rehmkes, Munch., 1941.
PEHАH (Benan) Жозеф Эрнест (27.2.1823, Трегье, Кот-дю-Нор,—2.10.1892, Париж),
франц.
философ, писатель, историк религии, филолог-востоковед. В 1845 под влиянием
тюбингенской
школы отказался от духовной карьеры и приступил к созданию истории религ.
верований. В первом
науч. труде «Сравнит. история семитич. языков» («Histoire generale et Systeme
compare des langues
semitiques», 1855) P. использовал достижения филологии для изучения характера и
истории древних
народов. В последующих работах Р. стремился осуществить достоверную
реконструкцию историч.
прошлого на основании всей совокупности частных историч. свидетельств. Общая
скептич. и
агностич. позиция привела Р. к эклектич. позитивизму и произвольной
интерпретации историч.
материала. После путешествия по Сирии, Ливану и Палестине Р. написал «Жизнь
Иисуса» (1863, рус.
пер. 1906), где в лит. форме осуществил историзацию образа Христа в соответствии
с принципами
франц. деизма 18 в. и под влиянием работы Д. Штрауса «Жизнь Иисуса». Изображение
Иисуса
Христа исторически существовавшим проповедником, макс. очищение евангельских
легенд от
сверхъестественного, сентиментальная идеализация осн. персонажей Нового завета
характеризуют Р.
как представителя историч. школы бурж. свободомыслия, а «Жизнь Иисуса» как
«церковно-
исторический роман» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22,
с. 469, 473).
Признавая полезность религ. веры для поддержания основ существующего порядка, Р.
пытался
спасти от разрушит. критики осн. идеи и догматы христианства. Политич. идеалом
Р. было элитарное
обще-
ство с олигархия, правлением «мыслящей аристократии».
• Oeuvres completes, v. 1 — 10, P., [1947—61]; в рус. пер — Собр. соч., т. 1—12,
К., [1902—03]; Будущее науки, т. 1-2, К.,
[1902]; История первых веков христианства, т. 1—7, СПБ, [1907].
• Chadbourne R. M., E. Henan, N. Y., [1968]; P e y-r e H., Sagesse de Renan, P.,
1968; Dupont-SommcrA., Ernest Renan et ses
voyages, P., 1973; W i n l i n g: R Pofmy et Renan, Lilie — P., 1975.
РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (1.1.1815, Монпелье, -1.9.1903, Прад), франц. философ-
идеалист,
лидер франц. неокантианства (неокритицизма). В. И. Ленин охарактеризовал его
философию как
«...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта» (ПСС, т. 18, с. 221). В
качестве исходного
пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное.
Р. отрицал
существование «вещей в себе» и рассматривал их как явления. Следуя феноменализму
Юма, он
считал, что опыт есть совокупность явлений, а отношение мышления и бытия —
принципиальная
координация субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта и
делая акцент на
проблемах прак-тич. разума (свободы, нравств. ответственности и др.), Р. строил
систему категорий,
в к-рой центр. место занимает категория отношения. В более поздних работах его
философия
сближается с этич. персонализмом и основывается на утверждении свободного
творчества множества
духовных существ — личностей. Идеалы свободы и нравств. совершенства, согласно
Р., неразрывно
связаны с верой в бога. Философия Р. оказала влияние на формирование франц.
персонализма.
• Essais de critique generale, v. 1—4, P., 1854—64; Esquisse d'une
classification systematique des doctrines philosophiques, v.
1—2, P., 1885—86; Le personnalismc, P., 1903.
• Лапшин И. И., Неокритицизм Шарля Р., в сб.: Новые идеи в философии, № 13, СПБ,
1914; История философии, т. 3, ?
1959, с. 481—85; Verneaux R., L'idealisme de Renouvier, P., 1945.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif — показательный, характерный),
представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о
целом по его
части или мера возможности распространить представление о части на включающее
эту часть целое.
Понятие Р. широко используется в практике эмпирич. исследований в рамках т. н.
выборочного
метода, когда обследование целого (генеральной совокупности) сводится к
обследованию части
(выборки или выборочной совокупности) с последующим распространением результатов
обследования выборки на генеральную совокупность. Здесь Р. выступает как понятие
формальное и
выражается обычно через величину и границы интервала (называемого доверит.
интервалом), в к-ром
с заданной степенью достоверности (или, как говорят, с заданной доверит.
вероятностью) может
оказаться определ. числовая характеристика генеральной совокупности. Величина и
границы
доверит. интервала поддаются расчёту и зависят от объёма генеральной
совокупности, объёма
выборки, способа отбора, задаваемой априори степени достоверности (доверит.
вероятности), способа расчёта обследуемой характеристики и её значения для
выборочной совокуп-
ности. Изучением подобных зависимостей занимается формальная теория Р.,
разрабатываемая в
рамках одного из разделов математич. статистики — теории выборочного метода.
• Вентцель Е. С., Теория вероятностей, М., I9604; К о к p e н У., Методы
выборочного исследования, пер. с англ., М.,
1976.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от лат. refero — отношу, связываю, сопоставляю), эталонная
группа,
представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности к-рой
выступают для него
эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в
своём поведении
люди ориентируются не только и не столько на ту группу, к к-рой фактически
принадлежат, но на ту,
к к-рой сами себя относят для сравнит. оценки своих достижений и статуса. Для
индивида Р. г. может
выступать как стандарт для само-
оценки (компаративные Р. г.) и как источник его установок, норм и ценностей
(нормативные Р. г.).
Р. г. может совпадать или не совпадать с группой, к к-рой принадлежит индивид.
Различают также
«реальные» и «вымышленные», «позитивные» и «негативные» Р. г. (напр., из-за
неприязненного
отношения к «Р. г. учителей» ребёнок иногда поступает вопреки их требованиям).
Как правило, у индивида бывает неск. Р. г. С возрастом число их увеличивается, в
зависимости от
содержания решаемой проблемы человек обращается к разным Р. г., нормы к-рых
могут
взаимоподкрепляться, не пересекаться или вступать в противоречие. Последнее
ведёт к
внутриличностным конфликтам, а иногда и к психич. заболеваниям. С возникновением
новых Р. г.
прежние могут сохранять своё влияние.
Теория Р. г. изучает их типы, факторы и причины образования. Одна из гл. её
проблем — изучение
детерминант выбора индивидами тех или иных Р. г.
Концепция Р. г. используется при изучении формирования личности и социальной
регуляции
поведения индивида («предвосхищающая социализация», напр., объясняется тем, что
индивид
заранее усваивает нормы и ценности той группы, членом к-рой надеется стать); при
анализе
взаимосвязи менаду объективным положением человека в социальной структуре и его
субъективным
представлением об этом, для исследования причин возникновения нек-рых
межиндивидуальных и
вну-триличностных конфликтов и т. п. Изучение Р. г. индивидов важно для
оптимизации воспитат.
работы, предупреждения преступности, повышения эффективности пропаганды.

<< Пред. стр.

страница 228
(всего 337)

ОГЛАВЛЕНИЕ

След. стр. >>

Copyright © Design by: Sunlight webdesign